6 том: 12 Глава. Супружеские и Прочие Привилегии и Обязанности Нового Творения

[485]
ГЛАВА XII

СУПРУЖЕСКИЕ И ПРОЧИЕ ПРИВИЛЕГИИ И ОБЯЗАННОСТИ НОВОГО ТВОРЕНИЯ

Различные обязанности Нового Творения – “Все вы одно во Христе Иисусе” – Нежелательность смешанного союза – Мужчина и женщина в божественном порядке – Главенство мужчины не является тиранией – Вступление Нового Творения в брак – Советы Новым Творениям в различных условиях брачного союза – В случае оставления – Совесть в качестве окончательного испытания – Скопцы, девственницы, безбрачие – “Только в Господе” – Родительские обязанности

“Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. [Потому что] все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись” (Гал. 3: 27, 28).
Новое Творение вначале состоит только из новозачатой воли, имеющей обещание нового, совершенного, духовного тела в воскресении, если оно окажется верным своим обязанностям завета перед Господом. Закон Любви этого завета обязывает, прежде всего, по отношению к Богу и означает самое искреннее повиновение сердцем божественной воле во всем. Его вторая обязанность – по отношению к его братьям из Нового Творения, чтобы делать им добро. Его третья обязанность – делать добро всем людям по мере возможности и как на то позволят первые две обязанности. Хотя Новое Творение (новая воля) не имеет собственного, полагающегося ему тела, через которое оно могло бы действовать и проявлять себя, все же оно не лишено тела, так как, будучи преемником воли плоти и буквального ума, оно обладает, как частью своих полезных качеств, привилегиями и обязанностями  буквального тела, в котором ему приходится временно пребывать и через которое оно способно себя проявлять.
Даже если бы человеческое тело было совершенным в каждом отношении, новая воля сталкивалась бы с трудностями в его использовании, потому что оно от земли, земное. Оно приспособлено к земным условиям; его амбиции и стремления – [486] земные, какими бы чистыми и благородными они не были. В то же время амбиции и стремления новой воли обращены к небу благодаря чрезвычайно великим и драгоценным обещаниям божественного послания. Именно так было с нашим Господом Иисусом, тело Которого было “святым, непричастным злу, непорочным, отделенным от грешников”. Тем не менее, согласно Своему завету и условиям, в которых этой новой природе следовало произрастать и готовиться к новому телу в воскресении, Он был обязан распять Свою плоть – предать ее кресту, посвятить, покорить и подчинить Своей новой воле. Следовало даже пожертвовать полагающимися ей естественными склонностями, предпочтениями и желаниями, если они вступали в противоречие с Отцовской волей, Отцовским порядком, Отцовским провидением, направлявшим Его. В этом заключалась жертва плоти до самой смерти, как предпосылка полного принятия Нового Творения и его прославления на божественном уровне.
Члены Нового Творения (Царственное Священство), имеющие несовершенные тела, жертва которых была бы неприемлемой для Бога по причине пороков, грешности и несовершенства, прежде всего, нуждаются в оправдании жертвою их Господа Иисуса. Грехи и несовершенства их смертного тела покрыты заслугой Его примирения, и больше не засчитываются им, и в таком почитаемом смысле их тела становятся приемлемыми как жертвы. Апостол говорит об этом оправдании: “Итак умоляю вас, братия, милосердием Божьим [покрытием ваших грехов через веру в Христа], представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, (для) разумного служения вашего” (Рим. 12: 1).
Когда наступила жертва нашей условно оправданной плоти, каждый из нас был зачат Духом и мы стали сынами Бога – сынами на духовном уровне (а не на человеческом). В то время посвященная воля была принята в качестве Нового Творения и начала свое существование, которое должно преуспевать в меру преданности Богу и завету жертвования смертного тела и его интересов. Смертное тело, пожертвованное таким образом и почитаемое [487] мертвым с Христом, должно быть так “оживлено” (наполнено энергией) новой волей (Новым Творением) и так быть контролируемо ею, чтобы остальную жизнь можно было образно назвать воскресением жизни. О Новом Творении (новой воле), которое действует в этом смертном теле и через него, образно сказано, как о поднятом с Христом, которое живет, стремясь к тому, что свыше (Кол. 3: 1).
Апостол ссылается на это обновление жизни, на это образное воскресение, в котором новая воля использует смертное тело в божественной службе, когда говорит: “Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит [наполнит энергией] и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас” (Рим. 8: 11). В какой мере новая воля будет обретать контроль над нашим смертным телом, используя его в нынешней жизни в качестве наилучшей и единственной замены для духовного тела, недоступного до воскресения, в такой мере будет правильным считать смертное тело Нового Творения временной заменой для ожидаемого духовного тела.
Однако весь этот вопрос условного почитания является духовным; его понимают и оценивают только зачатые от Духа и способные смотреть на вещи с божественной точки зрения. С мирской точки зрения все это недостоверно, нереально – “глупо”. Мир видит разницу в целях, стремлении и поведении, но не знает, как это истолковать. Он готов считать это прихотью, манией, стремлением “быть лучше других”, лицемерием. Мы не отрицаем того, что, по всей видимости, существуют различные подделки Нового Творения – плевелы, внешность которых напоминает пшеницу, но которые отличаются в сердце. Новое Творение не должно удивляться или впадать в уныние, если мир его не понимает, но должно помнить божественный совет, что мир нас не знает, как не знал нашего Господа. Испытание нашего доверия к Богу заключается в том, что если мы хотим следовать за Иисусом, мы обязаны потерять уважение тех, кого любим и чье признание небезосновательно хотели бы иметь. [488] Факт, что дружба с миром и его признание является враждой против Бога и изменой завету посвящения, должен для Нового Творения стать решением вопроса:
“Я должен быть верен моему Господу,
Купившему меня Своей кровью”.
Наше нынешнее исследование касается правильного поведения Нового Творения, новой воли, действующей в посвященном теле и через него, поскольку оно держит некоторую связь с другими человеческими существами, а, значит, несет некоторую ответственность перед ними по плоти. Божья воля заключается в том, чтобы Новое Творение уважало эти обязанности своей смертной плоти во всех делах справедливости – в своей порядочности, в своем исполнении долга и своей ответственности, которая должным образом ложится на его смертную плоть. Поэтому, в нынешних условиях Новое Творение не может во всем поступать так, как хочет, но вынуждено в некоторых случаях руководствоваться обязанностями плоти и, следуя божественному наставлению, должно “заботиться о добром перед всеми людьми” (Кас.). “Если же кто о своих и, особенно, о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного” (Рим. 12: 17; 1 Тим. 5: 8).
Перед лицом этих фактов вполне очевидно, что новая воля имеет перед собой трудное задание: (1) Быть угодной Богу в осуществлении жертвы плоти; (2) четко видеть, какие склонности и потребности следует учитывать во взаимоотношениях по плоти и на какие следует давать согласие; (3) до какой степени эти требования и уступки позволительны без нарушения и аннулирования завета, который является заветом на жизнь или на смерть: “Ибо если мы живем по плоти, то умрем, а если духом умерщвляем [убиваем] дела плотские, то живы будем”, – достигнем окончательного совершенства в воскресении. Здесь возникает другая трудность. Плоть добровольно не умрет: воля, ум, Новое Творение должны предать ее смерти. Видя, что по воле Божьей существуют некоторые позволения, плоть весьма склонна пользоваться ими, требуя получить для себя не только нечто большее, чем “потребное”, но также права [489] и свободы относительно всего, что не входит в круг обязанностей и станет преградой для жертвы по завету.
Эти усилия нашего смертного тела (раз, чтобы оправдать грех, а в другой раз, чтобы избежать жертвы) приносят Новому Творению частые хлопоты, а нередко и временные преткновения, пока оно постепенно не убедится в обманчивости собственной плоти и ее слабостей, а также не будет возрастать в благодати и мудрости свыше и обретать умение удерживать тело в “порабощении” – в подчинении новому уму (1 Кор. 9: 27). Вот так, нередко посредством горького опыта, Новое Творение учится ценить утверждение Господнего Слова, что буквальное сердце (воля плоти, убитая и ни в коем смысле не находящаяся у власти) “лукаво более всего” и временами “крайне испорчено”, крайне настойчиво в своем стремлении избавиться от руководства новой воли и, тем самым, уничтожить Новое Творение, чтобы старое творение могло воспрянуть и ходить по плоти, а не по Духу.

НЕЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ СМЕШАННОГО СОЮЗА

Господь ясно дает понять через апостола, что Его предпочтения и милости одинаковы для всех Новых Творений и зависят от их усердия, от их любви к Нему и принципам, воплощенным в Нем; что обстоятельства пола, расы, цвета кожи и т.д. смертного тела не имеют в Его глазах никакого влияния на Его суд и оценку Его народа и на распределение окончательных наград. Зная Отцовское мнение по этому поводу, все Новые Творения обязаны держаться похожего взгляда; обязаны признавать все Новые Творения во Христе Иисусе “братьями”; обязаны быть любезно расположенными ко всем; обязаны стремиться служить всем; обязаны не признавать никаких разделений между братьями, за исключением тех, которые Сам Господь показал, когда Он оказывал милость и уважение проявлявшим наибольшую меру усердия в Его деле. Вся эта беспристрастность, все это игнорирование пола, цвета кожи, расы и т.д. касается нас как Новых Творений, и лишь частично затрагивает наши смертные тела, а также их взаимоотношения друг с другом и с [490] миром. Поэтому Новым Творениям следует соблюдать правильность поведения и отношений между обоими полами.
Понятно, они должны иметь значительно больше мудрости и предусмотрительности, чем мир, по той причине, что они были зачаты к духу здравомыслия. Следовательно, они должны понимать, что им, как  Новым Творениям, стремящимся ходить не по плоти, но по Духу, полагается проявлять даже больше внимательности к слабостям собственной плоти, чем это делает мирской, обычный человек, а также больше внимательности к соблюдению определенных границ и рамок в правильном поведении, благопристойности, сдержанности и т.п. между обоими полами. По мере того, как Новое Творение стремится к духовной жизни и осознает, что половые влечения враждуют с интересами Нового Творения, оно в той же мере должно пытаться – даже больше, чем это делает мир в целом, – делать прямыми стези для своих ног и возводить столько труднопреодолимых преград между собой и искушениями, сколько это возможно.
Тот же аргумент применим и к расовым различиям. Существует родство Духа и единство Духа, совершенно отличающееся от родства и единства плоти. Интересы Нового Творения, верим, можно в целом уберечь, если сохранить меру разделения по плоти, потому что идеалы, вкусы, влечения, склонности и т.д. одной расы неминуемо так или иначе конфликтуют с идеалами и т.д. другой. Поэтому некоторые расы человечества, скорее всего, обнаружат, что их духовные интересы как Новых Творений лучше всего сохранены при некоторой степени разделения. В этом отношении не будет никаких трудностей, если четко размежевать Новое Творение и плотское тело. И как слова апостола в начале этой главы никоим образом не оправдывают стремление собрать в толпу особей мужского и женского пола по той лишь причине, что они – “одно” во Христе Иисусе как братья и сестры, так не следует воспринимать их, как некоторую совокупность особей различных рас. Тем не менее, это дает нам критерий духовной оценки и родства, а также [491] обязанностей перед каждым и перед всеми в духовных и земных вещах.

МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА В БОЖЕСТВЕННОМ ПОРЯДКЕ

Апостол говорит, что “всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог” (1 Кор. 11: 3). Таково целостное учение Священного Писания. Как показывает апостол, в божественном намерении главенство мужчины подразумевало создание мужчины первым, а женщины следующей, как отдельной его части. Апостол обсуждает этот вопрос, и вот его слова: “Мужчина.. является Божьим образом и Его славой. Женщина же является славой мужа [мужчины]. Не мужчина произошел от женщины, а женщина – от мужчины. Не мужчина был создан для женщины [чтобы стать ее помощником], а женщина – для мужчины [чтобы стать его помощницей]. Поэтому женщина.. должна иметь на голове знак” (1 Кор. 11: 7-12, Сл. Жизни).
Следует заметить, что это не является аргументом по поводу взаимоотношений, характеризующих союз мужа и жены, а имеет более широкое значение, основанное на взаимоотношении полов согласно порядку в божественном творении и замысле. В том, что говорит апостол или в другом месте советует Священное Писание, нет и намека на то, что мужчина является господином, а женщина – его рабыней. Такую мысль иногда ошибочно поддерживают некоторые, но, верим, никогда не поддерживают те, кто имеет “ум Христа”. В божественном порядке семья в настоящее время является отдельной единицей, и каждый мужчина, достигая определенного возраста, имеет привилегию создать семью, в которой он должен быть ответственным главою и представителем перед Богом и людьми.

