5 том: 10 Глава. Дух Целомудрия

ДУХ ЦЕЛОМУДРИЯ

ГЛАВА X

Дух Бога в Его народе изгоняет дух страха – Человечество в целом нездорово умственно и физически – Смысл, в котором святой Дух является Духом целомудрия – Действия, ведущие к такому результату – Доказательства Духа целомудрия.

“Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия” (2 Тим. 1: 7).

ПО КАКИМ бы законам речи это ни рассматривать, дух боязни здесь противопоставляется другому духу. Если бы Дух любви, силы и целомудрия был личностью, или тремя личностями, тогда дух страха вполне логически следовало бы рассматривать как еще одно лицо. Ошибочность такого аргумента настолько очевидна, что для его опровержения достаточно одного утверждения.

Чем больше народ Господа наполняется Его святым Духом, то есть влиянием, и чем больше с его помощью развивается и растет, тем меньше в нем духа боязни. Дух боязни в христианине – это дух сомнения, свидетельствующий о недостатке веры, недостатке святого Духа. Этот дух боязни является обильным источником зла в духовных делах, в каждой черте христианского роста (как личности и как Церкви). Он также тесно связан с физической слабостью и неспособностью. Божье дитя, наполненное святым Духом, – гигант по сравнению с его собственным естественным “я”, ведь его страхи уничтожены, его сердце утверждено, его вера укоренена и утверждена, а его душа надежно и прочно заякорена за завесой. Это не дает ему быть выброшенным на скалы бедствия, когда бушуют штормовые ветры смятения. Так святой Дух становится силою тех, кто им обладает, и это часто вызывает изумление их врагов.

Мы не утверждаем, что Евангелие Христа завладевает теми, у кого сильный ум и сильное тело, и, следовательно, те, кто принадлежит Ему, сильны. Мы утверждаем как раз обратное: что, согласно фактам и согласно библейскому свидетельству, Евангелие Христа обычно завладевает теми, кто слабее, кто чувствует свое бессилие и осознает, что нуждается в помощи значительно больше, чем тот, кто сильнее. Но преображающее влияние святого Духа на принимающих его таково, что в своей слабости они становятся сильными. Слабое в этом мире Бог (посредством Духа, Своей силы) делает могущественным ради свержения крепостей заблуждения и греха и ради ведения доброй борьбы как добрые воины Господа Иисуса Христа – к большому удивлению тех, кто по природе их превосходит (1 Кор. 1: 27; 2 Кор. 10: 4; 2 Тим. 2: 3, 4).

Так было в прошлые времена, когда слабые мира отстаивали дело Христа и, как мученики, были стойкими до самого конца своей жизни, непоколебимо перенося испытания и трудности, перед которыми дрогнули самые сильные мира. То же самое по-прежнему правдиво по отношению к этому классу, ведь, несмотря на то, что отдельные особенности преследования сильно изменились, необходимо и дальше “переносить страдания, как добрые воины”, и “полагать души свои за братьев”. И слабое мира (те, которые являются ничем, но которых избрал Бог) продолжает приводить в замешательство мудрость и силу этого мира (1 Кор. 1: 27, 28).

По словам апостола, этот Дух Бога в нас является не только Духом силы, но и Духом любви. Упомянутая здесь любовь – это не та естественная любовь, которой в определенной степени обладает все человечество, и даже немые создания (и которая в значительной степени является духом самолюбия). В тех, кто принимает святого Духа любви, эта естественная любовь должна быть усилена, расширена, углублена и должна постоянно терять свои самолюбивые черты, становясь любовью благородной, любовью жертвующей, основанной не на самолюбии, но на принципах праведности, истины, доброты и общем обладании Духом, расположением ума Бога. Этот Дух любви должен присутствовать постоянно, усиливаясь и изобилуя, пока не настанет то, что совершенно, а то, что отчасти, не прекратится (1 Кор. 13: 10).

Нет более чудесного проявления святого Духа в Господнем народе, чем то, что апостол в данном стихе называет “Духом целомудрия”. По природе Господний народ не имеет больше благоразумия, чем мирские люди. Скорее, наоборот. Но, как мы уже убедились, тенденция Евангелия направлена на то, чтобы привлекать более несовершенных, осознающих собственное бессилие и необходимость милости и силы свыше, а не влиять на тех, у кого более сильный и здравый рассудок – кто, сравнивая себя с другими, в душе доволен собою и считает себя праведным.

