Конфессиональная Троица


КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ТРОИЦА

«Но у нас один Бог Отец… и один Господь Иисус Христос» – 1 Кор. 8:6.

  Замешательство, которое вызвало раскол церкви Христовой на сотни сект, является следствием пренебрежения Библии. Все христиане повсюду замечают это замешательство, но не все видят его причину.

Конфликты между конфессиями являются прямым результатом серьезных заблуждений, выступающих во всех конфессиях.  Все признают, что церковные вероисповедания являются несовершенными (несмотря на истины, которые все они содержат). Осознавая это, можно было бы задуматься, почему все христиане не могли бы оставить и разрушить свои вероисповедания? Потому что они утверждают, что являются письмами Всемогущего Бога, Его позиции и Его планов в отношении человека.

Однако ни одно языческое божество не является настолько причудливым, жестоким и страшным, как то, что некоторые, даже мыслящие христиане, изложили своим пером. Все мы стыдимся того, что искаженно представляли нашего Творца как худшего в своих намерениях по отношению к человеку, чем самые подлые из людей, почти настолько злого, как мы представляли бы самого сатану с его позицией. Зачем медлить? Если жестокий Ваал темных веков больше не является нашим богом, то давайте уничтожим его конфессиональные образы и попытаемся о них забыть.

Также неудачным является то, что деноминации пытаются называть христианством придерживание того или иного вероучения. Людям везде говорят (вопреки Библии), что если они не уверуют, что Бог есть троица, то не могут считаться христианами. Каков результат этого? Церкви переполнены людьми, которые готовы сказать, что верят во что-то, чего вообще не могут (ни они, ни кто-либо другой) понять!

Давайте вернемся, прежде всего, к началам христианской эры и посмотрим, как появилось это особенное конфессиональное заблуждение. Когда христианская церковь забыла о словах Учителя, что главными краеугольными камнями Нового Иерусалима будут Его двенадцать Апостолов, тогда начала признавать своих епископов правопреемниками этих Двенадцати – «апостольскими» епископами. Был проигнорирован тот факт, что когда Бог пророчески сказал, что место Иуды займет кто-то другой, то таким образом сообщил, что не будет никаких преемников этой Двенадцатки, члены которой были единственными Апостолами.

Действительным преемником Иуды исследователи Библии признают св. Павла. Это через него Бог дал нам большую часть учений Нового Завета, вместе с особенным светом на стезе Церкви, который «более и более светлеет до полного дня» (Прит. 4:18). Теперь мы понимаем, что одиннадцать Апостолов ошиблись, когда выбирали Матфия (которого Бог просто пропустил) перед тем, как было подтверждено их апостольство пятидесятничным благословением.

Епископы (как предполагаемые преемники Апостолов) постепенно приходили к власти и влиянию, как если бы были боговдохновенными представителями Бога, и пропорционально теряли свое влияние Двенадцать избранных Господом в качестве представителей для Его Церкви. В те времена, когда Библии были очень дороги, и лишь немногие умели читать, легче было принять слова епископов, чем исследовать Священное Писание.

Таким образом, во втором и третьем веке исследование Библии в значительной степени уменьшилось, а споры между греческими и христианскими философами привели некоторых епископов в крайность. Они поддерживали библейское учение, что Иисус был Сыном Бога, и что оставил Свое небесное состояние, чтобы стать человеком и искупить Адама и его род. Но некоторым этого показалось мало, и они в своей ревности пошли еще дальше, утверждая, что это Сам Небесный Отец сошел на землю, принял вид человека и умер – праведный за неправедных. В стремлении победить греческих скептиков такие христианские учителя, не до конца давая себе в том отчет, попали в абсурды. Кажется, что те, кто формировал наиболее нелепые теории, имели наибольшее влияние среди людей, не умеющих читать и писать.

