1 Том: Глава ХV, День Иеговы

ГЛАВА XV

ДЕНЬ ИЕГОВЫ

 “День Иеговы”, “День отмщения”, “День гнева” – Время Великого Горя – Его причина – Свидетельство Библии о нем – Его огонь и буря, его сотрясание и таяние, представленные как символы – Свидетельство Давида – Свидетельство писавшего Откровение – Нынешняя ситуация и взгляд на будущее с точки зрения противостоящих друг другу сторон – капиталистов и рабочих – Лечащее средство, не сулящее успеха – Поднятие занавеса и указание света в нужное время – Доказательство этого – Положение святых в этом горе и правильное отношение к нему

    “День Иеговы”1 – это название периода времени, в котором царство Бога под властью Христа должно быть постепенно “установлено” на земле – в то время, как царства мира сего проходят, а власть сатаны и его влияние на человека сковывается. Это время везде описано как сумрачный день тягостного горя, беды и растерянности всего человечества. И что странного в том, что таким осложнениям должна предшествовать колоссальная по своим размерам и ведущая к коренным переменам революция. Небольшие революции порождали трудности во все века, но эта революция, превосходя все известные доселе, должна стать временем горя, какого никогда не было с тех пор как существует народ, и более не будет (Дан. 12:1; Мат. 24:21, 22).
Это время названо “Днем Иеговы” еще потому, что хотя Христос с Его царским титулом и властью будет присутствовать в качестве представителя Иеговы, надзирающего все дела этого дня горя, однако Он будет больше как полководец Иеговы, подчиняющий все вокруг, нежели Князь Мира, Который благословляет всех. Одновременно, вместе с упадком фальшивых и порочных взглядов и систем будет воздвигнуто знамя нового Царя – пока, наконец, Он не будет распознан и воспринят всеми, как Царь царей. Пророками это именуется делом Иеговы в учреждении Христовой власти:“Я дам Тебе в наследие народы и во владение Тебе пределы земли” (Пс. 2:8), “во дни этих царств Бог небесный воздвигнет царство” (Дан. 2:44). И возсел Предвечный, и Сын Человеческий был приведен к Нему, и дана Ему власть, чтобы все народы, племена и языки служили и были Ему послушны (Дан. 7:13, 14, 22, 27). К этому добавте высказывание ап. Павла, что когда Христос достигнет цели Своего царствования, “тогда и Сам Сын покорится (Отцу) ПОКОРИВШЕМУ ЕМУ ВСЕ” (1 Кор. 15:28).
Этот период времени назван “Днем мщения нашего Бога” и “Днем гнева” (Ис. 61:2; 63:1-4; Пс. 109:5). Однако разум, который во всем этом видит исключительно негодование и приписывает Богу злобный умысел, глубоко ошибается. Бог установил определенные законы, в гармонии с которыми Он строит Свои действия, и те, кто по какой-то причине входят с ними в конфликт, пожинают расплату, гнев за свои собственные деяния. Человечество, за исключением некоторых, постоянно отвергало советы Бога, и, как нами было показано, Бог позволил им выбрать собственный путь и удалить из своего сердца Его Самого и Его наставления (Рим. 1:28). Затем Он ограничил Свое особое внимание на Аврааме и его семени, выразившими готовность ходить Его путями и быть занятыми в службе для Него. Однако окаменелость сердца народа и неискреннее отношение к Богу не только естественным образом предопределили неприятие ими Мессии, но и естественным образом подтолкнули и вовлекли их в пучину горя, прекратившего их существование как народа.
Итак, свет, привнесенный в Евангельском веке в мир истинной Церковью Христа (классом, чьи имена записаны на небе), дал цивилизованному миру свидетельство о том, какова разница между правдой и ложью, добром и злом, и о грядущем времени, в котором одни будут награждены, а другие – наказаны (Иоан. 16:8-11; Деян. 24:25). Если бы люди прислушались к Господним наставлениям, то сказанное имело бы огромное влияние на них, однако, как всегда упрямые, они очень мало воспользовались советом Священного Писания, и горе Дня Господа придет, как следствие подобного пренебрежения. Можно сказать также, что гнев Бога придет из-за откровенного равнодушия к Его напутствиям, как возмездие за несправедливость. Однако, глядя в ином свете, грядущие в мир трудности являются естественным, законным следствием предвиденного Богом греха, от которого человек был бы защищен Его советами, если бы к ним прислушался.
Если к Церкви Бог обратился словами:“Представьте тела ваши в жертву живую” (Рим. 12:1), то для мира послание таково:“Удерживай язык свой от зла, и уста свои от коварных слов. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним” (Пс. 33:14, 15). Немногие вняли обоим высказываниям. Пожертвовало себя только малое стадо; что касается мира, то даже вывесив лозунг “Честность – наилучшая политика”, он следует тенденции всемерно его избегать. Он слушается скорее голоса жадности:- Бери все, что можешь из богатства, почестей и власти мира сего, не взирая, как ты это делаешь и кто от этого теряет. Словом, горе этого Дня Господа не пришло бы, да и не могло бы прийти, если хотя бы в какой-то мере наследовались принципы Божьего закона. Вкратце обобщенный закон звучит так:Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и ближнего твоего, как самого себя (Мат. 22:37-39). Именно потому, что испорченный, полный страстей человеческий разум противится этому закону Бога и отказывает ему в повиновении, придет, как естественное следствие, горе – жатва после сева.
Далекий от любви к ближнему, как к самому себе, уповающий исключительно на чувства и морально деградирующий ум всегда оказывался самолюбивым и жадным – что довольно часто вело к насилию и даже убийству, лишь бы присвоить себе то, что принадлежит другим. Несмотря на способ применения, принцип самолюбия всегда остается одним и тем же, за исключением влияния на него некоторых обстоятельств – рождения, воспитания и окружающей среды. Таковым он был во все времена мира и таковым будет до тех пор, пока силой железного правления Мессии не мощь и не алчность, а сама любовь решит, что такое ПРАВОТА, и не установит ее насильно; пока все не обретут возможность познать все превосходства правления справедливости и любви – в противовес самолюбию и власти силы; пока под солнцем истины и праведности самолюбивое, каменное сердце человека не станет таким же, каким огласил его Бог, “очень хорошим” – сердцем из плоти (Иез. 36:26).
Оглядываясь назад, мы без труда можем увидеть, каким образом Богоподобная любовь и доброта были вытеснены из человеческого сердца крайним самолюбием. Обстоятельства, способствующие развитию самолюбия, начали умножаться с тех пор, как человек, вследствие непослушания, утратил божественную милость и был изгнан из едемского дома, где с таким обилием удовлетворялись все его потребности. После ухода наших осужденных прародителей, когда началась их борьба за жизнь, ищущая путей как можно дольше продлить свое существование, они сразу столкнулись с колючками, чертополохом, шиповником и бесплодной землей. Такое противостояние породило усталость и струящийся с лица пот, о котором говорил Господь. Из-за редкого использования постепенно начали притупляться умственные и моральные свойства, тогда как низменные, будучи постоянно задействованными, все шире раздвигали свои пределы. Добыча еды превратилась в цель и сущность жизни; ее доля в каждодневном труде стала мерилом, по которому строилось все иное – пока постепенно Маммона не превратился во властелина человека. Надо ли удивляться, что в таких условиях человечество стало самолюбивым, скупым и ненасытным, каждый стремясь захватить побольше – сперва из самого необходимого, а затем из предлагаемых Маммоной почестей и роскоши? Это произошло самым естественным путем, позволившим сатане добиться своих корыстных целей.
Оказываясь под различными влияниями (среди прочих под невежеством, рассовыми предубеждениями и национальным высокомерием), в прежние века огромное богатство мира находились в руках немногих – правителей, – которым, как представителям народа, массы рабски подчинялись, чьим достоянием гордились и интересы которых считали своими собственными. По мере приближения времени, в котором Иегова постановил благословить мир путем реституции – отдав его в руки Мессии, – Он начал приподнимать при помощи современных средств и изобретений занавес неведения и суеверия. Вместе с этим наступило всеобщее просвещение и упадок власти земных правителей. Богатство мира больше не находится в руках его монархов и в большинстве перешло в руки народа.
Хотя богатство тянет за собою много зла, оно также дает определенные благословения, ведь богатые получают лучшее образование. Однако они тем самым интеллектуально поднимаются выше нищенствующего народа и так или иначе приобщаются к царским привилегиям. Отсюда берет начало аристократия, имеющая деньги и достаточную обученность для их восполнения и для собственной поддержки в ненасытной жажде заиметь все возможное и любой ценой удержаться в привилегированном положении.
По мере того как человеческая мысль движется вперед и люди пользуются плодами распространенного ныне образования, они начинают мнить о себе, и проникнувшись самоуважением и себялюбием, ведомым незначительной долей знаний – иногда очень опасной, – мысленно воображают себе, что им доступны способы и средства, путем которых интересы и жизненные условия всех людей, и в особенности их самих, могут быть удовлетворены за счет тех нескольких, в чьих руках находится сегодня богатство. Без сомнения, многие из них искренне верят, что конфликтующие интересы почитателей Маммоны (их собственные, а также интересы имущих) могут быть легко и беспристрастно улажены; им кажется, что обладая богатством, они были бы очень щедры и весьма склонны любить своих ближних, как самих себя. Это скорее всего самообман, поскольку в своем нынешнем состоянии очень немногие действительно располагают подобным духом, а тот, кто не проявляет верности в малом из земных благ, не будет таковым и во вверенных ему больших богатствах. Фактически – жизнь тому доказательством – некоторые из наиболее окаменелых сердцем и наиболее самолюбивых из богатых сделались таковыми внезапно, выходя из среды наиболее униженных.
