Приветствуем вас на сайте Исследователей Библии.

 НАДМЕННОСТЬ В СЕРДЦЕ

«Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем»

Прит. 16:5

НАДМЕННОСТЬ ОБМАНЧИВА

Надменность часто скрывается под кротостью. По причине нашего собственного несовершенства будет хорошо, если мы не будем судьями другим, а только ограничим нашу оценку к внешним признакам. Господь говорит: «по плодам их узнаете их» (Мт. 7:20). Мы должны оценивать внешнее поведение, но не можем пойти дальше и сказать, что это исходит из сердца. Ошибки в оценке не являются мерзостью пред Господом. Он может смотреть на ошибки сочувствующими глазами. Люди не несут ответственности за те свои качества, которые они унаследовали. Не судя личностей, мы можем иногда видеть определенное поведение, которое кажется нам надменным, однако оно не является таковым.

Мы встречаем людей, которые проявляют серьезное отсутствие самооценки, тщеславия, но имеют большое стремление к признанию со стороны других – признательности. Они не думают слишком высоко о себе, как хотели бы, чтобы другие о них думали. Они говорят: «Если бы люди знали меня настолько, насколько я сам себя знаю, то я в этом мире был бы никем». В этих словах есть определенная доля истины. Люди с низкой самооценкой зачастую считаются надменными, тогда как это не так. Когда они пытаются смотреть на себя, как если бы были кем-то, то они соответственно так себя и ведут. Они так делают по причине неблагоприятных условий, в которых они родились. Мы не можем думать, что Господь ненавидит их. Очень часто они могут быть маленькими в своих глазах и очень смиренными пред Господом. Они пытаются показать себя настолько положительно, насколько это возможно. Мы должны признать, что в этом есть определенная степень правильности. Это разумно, когда они пытаются преодолевать недостатки своей природы. Они должны стараться трезво мыслить о себе, то есть, иметь здравый ум, и не должны преувеличивать. Они должны действовать с кротостью, как и чувствовать и мыслить кротко.

Есть также другая категория людей, которые имеют высокую самооценку, однако думают: «Я не хочу, чтобы другие знали, что я о себе высокого мнения, поэтому скрою это. Постараюсь высказываться очень смиренно. Священное Писание учит, что мы должны быть смиренными, поэтому, когда я буду говорить о чем-то, то постараюсь говорить с такой позиции». Такие люди очень часто проявляют внешний блеск смирения. Некоторые действительно думают, что такой способ правильный. Если они искренни в своем поведении, то мы не можем думать, что Господь противится этому.

Мы думаем, что «надменные в сердце» в этом стихе это гордые люди – те, которые чувствуют свою важность по сравнению с другими, и не сочувствуют другим, думая о себе намного больше, чем должны думать, пренебрегая другими. Сердце такого человека не является тем сердцем, которое Бог мог бы любить и которое мог бы любить кто-либо другой; оно является мерзостью в глазах Господа.

ПОЧЕМУ НАДМЕННОСТЬ ОТТАЛКИВАЕТ

Мерзость – это что-то крайне неприятное, что-то отвратительное, и мы не должны желать принимать такого человека – не должны поддерживать; его нужно порицать. Должно быть доказательство того, почему Сам Бог говорит, что противится гордыне. Мы убеждаемся, что никто не имеет настоящих причин проявлять гордыню. Как показывает Апостол: «Что ты имеешь, чего бы ни получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1Кор. 4:7). Имеем ли мы что-то, чего не получили бы от Господа? Если все, что мы получили, это дар, то какое мы имеем право быть надменными? Конечно, такое состояние ума является очень плохим – чтобы быть надменными по причине того, что не является нашим собственным, но является даром.

Поэтому нет никакой причины, чтобы кто-либо был надменным; но существуют разные причины, по которым мы должны чувствовать благодарность в отношении Великого Дарителя всех благ.  То, что является правдой в отношении нас, также является правдой и в отношении ангелов. Во всей Вселенной нет чего-то, что было бы причиной для надменности со стороны какого-либо из Божьих созданий. В каких бы они ни были условиях, это не их заслуга. Бог, как нам кажется, приготовляет условия для смирения, так, чтобы не могло быть никаких оснований для надменности.

Надменность – это просто-напросто самолюбие, самохвальство, а самолюбие является еще одним определением греха. Грех и самолюбие находятся в оппозиции к Божьему Характеру и Божьему Плану – они полностью противоположны. Поэтому это правильно, что Бог ненавидит надменность. Не используя надлежащим образом Его благословений, надменные люди не могут пользоваться Его благодатью. Не имеет значения, надменны они по причине достижений собственного ума, или же по причине физической силы, или по причине богатства либо родословной, или же надменны, потому что их «предки были обезьянами». Все это надменность, и она отвратительна для Господа.

