Дыхание Жизни

ДЫХАНИЕ Жизни

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою»

– Быт. 2:27 –

  Библия нигде не учит, что в момент смерти человек становится духовным существом. Это учение является одним из первых заблуждений, которым учили; его автором является сатана – а это является гарантией заблуждения.

Согласно этой доктрине человек является смесью природ: плотской и духовной, а смерть, как утверждается, приводит к их разделению. Согласно Библии человек является душою, которая начинает функционировать в человеке благодаря связи его тела и основы жизни, и которая прекращает существование – умирает – вследствие разделения тела и основы жизни.

Правильные ответы на следующие вопросы опровергнут ложь сатаны и докажут Божью Истину на эту тему:

  • Если смерть является разделением тела и души, то каким образом удерживание кого-то под водой более получаса могло бы более эффективно вытолкнуть духовное существо из тела, чем погружение в ту же воду этого же человека, оснащенного соответствующей одеждой для ныряния или находящегося в подводной лодке?
  • Если смерть является отделением тела от души, то почему сильное передавливание горла какому-то человеку на несколько минут приводит к тому, что дух уходит из его тела быстрее, чем уходил бы, если бы ему прижимали конец пальца?
  • Если смерть является разделением души и тела, то почему помещение кого-то в герметически закрытый ящик приведет к тому, что дух улетит из него быстрее, чем помещение этого человека в специальном хорошо проветриваемом помещении?

Ответы на эти вопросы являются очевидными. Смерть является разделением тела и основы жизни (дыхания жизни), которая поддерживается воздухом, которым мы дышим. В любом случае, очевидным является то, что смерть наступает в результате разделения тела и основы жизни, что приводит к тому, что душа угасает.

В Псалме 145:4 читаем: «Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают [все] помышления его» – то есть, он будет в бессознательном состоянии смерти.

Когда был создан первый человек, Бог вдунул в его ноздри «дыхание жизни» (Быт. 2:7). В результате этого наступило воссоединение тела и основы, дыхания жизни с помощью крови, красные тельца которой, соединяясь с дыханием жизни, вбирают его в себя. Бог, создавая кровь, вероятно наилучшим образом подобрал ее элементы к среде, в которой Его творение должно было жить. Это значит, что взаимное влияние внешнего мира и биологии человека вызвало жизнь.

ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ

Вкратце это выясним: сердце, через правое предсердие и камеру, с помощью легочной артерии качает кровь к легким, где кровь выделяет часть перекиси углерода, поглощая из воздуха поддерживающий основу жизни кислород, который попадает в легкие. Затем кровь возвращается в сердце, через которое, с помощью аорты, перекачивается в артерии и разносится по всему телу, откуда возвращается, и весь процесс снова повторяется. Живительная кровь, по той причине, что является носителем дыхания жизни, названа в Библии жизнью (Лев. 17:11-14, см. Совр. Перевод), поскольку дает возможность разным органам выполнять их функции.

В процессе дыхания кислород из воздуха попадает в легкие и в находящуюся там кровь через ноздри, гортань, трахею, бронхи, бронхиальные каналы и воздушные камеры. Именно благодаря этим воздушным каналам происходит контакт воздуха с легкими и кровью. Этот происходящий в человеке процесс не является никаким исключением. В действительности дыхание жизни в свободном переводе может быть переведено как дыхание жизней (сравни Быт. 2:7 с Быт. 7:21,22; Еккл. 3:19). Это дыхание жизни является общим для всех дышащих существ, дышащих воздухом, и то же выражение применяется в Священном Писании не только к человеку, но и к другим творениям. Буквальное звучание Быт. 2:7 будет следующим: дыхание живого существа. Ротергам комментирует этот стих следующим образом: «Возможно изначально это были „живые существа”; поэтому мы приходим к выводу, что это „состояние живых существ”, „жизнь”», хотя он предостерегает, что «опасно строить доказательство на множественном числе».

