Помощь На Пути к Семейному Счастью

ПОМОЩЬ НА ПУТИ К СЕМЕЙНОМУ СЧАСТЬЮ

  Мнения многих людей относительно семейного счастья являются весьма ошибочными. Происходит это отчасти по причине телевидения, радио, книг, газет и т.п., из-за чего некоторые из тех, кто намеревается жениться, и некоторые из тех, кто уже находится в браке, имеют ошибочное представление, что счастье в браке приходит более или менее само собой, и что все прежние переживания почти определенно исчезнут вскоре после заключения брака.

Однако все должны осознать, что счастье в браке не приходит само собой, но для того, чтобы его достичь и сохранить, необходимо постоянное усердие; что все супруги имеют недостатки и слабости, которые у них будут оставаться и после бракосочетания и которые зачастую являются причиной испытаний и серьезных семейных проблем.

Сегодня, во времена всеобщих и легких разводов во многих странах, когда в семье появляется серьезная проблема, один или оба супруга зачастую готовы скорее решиться на поиск подходящего партнера, нежели отбросить от себя такие негативные мысли. Зачастую они приходят к выводу, что нужно быстро расстаться или развестись, вместо того, чтобы осознать, что семейные проблемы можно преодолеть, и обычно их можно предотвратить или решить другим способом, совместно пользуясь наставлениями, изложенными в Библии, или, если проблемы кажутся слишком трудными, чтобы их решить самим, воспользовавшись помощью других людей, готовых дать им христианские советы согласно библейским наставлениям.

Многие, находясь в браке, убеждаются, что если он или она разведется и снова вступит в брачный союз, то с новым мужем или женой имеют более или менее те же семейные проблемы, поскольку все имеют какие-то недостатки и слабости, которые, если с ними не бороться, рано или поздно станут причиной проблем в браке. Многие не хотят признать, что вина частично или в большой степени может быть с их стороны, а не со стороны другого супруга, и что, не смотря на то, сколько раз они будут менять спутников жизни, если не произойдет никакой перемены в его или ее поведении, он или она и дальше будет иметь те же семейные проблемы.

Те, кто собираются жениться, не должны заключать брак с мыслью, что они поженятся для пробы, чтобы убедиться, завершится это для них хорошо или плохо, а, в случае чего, разведутся и попробуют с кем-то еще. Несмотря на всеобщее мнение о легкости получения развода и нового брака, планирующие брак и находящиеся в браке должны, безусловно, признать, что брачный договор остается действительным, пока их не разлучит смерть, разве только случится развод по единственной причине, которую вспоминает Иисус (Мат. 19:9) – супружеская неверность партнера.

Двое людей, связанных на всю жизнь супружеским заветом, с этой поры уже не являются двумя, но одним телом; их будущее счастье и успех в настоящей жизни зависят от верности, великодушия, любви и взаимоуважения. Брачный союз, как его продолжительность, так и характер, был задуман по примеру вечного, верного и благословенного союза Христа и Его Церкви (Еф. 5:23-27). Господь никогда не оставит и не бросит Церкви. Церковь никогда не откажется от верности Господу.

Тем, кто намеревается вступить в брак, как и тем, кто уже женился, мы хотим привести несколько полезных советов в развитии счастья в браке.

НАСТОЯЩАЯ ВЗАИМНАЯ ЛЮБОВЬ

Мужья и жены должны проявлять настоящую любовь друг к другу. Это значит нечто большее, нежели только плотская любовь (греческое эрос), хотя удовольствие от сексуальной любви во многом поможет в создании семейного счастья.

Бог говорит через Апостола Павла (1Кор. 7:3-5): «Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу [каждый должен дать другому столько сексуальной любви, сколько другая сторона может разумно, естественно и справедливо желать]. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.

Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим».

Везде, где это разумно возможно, муж и жена каждую ночь должны разделять общую спальню. Это дает хорошую возможность для общения и решения в тот же день всех появившихся недоразумений. Ночи, когда они разделены (и только по признанным Богом причинам), должны быть сведены до минимума.

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛЮБОВЬ

Но мужья и жены должны иметь высшую и более зрелую форму взаимной любви, нежели только сексуальная любовь. Они должны иметь друг к другу настоящую добрую волю. Это включает добрую волю, которую они по праву должны друг другу – мы называем ее обязательной любовью или справедливой (греческое филия). Также они должны исполнять свои обязанности и поступать надлежащим образом в отношении друг друга, согласно золотому правилу, изложенному Иисусом: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мат. 7:12). Это значит, что чтобы мы – с нашей волей, подчиненной Божьей воле, с нашей волей, согласной с учениями Его Слова, Библией – хотели, чтобы другие делали нам, мы должны делать так им. Хотя мы должны поступать справедливо в отношении других, мы не должны требовать от них справедливости.

