Для Чего Умер Иисус


ДЛЯ ЧЕГО УМЕР ИИСУС?

«Ибо один Бог, один и посредник между Богом и людьми, Человек Христос Иисус, давший Себя как выкуп за всех: это – свидетельство в положенное время» (1 Тим. 2:5,6, Кассиан).

  СМЕРТЬ ХРИСТА, принесение себя в качестве Выкупа, является сердцем и душой Библии. Его суть и последствия свидетельствуют о том, что только Божественная мудрость могла это запланировать, только Божественная справедливость могла этого требовать, только Божественная любовь могла дать и только Божественная сила могла это исполнить в различных обширных и сложных аспектах.

ВЫКУП

Слово «выкуп» переведено в Новом Завете из греческих слов лютрон и анти, либо с любого из этих выражений по отдельности, либо с их сочетания, антилютрон (1 Тим. 2:6; Мат. 20:28), которые в этимологии и использовании в греческом языке обозначают «цена взамен» – то есть, равнозначная цена. В отношении Иисуса это определение обозначает, что Он дал для искупления Адама и осужденного человеческого рода в нем цену точно равную их долгу в отношении Божественной справедливости, и таким образом искупает их от Божественной справедливости, требующей приговора смерти. Как показывает Апостол Павел в 1 Кор. 1:23, распятый Христос был безумием для греков и соблазном для иудеев. Многие продолжают отвергать Выкуп как точную компенсацию того, что утратил Адам для себя и своего рода.

Хотя многие толкователи Библии используют сегодня те же библейские термины, – «выкуп», «вы дорого куплены», – однако, они придают этому символическое значение, отрицая действительное искупление, в том числе в смысле равнозначной цены. Они используют эти определения в том же смысле, в котором мы их находим в американском патриотическом девизе: «Цена свободы – постоянная бдительность». Библия не так представляет Выкуп, данный Иисусом Христом.

Выкуп – это правовая транзакция

Доктрина Выкупа является важнейшей доктриной Библии. Ее понимание обозначает большое благословение. Очень трудно охватить в общем – не говоря о деталях – Божественный План не признавая роли Выкупа в нем.

Библия показывает Выкуп с помощью очень точных терминов и обстоятельств правовой транзакции, которая имеет важнейшее значение в Божественном Плане. Доктрина Выкупа (или Искупления) как ось колеса, от которой расходятся все учения Библии и вокруг которой они вращаются. Собственно, поэтому те, кто отрицает Выкуп в его буквальном, библейском значении, в то же время подрывают все остальные учения Священного Писания.

В этой статье мы представим Выкуп с точки зрения его сути в сочетании с доказательствами Священного Писания. Существительные «выкуп» и «цена выкупа» могут при этом использоваться взаимозаменяемо.

Выкуп: его суть

Стих, который приведен в заглавии нашей статьи, будет здесь особенно уместен:

«Ибо один Бог, один и посредник между Богом и людьми, Человек Христос Иисус, давший Себя как выкуп [антилютрон – равнозначная цена] за всех: это – свидетельство в положенное время».

Матфея 20:28 является еще одним примером. Цитируем его с нашими комментариями в скобках:

 «Как и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему послужили, но чтобы послужить и дать душу Свою как выкуп [лютрон – цена] за [анти – вместо] многих» (перевод Кассиана).

Выкуп: чему он «равнозначен»?

Необходимость Выкупа заключается не только в последствиях греха Адамова, но также в том, чем был Адам. Отец Адам, созданный по образу Бога на человеческом уровне, обладал совершенной жизнью в совершенном теле, а также всеми правами, которые к нему относились (совершенная пища, климат, окружение и т.д.).

Совершенная жизнь Адама могла длиться только на основании послушания воле Бога. Отношения между Богом и Адамом основывались на завете (Ос. 6:7). Пока Адам соблюдал свою часть завета, Бог гарантировал ему жизнь и все права, данные ему в дар при сотворении.

Утраченные Права Адама

Итак, право на жизнь как человека и связанные с ним жизненные права включали все то, что Адам, как совершенное человеческое существо, получил при сотворении в виде даров на условиях. Он имел на них право так долго, пока оставался в согласии с условием, на основании которого они были ему даны – послушанием. Адам нарушил этот завет; он предпочел пренебречь своим Всемогущим Другом и Благодетелем, а взамен выбрал свою жену. В результате попал в грех, теряя право на жизнь и жизненные права для себя и человеческого рода, который должен был от него родиться (Быт. 3:16; Рим. 5:12-21).