ГЛАВЕНСТВО МУЖЧИНЫ НЕ ОЗНАЧАЕТ ТИРАНИЮ

То, что главенство не означает тиранию, следует из высказывания апостола, что Христос является Главой Церкви, Главой мужчины, а также из последующего высказывания, что Бог, Отец, является главой над Христом. Мы не находим никакой тирании ни в отношениях Сына с Церковью, [492] ни во взаимоотношениях Отца и Сына. Положение главы, тем не менее, подразумевает ответственность, попечение, заботу, обеспечение. Так Небесный Отец предоставил возможность Сыну, и эта возможность была воистину славной! Правда, осуществление божественного плана заключало в себе страдания и жертву со стороны Сына, однако любящий Отец сделал план не более суровым, не более тягостным, чем это было необходимо для осуществления Его великого и чудесного замысла, в котором Сын, превознесенный ныне выше всякого начальства, власти и всякого именуемого имени, имеет честь участвовать. Сын был рад предоставленной привилегии показать жертву и повиновение Отцовскому плану и рад той славе, в которую Он вошел, а также той, которая Ему еще предстоит. То же самое с главенством Господа Иисуса над Церковью. Поскольку Его главенство не означает для нас тиранию, оно является синонимом любви, заботы и обходительности по отношению ко всем членам Нового Творения. Похоже главенство мужа над женой и детьми означает ответственность, особую заботу как кормильца, вестника, распорядителя, защитника, советчика, образца. О, если бы все отцы могли должным образом осознавать свои обязанности, свою ответственность, свои привилегии от природы согласно божественному порядку; и, осознавая их, могли пользоваться ими, а не злоупотреблять!
Когда мы читаем в Бытие слова, составляющие часть проклятия, часть приговора для матери Евы и косвенно для всех ее дочерей, “и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою”, и затем смотрим, как это правило воплощалось по всему миру, то обнаруживаем, что во многих случаях это было правило тирании, и что сила ума и природы падшего мужчины нередко употреблялась во вред, вместо того, чтобы утешить и принести пользу жене и детям. Все хорошие, благородные мужчины и женщины должны выступить против такого положения вещей; и мы считаем, что такого рода злоупотребление властью является не чем иным, как оскорблением и постыдностью в глазах Творца.
Злоупотребление физической и умственной силой со стороны некоторых мужей и отцов, без сомнения, обернулось для [493] них несчастьем и общей деградацией рода. Хотя женщина по природе склонна обращаться к главе, стремясь найти то, что она признает справедливой властью, и повиноваться (“и к мужу твоему влечение твое”), однако злоупотребление главенством и плохие примеры, преподносимые друг другу, в значительной степени исказили то, что было и по-прежнему остается основой естественного поведения женщины. А так как она была вынуждена по необходимости защищать себя от необоснованных требований самолюбия и тирании, то результатом в целом стала деморализация всего рода. И хотя естественный и библейский порядок общепризнан, ни мужчины, ни женщины, как правило, не знают, как приспособиться к нынешним беспорядочным и непоследовательным условиям в обществе.
В результате мы часто сталкиваемся с тем, что падшие мужчины добиваются власти и главенства, в котором они ничего не смыслят, чтобы злоупотреблять им в своих самолюбивых интересах, при этом они не в силах распознать и оценить полагающийся им авторитет и ответственность как попечителя семьи. Мы видим женщину, также деградированную и эгоистичную, склонную не только восставать против безрассудного и грубого главенства, но и ставить под сомнение какое-либо и всякое предложение, пререкаясь и споря по его поводу. И хотя она не считает себя кормильцем семьи, тем не менее, она пытается прямо или косвенно узурпировать авторитет главы дома, перенимая и удерживая контроль над кошельком и семьей. Каждый раз, когда такие условия преобладают, вопреки божественному намерению и порядку, они рано или поздно приносят те или иные горькие плоды – какими бы мудрыми или необходимыми они не казались в одно время. Мирных плодов праведности можно ожидать лишь в том случае, если следовать естественному божественному порядку. Можно возразить, что при нынешнем положении вещей такого рода трудности неизбежны; что самолюбивые мужчины перейдут границы божественного порядка и замысла, и что самолюбивые женщины будут делать то же самое; что в конечном итоге мир, порядок и благословение, задуманные для совершенного человека, никогда не могут быть осознаны его падшими детьми, и что единственным видимым средством для [494] проблем нынешней человеческой семьи (вследствие грехопадения Адама и пренебрежения божественным планом) является реституция. С этим мы согласны и всем сердцем присоединяемся к Господней молитве: “Да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе”.
Сейчас мы не говорим о возможности навести порядок среди беспорядка в человечестве, а о правильном устройстве и поведении в жизни Нового Творения в доме, в семье и т.д., и о взаимных обязанностях друг перед другом мужа и жены, родителей и детей. Вполне правильным было бы рассмотреть этот предмет под заглавием “Долг и обязанности мужчин-христиан и женщин-христиан”, если бы выражение христианин не потеряло так много из своего первоначального значения, которое сегодня повсеместно подразумевает того, кто не является ни иудеем, ни язычником. Строго говоря, слово христианин, которое означает верующий в Иисуса из Назарета и следующий за Ним, применимо лишь к Новому Творению. Но поскольку отклонение является столь распространенным, столь повсеместным, мы хотим особо выделить истинно посвященных верующих – Новое Творение.
Апостол четко показывает, что в божественном порядке брачный союз в человечестве имеет целью быть образом, иллюстрацией взаимоотношений Христа и Церкви – Его Невесты, Его тела. Эти слова как нельзя более понятны:
“Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос – глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я [495] говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа” (Еф. 5: 22-33).
Хотя образный союз, как правило, считается несовершенным и неудовлетворительным, это не противоречит мысли, что брак предназначался как образ – так же, как многие жертвы израильтян были несовершенными и неудовлетворительными, однако были образом истинной жертвы. Новое Творение обязано значительно выше оценивать образный, земной брак и положенные ему обязанности и ответственность, поскольку оно оценивает исполнение образа – союз между Христом и Его Церковью. Так рассуждая, каждый мужчина-христианин видит наиболее величественное воплощение своих обязанностей и ответственности перед своей женой в Господней опеке над Церковью и над всеми ее интересами – земными и духовными, настоящими и будущими, – в той мере, в какой он пожертвовал свою жизнь для нее. Похоже, жена, оценивая обязанности и ответственность Церкви перед Господом, видит более возвышенный идеал супружеского долга и своих отношений с мужем как его помощница. Но мы не должны думать, будто эти особые взаимоотношения и правильное их применение способен ясно увидеть кто-то еще, кроме имеющих ум Христа. Поэтому, убеждая всех, кто заключил брачный контракт, осознавать, по возможности, божественный идеал, мы, тем не менее, замечаем, что никто не может осознать, оценить и применить все идеалы и принципы, связанные с этим образом, кроме зачатых Духом – Нового Творения, – потому что лишь они имеют ум Христа.
Можно возразить, что поскольку не все представители человеческого рода являются падшими в одинаковой степени, нередко случается, что жена обладает качествами ума и сердца, которые превосходят аналогичные качества ее мужа. Тогда возникает вопрос: Не следует ли при таких обстоятельствах считать такую жену, одаренную превосходящим талантом, рассудительностью и умением, главой семьи, а мужа – ее помощником? Мы отвечаем: Нет. [496] В таком браке был бы проигнорирован божественный порядок, так как ни одна женщина не должна выходить замуж за мужчину, уступающего ей характером и талантами, – за того, кого она не могла бы в должной мере воспринимать как своего “главу”. И ни один мужчина не должен жениться на женщине, которая его превосходит. Кто стал Новым Творением во Христе Иисусе, тот не должен впрягаться в неравное бремя с тем, кто по-прежнему от земли, земной, несмотря на то, какой он благородный и уважаемый. Новое Творение должно вступать в брак “только в Господе”, исходя из совета, который не следует игнорировать и пренебрежение которым принесло серьезные трудности многим из Господнего народа.

