Приветствуем вас на сайте Исследователей Библии.

 

«Наполняйтесь Духом»

И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но наполняйтесь Духом, разговаривая друг с другом псалмами и гимнами, и духовными песнями, поя и создавая в сердцах ваших мелодию Господу, благодаря всегда за все, во имя Господа нашего Иисуса Христа, Бога и Отца, повинуясь друг другу в страхе Христовом (Еф. 5:18-21, ASV).

Наш стих противопоставляет упивание вином и наполнение духом. Апостол обращается к христианам, поэтому вино относится не столько к буквальному, сколько к символическому вину – духу мира. Он предостерегает нас, чтобы мы не были упоены духом мира, но исполнены духом  Божьим. Мы должны не только искоренить и выбросить из наших сердец дух мира, но наполниться и соблюсти себя в состоянии наполнения святым Божьим духом, иначе дух мира заполнить свободное место и займет его.

Дух мира – мирские наклонности и чувства во всех отношениях – окружает нас. Наши падшие умы склоняются в этом направлении и, попуская им, притупляют духовные чувства, усложняют способности понимания и заслоняют духовное зрение, в итоге приводя к смерти (Рим. 8:6). С другой стороны, дух Христов является духом силы, любви и здравого смысла (2Тим. 1:7), а его тенденцией является освещение пониманием и оживление каждой благородной склонности. Этот дух ведет к вечной жизни.

Результатом такого освещения и оживления является получение радости, мира и духа прославления. Когда двое или трое, имеющих такого духа, встречаются, их сердца, безусловно, стучат в унисон. Поскольку в своих сердцах они создают мелодию для Господа, они часто наслаждаются ее выражением через псалмы, гимны и духовные песни, через свидетельства и благодарственные молитвы к Богу во имя Господа нашего Иисуса Христа.

Чрезмерная зацикленность на житейских проблемах может приглушить дух благодарения. Но, будучи освещены Божьим духом, мы знаем, что все, как бы ни было трудным, содействует ко благу тем, кто любит Бога превыше всего – призванным по Его изволению (Рим. 8:28). Поэтому, мы имеем привилегию радоваться во всякое время, а также  в любых обстоятельствах (Фил. 4:4; 1Фес. 5:16), и для нас должно быть в удовольствие благодарить Бога во всех обстоятельствах (1Фес. 5:18, Совр. Пер.).

Многие люди возносят Богу искренние благодарения только за общие земные благословения жизни – за воздух, солнечные лучи и дождь, обильную жатву, одежду, жилье, пищу и питье, хорошее здоровье, а также за периоды относительного спокойствия. Эти богатые земные благословения, проистекающие из обильного Божьего милосердия, более или менее общие для всех (Мат. 5:45). Пусть наши сердца не только радуются всем этим вещам, но еще больше высшим, духовным благодеяниям, которые мы получаем.

Те, которые могут сохранить это блаженное состояние ума во всякий час и во всяких обстоятельствах, достигли высокого уровня христианского характера. Все мы переживаем трудности, но мы должны видеть перед собой конец испытаний и с терпением, даже с благодарением, подчиниться нашим плотским испытаниям с надеждой достижения славной цели, поставленной Божественным провидением (Рим. 5:3-5).

Апостол связывает поселение Божьего духа с достоинством кротости или подчинения – «повинуясь [подчиняясь] друг другу в страхе [чести] Христовом». Там, где царит дух радости и благодарности, гордость не находит себе места. Поэтому в смиренности ума и чести Христу мы должны подчиняться друг другу в оказании полезных и любящих советов. Если мы вместе возьмем для размышления Божье Слово и постараемся исполнить все его требования, то можем преобразиться в образ Его Сына (Ин. 13:15; 2Кор. 3:18; 1Пет. 2:21).

Апостол призывает всех, кто до определенной степени упоен духом мира, говоря: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф. 5:14). Мы должны оставить мирской дух, осознать важность наполнения Божьим духом и вернуться к Нему за светом Истины, который обязательно придет, с его благословенным, побуждающим, исцеляющим и дарующим жизнь влиянием.

«Итак, смотрите, поступайте осторожно [внимательно направляя шаги]» (15 с.). Мы должны поступать не как неразумные, но как мудрые люди, выкупая время (используя наши возможности), потому что дни злы (KJV). Времена опасные (2Тим. 3:1-8), и только с рассудительной и мудрой кротостью, взирая на Христа, нашего Вождя, мы будем в состоянии пройти этот трудный путь к прекрасной цели.

«Итак», добавляет Апостол, «не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (17 с.). Пусть воля Божья, Его радость и мир, наполняет наши сердца и не оставляет места для духа мира.

BS№, ’04,174; SB №201, ’04,174

Библейское Знамя №49

 

 ИМЕЕТ ЛИ КТО-НИБУДЬ ВТОРОЙ ШАНС?

В результате Божественного приговора, вынесенного Адаму, приговора, который стал уделом всех его потомков, никто из человеческого рода не мог получить вечной жизни – ни предпринять попытку ее получить (эту попытку имел Адам и потерял в ней жизнь) – за исключением обеспечения цены выкупа, гарантирующего Адаму и его потомству освобождение от первого Адамова приговора. Таковым является ясный аргумент Апостола Павла в Послании к Римлянам 5:12, 17-19.

Единственная возможность, или единственный шанс на жизнь для Адама и его рода (тогда еще в его чреслах) был обеспечен великой искупительной жертвой на Голгофе. Эта жертва вполне достаточна. Священное Писание уверяет нас, что она была принесена «за всех» (1Ин. 2:2), и это логично обозначает, что «все», «все люди», «весь мир», получат шанс воспользоваться этой жертвой и (если захотят) прийти к гармонии с Богом согласно Его милосердным постановлениям и таким образом получить Божий дар – вечную жизнь через Иисуса Христа.

Этот единственный шанс будет настолько полным, настолько достаточным, что другой не будет нужен. Только для одного человека – Адама – это будет второй шанс. В случае всего человечества он мог бы считаться вторым только из предположения, что первая возможность имела место в Эдеме в чреслах Адама. Шанс или испытание Эдема для Адама, а с ним и всех остальных, закончился неудачей. Никто не получил жизни в этом шансе или испытании. Собственно, из-за этой неудачи все были искуплены вторым Адамом, который пришел отыскать и спасти то, что было потеряно (Лук. 19:10). Иисус, как второй Адам, гарантирует такой шанс всему человеческому роду, вместе с отцом Адамом, долг смерти которого Он возместил. Таким образом, к жизни и гармонии с Богом вернутся: (1) Церковь, как Его Невеста, и Великое Множество, как девы, – все избранные Евангельского века (Деян. 15:14-17; 1Пет. 4:17), а также (2) весь мир, как Его дети. Для желающих и послушных Он станет «отцом вечности» (Ис. 9:6).

Этот шанс для всех гарантирован Христовой жертвой примирения, шанс, который начинается с даты воскресения нашего Господа (ранее он был образно открыт только вере патриархов, пророков, а также через Закон Израилю), является единственным, который мы находим в Священном Писании. Однако, обратите внимание на то, насколько полным он является и как мало воспользовались этим шансом, попыткой получения вечной жизни, гарантированной драгоценной кровью.

БОЛЬШИНСТВО НЕ ИМЕЛО ПОЛНОГО, НАСТОЯЩЕГО ШАНСА

Те миллионы, которые на протяжении 41 века до Христа жили за пределами наделенного милостью народа Израиля, о которых сказано, что они «не имели надежды» и «без Бога» – воспользовались ли они каким-то образом этим единственным шансом, попыткой, купленной драгоценной кровью? Безусловно, что нет! (Еф. 2:12).

Те миллионы евреев, которые жили и умерли до Христа и которые, в лучшем случае, каждый год имели только образное примирение за грехи, которое ни в коем случае не могло омыть греха или сделать их совершенными – имели ли они настоящий шанс, или попытку, получить вечную жизнь под Новым Заветом (Иер. 31:31-34), который в их дни еще не вступил в действие? Безусловно, что нет (Евр. 9:9; 10:4)!

Евреи, жившие в дни нашего Господа, которые отвергли Его, имели ли они полную возможность? Нет, так как наш Господь, Пророки и Апостолы утверждают, что они были «ослеплены» (Ин. 12:37-41) и распяли Иисуса «как и начальники… по неведению» их (Деян. 3:17). Ясно сказано, что их народное ослепление имело определенную цель и будет устранено; тогда в отношении их народа начнет действовать Новый Завет (см. Рим. 11:25,27,31,32).

А как насчет сегодняшних язычников и сотен миллионов тех, которые умерли с момента прихода истинного Света (Ин. 1:9), с момента смерти на Голгофе жертвы примирения – имели ли они хоть какой-нибудь малейший шанс получить вечную жизнь, если никогда даже не слышали о единственном имени под небом и среди людей, которым можно спастись (Деян. 4:12)? На испытании к вечной жизни необходимо знание (1Тим. 2:4; Рим. 10:14).