ПОСТЕПЕННОЕ РАЗВИТИЕ ТРИНИТАРНОЙ ТЕОРИИ

Тринитарная теория постепенно становилась предметом дискуссии: таинственное понятие, что Небесный Отец является своим собственным Сыном, Господь Иисус своим собственным Отцом, а Святой Дух отдельной личностью и, тем не менее, одним и тем же существом, внушалось людям, которые больше всего любят чтить то, чего не понимают.

Точно также сегодня на вопросы, касающиеся троицы – как один может быть тремя, а три одним? – звучит ответ (который удовлетворяет многих): Тайна! Тайна! Но Библия не делает из этого тайны. Она никогда не вспоминает ни о какой троице, ни о чем-то еще, что могло бы о чем-то таком говорить. Только один стих (1 Ин. 5:7) на первый взгляд каким-то образом поддерживает такой взгляд: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино»; но многие исследователи считают, что часть предложения в данном стихе является вставкой ХV века, поскольку его нет в ранее написанных манускриптах. Другие переводы весьма ясно передают содержание данного стиха, напр., Современный Перевод. Английский перевод RSV говорит так: «А Дух есть свидетель, ибо Дух есть Истина» (подобно звучит современный русский перевод Н.З. WBTC).

БИБЛИЯ ГОВОРИТ ТОЛЬКО ОБ ОДНОМ ИСТИННОМ БОГЕ

Ветхий Завет содержит Божественное послание периода четырех тысяч лет и не говорит ни слова о троице. Совсем наоборот, оно заявляет: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть». «Да не будет у тебя других богов перед лицем Моим». Дабы не отрицать этих однозначных утверждений, тринитарная теория утверждает, что этот один Бог является тремя личностями, хотя другие считают, что есть три Бога, но только одна личность. Получить от сторонника этого догмата окончательный ответ о том, во что он на самом деле верит, кажется невозможным; он всегда избегает ответа, прикрываясь словом «тайна».

Новый Завет, также однозначно, как и Ветхий, подает правду только об одном наивысшем Боге. Иисус подтвердил это, говоря: «Отец Мой более Меня» (Ин. 14:28) – более, чем кто-либо из всех существ. Иисус сказал, что сам не мог бы ничего сделать, и что был только выразителем учений Бога и перстом Бога, когда Он совершал чудеса. Своим последователям Он поручил чтить Отца, и,  когда уходил, сказал: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20:17). Наш Господь действительно говорил о единстве и согласии между Ним и Отцом (Ин. 10:30,38; 14:9,10,11,20), но объяснил, что так было потому, что Он не обращал внимания на свою волю, но на волю пославшего Его Отца. Он наставлял учеников, чтобы они имели такой же ум, ту же волю и того же духа, который побуждал Его – Духа Святого, разум или характер, исполняющий волю небесного Отца.

Подобное содержание имела Его молитва за учеников: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе» – единого сердца, ума, воли, святой склонности в духе и согласии с Богом (Ин. 17:21,22). Что могло бы быть более ясно, чем наш текст: «Но у нас один Бог Отец, из Которого все», а кроме того, «один Господь [или Учитель] Иисус Христос, Которым все, и мы Им»! Апостол не только показывает здесь отношение Отца к Сыну, но полностью упускает Святого Духа и опровергает, что он является еще одним Богом. Он многократно и ясно показывает, что Святой Дух является духом, волей, умом, силой, склонностью и т.п., пребывающим в полной гармонии с духом Отца. В данном вопросе нет никакой тайны.

Наш Господь указал на себя как на Альфу и Омегу непосредственного Божественного создания (Откр. 1:8). Согласно Иоанна 1:1-5 Он был его Началом и Концом. Наш Искупитель, известный как Логос, прежде чем стать человеком, был Началом Божьего Творения, а также его Концом, в том смысле, что даже после сотворения Логоса Иегова вершил свои удивительные творческие дела в Нем и через Него. На все это указывает Его имя – Логос. Оно обозначает Божественное послание или Посланника, того Единственного, через которого подавались слова и постановления Иеговы. В греческом тексте читаем: «Вначале был Логос, а Логос был у Бога, и Логос был богом. Оно было вначале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть… А Логос стал плотью и обитал среди нас, и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца, полного благодати и истины». Это вполне ясно.