ВСТУПЛЕНИЕ В БРАК НОВОГО ТВОРЕНИЯ

Однако, когда брачный союз заключен, сожалеть уже слишком поздно, и Божьим детям не остается ничего другого, как выполнять брачный договор безоговорочно, в букве и в духе, в меру возможностей обоих. Если оба – Новые Творения – и выбор супруга сделан правильно, то не должно быть никаких трудностей с обеих сторон решить, как правильно устроить и вести домашние дела. При этом следует внимательно отнестись к совместимости естественных вкусов и предрасположенности. Истинный христианский муж, имея ум Христа, будет любить свою жену, помня, что он обещал ухаживать за ней, заботиться, обеспечивать не только физические потребности, но и лелеять ее сердце и чувства. Такой муж не будет довольствоваться чувством, что он исчерпал свой долг, позаботившись исключительно о нуждах и удобствах относительно пищи, одежды и крова, но будет помнить обязанность перед своей женой принимать во внимание также ее умственные, моральные и духовные интересы. Он не будет удовлетворен тем, что ее время полностью поглощено семейными обязанностями и заботами, но будет, в меру своих возможностей, стремиться совершенствовать ее ум, ее сердце, используя свое главенствующее положение в семье и стремясь устроить дела так, чтобы у нее было достаточно времени для духовного общения и изучения Истины. Такой муж не будет забывать, что самолюбие укрепилось не только во всем остальном человеческом роде, но и в той или иной мере [497] в его смертной плоти, поэтому он, как Новое Творение, будет остерегаться, чтобы такой нрав не причинил хлопот или вреда другим, особенно его жене и детям, которые есть плоть от его плоти и кость от его костей.
Главенство в семье – с целью достижения для тех, кто находится под его опекой, благополучия в виде руководства, совета и т.п., а также предоставления всего необходимого для них, – будет далеким от тирании. Также дух любви в таком муже не станет игнорировать симпатии и антипатии жены и уместные советы с ее стороны. Он будет учитывать факт, что хотя совершенный Адам обладал всеми качествами человеческой зрелости, однако отделение Евы означало отделение некоторых из этих качеств. Он будет учитывать также, что хотя сила ума и тела согласно божественному порядку остаются за мужчиной, делая его главой семьи, тем не менее, есть качества характера, которыми особо обладает женщина. Смиренность, свойственная духу любви, воспрепятствует тому, чтобы он оставался слепым к достойным уважения качествам, какими Творец наделяет женский род, и он увидит, что его собственные качества сердца и разума нуждаются в дополнении другими качествами, которые по природе особо находятся в женщине. Поэтому, в меру наличия у него “духа здравомыслия”, он будет искать помощи своей жены, ее содействия, ее мнения, ее сочувствия, ее любви, и будет высоко их ценить.
Обращение за советом к жене, как правило, вовсе не означает следование ее мнению: муж должен взвесить, рассмотреть, сопоставить и решить, уделив мыслям своей жены должное, разумное, благосклонное внимание. Ответственность за главенство почивает на муже, и он не должен ее избегать. Она божественно возложена на него, как часть его долженствования, и в конечном итоге от него потребуется дать отчет.
Похожим образом жена, которая является Новым Творением, которая вышла замуж “в Господе”, проявила полагающееся благоразумие и признана хорошей супругой, не должна иметь много трудностей с осознанием долга, обязанностей и привилегий своего положения по плоти. “А жена [должна] [498] почитать своего мужа” (Заок.), – говорит апостол. Ей не следует ждать, пока другие будут поучать ее, что ей не хватает подобающего уважения к мужу, или ждать, пока муж обратит ее внимание на то, что, на его взгляд, она не оказывает ему должного уважения исходя из брачного договора и очерченного в Священном Писании долга жены. Наоборот, пусть жена, осмотревшись, чтобы увидеть свои обязанности и свой долг, старается уважать мужа, осознавая, что таково значение ее брачного обета согласно Священному Писанию, несмотря на то, как это может выглядеть в представлении мира и различных человеческих концепций. Почитание мужа означает многое, и на самом деле охватывает все стороны жизни, затрагивая и влияя на каждый поступок, слово и мысль относительно дома и его интересов.
Апостол Петр обращает внимание на то же самое несколько схожими словами, говоря: “Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям.. [будучи] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином” (1 Пет. 3: 1-6). Как мужчина, уважающий свою жену, уважает себя, так и женщина, почитающая своего мужа, тем самым уважает себя. Но это почитание мужа как господина, хозяина, главу дома не означает рабства, потому что Церковь не занимает по отношению к Господу рабское положение и не питает рабской боязни, а имеет уважение в виде любви, в виде преданности. В этом и состоит пример.
Такое почитание мужа не означает, что жена не должна высказывать своего суждения и не должна представлять вниманию мужа испытаний, трудностей или бремени, которые слишком тяжелы для нее и т.д. Однако представление ее взглядов, надежд и желаний не должно быть повелительным тоном, а способом, вызывающим уважение, который бы признавал главенство мужа и искал возможности быть счастливой и довольной его решением после того, как она представила ему свои мысли на темы, представляющие взаимный интерес. Она должна стремиться быть настолько деликатной, настолько [499] мудрой в ведении домашних дел, чтобы муж мог полагаться на нее, чтобы она все больше заслуживала его доверия и была в состоянии исполнять в доме – большом или малом – важные обязанности помощницы. Осознание того, что она – помощница, а также ее желание иметь похвалу у мужа находится в строгом соответствии с мыслью апостола о правильном поведении Церкви по отношению к Господу – о ее верности и желании иметь Его похвалу. И если в случае с Церковью было бы преступлением в той или иной мере игнорировать Главу, Господа, относительно дела и его интересов, то и жена должна чувствовать, что ее поведение будет преступным и будет нарушать ее завет, если она попытается руководить земным домом и будет в какой-нибудь мере игнорировать того, кого по обету должна почитать как главу семьи.
В случае двух Новых Творений, не подобранных правильно, – где жена стоит откровенно выше, – существует опасность возникновения трудностей в разрешении вопросов. Если жена лучше разбирается в ведении дома, в использовании денег, в воспитании детей и т.д., она, все же, не вольна принимать на себя главенство над семьей, повелевать и указывать мужу, словно он один из ее детей или слуг. Такое нарушение божественного порядка непременно нанесет духовный урон, и возможно даже навредит в денежных и земных делах не только мужчине, но и самой женщине.
В таких условиях мужчина постепенно утратит то небольшое мужское достоинство, каким он обладал, постепенно передавая все в руки жены и превращаясь исключительно в ее орудие, в ее раба, чтобы поставлять средства к существованию и выполнять ее приказы. Такое положение вряд ли было бы полезным для мужа как Нового Творения. Такая деградация его плоти непременно повлияла бы отрицательно на него, привела бы его в уныние и воспрепятствовала его росту в благодати, знании и в его служении Истине. Для жены последствия также оказались бы пагубными – в меру того или иного следования ею ошибочному поведению. Если дело доходит до крайности – если муж постепенно сваливает все на нее или она [500] постепенно перенимает обязанности мужа в свои руки, – жена будет чувствовать это бремя вдобавок к ее материнским обязанностям, и в своей попытке быть одновременно мужем и женой, отцом и матерью она непременно в той или иной степени станет “бизнесвумен”, так или иначе самоуверенной и самонадеянной. Ее друзья могут восхищаться силой проявляемого ею характера и могут считать, что избранный ею путь является неизбежным. Они даже могут подбадривать ее и ставить в качестве достойного похвалы примера несгибаемой женщины. Но никто из них не любил бы ее так, как любил бы тогда, когда она обрела бы истинную женственность и привлекательность как жена. Более того, качества плоти, проявляемые подобным образом, воздействовали бы неблагоприятно на нее как Новое Творение во Христе, и она неминуемо сделалась бы менее духовной и более самонадеянной в вопросах, относящихся к Церкви.
В таком неудачном супружеском сочетании Новых Творений мужу следовало бы сказать себе: – Я взял жену вопреки божественному постановлению. Я пошел на большой риск потерпеть семейную неудачу. Мой единственный путь сегодня – стремиться достичь в меру моих возможностей наивысшего идеала истинного мужа, следовать, насколько возможно, Господнему примеру. Мне придется быть еще более внимательным в каждом моем слове и поступке – придется еще настойчивее искать мудрость свыше, чтобы более тщательно исполнять обязанности главы этого дома, к которым, как я понимаю, я недостаточно пригоден по природе.
Жена в таком случае должна сказать себе: – Я проигнорировала Господнее божественное распоряжение; мы с ним не пара, так как я не могу уважать своего мужа, но инстинктивно чувствую, что превосхожу его естественной одаренностью. В этой ситуации я должна поступать как можно лучше. Я должна исполнять свои обязанности верно, и если увижу в моем муже недостатки, то буду стремиться использовать такт и молитву о мудрости свыше, чтобы знать, как ему помочь, как его поднять, как сделать его благородным человеком и, насколько возможно, повысить его способности, чтобы, тем самым, я могла его больше любить и уважать. Это не что иное [501] как мой долг в моем брачном договоре, и я буду верно исполнять его, как для Господа. Что касается недостатков мужа и слабости его суждений, я буду это укрывать не только от других, но, насколько возможно, даже от себя. И когда я буду напоминать о них своему мужу, то буду стараться избегать любого упоминания о моих превосходящих качествах или их проявлении. Буду надеяться, что в свое время его собственные неудачи напомнят ему о моих более правильных суждениях, которые я, между тем, не буду ему навязывать и не буду делать на них упор, а просто изложу спокойно, как подобает спутнице. Буду надеяться, что вскоре он будет нуждаться в моем совете и придаст ему больше значения во всех его жизненных делах. Вот так изо дня в день, из года в год мы сможем возрастать вместе в согласии с божественным образцом отношений, существующих между Христом и Церковью. Я буду иметь благословение как жена, если буду развивать смирение и подчиняться божественному порядку. Мой муж получит благословение от тех влияний, которые будут его возвышать и которые я смогу ему предоставить, отчего неудачное супружество, которое вначале казалось не на пользу, сможет, по Господней благодати – при следовании наставлениям Его Слова – в конечном итоге привести нас обоих ближе к божественному критерию, изложенному апостолом.
Можно предположить еще иной случай, отличающийся от упомянутого, а именно, что два Новые Творения, хорошо подобранные по плоти, могут после лет совместной жизни и взаимной помощи стать неподходящими друг для друга. Такой конец столь удачного начала означал бы, что один или другой потерял святой дух любви – если не полностью, то, по крайней мере, в довольно большой степени; что один или другой пренебрег апостольским наставлением и всеми божественными нормами относительно обязанностей мужей перед женами и жен перед мужьями. Если вина была на стороне мужа, и он перестал заботиться о жене, перестал дорожить ею и оставил ее то ли сердцем, то ли чувствами, то ли фактически, это означало бы, что он серьезно отступил от Господа и от руководства Его Духа, а также от “мудрости, сходящей свыше, [502] во-первых, чистой, потом мирной, скромной, послушливой, полной милосердия и добрых плодов”. В таких условиях мы не можем сказать, что он достоин у Господа похвалы как “победитель” до тех пор, пока он не исправится.