Мужья и жены не должны досаждать друг другу. Вместо этого, они могут помогать друг другу увидеть и побороть слабости. Лучше всего это можно сделать, выражая особую оценку явных усердий, предпринятых в правильном направлении.

Применяя принцип обязательной любви, – золотое правило, – мужья и жены будут надлежащим образом уважать и заботиться друг о друге. Они будут исполнять свои собственные обязанности; усердно заботясь о соблюдении обещаний; будут внимательны, чтобы оставаться в рамках имеющихся средств, а не выше их; регулярно будут посвящать друг другу надлежащее и разумное количество времени, разговоров и внимания. Они будут делить свою радость и печали, свои надежды и разочарования, достижения и неудачи, и т.п. Общение и общество очень важны. Быт. 2:18 представляет общество как доказательство того, что Бог дал мужа или жену друг другу. Усердие в исполнении обязательной любви в отношении мужа или жены очень помогает в создании семейного счастья.

Обязательная любовь, или добрая воля, проявляется в отношении других по причине обязанности или надежды на то, что можно получить взамен, однако наивысшая форма любви заключается в наслаждении добрыми принципами (греческое агапэ). Она наслаждается Истиной и проявляется несамолюбиво («не ищет своего» – 1Кор. 13; Кол. 3:14).

НЕСАМОЛЮБИВАЯ ЛЮБОВЬ – НАИВЫСШАЯ ФОРМА ЛЮБВИ

Мужья и жены должны также иметь эту наивысшую форму любви – бескорыстную любовь – в различных ее проявлениях. Первым является оценка. Они должны искать друг в друге такие качества, которые они ценят, и во всех подходящих случаях словом и делом выражать такую оценку.

Они также должны иметь несамолюбивую любовь, проявляющуюся в единстве сердца, потому как  замечают друг в друге достойные качества. Это способствует общению и общности.

Мужья и жены должны проявлять несамолюбивую любовь в ее третьем аспекте – симпатии. Они должны искренне сочувствовать друг с другом в своих утратах, печалях и других удручающих испытаниях, в которых с ними поступают вопреки добрым принципам.

В-четвертых, они должны иметь несамолюбивую любовь в ее наивысшей форме – в самоотверженном служении, то есть посвящении, ради блага другого человека, и все это по причине наслаждения добрыми принципами. Это та любовь, которую Иисус имеет в своем сердце к истинной Церкви (Еф. 5:25,29).

Проявление взаимной несамолюбивой любви супругами значительно способствует супружескому счастью и биению их сердец в унисон с мелодией единственной великой и святой цели, несмотря на то, находится ли эта цель на земном уровне (для непосвященных) или на духовном (для посвященных), чтобы они вместе служили в любви духовной семье Бога как истинные сотоварищи в ношении бремени.

Но самолюбие мужей и жен вызывает много бед. К сожалению, многие мужья и жены самолюбиво заботятся обо всем том, чем лично они могут воспользоваться в браке и в большей или меньшей степени не заботятся о том, чтобы сделать счастливым своего супруга.

Если мужья и жены хорошо развились в обязательной и несамолюбивой взаимной любви, то обычно они будут испытывать в браке много счастья, даже, если в старшем возрасте сексуальная любовь в значительной мере уменьшится или вовсе угаснет.

ВЗАИМНОЕ ДОВЕРИЕ И УВАЖЕНИЕ

Мужья и жены должны доверять друг другу. Они не должны подозревать друг друга или делать поспешные выводы, что супруг является неверным или прелюбодействует. Хотя мужья и жены естественно должны желать сексуальной любви и особых чувств, которые принадлежат только супругу, они не должны проявлять чрезмерного чувства собственности, чрезмерной ревности, не доверяющей супругу и разрушающей семейное счастье. Мужья и жены должны сдерживать себя от такого поведения и не проявлять чрезмерного интереса к особам противоположного пола, что, естественно, склоняло бы их к возбуждению ревности с другой стороны.

Мужья и жены должны надлежащим образом уважать друг друга. Они должны уважать достойность и ценность друг друга. Не должны без надобности раскрывать другим слабости и ошибки друг друга. Личные вопросы своего брачного союза они должны хранить для себя, и если это не нужно, то не разговаривать о них с другими, даже с членами их семей. Бог и Иисус сказали: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей» (Быт. 2:24; Мат. 19:5). Супружеские пары, всегда, если это разумно возможно, должны иметь отдельный дом для своей семьи.