А что с другими миллионами живущих в так называемых христианских странах, слушающих церковные колокола и заглядывающих в Библию и, быть может, слушающих учения противоречивых вероисповеданий: что мы спасены делами, а то, во что мы верим, не имеет никакого значения; что мы спасены не делами, но верой или посредством веры и дел; что мы спасены благодаря водному крещению; что крещение должно быть совершено через окропление; что оно должно быть совершено через погружение; что дает прощение грехов; что не дает прощения грехов, но делает членом избранной Церкви; что есть только одна истинная Церковь и это римо-католическая церковь, а все остальные являются ложными; что лютеранская церковь является той единственной, а все остальные ложными; что пресвитерианская является той избранной, а все остальные остаются в большем или меньшем заблуждении; что методистская является той единственной, а все остальные находятся в замешательстве? Что мы можем сказать обо всех тех, которые среди всего этого гама и замешательства («Вавилона») вообще не верят, поскольку не знают, во что верить?

УСЛОВИЯ ПОЛНОГО, НАСТОЯЩЕГО ШАНСА ПОЛУЧЕНИЯ ЖИЗНИ

Можем ли мы сказать, что все, о ком мы говорили выше, имели полный, настоящий шанс получить вечную жизнь, и что их неверие является доказательством того, что они заслуживают второй смерти? Нет! Мы предпочитаем послушать по этому вопросу Божье Слово:

1)   Вторая смерть является результатом отвержения полного знания (Евр. 6:4-6; 10:-26-29). Очень немногие имели возможность получить это полное знание, поскольку:

2)   Апостол говорит, что «для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования» (2Кор. 4:4).

3)   Мы помним обетование Божьего Слова, что во время второго пришествия Иисуса наступят временя прохлады и реституции (Деян. 3:19-21), и что сатана (который теперь ослепляет и прельщает человечество) будет тогда «скован» и во время посреднического правления Христа не сможет «прельщать народы» (Откр. 20:2,3).

4)   Мы помним обетование, данное пророком (Ис. 29:18; 35:5; 42:7,16; 30:26), что в день Тысячелетия все глаза слепых откроются, а свет Истины будет в семь раз ярче (абсолютно ясным), а познание Господа наполнить всю землю, как воды наполняют океаны (Ис. 11:9). Тогда все племена земли, которые не имели «ушей, чтобы слышать», в наиболее благоприятных условиях будут посредством семени Авраамова (Иисуса как Главы и Церкви как Тела – Гал. 3:8,16,29; 1Кор. 6:2) благословлены возможностью получить испытание пригодности к жизни, согласно благословенным условиям Авраамова Завета.

Мы помним, что вынесению приговора всегда предшествует процесс. Адам находился на испытании получения вечной жизни: результатом его грехопадения было наказание, – смерть Адамова, – в которой все мы имеем удел. Адам и все из его рода (во время его испытания и вынесения приговора были в его чреслах) были искуплены от этого приговора великой искупительной ценой, которая удовлетворит справедливость за Адама и его род. В результате этого Адам и его род получат еще один шанс, то есть возможность получить вечную жизнь. Но поскольку человеческий род не будет под осуждением Адама, то это испытание должно быть индивидуальным испытанием (Иер. 31:29-34; Иез. 18:2-4,20). Как во время первого испытания в Эдеме был необходим полный, настоящий шанс, так и теперь, прежде, чем кто-либо сможет быть осужден или оправдан, он должен получить точное знание об условиях жизни и смерти. Это испытание будет настолько полным, что не будет нужным следующее, третье испытание; поэтому нет возможности возвращения к жизни из второй смерти (Рим. 6:9,10; Евр. 9:28; 10:10; Откр. 1:18).

 

BS №, ’91,93; SB №69, ’93,86

Библейское Знамя №49

 

КОНГРЕГАЦИОНАЛИЗМ

(Часть 2)

РОБЕРТ БРАУН

Как мы показали в предыдущем номере, Церковь, под руководством Христа как Главы, является распорядителем своих собственных дел и является абсолютно независимой от личностей извне, от собраний, организаций и религиозных лидеров.

Роберт Браун был тем особым слугой, который вернул эту истину и таким образом положил начало движению, которое было поглощено церковью, известной как Конгрегационная Церковь. Браун родился в трех милях на север от Стемфорда, в графстве Ратленд, в Англии, около 1550 года, а умер в Нордгемптон, в графстве Нордгемптоншир, в 1631 году. Около 1568 года он поступил в Колледж Корпус Кристи, который был частью Кембриджского Университета, и в 1572 году получил научную степень. На протяжении трех с половиной лет он преподавал в школе, и в то время нажил себе врагов, обращая внимание на падшее состояние Англиканской Церкви. В 1578 году вернулся в Кембридж, чтобы продолжить обучение, и тогда стал членом семьи Ричарда Гринхема, чрезвычайно благочестивого пуританского священника. Гринхем учил его теологии и призывал к проповеди Евангелия. Браун, как проповедник, вскоре стал известен, и его приглашали возглавить одну из кафедр в Кембридже. Он отказался по той причине, что не верил в епископальное рукоположение, и поэтому не мог ему подчиниться. Связанные с этим умственные конфликты подорвали его слабое физическое здоровье.

Религиозный формализм того времени был для него большим испытанием и поэтому Браун сильно жаждал общения с истинно посвященными людьми. Когда писал в третьем лице, он сказал о себе:

«Он не имел покоя, размышляя о том, что мог бы сделать для имени и царства Божьего. Часто жаловался на эти злые дни и со слезами искал тех праведных людей, славящих Бога, с которыми мог бы жить и вместе радоваться тому, что они отвергли лицемерие».

После выздоровления, он узнал, что такие верующие есть в Норфолк, в юго-восточной Англии, куда Браун отправился и оставался там на протяжении нескольких месяцев, все это время исследуя Библию и молясь о свете, который поможет выйти из формализма Англиканской Церкви. Его исследования и молитвы были поблагословлены светом, что истинная церковь состоит из посвященных верующих; что его административные функции относятся к людям, свободным от диктовки кого-то извне, от церквей, групп церквей или групп лидеров.

Это привело к основанию с некоторыми близкими душами такого собрания в Норвич в 1580 году. С мыслью о взаимопомощи со стороны братьев, он сделал то, что оказалось ошибкой – регулярные встречи собрания, на которых указывали друг другу на недостатки. Этот обычай нанес вред всем, к кому имел отношение.

________________

Идея Брауна о святом народе в союзе завета с Богом была основой его убеждения, что Церковь в состоянии управлять собой без внешнего контроля. Если Церковь была коллективно вдохновлена Божьим Духом, то она хорошо приготовлена к распознанию способностей своих отдельных членов в отношении их пригодности к выполнению функций в Церкви. Это значит, что полномочия к управлению в Церкви не происходят от людей, но от Бога, «через соответственное позволение и согласие Церкви». Поэтому его взгляд основан на «освященной» демократии.

 

ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Браун развивал свои взгляды согласно принципам библейского учения о правах собрания на руководство [смотри вкладку сбоку]. Естественно, такая теория о церковном управлении обозначала отделение от правящей Англиканской Церкви. На престоле тогда сидела королева Елизавета I. Она не требовала, как закона страны, унитаризации верований и учений, но требовала унитаризации с точки зрения членства в церкви и признания религиозного культа под угрозой светских наказаний. Этот закон привел к преследованиям брата Брауна и его товарищей, которые отделились от государственной церкви и не использовали Книгу Общих Молитв, которая была общепринятой формой богослужений в Епископальной Церкви.

Браун отбывал наказания в не менее чем 32 тюрьмах. О некоторых из них говорится, что в полдень нельзя было увидеть собственную вытянутую ладонь. Такие преследования заставили эту маленькую церковь эмигрировать в Голландию и поселиться в Миддельбурге. Со стороны государства они здесь имели свободу веры и практики, и какое-то время все складывалось хорошо.

Здесь Браун написал несколько серьезных исследований, объясняющих и доказывающих доктрину о демократии Церкви под главенством Христа как Главы. Давление трудных времен и взаимная критика на собраниях привели к распаду конгрегации. Браун отказался от функции пастора, и с небольшой группой сторонников вернулся в 1583 году через Шотландию в Англию. Вскоре после этого он разрушил свое влияние в Истине и скомпрометировал свое движение, снова вступая в Епископальную Церковь – хотя он не подчинился епископальному рукоположению и не отказался от своих принципов. В некоторой степени ему было разрешено пользоваться этой немного странной привилегией благодаря влиянию его дяди, Лорда Баргли. (Возможно много лет слабого здоровья, суровых тюремных наказаний, проблемы в его Голландской Церкви, а также всплеск новой волны преследований в Англии ослабили его ум и «практически привели до состояния безумия, а иногда до абсолютной безответственности».) Его труды на тему его особенной истины были в 1583 году собраны и сожжены во время повешения двух его сотрудников, Коппинга и Такера. Очевидно церковные власти думали, что идеи Брауна встречаются с широким откликом. Преследования наступали после каждой попытки оживления этого движения на протяжении почти всего столетия.