Трудность может быть и с женой. Она может стать мнительной, высокомерной, самоуверенной и постепенно может потерять свое уважение к мужу – может даже искажать представление о нем, отступиться от него и всячески неправедно злословить его. Такое положение дел указывало бы на очень плохое состояние сердца, весьма далекое от того, что прививает Слово, и подразумевало бы духовное вырождение, независимо от степени поддерживаемой внешней формы набожности. Такая особа наверняка пребывает в жалком состоянии, чтобы явиться перед Небесным Женихом с какой-либо надеждой получить Его одобрение, потому что подобное поведение по отношению к земному жениху. безусловно, означает очень слабое понимание обязанностей Церкви перед ее Господом. Неверность земному мужу, которого она видит, безусловно, будет доказывать и подразумевать неверность невидимому Небесному Жениху.
Земной союз (мужа и жены) между Новым Творением и тем, кто не является Новым Творением, для некоторых является предметом большого затруднения, и в таком положении пребывают многие. Где двое хорошо подобраны по плоти, это довольно трудноразрешимая проблема; но где они не сочетаются ни физически, ни духовно, трудности только увеличиваются. Если муж – Новое Творение, а жена имеет мирской дух, его истинная религия и “дух здравомыслия”, который он непременно будет показывать во всех вопросах, а также умеренность, которую он будет прививать во всех делах, должны поднимать его все выше и выше в глазах его мирской жены, при условии, что она имеет от природы благородный характер и дружелюбный нрав. Его уважительное отношение, полная свобода совести, которую он охотно предоставит ей, а также его преданность принципу, будут способствовать тому, чтобы сделать такой союз счастливым, разве что мужу не будет доставать в своей жене того духовного единства, которое он, как Новое Творение, обязан ценить выше, нежели всякую другую [503] общность. Но его молитвы за такую женщину благородного ума, его пример и его обдуманное представление Истины, по всей вероятности, позволят обрести такую жену для Господа и сделают из нее спутницу по духу, а также по плоти. Вот так его терпение и верность брачным обязанностям могут принести огромное вознаграждение, тогда как ее верность принципу также принесет благословение и счастье в ее жизни.
Если жена – член Нового Творения, а муж имеет дух мира, но они хорошо подобраны, проблема относительно проста для решения. Благородный муж, даже если он мирской, будет считаться с совестью жены, если она пользуется ею с умеренностью; и его желание позаботиться о благоприятных умственных, моральных и духовных возможностях для нее (что входит в его обязанности как мужа) даст ей все, что она способна пожелать как жена, за исключением желания иметь духовное товарищество со своим мужем. Для такого благородного мужа, о котором мы говорим, верность его жены Господу, а также ему во всех обязанностях жизни, может окончательно стать благословением, приведя мужа к посвящению Господу. У жены могут быть благие пожелания и амбиции относительно земных и даже религиозных дел, которые ее муж, возможно, не будет в состоянии оценить, каким бы благородным земным человеком он ни был. В таком случае она должна учесть совет Господа Своему народу быть умеренным во всем. Она должна видеть великодушие своего мужа и, не идя на компромисс в любом вопросе совести или принципа, должна помнить, что среди ее обязательств как жены, признаваемых Господом, есть одно, требующее делить с мужем некоторую часть своих товарищеских отношений. Это может, конечно же, помешать ей посещать некоторые собрания Церкви, но при этом она должна остерегаться, чтобы в своем желании угодить мужу она не пошла против совести и не воспрепятствовала своим обязанностям и повиновению Господу, своему Небесному Жениху. Ей следует помнить Господнее наставление, что мы не должны пренебрегать тем, чтобы собираться вместе. Единственное, на чем мы здесь настаиваем, так это на проявлении ею сдержанности, [504] тактичности по отношению к мужу и т.п., чтобы она могла уделить ему некоторое время, достаточно находясь в его обществе.
Если оба находятся в неравном ярме – один как неверующий и другой как Новое Творение – и если, вдобавок, они плохо подобраны по плоти, отчего жена превосходит мужа, а муж уступает интеллектуально жене и т.п., тогда этот случай значительно сложнее и требует большей мудрости и благодати со стороны верующего. Апостол особо наставляет тех, которые находятся в такой ситуации, говоря: “Жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.. Если же неверующий [хочет] развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких [случаях] не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?” (1 Кор. 7: 13-16).
Относительно долга верующего ясно одно: он должен исполнять свой долг и стремиться всяческим честным и правильным способом сохранять мир в доме и его общее благополучие, создавая лишь те немногие спорные моменты, на которые может позволить должная приверженность принципу и совести. Если будет реальный повод для разделения, верующий обязан знать, что причина разделения не в нем. Дух Христа должен изо дня в день делать его более мягким, более смиренным, более тихим, более рассудительным, более мудрым, терпеливым, сдержанным, более любящим и доброжелательным. Тем не менее, все это не удовлетворит требований в каждом случае. Иногда неверующий обладает столь жалким естественным нравом и до такой степени дает ему волю, что становится крайне раздражительным. Как уступчивое поведение Бога с фараоном только вело к ожесточению его сердца, так и Дух Бога в Его детях, расточая свет в меру их усилий во всех благодатях и плодах этого Духа, иногда может столкнуться лишь с ненавистью, которую тьма питает к свету и о которой упоминал наш Господь, говоря: “тьма.. ненавидит свет.. чтобы не обличились дела [ее]” [505] (Иоан. 3: 19, 20). В таких случаях может последовать разделение (как на то обращает внимание апостол), сопровождаемое (или не сопровождаемое) постановлением о разводе, принятым земным судом. Как бы там ни было, Новое Творение свободно вступать в брак только после получения развода, да и то на единственном основании, упомянутом нашим Господом, – нарушении супружеской верности (Матф. 19: 9).
В процитированном выше отрывке апостол говорит: “Если же неверующий [хочет] развестись, пусть разводится”. Но под этим не следует понимать, будто уход одного из супругов дает право мужу или жене заключать новый брак. Это лишь свидетельство того, что верующий должен воспринимать такое оставление как одно из жизненных обстоятельств, допущенное божественным провидением, которое Бог в избытке может обратить ему во благо. Воспринимая его так, следует ожидать соответствующих возможностей быть полезным в Господней службе. Хотя апостол высказывается очень определенно, что верующий не станет оставлять, верим, что человеческие суды мудро признали и рассудили, решив, что есть такое понятие как “подразумеваемое оставление”, то есть, что супруг может целиком оставить своего партнера в жизни без полного распада их союза. Неверующая жена может проявлять (и в некоторых случаях проявляла) столько мелкого деспотизма в доме, что способна разрушить весь домашний уют, превратив его в настоящий кошмар, уничтожая при этом религиозную литературу своего мужа и стремясь сделать невозможным для него читать или исследовать, или думать, преднамеренно провоцируя склоки между детьми, склоняя их к пренебрежению отцовским словом и советом, и обращаясь с ним презрительно.
Такая женщина, возможно, не будет на самом деле оставлять своего мужа, но, имея ничтожный дух, она может предпочитать использовать его как своего раба, поскольку благодаря его трудолюбию она может пользоваться жизненными благами. Человеческие законы истолковывают подобное поведение как оставление – отказ от брачного завета, от обязанностей и надлежащих и разумных обязательств жизни. Она становится помехой и вредит вместо того, чтобы быть помощницей. В таком случае, верим, муж целиком оправданно может считать [506] себя оставленным, перебираясь в отдельный дом, куда он мог бы взять тех детей, которые еще полностью не отравлены плохим поведением матери. Его обязанности перед такой женой уже закончились по причине ее поведения: это она оставила и нарушила брачный контракт. Прекращая ее поддерживать, он лишь признает условия ее поведения. Но если когда-нибудь она раскается, он должен быть великодушным к ее вине, простив ее и восстановив семейный порядок на подобающей основе. Не следует думать, будто что-то в этом совете поощряет нетерпимость или готовность обижаться и чувствовать себя оскорбленным. Любовь требует вынести то обращение, которое можно вынести; и если за зло было воздано злом (словом или поступком), тогда плохой поступок следует принять и смириться с ним.
В других случаях оставление может быть со стороны неверующего мужа. Глубина его безнравственности может сделать из него жестокого изверга, пренебрегающего здоровьем и счастьем своей жены и особо враждебного к ее религиозным взглядам. Как нами упоминалось, верующий должен искать и обрести благодать духа любви, которая позволит выдержать практически “все” и получить от этого пользу – позволит возрастать в благодати в таких условиях, культивируя Дух Господа и его различные благодати. Однако всему есть предел, и этот предел не стоит переступать. За этим пределом влияние на несправедливого спутника станет пагубным, а не полезным. Каждый должен определить для себя предел уступчивости в таких вопросах, и совесть каждого должна принять для себя решение, после того как она была обучена буквой и духом божественного Слова. По мере возрастания в благодати, испытания могут становиться более суровыми; но должно появиться и большее умение устоять со смирением и бо?льшая мера “духа здравомыслия”, который позволит определить момент, где трудности уже невыносимы и наносят вред. Здесь необходима благодать свыше; она обещана, и в таких условиях ее следует настойчиво искать (Иак. 1: 5).
[507] Есть жалкие, грубые мужья, не имеющие ни малейшего представления ни о том, каковы обязанности мужа, ни о свободе жены. Их единственное представление о жене: что это усердная рабыня, лучше которой им не нанять, и дешевая замена блудницы. Такое обращение мужа является с его стороны оставлением, и закон Бога, изложенный здесь апостолом и правильно истолкованный, верим, полностью согласен с человеческими законами, которые утверждают, что такого человека нельзя считать мужем – что если он когда-то заключил брачный контракт со своей женой сознательно и на самом деле, то теперь в полной мере и однозначно его нарушил, и такого рода поведение является наиболее убедительным подтверждением этого. Оказавшись в таком положении, жена имеет право считать себя оставленной и добиваться лучших условий, на какие она способна. Но при этом ни человеческий, ни божественный законы не позволяют ей снова выходить замуж. В этом случае она должна обратиться к Господу, чтобы Тот облегчил ее положение или, по возможности, открыл путь для избавления. Она должна принимать во внимание возраст своих детей и то, как ей заботиться о них, а также о себе, и, прежде чем предпринять такой шаг, должна взвесить обстоятельства тщательно и с молитвой. Но если ее положение терпимо, пусть она остается, как говорит апостол, и пусть надеется, что, проявляя дух смирения, доброты, терпения и любви, она сможет снова обрести сердце своего супруга и, возможно, даже обретет его для Господа.
Мы уже довольно долго заняты этой темой, узнавая из оживленной частной переписки, что очень многие из самых преданных Господних детей живут в горниле супружеских неурядиц. Согласно условиям призыва Нового Творения никто не должен надеяться, что нынешняя жизнь будет мирным, приятным сном земного благоденствия, о чем определенно высказался наш Господь: “И враги человеку – домашние его” (Матф. 10: 36). Поэтому не следует удивляться, что они призваны так много переносить ради Истины, показывая этим Господу свою преданность Ему и Его Слову, а также свою готовность переносить все огненные испытания, которые Он считает наиболее подходящими для [508] них, чтобы развить в них благодати Духа. Они должны также понимать, что им не полагается выбирать огненные испытания, которые должны развить их, приготовить и сделать подходящими для Царства, а следует оставить все в руках Господа. Наш долг, тем не менее, сказать всем переносящим такие страдания, что они, после достаточного испытания и развития, должны внимательно высматривать божественное освобождение и открытые для них пути избавления от того, что слишком трудно вынести. Это совпадает с предостережением и примером Господа: “Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой” (Матф. 10: 23; 2: 13; 4: 12; 12: 15).

