Приветствуем вас на сайте Исследователей Библии.

Читать: Наполеон - Муж Предназначения (часть 1)

НАПОЛЕОН:

МУЖ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ

Пророчество Даниила 11:35-45

ЧасНаполеонть вторая… продолжение из последнего номера Библейского Знамени

    Одним из наиболее уважаемых еврейских поэтов и философов был Кристофер Мартин Вайленд. Наполеон постарался встретиться с ним, когда был в Германии. Меттенрих Виннебург, австрийский консул в Париже, в сентябре 1806 года отправил письмо графу Стандиону, австрийскому министру иностранных дел, говоря: «Все евреи смотрят на Наполеона как на своего Мессию».

Наполеон был единственным правительственным лидером, который дал евреям равенство тогда, когда большинство народов держали их в зависимости. Он также отменил специальные налоги, которые были наложены на евреев в Германии, и признал за ними, впервые, гражданское и политическое равенство. Когда во Франции появилась сильная оппозиция, Наполеон продолжал поддерживать равенство для евреев. Когда Наполеон пришел к власти, он освободил евреев, но не по политическим мотивам, поскольку во Франции жило более 40 000 евреев, живущих в разных провинциях. Эльзас был провинцией, в которой жила половина населения французских евреев и в которой они были наиболее преследуемы. В Париже жила примерно 1000 евреев. Они были исключены из торговой деятельности, из правительственных должностей, а также из приобретения собственности. Главным защитником нового закона, датированного 8 апреля 1802 года, который занимался организацией разных вероучений, был Жан-Етьен Порталис, министр религии. Он сказал: «Евреи должны исповедовать свою религию наравне с другими, подобно другим религиям, имея позволение нашего права». Хотя это вызвало огромное сопротивление со стороны антисемитов, один из лидеров еврейской общественности, Исаак Керт Берр, представил министру Порталису специальный план, который гарантировал бы интеграцию евреев с французским обществом. План был доставлен Наполеону, когда тот располагался в Болонье, в 1805 году. Он утвердил его и дал указания министру Порталису, чтобы тот ввел его так быстро, как только это будет возможно. Насколько это касается евреев, почти нельзя сомневаться в том, что наполеоновские законы, регулирующие жизнь французско-еврейского общества, были переломным моментом в развитии их современного свободного общества. Керт Берр сыграл свою роль в отмене налога, который взимался с каждого еврея, желавшего провести день в Страсбурге. В 1806 году, после кампании в Аустерлиц, Наполеон решительно поддержал всеобщую свободу для евреев. Несмотря на все это, французская газета MercuredeFrance опубликовала агрессивную антисемитскую статью, в которой утверждалось, что евреи могут иметь свободу во Франции, при условии, что все они будут обращены и станут католиками. Сильную оппозицию против планов Наполеона сделать французских евреев равноправными гражданами возглавляли Моле, Бегнот, Сегур и Регньер. Наполеон тогда сказал: «Это не способ решения еврейского вопроса. Я никогда не приму никаких предложений, которые заставляют евреев оставлять Францию, поскольку для меня евреи такие же, как и любой другой житель нашей страны. Изгнание их из страны является слабостью, а их ассимиляция обозначает силу».

Декрет, изданный 30 мая 1806 года, требовал собрать специальную группу еврейских лидеров и раввинов со всех департаментов Франции, чтобы обсудить все нерешенные проблемы, включая ответы на вопросы, связанные с обвинениями, выдвигавшимися против евреев антисемитами. 23 июля 1806 года, когда все эти представители встретились в Париже, Наполеон заявил: «Я бы хотел, сделать евреев равноправными гражданами Франции, и согласовать их религию с их ответственностью, когда они станут французами, а также ответить на все обвинения в их адрес. Я хочу, чтобы все люди, проживающие во Франции, были равноправными гражданами и пользовались нашими правами». Сто одиннадцать представителей еврейской общественности, представляющие все департаменты Франции и северной Италии, собрались в ратуше. Наполеон попросил ответить на обвинения против евреев, чтобы он мог ясно понять их позицию. Встреча такого большого числа евреев из разных частей Франции означала возобновление деятельности «Синедриона», который управлял Израилем до времен Иисуса Христа.