Но всякий раз, когда Истина принимается добрым и честным сердцем, принося положенные плоды, и когда Господние дети становятся участниками Его святого Духа (несмотря на то, сильные они по природе, или слабые), они этим обретают “Духа целомудрия” – их рассуждения становятся яснее, правильнее, достовернее, чем раньше. Ведь у них пред глазами есть, в первую очередь, ясные указания Господнего Слова о том, что им следует делать, а чего не следует – указания, охватывающие почти все стороны и намерения жизни. Кто принял Господа в качестве своего наставника и учителя, и кто обладает Его Духом послушания воле Отца, тот имеет “Духа целомудрия”, потому что он не полагается только на собственный рассудок, только на свое понимание. Благодаря послушанию Господним указаниям, он оберегаем в превратностях жизни от силков и проблем, которые выпадают на долю тех, кого не ведет и кем не руководит сверхчеловеческая мудрость.

В результате падения нашего рода в грех и его наказание (смерть) весь мир слаб умственно и физически (хотя и в различной степени, зависимо от обстоятельств и наследственности). Одни физически слабее других, другие слабее умственно, но слабы все. Как говорит Писание: “Нет праведного [совершенного, сильного умом и телом] ни одного” (Рим. 3: 10). Образно говоря, все покрыты язвами, ссадинами и гноящимися ранами – умственными и физическими (Ис. 1: 5, 6). Проклятие греха наложило свой тяжелый отпечаток на всего человека – разум и тело.

Всем хорошо известно, что боль в одном члене тела вызывает недомогание всего тела, включая разум. Разум не может быть совершенно здоровым, если его поддерживает и питает нездоровое тело. Расстроенный желудок у человека, страдающего диспепсией, имеет прямое влияние на его ум и на весь его организм. Человек с больными легкими не может избежать определенной степени умственного ослабления. Также когда другие органы – сердце, печень, почки – больны и плохо выполняют свои функции, результатом этого обязательно будет нарушение кровообращения и расстройство нервной системы, центром которой является мозг. Похоже, мозг, который изможден болью, или который истощен из-за недостаточного питания, или воспален из-за недостаточной деятельности органов секреции, обязательно будет ослаблен во всех его различных функциях: он не сможет думать и рассуждать столь же правильно и логически, как в совершенном состоянии. Психические расстройства распространены так широко, что слово расстройство не применимо разве что в крайних случаях, где речь уже не идет о простом отсутствии здравого ума, уравновешенности. И никто со здравым умом и опытом не будет отрицать этих выводов.

Возникает вопрос: как и в чем наделение христианина святым Духом помогает восстановить его рассудок и как он становится для него Духом благоразумия? Мы отвечаем, что божественный ум является совершенным, “здравым”, следовательно, насколько христиане могут оставить в стороне собственный ум, то есть суждения (в определенных или во всех вопросах), и принять вместо этого божественный ум, волю, суждение для руководства своей жизнью, настолько они будут обладать духом, то есть состоянием, благоразумия – Божьего ума. Мы не говорим, что мозг христиан подвергается изменению или начинает действовать вопреки своему естественному поведению. Мы говорим, что под руководством святого Духа, Духа Истины, они постепенно учатся исправлять ошибки собственных суждений в отношении предстающих пред ними всевозможных вопросов, чтобы соответствовать учению святого Духа через Божье Слово. Например, представьте, что у нас есть часы, которые плохо идут и не имеют средств для настройки. И представьте, что мы, наконец, получили доступ к абсолютно точному хронометру, который показывает, что каждые сутки наши часы отстают на тридцать минут. Теперь мы уже будем знать, как исправлять это, регулируя часы каждые двадцать четыре часа. Более того, мы еще сможем определить, насколько они ошибаются в любой момент дня. Так же дело обстоит с нашими суждениями и различными жизненными делами и вопросами: когда мы сверяем их с совершенным критерием, то обнаруживаем, что мы или слишком спешим или слишком медлительны, слишком слабы или слишком сильны в наших умственных и физических побуждениях. И хотя мы совершенно неспособны изменить наш способ мышления и действия настолько, чтобы он был совершенным и полностью соответствовал способу нашего Господа Иисуса, нашего критерия, однако мы можем регулировать наши мысли и наши суждения по представленному нашим глазам критерию – регулировать способом и уровнем, непонятным и невозможным для подражания тем, кто не имеет этого совершенного критерия или кто не стремится руководствоваться им.