СОВЕСТЬ В КАЧЕСТВЕ ПОСЛЕДНЕГО ИСПЫТАНИЯ

Мы уже упоминали совесть в контексте сказанного, и, возможно, здесь будет уместно обратить внимание на то, что мы подразумеваем под этим термином. Как мы понимаем, это – убеждение в том, что правильно, что является долгом. Для совершенного человека совесть была бы абсолютным ориентиром, и он знал бы интуитивно, что такое хорошо и что такое долг. Однако шесть тысяч лет грехопадения довели наш род до состояния, в котором совесть откровенно нарушена – искажена ложными представлениями. Основой христианской совести является вера в Бога, принятие Его воли как абсолютно правильной и признание того, что наша обязанность – полностью и всем сердцем повиноваться божественной воле. Следовательно, совесть нуждается в воспитании, какое дает Божье Слово, отчего развитое Новое Творение должно иметь “дух здравомыслия” – убеждение по поводу того, что правильно и что неправильно, которое усиливается и становится яснее по мере возрастания в благодати, знании и духе любви. Слушаться совести – значит делать то, что, на наш взгляд, угодно Господу, чтобы мы делали; что следует не выдвигать поспешное заключение по этому поводу, а внимательно взвесить свидетельство божественного Слова и решить соответствующе. Есть люди, позволяющие страху и раболепию возобладать над их совестью, испортив ее как истинного надзирателя. Правильный путь для Господнего [509] народа – руководить своей совестью, управлять своими убеждениями (по поводу того, что хорошо и что плохо) при помощи Золотого Правила и всех дополнительных инструкций, предоставляемых Священным Писанием.