АНАЛИЗ УЧЕНИЙ БРАУНА

Учения Брауна преследовали истину о церковном управлении в противовес папскому заблуждению на эту тему, однако это было нечто большее – это был протест против всех клерикальных форм управления в церкви, которые были распространены в Евангельском Веке; это было возвращением Господнему народу первоначальной апостольской формы управления в церкви, которая была так давно утрачена. Таким образом, это нанесло удар по первому злому шагу великого отступничества; поэтому давайте не будем забывать, что клерикализм, в той форме, которая затем была названа Пресвитерианизмом и Епископализмом, был первым внешним проявлением великого отступничества в управлении церковью, а его первым тайным действием была безбожная амбиция некоторых вождей стать великими среди братьев (2Фес. 2:7).

К отступничеству в управлении Церковью шли шаг за шагом. Отступление от основных правил управления Церковью было пнем дерева, из которого выросло и пустило ветви великое отступничество.

БИБЛЕЙСКИЙ ВЗГЛЯД НА ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Библейским идеалом является то, чтобы местные старшие были слугами Господа и собрания, избранными Господом через голосование собрания не для того, чтобы над ним властвовать, но чтобы служить собранию.

На протяжении большей части Ефесского периода ранней церкви горячая любовь братьев к Господу, Истине и друг к другу выражалась в ревностной миссионерской деятельности, взаимном назидании и оказании друг другу помощи в земных нуждах. Верный надзор Апостолов ограничивал амбиции властолюбивых вождей в доступе к тайникам их сердец. Апостолы предсказывали и предостерегали о большом отступничестве (напр. св. Павел в Деян. 20:28-31), которое, однако, не начало проявляться перед смертью всех Апостолов, за исключением одного – св. Иоанна.

Иоанн описывает первые внешние признаки этого отступничества в связи с узурпацией власти Диотрефом (3Ин. 9,10) [Диотреф – вскормленный Зевсом – сатана]. Просеиватели, на протяжении пяти просевов Иудейской Жатвы, более или менее узурпировали власть. Но эти действия имели место после их отделения от братьев и не содержатся в предсказанном Апостолами большом отступничестве, которое, как предсказал св. Павел, должно было наступить только после его ухода, вероятно в 66 или 67 году, после завершения пяти просевов.

КОНГРЕГАЦИОНАЛИЗМ СКОМПРОМЕТИРОВАН

Около 1589 года в Англии появились Берроуз и Гринфилд, которые начали заменять в секту движение, начатое братом Брауном. Они сделали искажение, которое сделало их учение средним элементом между настоящим Конгрегационализмом и Пресвитерианизмом – собрание могло делать все, что ему хотелось, но старшие могли это заблокировать – таким образом они показали свои склонности к узурпации власти. Несколько позже их взгляд распространялся Джонсоном и Аинсвордом, а также Робинсоном, пастором церкви, из которой вышло много пилигримов, которые поселились в Плимут, Массачусетс в 1620 году. В Америке этот же взгляд на протяжении всего столетия был далеко продвинут в Конгрегационализме Новой Англии Гудвином, Коттоном, Хукером, Дейвенпортом, Матерсами и другими.

Эта закваска была устранена Джоном Вайсом из Ипсвич, Массачусетс (1652-1725), и Натаниелом Эммонсом из Франклина, Массачусетс (1745-1840), которые неопровержимой логикой защищали на основании Библии чистые конгрегационные принципы. Генри Мартина Декстера из Бостона (1821-1890) можно назвать одним из способнейших конгрегационных защитников Конгрегационализма, которому учил Браун. Кроме аргументов, которые уже были приведены в наших журналах Библейское Знамя за март-апрель и май-июнь (пол.; а также укр. ТП №37) на тему Роберта Брауна, заметим следующее: 1. Демократия в собрании исправляет плохое поведение и плохие качества; 2. Собранию могут быть доверены соответствующие функции; 3. Демократия в церквях способствует справедливости. Рассмотрим эти пункты немного шире.

ДЕМОКРАТИЯ В СОБРАНИИ ИСПРАВЛЯЕТ ПЛОХОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Те, кто полагался на внутренние и внешние попытки лишить власти конгрегацию, показывали, как доктрина о демократии в собрании в его автономии и независимости от всех внешних личностей, собраний и религиозных организаций, под руководством Христа, исправляет плохое поведение и недостатки. Безусловно, она обличает и исправляет борьбу за власть, поскольку отсекает ее проявление ровно столько, сколько она проявляется у старшего собрания. Обличает и исправляет плохое поведение епископов, которые властвуют над собраниями и их служителями. В общем, гордость и амбиция тех, которые ведут борьбу за власть, находят в ней постоянное порицание и исправление. Она постоянно протестует против грехов и исправляет их, поступая также в отношении клерикального узурпаторства, властвования, тирании, предрассудков, самовозвышения, угнетения и заблуждений, к которым всегда ведет клерикализм (как противоположность екклезиализма).

Безразличие в отношении истинно духовных дел и интересов, которое всегда появляется в результате клерикализма у тех, которые его практикуют, таким образом получает порицание и исправление. Ограбление, деградация, необразованность, слабость, формализм, мирской дух, прислужничество и проблемы, к которым ведет узурпаторское клерикальное властвование среди тех, которых они себе подчиняют, встречается с сильным сопротивлением и исправляется через право собрания на самоуправление. Эта Богом данная независимость каждого собрания ограничивает и исправляет потенциальных карьеристов, а также тех, кто борется за власть в собрании, отстраняя их от функций и назначая более низкие функции в собрании тем, которые пытаются им руководить.


Любые попытки контролировать хозяйственные дела, выборы и дисциплину в собрании со стороны кого-либо из его членов, официальных или неофициальных, должны отбрасываться и обличаться. Это исправляет небратское поведение тех, кто пытается разрушить, отойти, ограничить или избежать основных принципов демократии в собрании, выраженных в его автономии и независимости.

Непослушание нарушающих принципы еклезиализма и каждое неправильное поведение старшего либо дьякона исправляется. Ленивый старший, безответственный дьякон и ставший безразличным член собрания обличается и реформируется. В дисциплинарном решении, предназначенном для раскаяния, исправляет, а в случае отсутствия раскаяния исправляется зло через исключение его из общества.

Пресвитерианский подход

Пресвитериане, противясь конгрегациональной демократии, говорят, что согласно Библии идеалом должна быть автократия, состоящая из локальных и синодальных старших, избираемых церковью. Защитники прав собрания доказали, что это ошибочно, что Священное Писание учит, что апостольские собрания сами выбирали всех своих служителей, руководили своими собственными делами и применяли свою дисциплину.

Епископальный подход

Епископалиане аргументируют, что управление Церковью находится в руках епископов, которые, как они доказывают, имеют апостольское правопреемство. Однако из Священного Писания ясно следует, что хотя Апостолы получили силу «связывать и развязывать» (Мат. 16:19) в Церкви в целом, они позволяли отдельным конгрегациям действовать автономно.

Обоим этим подходам противоречит тот факт, что определение старший (пресвитер) и епископ (епископос) используются попеременно в Новом Завете (напр. Тит 1:5, сравни с 6-9 стихами).

СОБРАНИЮ МОЖНО ДОВЕРИТЬ ДЕМОКРАТИЧЕСКУЮ ВЛАСТЬ

На утверждение, что собранию нельзя доверить такую власть, ответ звучит, что под руководством Христа можно. Под руководством Христа можно получить лучшие результаты, чем каким-либо другим способом. Утверждение, что применение екклезиализма лишает собрание служения более способных, более опытных и компетентных, профессиональных лидеров, которые находятся в распоряжении в пресвитерианском, епископальном, патриархальном или папском управлении церковью, опровергается простым фактом Главенства Христа, под властью которого екклесия является демократией, обладая автономией и независимостью от всех внешних личностей, собраний или религиозных организаций или лидеров.

·      Первые конгрегационалисты показали, что эта доктрина способствует праведности, поскольку признает Божественные распоряжения относительно управления в церкви.

·      Подобным образом они показали, что эта доктрина основывается на добрых принципах, оказывает помощь, поскольку признает и подчиняется главенству Христа во всех вопросах, касающихся Церкви. Они использовали это учение, чтобы склонить братьев к такому признанию и принятию Божественного порядка в управлении Церковью, а также к пониманию этого и подчинению братьев Христу, как своему Главе, во всем. Такое поучение дало братьям правильное понимание их различных прав в отношении себя как членов Церкви.

·      Эта идея помогла старшим научиться правильному уроку, что они являются служителями, а не господами над собранием, углубляя таким образом их смирение.

ПОУЧЕНИЕ В ПРАВЕДНОСТИ ПООЩРЯЛО ЦЕРКВИ ФУНКЦИОНИРОВАТЬ КАК ДЕМОКРАТИИ

Принцип екклезиализма помог заострить у каждого члена чувство ответственности в разумном сотрудничестве как око и рука Господа в делах собрания. Это имело место при выборе служителей, решении хозяйственных вопросов, соблюдении порядка, прерывании общения с исключенными по определенным причинам, принятии с прощением кающихся или направлении евангелистов.