КРАЙНЕ ОТВРАТИТЕЛЬНАЯ ФОРМА НАДМЕННОСТИ

Вероятнее всего, наиболее отвратительной формой надменности является надменность в собрании – это как будто бы мы начертили Божественный План и могли им хвастаться! Действительно, мы замечаем, что если кто-то начертал план, то может заслуженно гордиться им. Однако, когда мы припомним, что никто из нас не начертал Плана, но что мы были удостоены  понимать его, то должны наполниться большой мерой смирения, и день за днем стараться лучше прославлять Божье Имя за благословения, которые Он предвидел для всего мира.

Мы не думаем, что какой-нибудь другой вид надменности мог бы быть более отвратительным в Божьих глазах, чем надменность по причине Истины. Если кто-то будет упрямствовать в таком поведении, то скорее всего это уведет его от света. Мы видим, что этот принцип хорошо показан на примере сатаны. Он был прекрасным, великим, и позволил, чтобы надменность вошла в его сердце, говоря: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол». Такая надменность сделала его Божьим противником (Ис. 14:12-17). В Библии он известен как противник, сатана, дьявол.

Все, кто имеет дух надменности, не осознают, что «всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светил» (Иак. 1:7, KJV). Поэтому каждый, кто имеет дух противника, не имеет Духа Божьего. Если позволить, чтобы этот дух возрастал и приносил плоды, то, в конце концов, он приведет ко второй смерти. Становится ужасно, когда мы видим суть искушений, приходящих на Божий народ! Но мы не должны судить сердца братьев, или определять, является ли это надменностью сердца, или нет; поскольку это может быть только временная иллюзия. Однако, если они и ошиблись в «высоком призвании», то могут получить место в «Великом Множестве» (Откр. 7:9-17). Если мы замечаем, что наше поведение не отвечает тому, чего Господь ожидает от тех, которых Он благословил Истиной, то это должно склонить нас проанализировать свое сердце, чтобы убедиться, до какой степени мы имеем те же черты надменности. Возможно, надменность нигде не показана более выразительно, чем в некоторых из тех, кто много лет находится в Истине Божьего Слова. Временами она касается сестер. Иногда они очень гордятся тем, что знают, и часто хотят доминировать, поскольку им кажется, что все знают. Иногда это касается братьев, в которых проявляется дух надменности. Они были поставлены старшими. Они считают, что они праведные, а другие – плохие. Иногда это приводит к попыткам пренебрегать свободой в собрании и удерживать власть в своих руках.

«не многие делайтесь учителями»

У нас не всегда может быть возможность вспоминать об этом вопросе. Это может иметь отношение к собранию. Когда-то один из пилигримов сказал: «Брат Рассел, я иногда думаю, что когда мы перейдем за занавес, то будем удивлены, когда окажется, что не многие из тех, кто занимает выдающееся положение в Церкви, будут среди избранных». В интересах всех нас, объединившихся в деле Господа, внимательно следить за собой, чтобы, когда мы обнаружим малейшую склонность в сторону надменности, мы могли ее приглушить как заразную болезнь, зная, какие последствия она несет для других. Мы должны сочувствовать тем, которые окружены этими искушениями, но не должны делать это любой ценой. Мы припоминаем себе слова Апостола: «Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению». Те, которые ясно понимают Истину и имеют определенные таланты и возможности, будут по этой причине иметь более трудное испытание.

Недавно мы слышали об определенных проблемах, связанных с делом развития собрания. Результаты возможности развития собрания в некоторых случаях не оказались полезными. Некоторые братья, обладающие большой самооценкой, почувствовали, что должны принимать участие в этом деле, решив, что они могут сказать собранию, что оно должно делать. Некоторые дорогие братья могли это сделать; некоторые более благородные люди могли это сделать. Но мы считаем, что делая так, они не поступали разумно. Как мы уже сказали в начале, нехорошо, когда мы судим сердце. Каждый может проповедовать, если имеет такую возможность. Он может идти и проповедовать полностью за свой счет, и исходя из своих возможностей. Он может проповедовать все, что сможет. Добрые люди так и делают. Нет ничего в Священном Писании, что запрещало бы делать это. Однако попытка заставить собрание сделать что-то – с одной стороны пытаясь признавать собрание, а с другой игнорировать его – это неправильно. Если предполагается, что собрание должно выражать Божью волю, то отдельные личности должны склониться к тому, что решает собрание.

BS№867, ’11,70-72; SB №244, ’86-88

Библейское Знамя №44, Июль-Сентябрь 2012