СКОПЦЫ, ДЕВСТВЕННИЦЫ, БЕЗБРАЧИЕ

Вопросы половых отношений относятся к тем, которые, естественно, создают Новым Творениям значительные хлопоты, и, понятно, не должны быть здесь проигнорированы. Новые Творения, зачатые от Духа к духовным радостям и благословениям, к общению и единству, инстинктивно осознают, что телесные, то есть чувственные, сношения не созидают духовно, что их тенденция направлена скорее в другую сторону. Всем Господним посвященным, которые еще не в браке, было бы хорошо  взвесить этот вопрос еще до того, как они вступят в брачные отношения и примут на себя их обязательства. Очевидно, Господь воспринимал состояние безбрачия одобрительно, когда говорил: “Есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые [образно] сделали сами себя скопцами для Царства Небесного” (Матф. 19: 12). То есть, некоторые по своей воле, согласно своему посвящению Господу, решили не вступать в брак, а сохранить целомудрие, ведя безбрачную жизнь. Сам Господь был одним из таких, и, несомненно, является самым благородным примером для нас. И мы должны по возможности тщательно следовать по Его стопам. Апостол доводит этот вопрос до нашего сведения, говоря:
“Относительно девства [девственников и девственниц] я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть верным. По настоящей нужде [в настоящих условиях – при наших несовершенствах и несовершенствах других с одной стороны, и особых обязанностях, привилегиях и возможностях тех, кто совершил полное посвящение Господу, с другой] за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так [оставаться в том положении, в котором нашла его Истина, – в браке или одиночестве]. Соединен ли ты с женой? не ищи [510] развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит”.
“Но таковые [вступившие в брак] будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль. Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие [по возможности игнорируя земные отношения и обращая свои чувства, прежде всего, к небесным вещам]; и плачущие [имеющие земное горе], как не плачущие [стараясь с радостью забыть испытания, разочарования и трудности земного бытия и радуясь лучшим обещаниям, которые будут нашими в будущем]; и радующиеся [земным благополучием], как не радующиеся [всякий источник земной радости должен меркнуть перед их радостью в духовных вещах]; и покупающие, как не приобретающие [не полагающие свои чувства на земном]; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся [позволяя умеренности и интересам Нового Творения оказывать контролирующее влияние на все жизненные дела]; ибо проходит образ мира сего [как Новые Творения, мы должны жить согласно нашим новым надеждам, а не заботиться постоянно о плоти; должны стремиться любой ценой сделать наше звание и избрание твердым и стать сонаследниками с нашим Господом в славной эпохе и грядущем мире]”.
“А я хочу, чтобы вы были без забот [земного рода; поэтому, вдобавок к приведенному наставлению, что вы должны изменить свои чувства и преобразовать ум, я обращаю ваше внимание на некоторые неоспоримые факты]. Неженатый [полностью посвященный] заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. [Находится постоянно в опасности разделения своих чувств и необходимости быть начеку, чтобы земные чувства не поглотили все его время, любовь и интересы и не привели к нарушению его завета с Господом. Интересы Истины должны быть [511] превыше всего, если он хочет быть побеждающим учеником и сонаследником в Царстве]. Есть [похоже] разность [положения] между замужнею и девицею: незамужняя [полностью посвященная] заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу”.
“Говорю это для вашей же пользы [не стремясь вовлечь вас в кабалу или каким-то образом добавить вам бремени, но чтобы вы, не состоящие в браке, могли внимательно взвесить вопрос и подумать, какие духовные интересы и привилегии вы утратите, вступив в брак], не с тем, чтобы наложить на вас узы [ограничить в использовании ваших свобод], но чтобы вы благочинно [что наиболее благоприятно для вас как Новых Творений] и непрестанно (служили) Господу без развлечения. Если же кто почитает [решив остаться неженатым] неприличным для своей девицы [девушки, которой он давал поводы надеяться, что женится на ней] то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте [упустив другие возможности выйти замуж через свою помолвку с ним], оставалась так [если она нуждается в защите и поддержке], тот пусть делает, как хочет [женится или нет]: не согрешит; пусть (таковые) выходят замуж [вступают в брак, если это диктуют потребности случая]. Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле [стремясь контролировать себя и жить безбрачной жизнью, чтобы ему более полно отдаться Господу и Его службе], решился в сердце своем соблюдать свою деву [свое собственное целомудрие, свою чистоту], тот хорошо поступает. Посему выдающий замуж свою девицу [отдающий свое целомудрие, чистоту] поступает хорошо; а не выдающий [не отдающий] поступает лучше”.
“Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия [ум Господа в этом вопросе, мною изложенном. Я не говорю по [512] повелению или под прямым вдохновением, но по своему убеждению, рассуждая о том, какова божественная воля]” (1 Кор. 7: 25-40).
После вступления в брак слишком поздно решать для себя стоит или нет жить безбрачной жизнью. Апостол обращает на это внимание самым внятным образом, говоря, что ни муж, ни жена не имеют исключительного контроля над своим телом; что в браке каждый отдал себя другому настолько, что любое уклонение от умеренных разумных супружеских прав будет считаться несправедливостью и нарушением супружеского договора. Апостол говорит о таком поведении как об “уклонении друг от друга” (1 Кор. 7: 5). Время подумать об этом есть перед браком. Неправильно было бы для обоих также пытаться связывать друг друга или давать совместный обет вести целомудренную жизнь в супружестве. Умеренность в этом, как и во всяком другом земном деле, должна стать законом, используя который как тормоз, Новое Творение будет стремиться добиваться господства над плотью* – приводя даже мысли сердца в подчинение Господу. Абсолютная сдержанность, какой бы желанной она ни была, не должна, обращает внимание апостол, навязываться друг другу, чтобы она не превратилась в силок и искушение нарушить брачные обязанности. Он говорит:
————
*Ограничения, касающиеся иудеев, в Лев. 20: 18; 15: 25.
————
“Муж оказывай жене должное благорасположение [то, что она могла бы разумно, естественно и справедливо требовать]; подобно и жена мужу. Жена не властна [не имеет контроля] над своим телом, но муж; равно и муж не властен [не имеет контроля] над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а (потом) опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я [воздержаны и свободны, практически как евнухи].. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не (могут) воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться”, – быть поглощенными необузданными страстями, которые воспрепятствуют их общению с Господом и могут оказаться для них силком (1 Кор. 7: 3-9).

[513]
“ТОЛЬКО В ГОСПОДЕ”

