Приветствуем вас на сайте Исследователей Библии.

НЕ ХОДИ ПО ЭТОМУ ПУТИ

Притчи 4:10-19

Независимо от того, поступал ли Царь Соломон в согласии со своими собственными учениями, или нет, везде считается, что они содержат большую мудрость – они так же истинны сейчас, как были тогда, когда были сказаны. Сказано, что Бог выслушал молитву Соломона о мудрости и исполнил его просьбу. Его писания были приняты как часть священного канона во времена нашего Господа, и писатели Нового Завета не выступали против них, а наоборот, цитировали их. Всё это является для нас достаточной гарантией того, что мудрость этих притчей исходит свыше.

В обсуждаемой нами теме мудрый человек представляет Соломона в роли отца, дающего добрые наставления сыну. Для всех молодых людей было бы хорошо, если бы их отцы чаще общались с ними и делились с ними полезными уроками из своего жизненного опыта. Если говорить о простых вещах – таких как пропитание, одежда и т.п., то в общем, отцы проявляют интерес к тем, которых они привели на свет, но разве они не несут намного большей ответственности за развитие ума и сердца своих детей на пути мудрости, справедливости, праведности и истины?

Среди растущего зла в наше время, даже среди христианских народов, находится склонность родителей, а особенно отцов, к тому, чтобы избегать ответственности, которую они взяли на себя, когда становились отцами. Они скорее склонны оставлять исключительно или в значительной степени на других задание учить, наказывать, руководить и давать советы своим детям – на душепопечителей в церкви, учителей воскресных школ или матерей. Это хорошо, когда дети, чьи отцы не проявляют правильного родительского инстинкта, получают совет и помощь от других, а особенно от своих матерей. Но все они не могут в достаточной степени заменить отцовский совет того, кто является отцом в настоящем смысле этого слова – заботясь о наивысшем благе тех, которых Божественное провидение вверило их опеке.

Это касается не только тех детей, которых коснулось такое родительское пренебрежение данной им от Бога ответственностью, но влияет также на родителей. Пренебрегаемый ребенок осознает отсутствие заботы о его высших интересах и соответственно хуже ценит своего родителя. Результатом этого является отсутствие уважения и послушания к родителям в доме; дом, в котором царит беспорядок – это, безусловно, несчастный дом. В таком доме христианским качествам очень трудно укорениться и приносить плоды в каждом из членов семьи; но иногда случается, что они появляются и расцветают именно в таком месте.

Многие родители узнают, когда уже слишком поздно, насколько серьезно они пренебрегли развитием добрых принципов в садах сердец своих детей, и позволили, чтобы они заросли сорняками злого характера – невоспитанностью, непослушанием родителям, неблагодарностью и т.п. Мы должны усиленно склонять христианских родителей понимать необходимость правильного воспитания детей с точки зрения принципов, а также примера, показывая им веру, надежду, самоконтроль, терпение, благочестие, вежливость, благодарность, кротость, смирение и любовь как основные принципы повседневной жизни (Прит. 22:6). Такие родители дают своим детям хороший старт на правильном пути, старт, в котором они нуждаются, вступая в жизнь, и которого и дети и общество имеют право ожидать со стороны тех, кто дал им жизнь.

Соломон, как хороший отец, показывает, что послушный сын мудрого отца продлит свои дни, когда примет во внимание хорошие советы. Поведение родителей должно во всем проявлять их любовь к своим детям, а также их глубокую заботу о благе своих детей. Ребенок имеет естественную склонность к высокому мнению о своих родителях и оценке их совета, разве что его детское доверие будет разрушено неуважительным отношением, угрозами или игнорированием со стороны родителей.

Дети часто понимают все настолько же верно, как взрослые, а иногда даже больше; они должны уметь делать выводы на основании хороших доводов, (1) что получают родительскую любовь и заботу об их благе и, (2) что жизненный опыт родителей должен быть для них ценным у порога их жизни, чтобы правильно его начать. Кто может сказать, что ребенок, который ведется и поддерживается родительским советом, не будет защищен от многих трудностей, ловушек и проблем в жизни, а также от многочисленных болезней и физического ослабления, чтобы жить дольше? Кроме того, родитель, проявляющий интерес к ребенку и старающийся дать ему уроки из собственной книги опыта, получит сам для себя пользу, анализируя свои жизненные успехи, разочарования и ошибки, а также их причины. Тот, кто исполняет свой отцовский долг, благословляет себя, как и своего ребенка, и добавляет себе лет жизни, а также добавляет лет жизни своему ребенку.

Какое благословение для родителя, когда в конце жизни, обращаясь к своему ребенку, он может искренне сказать слова из Притчей 4:11 (Танах): «Я показал тебе путь мудрости, вел тебя [своим примером] по стезям справедливости» и насколько благословенны такие дети! Они значительно менее других подвержены преткновениям на жизненном пути; насколько более вероятно, что они будут склонны слушать и обращать внимание на голос Небесного Отца, а также следовать Его путями!

Действительно, мы можем с пользой применить этот урок к Божьим сынам и считать Бога говорящим в этих стихах, поскольку в святых вещах мы только подражаем Небесному Отцу. Когда мы были ещё грешниками, он нас искупил, а через Свою любовь и справедливость привлекает к Себе всех, кто был привлечен ко Христу как Искупителю. Приходя к Христу за прощением грехов, а затем за оправданием через веру в Его кровь, мы пришли к Отцу. Тогда Небесный Отец обратился к нам через Свое Слово, говоря: «Сын мой! отдай сердце твое мне» (Прит. 23:26) – твои чувства, твою любовь – и твою волю. Те, которые отдают свою волю, любовь и чувства Богу, отдают все свое, поскольку наша воля и чувства руководят нами, будь то в направлении добра или же зла.

