Воскрешение Дочери Иаира

ВОСКРЕШЕНИЕ ДОЧЕРИ ИАИРА

Мар. 5:21-24, 35-43

«И взяв девицу за руку, говорит ей: “талифа-куми”, что значит: “девица, тебе говорю, встань”» (41 с.).

КОГДА Иисус и Апостолы вернулись на борту судна в район Капернаума, местные люди хотели встретить их, особенно Иаир, один из началь­ников еврейской синагоги. Он пришел к Иисусу и пал к ногам Его с большой удрученностью. Он умолял Иисуса, чтобы Тот пришел и исцелил его дочь, которая была на смертном одре. Когда они шли к Иаиру, сопутствующая им толпа задерживала шествие. В это время прибыл посыльный из дома Иаира, говоря, что ребенок умер. Но Иисус огорченному сказал отцу: «Не бойся, только веруй».

Покинув собрание, только три Апостола — Петр, Иаков и Иоанн — пошли дальше с Иисусом и Иаиром. Когда они прибыли на место, увидели великое волнение, связанное с установленным обычаем оплакивания и скорби по умершей. Иисус застал врасплох участников траурной церемонии, говоря им, чтобы не плакали, ибо дитя не умерло, но уснуло. Что Он имел в виду? Разве Великий Учитель хотел уклониться от ответа? Таким же образом Он выразился в связи со смертью Своего друга Лазаря, когда сказал, что «Лазарь… уснул», и только позже объяснил, что он умер (Ин. 11:11-26). Как нам понимать эти слова? Какие были факты? Что было правдой в тех случаях?

«У НЕГО ВСЕ ЖИВЫ»

Ключ ко всему этому вопросу мы находим в собственных словах нашего Господа, с которыми Он обратился к саддукеям (Лук. 20:37,38), принадлежа­щим к сторонникам, отрицающим наступление какого-либо воскресения или какой-то будущей жизни. Саддукеи задали Иисусу вопрос, касающийся некоторой женщины, у которой было семь супругов и всех их она пережила. Задавая этот вопрос, они хотели осмеять проповедуемые Иисусом учения о воскресении, но наш Господь ответил им так: «заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией».

Затем Иисус доказал, что мертвые не являются в действительности мертвыми в таком смысле, как неживые животные, ибо Бог предпринял в Своем Плане некоторые предусмотрения, касающееся воскре­сения человечества из состояния смерти, в то время как не сделал никаких предусмотрений относительно воскресения животных (2Пет. 2:12). Обеспечением, дающим человеку возможность воскресения, было предоставление Богом Искупителя, который был бы в состоянии удовлетворить требования Божьей справедливости, выступающей против Адама и его расы, и который, следовательно, стал бы этим Вели­ким Спасителем, а устанавливая Свое мессианское Царство, освободил бы весь человеческий род из-под господства смерти.

С этой точки зрения, Божьей точки зрения, ни одно из человеческих существ (за исключением тех, которые гибнут во второй смерти) не будет уничто­жено как животные. Воскрешение человеческих существ из состояния смерти совершится посред­ством установления Царства Мессии, когда все, кто до сих пор не имел полной возможности прийти к познанию Божьего характера и Его воли по отно­шению к ним, тогда получат ее. И все, если будут желать этого, получат помощь в достижении гармо­нии с Богом, чтобы таким образом вновь могли получить совершенную жизнь, утраченную Адамом в результате его непослушания. Во взаимосвязи с Божьими намерениями воскрешения человека из состояния смерти, Иисус говорил о смерти как о «сне», как о периоде покоя, бессознательности.

Заявление Иисуса, данное саддукеям, подтвердило все это, когда Иисус сказал, что Бог сообщил Моисею при горящем кусте: «Я… Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх. 3:6). Иисус указал им на то, что Бог не говорит о Себе как о Боге всех существ, полностью уничтоженных, истребленных, какими являются животные (2Пет. 2:12). Поэтому обсуждаемое здесь выражение, в соответствии со всем Священным Писанием, обозначает, что насту­пит воскресение, пробуждение из состояния смерти и, что весь человеческий род просто спит, ожидая Царства Мессии и утра воскресения, утра лучшего дня, в котором воцарится справедливость, а Мессия будет Великим Царем.

Та же мысль, касающаяся сна умерших, преобладает во всей Библии. Читаем, например, что «…почил Давид с отцами своими…» (3Цар. 2:10; Деян. 2:29). Апостол Павел заявляет, что Церковь «умрет» [«заснет» в греческом оригинале и других переводах Библии], но некоторые ее члены, живущие при конце нынешнего века, во время второго пришес­твия Христа не будут вынуждены «заснуть» (1Фес. 4:15-17), а вместо этого «изменимся вдруг, во мгновение ока» (1Кор. 15:51-52). В другом месте вспоминает всех, «заснувших в Иисусе» (1 Фес. 4:14). Символически как добрые, так и злые спят в Иисусе, потому что Божье распоряжение относи­тельно их пробуждения заключается в деле Иисусового Искупления и Реституции (Восста­новления), и посредством его совершится (Деян. 3:19-21).

Не предполагайте, что те, о ком мы здесь говорим, спят на небе, потому что спят как добрые, так и злые. Если, например, скажем, что Авраам уснул со своими отцами, тогда здесь выступают два класса — Авраам друг Бога и его отцы, язычники. Кроме того, небо не является местом для сна, но местом деятельности и жизни, переполненной ра­достью. Мы не могли бы также представить себе человечества в состоянии сна, если бы оно находилось в католическом чистилище или же в протестантском аду вечных мучений.

