Приветствуем вас на сайте Исследователей Библии.

 Продолжение из предыдущих номеров:

Самооценка (часть 1)

Завышенная Самооценка (часть 2)

 

НАДЛЕЖАЩАЯ САМООЦЕНКА (часть 3)

  В двух предыдущих номерах мы обсуждали отсутствие, то есть противоположность самооценки, а также ее преувеличенное выражение. Теперь будем рассуждать над способами развития этого надлежащего качества характера. В развитии качества самооценки мы должны быть осторожны, поскольку она включает элементы, которые нужно скорее уменьшать и ослаблять, чем украшать. Это ограничение нужно по причине нашего нынешнего несовершенства сердца и ума, которые склонны к проявлению самодовольства в отношении наших личных способностей и достижений характера. Такая позиция ведет скорее к развитию гордости, нежели к удерживанию этих элементов в ограниченном состоянии. Такое ограничение будет достигнуто, если мы сохраним трезвую оценку наших несовершенств в нынешнем состоянии и будем стараться сохранить качество самооценки на своем месте благодаря развитию самодисциплины, контролирующей все сферы ее использования.

Кроме того, большинство людей не нуждаются в специальном поощрении в развитии уверенности в себе и уважения к себе, поскольку выглядит, что большинство из них нуждаются в действиях в направлении отвлечения от этих элементов самооценки. Но есть люди, которых нужно в этом заинтересовывать, поскольку им не хватает уверенности в себе и самоуважения. Это развитие должно происходить до такой степени, чтобы эти два качества сделать верными слугами истины, справедливости и святости, ни больше, ни меньше. Больше – разовьет гордость; меньше этого – удержит человека от действий в рамках его лучших способностей и приведет к тому, что он будет поступать недостойно себя как слуга Бога. Это показывает, когда некоторые братья должны развивать уверенность в себе, другие – уважение к себе, а еще одни – оба эти элемента. Таким мы предлагаем определенные размышления на тему этих качеств, надеясь, что они помогут в выравнивании этих недостатков.

СТИМУЛИРОВАНИЕ

Начнем с развития уверенности в себе. Как мы должны поступить? Во-первых, мы должны убедиться, есть ли у нас недостаток, и постараться установить правильный диагноз нашей слабости, поскольку без такого распознания мы не будем в состоянии найти средства для его восполнения. Во-вторых, мы должны осознать необходимость восполнения этого недостатка; и, последнее, мы должны определить метод, который приведет к восполнению недостатка. Мы не должны пытаться восполнить его только с помощью наших человеческих способностей, но скорее использовать библейские методы, приводящие к тому, что мы сами верим, что мы способны быть тем и делать то, чего Бог от нас хочет. Причина, по которой этот способ действий является правильным, в том, что он дает нам возможность надлежаще оценить наши возможности как христиан, поскольку это взгляд, который имеет Бог, а Он никогда не хочет, чтобы у нас был недостаток уверенности в себе, а также чтобы мы выходили за пределы наших возможностей. Поэтому мы должны узнать, чего Бог от нас хочет. Мы можем сделать это через внимательный анализ нашего духа посвящения, наши реальные таланты, а также нашу предопределенную ситуацию, поскольку на этом основании Бог решает, чего Он от нас хочет – кем мы должны быть и что делать.

Поняв, как Бог хочет нас использовать в этих направлениях, мы, в общем, замечаем Его желание в отношении к тому, кем мы должны быть и что должны делать в направлении улучшения нас самих, наших братьев и других. Тогда, в общем, благодаря событиям нашей ежедневной жизни, Бог показывает, каких действий Он от нас ожидает в согласии с принципами Его Слова, побуждениями Его Духа и указаниями Его провидения. Когда мы уже узнали, какую реорганизацию мы должны совершить в нашем характере, тогда мы должны проявлять постоянную решительность, веря, что мы способны такими быть и так поступать. Мы должны укреплять эту силу ума, используя те части Божьего Слова, которые относятся к выполняемому нами делу, и соответственно его выполнять. Мы должны сказать себе: я могу, МОГУ, МОГУ быть тем или делать это, потому что Бог не ожидал бы этого, если бы я не смог этого сделать. Это будет вызывать уверенность в себе, а повторение этого упражнения разовьет ее больше. Таким образом мы можем развивать уверенность в себе.