Кто не заметил в своих друзьях и соседях (как и в себе самом) явного признака такого неблагоразумия, когда, вызывая большое раздражение, они пытаются устроить дела других, хотя сами не в состоянии как следует устроить свои? В своем самомнении они судят других, назойливо вмешиваясь в дела других людей, хотя сами показывают полное неумение устроить собственные. Разве это не пример безрассудства – некоторой степени безумия? Разве мы не видим, что тот же принцип (доведенный до еще большей крайности) прослеживается в случае всех тех, чей ум настолько расстроен, что их приходится заключать в психиатрические больницы? Самомнение, восхваление и страх являются несомненными причинами умственных проблем у большинства пациентов психиатрических больниц (многие же из остальных одержимы демонами). Придя в больницу для душевнобольных, мы видим, как некоторые из ее обитателей охвачены иллюзией, что они очень богаты, или что они цари, или царицы, или вельможи, или князья, и поэтому они исполнены гордости и раздражительности, легко обижаясь. Другие одержимы воображаемыми несправедливостями, считая, что их недостаточно ценят, что их друзья пытаются убрать их с пути, так как боятся их влияния, или приуменьшают их способности и не дают им достичь успеха. Другие из страха представляют себе, что все покушаются на их жизнь, что весь мир сошел с ума, и только они в здравом уме; или что Бог против них, и что их ждет вечное мучение за совершенные ими непростительные грехи, и т.д.

Все это – крайности умственного состояния и характера, и их можно встретить каждый день во всех жизненных направлениях. Тенденции в мире и мирской дух, с его честолюбием и гордостью, с его суевериями, заблуждениями и опасениями, склонен усиливать такое природное состояние, в результате чего безумие в его крайней форме быстро распространяется по всему цивилизованному миру.

То, в чем они нуждаются, в чем нуждаемся мы и все человечество, – это здравый ум. Однако временем всеобщего исцеления умственных и физических болезней людей Великим Лекарем является Тысячелетний век (когда он полностью войдет в силу). Но этот век не может вступить в силу, и его облегчение и благословения не могут наступить, пока не придет свое время. А между тем призываемая Евангельская Церковь получает (посредством своего Господа и Его Слова) Его святого Духа – Духа Его здравого ума, соответствующего уму, Духу, Отца. И насколько каждый член пользуется в этом отношении своими привилегиями, настолько он получает помощь в умственных и физических затруднениях, которые осаждают нас вместе со всем человечеством. Господнее Слово через апостола учит нас: “Всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно [не по плоти, а по своей новой природе], по мере веры, какую каждому Бог уделил” (Рим. 12: 3). Для некоторых требуется целая жизнь, чтобы победить собственное слишком высокое мнение о себе и обрести Духа здравого ума в отношении своих талантов. Но в этом деле усмирения своей гордости им помогают слова Учителя: “Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю”. Также им содействуют слова апостола, что “Бог гордым противится, а смиренным дает благодать [милость]”. “Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время” (Мат. 5: 5; Иак. 4: 6; 1 Пет. 5: 5, 6).

На самом же деле не многих великих, не многих мудрых, по меркам этого мира и по их собственному восприятию своей мудрости, избрал Бог, но больше бедных этого мира, богатых верою – тех, которые полагаются не на собственную мудрость и не на собственную праведность, но принимают Христа как свою мудрость, свое оправдание, свое все.

Похожим образом имеющие “духа боязни” получают помощь с целью противодействовать ему “Духом истины”, “Духом любви” (если они его принимают), ведь “совершенная любовь изгоняет страх” (1 Иоан. 4: 18). Когда они учатся познавать Бога через Его Слово, а также милостивый план веков, изложенный в нем, это устраняет из их умов большое бремя страха и ужаса, терзающее столь многих. Вместо страха это вселяет им надежду – надежду, которая не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца их Духом святым – Духом благоразумия.