·         Демократия в управлении, которую имели братья, увеличивала братолюбие и заботу друг о друге как членах одного Тела. Эти основные принципы, на которых было основано собрание, поощряли к кротости, долготерпению и терпеливости в отношении различия мнений относительно того, что является волей Господа.

·         Независимость и автономное управление собой побуждали собрание к большей любви и защите свободы, которой Христос сделал свободным Свой народ (Гал. 5:1).

·         Это помогало увеличить их любовь к самопожертвованию ради других сочленов, чтобы помочь всем признать единство, внутреннее разнообразие и взаимность Тела Христова.

·         Это помогало побуждать веру в превосходящую власть Господа во всех вопросах в делах собрания и побуждало к любви и послушанию закону и порядку в церкви.

·         Это помогало в оттягивании братьев от мирских порядков в отношении выполнения деятельности церкви, как и в освящении. Каждая церковь поощрялась к тому, чтобы стать «горящей и светящейся свечей» в собственном обществе, а также внешне в евангелической ревности (Ин. 5:35).

·         Это помогало побуждать старших к взаимной любви, сочувствию, общению и помощи во взаимоотношениях. Это также было приятным благоуханием благодаря проявлению братьями качеств Духа – приношением желаемых плодов через наставление в праведности.

Эта доктрина вышла за пределы Конгрегационализма и сделала плодоносной «почву» нескольких других деноминаций, таких как баптисты, адвентисты, много лютеранских организаций и других церквей. Мы обращаем напоминание всем нашим братьям: «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5:1). Старшим: исполняйте напоминания 1Петра 5:1-3. Конгрегации: любите, поддерживайте, поощряйте и сотрудничайте со своими старшими и дьяконами так долго, как долго они поступают как ваши слуги во Христе и под Его руководством. Призываем всех к братской любви, долготерпению, пониманию, кротости, заботе друг о друге, взаимной оценке и сотрудничеству. Трудитесь и молитесь от всего сердца до достижения этой цели!

___________________

Конгрегационализм и Соединенные Штаты

РАННЕЕ влияние религии на Колониальную Америку, особенно влияние Пресвитерианства, Методизма и Конгрегационализма, принесло плоды в устройстве Соединенных Штатов, ставя их во главу демократических государств.

Связь между демократией в Церкви и демократией в государстве не осталась без влияния на общественных и политических мыслителей. «Манифест Предназначения», взгляд, что Соединенные Штаты являются государством, избранным Богом, хотя это может быть преувеличенный тезис, однако он отражает чувства тех, которые верили, что эта страна должна была выполнить определенную миссию в этом мире.

Эта историческая связь зачастую преувеличивается в современной светской Америке. Далее приводим частичную перепечатку статьи из Библейского Знамени, которая украсит эту тему.

_________________

Влияние Конгрегационализма на Американское Правительство

Другое влияние на американское правительство имела демократическая форма правления церковью, которая применялась на практике многими протестантами – форма конгрегационального руководства. М. Эмили де Левели во Вступлении к книге Оскара Страуса п.н. Генезис Республиканской Формы Правительства Соединенных Штатов написал, что «влияние, которое оказывает религия на человека, настолько глубоко, что его постоянной тенденцией является адаптация государственных институтов к формам, заимствованным из религиозной организации».

 

Такие формы светской власти как монархия, аристократия и демократия приравниваются к таким видам церковного руководства как епископализм, пресвитерианизм и конгрегационализм. Монархия, форма правительства, в которых власть сосредоточена в одних руках, подобна епископализму, то есть власти одного епископа. Аристократия, власть немногих, подобна пресвитерианизму, власти нескольких старших. Демократия, власть народа, подобна конгрегационализму, власти конгрегации.

Джон Вайс (1562-1725), конгрегациональный духовный, «первый великий американский демократ», был непревзойденным среди колониального клира, замечая связь между властью в церкви и государстве. Его книга (1717 г.) п.н. Оправдание Руководства Церквей Новой Англии, переизданная в 1772 году, пыталась доказать, что «Демократия является Властью Христа в Церкви и Государстве». Со времен Вайса другие писатели замечали эту связь и подтверждали влияние Конгрегационализма на американское правительство. Ниже цитируем несколько примеров.

Клинтон Росситер: «Пуританская теория существования церкви в согласии верующих вела непосредственно к популярной теории происхождения власти по согласию подданных. Доктрина о власти народа, которая признается во многих деревнях в Массачусетс, была в значительной степени секуляризированным и расширенным Конгрегационализмом».

Гарри Стаут: «Конгрегационализм, по своей сути, не признает ни за кем своей суверенной власти. Таким образом, мы утверждаем, что в Новой Англии в тех церквях люди с самого начала проводят демократическую политику, никогда ее так не называя. По сути, мне кажется, что если бы мы остановили обывателя Новой Англии вначале XVII века и вспомнили слово политика, то он знал бы это слово, но инстинктивно подумал бы о политике в Церкви».

Ричард Б. Моррис, профессор американской истории в Колумбийском университете, пишет: «Как церковь, которая была создана людьми, заключившими союз, так и политический порядок формируется как добровольное сосуществование заключивших союз представителей общества – “Мы, Народ” – из Преамбулы к Конституции. Можно проследить непосредственный переход от библейского завета к завету церковному (Конгрегационализму) и конституции, государственной или федеральной».

ОГРАНИЧЕНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

В республике все люди равны перед законом. Каждый гражданин является монархом, а эти монархи своими голосами определяют людей из своего числа, чтобы были их представителями и слугами. Так звучит теория, идеал, но все мы знаем, что она более или менее изменчива. Можно впустую утверждать, что все люди рождаются свободными и равными, когда знаем, что существуют определенные неравенства, которые возникают от происхождения, характера, таланта и силы воли. Однако эта высшая форма правления может быть достаточно оценена только разумными людьми и может принести высочайшее добро только в руках разумных и совестливых людей, подчиненных Божественным распоряжениям. Хотя республика была бы идеальным состоянием для совершенных людей, то так долго, пока человек остается несовершенным, она только частично выполняет условия этого состояния.

Бог, который каждому народу определил (Рим. 13:1-7) форму власти, которая наиболее отвечает их политическим идеалам, развитию и состоянию, мудро не допустил, чтобы все народы, индивидуально и коллективно, имели настолько высоко развитую форму правительства, как Америка в своих отдельных штатах и в целом, то есть как Соединенные Штаты, постольку для некоторых народов такие демократические институты были бы губительными.

Поэтому Он так сделал, чтобы некоторые народы по причине полного отсутствия опыта в политических идеалах, развитии и состоянии имели формы власти абсолютной монархии; чтобы другие народы, немного более опытные в этих аспектах, имели ограниченную монархию, а третьи, более развитые в своих политических идеалах, развитии и состоянии, имели полу-демократическое правительство; чтобы еще более развитые в этих аспектах народы имели почти чистую демократию, а наиболее развитые в этом отношении народы имели чистую демократию, такую, которую имеют Соединенные Штаты.

С точки зрения Божественного «распоряжения» – постановления – здесь будет правильным, чтобы народ, который вырос из формы правительства когда-то подходящей для его условий, изменил форму власти, из которой вырос. Поэтому отстранение Великой Британии от власти и установление собственного правительства из народа, для народа и через народ было со стороны наших друзей правильным не только перед человеком, но и перед Богом.

Правильным является принцип, как Бога, так и людей, что правительство получает свою власть от подчиненных, поскольку народ является политическим союзом многих связанных друг с другом людей, появившимся по причине их общих политических интересов. По этой причине Бог так постановил, чтобы все, кто соглашается на абсолютную монархию, имели ее; те, кто соглашается на ограниченную монархию, имели ее; те же, кто соглашается на полу-демократию, имели ее; а те, которые соглашаются на почти чистую демократию, имели ее; а также те, которые соглашаются на чистую демократию, имели ее.

ФОРМА ПРАВИТЕЛЬСТВА В БОЖЬЕМ ЦАРСТВЕ

Перед лицом опасности, которую несет с собой передача большой власти в руки правящего, и целенаправленности республиканской формы власти людей, через людей и для людей, возникает вопрос, как будет в Божьем царстве? Эти прекрасные власти не будут ни в каком смысле ни республиканскими, ни социалистическими. Это будет монархия. И это даже не будет ограниченная монархия, но имперская и автократическая.

Вместо того, чтобы дать человечеству больше власти и оставить утверждение всего через общее волеизъявление и голосование, царство Мессии поступит наоборот. Оно утвердит закон, будет наказывать каждое его нарушение и укажет людям тот факт, что они не в состоянии надлежаще руководить собой, и что по этой причине Бог постановил установить царство Мессии, чтобы руководить людьми, пока они будут находиться в несовершенном состоянии, поднимая их через реституцию до полного совершенства, когда все будут в состоянии, как это было изначально задумано, быть царями; но в случае неспособности дойти до этой нормы, они будут уничтожены как неисправимые любящие грех.

