ПОСЛАНИЕ ВЕЛИКОГО УМИРАЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА
ВТОРОЗАКОНИЕ 6:1-15
«Берегись, чтобы не забыл ты Господа», Втор. 6:12
КНИГА ВТОРОЗАКОНИЯ – это название одной из самых важных книг Библии. Безусловно, из этой книги Давид и другие пророки Ветхого Завета черпали много вдохновения для себя. Также эту книгу часто цитировали наш Господь и Апостолы. Можно сказать, что она является существенным суммированием всего Божьего Закона. Она содержит многочисленные обращения великого Божьего мужа и вождя Израиля, посредника Завета Закона. Ее приготовление могло занять много времени у Моисея, но ее предоставление народу Израиля было, очевидно, отложено до времени незадолго до смерти Моисея и до момента, когда израильтяне были бы готовы к переходу через Иордан, чтобы под предводительством Иисуса Навина овладеть Землей Обетованной. Величественность ее языка и образность речи охотно признаются всеми, а некоторые ставят ее обращения так же высоко, как слова древнего Демосфена или более современного Берка. Четкой целью этой книги было донести израильтянам прекрасные уроки из их прошлого и побудить их чтить Иегову, их Бога, и для народа это был голос Моисея и голос Господа через Моисея, поощряющий и наставляющий их, а через них также будущие поколения.
Давайте обратим серьезное внимание на преданность Моисея Богу. Он не хвастался Израилем как «своим народом», как мы часто слышим от современных проповедников, обращающихся к своим конгрегациям – хотя Моисей действительно мог бы быть оправдан, если бы использовал такое выражение, поскольку он лично был посредником, представителем всего народа, согласно их завету, заключенному с Богом на горе Синай. Заметьте, что его великое дело, как предводителя, проходит сравнительно незамеченным, и что все его наставления для Израиля были сосредоточены вокруг высочайшего ряда обязательств перед Богом и ответственности перед Ним за все блага и благословения прошлого, как и все надежды, которые они питали на будущее. Приготовление и оглашение его послания Израилю напоминает нам слова Апостола Петра из его послания, когда он говорит: «Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине» (2 Пет. 1:12). Эти послания из Книги Второзакония Моисея не только оказывали неоценимое влияние на Израильтян в важный момент их перехода от предводительства старшего предводителя под предводительство младшего, а также перехода в новую землю, но библейская история говорит нам, что через шестьсот лет, когда народ попал в идолопоклонство, когда Храм Соломона был практически оставлен, а религиозные практики народа достигли очень низкого уровня, нахождение Книги Повторенного Закона среди мусора в Храме и ее первое чтение в присутствии царя Иосии, а затем, по его приказу, перед всем народом, вызвало одно из наибольших религиозных пробуждений в истории этого народа и привело к уничтожению статуй божеств по всему Израилю и возвращению к почитанию Бога (4 Цар. 22:8-20).
НАДЛЕЖАЩИЙ СТРАХ ПРЕД ГОСПОДОМ
Все признают, что эта наша лекция относится ко второй речи (Втор. 5:11). Существует предположение, что под конец этой речи была рецитирована или прочитана «Книга Завета» – Закон, содержащийся во Втор. 12:26. Затем Книга была помещена в Ковчег Завета, в Святая Святых, как описывает Втор. 31:24-29.
Эта лекция начинается утверждением, что Книга является суммированием Божественных Заповедей, уставов и судов, о которых Господь распорядился, чтобы им учили и представляли в земле обетованной. Здесь, как и во многих других местах Библии, слово «суды» обозначает принятие решения в вопросе того, что хорошо, а что плохо. Цель этого выражена следующим образом: «Дабы ты боялся Господа, Бога твоего, и все постановления Его… соблюдал». Это должно было касаться не только тех, кто вошел в землю, но и должно было распространяться на всех их детей, от чего зависел их успех и существование на этой земле. Апостол напоминает нам, что совершенная любовь устраняет страх, но Священное Писание также указывает, что «начало мудрости – страх [честь] Господень». В этих двух высказываниях нет никакого несогласия, поскольку надлежащая честь содержит в себе страх вызвать недовольство или обиду того, кого мы любим и чтим. Кроме того, только совершенная любовь вполне устраняет любой страх, а совершенствование любви происходит постепенно. Начало любви не противоречит, но находится в полном согласии с духом глубокого уважения, а в отношении Всемогущего Бога является чувством благочестивого страха в отношении Его величия и совершенства, в противоположность нашей собственной любви и несовершенству. Как христианин возрастает в благодати и познании, так он имеет возможность возрастать в „совершенной святости в чести для Господа” и в то же время в совершенствовании своей любви. В конце концов, любое чувство страха всецело поглощается, хотя честь останется неотъемлемой частью любви, ибо кто может вполне любить Бога без оказания чести для Него?