И хотя нельзя оправдать, а, наоборот, следует упрекнуть жадность и скряжничество всех классов, тем не менее, следует напомнить, что все предпринятое ради беззащитных, больных и бедных – приюты, больницы, дома для обездоленных, публичные библиотеки, школы и многие другие начинания, направленные не для имущих, а для добродетели и поддержки масс, – удерживается главным образом государственными налогами и денежными пожертвованиями богатых. Своим существованием упомянутые институции почти всегда обязаны мягкосердию и благотворительности богатых и являются делами, для успешного осуществления которых у более бедных классов не хватает ни времени, ни нужного образования, ни заинтересованности.
Тем не менее, сегодня все более заметно растущее противостояние между имущими и классом работающих – растущее недовольство Труда и растущее убеждение богатых, что только сильная рука закона защитит то, что они именуют своими правами. Следовательно, имущие все больше придвигаются к правительству, а массы работающих по найму, полагая, что законы и правительства придуманы для поддержания богатых и сдерживания бедных, все чаще склоняются к коммунизму и анархии, считая, что те лучше всего послужат их интересам, при этом не осознавая, что наихудшее и наиболее расточительное правительство намного лучше безвластия.
Многие места Священного Писания ясно показывают, что характер горя, при котором минуют существующие государственные, общественные и религиозные образования, будет именно таков, и что таково следствие большего знания и свободы, проистекающего от умственного, морального и физического несовершенства человека. Впоследствии мы еще обратимся к этим местам Священного Писания. Здесь же мы в состоянии напомнить только некоторые из многих, одновременно уведомив наших читателей, что во многих пророчествах Ветхого Завета, в которых столь заметно фигурируют Египет, Вавилон, Израиль, имелось в виду не только их буквальное выполнение, но и другое – более важное. Так, например, предсказания о падении Вавилона и т.д. следовало бы посчитать непомерно преувеличенными, если б кроме буквального мы не увидим также символического Вавилона. Книга Откровения содержит предсказания, записанные уже после того, как буквальный Вавилон превратился в руины, и, судя по всему, они применимы только к символическому Вавилону. Однако близкое сходство пророческих высказываний, адресованных скорее всего буквальному Вавилону, на самом деле говорит об их принадлежности, в особом смысле, к символическому Вавилону. В таком более широком значении Египет представляет мир, Вавилон представляет номинальную церковь, званную христианством; Израиль же, как упоминалось, довольно часто представляет мир в его оправданном состоянии, каким он будет – с его Царским Священством, его святыми левитами, его верующими и воздающими честь людьми, оправданными жертвою Очищения и приведенными к примирению с Богом. Израилю обещаны благословения, Египту – бедствия, а могущественному Вавилону – достойный удивления, полный и вечный крах, как “большому камню, брошенному в море” (Отк. 18:21), которого никогда не вернуть обратно и которому уготован вечный позор.
Апостол Иаков обращается к этому дню горя и говорит о нем, как о последствии существующих различий между Трудом и Капиталом. Вот его слова:“Ну вот теперь вы, богатые, плачьте и рыдайте о надвигающихся на вас бедствиях. Богатство ваше сгнило (утратило свою ценность) и одежды ваши изъедены молью, золото ваше и серебро проржавели и ржавчина их будет свидетельствовать против вас и съест плоть вашу, как огонь. Вы собрали сокровище в последние дни. Вот задержанная вами (припрятанная в запасах) плата работников, собравших хлеб с полей ваших, вопиет и крики женцов дошли до слуха Господа Саваофа” (Иак. 5:1-4, НП). Вдобавок он говорит, что класс, которому выпадет найтись в затруднениях, привык к роскоши, полученной за счет других, среди которых было много праведных, и которые, не сопротивляясь, оказались в своей жизни раздавленными. Апостол настоятельно просит “братьев” с терпением переносить свою участь и, глядя вперед, ожидать избавления от Господа. Сегодня можно наблюдать приближение именно такого положения вещей. В мире, между теми, кто пробудился, многие “будут бездыханны от страха и ожидания того, что надвигается на вселенную”. Всем известно, что в наше время существует постоянная тенденция к уменьшению заработка трудящихся, за исключением тех случаев, когда цены2 поддерживаются искусственно или же поднимаются в результате забастовок, деятельности разного рода объединений работающих и т.п. Если говорить о нынешних настроениях масс, то каждому видно, что является вопросом времени, когда придет конец терпению и неминуемо случится бунт. Это приведет в смятение капитал, который тут же будет выведен из сферы производства и бизнеса и упрятан под сводами сокровищниц, чтобы снедать себя заботами по его сохранению в период бездействия к великой досаде его собственников. В свою очередь это родит банкротство, финансовую панику, упадок бизнеса, так как ныне серьезный бизнес ведется на условиях получения кредитов. Естественным результатом всего этого будет лишение занятости десятков тысяч людей, всецело зависящих в своем пропитании от ежедневного зароботка, и насаждение обществу бродяг и прочих лиц, по необходимости попирающих все законы. Случится описанное пророком (Иез. 7:10-19), когда покупающему не будет нужды тешиться, а торгующему – горевать, ибо горе будет на всех живущих и не найдется пути обезопасить свое достояние. Тогда ослабнут все руки, потеряв надежду предотвратить бедствие. Серебро их будет выброшено на улицу, а золото – оставлено. Их серебро и золото не избавит их в день Господнего гнева.
Не следует забывать, что хотя последние сорок лет существования Израиля, как народа, были днем горя, “днем мщения на народ сей” и завершились их национальной руиной, в то же время их день гнева был только тенью, образом еще большего и далеко идущего горя номинального христианства – так же, как былая история их народа времен милости была, как попытаемся доказать впоследствии, образом Евангельского века. Тогда все поймут, почему пророчества о Дне Господа должны и в действительности так или иначе адресованы непосредственно к Израилю и Иерусалиму, хотя их контекст ясно свидетельствует, что в своем окончательном осуществлении они подразумевают все человечество.
Возьмем иное пророчество (Соф. 1:7-9; 14-18):“Уже приготовил Господь жертвенное заклание, назначил кого позвать (Сравни Отк. 19:17). И будет в день жертвы Господней:Я посещу князей и сыновей царя и всех одевающихся в одежду иноплеменников; посещу (также) в тот день всех (мародеров), которые перепрыгивают через порог, которые дом Господа своего наполняют насилием и обманом”. (Это показывает, что время горя будет не только величайшим свержением богатства и власти, но и то, что всякий, послуживший на определенное время орудием небес в разрушении существующих систем, также будет укаран за свои одинаково несправедливые и нечестивые дела, поскольку приближающееся горе охватит все классы и принесет бедствие всему обществу).
“Близок великий день Господа, близок – и поспешает, уже слышен голос дня Господня. Горько возопиет тогда и самый храбрый! День гнева – день сей, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения (неуверенности и предчувствия, а также нынешнего беспокойства), день тьмы и мрака, день облака (горя) и мглы, день трубы (символической седьмой трубы, звучащей весь день горя – именуемой также трубою Бога, так как она непосредственно связана с событиями Господнего дня) и бранного крика против укрепленных городов и великих башен (крикливых и бросающих вызывающе громкие обвинения сильных и хорошо укрепившихся правительств). И Я стесню людей, и они будут ходить, как слепые (блуждая наощупь, не ведая, каким путем пуститься), потому что они согрешили против Господа, и разметана будет кровь их, как прах, и плоть их – как помет. Ни серебро их, ни золото их не может спасти их в день гнева Господа (хотя до этого богатство могло дать роскошь и всевозможные удобства) и ОГНЕМ ревности Его пожрана будет вся земля, ибо истребление, и притом внезапное, совершит Он над всеми (богатыми) жителями земли”. Многие из богатых будут уничтожены в том смысле, что они перестанут быть богатыми, хотя, вне сомнения, это повлечет утерю многих жизней всех классов.
Мы не будем пытаться проследить описание пророками во всех подробностях, с разных точек зрения, трудностей этого дня, – а только кратко изучим упомянутую мысль, а именно – поглощение всей земли ОГНЕМ Господней ревности. Пророк еще раз упоминает об этом огне и т.п. (Соф. 3:8, 9), говоря:“Итак, ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я восстану для опустошения, ибо Мною определено собрать народы, созвать царства, чтобы излить на них (на царства) негодование Мое, всю ярость гнева Моего; (собирание народов из всех наций имеет общую цель противостояния нынешним правительствам и постоянно усиливается; результатом этого будет объединение царств ради общей безопасности, то есть горе станет уделом всех царств, после чего все они упадут); ибо огнем ревности Моей пожрана будет вся земля. Тогда (после разрушения царств, после разрушения в пламени бедствия нынешнего общественного строя), опять Я дам народам уста чистые (чистое Слово – не загрязненное человеческими традициями), чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно”.
Этот огонь Божьей ревности является символом, к тому же достаточно убедительным, иллюстрирующим глубину бедствий и разрушений, какие охватят весь мир. То, что это не буквальный огонь, как полагают некоторые, очевидно из факта, что после него еще останутся люди, которые будут наделены благословениями. То, что оставшиеся в живых это вовсе не святые, как иным того хотелось бы, также очевидно их факта, что в то время они вернутся к служению Господу, тогда как святые вернулись (обращены) уже теперь.3