Постановления этого царства будут более требовательными, чем предписания какого-либо правительства, а свободы людей будут ограничены настолько, насколько будут на самом деле серьезными для многих из тех, кто сегодня громко требует увеличения свободы. Свобода, или позволение делать какую-либо форму зла не будет дано никому. Единственной свободой, которая будет гарантирована каждому, будет истинная и славная свобода сынов Божьих – свобода делать добро себе и другим любыми возможными способами; но ничто не сможет вредить и рушить во всем Святом Царстве (Ис. 11:9; Рим. 8:21). В результате эти власти будут многими восприниматься как суровые, нарушающие все предыдущие обычаи и устои. По причине своей решительности и силы, эти власти символически названы железными – «И будет пасти их жезлом железным».

Иегова, наш Бог, будет Автократом. Его воля будет утверждена на земле, а все, кто не будут с радостью и от всего сердца послушны Его праведным законам, будучи наделены достаточным знанием и способностями, будут отрезаны – умрут второй смертью, их жизнь погаснет навсегда.

ЦАРСТВО МЕССИИ НЕ БУДЕТ ТИРАНИЕЙ

Некоторые с тревогой могли бы спросить: разве это не было бы самое опасное состояние? Разве какой бы то ни было царской семье, пусть бы она даже была благородной и щедрой, можно доверить такую автократическую власть без опасения, что она будет использована для порабощения народа и возвышения властвующих? Разве мы не научились этому из истории прошлых 6000 лет? Разве мы не видим необходимости укрощения и контроля власти царей и властвующих? Разве мы не осознаем все больше необходимость свершения власти обществом?

Если бы царство Христа было такого же рода, как нынешние правительства, действуя на таких же самолюбивых принципах, то оно было бы намного хуже по причине большей власти. Но оно будет основано на других принципах. Принципы справедливости и милосердия будут основанием этого престола, а не несправедливость и самолюбие. А поддержка, как это будет тогда, благодаря мудрости и силе Бога, приведет к хорошим результатам, вечным благословениям для праведных сердец. Вся его власть и вся мудрость его правителей будет совершаться с любовью и справедливо, во благо падшего человеческого рода, ради поднятия к совершенству всех желающих и послушных.

На этом мы завершаем нашу презентацию Конгрегационализма. Нашим намерением не было возвышение одной деноминации над другой. Светское Миссионерское Движение «Епифания», как внеконфессиональное движение, верит, что все те, кто принял спасительную силу Спасителя, Господа Иисуса Христа, оправданы верой, а не через деноминации.

 

SB №148, ’2000, 41-47; BS №759 ’99, 41-46

Библейское Знамя №49

 

 ЕДИНОРОДНЫЙ СЫН

«В начале было Слово [Логос], и Слово было с Богом, и Слово было Бог. Оно было в начале с Богом, Все чрез Него возникло, и без Него ничто не возникло, что возникло»

Иоанна 1:1-3 (перевод Кассиана)

Рассмотрим первый творческий акт, касающийся разумных созданий. Задолго до сотворения человека, прежде, чем наша земля была выведена из состояния хаоса, задолго до сотворения ангелов и херувимов, Божественная мудрость и сила создали Сына на духовном уровне существования – Первородного Иеговы – полного славы, совершенного, прекрасного, по собственному образу и подобию Бога. Это прекрасное Существо в нашем стихе названо Логосом (на греческом), Словом, Посланником, Проявлением Бога. В Ветхом Завете есть символическое упоминание о Нем как о «Мудрости» в словах: «Господь создал меня в начале пути Своего, прежде созданий Своих, искони… И была я у Него питомицею, и была радостью каждый день, веселясь пред Ним все время» (Прит. 8:22-30, Танах). Об этом могущественном, представленном в образе Мудрости, Апостол Павел говорит, что Он является «первородным всего творения» (Кол. 1:15,18, Живой Поток). Подобно о Нем говорит псалмопевец, как о «первенце [Иеговы], превыше царей земли» (Пс. 88:28). Сам Иисус говорит о Себе как о Том, кто имел предчеловеческое существование, такими словами: «Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего [туда], где был прежде?» (Ин. 6:62). В видении Откровения прославленный, превознесенный Христос высказал ту же великую истину, что был «началом создания Божия» (Откр. 3:14). И еще сказал: «Я есмь Первый и Последний» (Откр. 1:17; 2:8).

СЫН ПРЕВОСХОДЯЩИЙ ОСТАЛЬНЫХ

Все эти стихи подтверждают слова нашего текста, что Тот, кто потом стал Искупителем мира, задолго до того был важнейшим сыном Бога в духовной сфере. Он был первым не только по старшинству, но и в славе, достоинстве и положении, был выше всех остальных духовных сынов Бога, ни один из которых не был таким, как Он – непосредственным творением Иеговы. Все было сделано через Логоса, и без Него ничто не было сделано, что было сделано (Ин. 1:3, KJV). Он не был Создателем в первостепенном, но во второстепенном значении этого слова. Он был активным представителем Иеговы во всех Его творческих делах, поэтому, Он не только был первым из всех созданий, но лично был также последним непосредственным творением Иеговы (Ин. 1:1-3). С этим согласны слова Апостола Павла: «Отец, из Которого все… Иисус Христос, Которым все». Безусловно, многие не в состоянии понять не только божественную личность Иеговы, но и величие Того, кто назван «Сыном Божьим». Было время, когда Божий народ не имел Библии на своих собственных языках, и когда образование, даже на уровне чтения, было весьма ограничено, никто не имел таких прекрасных библейских пособий (со ссылками и содержанием), какие сегодня есть везде. Нас не должно удивлять то, что в те давние времена запутанные заблуждения закрадывались в традиционную веру Церкви. Евреи утверждали, что Иисус из Назарета был обманщиком и что Его великие дела совершались под влиянием падшего ангела, Веельзевула. Должно ли нас удивлять то, что в пылу дискуссий некоторые из последователей Иисуса выдвигали в Его адрес преувеличенные утверждения, пытаясь противостоять теории, что Он был грешен?

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЛОЖНЫХ УТВЕРЖДЕНИЙ

Поэтому мы не должны быть удивлены, что уже вначале III века были выдвинуты утверждения от имени Христа и Его Апостолов, которых ни Господь, ни они никогда не одобряли. Апостолы свидетельствовали о Нем, что Он является «Сыном Божиим в силе» и что был «святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников» (Евр. 7:26). Господь говорил о себе: «Отец Мой более Меня»; «Который над всеми»; «Он послал Меня»; «Не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Ин. 5:30); «Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце». Это правда, что Он сказал: «Я и Отец – одно», но Он показал, в чем заключается это единство – что это было единство воли, цели и дела. Поскольку Он полностью подчинил Свою волю воле Отца и принял отчую волю как Свою собственную, то именно поэтому они едины. Господь снова показал это единство, когда молился за своих учеников: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе… да будут едино, как Мы едино» (Ин. 17:11,21,22). Очевидно, Господь не молился, чтобы все Его ученики стали одной личностью или существом, но чтобы благодаря верности и послушанию Слову и духу Бога они должны достичь единства ума, единства сердца и единства характера. И Он сказал, что такого рода единство существует между Небесным Отцом и Им Самим.

Отступая от простоты учений нашего Господа и Апостолов, некоторые бросились в крайности, проповедуя, что Иисус был Своим собственным Отцом; что выражения Отец, Сын и Святой Дух относятся к одной личности или существу, которое открылось человечеству тремя разными способами, соответствующими этим именам – один Бог в трех проявлениях. Некоторые приняли еще другой взгляд и утверждали, что Отец, Сын и Святой Дух – это три Бога, действующие как один. Пропорционально тому, как эти небиблейские человеческие теории были приняты, возникло замешательство. Когда возникал вопрос, как логически три личности могли быть одной личностью или существом, и как одна личность или существо могла быть тремя личностями, разными в славе и могуществе, то не мог быть дан никакой ответ. Тогда была использована хитрость, говоря: «Это великая тайна, которой никто не может объяснить». Зная структуру человеческой природы, нас не должно удивлять, что некоторые противостояли этим крайним взглядам, падая в другую крайность и утверждая, что Иисус был всего лишь человеком, что родился так, как и все остальные люди, что Иосиф был Его отцом и т.п. Таким образом, мы видим, какова опасность каждого отклонения от точных учений Божьего Слова.

СУЩЕСТВОВАНИЕ ТРЕХ БОГОВ НЕБИБЛЕЙСКОЕ

В Библии нет ничего, что свидетельствовало бы о многобожии. Есть один стих, который цитируется в подтверждение этого взгляда и который на первый взгляд его поддерживает (1Ин. 5:7), но осведомленные ученые знают, что он был подделан; некоторые слова, которых нет в ранних манускриптах, были добавлены в XIV веке. Эти добавленные слова делают это предложение абсолютно бессмысленным. Когда вы откроете Библию на этом стихе, то можете вычеркнуть ошибочные слова из 7 стиха: «на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино»; а также в 8 стихе слова: «И три свидетельствуют на земле». После удаления из вдохновленного Слова этих ошибочных вставок, неправдивых слов, добавленных только для того, чтобы ввести в заблуждение, поскольку нет ни единого библейского стиха, поддерживающего учение о трех Богах, мы будем в состоянии прочитать этот отрывок Божьего Слова в его чистоте и простое. Теперь прочитаем подлинный стих: «Ибо три свидетельствуют: дух, вода и кровь». Удаление «таинственной» части стиха приводит к тому, что этот отрывок вполне согласуется со всей Библией, которая говорит: «Но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1Кор. 8:6). Насколько бессмысленно звучит этот стих в стандартном переводе, утверждая, что Отец, Слово и Святой Дух свидетельствуют на небе о том, что Иисус Христос есть Сын Божий!