ЗЕМНОЙ УСПЕХ И НАГРАДА
Нет сомнения в том, что в этой лекции (Втор. 6:3), как и во многих других частях Писаний Ветхого Завета, Господь ясно представляет народу, что они получат земное благополучие в награду за их послушание и верность Ему и Его законам. Для некоторых это стало камнем преткновения; не признавая факта эпохальной перемены из Еврейского Века на Евангельский, они также относят это обетование к Духовному Израилю, а их ошибка вызвала замешательство в уме, поскольку каждый может ясно заметить, что в настоящем веке Духовному Израильтянину не сопутствует земной успех, но, скорее, как сказал Апостол: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12). Поэтому, как советует Апостол Тимофею, очень важно научиться «верно разбирать Слово Истины». При соблюдении этого правила все становится ясным. Израиль по плоти имел земные, а не небесные обетования, тогда как Духовный Израиль получил небесные обетования, и только гарантию хлеба и воды, если говорить о земном, и ничего кроме этого не было им гарантировано в отношении их земного успеха.
Поэтому, насколько это касается учения о земных наградах, вместо того, чтобы свидетельствовать против Книги Второзакония и ее вдохновения, оно является ее подтверждением. Обетования Израилю по плоти, что они будут благословенны в их хранилищах и житницах, в стаях и стадах, долголетии и многочисленном потомстве, находит свое применение к Духовному Израилю, но на более высоком уровне. Небесный Отец был рад дать Израилю по плоти земные благословения, поскольку они были земным потомством и поскольку Божественные действия в их Веке были предзнаменованием Божественных действий в отношении мира во время Тысячелетнего Века в вознаграждении всякого доброго поступка и наказании всякого преступления. Божьему народу, как членам духовного Нового Творения, зачатому от Святого Духа в день Пятидесятницы, с того времени принадлежали «великие и драгоценные обетования» небесной славы, чести и бессмертия. Наш Небесный Отец еще больше хочет дать Духа Святого тем, которые просят Его об этом, нежели земные родители хотят дать земные блага для своих детей. Духовные Израильтяне должны были стараться понять, оценить и пользоваться духовными благами через веру, а если были верны до конца, то будут пользоваться ими в действительности на протяжении вечности через участие в Первом Воскресении, как Новые Творения.
Открывая свое свидетельство важнейшей из всех истин, великий Пророк, Моисей, воззвал к народу: «Слушай, Израиль!»
«ИЕГОВА, БОГ НАШ, ИЕГОВА ЕДИН ЕСТЬ»
Как правдивы были эти слова, когда были произнесены, так они и остаются правдой; насколько их важность ставит их во главу перечня указаний, настолько они должны и впредь так расцениваться, как самые важные среди доктринальных учений Божьего Слова. Что еще мы здесь видим? Мы видим, что если говорить о плотском Израиле, то они быстро забывали слова Моисея и были наказываемы по причине идолопоклонства – за поклонение чужим богам, забывая об утверждении, что есть только один Бог, и что имя Его звучит Иегова. Подобно и среди христиан мы замечаем склонность забывать об этой выдающейся неотъемлемой истине, что есть только один Бог, и что Его имя Иегова. Наши друзья римокатолики создают себе много богов: Отец, Сын, Святой Дух, Святая Мария, все Апостолы и святые являются богами более или менее важными, а также объектами поклонения и молитвы. И даже протестанты, хотя отвергают много меньших богов католицизма, однако вопреки этому стиху, а также каждому другому стиху Библии, и без всякой причины, с упорством утверждают, что существуют три Бога в одном; тем не менее, они отвергают также и это предложение и отрицают его, говоря, что есть один Бог в трех лицах! Если мы пытаемся обратить на это внимание и спросить их о причине их надежды и веры в связи с этим вопросом, они молчат, за исключением утверждения, что это большая тайна, которой ни они, ни кто другой не могут понять – как могли существовать три Бога в одной личности или один Бог в трех лицах? Ни один разумный ум не мог этого понять; это на самом деле было бы тайной. Но почему мы должны были бы делать тайну из ясного, простого утверждения Божьего Слова? Почему не принять вдохновенного заявления Божьего Слова? Почему бы не принять вдохновенного заявления Моисея, что есть только один Бог, и что Он не имеет трех, но одно имя – Иегова.