РАЗВИТИЕ

Теперь порассуждаем над тем, как мы можем формировать самоуважение из самооценки. Развитие уверенности в себе поможет в развитии уважения к себе в том смысле, что убедит нас, что благодаря Божьей милости, в Его Святом Духе, через Его Слово и провидение мы работаем над способностью, которая угодна Богу. С таким убеждением у нас есть хороший старт в развитии уважения к себе. Приведенные ниже замечания будут полезными. Прежде всего, мы должны увидеть наш недостаток в этом отношении. Во-вторых, мы должны установить степень самоуважения, которую мы должны ощущать и проявлять, поскольку мы можем выйти за пределы этого правильного количества и развить высокомерие, гордыню, презрение и пренебрежение другими, а также вредить им через проявление этого преувеличенного уважения к себе. У нас может быть недобор в развитии уважения к себе, и мы можем вести себя подло, гнусно и обладать подчиненным и униженным духом, вызванным недостаточным уважением к себе. В-третьих, мы должны утвердить нашу волю, чтобы думать о себе и поступать с достоинством, которого требует наша личная позиция и то положение, которое мы занимаем перед Господом. Признать, что мы не можем чувствовать и действовать недостойно нашего положения и считать, что должны чувствовать и поступать достойно нашего положения перед Небесным Отцом. Такой способ поведения сформирует в нас правильное и желанное уважение к себе.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ

После того, как мы указали на то, как должно развиваться надлежащее уважение к себе, правильным будет добавить несколько предостережений. Во-первых, мы считаем, что у большинства людей нет нужды его развивать, поскольку большинство представителей нашего рода имеют его слишком много по причине несовершенства, наследственности, воспитания или окружения, или же совокупности двух или более из этих влияний. Это правда, прежде всего, в отношении элемента самодовольства, которого мы никогда не должны развивать, хотя оно нужно для преодоления преувеличенного недовольства собой. Это можно сделать не через достижение самодовольства, но как преодоление чрезмерного недовольства.

Прежде всего, мы должны внимательно посмотреть на то, должны ли мы развивать, или скорее ограничивать самооценку. Далее, мы прилагаем большие усилия, если видим в себе недостаточную самоуверенность и самоуважение, чтобы мы не развили чрезмерной самооценки, проявление которой является большей опасностью, нежели недобор. Поэтому, формируя требуемую самооценку, нужно очень постараться в стремлении к ней и к ее уравновешиванию, чтобы не впасть в обе крайности.

Третье предостережение, на которое мы хотим обратить внимание в связи с этой проблемой, это то, что мы всегда должны бодрствовать, чтобы не развить слишком большую самооценку, что подразумевает гордость. Она является главной угрозой, связанной с развитием надлежащей самооценки; поскольку гордость является наиболее опасным из всех недостатков, за исключением тех, которые непосредственно бьют по высшим первостепенным качествам. Например, суеверие (преувеличенная вера), неверие (отсутствие веры) и недоверие (противоположность веры); эти три являются непосредственным нарушением надлежащей веры. Поэтому мы должны хорошо смотреть за собой в связи с развитием самооценки.

ОГРАНИЧЕНИЕ ПРЕУВЕЛИЧЕННОЙ САМООЦЕНКИ

Когда самооценка слишком сильно развита, то ее нужно сдерживать и смягчать. Ее нельзя уничтожить, поскольку она является достоинством характера, но когда она преувеличена, то ее нужно сдерживать и формировать. Другими словами, мы должны найти равновесие между ее недостатком и избытком. В этом качестве, как и в случае с другими качествами характера, необходима регуляция, если мы имеем дело с его избытком или недостатком; мы должны найти золотую середину между этими двумя крайностями. Мы уже обратили внимание на то, как его разбудить в случае его отсутствия. Теперь хотим обратить внимание на то, как его сдержать от крайнего избытка.

Избыток самооценки распознается по факту, что она пытается получить власть над нашими мыслями, мотивами, словами и делами. Поскольку она является низшим первостепенным качеством, то – подобно, как и второстепенные и третьестепенные качества – она никогда не может властвовать над нашими мыслями, чувствами, словами и делами, поскольку такое властвование относится исключительно к компетенции высших первостепенных качеств. Если же она господствует, то решает об этом гордость, которая растет благодаря такому господству.