Так и те, кто слишком скромен (слишком неуверен в себе), чтобы достигнуть чего-то в жизни, получают ободрение, поднимаются и стают полезными для себя и других с помощью того же Духа истины, который корит и исправляет тех, кто слишком самоуверен, напорист, самонадеян и заносчив. Для первых ободрением служит уверение в Божьей помощи, тогда как последних приходится сдерживать, успокаивать, смирять и учить тому, что приятно Богу и полезно для них самих. Как говорит апостол: “Кто [самоуверенно] думает, что он знает что-нибудь [по собственной мудрости], тот ничего еще не знает так, как должно знать” (1 Кор. 8: 2). Следует, однако, помнить, что преобразование характера исходит не от повторения: – Господи! Господи! – не от наличия Библии, не от присоединения к человеческой организации, называющейся церковью, но от присоединения к Христу и принятия от Него Духа Его Слова, Духа истины, Духа святости, Духа благоразумия – Его и Отца святого Духа.

Человек, который (по Божьей благодати и благодаря своему принятию этой благодати) обрел Духа благоразумия, имеет во всем значительное преимущество над остальным человечеством, ведь Дух благоразумия – это Дух мудрости. В этой жизни он все оценивает правильнее, чем другие: богатство, славу, общественное положение и т.д. С этой новой точки зрения он видит все те нюансы, которые не замечают другие. Его разум, наученный Господним Словом, видит, что даже если он соберет все богатство мира, то, умирая, не сможет взять с собой ничего. Он понимает, что слава – вещь пустая и преходящая, и в ежедневной жизненной суете о мертвых быстро забывают. Он видит, что общество ограничено, что его заверения в уважении и т.п. часто неискренни, а его взлет заканчивается гибелью, если это не произойдет раньше – в результате финансового крушения. Он видит, что, говоря языком мира, “игра [с шансом на земную славу, богатство и удовольствие] не стоит свеч”. Действительно, с точки зрения рядового мужчины или женщины в этом мире, жизнь – это не более чем игра в карты, не удовлетворяющая своими результатами, поскольку даже для самого удачливого она в конечном итоге не означает, по сути, ничего.

С другой стороны, Божьим детям, зачатым теперь от святого Духа к “вышнему званию” этого Евангельского века, предложено нечто отвлекающее их умы от пустяков и иллюзий, которые пленяют и часто доводят до безумия человечество в целом. У них более возвышенные радости, более возвышенные стремления – к высшему социальному положению, к большему богатству и Царству – к небесному богатству и небесному вечному Царству. Стремления, одухотворенные этими небесными обетованиями, – святы, полны милосердия и добрых плодов, и движимы любовью, тогда как земные стремления движимы самолюбием.

Мужчина, или женщина, чья цель стоит выше этих земных пустяков, сует и амбиций, чья цель сконцентрирована на небесном, имеет, безусловно, во всех жизненных вопросах настоящего времени намного больше возможностей руководствоваться здравым рассудком, поскольку смотрит на них сравнительно бескорыстно. Он находится в мире и вынужден жить, обеспечивая для этого все необходимое, благопристойное и честное в глазах всех людей. Но, избавившись от чрезмерного влечения к земным вещам, он соответственно избавляется от воздействия корыстолюбия, алчности, гордости и т.д. Поэтому он больше в состоянии думать и поступать справедливо, проявляя сердечное сочувствие ко всем. Этот Дух благоразумия (т.е. лучшая рассудительность сведущего христианина) не считается исправлением или улучшением его земного, то есть плотского, ума, но считается новым умом, то есть расположением, зачатым в нем свыше чрезвычайно великими и драгоценными обетованиями Господнего Слова (2 Пет. 1: 4). Таким образом, он получает помощь благодаря своему новому расположению – Духу (расположению) благоразумия, святому Духу Господа. И его ум будет здравым настолько, насколько он получает святого Духа и наполняется им. А быстро это будет или медленно – все зависит от того, пламенна или прохладна его любовь к Господу и Его праведности.