КОНСТАНТИН ВСЕМ НАВЯЗАЛ ТРОИЦУ

Римский император Константин имел видение – скорее всего реальное – большего успеха для себя и своей империи в результате установления христианства как религии своего царства, вместо прежде признаваемого язычества.

Менее подобная Христу часть Церкви Христовой уже давно действовала в этом направлении. Оставляя мысль о втором пришествии Иисуса для основания Царства, она стремилась жениться, то есть воссоединиться с земными царствами, чтобы таким образом как царица оказаться на престоле земной власти и привилегий.

Влияние Константина на дела Церкви было большим. Он предложил созвать собор всех епископов (в сумме около тысячи), поскольку хотел узнать, почему эти «апостольские» епископы, будучи все вдохновлены одним и тем же духом Божьим, представляли настолько разные учения. Он предложил покрыть расходы всем епископам, которые прибудут на собор в Никею, во Франции, но большинство отказались, побаиваясь, что император будет под влиянием епископа Рима (который еще тогда утверждал, что является папой), и прибыло только 318. Но даже они не могли прийти к согласию, а большим спорным вопросом был именно тот, который мы сейчас обсуждаем. Многие защищали библейские учения, что Иегова является Единственным Всевышним Богом, что Господь Иисус является Его Сыном и привилегированным представителем всего Его творческого дела, и что Он, после оказания верности и лояльности Отцу, оставив небесную славу, родившись человеком и отдав жизнь – праведный за неправедных, был прославлен Отцом к величию одесную Его самого.

Но мистификация, касающаяся понятия троицы, овладела умами некоторых епископов, среди которых был и епископ Рима. Над связанными с этим вопросами дискутировали месяцами. Несмотря на все свое влияние, епископ Рима не мог склонить большинства участников собора к признанию учения о троице. Тогда вопрос разрешил Константин и никейский символ, благодаря авторитету и власти императора, когда он был провозглашен верой христианской, а все, что ему противоречило – ересью.

Мы также помним, что на соборе присутствовала только треть епископов, и что их нельзя было заставить подменить Божье Слово тайной, пока император не выразил своей поддержки. Он издал декрет, что христианское учение, которое было таким образом изложено в никейском символе веры, должно иметь авторитет в виде поддержки императора и всех подданных ему чиновников во всей римской империи. Все верующие, несогласные с этим символом, должны были считаться еретиками, выступающими против императора, и как таковые имели «привилегию оставить империю». Таким образом тайна троицы была освящена языческим императором – вовсе не крещенным, и даже не окропленным. История преследований всех тех, кто не хотел почитать тринитарную тайну, заняла бы целые тома. Один печальный пример известен всем: сожжение Сервета в результате судебного преследования и гонений со стороны Кальвина до самой смерти.

ЕПИСКОПЫ СЖИГАЛИ БИБЛИИ

Может ли в таком случае удивлять то, что в условиях, царивших во втором веке – пренебрежение Библии и почитание вероисповеданий – были упущены из виду истинные учения Библии на многие темы? Может ли удивлять то, что когда в XVI веке Бог снова начал показывать миру Библию, то епископы сжигали ее на площади перед собором св. Павла в Лондоне и других местах? Удивляет ли то, что тогдашние пресвитериане были преследуемы за ее исследование и могли встречаться только тайно?