В таком случае должны использоваться следующие методы: (1) сочетание высших первостепенных качеств с усилиями самооценки заполучить контроль, в результате чего мнение о себе будет отодвинуто на задний план, (2) замена гордости, которая господствует над самооценкой, ее противоположностью – кротостью, которая развивается и проявляется в сочетании высших первостепенных качеств и подчинении самооценки под их контроль; и (3) ограничение попыток самооценки господствовать через использование других качеств, нежели ее противоположность, а также включение высших первостепенных или других качеств, таких как низшие первостепенные, второстепенные и третьестепенные, в укрощении гордости как высокомерной самооценки.

Постоянная решительность и использование этих трех особых методов окажется полезной в обретении надлежащей самооценки. Гордость является высоким мнением о себе, которое имеет три формы: (1) высокомерная самоуверенность – самодостаточность и связанные с ней недостатки; (2) самодовольство и связанные с ним недостатки, которые обсуждались ранее; (3) чрезмерное уважение к себе самому – высокомерие и надменность, а также связанные с ним недостатки, которые уже обсуждались. Вышеперечисленные методы должны быть использованы против всех трех элементов гордости, которая тем самым будет побеждена благодаря верному противостоянию.

Наша самооценка в ее двух плохих крайностях – в недостатке и избытке – ведет к проблемам, навлекает на нас хлопоты в результате их проявления. Как много проблем в мире по причине гордости! В религии, деноминациях, государстве, работе, обществе, семье, бизнесе, образовании, науке, литературе, искусстве, философии и их взаимных связях история мира доказывает, что гордость является одной из главных причин в создании проблем. Это правда и в среде посвященных, в их личной жизни и ее разных аспектах, а также в отношениях между посвященными. В особенности это истинно в отношении вождей. Согласно записанным наблюдениям, 95% вождей упали по причине гордости. Ограничивая наши рассуждения к Епифании (с 1914 года – зам. перев.), мы замечаем, что процент таких падений даже превышает 95%. Как много унижений вызывают на себя разные личности из Господнего народа из-за проявления самодостаточности, самодовольства, высокомерия и связанных с ними недостатков, которые являются элементами гордости!

Хотя недостаток самооценки не настолько большой смутьян, как завышенная самооценка, однако он наносит вред как посвященным, так и миру. Как много неудач и ошибок вызывает отсутствие уверенности в себе и уважения к себе в религии, деноминациях, государстве, работе, обществе, семье, бизнесе, образовании, науке, литературе, искусстве, философии, а также во взаимных связях между ними! Все посвященные, которым не хватает этих двух элементов самооценки, оглядываясь назад на конкретные испытания, могут увидеть много неудач и ошибок, а также возникающих из этого хлопот, которые стали их уделом по причине этих недостатков! Трудно сказать, какой из этих двух недостатков приносит нам наибольшую проблему, но очевидно, что отсутствие уверенности в себе вызывает больше неудач, чем отсутствие самоуважения, тогда как отсутствие самоуважения к своей личности приводит к тому, что мы совершаем больше ошибок, чем в результате отсутствия уверенности в себе. Потому избыток или недостаток самооценки приводит к проблемам в смысле хлопот.

ИСПЫТЫВАНИЕ САМООЦЕНКИ

Наша правильная самооценка должна пережить испытание в смысле ее тестирования, поскольку, как и каждая другая часть характера, она должна быть проверена разными испытаниями для того, чтобы показать ее пригодность или непригодность для того положения, которое Бог нам предлагает. Это происходит посредством переживания разного рода испытаний, но самые ключевые приходят на самооценку через наши возвышения и унижения.

Возвышения даются нам для того, чтобы мы показали, изменится ли наша надлежащая самооценка на высокомерную, или же останется в надлежащем равновесии. Согласно этому Господь позволяет нам пережить в нашей жизни удачи, привилегии, высокое положение, популярность и возвышения. Они явно испытывают эту черту! Как много людей среди таких испытаний не смогли сохранить уравновешенной самооценки и попали в самодостаточность, дерзость, высокомерие, самодовольство, наглость, надменность, хвастливость и самовозвышение!