Ничто не должно сдерживать нас также от признания нашего Господа Иисуса Тем великим, «Богом сильным». Священное Писание описывает Его и ясно говорит нам о Его величии, Его мудрости, Его любви, Его силе, о Его полном согласии с небесным Отцом, Иеговой, и о Его полном подчинении воле Своего небесного Отца во всех подробностях. Как Он сам сказал: «Я ничего не могу творить Сам от Себя», «Отец послал Меня», «не ищу Моей воли, но воли… Отца»; и еще: «Отец Мой более Меня» (Ин. 5:30,36; 14:28). Не является ли это частью истинной мудрости и веры, чтобы принять вдохновенное Слово относительно этого и других вопросов не верить абсурдным теориям, производящим замешательство, покрывающим тайной и затемняющим советы Господнего Слова? Как прекрасно представлена эта мысль Священного Писания словами Апостола: «Но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1 Кор. 8:6). Как прекрасна мысль, что Сын был самым «началом создания Божия», и что «все чрез Него начало быть», что Он был активным представителем и репрезентантом во всем великом деле, не только в отношении человека, но и ангелов. Библейское учение о близости Сына и Отца приносит честь обоим и не противоречит ни единому стиху из Библии, ни разуму, но склонных учиться оставляет в блаженном состоянии ума, в большей готовности научиться у Господа в каждой отрасли.
Как прекрасна мысль, что Бог Иегова представил Своему единородному Сыну – нашему Господу Иисусу в Его предчеловеческом состоянии – предложение стать Искупителем мира, и что это должно быть сделано посредством его унижения до человеческой природы, а затем Его дальнейшего унижения до смерти, и то смерти крестной; и что в результате этого смирения и в доказательство верности Отцу Он будет воскрешен из мертвых на уровне и в природе высшей, нежели Его славное первоначальное состояние, он будет участником Божественной природы и будет иметь удел во всех достоинствах этой природы. Как важна эта мысль, что дорогой Искупитель действительно явил Свою любовь и верность, а также, что теперь Он возвеличен и восседает одесную Величия на Высоте, ожидая того времени, когда во имя Отца примет власть над миром, чтобы править, чтобы благословлять светом и знанием, а также поднимать желающих и послушных из болота греха и смерти ко всему, что было утрачено в Адаме и искуплено на Голгофе. Правда, что все действительно слушающие Слово Господа благодаря этому учению являются и более мудрыми и более радостными. «Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им».
«Завет Свой Он откроет им»
Этот прекрасный Завет, представленный всем честно и искренне обращающимся к Божьему Слову, уверяет нас, что наш дорогой Искупитель унизил Самого Себя ради искупления нашего и всего мира и был высоко прославлен, чтобы и мы, если подобным образом будем верны, могли страдать с Ним сегодня, чтобы в будущем иметь удел с Ним в Царстве, которое должно благословить все народы земли. О, какое богатство благодати! Какая любящая доброта! Какое глубокое милосердие! Какие доказательства Божественной мудрости, способности, справедливости, любви и силы! Как этот взгляд о единородном от Отца показывает нам Его как нашего Искупителя, а также как нашего Господа и Главу, который, согласно Своему обетованию, представит Церковь как Свою Невесту, без порока и упрека, с любовью перед Отцом. Рассмотренное с такой точки зрения признание Иисуса, нашего дорогого Искупителя, как Того единственного Посланного от Бога как Спасителя мира, не является нарушением распоряжения из нашего стиха: «Иегова, наш Бог, Иегова – один есть»; поскольку Апостол уверяет нас, что согласно Божественному распоряжению все будут чтить Сына, как чтут Отца – не будут чтить Его как Отца или больше, нежели Отца, но будут чтить Его как Сына, которого Отец назначил наследником всего, и который, как помощник Отца, должен благословить все племена земли, и который через тысячу лет отдаст Царство Богу, Отцу, чтобы Бог был все и во всех (1 Кор. 15:25-28).