Удивляет ли то, что люди, которые заново начали исследовать Библию, но с умами, упоенными многовековыми вероучениями, сталкивались с большими трудностями? Удивляет ли то, что когда разные протестантские деноминации совершали новые попытки приблизиться к свету, то некоторые из их понятий относительно правильного толкования Библии были поверхностными и мелкими? Удивляет ли то, что теперь, когда мы стоим у порога новой эпохи, и когда Бог везде поднимает занавес невежества, мы можем более четко, чем наши предки, видеть истинные учения Библии? Это вероятно то, чего мы должны ожидать и о чем ясно говорит Библия: «совершится тайна Божия» (Откр. 10:7), которая от начала была сокрыта.

Это действительно печально, что сейчас, в рассвете Тысячелетия и в его сияющем свете, проливающемся на Библию и на все вещи, столь немногие христиане готовы воспользоваться этими более ясными взглядами. Во благо цивилизованным народам только в наше время появилась возможность глубокого исследования Библии, поскольку только с недавних пор существует соответствующее умение писать и читать, что дает возможность разумно анализировать Библию. Как объяснить отсутствие пользования всеми этими благословениями, милостями, привилегиями и возможностями исследования Библии? Это упадок веры, как сказал Иисус: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лук. 18:8).

Выглядит так, что при больших возможностях, нежели когда-либо до того, наше поколение имеет меньше веры в Бога и доверия к Библии как Его Слову. Причину этого не трудно заметить, и она нас поражает! Большие образовательные учреждения, основанные нашими любящими Библию и боящимися Бога отцами, стали мудрыми с мирской точки зрения. Они пошли путем полагания на человеческую мудрость, от чего предостерегал Бог, поскольку мудрость мира сего является безумием для Бога и как таковая погибнет.

Идя следами т. н. высших критиков, университетские профессора везде потеряли веру и во всем христианстве занимаются теперь ослаблением всякой веры среди самых молодых мужчин и женщин этого столетия. Поскольку они сами потеряли веру в Библию, то думают, что занимаются правильным служением, уничтожая веру в других. Воистину, они не ведают, что творят. Как говорит об этом Библия, мудрость наших мудрецов погибла, и не стало разума у разумных – богатых и т.п., которые руководят ими (Ис. 29:14).

Удивляет ли то, что этот дух неверия постепенно охватывает массы, – менее образованных, – если студенты университетов насмехаются над Библией и пренебрегают почитанием Бога (разве только в смысле приближения устами – Ис. 29:13)? Удивляет ли, что те, которые в религии не находят ничего, кроме утешения и надежды, будучи лишены их же, не придают значения исследованию Библии или посещению церкви, разве только, чтобы послушать музыку, прекрасные речи или для возобновления знакомства и поддержки дружеских отношений?

Единственным средством, которое могло бы сдержать мир от стремительного приближения к революции и анархии, полностью пренебрегая Богом и Его Божественными принципами, является возвращение к настоящему исследованию Библии. Согласно принципам разных конфессий, людей вообще не нужно приглашать к исследованию Библии. По правде говоря, чтобы обратить внимание на Божье Слово, необходимо, чтобы христиане объединились в разрушении своих вероучений и ясном информировании людей, что эти вероучения абсолютно искажают Божественный характер и план.

Вместе с другими исследователями Библии мы стараемся достать из Библии истинные учения, отвергая ошибочные учения вероисповеданий, так как мы убедились, что истинное послание Божественного Слова является прекрасным, утешающим для сердца и удовлетворяющим для головы. Мы готовы посоветовать их другим и подать им руку помощи, чтобы они могли выйти из мрака, мглы, заблуждений, ошибочных толкований и вставок темных веков. Следуя словам Иисуса, вдохновенных Двенадцати и древних пророков, мы убеждаемся, что наш Бог абсолютно отличается от страшного образа Бога в вероучениях темных веков. Мы радуемся истинному Богу и истинному Спасителю в духе святости, стекающем на нас как последователей Христа в такой мере, в какой мы принимаем Его в Его учениях в наш разум, сердце и жизнь.

BS №665, ’91,57; SB №52, ’92,41

Библейское Знамя №54, июль-декабрь 2015

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.