Чистое Божье Слово просто и прекрасно представляет факт, что великий Творец, Отец всех благостей, является Богом Иеговой, и что Он имеет единородного Сына, который также должен быть Спасителем или Освободителем всех из Адамова рода, которые захотят принять явленную в Нем Божью милость. И есть только один святой дух, «дух истины», «дух мудрости», «дух здравого смысла», дух силы, энергии, воли и разума Отца – который также является духом Сына и который также должен быть духом, склонностью, разумом и волей всех тех, которые в Евангельском Веке приходили к Отцу как сыны, приходя через Иисуса Христа (Ис. 11:12).

ИИСУС УДОСТОЕН ЧЕСТИ

Прежде, чем в каком-либо смысле началось творческое дело, Бог был Один – во Вселенной не было ни единого другого существа кроме Него. Начальным творческим актом Бога было создание Его единородного Сына на духовном уровне существования. Кроме этого творческого акта Бог держал в уме прекрасные цели в великом плане на всю будущность. Они включали сотворение разумных существ в духовном мире и миллиарды галактик и солнечных систем, формирующих Вселенную. Затем были созданы прекрасные условия для нашей солнечной системы, для планеты Земля и для человечества. В Плане Великого Архитектора были продуманы различные требования, связанные с допущением зла и искуплением человека из греха, а также наказанием за него. Кроме того, было спроектировано возвращение падшего человечества к первоначальному состоянию через Царство Мессии и славное дело вечности среди будущих творений. Но как сказал Господь, Отец сохранил все это в Своей собственной силе – в Своем уме. Он не открыл их ангелам, ни даже Своему весьма возлюбленному «единородному Сыну». Заметьте, как в Откр. 5:1 эта Божественная тайна или Божественная цель была символически представлена в книжном свитке в руках Иеговы. Мы понимаем, что это откровение было дано Агнцу, Тому Единородному, после Его посвящения в Иордане и исполнения его до самой смерти на Голгофе, когда Он взошел на небеса и был прославлен одесную величия Отца. Но прежде чем Логос стал плотью, прежде чем решился стать Искупителем человека, Небесный Отец представил ему это прекрасное предложение – что у Него есть план, книжный свиток, и что исполнение этого плана будет доверено тому, кто будет этого достоин, оказав верность Божьей Воле (Откр. 5:2,5).

РАДОСТЬ, ПРЕДСТАВЛЕННАЯ ЛОГОСУ

Читаем, что Бог послал в мир Своего единородного Сына, но мы не должны считать, что Бог приказал Ему, и отказ обозначал бы негодование Бога и унижение Иисуса. Наоборот, мы хорошо понимаем данный вопрос, когда размышляем над словами Апостола. Он говорит, что Мессия оставил славу, которую имел у Отца до создания мира, унизил самого Себя, принимая образ человека (значительно более низкую природу), а затем посвятился до самой смерти – а все это Он сделал ради той радости, которая была представлена перед Ним Отцом (Евр. 12:2, Современный Перевод). Радостью, которая была предложена Иисусу, было: (1) возможность служить благим целям Небесного Отца; (2) возможность поднять человечество из состояния греха и смерти, в котором оно оказалось из-за непослушания отца Адама; (3) получение обещанной славы и величия в Мессианском Царстве, благодаря которому человечество будет благословенно и поднято; (4) получение особенного класса Невесты, который должен был быть избран из искупленного человечества. Этот класс Невесты должен был состоять из евреев и христиан, которые докажут, что достоинства их характеров подобны Его собственным – это является лояльностью в отношении Бога и праведности, а также верностью до самой смерти. Подобно Ему, они должны были быть прославлены в первом воскресении из земного до небесного состояния, превыше всякого начальства и власти, и всякого именуемого имени; (5) Ему было обещано, что Его личным отличием на всю вечность будет участие в славе Божественной природы и положение наместника Бога. Он должен был иметь не только славу и почет, но также врожденную жизнь – состояние, которое не подвержено смерти, бессмертие.

Ради этих радостей Он оставил славу у Отца и стал плотью, в верности посвятил Свою земную жизнь и, будучи воскрешен из мертвых, получил обещанную Ему радость. Теперь, после почти 2000 лет ожидания развития и дополнения Церкви, Своей Невесты и членов Своего Тела, Он прославил их в небесном Царстве. Полагаясь на обетование, что Отец даст Ему в наследие языческий мир, и что самые отдаленные концы земли окажутся в Его собственности, они действуют в направлении его исполнения. Господь занимается процессом связывания сатаны, устраняя грех и поднимая грешника и утверждая вечный порядок вместо земного замешательства, проявляющегося в виде великой скорби (Дан. 12:1; Мат. 24:21).

АНАЛИЗ СЛОВА ЭЛОГИМ

Как известно хорошо информированным библеистам, слово элогим – Бог или боги – в еврейском Ветхом Завете выступает только во множественном числе. Таким образом, в Книге Бытия читаем: «И сказал Элогим [бог]: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему». Это правильно относится к Небесному Отцу и Небесному Сыну, в полном согласии с нашим стихом, который говорит: «без Него [Логоса] ничто не возникло, что возникло». Слово элогим буквально значит могущественный, сильный, великий. Конечно, правильно считать Логоса могущественным, великим, сильным, активным Представителем Всемогущего Иеговы, который также представлен как Могущественный Элогим. Слово элогим используется не только в отношении Небесного Отца и Его Небесного Сына, но также в отношении ангелов как посланников Бога и Христа, сильных в исполнении воли Бога (Пс. 8:6): «Не много Ты умалил его пред Ангелами [элогим]». Рассуждая дальше, заметим, что слово элогим применяется в отношении людей, которые, будучи назначены Богом и действуя как Его представители, были великими, то есть элогим. Так читаем о семидесяти судьях Израиля, назначенных Моисеем: «То пусть приведет его господин его пред судей [элогим]» (Исх. 21:6, Танах).

В заглавии нашей статьи приведен весьма дословный перевод нашего стиха, показывающий точное различие, существующее в греческом оригинале, которого нет в английской версии. Как библейские исследователи, в прошлом мы не были достаточно критичными в нашем анализе Божьего Слова, но теперь, благодаря Божественному провидению стало возможным, чтобы даже те, кто практически не знает греческого и еврейского, хорошо поняли то, что представлено в Священном Писании. Если кто-то из наших читателей не может найти достоверных трудов, которые показывают вставки и ошибочные переводы библейских стихов, пусть напишут нам и попросят об информации. Наш стих в популярной английской версии ошибочно представляет подлинную мысль оригинала, но то, как это было представлено в заглавии, является достаточно простым и ясным, так что даже ребенок может понять. Бог Иегова существует от вечности и до вечности, и не имел начала. Логос имел начало – Он Сам был началом. «В начале был Логос, и Логос был Богом» – Он был великим, был началом творения, был первым и последним непосредственным творением Всемогущего Бога, поскольку все от Него, Им и через Него.

ОТЕЦ ПРЕВЫШЕ ВСЕХ

Отцу уподобилось настолько удостоить чести Своего Первородного Сына и так вознаградить Его верность до самой смерти, что Он сделал Его Главою во всем над Церковью, которая есть Тело Его. Очень правильно, чтобы, согласно словам Господа, «все чтили Сына, как чтут Отца» (Ин. 5:23). Они не должны чтить Сына вместо Отца, поскольку Бог говорит: «не дам славы Моей иному». Прославленный Христос должен быть величаем, почитаем, поскольку Отец высоко вознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено и всякий язык исповедал, что Он в славу Бога Отца (Фил. 2:8-10). Кроме того, есть особый повод, по которому все признающие Иисуса Искупителем мира должны признавать уместность объединения Его с Отцом в своих мыслях и молитвах. Этим поводом является то, что Он с Божественного распоряжения является Ходатаем Церкви перед Богом – Тем, через которого они удостоились принятия пред Богом, их Отцом. Могут ли они в таком случае игнорировать своего Ходатая, Уполномоченного и Представителя? А для мира в будущем, на протяжении всего правления Мессии, это будет также правильно, поскольку тогда Иисус будет Посредником мира, стоящим между Богом и людьми до времени, когда в результате Своего Посреднического Царствия Он поднимет человечество из греха к согласию с Богом. Поэтому все должны Его чтить.