ГЛАВНАЯ ИЛИ ОСНОВОПОЛАГАЮЩАЯ ЗАПОВЕДЬ
После обращения внимания на единого истинного Бога, Иегову, мы слышим обращение: «И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими». Это суммирование первой, великой заповеди, подтвержденной самим нашим Господом (Мат. 22:37). Это не противоречит тому, что мы любим также нашего Господа Иисуса, поскольку Апостол говорит: «Всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него» (1 Ин. 5:1). Любящий Отца должен любить также Сына, который есть образ Отца и который открыл нам в своем собственном теле славный характер Отца. Так как Сын любил Отца, молился Отцу и чувствовал, что должен заниматься делами Отца, и в конце концов умер, исполняя Отчую волю – совершает дело, на которое Отец Его послал – так и с нами, мы должны чтить Отца и Его волю, которая была здесь изложена. Народ Израиля не любил Господа всем сердцем, всей душой и всеми силами. Подобным образом Церковь, Духовный Израиль, была призвана любить Господа всем сердцем, душой, существом и силой; те, которые принадлежат Господу и которые стараются быть угодными Ему, служить Ему, и которые поддерживают Божественные намерения, призваны так делать.
«И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем». Не достаточно, как дальше показал Господь, что мы признали Его народом, поскольку «Господь смотрит на сердце». Претензия Господа через Пророка к Духовному Израилю такая же, как и к Израилю древности – «этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня» – не всех, но очевидно огромного большинства из них (Ис. 29:13; Мат. 15:18). Уроком, который содержится в словах Апостола для нас, как Духовных Израильтян, является то, что это распоряжение превосходящей любви должно быть в наших сердцах. Если это так, то эта любовь к Богу будет проникать все, мы будем любить Господа и служение для Него больше, чем любили грех и его удовольствия, больше, чем любили друзей, родных, дома и поля, или что-либо еще; и каждый имеющий в своем сердце эту первую великую заповедь и живущий в гармонии с ней, обязательно будет также иметь вторую заповедь: «Люби ближнего твоего, как самого себя».
ПЛОДЫ ТАКОЙ ЛЮБВИ
Тот факт, что Господь и Моисей, Его представитель, не стремились привить только номинальное признание любви в отношении к Богу, четко подтвержден следующим стихом, который говорит об этих Божественных заповедях: «И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая». Тот, чей разум и сердце будут так наполнены любовью к Богу и прекрасными достоинствами Его характера, очевидно, будет истинным христианином. Сколько времени у него останется для греха или глупостей? Насколько примерным будет его дом! Как хорошо будут научены его дети о деятельности Божественного провидения и обо всех прекрасных обетованиях Божьего Слова! Какая рассудительность слов и поступков будет результатом такой близкой общности с Богом, и какой свет будет сиять от такой жизни! Величайшие достижения этого напоминания не были совершены во время еврейской эпохи, как об этом ясно говорит Апостол. Еврей признавал величественность Закона Моисеева, но Закон настолько превосходил его и все его способности, что постепенно он удалялся только к внешнему и формальному соблюдению утверждений Закона. Но Апостол объясняет, что наибольшие достижения от получения этого Закона могут быть получены Духовными Израильтянами в Евангельском Веке. Он говорит: «Чтобы справедливые требования Закона могли быть исполнены в нас, которые не ходят по телу, но по Духу» (Рим. 8:4, англ., Тиндаль).
