Приветствуем вас на сайте Исследователей Библии.

 Мессия – Божий Слуга

Часть 3

Продолжение из последнего номера

“Они воззрят на Меня, Которого пронзили и будут рыдать о Нем, как рыдают о единственном сыне, и будут горько рыдать, как горько рыдают над единородным”. Пророчество Захарии 12:10, перевод Lesser.

ПОСВЯЩЕННАЯ ЖЕРТВА

Кающийся Израиль будет свидетельствовать об антитипическом Пасхальном Агнце, данном от Бога для их спасения под лучшим заветом и в высшем спасении, чем то, которое было связано с их освобождением из Египта (Иер. 31:31-34; Ис. 44:22,23).

Они будут рассказывать, что Он был страдальцем, который не противился (Ис. 53:7, Танах): “Притеснен [или от Него требовалось (то же самое еврейское слово нагас используется во Втор. 15:2,3, где оно было переведено глаголом взыскать); нужно было претерпеть наказание смерти, чтобы Божественная справедливость могла быть удовлетворена в пользу совершенной жизни Адама, потерянной в результате непослушания], и измучен он был, и не открывал рта своего, как овца, ведомая на заклание, и как овца, безгласная пред стригущими ее, и не открывал рта своего [Он всецело принял наказание смерти и связанные с ней страдания, которые добровольно понес ради нас]”. Помимо жестокого и несправедливого отношения со стороны Своих преследователей, за которых умирал, – праведный за неправедных, – Он повел себя спокойнее всех спокойных, наслаждаясь исполнением воли Своего Отца (Пс. 39:9) и радуясь, что может отдать Свою жизнь в искупление за всех, чтобы у них была возможность вернуться к гармонии с Богом и наследовать вечную жизнь. Какой прекрасный пример в праведном Божьем Слуге, который, когда Его злословили, не злословил, когда страдал, не угрожал, но доверил Себя Тому, Кто справедливо судит! Он даже молился за тех, которые Его распяли!

МЕССИЯ ВЫРВАН СИЛОЙ 

“Из тесноты [давления, насильного ограничения] и суда [еврейское мишпат – относится к Его фиктивному судебному ночному процессу, в котором Он был ложно обвинен и осужден как заслуживающий смерти; именно посредством смерти Господь был вырван из притеснения (а не заключения, поскольку Господь не был в заключении; см. примечания в ARV и AV) со стороны врагов и судебного преследования; хотя именно по их вине Он был осужден на смерть] (наконец) [насильно] взят [вырван; еврейское слово лаках; это слово использовано также в 4Цар. 2:10; Иер. 48:46]; а род Его... кто помышляет, что Он ссекается с земли живых” (Ис. 53:8, Макарий).

В возрасте 33,5 лет израильский Мессия был убит как антитипический Пасхальный Агнец, в 14 день месяца авив, или нисан (Быт. 12:5,6,18; Лев. 23:5), в год, который общеизвестен как 33 год н.э. Это мы знаем из того, что “с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Князя” (Дан. 9:24-27, KJV) прошло 69 символических недель или (69х7) 483 года (“день за год” – Иез.4:6). Поэтому 70-я неделя Израиля началась осенью 29 г.н.э. (что дает 28 ¾ г.н.э., а если добавить 454 ¼ г. до н.э., то есть до осени 455 г. до н.э., получится 483 года). 70-я неделя завершилась осенью 36 г.н.э. Тогда, в эту 70-ю неделю, “убит будет Мессия, но не по Своей вине”; “а в половине недели [14 нисан 33 г.н.э, когда Господь был веден как агнец – антитипический Пасхальный Агнец на смерть] отменит [типические] жертвоприношения”, поскольку тогда антитипическая жертва заменила образные жертвы.

УМЕР ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ИЗРАИЛЯ

Согласно вышесказанному, когда кающийся Израиль поймет это, тогда будет свидетельствовать (Ис. 53:8, KJV): “за преступления народа Моего [Израиля] был ранен”. Здесь снова подчеркивается заступнический и примирительный характер страданий и смерти Мессии. Частые повторения указывают на то, что это важная часть – возможно даже важнейшая – будущее дело свидетельствования кающегося Израиля.