     Земля, упоминаемая символически, везде в Священном Писании представляет общество; горы представляют царства; небеса – могущества духовного надзора; моря – бурные, беспокойные, недовольные массы человечества. Огонь представляет уничтожение всего, что отдано пламени – плевел, мусора, земли (общественных организаций) или чего-то еще. И если в огонь брошена сера – в символе, – то это только усиливает мысль об уничтожении, ибо нет ничего более губительного для всех форм живого, чем испарения серы.
Если мы, пользуясь такой мыслью, обратимся к символическому пророчеству ап. Петра о Дне Гнева, то найдем поразительное сходство с вышеприведенными высказываниями пророков. Итак, он говорит:“…Тогдашний мир погиб, затопленный водою. (Тогда перестали существовать не буквальная земля и буквальные небеса, а миновала существовавшая до потопа эпоха, порядок вещей). А нынешние небеса и земля (нынешняя эпоха) сохранены тем же самым словом (божественного авторитета) для огня…” (НП). Факт, что вода была буквальной, дает некоторым повод думать, что огонь также должен быть буквальным. Но ничего такого из сказанного не следует. Храм Бога в свое время был возведен из буквальных камней, однако, это не исключает факта, что Церковь, истинный храм, на деле изваяна в виде духовного строения, святого храма, а не из земных материалов. Ковчег Ноя также был буквальным, однако он был образом на Христа и Его могущество, которое возродит и реорганизует общество.
“Придет же День Господень, как вор (незаметно); в этот День небеса (нынешние власти, господствующие в воздухе, для которых сатана является главным, князем) с шумом (со свистом) пройдут, стихии же раскаленные будут растворены, и земля (общественное обустройство) и все дела на ней (гордость, ранги, аристократия, царское величие) будут сожжены… Но, по обещанию Его, мы ожидаем новых небес (новой духовной власти – Христового царства) и новой земли (земного общества, основанного на новых началах – на фундаменте любви и праведности, а не на силе и угнетении)” (2 Пет. 3:6, 7, 10-13, НП).
Следует помнить, что некоторые апостолы были также пророками – прежде всего Петр, Иоанн и Павел. Если, как апостолы, они являлись словесными орудиями Бога для того, чтобы ради блага Церкви истолковать слова живших прежде пророков, то Бог употребил их также в качестве пророков для предсказания событий будущего. Этим событиям в пору их выполнения надлежало стать пищей вовремя для дома веры, для распределения которой Бог в свое время высматривает Себе подходящих слуг или толкователей. (Смотри, что говорит об этом наш Господь – Мат. 24:45, 46). В качестве пророков апостолы были ведомы, чтобы писать о том, что в ихних днях еще не было в пору, и что они осознавали лишь частично – как это было с пророками Ветхого Завета (1 Пет. 1:12, 13), – хотя их слова, как когда-то слова пророков, были особым образом руководимы и направляемы, имея глубочайший смысл, о котором они не догадывались, когда пользовались ими. Вот так, неуклонно, на каждом шагу Церковь получает данную самим Богом пищу и советы – независимо от того, кого Он выбирает словесным орудием или посредником общения. Осознание этого обязано дать нам повод еще больше доверять и полагаться на Божье Слово, невзирая на недостатки тех, кто его излагает.
Пророк Малахий (4:1), говоря о Дне Господа, пользуется тем же символом. Вот его слова:“Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день,.. так что не оставит у них ни корня, ни ветвей”. Гордость и все прочее, что способно обратно породить надменность и угнетение, будут полностью поглощены великим горем Господнего Дня, а также последующими строгими наставлениями Тысячелетнего века – последнее из которых описано в Отк. 20:9.
И если гордость (во всех ее грешных и омерзительных формах) должна быть полностью вырвана с корнем, а все надменные и нечестивые навсегда уничтожены, то не следует полагать, что для этого класса уже нет надежды реформироваться. Спасибо Богу, так не случится. Пока будет пылать огонь справедливого Божьего негодования, Судья даст возможность высвободить некоторых из этого истребляющего огня (Иуда 23). И только не принявшие предложенной помощи погибнут вместе с собственной гордостью, потому что они сделали ее частью своего характера и не захотели исправиться.
Тем же пророком дано еще иное описание этого дня (Мал. 3:1-3), в котором, используя тот же символ огня, он показывает, каким образом, после сожжения дотла всякого сора лжи, дети Господа пройдут очищение, как они получат благословения и как смогут к Нему приблизиться. “…Ангел5 завета, которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит (в испытании), когда Он явится? Ибо Он – как огонь расплавляющий,.. и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия (образных верующих, главными из которых является Царское Священство) и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде”.
Упоминая тот же огонь, а также процесс очищения верующих в Дне Господа (1 Кор. 3:12-15), апостол ведет речь таким образом, чтобы, избежав каких-либо вопросов, подтвердить, что символический огонь действительно поглотит всякое заблуждение и этим очистит веру. Дав понять, что он говорит исключительно о строящих свою веру на единственно признаваемом фундаменте завершенного дела Христового искупления, апостол высказывается так:“Если кто строит (характер) на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней (божественных истин и соответствующего характера или), дерева, сена, соломы (традиционных заблуждений и соответствующих им изменчивых характеров) – каждого дело станет явным; ибо ДЕНЬ покажет, потому что он в ОГНЕ открывается, и каждого дело (2 Пет. 1:5-11), каково оно есть, огонь его испытает”. Без сомнения, даже самые предубежденные признают, что огонь, испытывающий духовные дела, не является буквальным. Огонь – весьма подходящий символ для иллюстрации полного уничтожения обстоятельств, представленных здесь под видом дерева, сена и соломы. Этот огонь бессилен разрушить строение веры и характера, возведенное из золота, серебра и драгоценных камней божественной истины и основанное на скале искупительной жертвы Христа.