Другими словами, хотя мы не более, чем евреи, способны точно соблюдать этот прекрасный закон, однако мы, которые во Христе, имея условно вмененную Его праведность, как прикрытие для наших несовершенств, можем получать определенную меру Его Святого Духа. И хотя немного есть таких истинных христиан в мире, мы верим, что среди читателей Истины есть значительное число тех, которым подходит описание нашего стиха (Втор. 6:7). А еще больше людей пробуждаются сегодня, чтобы увидеть истинное знамя, которое Бог поднимает над теми, кто идет следами Иисуса. Они все больше бодрствуют и молятся об исполнении этого в них и о Господней воле, как она была здесь выражена. Они стараются учить Божьим уставам, законам справедливости и т.д. своих детей своим словом и примером. Они постоянно разговаривают о них в свободные минуты в доме, в автомобиле и в других местах. Мысли Господа и Его прекрасный план спасения первыми приходят им на ум, когда они пробуждаются рано утром, и остаются в их мыслях, пока они не отправятся на отдых ночью.
Мы с радостью заявляем, что наше возрастающее знание о читателях этой Истины ведет нас к пониманию, что в своих сердцах и жизни они пытаются приближаться к состоянию ума и сердца, представленного здесь как идеальное, наиболее угодное Господу. Это особенно заметно на конвенциях, и многие братья обратили на это внимание, что когда соберется сто братьев из разных местностей, то очень редко можно услышать разговоры, связанные с бизнесом или развлечениями, или другими делами, кроме тех, которые связаны с Господом, Его характером, Его планом и служением Его Истине. Посторонние комментировали это и удивлялись этому. Можно ли было бы нам ожидать чего-то другого среди тех, которые возрастают в благодати, знании и любви, среди тех, которые все больше приближаются к пониманию Божественных стандартов и сердца которых наполнены стремлением познания и исполнения Божьей воли?
Но мы не хотим отбивать охоту у тех, которые еще не достигли подобного состояния, стандарта, который соответствует народу Господа. Скорее мы призываем их быть отважными и продолжать бой против мира, тела и противника, и дальше бодрствовать и молиться, а также стараться достичь условий, которые представлены здесь как угодные и приятные нашему Отцу в небе. Иметь желание сердца – это первое условие, а героическое стремление к реализации этого во всех жизненных делах – это второй шаг. Эти два шага являются победой над миром. Прежде всего, Бог действует в нас, чтобы привести в порядок нашу волю, а затем, когда мы становимся более сильными в вере, знании и благодати, дух Истины действует в нас, чтобы мы делали то, что угодно Господу, так, чтобы мы во всех наших путях признавали Его и просили, чтобы Он руководил нашими путями. Семейная молитва, Небесная Манна на столе (если мы уделаем ей такое же важное место, как и земной пище) и исследование Божественного плана являются теми каналами, через которые Божественные благословения все больше входят в сердца и жизнь многих наших читателей, и мы верим, что это будет продвигаться и развиваться. Пропорционально этому каждый становится пылающим и сияющим светом в своем доме или среди своих знакомых, независимо от того, признают они его или нет, а его свидетельство угодно Богу и дает надежду ему самому, а благодать Господа обильно перед ним откроется.
ЕВРЕЙСКИЕ ФИЛАКТЕРИИ
Наш Господь Иисус обращается здесь к обычаю, распространенному среди евреев в Его время, который остается и до сегодня – к привязыванию филактерий (повязок) на их чела и руки, хотя своими традициями они отменяли Закон Божий. Второзаконие 6:8 лежит в основе такого обычая. Здесь сказано: «И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими». Филактерии – это маленькие, квадратные коробочки из кожи, прикрепленные к кожаному ремешку длинной 90 см. В квадратной кожаной коробочке находится пергамент, на котором содержатся четыре библейских отрывка в четырех столбиках (Исх. 13:1-16; Втор. 6:4,11,13-21). Эти филактерии евреи иногда привязывали к своей голове, по центру над глазами, или прикрепляли коробочку на внутренней стороне локтя и завязывали ремешок на руку, держа конец в ладони. Бедные евреи! Они искренне придерживались внешней формы, но, как показал Господь, не увидели настоящей сути Закона, а именно – любви от чистого сердца к Богу и ближнему. Богатые и неверные евреи, очевидно, оставили этот обычай, но он остается актуальным среди наиболее ревностных или ортодоксов, которые обычно проводят по часу ежедневно в молитве, одевая и снимая филактерии.