Добрый Пастырь, индивидуальный Божий Слуга, говорит здесь, что должен был отдать свою жизнь за Израиль – “Мой народ” – народ, который главным образом по этой причине не может быть упомянутым здесь Божьим Слугой, но скорее “народом”, за “преступления” которого индивидуальный Мессия был убит. Поэтому как результат жертвы Божьего Агнца, который был веден на заклание “за преступления народа Моего”, весь Израиль спасется, как написано (Ис. 59:20, KJV; Иез. 36:26-33): “И придет к Сиону Спаситель и [даже] к тем, которые отвращаются от беззаконий в Иакове”; “И освобожу вас от всех нечистот ваших… в тот день, когда очищу вас от всех беззаконий ваших… И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять”.

Но Божий народ – “Мой народ” – в более широком смысле охватывает больше, чем только тех, которые “отвращаются от беззаконий в Иакове”. Поскольку Божий Слуга “возвестит народам суд”, то мы видим, что Он был дан “во свет для язычников”; “И придут народы к свету твоему”; “и скажу не Моему народу: "ты Мой народ", а он скажет: "Ты мой Бог!"” (Ис. 42:1,6; 49:6; 60:3,5,11; Пс. 85:9; Ос. 2:23).

ПОХОРОНЫ БОЖЬЕГО СЛУГИ

“Он сделал [назначил] ему гроб со злодеями, и с богатым его смерть, потому что [хотя] не сделал греха, и не было лжи в устах Его” (Ис. 53:9, KJV). В Израиле те, которые казнились как преступники, не хоронились с честью. Закон времен Иосифа Флавия гласит (Иудейские Древности, IV, vii, 6): “Если кто осмелился богохульствовать, тот да будет побит камнями, труп же его повешен напоказ на весь день и погребен с позором и в укрытии”.

И может ли быть что-либо более вероятным, чем то, что Господу, который был осужден как богохульник и который умер как преступник, был назначен гроб вместе с преступниками? Это, безусловно, понравилось бы еврейским начальникам, которые из зависти и ненависти замыслили и приготовили для Него такую жестокую и позорную смерть; и после того, как пригвоздили Его руки и ноги к кресту, они злобно смотрели на Него, пренебрежительно смеясь и надувая свои уста, кивая своими головами и говоря: “Он уповал на ГОСПОДА, [что] он избавит его: пусть избавит Его, видя, что он находит радость в нем” (Пс. 21:8-21, KJV). Но Божьей волей было, чтоб Его Сын, Его Слуга, был похоронен с честью.

Со смертью Мессии Его примирительная жертва была завершена. Бог разрушил их намерения назначить Ему гроб с безбожными, и поруководил, чтобы Его Слуга после смерти был похоронен у богатого человека (Иосифа из Аримафеи). Еврейское слово, обозначающее смерть, выступает здесь во множественном числе, подобно, как и в Иез. 28:8,10, где оно также относится к смерти личности – не в том смысле, что личность умирает несколько раз, но скорее, как объясняет Делич, множественное число употребляется для того, чтобы указать на насильственную смерть, сильную боль, которая оказывается подобной многим умираниям.

Но почему этот почетный гроб был намного лучше того, который Ему запланировали и определили враги? Потому что “не сделал греха, и не было лжи в устах Его”. Он унизил Себя до смерти, и то смерти на кресте, и тогда время Его унижения и заступнической жертвы закончилось. Никакое дальнейшее унижение не было необходимым и не было бы допущено. Он умер, праведный за неправедных. Здесь снова подчеркивается его невиновность и праведность. Его смерть была примирением за других.

БОЖЬЕ БЛАГОВОЛЕНИЕ

“Но Господу угодно было поразить [дословно сокрушить; сравни с 5 ст.] Его, и Он предал Его мучению [или поразил Его немощами]” – последствиями греха (Ис. 53:10). Это предложение по всей вероятности относится к 4 и 5 ст. и указывает на то, что Божий Слуга страдал не только вследствие обстоятельств, в каких он оказался, но потому, что Небесному Отцу, который в Своей великой любви совершил наше искупление, было угодно, чтобы Его Единородный Сын страдал и умер за нас (Пс. 102:3). Невиновный не просто страдал за виновных; так поруководила Божья любовь!