Дуновение нежное ветра средь сосен,

Радостное пение жаворонков на рассвете дня,

Журчанье источников вод в прохладной тени,

Дождя нежный шум среди ночи,

Всех этих звуков значительно слаще

Его драгоценное имя.

 

BS №827, ’05,22-25; SB №204, ’05,22-26

Библейское Знамя №49

 

ПОМОЩЬ НА ПУТИ К СЕМЕЙНОМУ СЧАСТЬЮ

 

Мнения многих людей относительно семейного счастья являются весьма ошибочными. Происходит это отчасти по причине телевидения, радио, книг, газет и т.п., из-за чего некоторые из тех, кто намеревается жениться, и некоторые из тех, кто уже находится в браке, имеют ошибочное представление, что счастье в браке приходит более или менее само собой, и что все прежние переживания почти определенно исчезнут вскоре после заключения брака.

Однако все должны осознать, что счастье в браке не приходит само собой, но для того, чтобы его достичь и сохранить, необходимо постоянное усердие; что все супруги имеют недостатки и слабости, которые у них будут оставаться и после бракосочетания и которые зачастую являются причиной испытаний и серьезных семейных проблем.

Сегодня, во времена всеобщих и легких разводов во многих странах, когда в семье появляется серьезная проблема, один или оба супруга зачастую готовы скорее решиться на поиск подходящего партнера, нежели отбросить от себя такие негативные мысли. Зачастую они приходят к выводу, что нужно быстро расстаться или развестись, вместо того, чтобы осознать, что семейные проблемы можно преодолеть, и обычно их можно предотвратить или решить другим способом, совместно пользуясь наставлениями, изложенными в Библии, или, если проблемы кажутся слишком трудными, чтобы их решить самим, воспользовавшись помощью других людей, готовых дать им христианские советы согласно библейским наставлениям.

Многие, находясь в браке, убеждаются, что если он или она разведется и снова вступит в брачный союз, то с новым мужем или женой имеют более или менее те же семейные проблемы, поскольку все имеют какие-то недостатки и слабости, которые, если с ними не бороться, рано или поздно станут причиной проблем в браке. Многие не хотят признать, что вина частично или в большой степени может быть с их стороны, а не со стороны другого супруга, и что, не смотря на то, сколько раз они будут менять спутников жизни, если не произойдет никакой перемены в его или ее поведении, он или она и дальше будет иметь те же семейные проблемы.

Те, кто собираются жениться, не должны заключать брак с мыслью, что они поженятся для пробы, чтобы убедиться, завершится это для них хорошо или плохо, а, в случае чего, разведутся и попробуют с кем-то еще. Несмотря на всеобщее мнение о легкости получения развода и нового брака, планирующие брак и находящиеся в браке должны, безусловно, признать, что брачный договор остается действительным, пока их не разлучит смерть, разве только случится развод по единственной причине, которую вспоминает Иисус (Мат. 19:9) – супружеская неверность партнера.

Двое людей, связанных на всю жизнь супружеским заветом, с этой поры уже не являются двумя, но одним телом; их будущее счастье и успех в настоящей жизни зависят от верности, великодушия, любви и взаимоуважения. Брачный союз, как его продолжительность, так и характер, был задуман по примеру вечного, верного и благословенного союза Христа и Его Церкви (Еф. 5:23-27). Господь никогда не оставит и не бросит Церкви. Церковь никогда не откажется от верности Господу.

Тем, кто намеревается вступить в брак, как и тем, кто уже женился, мы хотим привести несколько полезных советов в развитии счастья в браке.

 

НАСТОЯЩАЯ ВЗАИМНАЯ ЛЮБОВЬ

 

Мужья и жены должны проявлять настоящую любовь друг к другу. Это значит нечто большее, нежели только плотская любовь (греческое эрос), хотя удовольствие от сексуальной любви во многом поможет в создании семейного счастья.

Бог говорит через Апостола Павла (1Кор. 7:3-5): «Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу [каждый должен дать другому столько сексуальной любви, сколько другая сторона может разумно, естественно и справедливо желать]. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.

Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим».

Везде, где это разумно возможно, муж и жена каждую ночь должны разделять общую спальню. Это дает хорошую возможность для общения и решения в тот же день всех появившихся недоразумений. Ночи, когда они разделены (и только по признанным Богом причинам), должны быть сведены до минимума.

 

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛЮБОВЬ

 

Но мужья и жены должны иметь высшую и более зрелую форму взаимной любви, нежели только сексуальная любовь. Они должны иметь друг к другу настоящую добрую волю. Это включает добрую волю, которую они по праву должны друг другу – мы называем ее обязательной любовью или справедливой (греческое филия). Также они должны исполнять свои обязанности и поступать надлежащим образом в отношении друг друга, согласно золотому правилу, изложенному Иисусом: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мат. 7:12). Это значит, что чтобы мы – с нашей волей, подчиненной Божьей воле, с нашей волей, согласной с учениями Его Слова, Библией – хотели, чтобы другие делали нам, мы должны делать так им. Хотя мы должны поступать справедливо в отношении других, мы не должны требовать от них справедливости.

Мужья и жены не должны досаждать друг другу. Вместо этого, они могут помогать друг другу увидеть и побороть слабости. Лучше всего это можно сделать, выражая особую оценку явных усердий, предпринятых в правильном направлении.

Применяя принцип обязательной любви, – золотое правило, – мужья и жены будут надлежащим образом уважать и заботиться друг о друге. Они будут исполнять свои собственные обязанности; усердно заботясь о соблюдении обещаний; будут внимательны, чтобы оставаться в рамках имеющихся средств, а не выше их; регулярно будут посвящать друг другу надлежащее и разумное количество времени, разговоров и внимания. Они будут делить свою радость и печали, свои надежды и разочарования, достижения и неудачи, и т.п. Общение и общество очень важны. Быт. 2:18 представляет общество как доказательство того, что Бог дал мужа или жену друг другу. Усердие в исполнении обязательной любви в отношении мужа или жены очень помогает в создании семейного счастья.

Обязательная любовь, или добрая воля, проявляется в отношении других по причине обязанности или надежды на то, что можно получить взамен, однако наивысшая форма любви заключается в наслаждении добрыми принципами (греческое агапэ). Она наслаждается Истиной и проявляется несамолюбиво («не ищет своего» – 1Кор. 13; Кол. 3:14).

 

НЕСАМОЛЮБИВАЯ ЛЮБОВЬ – НАИВЫСШАЯ ФОРМА ЛЮБВИ

 

Мужья и жены должны также иметь эту наивысшую форму любви – бескорыстную любовь – в различных ее проявлениях. Первым является оценка. Они должны искать друг в друге такие качества, которые они ценят, и во всех подходящих случаях словом и делом выражать такую оценку.

Они также должны иметь несамолюбивую любовь, проявляющуюся в единстве сердца, потому как  замечают друг в друге достойные качества. Это способствует общению и общности.

Мужья и жены должны проявлять несамолюбивую любовь в ее третьем аспекте – симпатии. Они должны искренне сочувствовать друг с другом в своих утратах, печалях и других удручающих испытаниях, в которых с ними поступают вопреки добрым принципам.

В-четвертых, они должны иметь несамолюбивую любовь в ее наивысшей форме – в самоотверженном служении, то есть посвящении, ради блага другого человека, и все это по причине наслаждения добрыми принципами. Это та любовь, которую Иисус имеет в своем сердце к истинной Церкви (Еф. 5:25,29).

Проявление взаимной несамолюбивой любви супругами значительно способствует супружескому счастью и биению их сердец в унисон с мелодией единственной великой и святой цели, несмотря на то, находится ли эта цель на земном уровне (для непосвященных) или на духовном (для посвященных), чтобы они вместе служили в любви духовной семье Бога как истинные сотоварищи в ношении бремени.

Но самолюбие мужей и жен вызывает много бед. К сожалению, многие мужья и жены самолюбиво заботятся обо всем том, чем лично они могут воспользоваться в браке и в большей или меньшей степени не заботятся о том, чтобы сделать счастливым своего супруга.

Если мужья и жены хорошо развились в обязательной и несамолюбивой взаимной любви, то обычно они будут испытывать в браке много счастья, даже, если в старшем возрасте сексуальная любовь в значительной мере уменьшится или вовсе угаснет.

 

ВЗАИМНОЕ ДОВЕРИЕ И УВАЖЕНИЕ

 

Мужья и жены должны доверять друг другу. Они не должны подозревать друг друга или делать поспешные выводы, что супруг является неверным или прелюбодействует. Хотя мужья и жены естественно должны желать сексуальной любви и особых чувств, которые принадлежат только супругу, они не должны проявлять чрезмерного чувства собственности, чрезмерной ревности, не доверяющей супругу и разрушающей семейное счастье. Мужья и жены должны сдерживать себя от такого поведения и не проявлять чрезмерного интереса к особам противоположного пола, что, естественно, склоняло бы их к возбуждению ревности с другой стороны.

