Приветствуем вас на сайте Исследователей Библии.

ЗАВЫШЕННАЯ САМООЦЕНКА (Часть 2)

(Продолжение из последнего номера: Самооценка (часть 1))

После краткого обсуждения противоположности самооценки, теперь мы можем с пользой поразмышлять над завышенной самооценкой. Завышенная самооценка – это гордость, наихудший из всех низших первостепенных недостатков; она также является противоположностью наивысшего из второстепенных качеств – покорности. Никакое другое эгоистичное качество человека Библия не осуждает так, как гордость, чрезмерную самооценку. Доказательством тому будет обсуждение некоторых библейских высказываний на тему этого недостатка.

Библия учит, что Бог гордым противится (Иов 37:23). Она обвиняет гордость в преследовании бедных, в самовосхвалении, в пренебрежении Божьим Словом, в пренебрежении ближними, уверенности в своей безнаказанности (Пс. 9:23-27,32). Библия обвиняет гордость в порабощении тех, которые подчинены ей насилием, коррупцией, угнетением и наглостью, а также в богохульстве против Бога и человека (Пс. 73:6,8,9). Она говорит, что Бог не может одобрять гордых (Пс. 100:5). Библия утверждает, что гордые прокляты, что гордость делает их лжецами, а также, что они будут посрамлены (Пс. 118:21,69,78). Священное Писание говорит, что гордость является мерзостью пред Богом (Прит. 6:16,17), что Бог ненавидит ее (8:13), что она ведет ложными путями (10:17), гордость презирает других (11:12), ей характерна глупость (12:15), сварливость и греховность (13:10; 21:4; 28:25), она ведет к уничтожению (15:25; 16:18; 17:19; 18:12), она уловляет и унижает (29:8,23).

Библия также учит, что гордость навлекает беду (Лук. 11:43), приводит к тому, что люди теряют Божью милость (Рим. 11:18-20), делает их надменными (1Кор. 5:2), искажает знание (8:2), превозносит над знанием о Боге (2Кор. 10:5), ее обуздание требует болезненных испытаний (12:7), она ведет к самообману (Гал. 6:3), навлекает осуждение и порабощает (1Тим. 3:6), делает своего владельца лжеучителем (6:3-5), является одним из качеств подлых людей (2Тим. 3:2,4), вызывает противление Бога (1Пет. 5:3), не исходит от Отца, но от мира (1Ин. 2:16), делает людей несчастными, бедными, жалкими, слепыми и нагими (Откр. 3:17), а также навлекает страдания, печаль, смерть, плач, недостаток и уничтожение (Откр. 18:7,8).

Священное Писание приводит много примеров людей, которые были задеты гордостью: Ахитофел (2Цар. 17:23), Нееман (4Цар. 5:11-13), Севна (Ис. 22:15-19), Иезекия (Ис. 39:2-8), Узия (2Пар. 26:16-19, Аман (Есф. 3:5; 7:10), Навуходоносор (Дан. 5:20) и тд. Библия осуждает гордость как одного из наших злейших врагов.

Завышенная самооценка, гордость, содержит три элемента, и они являются преувеличением трех элементов самооценки – уверенность, удовлетворенность (которая у несовершенных людей всегда преувеличена) и уважение. Чрезмерная самоуверенность принимает различные формы, такие как самодостаточность, дерзость, нахальство, самоуверенность и наглость. Она является предшествующей чертой, приводящей к тому, что люди “ломятся туда, куда ангелы боятся ступать”, что имеют стремление к тому, что выходит за пределы их возможностей, и пытаются делать то, к чему им не хватает нужных способностей. Она приводит к тому, что люди берутся делать то, что, очевидно, им не по силам, и пренебрегают тем, что соответствует их способностям. Подобные действия выставляют их глупцами в глазах других. История и наш собственный опыт показывают нам достаточно примеров этой плохой черты.

Вторым элементом преувеличения самооценки является самодовольство, которое также имеет много форм. Хотя все формы самодовольства в падшем человеке плохи, поскольку в каждом случае есть преувеличение, однако они имеют разные степени. Когда преувеличение самодовольства принимает крайнюю форму, то оно становится наиболее опасным элементом гордости. Его сутью является тщеславие, самодостаточность и самовосхваление; в своем наихудшем преувеличении оно делает человека надутым, надменным, напыщенным, высокомерным, заносчивым, самонадеянным, спесивым и неприступным. По причине такого чрезмерного самодовольства человек чувствует себя центром вселенной, солнцем, вокруг которого вращаются все остальные более или менее отдаленные планеты и удерживаются на своих местах, очевидно, в подчинении этому воображаемому солнцу. Такие люди считают, что они являются воплощением всякого совершенства, вершиной всяческих достижений и кульминацией всех свершений. Но, в конце концов, они обязательно лопнут, как сказочная лягушка, которая пыталась надуться до размеров коровы.