Это не значит, что Бог получал удовольствие, глядя, как страдает и умирает Его Сын, поскольку Бог говорит (Иез. 18:32): “Я не хочу смерти умирающего”. Но Бог считал правильным сокрушить Его, предать Его страданию и возложить на Него беззакония всех нас. Это не значит, что страдание и смерть Мессии были желанной целью; это скорее были необходимые меры для того, чтобы после совершения искупления, равнозначной цены, которая была уже принесена, в будущем наступила полная уплата Справедливости в пользу Адама и всего человечества, которое находилось в его способностях размножения, когда он согрешил, в пользу “всех народов земли”, всего рода человеческого, чтобы каждый мог быть благословлен личной возможностью получения вечной жизни через Него – как славное Семя Авраамово, Помазанного Богом, Его весьма прославленного Слугу, чье имя превыше всякого имени, и чтобы через Него, в конце концов, каждое колено преклонилось, и каждый язык воздал славу и дал обет послушания Богу (Быт. 22:18; 1Цар. 2:10; Пс. 2:6-12; 44; Ис. 45:22-25).

ОСНОВАНИЕ ДЛЯ БУДУЩИХ БЛАГОСЛОВЕНИЙ

“Когда ты [Боже, Отче] сделал Его душу жертвой за грех”; это также может быть правильно переведено: “Когда Его душа станет жертвою за грех” (Ис. 53:10, KJV, Lesser). В любом случае Божий Слуга показан здесь как предоставляющий “жертву за грех”. Он дал Себя Самого как выкуп за всех. Его совершенное человеческое существо было выкупом, то есть равнозначной ценой за совершенное человеческое существо – Адама (Быт. 1:27; 2:7), который из-за греха потерял жизнь для себя и своего не рожденного потомства.

Как жертва за грех Божий Агнец является умилостивлением за грех Адама и его рода; как жертва за вину или преступления (более правильный перевод использованного здесь еврейского слова ашам мы можем найти у Lesser и в ARV) Он совершает примирение и полное удовлетворение справедливости в пользу человечества, которое попало в грех по причине большого преступления против Божьего закона, совершенного отцом Адамом в эдемском саду. Он является удовлетворением справедливости за преступление Адама против Божьего закона. Жертва за грех (евр. хатта) относится особенно к грешному состоянию, в котором грешник нуждается в примирении; жертва за преступления относится более к актуальному преступлению, к его вине, к давнему долгу и уплате для удовлетворения надлежащего требования.

ПОТОМСТВО МЕССИИ

Нижеприведенные стихи говорят о некоторых из славных результатов уплаты Им нашего долга и Его примирительной жертвы в нашу пользу: “Он [который ’изъязвлен (пронзен) был за грехи наши’ и ’мучим (сокрушен) за беззакония наши’] узрит потомство Свое» (KJV). Хотя был совершенным человеческим существом, Он был “отторгнут от земли живых” и у Него не было никакого потомства, которое есть у земного отца; тем не менее, поскольку он принес цену искупления и в конце концов купит Адама и его род, то в Его прославленном состоянии одесную Бога (Пс. 109:1) Бог даст Ему все человечество в наследие, и самые отдаленные концы земли Ему в собственность (Пс. 2:8). А в воскресении, когда многие спящие в прахе земли пробудятся (Дан. 12:2), Он возродит их (Втор. 18:15-19) к вечной жизни, поскольку станет их “Отцом вечности”, Дарителем вечной жизни для них (Ис. 9:6).

Поэтому Он “узрит потомство Свое” – Его потомство, поскольку через Него, и только через Него, Адам и его падший род, осужденный на смерть, получит жизнь. Какая великая слава является Его уделом в результате принесения Его человеческой жизни как выкупа за Адама и его род! Безусловно, “Потомство будет служить Ему, и будет причислено к поколению Господа” (Пс. 21:31, KJV).

Многие (семя Авраамово “как звезды на небе”) уже обратились к Мессии и приняли Его себе во спасение; но восстановление благословений для мира, возвращение к совершенству жизни, которое имел Адам до того, как согрешил, не наступит, пока Израиль (семя Авраамово “как песок на берегу моря”) прежде не примет своего Мессию (Зах. 12:9,10; Иез. 39:27-29), а Бог, Тот Предвечный, вполне не даст Сыну человеческому “власть, славу и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится” (Дан. 7:13,14). “Семя его пребудет вечно” (Пс. 88:5,30,37,38).

ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ МЕССИИ

“Продолжит дни свои” (KJV). Это также кажется парадоксом: ибо как Тот, кто был отторгнут от земли живых, который отдал душу Свою и был погребен, может иметь вечную жизнь и продолжение Своих дней? Очевидно, ответ один: Он должен был воскреснуть из мертвых.

О Нем пророчествуют многочисленные стихи. Под именем Шило Бог обещал, что будет отдана “Ему покорность народов” (Быт. 49:10; сравни с Иез. 21:27); под Именем Давид (Возлюбленный) Бог обещал, что Он “будет князем у них вечно” (Иез. 37:25); Он также “священник вовек по чину Мелхиседека” (Пс. 109:4; Зах. 6:12,13); Он “Звезда от Иакова”, “Жезл от Израиля”, Он “будет властвовать” (Чис. 24:17,19, KJV), великий Пророк, которого воздвиг Бог (Втор. 18:15-19), чье царство справедливости должно стоять вечно (Ис. 9:6,7; Иер. 23:5; Дан. 2:44; Пс. 71).

О воскресении Мессии Пророк Давид написал (Пс. 15:10,11; 16:15): “Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление” [Эти слова не могут относиться к Давиду лично, поскольку он вошел в состояние смерти, был погребен и увидел тление. Большего Давида, Божьего Слугу, Бог воздвиг из мертвых как духовное существо на третий день после распятия (Пс. 21:17,21-23). Первенцы из усопших, символически показанные в первом созревшем снопе, посвященном Богу 16 нисан – на третий день после того, как был заклан агнец 14 нисан (Лев. 23:5,6,11,15,16), – не увидели тления. Их духовное существо, не имеющее плоти и костей, является нетленным], “Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек” (Пс. 15:10,11). “А я в справедливости узрю лице Твое; пробудившись, я буду удовлетворен образом Твоим” (Пс. 16:15, KJV).

В связи с этим интересно то, что Авраам в принесении в жертву своего сына Исаака, в котором было сосредоточено обетование о потомстве (Быт. 21:12), представлял Бога в Его великой любви, жертвующего Своего единородного Сына. Как ягненок был дан Богом и заклан на жертвеннике, а Исаак поднялся с жертвенника, чтобы через него могли получить благословение все племена земли (Быт. 22:1-18), так Бог дал великого антитипического Пасхального Агнца, Своего собственного Сына, который стал плотью, родился от девы, как совершенное человеческое существо (Ис. 7:14), выкуп, равнозначная цена за Адама. Он отдал Свою человеческую жизнь как Агнец Божий за грехи мира – этот Агнец был убит за нас.

Когда Божий Слуга пришел как человек, как о нем написано в книгах, чтобы творить волю Своего Отца (Пс. 39:8,9), Бог зачал Его как Новое Творение к Божественной природе (Пс. 2:7; 88:27,28) и помазал Его Своим Святым Духом как Своего Мессию (Пс. 44:8; Ис. 61:1-3). Далее, Он был умерщвлен плотью – как человеческое существо, как наша цена искупления, изображенная в ягненке, но был воскрешен как дающее жизнь духовное существо – Мессия – великое обещанное потомство Авраама, через которое все племена земли будут благословлены.

Из этих размышлений мы видим, что у нас есть живой Избавитель, воскресший Спаситель, подобно Исааку, который поднялся живым с жертвенника, на котором был принесен в жертву ягненок. Человеческая природа Мессии была дана за жизнь мира, но Его “самое дорогое” (Пс. 21:21, KJV) – Его Новое Творение – то, что было в Нем зачато, помазано и усовершенствовано страданиями – родилось из мертвых, воскресло – первенец из умерших, чтобы воскреснуть к полноте жизни (Лев. 23:10,11).

Он, безусловно, продолжил дни Свои – во веки! “Он просил у Тебя жизни; и Ты дал ему их, продолжение дней на век и век. Велика слава его в спасении Твоем; Ты возложил на него честь и величие. Ибо Ты сделал его самым благословенным на веки: Ты сделал так, что он рад присутствию с Тобой” (Пс. 20:5-7, KJV). Это будет воистину важной частью радостного послания, проповедованного кающимся и верующим Израилем.

 BS №853, ’09, 55-58; SB №230, ’09, 56-59.

Библейское Знамя №35