Хотя Адам был лишен своих прав, он мог пользоваться остатками, до времени, когда постепенно, в процессе умирания, не утратил их в момент смерти. Человеческий род, будучи весь рожден из его рода, в обязательном порядке разделяет его участь.

Состояние, в котором оказался человеческий род, является той причиной, по которой был необходим Выкуп.

Божественная Справедливость и Выкуп

Причиной, которая требовала Выкупа, была справедливость. Это беспристрастное качество Божественного характера требовало цены Выкупа, если Он был намерен спасти человеческий род от осуждения смерти. Должно было совершиться такое удовлетворение за человека, которого требовала Справедливость (Исх. 21:23-25; Втор. 19:21).

Рим. 3:25,25: «Которого Бог предложил [Иисуса] в жертву умилостивления» (Рим. 10:4; 1 Кор. 1:30). Это относится к «крышке умилостивления», или Престолу Благодати, находящегося в Скинии. То, что крышка умилостивления символизирует Божественную Справедливость, ясно следует из того факта, что кровь примирения была покроплена перед ней. Это показано в Лев. 16:14, где телец представляет совершенную человеческую природу Иисуса, а Первосвященник представляет Иисуса Христа в его функции священника:

«И возьмет крови тельца и покропит перстом своим на крышку спереди и пред крышкою, семь раз покропит кровью с перста своего».

Божественная Мудрость и Выкуп

Причиной, планировавшей Выкуп, была Божественная мудрость. 1 Кор. 1:23,24: «А мы проповедуем Христа распятого [выкуп], для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость».

Христос распятый – Выкуп – показан как олицетворение Божьей Мудрости в отношении спасения человека, в его жертве, через которую Он принес Выкуп.

Божественная Любовь и Выкуп

Причиной, побуждающей принести Выкуп, была Божественная любовь. Ошибкой было бы думать, что освобождение человеческого рода ничего Богу не стоило – Он заплатил цену, отдавая своего Сына, а тем, что побуждало Отца, была Его любовь, настолько большая, чтобы лишить небеса самого дорогого сокровища и ниспослать Сына Своего лона в мир, дабы Он стал нашим Искуплением.

В Послании к Рим. 5:8 читаем: «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками».

Возлюбленный стих, Ев. Ин. 3:16, является следующим отрывком на эту тему: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».

Божья Сила и Выкуп

Причиной, совершившей Выкуп, была Божественная Сила, особенно, когда объявлялась через Святого Духа, действующего в нашем дорогом Искупителе. Это выражено в Деян. 10:38: «Как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета» (Евр. 9:14).

Послушание Иисуса и Выкуп

Причиной заслуги Выкупа было послушание нашего Господа Иисуса. Возможным принесение Выкупа сделало совершенное и правое сердце, которое могло сказать словами пророка: «Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне: я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце» (Пс. 39:8,9; Евр. 10:1-14).

Читаем это свидетельство в Послании к Рим. 5:19: «Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни». То, что Иисус послушно принес в смерти, имело настоящую заслугу, которая через Его смерть стала доступна для всего человеческого рода.

РАВНОЦЕННОСТЬ – ОСНОВА ВЫКУПА

Никто из падшего рода Адамова не мог заплатить выкуп. Никто из потомков Адама, сам находясь под приговором смерти, не имел совершенной жизни с ее правами как эквивалента жизни отца Адама (Пс. 48:8,9; Рим. 3:23). Поэтому Иисус «стал плотию», человеческой, – хотя не Адамовой, – чтобы мог стать Искупителем (Мат. 1:18; Лук. 1:30-35; Ин. 1:14; 2 Кор. 8:9; Фил. 2:5-8; Евр. 2:14-18).

Поскольку Адам должен был отдаться Божественной справедливости в рамках своего долга, нужна была точная равноценность, чтобы удовлетворить Божественную справедливость, если должник хотел быть освобожден. Меньше этого не было бы достаточным; больше этого не можно было требовать. Справедливость требовала точного эквивалента долга.

Короче говоря, единственной ценой искупления, которую Божественная справедливость могла бы принять, был совершенный человек – такой, каким был Адам до грехопадения. Иисус, совершенный человек, был такой ценой, заменой Адама. Будучи равен Адаму, Он заплатил полную цену – Выкуп.

Увенчан славою и честью

Некоторые элементы этой равноценности подчеркнуты в Послании к Евреям 2:7-10. Мы здесь видим, что совершенный человек был дан за совершенного человека, и права совершенного человека за права совершенного человека: «Ты на краткое время поставил его [Адама] ниже ангелов» (Радостная Весть). В предыдущем стихе пророк (Пс. 8:5-9) спрашивает: «Что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (то есть: «имел с ним – с Адамом – общение?»).