Какими обоснованными, какими мудрыми являются Господние наставления! Как много пользы от них тем, кто имеет уши, чтобы слушать их, и кто повинуется их совету! То, что Господний народ должен вступать в брак “только в Господе”, может вначале казаться ограничением, принуждением, зависимостью. Но это не так – это лишь совет. Кто следует этому совету, тот в конечном итоге увидит, что он получил от него благословение, а кто пренебрегает этим советом, тот, как правило, убедится в нецелесообразности своего пути посредством последующих суровых испытаний.
Ни один другой контракт или порядок, касающийся происходящего в этой жизни, не является таким важным, как брачный контракт. Однако люди довольно хорошо сбалансированного ума, кажется, воспринимают его легкомысленно и несерьезно. Некоторые родители, кажется, относятся более внимательно и рассудительно к покупке фермы, разведению скота, овец, лошадей, собак и свиней, чем к своему участию в размножении человеческого рода. Такой неразумный подход трудно понять, разве что предположить, что они считают супружество своего рода лотереей, руководимой случаем вместо разума, или считают Бога Творцом каждого отдельного члена человеческого рода – упуская из виду, что Божье совершенное дело, касающееся нашего рода, получило свое осуществление в первой паре, которой Он дал способность размножаться, и эта способность перешла к их потомкам. Правильный взгляд на человеческую природу заключается в том, что она – наивысший тип животных созданий, который, как и остальные, наделен Творцом силой воспроизводить себя каждый согласно своему роду. С такой точки зрения сразу становится очевидным, что Бог не является прямым Создателем кого-нибудь из человеческой семьи, ныне живущей, и что различные немощи, несовершенства и слабоумие, которыми страдает наш род, нельзя приписывать несовершенству в Его деле, а грехопадению нашего рода, а также естественному действию греха, которое направлено все более и более вниз к несовершенству, деградации и смерти.
Так вот, даже обычные мужчина и женщина должны хорошо подумать над выбором спутника жизни, чтобы [514] со своей стороны они могли возместить, насколько это возможно, деградирующие влияния, затрагивающие человечество. Например, они должны обращать внимание на необходимость закона о единокровности, то есть что следует избегать брака с лицами, находящимися в близком кровном родстве. В таких правилах не было необходимости вначале, когда сыны и дочери Адама женились между собой свободно и без последствий, потому что для детей это не могло повлечь никаких особых слабостей, так как человеческий род по-прежнему был близок к совершенству. Однако ныне, когда человечество сильно деморализовано, когда не только болезни, но и умственные качества, особенности и индивидуальные черты переходят в семьях по наследству, было бы проявлением мудрости – и даже больше, проявлением долга, проявлением справедливости по отношению к детям, которых они собираются привести на свет, – не только стремиться избегать тесного кровного родства, которое могло бы усугубить умственные и физические особенности и черты, но и, вдобавок, насколько возможно, избирать спутника иного темперамента, чем свой собственный. Кажется, сама природа до некоторой степени содействует в этом вопросе, отчего ярко выраженные блондины или брюнеты обычно и естественным образом предпочитают спутниц с противоположной внешностью.
И хотя эти правила, касающиеся обычного человека, применимы к Новому Творению, решившему, что самым мудрым и самым лучшим для него будет вступить в брак, существует еще одно дополнительное предостережение апостола, каким должно руководствоваться Новое Творение, выбирая себе спутника по плоти: оно должно выбрать “в Господе”. Тогда оно будет сочетаться и в духовных и в земных делах. Некоторые могут возразить, что если тесное родство по плоти может вызвать у детей нежелательные последствия, то близкое родство по духу также может оказаться пагубным – что следует рассчитывать на появление детей с отклонениями в моральном и духовном отношениях. Мы отвечаем, нет. По мере обретения нового ума, его влияние противоположно прихотливости плоти. Апостол говорит: “Мы имеем ум Христов”, “дух здравомыслия” – смотрим на вещи с точки зрения Христа. Новое Творение зачато Его Духом, хотя по-прежнему несовершенно по плоти, и [515] для понимания божественного ума во всех делах руководствуется Духом через Слово.
Правда, новый ум вынужден проявлять себя через смертное тело и его несовершенный орган мышления. И хотя несовершенства плоти могут до некоторой степени влиять на новый ум, искажая его величественную и прекрасную симметрию, воля стоит выше, и плоть в той или иной степени находится под ее влиянием, проходит процесс формирования, обретает контуры, направляется и постепенно преобразовывается ею, чтобы каждый, принимающий ум Христа, непременно становился в той же мере более крепким и еще более трезвым в своих суждениях по поводу всех жизненных дел и интересов. Из этого, возможно, не следует, что мир будет считать его мудрее, чем раньше; но это непременно означает, что он будет действительно мудрее, и что неспособность мира разглядеть его возрастающую мудрость вытекает из того, что мир слеп, лишен разума, не имеет ума Христа и видит вещи преимущественно с искаженной точки зрения безнравственности и самолюбия. Мудрость, которую мы ищем, это мудрость свыше, которая, как объясняет апостол, сделает нас более чистыми, более мирными, более милосердными, более добрыми к братьям, к семье, к человечеству в целом и даже к немым созданиям. Мудрость мира сего, объясняет апостол, земная, плотская, дьявольская. Это не означает, что все мужчины и женщины в мире плотские и дьявольские, но общая тенденция светской мудрости существует в таком направлении, и человечество, каким бы слепым оно не было, выступает против законов самолюбия, которыми оно связано, хотя и может постоянно стремиться прятать цепи рабства от себя и других.
“В Господе” следует понимать как нечто значительно большее, чем просто формальную веру в Господа, чем простое членство в номинальной церкви. Мирские должны вступать в брак с мирскими; люди из номинальной церкви должны вступать в брак с людьми из номинальной церкви; верующие, доверяющие драгоценной крови Христа, должны вступать в брак с себе подобными. Но те, которые предприняли шаг полного посвящения и стали членами тела Христа, Новым Творением, зачатыми снова, должны вступать в брак только с такими, [516] как они, – только с Новыми Творениями, только с теми, которые “в Господе”, которые приняты как члены тела Христа, как причастники Его духа святости. Кроме того, как уже было показано, каждый должен быть внимательным, чтобы поддерживать должные взаимоотношения с другим полом. Женщина должна выходить замуж только за такого мужчину “в Господе”, которого она может считать морально, интеллектуально и духовно главой семьи – которого она может “почитать”. Мужчина должен жениться с той, которая “в Господе” и которая будет, насколько он способен судить, настоящей спутницей, чистого ума, любящей, нежной, помогающей, а не такой, которая будет его превосходить, на которую он естественным образом будет вынужден смотреть снизу вверх и считать признанным главой семьи. Все эти правила выбора спутника должны соблюдаться Новыми Творениями, имеющими дух здравого ума, даже если ими пренебрегает мир, который не руководствуется умом Господа, а склонен избирать свой собственный путь, руководствуясь собственными прихотями и выдумками, или взаимно обманывая друг друга. Если возникают колебания, постарайтесь уладить их проверенным способом – подождите, пока они разрешатся.
Возможна оговорка, что если на брак смотреть с такой особой точки зрения, то бракосочетания станут менее частыми. Отвечаем, что такое возможно; что большая часть тех, которые сегодня состоят в браке, и прежде всего тех, которые по Господней благодати пришли к более ясному пониманию своего единства с Господом как Новые Творения, и которые вняли Его совету в интересах своего духовного развития в вопросах, касающихся плоти, не вступали бы в брак снова, как они это сделали однажды, потому что теперь они стали мудрее. Для многих светски настроенных возможность получить полный развод и вступить в новый брак (согласно решениям земных судов и обычаям) может сделать их менее разборчивыми, менее внимательными в выборе спутника. Однако Новое Творение должно помнить, что его брачный контракт похож на контракт между Господом и Церковью, то есть является постоянным; что этот контракт не может расторгнуть ни один земной суд в такой степени, чтобы позволить вступить в брак с другим, разве что на основании упомянутого единственного условия (Мат. 19: 9). Поэтому для Господнего народа брак “в Господе” является [517] крайне значимым контрактом, и его следует заключать лишь после вдумчивого, сопровождаемого молитвой рассмотрения и анализа каждой черты, связанной с этой ситуацией, лишь только она будет распознана.
Новые Творения имеют еще одно обеспечение в этом вопросе. Согласно своему завету с Господом, они отдали собственную волю и вместо нее приняли волю своего Главы, Господа. Если таковым будет расположение их ума – искреннее желание знать волю Христа (1) относительно того, должны ли они вступать в брак вообще и (2) относительно Господнего выбора для них, – то они, прежде проявив наилучшую рассудительность и благоразумие, поручат все Господу и будут молиться о Его руководстве делами согласно Его мудрости, полагаясь со спокойствием в сердце на любое дальнейшее руководство божественного провидения – благоприятное или противоречащее тому, что на их взгляд было бы наилучшим. Только так и не иначе Господний народ может быть уверен, что он выбирает правильный путь. Учитывая вышеизложенное, важно, чтобы Новые Творения ясно держали в своем уме наставления Господнего Слова по этому поводу; чтобы они имели дух Истины и постоянно держали в уме факт, что они являются Новыми Творениями, которые не живут так, как живет мир, попросту наслаждаясь теперешней жизнью, растя семьи по плоти, но их наивысшая цель, стремление, желание – ходить по Духу и следовать указаниям Господа во всех делах, ежедневных и духовных. Они всегда должны держать перед глазами факт, что они посвящены Господу, что они мертвы с Христом для мира, что с тех пор их главной целью и помыслом должно быть использование теперешней жизни и земных сосудов в качестве жертвы самым разумным способом в интересах Нового Творения и его общего дела служения Господу, восхваления Его и созидания себя и других равно драгоценной веры в духовных добродетелях! Как важно, чтобы состоящие в браке, а также не состоящие, и те, которые думают о браке, помнили, что все, что у них есть, возложено на алтарь, и что их победа и достижение славных обещанных [518] вещей может наступить лишь путем сожжения этой жертвы. Следовательно, все дела нынешней жизни необходимо устраивать, насколько это возможно с их стороны, таким образом, чтобы это лучше всего послужило их духовному благополучию, благополучию братьев и было во славу нашего Главы!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.