Учитель спросил: “Какой выкуп даст человек за душу свою [свое существо, свое существование]?” (Мат. 16: 26). Благоразумный человек не променял бы самое дорогое, что у него есть (свое существо), ни на что – ни на богатство, ни на славу, ни на положение. И насколько кто-то получает Духа благоразумия, такова будет его оценка. С другой стороны, мы видим, что нынешний мир делает обратное, показывая этим свое неблагоразумие. Те, которые считаются мудрейшими людьми в мире, тратят свои усилия на то, что не приносит удовлетворения – на то, чтобы копить богатство, на борьбу за почести, общественное положение и преимущества, на тщеславное хвастовство и греховные удовольствия. Даже если бы не было будущей жизни, однако все обладающие Духом здравого ума способны видеть бессмысленность такого пути. Ведь большинство проводит нынешнюю жизнь в поисках удовольствий, а затем умирает, осознавая, что не получило того, чего искало – что богатство, (или слава), которое люди оставляют после себя, вскоре рассеется, а если и не рассеется, то останется памятником их глупости, алчности и неблагоразумия.

Жизнь мира, лишенная благоразумных целей и стремлений, есть тем, чем назвал ее апостол – “суетной [бесплодной] жизнью, переданной вам от отцов” (1 Пет. 1: 18). Привычка трудиться ради бесполезных целей наследственна. Люди не останавливаются, чтобы обдумать это, но входят в привычную колею, которой шли их родители. Но апостол показывает, что причина нашего изменения пути заключается в том, что мы узнали о своем искуплении драгоценной кровью Христа. Мы с помощью Слова благодати обнаружили, что путь мира тщетен, и что все идут этим тщетным путем по причине порочности – неблагоразумия, вызванного грехопадением. И узнав о великом искуплении, мы радо посвящаемся Тому, Кто искупил нас, и принимаем Его Духа – Духа благоразумия.

Если на настоящую жизнь смотреть с представленной в Святом Слове точки зрения святого Духа, то она выглядит лишь обучением в школе, подготовкой к будущей жизни всех, кто видит эту награду и слышит “звание”. Но только те, чьи глаза открыты, и кто видит как бы изнутри, могут осознавать, каким неблагоразумным является поведение большинства. Не спеша обуздывать свои самолюбивые склонности и развивать более благородные и честные черты своего грешного естества, они во многих случаях портят свой характер и оставляют этот мир, будучи слабее в характере, чем когда пришли в него, зачастую оставляя наследие порока также для своего потомства.

С другой стороны, хотя Божье Слово и святой Дух этого Слова сдерживают наше влечение к земным богатствам, уверяя нас, что “корень всех зол есть сребролюбие” (1 Тим. 6: 10), они остерегают нас от противоположной крайности – от пассивности, от праздности, назидая, что каждому следует позаботиться о вещах честных в глазах всех людей, особенно в отношении нужд своей семьи. Они призывают нас: “В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите” (Рим. 12: 11). Поэтому обладающие Господним Духом оберегаемы от безрассудства тех, кто проводит жизнь с Буньеновыми* “граблями для навоза”, нагромождая сокровища, в действительности не представляющие собой никакой ценности. Еще они оберегаемы от безрассудной праздности и слышат наставление спешить со всякими добрыми услугами, которые будут полезными для человечества, которые получат божественное одобрение и будут приняты как служба, “исполненная для Господа”, щедрая награда за которую будет в вечной жизни.

—————-

*Пол Буньен – исполинский дровосек из американской легенды, который совершал различные сверхчеловеческие поступки – ред.

—————-

Дух благоразумия видит в нынешней жизни возможности для обретения богатств характера, богатств благодати, и для накопления сокровищ, которые не уничтожит ни моль, ни ржа, но которые будут непреходящими – вечными радостями. Дух благоразумия отнюдь не побуждает нас жить будущим, пренебрегая настоящим: скорее, он мудро живет настоящим, постоянно помня о будущем.

Дух благоразумия расширяет и углубляет характер во всех его добрых чертах. Он помогает его обладателю правильно оценивать не только себя, но и своих товарищей по упадку, что усиливает его сострадание. Он осознает ущерб, нанесенный его разуму и телу грехопадением, и свою личную потребность в милости и полезном исправлении, а еще он осознает похожую проблему всего человечества и общую потребность в сочувствии и помощи для исправления. Учась исправлять изъяны и пороки собственного ума, он больше сочувствует другим, не имеющим этого руководствующего принципа, этого Духа благоразумия, обрести который им не дает противодействие Противника, “бога века сего”, который ослепляет умы неверующих, дабы славный свет божественной доброты в лице Иисуса Христа не осиял их сердца и не дал им Духа благоразумия (2 Кор. 4: 4).