Неудача плотского Израиля в понимании духа Божественного распоряжения является уроком для нас. Наш Господь говорил, что хотя они делали этот внешний показ, в их сердцах были нечестивые, нелюбящие, неприятные мысли и они приближались к Богу только формально своими устами, что было неприемлемо. Духовные израильтяне должны помнить, что хотя мы не используем этих внешних форм, однако можем склонять колени и молиться долго и часто и быть далеки от признания Господа, если не позволим, чтобы дух Его благодати и истины входил в наши сердца и совершал в них ту перемену, о которой он говорит нам как о единственной угодной и приемлемой в Его глазах, перемене, которая сделает так, что мы будем менее самолюбивы, более великодушны, менее горды, более смиренны, менее детьми мира сего, а более детьми Царствия, менее стремящимися к временным вещам, а более к Божьему Царствию и справедливости, которую оно представляет и которая в надлежащее время будет утверждена.
НАШИ ВЫХОЖДЕНИЯ И ВХОЖДЕНИЯ
«И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих». Сомнительно, чтобы Господь хотел, чтобы эти слова понимались и применялись буквально. Вероятно, вместо введения филактерий, значением БОЖЬЕГО Слова было, что они должны рассуждать над Божьим законом, как доминирующим над всем, что они видели, и влияющим на все, что делали руками (сила), а также влияющим на все в их жизни, в доме и за его пределами.
Но мы думаем, что если бы дух этого был евреями соблюден, их филактерии привели бы к тому, что не было бы никаких проблем в получении Божественных благословений. Они приняли букву этих слов, прикрепляя на видное место над дверью то, что называли «мезуза». Это квадратный кусочек бумаги или пергамента со словами из Втор. 6:4-9; 11:13-21. Затем он сворачивается и помещается в маленьком контейнере в виде цилиндра из дерева или металла. Среди благочестивых евреев есть обычай притрагиваться к нему пальцем, каждый раз проходя мимо него, потому что в еврейском сказано (Пс. 120:8): «Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое отныне и вовек».
Настоящим значением этого напоминания является то, что все, что имеет отношение к нам, принадлежащим Господу, а особенно все, что имеет отношение к Церкви, которая является домом, семьей Бога, посвящено Господу и благословляется Им, а мы должны признавать Его во всем: «Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои» (Прит. 3:6).
Затем (Втор. 6:10-12) Моисей обращается к ним, что вскоре, благодаря Господнему провидению, они получат благословение и благополучие, но они не должны отвращать своих сердец от источника их благословений. А если речь идет о Духовных Израильтянах (особенно тех, которые в настоящее время пользуются таким большим духовным покоем из рук Господа в духовном понимании, наслаждаясь им), то они никогда не должны забывать, что все они исходят от Отца. Фактически, как сейчас, так и в любое время, Отец использует средства, посредников, пилигримов, распространителей, книги, брошюры и т.п. для распространения Его благодати и истины для Его семьи и все, что Богу было угодно использовать для нашего благословения, должно быть нами оценено, если мы имеем правильное расположение сердца и настоящую благодарность для Него. Но ни эти благие вещи, ни те, которые нам их приносят, не должны отвлекать нашего внимания от важного факта, что все эти благословения от Бога, которыми он нас щедро всесторонне наделяет и не упрекает нас за стремление к ним, но скорее обильно нас вознаграждает. Как Израиль постоянно получал наставления, чтобы помнил о том, как Бог вывел их из дома рабства, так и мы должны постоянно помнить, что Господь вывел нас из дома рабства – рабства греха, заблуждения и смерти, а также, что это было сделано великим антитипическим Моисеем, который представляет нашего Искупителя.
Последние стихи нашей лекции также являются напоминаниями, чтобы мы чтили Господа и Его имя и отвергали всех прочих богов или правителей, а также заверением, что вместо Божественной благодати наступит осуждение, если мы, будучи получателями Его благословений и милостей, а также духа усыновления, забудем о наших обязанностях или отвратимся от Него к греху. Мы признаем, что эти уроки, которые были настолько актуальны для плотского Израиля, еще более актуальны и важны для нас. Поэтому мы должны взять из этого ценную лекцию, препоясать бедра нашего ума и с терпением идти до самого конца нашего пути, когда будем вознаграждены, если не ослабеем.
BS ’13,54-60; SB ’13,54-61
Библейское Знамя №51, май-август
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: