1 Том: Глава VIII – День Суда

ГЛАВА  VIII

 ДЕНЬ СУДА

Общий взгляд на день суда – Соответствует ли он Писанию? – Выражения “Суд” и “День”, их определение – Упоминание в Священном Писании о нескольких Судных Днях – Первый День Суда и его последствия – Другой назначенный день – Судья – Характер грядущего Суда – Сходство и различие между первым и вторым Судом – Нынешняя ответственность мира – Два промежуточных Суда, их цель – Широкие различия во взглядах на Грядущий Суд – Как видели его пророки и апостолы?

“Бог определил день, когда будет судить вселенную по праведности, через Мужа, Которого Он поставил” – “Иисуса Христа, праведника”. “Ибо и Отец не судит никого, но суд весь дал Сыну” (Деян. 17:31; 1 Иоан. 2:1; Иоан. 5:22).

В отношении дня суда превалирует довольно туманное и неопределенное представление. Общепринятый взгляд состоит в том, что Христос придет на землю, сидя на большом белом троне, и соберет перед Собой в ряд, чтобы судить, всех святых и грешников. Это будет происходить среди больших волнений в природе – землетрясений, открытия гробов, среди разрываемых скал и падающих гор. Трепещущие грешники будут возвращены из глубин вечного горя, чтобы, услышав о своих грехах, снова вернуться к вечной и немилосердной гибели. Одновременно святые будут возвращены с небес, чтобы стать свидетелями несчастья и безысходности осужденных, чтобы еще раз услышать о решении своих судеб и вернуться обратно. Согласно существующей теории, все получают свой приговор или награду при смерти, поэтому суд, который для различия обычно именуют общим судом, является лишь повторением первого, к тому же по совершенно непонятной причине, так как, по их словам, окончательное и неизменное решение выносится при смерти.
Общее время, которое предполагается отвести для дела такой огромной важности – вынести суд миллионам людей, – определяется одним днем длиной в двадцать четыре часа. Не так давно в бруклинском собрании была произнесена речь, имевшая целью представить общепринятый взгляд. В ней было предпринято усилие дать подробное описание Судного Дня, ограничив его деятельность до пределов одного буквального дня.
Такое понятие очень поверхностно и находится в полном несоответствии с вдохновенным Словом. Оно взято из чересчур буквального толкования притчи нашего Господа об овцах и козлах (Мат. 25:31-46) и доказывает всю бессмысленность подобного буквального толкования образной речи. Притча никогда не является точным соответствием, а дана лишь, как иллюстрация истины при помощи чего-то, во многих отношениях на нее похожего. Будь притча буквальным описанием способа ведения суда, ее следовало бы применить исключительно к настоящим овцам и козлам – как написано, – но ни в коем случае к людям. Однако, давайте обратим внимание на более близкий Писанию, а значит более последовательный взгляд на деятельность и последствия назначенного Богом большого Судного Дня, с логичными и основанными на Священном Писании выводами которого обязаны и впрямь соглашаются все притчи и образы.
Выражение “суд” несет в себе что-то более весомое, нежели простое вынесение приговора. В нем заключена и сама идея испытания, и вытекающие из него решения. Это применительно не только к русскому слову “суд”, но и к греческому слову, с которого оно переведено.
Хотя в Священном Писании и в повседневном пользовании под выражением день наиболее часто принято упоминать период времени в двенадцать или двадцать четыре часа, тем не менее, реально он обозначает тот или иной определенный, особый период времени. Например, мы говорим о дне Ноя, дне Лютера, дне Вашингтона. Подобным образом время, занятое процессом творения, названо в Библии днем, где читаем:“В тот день, когда создал Иегова Бог землю и небо” (Быт. 2:4), – в определенный, долгий период времени. Далее читаем, что был “день искушения в пустыне” – сорок лет (Евр. 3:8, 9); “день спасения” (2 Кор. 6:2); а также “день мщения”, “день гнева” и день “скорби” – выражения, относящиеся к периоду сорока лет в конце Иудейского века и к похожему времени горя в конце Евангельского века. Затем, читаем о “дне Христа”, “дне суда” и “Его дне” – выражениях, относящихся к веку Тысячелетия, в котором Мессия будет царствовать, управлять и судить мир по праведности, предоставляя испытание и вынося приговор. О том времени написано, что Он будет праведно судить вселенную и в Своем дне покажет, Кто блаженный и единый Повелитель, Царь царствующих и Господь господствующих (Деян. 17:31; 1 Тим. 6:15). Почему некоторые считают, что этот день суда должен состоять из двенадцати или двадцати четырех часов, если в других, похожих случаях значение слова “день” намного шире, нам понять трудно, за исключением может быть того, что подобное толкование навеяно традицией без необходимых на то доказательств и разбирательства.
Те, кто внимательно обратятся к полному конкордансу Библии относительно Дня Суда и примут во внимание природу и важность дела, приходящегося на этот отрезок времени, вскоре увидят безрассудство общепринятого подхода и необходимость придания выражению “день” более широкого значения.
Хотя Священное Писание говорит о великом суде, дне испытания, как о будущем, показывая, что массы человечества должны в этот день иметь свое полное испытание и окончательный приговор, оно также учит, что были иные судные дни, в которых на испытании находились определенные избранные классы.
Первый большой суд (испытание и приговор) был в самом начале, в Едеме, когда весь человеческий род, представленный в своем главе – Адаме, находился на испытании перед Богом. Результатом испытания был вердикт – виновен, непослушен, недостоин жизни, а вынесенным приговором – смерть, “умирая, умрешь” (Быт. 2:17). Таким образом, “все в Адаме умирают”. Тот период испытания в Едеме был первым судным днем мира, а решение Судьи (Иеговы) с тех пор неуклонно выполняется.
“Открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие”. Подобное можно увидеть в каждой погребальной процессии. Каждый гроб тому свидетель. Каждая боль и физическое страдание – все это последствия первого испытания и приговора – справедливого Божьего приговора, говорящего, что мы недостойны жизни и благословений, первоначально предназначенных для созданного по подобию Бога и во всем послушного человека. Тем не менее, благодаря одной жертве за всех, данной нашим великим Искупителем, человечество должно быть освобождено от приговора того первого испытания. Все должны спастись от гроба и приговора смерти – уничтожения, – которую с точки зрения искупления нельзя будет более считать смертью в полном, постоянном значении слова, а скорее временным сном, потому как с рассветом Тысячелетия все будут пробуждены Жизнедателем, искупившим всех. Пока только Церковь верующих в Христа в определенном смысле освобождена, “избавилась” от первоначального приговора и наказания. Ее избавление еще не стало действительным, а лишь почитается ей через веру. Мы лишь “спасены надеждой”. Наше действительное освобождение от смертного приговора (который мы навлекли на себя в Адаме и от которого избавились, войдя в состав Христа) мы не сумеем полностью испытать, пока не наступит утро воскресения, когда, пробудившись, с радостью явимся в облике нашего Искупителя. Сам факт, что мы, пришедшие к познанию милостивого Божьего плана в Христе, “удалились от (пока) господствующего в мире растления”, еще не значит, что в будущем никто иной не будет иметь такой надежды избавления, скорее наоборот, ибо мы являемся лишь первыми плодами для Бога среди Его созданий. Наш уход от смерти в Адаме к жизни во Христе – это только предвкушение освобождения тех, кто пожелает избавиться от рабства тления (смерти) ради свободы жизни – уделу всех, кого Бог посчитает сыновьями. Все пожелавшие смогут, освободившись от смерти, перейти к жизни вне зависимости от различия природ, предусмотренных Богом для Своих сыновей на разных уровнях существования. Евангельский век является днем испытания на вопрос жизни и смерти только для тех, кто призван к божественной природе.
И все же Бог определил день, в котором будет судить мир. Возможно ли это? Разве Бог изменил Свои намерения? Не рассудил ли Он, что Его решение об испытании первого человека и вынесении общего приговора было несправедливым, слишком суровым и теперь Он постановил судить каждого в мире в отдельности? Нет, окажись дело именно так, где искать гарантию, что в испытаниях будущего Его вердикт будет более справедлив, нежели в прошлом? Речь не о том, считает ли Бог Свое решение о первом суде несправедливым, а о том, что Он предвидел искупление от наказания первого суда, чтобы при более благоприятных условиях дать возможность еще одного суда (испытания) для всего человечества – для всех, имеющих в то время познание греха и его последствий. В Своем первоначальном замысле, который Он создал еще перед началом мира, Бог не изменил ни йоты и определенно говорит, что Он неизменен и ни при каких условиях не оправдает виновного, а свершит справедливо вынесенное полное наказание. Такое полное наказания было дано в Искупителе – замене, данной Самим Богом, – в Иисусе Христе, Который “по благодати (милости) Божьей вкусил смерть за всех”. Наш Господь, отдав собственную жизнь ценой искупления за род Адама, может справедливо предоставить всем новую возможность жизни. Для Церкви такое предложение дано под Заветом при жертве (Пс. 49:5; Рим. 12:1), а для мира будет происходить под Новым Заветом (Рим. 14:9; Евр. 10:16; Иер. 31:31).
Далее сказано, что когда Бог поставит каждого в мире на испытание, это будет при участии Христа – Судьи, Которого Иегова удостоит этой чести за Его послушность до самой смерти, ставшей для нас искуплением. Бог вознес Его высоко – непосредственно к божественной природе, – чтобы Он мог быть Князем и Спасителем (Деян. 5:31), чтобы мог вернуть из смерти и даровать суд всем купленным Своей драгоценной кровью. Бог передал весь суд Сыну и дал Ему всякую власть на небесах и на земле (Иоан. 5:22).
Именно возвышенный и прославленный Христос, возлюбивший мир и отдавший собственную жизнь ценой искупления, должен явиться Судьей мира в будущем обещанном испытании. К этой службе и с этой целью Он назначен Самим Иеговой. Поскольку выражения Священного Писания очень ясны, следовательно, нет ни малейшей причины для боязни, а, наоборот, есть огромный повод для всеобщей радости тех, кто обращает взор ко Дню Суда. Сам характер Судьи является достаточным гарантом того, что Суд будет справедливым и милосердным, с должным пониманием относящийся к слабостям каждого, – пока, наконец, все исполненные доброй воли и послушности будут возвращены к первоначальному, утерянному в Едеме совершенству.
В давние времена судья свершал правосудие и приносил свободу угнетенным. Вспомните, например, как, будучи угнетаем врагами за грехи против Господа, Израиль опять обретал свободу и дальнейшие благословения именно тогда, когда над ним были поставлены судьи. Читаем следующее:“Тогда подняли голос сыны Израилевы к Господу, и воздвигнул Господь спасителя,.. Гофониила. На нем был Дух Господень, и был он судьею Израиля. И вышел он на войну и преодолела рука его. И покоилась земля сорок лет” (Суд. 3:9-11). Итак, хотя долгое время мир находился под властью и гнетом противника – сатаны, – однако, Тот, Кто платит за грехи всех Своей драгоценной кровью, вскоре возьмет в Свои руки великое могущество и удел царствования. Он освободит и примется судить всех, кого настолько возлюбил, что отдал Себя в искуплении.
С таким выводом согласны все пророческие высказывания. Написано:“Он будет судить мир праведностью и народы правотою” (Пс. 97:9).
Грядущий суд будет исключительно на тех же принципах, что и первый. Будет дан тот же закон послушания, с той же наградой жизни и с тем же наказанием смерти. И как первое испытание, имея начало, имело также продолжение и завершилось приговором, так будет и с повторным – для праведных таковым будет жизнь, а для несправедливых – смерть. Благодаря опыту последствий первого испытания, второе окажется более благоприятным. Различие между первым и вторым испытанием будет в том, что каждый человек ответит только за себя, а не за другого. Никто не умрет за грех Адама или по причине унаследованных недостатков. Более не будет сказано:“Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина; но у всякого, кто ест кислый виноград, стерпнут зубы”. “Душа согрешающая, та умрет” (Иез. 18:4; Иер. 31:29, 30). Для мира будет верно то, что ныне верно для Церкви, – что всякого человека будут судить не за то, чего у него нет, а за то, что у него есть (2 Кор. 8:12). При царствовании Христа человечество будет постепенно приходить к познанию, воспитанию и формированию необходимых навыков, пока окончательно оно не придет к совершенству. По его достижении потребуется совершенная гармония с Богом, и всякий, кто в то время не покажет безукоризненной послушности, будет отсечен, осужден как недостойный жизни. Грехом, навлекшим посредством Адама смерть на все человечество, был одинединственный акт непослушания, но именно через него Адам потерял свое совершенство. Бог имел право потребовать от Адама безукоризненного послушания, ибо тот был создан совершенным, и подобного послушания Он потребует от всех людей, когда свершится грандиозное дело их возрождения. Никому не будет дозволено иметь вечную жизнь, кто хотя бы в самом малом не удовлетворит требований совершенства. Не прийти к совершенству будет означать добровольный грех против полного света и совершенных возможностей.
Каждый, кто будет добровольно грешить против полного света и возможностей, погибнет второй смертью. Если кто-то, имея ясный свет века испытаний, отвергнет предложенную милость и не сделает в течении ста лет хотя бы малейшего шага к совершенству, тот будет считаться недостойным жизни и будет от нее “отсечен”, хотя столетний возраст будет для него почти детским. О том дне написано:“Человек во сто лет будет умирать как отрок; а грешник, хоть ста лет, будет проклинаем” (Ис. 65:20). Поэтому, все обязаны иметь хотя бы сто лет испытания и, если при этом не будут упрямыми и не остановятся, их испытание продлится весь день Христа и достигнет кульминации при его завершении.
Исход грядущего суда мира наглядно показан в притче об овцах и козлах (Мат. 25:31-46), в Отк. 20:15; 21:8 и 1 Кор. 15:25. Эти и другие тексты показывают, что при завершении века будет два полностью разделенных между собой класса – послушные и непослушные, находящиеся в гармонии с буквой и духом Божьего закона, и ему противоречащие. Одни войдут в вечнопродолжающуюся жизнь, а другие будут отданы смерти, угасанию (“второй смерти”) – такому же приговору, какой был вынесен после первого суда, от которого они условно освобождены Христом, гарантировавшим им право освобождения ценой их искупления – Своей смертью. Такова будет вторая смерть. Для них более не будет ни искупления, ни освобождения, ни воскресения, ибо грех при наиболее благосклонном личном испытании будет добровольным грехом, личным грехом против полного света и способности.
Мы не хотим, чтобы нас посчитали игнорирующими нынешнюю ответственность мира, а в нем ответственность каждого – зависимо от наличия большего или меньшего света, а также от того, исходит ли этот свет от окружающей природы или из откровения. “На всяком месте очи Господни; они видят злых и добрых”, и “всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо” (Прит. 15:3; Еккл. 12:14). Сегодня или спустя некоторое время добрые и злые дела настоящего получат справедливое вознаграждение. “Грехи некоторых людей явны даже до суда, а за некоторыми они и следуют” (1 Тим. 5:24). Никто другой, кроме наделенного Господней милостью “малого стада”, не имел пока света, способного навлечь на него окончательный приговор – вторую смерть. Мы только начали обсуждение нынешней ответственности мира, оставив частности для последующего рассмотрения.
Между первым и вторым судными днями мира находится период длиною примерно в шесть тысяч лет. Столь долгое время Бог выбирает из числа людей два особых класса, особо их испытывает, приучает к порядку и воспитывает в них определенные навыки, чтобы они были Его почетными орудиями во время, то есть в день суда всего мира.
Эти два класса соответственно определены ап. Павлом (Евр. 3:5, 6) как дом сыновей и дом слуг. Первый состоит из победителей, выдержавших испытания и найденных верными в эпоху христианства, а последний – из верных победителей дохристианской эпохи. Оба особых выбора ни в коей мере не препятствуют суду, испытанию, обещанному миру человечества в следующем веке после эпохи Евангелия. Успешно пройдя испытания, принадлежащие к перечисленным классам уже не придут на суд вместе с миром, а примут свою награду, когда мир явится на суд. Они будут представителями Бога, чтобы благословить мир, посылая людям наставления и воспитывая в них все необходимое для их конечного испытания и суда. “Разве вы не знаете, что святые будут судить мир?” (1 Кор. 6:2).
Эти особым образом избранные классы, как и все остальное человечество, однажды находились под Адамовым осуждением, однако, через веру унаследовали свою часть в благах Христовой смерти. Будучи сперва оправданными через веру в Божьи обетования и выполнив последующие условия своего воззвания, они считаются достойными возвышения к положению славы и авторитета.
Испытание, суд этих двух классов был более суровым, нежели будет испытание мира в судном дне, поскольку они противостояли сатане – князю мира сего – со всеми его заблуждениями и обманом. В судном дне мира царствовать будет Христос, а сатана будет связан, чтобы не мог более обманывать народы (Отк. 20:3). Эти классы были преследованы за праведность, а люди в свое время будут за праведность награждены и наказаны только за несправедливость. Они имели на своем пути большие камни преткновения и силки, однако, те устранятся, когда мир будет поставлен на испытание. И как испытание двух этих особых групп было намного суровее, чем испытание мира в будущем, так и большей, естественно, будет награда.
Путем навязывания софистического способа мышления, великий обманщик – сатана – лишил мир и номинальную церковь благих ожиданий приходящего времени справедливого суда. Они знают, что Библия говорит о грядущем судном дне, но в своем отношении к нему полны страха и опасений. Чем ближе день Господний, тем неприятнее – из-за боязни – для них эта весть. Они отодвигают его подальше и не желают слушать, когда о нем упоминается. У них нет ни малейшего понятия о приготовленных для мира благословениях под славным царствованием Того, Кого Бог назначил судить мир в праведности. Среди самых больших ослепляющих влияний, придуманных сатаной для удержания человека в неведении о правде судного дня, были заблуждения, проникшие в вероучения и песенные сборники различных религиозных сект. Многие посчитали эти заблуждения чуть ли не выше Божьего Слова.
Как же по-иному говорят об обещанном дне суда пророки и апостолы! Заметьте полные торжества пророческие слова Давида (1 Пар. 16:31-34). Он говорит:

“Да веселятся небеса,
И да торжествует земля,
И да скажут в народах:Господь царствует!
Да плещет море и что наполняет его,
Да радуется поле и все, что на нем.
Да ликуют вместе все деревья дубравные
Перед лицом Господа,
ИБО ОН ИДЕТ СУДИТЬ ЗЕМЛЮ.
Славьте Господа, ибо вовек милость Его”.

     На тот день также обращает внимание апостол, убеждая, что это будет славный и желанный день, за которым все творение стонет и мучается вместе в болях – ожидая великого Судью, чтобы освободить и благословить мир, а также возвысить и прославить Церковь (Рим. 8:21, 22).
В Иоан. 5:28, 29 ценное обетование грядущего суда-испытания мира, чтобы получить вечнопродолжающуюся жизнь, превращено, из-за плохого перевода1, в ужасное проклятие. Согласно греческого текста, совершавшие зло – не получившие одобрения Бога – восстанут к воскресению (к совершенству) путем суда – путем “наказаний” и воспитания (См. Новый перевод2).


1. В современной версии в английской Библии речь идет о воскресении на осуждение.

2. Исправленный перевод английской Библии (смотри другие русские переводы)


в Библиотеку…

читать 7 главу…

читать 9 главу…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.