Мужья и жены должны надлежащим образом уважать друг друга. Они должны уважать достойность и ценность друг друга. Не должны без надобности раскрывать другим слабости и ошибки друг друга. Личные вопросы своего брачного союза они должны хранить для себя, и если это не нужно, то не разговаривать о них с другими, даже с членами их семей. Бог и Иисус сказали: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей» (Быт. 2:24; Мат. 19:5). Супружеские пары, всегда, если это разумно возможно, должны иметь отдельный дом для своей семьи.

Они должны надлежаще уважать свою частную жизнь. Есть моменты, когда муж или жена могут желать немного личного, например, для молитвы (1Кор. 7:5).

 

НРАВИТЬСЯ ДРУГ ДРУГУ И УВАЖАТЬ

 

Мужья и жены должны стараться нравиться друг другу (Рим. 15:1-3; 1Кор. 7:32-34). Они должны заботиться о взаимном познании интересов и отвращений, а также заботиться о том, чтобы делать то, что будет нравиться супругу, должны вместе стремиться развивать добрые качества и способности.

Мужья и жены должны служить друг другу (Гал. 5:13). Это не значит, что один из супругов (разве только, если неспособен) вообще не должен служить, а второй делать всю службу и не пользоваться взаимными услугами. Каждый должен быть готов служить другому, всеми разумными способами, так как Христос служит церкви, а церковь Христу.

 

РАЗВИТИЕ, СОБЛЮДЕНИЕ И ПРЕВОСХОДСТВО

 

Мужья должны проявлять нежность к своим женам, особенно, раскрывая свои чувства (Еф. 5:29). При любом подходящем случае они словом и делом должны уверять своих жен, что любят их особой любовью, которую питают только к ним как своим спутницам жизни.

Мужья должны обеспечить содержание своих жен (Еф. 5:29; 1 Тим. 5:8). Это не значит, что жена не может помогать в содержании семьи. Но главная ответственность лежит на муже. В некоторых случаях, как, например, из-за невозможности найти работу для мужа или его нетрудоспособности жена какое-то время может быть единственным источником содержания мужа и семьи.

Муж должен быть главой жены, так, как Иегова является Главой Христа, а Христос Главой мужа (1 Кор. 11:3-10; сравни с Еф. 5:23-25). Безусловно, не существует никаких намеков на тиранию или рабство во взаимоотношениях Иеговы к Христу или Христа к мужчине. Так должно проявляться и превосходство мужа над женой – не уменьшая и не ограничивая ее способностей в рабстве тирании, но поднимать и облагораживать ее, наделяя ее под своим руководством и поддержкой полнейшей свободой в правильном использовании всего, что остается в ее силах.

Но, помня слова Павла: «А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем» (1 Тим. 2:12), мы видим, что женщина не должна узурпировать для себя естественное положение мужа как руководителя и учителя и, пренебрегая его лидерством, самой занимать это положение – положение, которое противоречит природе, не отвечает женскому естеству и неправильно в глазах всех мыслящих людей. При таком толковании слов Апостола его поучение, находящееся в 1 Кор. 11:5, остается вполне гармоничным (см. Reprints 1550).

Муж должен узнать мнение жены в важных вопросах, связанных с ними, в их зависимости друг от друга, с их семьей, домом и т.п., и очень серьезно подходить к ее точке зрения. Принятие окончательного решения, особенно в важных вопросах, остается за ним. Было бы правильно, если это возможно, оставлять жене принятие решений в менее важных вопросах.

Муж должен быть доброжелательным опекуном жены и помогать в слишком тяжелых и слишком трудных для нее делах. В связи с этим Апостол призывает мужей наследовать великодушие Христа: «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно [мудро и великодушно] с женами, как с немощнейшим сосудом [используйте вашу силу для ее защиты, поддержки и поощрения, а не для угнетения], оказывая им честь [радуйтесь ее развитию и всем важным успехам и достижениям], как сонаследницам благодатной жизни [благословений и привилегий]» (1Пет. 3:7).

Муж должен стараться, чтобы жена имела достаточно времени для отдыха, расслабления, других личных потребностей и молитвы, а также исследования послания Истины, содержащегося в Св. Писании (лучше всего с ним, а если нет, то отдельно), его проповеди и т.п.

 

«БОЯЗНЬ», ПОВИНОВЕНИЕ И ПОМОЩЬ

 

Жена должна «бояться» мужа (в смысле уважения, Еф. 5:33). Она должна относиться к нему, как к своему главе и иметь глубокое уважение к нему. Женщина не должна выходить замуж за мужчину, о котором известно, что он врет, обманывает и ворует, или по каким-то другим причинам не может уважать его как своего главу. Если мужчина проявляет нежелательные качества перед бракосочетанием, то, скорее всего, он будет делать это и дальше.

Жена должна повиноваться мужу (Еф. 5:22,24; Кол. 3:18; 1 Пет. 3:1-6). Такое повиновение не обозначает рабства, прислужничества; не обозначает, что она не может задавать мужу вопросов и выражать своих мыслей в разных вопросах.

Повиновение, предлагаемое Апостолами, является разумным повиновением, находящимся в согласии с рассудительным, скромным выражением взглядов жены и надлежащим их обсуждением мужем, так как в случае верного Авраама, который ни коим образом не поддавался капризам неразумной жены, но рассудительно анализировал намерения и переживания Сары, ожидая познания Божьей воли, прежде, чем согласится на ее желания в вопросах, касающихся их домашних (Быт. 21:8-21). Послушание Сары Аврааму подчеркивается как пример женам в 1 Пет. 3:1-6: «Вы – дети ее [Сары], если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха [никаких негативных последствий]».

Послушание жены в отношении своего мужа также не означает, что она должна подчиняться его словам, если он просит ее сделать что-то, что будет несправедливым, незаконным или противоречит букве или духу Божьих поучений, изложенных в Библии.

Жена должна быть помощью для мужа (Быт. 2:18; Тим. 2:4,5). Это не значит, что жена должна быть рабыней. Как помощница она не должна стоять ни за, ни перед мужем, но возле него. Ева была взята, собственно, из ребра Адама. Муж, содержащий жену и семью, должен обеспечить питание, одежду, жилье и т.п., а она скорее отвечает за то, чтобы заботиться о обеспеченном питании, одежде, жилье и т.п. (Прит. 31:10-31). Жена должна стараться сделать дом тем местом, в котором они оба могут отдохнуть после хлопот и забот ежедневного труда.

Это необходимо и правильно, чтобы мужья признавали, ценили и принимали помощь, которую жены могут оказать во всех жизненных делах, в чем бы она ни проявлялась. Если Бог дал ей таланты, то дал их для развития и использования, чтобы она могла быть эффективной помощницей для мужа. Не было бы правильным, и муж не мог бы себе этого позволить, отвергнуть такую помощь, пытаясь уменьшать эти таланты.

Пускай жена помогает столько, сколько это разумно возможно и сколько она желает, хотя в некоторых вопросах она может иметь даже больше естественных или приобретенных способностей, чем муж. Так долго, пока услуга жены делается скромным, женским способом, – без стремления навязать мужу свою волю, – пусть она делает все то, что ее руки найдут сделать в жизни духовной, школьной, общественной или профессиональной.

Перечисленные выше обязанности, обязательства и привилегии мужей и жен являются хорошими указаниями для устроения семейного счастья. По причине грехопадения Адама и дополнительно значительной, а с тех пор очень увеличившейся деградации в человеческом роде в результате наследственности и их окружения, мужья и жены должны осознавать, что их супруги имеют много несовершенств. Поэтому они должны быть соответственно рассудительными, понимающими, толерантными, долготерпеливыми, снисходительными, вежливыми и всепрощающими в отношении друг друга (Еф. 4:32), проявляя много симпатии и тактичности во взаимоотношениях.

Эти размышления касаются в общем не только посвященных христиан, но также и не посвященных, но оправданных верой в Иисуса как Спасителя, а даже неоправданных. Но посвященные христиане, мужья и жены, имеют больше особых привилегий и благословений, которых не имеют другие супруги. Если они верны в праведной жизни, отрекаясь самих себя и мира, а также проявляя постоянное развитие в наследовании подобия Христова, особенно несамолюбивой любви, то они имеют значительно лучшие условия для верного исполнения супружеских обязанностей и обязательств с радостью.

Некоторые из таких особых привилегий и благословений христианских мужей и жен связывают их вместе в бодрствовании, молитве, исследовании, размышлении и проповеди Истины Божьего Слова, с сопутствующей радостью и счастьем во взаимном общении и полезности.

Муж и жена, которые вместе молятся, вместе размышляют и разговаривают о Господних делах, заинтересовывают, помогают и укрепляют друг друга в христианской жизни по вере и углублении взаимной оценки Бога, Христа и Истины. Таким образом, они укрепляют двойные узы христианской и супружеской любви, что является благословением, которое может быть вполне оценено только истинно посвященными мужьями и женами. (Дальнейшие советы, касающиеся обязанностей и обязательств мужей и жен смотри в книге Новое Творение, 12 гл.).

 

BS 93, 53; SB №78,’94,64

Библейское Знамя №50, январь-апрель 2014

Страница 1 из 28