МОНАРХИ МИРА СОПРОТИВЛЯЮТСЯ ОСВОБОЖДЕНИЮ ЕВРЕЕВ

Синедрион был важной силой в Израиле вплоть до 70 года н.э., когда римский генерал Тит разрушил Иерусалим. Синедрион заменил монархию в Израиле в те времена и имел полномочия для управления страной. Они толковали закон и исполняли роль судей в важных случаях. Впервые с момента роспуска Синедриона в Израиле, он был снова созван великим освободителем «Наполеоном». Повторный созыв Синедриона склонил к историческому сравнению Наполеона с древними героями, среди которых был «Кир Великий». Кир, царь Персии, был инициатором первого возвращения Израиля. Царь России Александр резко воспротивился освобождению евреев и призывал ортодоксальную церковь в Москве к острым протестам. Он назвал Наполеона «антихристом и врагом Бога», поскольку тот дал свободу евреям. Протестовала также Австрия. Прусская лютеранская церковь была крайне враждебно настроена к решению Наполеона, а реакция Италии также была неодобрительной, но не настолько резкой. Наиболее язвительное нападение на Синедрион пришло со стороны «Священного Синода» Москвы, который издал открытый манифест против Синедриона. Обращение, датированное декабрем 1806 года, гласит: «Чтобы унизить церковь, он (Наполеон) созвал в Париже еврейскую синагогу, вернул сан раввинам и основал новый Синедрион». Наполеон был обеспокоен этими протестами, в которые включились также некоторые выдающиеся личности Франции. Поэтому после кампании в Пруссии и вскоре после победы в Жене 29 ноября 1806 года он произнес речь в Познани, где представил итоги заседаний Синедриона, которыми он был очень доволен. Синедрион собрался снова 31 января 1807 года на два месяца, чтобы разработать закон, который поставил бы еврейскую религию наравне с другими. Специальный декрет 1806 года освободил евреев от изоляции. Иудаизм официально стал третьей религией Франции, а внедренный Наполеоном метод, в котором раввины служат народу, обязывает и дальше, являясь основой в отношениях правительства с еврейской общественностью. Дядя Наполеона, кардинал Феш, также был вовлечен в эти протесты. Он сказал Наполеону: «Вы хотите, чтобы наступил конец света из-за этих ваших законов, которые дают евреям такое равенство, которое имеют католики? Знаете ли вы, что Священное Писание предсказывает, что конец света наступит тогда, когда евреи будут признаны одним народом?» Даже маршал Каллерман, которого поддерживал Моле, организовал оппозицию в отношении наполеоновских законов в отношении евреев, и усиленно пытался запретить евреям заниматься торговлей. Император ответил формально и твердо: «Мы должны поддерживать евреев, которые среди нас являются всего лишь небольшим меньшинством. В восточных округах есть много честных и трудолюбивых евреев». В результате огромной критики, с которой встретился Наполеон со стороны таких выдающихся личностей как Шатобриан, кардинал Феш, маршал Каллерман, царь Александр, а также многих других, он был вынужден принять Ограничивающий Декрет. 17 марта 1808 года этот Декрет ограничил данную евреям свободу. Его намерением было уменьшение критики до разумных пределов, а затем, через некоторое время, постепенное устранение ограничений. 11 апреля 1808 года Наполеон принял на аудиенции важных людей – господина Фуртадо и Мориса Леви из Нанси, которые были намерены выразить чувства своих собратьев в отношении Ограничиваюивающий Декрет. Поэтому на протяжении трех месяцев действия этого декрета больше половины округов могли вернуть свободу, которая охватывала их еврейских граждан. Последней пристанью Декрета был Эльзас. Эта провинция последней устранила ограничения. Таким образом, до 1811 года все ограничения были сняты, и ничто в политической и гражданской деятельности не отличало евреев от не-евреев во Франции.

ОППОЗИЦИЯ В ОТНОШЕНИИ РЕФОРМ

Есть исторический анекдот, который доказывает доброжелательность Наполеона к своим гренадерам (старой гвардии). Один молодой солдат армии служил с исключительной храбростью. Происходил он из Эльзаса. Император решил, что наградит его медалью перед отделением своих солдат. Император сказал: «Давид Блум, ты хороший солдат. Твое место в старой гвардии обеспечено». После этого снял свою серебряную медаль, которую с гордостью носил, и прикрепил ее к мундиру солдата. Давид Блум ответил: «Месье, я происхожу из Эльзаса и не могу принять эту награду, пока моя семья будет унижена французскими ограничивающими законами в ее равенстве и свободе». Наполеон был крайне растерян, и сказал: «Они снова меня обманули, я немедленно исправлю эти унизительные ограничения». В результате тесного сотрудничества между административными чиновниками и лояльными раввинами и лидерами евреи могли оставить гетто, в которых ранее находились, и свободно могли принимать участие в жизни Франции. Евреи могли поступать в университеты, заниматься любыми специальностями и работать в различных правительственных агентствах. С тех пор им ничто не запрещалось. Императорский Альманах за 1811 год записал, что еврейская религия теперь является одной из трех религий, признанных французским правительством. Попытки Наполеона освободить евреев были успешными не только во Франции, но и во всех остальных странах, подконтрольных Франции. Новый Гражданский Кодекс, созданный Наполеоном, гарантировал свободу, братство и равенство всем людям, независимо от их религии или гражданского положения. В 1811 году, благодаря усилиям Наполеона, Португалия дала евреям полную свободу и позволила открывать синагоги, которые более 200 лет были закрыты. Период правления Наполеона принес евреям во Франции, Голландии, Германии и Италии первые признаки современности. Он принес равенство перед законом, положил конец угнетающим налогам и осуществлению ограничений из-за места проживания, а также дал им возможность принимать участие в общественной и политической жизни как свободным людям. В тех частях Испании, где не доставала французская власть, продолжалась инквизиция. Монархи посленаполеоновской эпохи с трудностью чему-либо учились и с трудностью забывали прежние взгляды.

Библейское Знамя №43, апрель-июнь 2012

BS №866, ’11, 54-56; SB №243, ’11, 71-73