Заглянув в Библию с целью найти ответ на вопрос где спят умершие, мы найдем эти вдохнов­ленные слова: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся» (Дан. 12:2). Следовательно, это есть тот «прах… в прах», о котором Бог в начале сказал отцу Адаму, которому был вынесен приговор, и от отца Адама мы наследуем приходящуюся на нас долю: «Проклята земля за тебя… терние и волчцы произрастит она тебе… доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» (Быт. 3:17-19).

Итак, Бог приготовил для Адама и его потомства искупление из-под господства смерти и освобожде­ние из могилы на основании воскресения, и это именно Иисус есть тот, который заявил: «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин. 11:25). Из числа всего человечества Церковь первой должна получить вечную жизнь, а члены Церкви получат удел вместе с Христом в Его воскресении для славы, чести и бессмертия, как Его Невеста, Сонаследники, которые подлежат Его главенству. Затем, как утверждает Апостол, воскрес­нет остальная часть избранных из человеческого рода, «каждый в своем порядке» (1Кор. 15:23).

Когда Иисус сказал оплакивающим дочку Иаира (сравни с Лук. 8:52-56), что «девица не умерла, но спит», тогда они, как говорит описание: «смеялись над Ним, зная, что она умерла». Даже они знали, что умерший является мертвым. Но далее мы узнаем, что Иисус позвал ее этими словами: «девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала». Иначе говоря, это дух [дыхание], жизнь возвратились к ней; в ее тело не вошло никакое духовное существо или душа. Греческое слово рпеита, переведенное здесь словом «дух», звучало бы лучше как «дыхание» или «жизнь».

Выраженная здесь мысль похожа на ту, которую мы находим в Быт. 35:18, где узнаем, что когда Рахиль умирала, «выходила из нее душа», а также в описании с 3 Цар.17:21,22, которое говорит, что когда сын вдовы был мертвый, Илия молился, прося: «да возвратится душа отрока сего в него!».

Если бы переводчики употребили в этих текстах слово «жизнь» вместо слова «душа», они перевели бы их в соответствии со всеми остальными текста­ми, отрывками и доктринами (учениями) Священно­го Писания, а также в соответствии со всеми связан­ными с этим вопросом фактами, подтвержденными природой и опытом. Древнееврейское слово nерheshпереведенное в этих стихах словом «душа», обознача­ет прежде всего «жизнь», а затем, так как жизнь является основой существования души, в силу такого сочетания, слово nерhesh приняло второстепенное значение «душа». Слово nерhesh 123 раза переведено в Библии словом «жизнь» и так оно должно быть переведено в этих стихах. Когда слово «жизнь» употребляется вместо слова «душа», эти стихи сразу же становятся понятными.

«ВСЕ, НАХОДЯЩИЕСЯ В ГРОБАХ,

УСЛЫШАТ ГЛАС СЫНА БОЖИЯ,

И ИЗЫДУТ»

Иисус, производя большое впечатление, таким образом сказал, что девица спит. Он сделал это с целью обратить внимание на тот великий урок, что смерть не является концом всего, хотя кажется, что это именно так.

Продемонстрированное Иисусом воскрешение должно было стать уроком и иллюстрацией Божьей силы, которая будет применена по отношению ко всей человеческой расе под властью мессианского Царства. Согласно этому Он сообщил, что «все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия [глас Сына Человеческого, Ин. 5:28,27], и изыдут». Это утверждение относится не только к святой Церкви, которая имеет свое участие в первом воскресении. Обещание «и изыдут [и пойдут]» относится также к остальной части избранных, а также к человеческому роду. Все, за исключением духовных классов избранных, имеют участие в общем воскресении, которое будет охватывать почти весь человеческий род, не только цивилизованные народы, но также и языческие.

Мир воскреснет. Иисус сказал, что мир удостоит­ся воскресения, т.е. поднятия к совершенству, ко всему тому, что было утрачено в Эдеме, но было искуплено на Голгофе. Воскрешение будет только подготовительным шагом. Оно наступит моментально, но дальнейшее поднятие к состоянию умственного, морального и физического совершенства будет постепенным процессом, продолжающимся в период Тысячелетнего Посреднического Правления Христа, и именно в это время каждая личность будет обязана сотрудничать для того, чтобы достигнуть прогресса и научиться справедливости. Это воскресение челове­ческого рода Иисус в общем определяет как «вос­кресение на суд» (Ин. 5:29, АSV — Амери­канская Стандартная Версия Библии, (перевод Макария – зам. пер.)), заключаю­щееся в наказании, испытании и обучении. Только те, которые добровольно отвергнут Господа и Его путь, умрут второй смертью, из которой не будет никакого воскресения. Иисус умер раз за всех и, согласно Священному Писанию, не умрет снова.

Мы не должны забывать, что чудеса, совершаемые нашим Господом, были лишь иллюстрациями велико­го дела, которое Он совершит в мировом, гиган­тском масштабе в будущем — посредством силы и влияния Его Царства. Он и Церковь, как духовные существа, будут оставаться конечно невидимыми для человека, но через своих земных представителей будут постепенно освобождать человечество из-под этого бремени болезней и забот, а также боли и смерти, так что при конце тысячелетнего правления Мессии все желающие и повинующиеся достигнут полного человеческого совершенства. Одновременно земля будет приведена в такое состояние, что «расцветет как нарцисс» и как подножие ног Гос­подних будет прославлена на веки (Ис. 35:1; 60:13).

ВS ʼ84:10; ТР ʼ84:185-187

Библейское Знамя №5, 2004

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.