Они должны надлежаще уважать свою частную жизнь. Есть моменты, когда муж или жена могут желать немного личного, например, для молитвы (1Кор. 7:5).

НРАВИТЬСЯ ДРУГ ДРУГУ И УВАЖАТЬ

Мужья и жены должны стараться нравиться друг другу (Рим. 15:1-3; 1Кор. 7:32-34). Они должны заботиться о взаимном познании интересов и отвращений, а также заботиться о том, чтобы делать то, что будет нравиться супругу, должны вместе стремиться развивать добрые качества и способности.

Мужья и жены должны служить друг другу (Гал. 5:13). Это не значит, что один из супругов (разве только, если неспособен) вообще не должен служить, а второй делать всю службу и не пользоваться взаимными услугами. Каждый должен быть готов служить другому, всеми разумными способами, так как Христос служит церкви, а церковь Христу.

РАЗВИТИЕ, СОБЛЮДЕНИЕ И ПРЕВОСХОДСТВО

Мужья должны проявлять нежность к своим женам, особенно, раскрывая свои чувства (Еф. 5:29). При любом подходящем случае они словом и делом должны уверять своих жен, что любят их особой любовью, которую питают только к ним как своим спутницам жизни.

Мужья должны обеспечить содержание своих жен (Еф. 5:29; 1 Тим. 5:8). Это не значит, что жена не может помогать в содержании семьи. Но главная ответственность лежит на муже. В некоторых случаях, как, например, из-за невозможности найти работу для мужа или его нетрудоспособности жена какое-то время может быть единственным источником содержания мужа и семьи.

Муж должен быть главой жены, так, как Иегова является Главой Христа, а Христос Главой мужа (1 Кор. 11:3-10; сравни с Еф. 5:23-25). Безусловно, не существует никаких намеков на тиранию или рабство во взаимоотношениях Иеговы к Христу или Христа к мужчине. Так должно проявляться и превосходство мужа над женой – не уменьшая и не ограничивая ее способностей в рабстве тирании, но поднимать и облагораживать ее, наделяя ее под своим руководством и поддержкой полнейшей свободой в правильном использовании всего, что остается в ее силах.

Но, помня слова Павла: «А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем» (1 Тим. 2:12), мы видим, что женщина не должна узурпировать для себя естественное положение мужа как руководителя и учителя и, пренебрегая его лидерством, самой занимать это положение – положение, которое противоречит природе, не отвечает женскому естеству и неправильно в глазах всех мыслящих людей. При таком толковании слов Апостола его поучение, находящееся в 1 Кор. 11:5, остается вполне гармоничным (см. Reprints 1550).

Муж должен узнать мнение жены в важных вопросах, связанных с ними, в их зависимости друг от друга, с их семьей, домом и т.п., и очень серьезно подходить к ее точке зрения. Принятие окончательного решения, особенно в важных вопросах, остается за ним. Было бы правильно, если это возможно, оставлять жене принятие решений в менее важных вопросах.

Муж должен быть доброжелательным опекуном жены и помогать в слишком тяжелых и слишком трудных для нее делах. В связи с этим Апостол призывает мужей наследовать великодушие Христа: «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно [мудро и великодушно] с женами, как с немощнейшим сосудом [используйте вашу силу для ее защиты, поддержки и поощрения, а не для угнетения], оказывая им честь [радуйтесь ее развитию и всем важным успехам и достижениям], как сонаследницам благодатной жизни [благословений и привилегий]» (1Пет. 3:7).

Муж должен стараться, чтобы жена имела достаточно времени для отдыха, расслабления, других личных потребностей и молитвы, а также исследования послания Истины, содержащегося в Св. Писании (лучше всего с ним, а если нет, то отдельно), его проповеди и т.п.

«БОЯЗНЬ», ПОВИНОВЕНИЕ И ПОМОЩЬ

Жена должна «бояться» мужа (в смысле уважения, Еф. 5:33). Она должна относиться к нему, как к своему главе и иметь глубокое уважение к нему. Женщина не должна выходить замуж за мужчину, о котором известно, что он врет, обманывает и ворует, или по каким-то другим причинам не может уважать его как своего главу. Если мужчина проявляет нежелательные качества перед бракосочетанием, то, скорее всего, он будет делать это и дальше.