Преувеличением третьего элемента самооценки является слишком большое самоуважение. Эта черта выступает в разных степенях и формах. Это превозносящаяся амбиция, которая перерастает сама себя. Это высокомерие, которое ведет к тому, чтобы не обращать внимания на других. Это наглость, которая пренебрегает другими. Это пренебрежение, которое с насмешкой смотрит на других. Это гордость, недовольная низким положением и стремящаяся к наивысшему положению, а пытаясь его достичь, возносит себя, не останавливаясь перед унижением других. Она требует к себе почтительного обращения независимо от того, достойна ли она такового, или нет. Это высокомерие, которое не думает о том, чьи чувства оно топчет своими ногами. Это фарисейская гордость, которая пренебрегает и брезгует униженным мытарем. Она проявляет холод в отношении к действительному или воображаемому более низкому уровню. Она проходит мимо бедных, измученных и скромных с высокомерными манерами, а также поднятой и откинутой назад головой. Она гордо шагает с чувством собственной важности и уверенностью в более низком или ничтожном положении других. Это гордая позиция, авторитетный тон и властная речь. Она превращает достоинство в помпезность, уважение к себе в почитание себя самого, а высокое положение преобразует в тиранию. Она часто проявляется тогда, когда те, которыми она пренебрегает и которых презирает, более достойны.

Гордость зачастую проявляется правителями и другими высокими государственными чиновниками. Священство часто выступает ее примером. Аристократы и состоятельные люди часто бывают заражены гордостью. Военные высокого ранга и военно-морские капитаны проявляют ее достаточно часто. Великие завоеватели в истории в особенности обвиняются в преувеличении самоуважения. Эта черта зачастую проявляется также людьми с меньшими талантами, достижениями, свершениями, занимающими более низкое положение. Некоторые настолько пали, что помимо того, что являются наименее способными, наиболее бесплодными работниками, а также наиболее невзрачными агентами, становятся жертвами этого недостатка. Многие люди пытаются быть “самой большой лягушкой в луже”, не имея к этому минимальных способностей. Но одним из плохих результатов, которые могут быть вызваны гордостью, чрезмерной самооценкой, является дух нездорового ума, который делает людей неспособными правильно себя оценивать. Гордость привела к падению большего числа вождей Господнего народа, чем все остальные причины вместе взятые и многократно умноженные. Конечно, она является одним из злейших врагов христианина, и должна быть сразу убита. Другая иллюзия, которую она развивает – точка зрения, что те, кто ей противится, сами исполнены гордостью, а также ненавидеть их действительную или воображаемую черту, которая, на самом деле, есть у них самих. Очевидно, сама по себе и в своих трех элементах, гордость в каждом человеке является необычайно большим недостатком.

ФУНКЦИЯ САМООЦЕНКИ

Теперь перейдем к обсуждению функции самооценки. Когда мы говорим о ней, то не имеем в виду ее преувеличенного проявления, независимо от того, будет оно в виде гордости или чрезмерного смирения. Скорее, мы имеем в виду роль, которую выполняет самооценка как достойная похвалы черта характера. То, что она предназначена для использования в добрых целях, очевидно из того, что Бог сделал ее неотъемлемой частью человеческих склонностей, частью морального характера человека. Это также очевидно из того факта, что Бог, Христос, добрые ангелы и святые во славе обладают ею как элементом своих характеров. Поэтому она имеет утвержденную и предвиденную Богом функцию в наших склонностях и характерах.

Какова же роль самооценки? Это не роль господина, но слуги, поскольку в функции господина она становится завышенной – то есть гордостью. Самооценка может быть задействована как слуга Истины, справедливости и святости; она должна быть использована в деле в пользу развития Истины, справедливости и святости в нас самих и в других. Эта функция самооценки может пониматься в двух элементах, которые используются в нас в настоящее время: в уверенности в себе и уважении к себе.

Количество уверенности в себе, которое мы можем надлежащим образом использовать, - это вера в нас самих как способных быть такими и делать то, чего Бог хочет от нас, ни больше ни меньше. Таким образом, мы можем надлежащим образом использовать ее как слугу Истины до такой степени побуждения нас к вере, чтобы мы были в состоянии получить и сохранить для себя столько Истины, сколько Бог хочет, чтобы мы имели, а также, чтобы мы имели столько веры в Истину, сколько Бог хочет, чтобы мы имели, чтобы помочь другим в ее обретении. Когда мы обладаем таким количеством уверенности в себе, чтобы верить, что можем и должны использовать ее в этих двух целях, тогда уверенность в себе как элемент нашей самооценки мы делаем слугой в надлежащем ее использовании в пользу Истины. Подобно, если мы используем уверенность в себе для побуждения нас к развитию справедливости и святости в нас и в других, в такой степени и такими способами, на которые указывает Бог, Который хочет, чтобы мы так делали, тогда уверенность в себе, как часть самооценки, мы делаем слугой справедливости и святости.