Апостол обращает на это внимание, говоря:“Если чье дело пребудет, – то, которое он на нем (на Христе) построил, – он получит награду (его награда будет зависеть от верности в деле возведения и использования истины в развитии настоящего характера – умения облачиться в Божье всеоружие); если чье дело будет сожжено, он потерпит ущерб (утратит награду из-за неверности), сам же будет спасен, но так, как бы сквозь огонь” – опаленный, выгоревший, полный смятения. Все строящие на скальном основании Христова искупления находятся в безопасности:никто из полагающихся на Его праведность, как покров для себя, никогда не познает горечи разочарования. Тем не менее, сознательно отрекающиеся Его самого и Его дела – если прежде они пришли к отчетливому, полному знанию, – будет подвергнуты второй смерти (Евр. 6:4-8; 10:26-31).
Это горе Господнего Дня имеет еще иное символическое описание. Апостол показывает (Евр. 12:26-29), что ознаменование начала Завета Закона на горе Синай было образом введения в мир Нового Завета в начале Тысячелетнего века, то есть правления Христового царства. Он говорит, что там, в образе, голос Бога потряс буквальную землю, и что теперь Он пообещал, говоря:“…Еще раз (окончательно) Я потрясу не только землю, но и небо”. Объясняя это апостол говорит:“А слова “еще раз” указывают на изменение колеблемого, как сотворенного (ложного, поддельного, ненастоящего), чтобы пребывало неколеблемое (исключительно истинное, праведное). Поэтому, принимая Царство неколеблемое, будем держаться благодати, и ею да служим благоугодно Богу с благоговением и страхом, потому что (написано) Бог наш есть также огонь поедающий”. Как видим, апостол использует, как символ горя Дня Господа, бурю, хотя сам апостол, а с ним и другие, говорят о нем, как о символическом огне. Здесь упоминаются те же события, что и в случае символического огня, а именно:каким образом будет изжита всевозможная фальш между верующими и в мире – заблуждения о плане и характере Бога и Его Слова, а также заблуждения в отношении общественных и светских событий в мире. Конечно, наилучший способ – избавиться от всех этих вымыслов, тем более, что они стали уделом человека преимущественно через его порочные желания, а также различные ухищрения сатаны – коварного врага праведности. Тем не менее, избавление от этого будет стоить всех затронувших очень дорого. Это будет неимоверно полыхающий огонь, жесточайшая буря, беспросветная ночь тревоги, предшествующая хвалебному сиянию того Царства Праведности, которое никогда не поколеблется, и того Тысячелетнего дня, в котором Солнце Праведности засияет во всей красе и силе, благословляя, а также исцеляя больной и умирающий, однако искупленный мир (Сравни Мал. 4:2 и Мат. 13:43).
Пророк Давид, Псалмами которого Богу угодно было предсказать столь многое о нашем Господе в Его первом пришествии, дает некоторые красноречивые описания Дня Горя, которым будет введено Его хвалебное царствование, используя в них – то вперемежку, то поочередно – разные символы:огонь, бурю, мрак. Так, например, он говорит (Пс. 49:3):“Грядет Бог наш, и не в безмолвии:пред Ним огонь поедающий, а вокруг Него сильная буря”. В Пс. 96:2-6:“Облако и мрак окрест Его; правда и суд – основание престола Его. Пред Ним идет огонь, и вокруг попаляет врагов Его. Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет. Горы, как воск, тают от лица (присутствия) Господа всей земли. Небеса (новые) возвещают (в то время возвестят) правду Его, и все народы видят славу Его”. Пс. 45:7:“Возшумели народы; двинулись царства:Всевышний дал глас Свой, и растаяла земля”. Вот еще (Пс. 109:2-6):“Господствуй среди врагов Твоих. …Господь одесную Тебя. Он в день гнева Своего поразит царей; совершит суд над народами, наполнит землю трупами, сокрушит головы (правителей) в земле обширной”. А также (Пс. 45:1-5):“Бог нам прибежище;.. посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля (общество), и горы (царства) двинулись в сердце морей (поглощенные волнениями масс). Пусть шумят, вздымаются (в бешенстве) воды их, трясутся горы от волнения их… Бог поможет ему (верному “малому стаду”, Невесте) с раннего утра”. В том же Псалме, стихи 7-11, это повествование пересказано уже иными символами:“Возшумели народы; двинулись царства, Всевышний дал глас Свой и растаяла земля (общество). Господь сил с нами, Бог Иакова заступник наш”. Глядя на последствия этого времени скорби, он дополняет:“Придите и видите дела Господа, какие произвел Он опустошения на земле… Остановитесь (от прежних путей, люди) и познайте (придите к познанию), что Я Бог:буду превознесен в народах, превознесен на земле”. “Новая земля”, новый порядок и обустройство общества возвысят Бога и Его закон над всем и во главе всего.
Еще одно свидетельство в доказательство факта, что День Господа будет великим днем беды и гибельных последствий для всякого вида зла (но не временем буквального сожжения земли), представлено нам в последнем символическом пророчестве Библии. Относясь ко времени, когда Господь возьмет, чтобы царствовать, Свою огромную власть, огонь и буря описаны следующим образом:“И язычники разгневались, и пришел гнев Твой…” (Отк. 11:17, 18). И еще:“И из уст Его исходит меч острый, чтобы им поражать народы. И Он Сам пасет их посохом железным, и Сам топчет точило вина ярости гнева Бога Вседержителя… И я увидел зверя (символического) и царей земли и воинства их собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его. И схвачен был зверь и с ним лжепророк… Они живыми были брошены оба в озеро огненное, горящее серой” (Отк. 19:15, 19, 20).
В этом месте мы не будем делать отступления для рассмотрения символов – “зверь”, “лжепророк”, “образ”, “озеро огненное”, “конь” и т.д. и т.п., – для этого пусть читатель обратится к следующему тому. Сейчас мы хотели бы обратить ваше внимание на то, что великая символическая БИТВА и сбор урожая земной лозы, обрисовывающие завершение настоящего века и начало Тысячелетия (Отк. 20:1-3), это всего лишь несколько другие символы тех же знаменательных и тревожных событий, в иных местах символически названных огнем, бурей, волнением и т.д. В отношении таких образов Откровения, как битва и точило вина, проследите удивительное сходство пророчеств Иоил. 2:9-16 и Ис. 13:1-11 в описании тех же событий похожими образами. Разнообразие символических образов помогает нам более полно оценить все стороны этого великого и знаменательного Дня Господа.

 Нынешняя ситуация

      Оставим здесь пророческие описания этого дня и остановимся более подробно на современном аспекте событий в мире, как они все отчетливее вырисовываются перед лицом быстро надвигающегося конфликта, который, достигнув своего ужасного апогея, должен обязательно быть непродолжительным, иначе все человечество самоуничтожилось бы. Уже можно различить две противоположные стороны конфликта. По одну сторону расположилось богатство, самонадеянность и гордость, а для другой характерны широко распространенная бедность, безграмотность, слепая предубежденность и обостренное чувство несправедливости. Подталкиваемые самолюбивыми побуждениями, обе стороны организуют свои силы по всему цивилизованному миру. Имея глаза, помазанные истиной, мы, глядя вокруг, видим как раздаются ревом море и волны, выбрасывая пену и вздымаясь против гор – как это видно из угроз и попыток растущих количественно анархистически настроенных и недовольных элементов. Можно увидеть также, что разногласия между различными составляющими или группами общества поторапливают к тому, что смогли описать пророки – когда земля (общество) окажется в огне, а ее составные части, взаимно накалившись, растают и распадутся.
Само собою разумеется, что людям, на какой бы стороне существующего противоречия они не находились, тяжело принять точку зрения, противоположную их собственным интересам, привычкам и уровню образования. Состоятельные чувствуют за собою право иметь что-то большее, нежели только соразмерную часть мировых богатств, иметь право покупать труд и другой товар по возможно более низкой цене, иметь право на плоды своей деятельности и право пользования своим умственным потенциалом для процветания собственного бизнеса и пополнения уже накопленного богатства – не взирая на тех, кто волею обстоятельств оставлен влачить жалкое существование, имея многочисленные потребности и лишь малые возможности. Они рассуждают так:это неминуемо, закон спроса и предложения должен верховенствовать везде, ведь бедные и богатые в мире существовали всегда. Если утром все богатство разделить поровну, то к вечеру одни, по своей непредусмотрительности и распутному образу жизни, станут нищими, а другие, аккуратные и рассудительные, обогатятся. Кроме того, они будут выдвигать следующие доводы:возможно ли, чтобы имеющие более значительные умственные способности, вовлекающие себя в огромные мероприятия, нанимающие тысячи работающих и рискующие огромными потерями, не имели надежды на прибыль и пользу от всего этого?
И, наоборот, ремесленник и рабочий ответят:даже если труженик пользуется ныне большими, чем когда-либо, выгодами, лучше зарабатывает, способен лучше устроить свою жизнь, это, надо понимать, его исконное право, которого долгое время и в определенной степени он был лишен, и он, собственно говоря, обязан унаследовать часть преимуществ от различного рода современных изобретений, открытий, возросшего уровня знаний и т.д. Мы считаем труд почетным занятием, и когда ему сопутствуют добрые чувства, образование, честность и принципиальность, труд столь же благороден и имеет столь же много прав, как и всякое иное занятие. И наоборот, праздность для всякого человека, каким бы талантом он не обладал и чем бы не занимался в жизни, мы считаем дискредитирующей и позорной. Любой человек, желающий чтоб его уважали и ценили, должен в чем-то быть полезен другим. Осознавая все наши улучшения и продвижения в интеллектуальной, общественной и финансовой сферах, мы, тем не менее, считаем это скорее следствием обстоятельств, нежели человеческого замысла – то ли нашего собственного, то ли наших работодателей. Изменившиеся к лучшему условия для нас самих и для других мы считаем результатом огромного роста умственной деятельности, изобретательности и т.п. последних пятидесяти лет. Это произошло столь стремительно, что, казалось, труд, а вместе с ним и капитал, были подхвачены волной прилива и вынесены на более высокий уровень. И если нам удастся увидеть, что приливные воды продолжают подниматься и это делается для всеобщей пользы, мы будем довольны. Однако нас терзают озабоченность и беспокойство, так как перед нами нечто совсем иное. Мы видим, как прилив начинает возвращаться, и хотя в своем богатстве многие были подняты им высоко, чувствуя себя непоколебимыми и безопасно устроившимися на берегу спокойствия, изобилия и роскоши, остальные массы не чувствуют себя столь уверенно и надежно и находятся в опасности быть унесенными низовым течением возвращающихся вод столь же глубоко, как и прежде, а может еще глубже. Вот почему мы настроены, пока не поздно, ухватиться хоть за что-нибудь, что дает гарантию сохранения нашего нынешнего положения и возможности дальнейшего продвижения.
Иными словами, мы (ремесленники и рабочие) замечаем, что хотя все человечество сегодня обрело много благословений, однако те, у кого больший талант к предпринимательству или кто вошел в обладание тысяч и миллионов долларов путем наследства, а также обманом и другим нечестным путем, не только получили такого рода преимущество над всеми другими, но и оказались – при содействии многочисленных изобретений и т.д. – в условиях дальнейшего увеличения уровня собственного благосостояния – тем самым пропорционально уменьшая заработок трудящихся. Мы считаем, что если нами не будут предприняты необходимые шаги для защиты все более численного отряда ремесленников от постоянно растущей власти монополий, пользующихся трудосберегающей техникой и т.д., то холоднокровный закон спроса и предложения поглотит нас окончательно. Мы организуемся и занимаемся поиском охранных путей именно против такой надвигающейся опасности, а не против существующих условий. Вследствие естественного прироста, а также иммиграции, наше число каждый день заметно растет, однако ежедневно увеличивается и количество техники. Следовательно, ежедневно растет число тех, кто ищет работу, а значит уменьшается потребность в рабочих руках. Если позволить закону спроса и предложения двигаться вперед безоглядно, то в скором времени он вернет труд туда, где он находился столетие назад, и оставит все преимущества наших дней в руках капитала. Вот это мы хотим предотвратить.
Уже давно была подмечена тенденция многих истинных благ нанести в конечном итоге вред – в случае, если эту тенденцию не ограничить разумными и беспристрастными законами. Однако быстрота, с какою сменялись изобретения, а значит, росла потребность в рабочих руках для производства трудосберегаемой техники, была столь ощутимой, что конечные последствия оказались надолго задержанными. Вместо этого мир охватил “бум” – всплеск интереса к материальным ценностям, высоким заработкам, богатству, кредитам (долгам), идеям – последствия которого начинают проявляться только теперь.
За последние несколько лет произведено столь огромное количество сельскохозяйственного инвентаря всевозможного назначения, что сегодня один человек способен сделать столько же, сколько раньше все пять. Результат этого оказался двояким:во-первых, обрабатывается втрое больше акров (1 акр = 0.4 га. – ред.) земли, предоставляя занятие троим из каждых пяти способных трудиться, и тем самым вынуждая двух оставшихся вступать в конкурентную борьбу за другое рабочее место; во-вторых, трое занятых, пользуясь земледельческими орудиями, могут получить урожай, для выращивания которого без таких орудий раньше требовалось бы человек пятнадцать. Такие и даже большие изменения при помощи похожих средств произошли и в других отраслях, например, в сталепрокатной. Их развитие произошло столь стремительно, что резко возросло число работающих – даже несмотря на то, что использование техники дало возможность одному сделать столько же, сколько раньше делали двенадцать человек. Одним из результатов будет то, что в скором времени объем экстенсивного производства более чем удовлетворит громадные современные потребности, которые, вместо дальнейшего увеличения, будут, вероятнее всего, уменьшаться, ибо мир очень быстро наполняется сетью железных дорог сверх нынешних потребностей, а ежегодные ремонтные работы вряд ли задействуют более половины из ныне существующих для этого предприятий.
Итак, мы оказываемся лицом к лицу со своеобразной ситуацией, когда во многих местах – в среде капитала и труда – возникающее перепроизводство порождает незанятость, хотя одновременно многие ищут работу, которая дала бы возможность обеспечить себя всем необходимым и даже предметами роскоши, и как-то ослабила бы перепроизводство. Тенденция к перепроизводству и недостаточной занятости постоянно усиливается и требует для себя определенного лекарственного средства, которого ищут врачеватели общества и которым пациенту уже не воспользоваться.
Хотя мы (продолжают трудящиеся), осознаем, что в меру превышения спроса предложением, конкуренция во многом уменьшает прибыли капитала и дорогостоящей техники и причиняет богатым во всем мире много беспокойства, урезывая их доходы, а в некоторых случаях и вовсе принося вместо пользы одни убытки, тем не менее, мы верим, что класс, наиболее выигравший от такого “бума” и всплеска активности, должен и претерпеть больше от обратного действия – намного больше, чем сами массы. Ради этого и по той же причине работающие по найму полны решимости добиться следующего – если возможно, законодательным путем, а нет, то путем насилия и беззакония в тех странах, где по какой-то причине голос масс не слышим, а интересы не принимаются во внимание:
Предлагается, в зависимости от профессионализма работающих и тяжести условий, уменьшить число рабочих часов, не уменьшая заработка, тем самым предоставляя работу большему количеству людей без увеличения производства и уравновешивая надвигающееся перепроизводство наличием большего количества потребителей. Предлагается зафиксировать и установить предел денежного процента намного ниже нынешнего уровня и принудить кредиторов к более снисходительному обхождению с должниками и представителями более бедных классов, иначе их капитал будет обречен на бездействие – станет мертвым. Предлагается сделать железные дороги или общественной собственностью, функционирующей посредством ее представителей – лиц от правительства, или законодательным путем ограничить права владельцев, стоимость перевозок и т.п., обязав их действовать для наибольшего удовлетворения общественных запросов. Очевиден факт, что железные дороги, построенные в известный период всеобщего обогащения, вместо того, чтобы урезать – в соответствии со всеобщим ограничением стоимости во всех иных сферах занятости, – наоборот, увеличили свой первоначально огромный акционерный капитал в два и даже в три раза (процесс, именуемый разводнением акционерного капитала), ничего не прибавляя к его реальной стоимости. Случается так, что большие железнодорожные компании пытаются выплатить проценты и дивиденды по акциям и обеспеченным облигациями долговым обязательствам, фиктивная стоимость которых в среднем в четыре раза выше тех сумм, которые потребовались бы для постройки железных дорог сегодня. Как следствие, страдает общество. Фермеры вынуждены платить обременительные суммы за грузовые перевозки, иногда считая для себя более выгодным сжигать зерно. В этом случае стоимость продуктов питания для населения существенно увеличивается, однако же, без пользы для самих фермеров. Как лечащее средство предлагается следующее:железным дорогам рекомендуется выплачивать своим акционерам около четырех процентов нынешней стоимости акций, а не от четырех до восьми процентов или в три-четыре раза выше их текущей стоимости, как это делают многие из них путем разного рода объединительных шагов с целью воспрепятствовать конкуренции.
Нам хорошо известно, говорят ремесленники, что в глазах тех, кто занимается разводнением акций железнодорожных компаний, а также других акций, такое сокращение прибыли от заинвестированного капитала покажется ужасающим и будет напоминать удаление зуба. Они вдруг почувствуют, что грубо попираются их права (?) пользоваться полученным от народа правом голоса, позволяющим выжимать из него колоссальные прибыли при помощи ложной оценки стоимости, и они воспротивятся этому всеми средствами. Тем не менее, нам кажется, что им и так следует быть благодарными общественности за столь снисходительное к ним отношение и невыдвижение требований вернуть обратно несправедливо нажитые миллионы долларов. Мы чувствуем, что для народных масс пришло время более честно разделить блага этого дня благословений, и для этого законодательным путем необходимо установить, что все ненасытные корпорации, тучные от денег и власти, прежде принадлежавших народу, должны быть ограничены и законом обязаны в разумных пределах служить интересам всего общества. Никаким другим путем упомянутые благословения Провидения не могут стать уделом масс. Из этого видно, что хотя большие корпорации, представляющие капитал, в значительной степени являются благословением и приносят пользу, однако с каждым днем все более заметно, что они перешагнули предел полезности и превращаются в господ людей, и если не окажутся обузданными, то превратят наемных рабочих в нищих и рабов. В Америке корпорации, состоящие из более или менее богатых людей, быстро продвигаются к тем же взаимоотношениям с общественностью, что и лорды Великобритании, а также им подобные во всей остальной Европе, – с той лишь разницей, что у корпораций побольше власти.
Чтобы достичь своих целей, продолжают наемные рабочие, нам необходимо организоваться. Мы обязаны координировать усилия масс, иначе нам никогда ничего не добиться перед лицом столь огромной власти и влияния. Хотя мы и собраны в объединения и т.п., однако это вовсе не значит, что нашей целью является анархия или же насилие над каким бы то ни было классом. Мы, народные массы, попросту желаем защитить наши собственные права и права наших детей, наложив при этом разумные ограничения на тех, чье имущество и власть могли бы иначе сокрушить нас – чтобы это имущество и власть могли бы, при надлежащем использовании и установленных пределах, стать для всех еще большим благословением. Словом, делают вывод они, мы хотим заставить всех придерживаться золотого правила:“И как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними”.
Счастьем было бы, чтобы все следовали подобным мерам сдержанности и благоразумия; чтобы богатые были довольны уже накопленным и способствовали огромным массам человечества во всеобщем и долговременном улучшении жизненных условий всех классов; чтобы все рабочие удовлетворились приемлемыми для них требованиями, и таким путем золотое правило любви и справедливости было использовано на деле. Однако такие люди, как сегодня, вряд ли будут служить этому правилу без принуждения. Даже если есть в мире среди ремесленников несколько человек умеренных и справедливых в своих побуждениях, то с большинством дело обстоит наоборот – оно, вопреки всякому здравому смыслу, впадает в крайности, будучи несправедливым и самонадеянным в своих помыслах и требованиях. Всякая уступка со стороны капиталистов только усугубит подобные идеи и требования, и каждому, имеющему опыт, известно, что ситуация будет вдвойне опасной, если у власти окажется безграмотный, самонадеянный бедняк. Подобным образом происходит между богатыми – некоторые из них сполна симпатизируют рабочему классу и рады бы воплотить собственные симпатии в реальные шаги постепенного осуществления необходимых реформ. Однако они составляют меньшинство и совершенно бессильны изменить деятельность корпораций, а иногда даже собственный бизнес. Если они заняты коммерческой или предпринимательской деятельностью, то не могут уменьшить числа рабочих часов или увеличить заработную плату, поскольку конкуренты вынудят их к более дешевой продаже собственных товаров, за чем последует финансовое разорение их самих, их кредиторов и тех, кого они нанимают.
Такова естественная причина огромных трудностей этого “Дня Иеговы”. Самолюбие и слепота ко всему, за исключением собственных интересов, так или иначе будут держать под своим контролем обе стороны конфликта. Рабочие и дальше будут организовываться и объединяться в своих интересах, однако самолюбие разрушит созданное ими, и каждый, руководимый подобным принципом, будет строить свои замыслы и сговоры именно в таком направлении. Всем будет заправлять безразличное и высокомерное большинство, тогда как класс, по себе более возвышенный, окажется неспособным удержать даже воздвигнутое собственным талантом. Капиталисты наконец убедятся, что чем больше они делают уступок, тем больше от них требуется, и вскоре решат для себя не поддаваться ни на какие уговоры. Следствием этого станет бунт. Всеобщее недоверие и обеспокоенность обусловят вывод капитала из общественного и частного секторов, результатом чего станет упадок предпринимательства и финансовая паника. Тысячи людей, лишенные таким путем занятости, окончательно окажутся в полном отчаянии. На улицу будут выброшены всякий порядок и законность – горы будут поглощены бурлящим морем. Таким образом, общественная земля растает, правящие небеса (церковь и государство) минуют, а все гордые и все делающие зло будут как солома. Тогда самые сильные будут горько рыдать, будет слышен стон богатых, а страх и смятение обнимут всех людей. Даже умные, дальновидные люди ныне ослабевают сердцем, когда, всматриваются в будущее за тем, что надвигается на весь мир – что предсказал Господь (Лук. 21:26). Священное Писание говорит нам, что в таком всеобщем расслоении номинальная церковь (включая все вероисповедания) будет постепенно продвигаться в сторону правительств и обладающих богатством, в результате чего потеряет большую часть своего влияния на людей и окончательно упадет вместе со всеми этими правлениями. Таким образом, небеса (церковные власти), оказавшись в огне, минуют с большим свистом.
Это горе всего лишь подготовит мир к осознанию того, что хотя люди способны все так хорошо и умно придумать и обустроить, однако же, все их планы окажутся тщетными, пока невежество и самолюбие будут находиться в седле и властвовать. Это убедит всех, что единственно возможным путем преодоления трудностей является установление сильной и справедливой власти, которая подчинит себе все классы и сделает обязательными принципы праведности – пока постепенно окаменелость людских сердец не уступит (при благоприятных обстоятельствах) места первоначальному образу Бога. Вот это и пообещал сделать Бог для всех посредством Тысячелетнего царствования Христа, которое Иегова введет путем строгих наказаний и уроков этого дня горя (Иез. 11:19; 36:25, 36; Иер. 31:29-34; Соф. 3:9; Пс. 45:9-11).
Хотя этот день горя приходит как естественное и неминуемое следствие падения человека и его себялюбия, и был полностью предвиден и предсказан Господом, ведавшим наперед, что Его законы и наставления будут, за небольшим исключением, пренебрегаться всеми – пока собственный опыт и обязательность не вынудят людей подчиниться, – однако каждому, кто осознает ход приближающихся событий, следует должным образом заняться самим собою и привести в порядок собственные дела. Мы говорим ко всем смиренным в этом мире – ко всем покорным, а также к телу Христа:Ищите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его (Его волю); ищите правду; ищите смиренномудрие; может быть вы частично укроетесь в день гнева Господнего (Соф. 2:3). Никто не сможет избежать этого горя полностью, и все же те, кто будет искать праведность и обретет радость в покорливости, будут иметь больше превосходства над другими. Их образ жизни, их привычки мыслить и действовать, а также их симпатии к добропорядочности, которые позволят вовремя распознать очередность событий и тем самым оценить свидетельства Библии относительно горя и его исхода, все вместе позволит им терпеть меньше других – меньше страдать от изводящего беспокойства и предчувствий.
Для тех, кто не знаком с Писанием, развитие событий Господнего Дня будет успокаивающе обманчивым. Этот День придет неожиданно, как поедающий мякину огонь (Соф. 2:2) – если сравнивать с медленным ходом событий долгих веков прошлого, – и все же не столь внезапно, как вспышка молнии посреди чистого неба, как некоторые в заблуждении на то надеются, предвкушая, что все написанное о Дне Господа уместится в двадцать четыре часа. Он явится как “вор ночью” в том смысле, что его приближение будет скрытым и незамеченным для мира в целом. Горе этого дня будет в конвульсиях, все более частых и серьезных по мере приближения дня – пока не наступит окончательная конвульсия. Апостол подчеркивает это, когда говорит:“…Как мука родами постигает имеющую во чреве” (1 Фес. 5:2, 3). Облегчение наступит только с рождением НОВОГО ПОРЯДКА вещей – новых небес (духовной власти Христа) и новой земли (реорганизованного общества), в которой обитает праведность (2 Пет. 3:10, 13), – где вместо силы и самолюбия законом будут справедливость и любовь.
Каждый раз, когда острые боли родовых схваток новой эпохи будут пронзать нынешний государственный организм, его сила и мужество будут постепенно ослабевать, а сами схватки все более усиливаться. Все, что могут сделать врачеватели (политические экономисты) общества для облегчения, окажется ему на пользу и разумным образом будет способствовать благополучному исходу неминуемых родов – мало-помалу готовя путь для самого главного события. Даже при всем своем желании они не могут его предотвратить, ибо Сам Бог огласил о его наступлении. Тем не менее, многие из упомянутых лекарей общества не будут иметь ни малейшего понятия о действительной природе заболевания, о потребностях и безотлагательности случая. Они ухватятся за репресивные меры и вместе с окончанием каждого приступа неприятностей постараются использовать его для увеличения сопротивляемости, чем только усугублят страдания. И хотя они не смогут более оттягивать момент рождения, их преступная нерадивость лишь ускорит гибель их пациента, ибо старый порядок вещей умрет в муках рождения нового.
Оставим в стороне красноречивый образ, представленный апостолом, и скажем откровенно:по мере того, как массы время от времени будут пытаться проделать себе путь и разрушить становящиеся для них слишком тесными существующие пределы и ограничения “спроса и предложения”, их усилия освободиться из объятий Капитала и техники будут опрометчивыми, а планы и приготовления – не продуманными до конца и несоразмерными. Каждый неудавшийся шаг лишь придаст уверенности Капиталу для удержания нового порядка вещей в его нынешних рамках – пока, наконец, власть институций и государства накладывать запреты не достигнет своего предела, связки социального организма не порвутся на части, закон и порядок не скроются из вида, а всеохватывающая анархия не принесет всего того, что предвещали пророки о скорби, “какой не было от начала мира доныне” – и, спасибо Богу за данное обетование, “никогда не будет” более.
Высвобождение Израиля из Египта и от наказаний, пришедших на египтян, скорее всего иллюстрирует грядущее освобождение мира руками Того, Кто побольше Моисея и Кого Моисей был только образом. Это будет освобождением от сатаны и всего, что было им придумано для порабощения человека в плен греха и заблуждений. Если наказания Египта, будучи снятыми, каждый раз приводили ожесточение, то, похожим образом, временные облегчения от болей этого Дня Господа также ожесточат некоторых. Они будут говорить беднякам, как когда-то египтяне говорили Израилю:“Праздны вы, праздны”, – а значит, недовольны, и, как те, вероятно, попробуют утяжелить их бремя (Исх. 5:4-23). Однако же, они окончательно будут раскаиваться, как раскаивался в полночь, при последнем наказании, фараон, жалея, что египтяне так долго не оказывали своим рабам терпимости и снисхождения (Исх. 12:30-33). Чтобы проследить дальнейшее сходство, вспомним, что беды этого Дня Господа названы также “семью чашами ярости” или “семью последними язвами”, и что лишь при последней из них случится огромное землетрясение (революция), в котором исчезнет всякая гора (царство) (Отк. 16:17-20).
Еще одна мысль относительно Дня Горя состоит в том, что этот День пришел строго вовремя – в назначенное Богом время. В следующем томе этого труда будет приведено доказательство из Закона и пророков Ветхого Завета, а также из слов Иисуса и апостольских пророчеств Нового Завета, ясно и безошибочно указывающего, что хронологически День Горя разместился в начале хвалебного Тысячелетнего царствования Мессии. Именно необходимость приготовлений к грядущему делу реституции Тысячелетнего века и есть тем, что поторапливает упомянутое горе.
Если бы на протяжении всех шести тысяч лет существования зла – вплоть до времени установления справедливой и могущественной власти Христа – падший человек имел право на большее количество свободного времени – исходя из более раннего развития современной экономящей труд техники или как-то еще, – это принесло бы ему много вреда. Опыт только подтверждает пословицу, что “лень – мать всех пороков”, тем самым удостоверяя правду Божьего повеления:“ …В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю”. Как и все Божьи постановления, это также полно великодушия и мудрости и уготовано для конечного добра Его созданий. Громоздящиеся на наших глазах трудности Господнего Дня только подтверждают мудрость Божьего замысла, ибо, как нам дано увидеть, они являются результатом перепроизводства при помощи экономящей труд техники и неумения различных элементов общества приноровиться к новым условиям из-за самолюбия обеих сторон.
Неоспоримым аргументом, подтверждающим, что у Бога пришло время, положенное для введения нового порядка вещей, является то, что, как было предсказано, Он приподнимает занавес неведения, сквозь который с Его позволения для человечества проникает свет знаний и научных открытий – все, как было наперед известно и со всеми известными последствиями (Дан. 12:4, 1). Приди знание раньше, раньше случились бы и трудности, и хотя обществу удалось бы реорганизоваться после перенесенной бури и таяния, все же оно не было бы той новой землей (общественным порядком), в котором обитает и торжествует праведность, а только новой землей, порядком, изобилующим грехом и злом даже больше, чем сегодня. Со временем равный раздел выгод наличия экономящей труд техники привел бы к постепенному уменьшению числа рабочих часов. Таким образом, освободившийся от первоначальных обязанностей падший человек – со всеми его искаженными склонностями – вряд ли использовал бы свою свободу и время для умственного, морального и физического совершенствования, и, как подтверждает история прошлого, пустился бы в еще большую безнравственность и зло.
Частичное приподнятие занавеса доставляет сегодня человечеству тысячи удобств, предлагая тем самым, от начала века реституции, время для образования, умственного и физического развития, а также время для приготовления всего требуемого, чтобы накормить и одеть ближних, которые время от времени будут пробуждены из гроба. Более того, время горя находится именно в том месте, в каком оно, предоставляя человечеству урок его неспособности управлять собою, принесет ему больше всего пользы – на рассвете Тысячелетия, когда Тот, Кто всех искупил, должен, по Господнему повелению, начать благословить сильной властью железного посоха, полным знанием и поддержкой, чтобы человечество могло тем самым возродиться к изначальному совершенству и вечной жизни.

 Обязанность и привилегия святых

      Очень важен возникающий вопрос обязанностей святых в то тревожное время и надлежащего их отношения к обоим все более зримым сегодня соперничающим классам. Вполне вероятно, что некоторые находящиеся в теле святые будут очевидцами хотя бы части того полыхающего огнем времени. Однако их место в нем будет отличаться от других не только тем, что они будут чудесным образом сохранены (ведь определенно сказано, что хлеб и вода им будут обеспечены), а прежде всего исходя из факта, что, имея наставление Божьего Слова, ими не завладеет чувство тревоги и безысходности, какое захлеснет весь мир. Сами трудности они будут осознавать как приготовление, согласно плану Бога, к благословению всего мира, чем будут утешены и приободрены. Именно это подчеркнуто в Пс. 90; Ис. 33:2-14;15-24.
Благословенные и утешившиеся божественным заверением святые будут чувствовать своим первым долгом помочь миру познать, что даже посреди всеохватывающего горя и ропота недовольства они, разделив участь в существующих затруднениях и мытарствах, все так же полны надежды, утешения и нескончаемой радости при виде славного завершения всех предсказанных в Божьем Слове событий.
В свое время апостол писал:“Но великое приобретение – быть благочестивым и довольным”. Если это было верным всегда, то в День Господа, когда недовольство станет наиболее выраженным заболеванием всех классов, это будет важным вдвойне. Среди них святые должны быть заметным исключением. Никогда прежде не существовало времени, когда недовольство распространилось бы столь далеко, и никогда прежде люди не располагали столькими удобствами и благословениями. Куда ни глянь – то ли во дворец богатого, изобилующий удобствами и роскошью, о которых даже Соломон во всем своем величии почти ничего не знал, то ли в удобное жилище бережливого и сдержанного рабочего, со всеми признаками хорошего вкуса, комфорта, искусности и даже некоторой роскоши, мы видим, что во всех отношениях современность многократно превышает богатство выбора, предложенного любым иным периодом после сотворения. Тем не менее, люди несчастливы и недовольны. Фактически же известно, что хотения себялюбивого и превратного человеческого сердца не знают границ. Самодовольство овладело всеми до такой степени, что оглядываясь, мы начинаем видеть весь мир погрязшим в безумной толкотне и беготне в поисках желанного богатства. Повезло только некоторым, остальные с горечью и завистью осознают, что счастье им изменило, и все вместе они прониклись недовольством и жалостью к себе – больше, чем в любое иное время.
Тем не менее, каждый святой должен избегать участия в этой борьбе. Своим обетом посвящения он обязался вести иную борьбу, крепко хвататься и бежать за более высокой, небесной наградой. Словом, он, как дитя, отлучен от земных стремлений и трудов ради обретения того, что суетно – за исключением самого необходимого и разумного, – поскольку он послушен примеру и жизненному пути Господа и апостолов.
Следовательно, святые довольствуются благочестием не потому, что у них отсутствует честолюбие, а потому, что их честолюбие направлено к небесным вещам и поглощено усилиями собирать сокровища на небе и быть богатыми у Бога. При этом, имея знание Его замыслов, открытых в Его Слове, они довольствуются всем, что Бог им предоставляет из земных благ. Они могут петь с радостью:

“Доволен тем, что я имею,
Ведет меня Его рука.”

    Как ни странно, не все дети Бога думают таким образом. Многие прониклись существующим в мире недовольством и, оставляя следы Господа, выбирают жребий и удел мира сего, лишая себя радостей жизни, – желая земного, не ведая при этом насколько оно осуществимо, разделяя существующее недовольство и теряя умение ценить покой и быть довольными всем тем, чего мир не может ни дать, ни взять.
Мы уговариваем святых оставить раздоры мелочности и тщеславия со всем их раздражением и стремиться к вполне достижимым высшим богатствам и спокойствию. Для них мы напоминаем слова апостола:
“Великое приобретение – быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынесть из него. Имея (необходимое) пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться (успешно или безуспешно) впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие (богатых и бедных), предавшись которому, некоторые уклонились от веры, и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости; подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван и исповедал доброе исповедание пред многими свидетелями” (1 Тим. 6:6-12).
Если пример святых – это пример удовлетворенности и искренней благодарности, пример готовности повиновения нынешним испытаниям в твердой надежде благополучного исхода, – то как живые примеры они сами по себе являются ценными уроками для мира. Кроме собственного примера, также советы святых находящимся подле них должны быть в согласии с их верой – что-то вроде елея или целебного бальзама. Следует пользоваться каждой возможностью обратить внимание мира на приходящее благоприятное время, обвещать им грядущее царство Бога, а также говорить о действительных причинах нынешних трудностей и единственно возможном лечащем средстве (Лук. 3:14; Евр. 13:5; Фил. 4:11).
Несчастный мир изнемогает не только от действительных, но и от мнимых болезней – особенно от недовольного эгоизма, высокомерия и властолюбия, мучающих и терзающих людей, не имея способности их полностью удовлетворить. Хотя нам известны обе стороны конфликта, мы, тем не менее, посоветуем всем охотно слушающим быть довольными тем, что имеют и терпеливо ждать, пока в Свое время и Своим путем Бог не даст им те многочисленные блага, которые определила Его любовь и мудрость.
Задевая и будоража существующие и мнимые обиды и несправедливости, мы можем навредить тем, для кого обязаны быть помощью и благословением – тем самым приумножая их недовольство, то есть их трудности. И, наоборот, выполняя нашу миссию, оглашая благую весть о данном за ВСЕХ искуплении и окончательных для ВСЕХ благословениях, мы будем настоящими глашатаями царства – посланниками мира. Именно так и написано:“Как прекрасны на горах (царствах) ноги благовестника (последних членов тела Христа), возвещающего мир, благовествующего радость…” (Ис. 52:7).
Бедствия этого “Дня Иеговы” позволят – даже если это будут редкие случаи – благовестить о том, какое добро несет с собою будущее и сколь благословенны ступающие следами своего Господа добрые самаряне, перевязывающие раны и возливающие масло и вино утешения и приветливости. Для них дано заверение, что их труд не напрасен, ибо когда суды Бога будут свершаться на земле, живущие на ней будут научаться праведности (Ис. 26:9).
Симпатии Господних детей, также как симпатии их Небесного Отца, должны быть большой частью созвучны стонущему творению, стремясь при этом как-то освободить его из плена, хотя все они также должны, как их Отец, помнить и симпатизировать тем из враждебно настроенных классов, кто стремится к праведности и доброте, но чьи усилия преследуются и наталкиваются на сопротивление – не только по вине слабости их падшей человеческой природы, но и окружающих их жизненных обстоятельств, а также зависимости от других людей. Одновременно дети Господа должны избегать всякого чувства симпатии к самонадеянным ненасытным желаниям и влечениям какого бы то ни было класса. Их высказывания должны быть умиротворяющими и сдержанными, всегда тяготеющими к согласию – если, конечно, дело не касается принципа. Они должны помнить, что это битва Господа, и если случается необходимость высказать свое мнение о политике или проблемах общества, у них не может быть иного реального решения, чем то, какое предлагает им Божье Слово. Поэтому, обязанность посвятившихся – прежде всего смотреть, дабы не оказаться на пути колесницы Иеговы, чтобы затем “стоять и смотреть на спасение Господне”, в смысле, что это никак не их дело учавствовать в борьбе, и что Господь свершает все посредством совсем других Своих орудий. Независимо от всего этого, Его дети должны следовать своей миссии, оглашая близость небесного царства, как единственного средства и единой надежды всех классов.


 1*. Смотри перевод Макария. В русских в основном переведено “День Господень”.

 2*. Здесь речьидет о ценах товаров с точки зрения их продажи, а не покупки. Продажа товаров по равной или большей цене вызывает сохранение или увеличение оплаты рабочим, которые производят эти товары.

 3* Напоминаем об этом для опровержения аргумента считающих упомянутый огонь буквальным и убежденных, что буквальная земля должна растаять и т.п. В  поддержку  своей  теории  они твердят, что упомянутые здесь “люди” – это святые, которые, после того как расплавленная земля остынет, вернутся на землю, построят и заселят дома, насадят виноградники, будут есть их плоды и долго будут наслаждаться делами своих рук. Считая несколько нынешних лет испытанием, приготовлением к будущему наследию, они упускают из виду, что тысяча или более лет ожидания, пока, по их теории, остынет земля, обусловит полную потерю во внеземном пространстве обретенного ими опыта. Это – серьезная ошибка, проистекающая от слишком буквального интерпретирования образов, притч, символов и неясных сказаний нашего Господа, апостолов и пророков. Следуя той же ошибке, они полагают, что после такого пламени не останется ни гор ни морей – забывая при этом, что все они, как и сам огонь, являются символами.

 4*. “Посланник”, KJV


   в Библиотеку…

читать 14 главу…

читать 16 главу…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.