С другой стороны, наша правильная самооценка подвергается унижениям, чтобы дать нам возможность показать, не подтолкнет ли нас такое унижение к другой крайности, в которой отсутствие уверенности в себе впадает в крайность с сопровождающим ее разочарованием, отчаянием и комплексом побежденного. Отсутствие удовлетворения собой обретает крайнюю форму, вместе с разочарованием и отчаянием по отношению к себе, а также комплексом неполноценности; а в этом проявляется исключительное отсутствие уважения к себе вместе с сопровождающим его унижением, угодничеством, пресмыкательством и комплексом униженности. Сохраним ли мы в таком унижении уважение к себе? Некоторые испытания, касающиеся нашей самооценки, будут односторонними – испытывая только одну ее часть, а некоторые будут связаны, охватывая две или три ее части.

Некоторые из этих испытаний не будут касаться ничего другого, как только самооценки, тогда как другие будут охватывать одно или больше других качеств характера. Хотя такие испытания могут обнаруживать нашу надлежащую самооценку, нам нужно верно тренировать наши святые достоинства в гармонии с Духом, Словом и провидением Бога, чтобы верно сохранить правильную самооценку, а тем самым стать победителями в ее испытании. Мы должны ежедневно состязаться на этом поле, а также во время испытания всех других наших качеств, чтобы мы побеждали из часа в час и изо дня в день, чтобы в конце периода испытаний мы могли окончательно оказаться победителями.

Среди людей мы находим много примеров преувеличения, недобора, а также равновесия в сфере самооценки. Мы показали, как они господствуют в различных сферах человеческой деятельности, а каждый из нас может припомнить себе примеры этих трех элементов самооценки в ее чрезмерном выражении, отсутствии или равновесии, так как они существуют и проявляются в разных сферах жизни. Поэтому мы также не будем здесь перечислять людей, проявляющих эти три формы самооценки в преувеличении, недоборе или равновесии в их различных сферах.

РЕЗУЛЬТАТЫ САМООЦЕНКИ

В завершение мы хотим вкратце обратить внимание на результаты правильного формирования двух элементов самооценки, которые должны развиваться, когда появляется их недобор.

Развитие уверенности в себе до уровня трезвой независимости будет иметь хорошие последствия в сохранении человека от неудачи в соответствующих мероприятиях, как с точки зрения защиты как от неуверенной позиции побежденного, так и от дерзкой самодостаточности, поскольку обе эти крайности с разных точек зрения противодействуют успешному развитию характера. Правильное развитие уверенности в себе сдержит нас от попытки браться за задания, которые находятся за пределами наших возможностей, а также от неудачи в попытках делать то, что мы успешно можем сделать с Божьей помощью. Она, совсем наоборот, будет удерживать нас в рамках золотой середины в наших стремлениях, указанной нашими способностями как путь, который мы должны избрать, а также поможет нам в успешной реализации наших собственных стремлений. Таким образом, мы можем исполнить цели Бога в нас и через нас, а также приносить пользу другим и себе.

Подобно оказывается, что надлежащее развитие уважения к себе изобилует хорошими результатами. Оно сдерживает нас от недостойного поведения в отношении к нам самим как Божьим детям, тем самым сдерживая нас от греха, самолюбия, мирского духа и заблуждения, а особенно от поддержки заблуждений. Это некоторые из пассивных плодов. Но оно приносит также конструктивные плоды, поскольку служит нашему достойному поведению по отношению к нам самим как наученному, оправданному и посвященному Божьему народу. Тем самым поощряет нас к возрастанию в мудрости – истине – в достоинствах справедливости, в качествах любви и в проявлении силы, благодаря чему побуждает нас к преобразованию наших характеров на подобие Христа. Надлежащее уважение к себе дает нам также способность проявления того достоинства, которого требуют от нас различные функции, которые мы выполняем перед Господом, а также обучения, развития самих себя, более полезного влияния на других и прославления Бога и Христа, который удостоил нас этими различными функциями: воинов, посланников, князей, учителей под Своим руководством.

Очевидно, эти награды являются для нас сильной мотивацией к развитию и практике надлежащей самооценки в уравновешенной уверенности в себе и уважении к себе. Мы верим, что все из нас подчинятся этой мотивации к их развитию в такой мере, в какой она для нас необходима.

 

Библейское Знамя №32

BS ’08, 86-89; SB 08, №226, 87-90