Эту функцию самооценки мы также можем увидеть в уважении к себе, а также достоинстве, которое формирует правильное уважение к себе. Служебная функция уважения к себе, как часть самооценки, видна в действиях самооценки в отношении к Истине, делая так, что человек уважает себя настолько, что с достоинством может исполнить то, что Бог возлагает на него, как достойного привилегии получения Божественной Истины, сохранения ее и наделения ею других. Наделяя Истиной других, с точки зрения уважения к себе, человек будет относиться к себе так, как Бог к нему относится: как к достойному посредством Божьей благодати и заслуги Христа быть посланником Бога, помогая другим в поисках гармонии с Богом посредством Истины. Принимая и соблюдая Истину, с точки зрения уважения к себе, этот человек будет смотреть на себя так, как Бог на него смотрит: как на достойного благодаря благодати и заслуге Христа, как Божье дитя, получить привилегию познания Истины. Подобно, когда мы используем уважение к себе, чтобы как Божьи дети чувствовать, что мы сделали что-то не находящееся в гармонии со справедливостью и святостью, заинтересовать нас подходить достойно к призванию и избранию, жить по справедливости и святости, тогда мы правильно используем самооценку в ее части уважения к самим себе. Тогда мы развиваем ее функцию, роль и действие как слуги Истины, справедливости и святости. Такое ее использование является правильным развитием характера. С каким же достоинством и уверенностью в себе мы будем действовать, когда будем проявлять такую самооценку! И какое хорошее влияние на других мы будем оказывать такими действиями! Поэтому как Божьи дети мы должны развивать такие функции самооценки.

Однако нет сомнения в том, что поскольку в нашем настоящем состоянии никакое использование самодовольства как элемента самооценки не будет правильным, то оно сейчас не выполняет никакой функции для нас. Мы будем иметь ее, когда достигнем совершенства.

ОТСУТСТВИЕ САМООЦЕНКИ

Отсутствие самооценки является недостатком характера. Среди прочего, это очевидно из того факта, что самооценка является частью Божьего образа, и как таковая она была привита в склонности человека. Это также очевидно из того факта, что те, которые ее не имеют, по причине этого недостатка, становятся виновными в поступках, которые вредят характеру, а также в поступках, которые оказывают деградирующее влияние на других. Эти недостатки проявляются в несовершении того, что они в состоянии сделать и чего требует от них обязанность и их интересы; они зачастую видны в вынужденном завершении задания, а также в неудаче таких попыток по причине отсутствия уверенности в своих способностях довести их до успешного конца. Таким образом, отсутствие уверенности в себе часто приводит к тому, что кто-то терпит неудачу в делах, к выполнению которых он обладает квалификациями, так как из-за отсутствия веры в свои способности к выполнению этого дела он сам себя дисквалифицирует. Затронутые этим недостатком, должны поверить в свои способности к выполнению того, что Бог хочет, чтобы они сделали, как Божью волю по отношению к ним.

Отсутствие самооценки в ее части уважения к себе также является серьезным недостатком характера, и это не только по выше приведенным причинам, но также по причинам, которые кроются в самой сути отсутствия уважения к себе. Без сомнения, отсутствие уважения к себе часто приводит людей к унижающему поведению, недостойного их самих, в грехе, самолюбии и мирском духе, которых они не допустили бы, если бы развивали правильное уважение к себе. Очевидно, что уважающие себя люди не будут позволять себе небрежность внешнего вида, нечистые привычки, такие как похотливость, пьянство, объедение, курение и наркозависимость, а также моральное разложение. Многие подлые поступки в бизнесе и в общественных отношениях никогда не были бы совершены, если бы их исполнители надлежащим образом уважали себя. Как много поступков использования слабых сильными не были бы совершены, если бы сильные имели надлежащее уважение к себе! Как много случаев угнетения бедных, сирот, вдов и других беззащитных никогда бы не были совершены, если бы их мучители имели надлежащее уважение к себе!

Правильное уважение к себе сдерживало бы от совершения наиболее постыдных поступков, которые записаны в истории, а также многочисленных незаписанных, совершенных в частной жизни многих людей. Конечно, это, собственно, отсутствие уважения к себе зачастую толкает людей к тому, что они ввязываются в сплетни и клевету, а также не оправдывают доверия, используют коварство и обман, присваивают собственность, права и привилегии других людей. Это отсутствие уважения к себе частично отвечает за обман, предательство, вмешательство в дела других, а также подрыв репутации, влияния и позиции в жизни. Тот факт, что люди унижают себя, оскверняясь идолопоклонством, особенно, когда идолопоклонство касается собственного я, богохульством и различными формами неверия, вызван, прежде всего, отсутствием уважения к себе.

 

BS, ’08, 72-75; SB, ’08, 74-77.

Библейское Знамя №31

Читайте продолжение: Надлежащая Самооценка (часть 3)