Жена должна повиноваться мужу (Еф. 5:22,24; Кол. 3:18; 1 Пет. 3:1-6). Такое повиновение не обозначает рабства, прислужничества; не обозначает, что она не может задавать мужу вопросов и выражать своих мыслей в разных вопросах.

Повиновение, предлагаемое Апостолами, является разумным повиновением, находящимся в согласии с рассудительным, скромным выражением взглядов жены и надлежащим их обсуждением мужем, так как в случае верного Авраама, который ни коим образом не поддавался капризам неразумной жены, но рассудительно анализировал намерения и переживания Сары, ожидая познания Божьей воли, прежде, чем согласится на ее желания в вопросах, касающихся их домашних (Быт. 21:8-21). Послушание Сары Аврааму подчеркивается как пример женам в 1 Пет. 3:1-6: «Вы – дети ее [Сары], если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха [никаких негативных последствий]».

Послушание жены в отношении своего мужа также не означает, что она должна подчиняться его словам, если он просит ее сделать что-то, что будет несправедливым, незаконным или противоречит букве или духу Божьих поучений, изложенных в Библии.

Жена должна быть помощью для мужа (Быт. 2:18; Тим. 2:4,5). Это не значит, что жена должна быть рабыней. Как помощница она не должна стоять ни за, ни перед мужем, но возле него. Ева была взята, собственно, из ребра Адама. Муж, содержащий жену и семью, должен обеспечить питание, одежду, жилье и т.п., а она скорее отвечает за то, чтобы заботиться о обеспеченном питании, одежде, жилье и т.п. (Прит. 31:10-31). Жена должна стараться сделать дом тем местом, в котором они оба могут отдохнуть после хлопот и забот ежедневного труда.

Это необходимо и правильно, чтобы мужья признавали, ценили и принимали помощь, которую жены могут оказать во всех жизненных делах, в чем бы она ни проявлялась. Если Бог дал ей таланты, то дал их для развития и использования, чтобы она могла быть эффективной помощницей для мужа. Не было бы правильным, и муж не мог бы себе этого позволить, отвергнуть такую помощь, пытаясь уменьшать эти таланты.

Пускай жена помогает столько, сколько это разумно возможно и сколько она желает, хотя в некоторых вопросах она может иметь даже больше естественных или приобретенных способностей, чем муж. Так долго, пока услуга жены делается скромным, женским способом, – без стремления навязать мужу свою волю, – пусть она делает все то, что ее руки найдут сделать в жизни духовной, школьной, общественной или профессиональной.

Перечисленные выше обязанности, обязательства и привилегии мужей и жен являются хорошими указаниями для устроения семейного счастья. По причине грехопадения Адама и дополнительно значительной, а с тех пор очень увеличившейся деградации в человеческом роде в результате наследственности и их окружения, мужья и жены должны осознавать, что их супруги имеют много несовершенств. Поэтому они должны быть соответственно рассудительными, понимающими, толерантными, долготерпеливыми, снисходительными, вежливыми и всепрощающими в отношении друг друга (Еф. 4:32), проявляя много симпатии и тактичности во взаимоотношениях.

Эти размышления касаются в общем не только посвященных христиан, но также и не посвященных, но оправданных верой в Иисуса как Спасителя, а даже неоправданных. Но посвященные христиане, мужья и жены, имеют больше особых привилегий и благословений, которых не имеют другие супруги. Если они верны в праведной жизни, отрекаясь самих себя и мира, а также проявляя постоянное развитие в наследовании подобия Христова, особенно несамолюбивой любви, то они имеют значительно лучшие условия для верного исполнения супружеских обязанностей и обязательств с радостью.

Некоторые из таких особых привилегий и благословений христианских мужей и жен связывают их вместе в бодрствовании, молитве, исследовании, размышлении и проповеди Истины Божьего Слова, с сопутствующей радостью и счастьем во взаимном общении и полезности.

Муж и жена, которые вместе молятся, вместе размышляют и разговаривают о Господних делах, заинтересовывают, помогают и укрепляют друг друга в христианской жизни по вере и углублении взаимной оценки Бога, Христа и Истины. Таким образом, они укрепляют двойные узы христианской и супружеской любви, что является благословением, которое может быть вполне оценено только истинно посвященными мужьями и женами. (Дальнейшие советы, касающиеся обязанностей и обязательств мужей и жен смотри в книге Новое Творение, 12 гл.).

BS 93, 53; SB №78,’94,64

Библейское Знамя №50, январь-апрель 2014

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.