В меру развития в этом святом Духе своего усыновления, как “новое творение во Христе Иисусе”, христианин, благодаря его деятельности, постепенно становится более терпеливым, более сочувственным, более великодушным, более любящим – более Богоподобным. И эти добродетели характера окажут влияние не только на явные поступки его жизни, но и на его слова и мысли. Насколько его святой Дух не допускает постыдного или нечестного поступка, настолько он не допускает постыдного или нечестного слова в адрес друга, соседа или врага, и так же не допускает ни малейшей мысленной несправедливости или недоброжелательности к любому из них.

Поэтому Дух благоразумия понемногу, но обязательно, сделает мужа лучшим мужем, отца лучшим отцом, сына лучшим сыном, жену лучшей женой, мать лучшей матерью, дочь лучшей дочерью. Он сделает это, потому что основой мысли, слова и поведения уже не является эгоизм, а любовь. Тот, кто обладает этим Духом благоразумия, святым Духом, Духом любви, будет (в зависимости от того, насколько он им обладает) менее чувствительным в отношении собственных прав, привилегий, предпочтений, и более внимательным к правам, чувствам и предпочтениям других. Конечно, Господняя воля должна стоять на первом месте, но, угождая Господу, он будет получать дополнительное удовольствие, делая приятное другим – тем, с кем ему приходится общаться, в особенности его родным. И соответственно этому желанию служить и угождать сначала Господу, а потом Господней семье и всем людям при возможности, будут функционировать его мысли, направляться и контролироваться его слова и формироваться его поведение.

Это не означает, что мужчина или женщина, получившие Духа благоразумия, будут самым лучшим мужем, самой лучшей женой, самым лучшим братом, самой лучшей сестрой, самым лучшим отцом, самой лучшей матерью во всех отношениях. Ведь мы уже говорили, что миссия Христова Евангелия (в его влиянии на цивилизованный мир) заключается в том, чтобы привлекать презренное мира и ничего не значащее [не ценящееся], и поднимать их в меру того, как они посвящаются Господу и получают Духа благоразумия. Ведь некоторые, родившись в лучших условиях, на высшем уровне, более склонны оправдывать себя и отвергать предложенную Господом помощь. Они могут быть благородными мужьями, благородными женами, благородными детьми, благородными родителями, благодаря более благородному происхождению, благодаря унаследованной от христианских родителей большей умственной уравновешенности и мудрости. Но если они не примут Спасителя и предложения нового разума, то непременно испортятся, а их доброта, мягкость и пр. станут больше вопросом внешнего приличия, покрывая внутреннее самолюбие, которое рано или поздно проявится в их потомках, опуская их, в свою очередь, на более низкий уровень.

Мы хотим сказать, что на каком бы уровне умственной немощи, аморальности и безрассудства не коснулась мужчины или женщины Божья истина и милость, она поднимет его или ее и сделает благороднее, чище, добрее, мягче и внимательнее к другим – в зависимости от того, насколько он или она обретет этот новый ум, Дух благоразумия.

Слабость человеческого ума видна, в основном, в отношении безответственного размножения человеческого рода. Оно происходит почти без учета законов здоровья, почти без надлежащего жизнеобеспечения потомства, с крайним нарушением законов природы, проявляемых в размножении низших животных, скота, овец, коней, собак. Не удивительно, что апостол обязывает верующих руководствоваться здравым умом в применении наивысшей природной силы человека – воспроизведения. Он говорит: “Мужья обращайтесь благоразумно с женами” (1 Пет. 3: 7). Если бы к этому совету прислушивались, если бы Дух благоразумия преобладал, насколько больше внимания оказывалось бы слабым и обремененным женам со стороны мужей, истинно любящих их – обращающихся с ними благоразумно.

Но пока еще только Господние рабы и рабыни получили этого Божьего Духа – этого Духа благоразумия. Слава Богу, что приближается время, когда посредством служения этих рабов и рабынь, наделенных силой и прославленных с Царем славы, весь мир будет благословлен, и Господь изольет Своего святого Духа, Духа благоразумия “на всякую плоть”.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.