Когда мы приняли Божественное приглашение (Рим. 12:1) и отдали Ему наше сердце, все, что у нас есть, как посвященные Ему, чтобы принадлежать Ему и исполнять Его благоволение, то не потому, что мы первые возлюбили Его, но потому, что Он прежде возлюбил нас и дал Своего Сына, чтобы Он был удовлетворением за наши грехи (1Ин. 4:10). Теперь, когда мы приняты Отцом и направляемы в Его семью через получение Святого Духа, Бог обращается к нам как к Своей семье словами Соломона – чтобы мы обращали внимание на Его Слово. Направляя нас к вечной жизни, Бог обещает нам, что если мы будем так поступать, то будет много таких лет нашей жизни.

БОГ – НАШ УЧИТЕЛЬ

Все, кто были «научены Богом», могут свидетельствовать о применении к себе и всей Божьей семье Притчей 4:11: «Я показал тебе путь мудрости, вел тебя по стезям справедливости». Все, надеющиеся на безгранично большие и ценные обетования Священного Писания, могут с уверенностью смотреть на 12 стих как на пророчество, которое относится к Божественной заботе обо всех, которые вверили себя Божьей защите и Божественным распоряжениям как Божьи дети, и которые будут пребывать в Его милости. Они получили заверение, что их шаги на духовном пути будут направляться Господом, и что они не преткнутся, пока будут идти путем, по которому Божественное провидение их ведет, поскольку все содействует ко благу любящим Бога наивысшей любовью (Рим. 8:28).

Чем старше и опытнее сын, – духовный сын Небесного Отца или плотской сын земного отца, – тем больше он должен ценить это свидетельство (13 ст.): «Крепко держись наставления, не оставляй, храни его, потому что оно – жизнь твоя».

В таком же духе Апостол склоняет Церковь, говоря: «Мы должны уделять больше внимания тому, что слышали, чтобы не уклониться в сторону» (Евр. 2:1, Совр. Перевод). Очевидно, недостаточно того, что мы слышим Слово Господа, и даже того, что мы принимаем его в доброе и честное сердце. Необходимо также, чтобы мы твердо ухватились за него, чтобы поступали так, как оно учит, чтобы внедряли его в нашей жизни как неотъемлемую часть нашего естества. Благодаря этому дух истины становится духом всех Божьих детей – Святой Дух в них будет в гармонии, в полном согласии с умом, характером и волей Небесного Отца.

ОПАСНОСТЬ СТОРОННИХ ПУТЕЙ

Какой еще более лучший совет можно было бы дать как естественным, так и духовным сынам, чем представленный в 14 стихе? Мы должны помнить, что независимо от того, как далеко мы могли бы зайти правильным путем, всегда существуют разветвления, уводящие с этого пути – это пути своеволия, гордости, мирской амбиции и самолюбия, которые завлекают нас, чтоб мы оставили правильный путь, и в отношении которых часто существует риск сойти на них непреднамеренно. Вначале эти пути отходят постепенно от правильного пути, так что кажется, что они не сильно от него отличаются, но шаг за шагом отходят от него все дальше, так что каждый из Господнего народа, исполненный духа справедливости, истины и любви, вскоре сможет увидеть изменение, совсем другой дух и склонности. Все ищущие Божьего Царства склоняются посредством Божьего слова к большой бдительности относительно всех обманов противника, а особенно его желания увести нас с узкого пути. Будет хорошо, если мы будем бдительными, обращая внимание на дух всех тех, с кем мы имеем дело, и, отказываясь идти в каком-либо направлении, к которому не ведет дух святости, кротости, чистоты и любви. Если мы встали на злой путь, а наши сердца остаются верными принципам любви и истины, мы не должны продолжать следовать в плохом направлении, без размышлений и перенаправления наших шагов; но будет намного лучше, если мы не будем «ходить по пути злых», как говорит 14 ст. Но если мы там уже оказались, то может быть сможем развернуть наши шаги с большими или меньшими трудностями; но наиболее безопасным будет никогда не вступать на сторонние пути.

ЛЮБОПЫТСТВО – РИСКОВАННЫЙ ПУТЬ

Одним из искушений противника, которым многие были увлечены на путь греха и заблуждений, вопреки их заветам посвящения, является человеческое качество, которое известно как любопытство. Некоторые говорят: «Я знаю, что это неправда, но хочу видеть и знать, не окажется ли знание зла добром для меня». Мы помним, именно любопытство матери Евы и отсутствие предостережения от непослушания Божьему распоряжению навлекли на нее проблемы как на первого преступника; мы припоминаем слова Апостола об этом: «Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, [уклонившись] от простоты во Христе» (2Кор. 11:3). Мудрец пытался акцентировать внимание на необходимости не играть со злом, не прикасаться к нему, не пробовать его, не поддаваться его влиянию, говоря: «Оставь его, не ходи по нему, уклонись от него и пройди мимо» (Прит. 4:15).

 

BS №865, ’11,34-36; SB №242, ’11,50-52