Первый человек, Адам, был создан на уровне немного ниже ангелов, поскольку человеческая природа несколько ниже ангельской.

Затем читаем о некоторых из его прав – о его правах на совершенство и владычество над землей: «славою и честью увенчал его». Адам в своем совершенстве способностей и характера был создан по образу Божию; и как Бог был владыкой Вселенной, так первый человек был владыкой на земле, по подобию Божию (Быт. 1:26,27).

Обращаясь теперь к Иисусу, читаем: «Зато мы видим, как Иисус, бывший короткое время ниже ангелов», стал человеческим существом, чтобы претерпеть смерть. Иисус получил совершенство и права, которые имел Адам – был увенчан «славою и честью».

«Душа живая»

Адам был создан как «душа живая», то есть был душой – а не имел душу (Быт. 2:7). Он должен был отдать свою душу – свое существо, себя самого – на смерть. Также сделал Иисус. Матфея 20:28, в греческом переводе, подает слово «душа» (психе) в значении «жизнь». Как Адам претерпел смерть, так же Иисус. В Ис. 53:10 читаем о том, как Иисус отдал свою душу – свое существо: «душу свою принесет он в жертву за грех» (укр. Огиенка).

Многие не понимают сути наказания за грех, веря, что ею является жизнь в вечных мучениях. Очевидно, с такой точки зрения невозможно увидеть, что Иисус заплатил равнозначную цену за Адама. Тем не менее, Библия говорит ясно, что наказанием, которое навлек на себя Адам, и которое понес, была смерть – не меньше и не больше!

Например, в Быт. 2:17 читаем Божье заявление: «От дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». И снова: «Из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься». Это значит, что Адам должен был возвратиться в землю, из которой был взят; взятый из небытия вернулся в небытие.

Смерть является наказанием за грех, Рим. 6:23: «Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная».

Душа умирает, Иез. 18:4,20: «Душа согрешающая, та умрет». Здесь Писание подтверждает, что смерть является отсечением от жизни.

Таким образом, мы видим, что Адам пошел в состояние смерти. Иисус, предоставляя Выкуп, также пошел в состояние смерти.

ИИСУС УМЕР ЗА АДАМА

Иисус умер, чтобы искупить Адама, а в конечном итоге и всех, родившихся от Адама – то есть весь человеческий род. В этом вся красота и простота Выкупа.

Апостол Иоанн удачно классифицирует получивших дар искупительной жертвы Иисуса (Ин. 2:2): «Он [Иисус] есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за [грехи] всего мира».

Слава Богу за Искупление и за Воскресение Христа!

Значение слов «выкуп» и «искупить»

1 Тим. 2:5,6: «Ибо один Бог, один и посредник между Богом и людьми, Человек Христос Иисус, давший Себя как выкуп за всех: это – свидетельство в положенное время».

Слово «выкуп» имеет в Новом Завете очень ограниченное и очень точно определенное значение. Оно использовано в переводе Короля Иакова (англ.) трижды: в процитированном стихе и еще два раза в словах нашего Господа, которые описывают выполненное им дело (Мат. 20:28; Мар. 10:45).

Греческое слово, использованное нашим Господом, это лютрон-анти, что значит «цена взамен» или «равнозначная цена». Апостол Павел сочетает эти два слова как анти-лютрон, получая то же самое значение.

Слово «искупить» иногда использовано как перевод греческого слова агоразо, которое определено профессором Янгом (автором Лексикона Янга) в значении: «приобрести на форуме». Еще более дословно оно может обозначать купить на рынке, поскольку корень этого слова, агора, значит рынок, и много раз используется в этом значении в Священном Писании: Мат. 20:3; Мар. 12:38; Лук. 7:32; Деян. 16:19.

В следующих стихах агоразо переведено как «искупленный»:

«Ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу» (Откр. 5:9).

«И никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли» (Откр. 14:3,4).

В каждом случае выступает мысль об открытой покупке. Все остальные применения слова агоразо во всем Новом Завете подтверждают его торговое значение. Обращаем внимание на значение этого слова по причине современной тенденции, которая либо отрицает, что Иисус на самом деле купил человеческий род, либо, признавая, что Он это совершил, утверждают, что это произошло скорее неясным и общим способом – то есть символически, а не в действительности.

BS ’2000,25; SB ’2001,26

Библейское Знамя №53, январь-июнь 2015

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.