НИЗШИЕ ЖИВОТНЫЕ ТАКЖЕ ЯВЛЯЮТСЯ ДУШАМИ

В еврейском языке следующие отрывки относятся к низшим животным как душам, хотя версия Короля Иакова (KJV) обычно не переводит слово нефеш как «душа» в отношении низших животных, что несколько заслоняет данную тему: Быт. 1:20,21,24,30; 2:19; Лев. 11:46 (в этих отрывках слово нефеш, душа, переведено как творение, имеющее жизнь, или живое творение); 24:18 (в первом значении, буквальном, как душа животного, а во втором и третьем значении переведено «животное за животное», а должно быть «душа за душу»); Чис. 31:28; Прит. 12:10 (буквально – животная душа); Ис. 19:10 (нефеш, душа, переведено здесь как «рыбы», а должно быть «души»). Таким образом, слово нефеш многократно переведено как животные, и только в одном из цитированных примеров перевод KJV передает его правильно как «души», будучи вынужден это сделать из-за логической связи (Чис. 31:28), поскольку это выражение относится как к людям, так и к животным. Это могло привести переводчиков данного слова, заранее принимающих ошибочное мнение относительно значения души, к неясному использованию слова нефеш, когда оно имело отношение к низшим животным в значении души, за исключением одного примера, когда они были вынуждены из-за этой тесной связи перевести его правильно.

Кровь, дающая энергию жизни, дала возможность функционировать всем способностям тела, разума и сердца, образующим личность – душу. Адам, человек, стал душою живою. Хорошо обратите внимание на то, что в словах из Быт. 2:7 мы не читаем «и получил человек душу живую», как учат многие конфессиональные вероучения.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДУШИ

Библейское описание того, что является душой, в корне отличается от теории на тему природы души, которой сатана вначале ослепил Матерь Еву (Быт. 3:4,5). Душа, согласно этой ложной теории, является нематериальным духовным существом, живущим в теле. Эта душа, как гласит теория, передается при рождении непосредственно Богом или переносится во время зачатия. В момент смерти, как многие верят, душа оставляет тело и продолжает жить как духовное существо в сознательном состоянии блаженства или мучений.

Вероятно, никакая другая доктрина не послужила больше для сокрытия от людей Божественного Плана, и Библия ясно показывает ее как один из элементов страшного обмана сатаны. Этим обманом он обманул Матерь Еву, пленил Отца Адама в грех и таким образом стал убийцей всего человеческого рода (Быт. 3:4,5; Ин. 8:44).

В этой краткой статье мы не будем пытаться разбить все составляющие этой ложной доктрины сатаны, а только хотим повторить, что библейский взгляд на душу является следующим: это сочетание дыхания жизни и тела, которые формируют человеческое существо, или, как мы уже заметили, корову, собаку или цыпленка.

В предлагаемых определениях души мы не знаем лучшего, чем следующее: душа – это чувствительное существо – существо, имеющее чувства – разум, чувства и волю. Мы верим, что это определение, если будет правильно переведено, согласуется с каждым использованием слова душа, выступающим в Библии. Действительно, те, которые верят, что душа является духовным существом, делают акцент и используют то определение, которое является словарным определением этого выражения, но они забывают о нем, когда применяют его к другим земным чувствительным существам, кроме человека. Однако определение, чтобы могло быть правильным, должно включать в себя все то, к чему оно относится, а все остальное исключать.

БОГ ЯВЛЯЕТСЯ ДУШОЙ

Итак, душа является чувствительным существом. В таком значении души могут быть духовными существами, подобно, как и сам Бог (Лев. 26:30), человеческими существами, подобно, как Адам (Быт. 2:7), или животными, как крупный скот, мелкий или ослы (Чис. 31:28). Почему эти существа являются душами? Потому что они являются чувствительными, имеющими разум, чувства и волю. Очевидно, они не обладают разумом, чувствами и волей в одинаковой степени. Однако эта разница не мешает считать их душами, тогда как если кто-то скажет, что низшие животные не являются душами, поскольку обладают меньшим разумом, чем человек, то мы ответим, что разница между разумом этих животных и людей значительно меньше, нежели между разумом Бога и человека, а Бог и человек являются душами.

Когда греческое и еврейское слова, обозначающие душу, соответственно нефеш и психе, мы применяем в отношении человеческих существ, то можем использовать их взаимозаменяемо с личными местоимениями, а также с неопределенными местоимениями, когда это слово используется неопределенным образом, или же со словом личность.

«ДУША» – ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

В результате ошибки, которую несознательно допустили переводчики, версия KJV передает слово нефеш 35 разными словами, а слово психе – 5 разными словами. Слово нефеш выступает в Библии 743 раза, а слово психе – 103 раза. На самом деле они имеют три значения:

  1. Душа, то есть чувствительное существо или личность; версия KJV передает это значение 486 раз (428 раз нефеш и 58 раз психе);
  2. Жизнь, это слово в версии KJV использовано 163 раза (нефеш – 123 раза, психе – 40 раз) и
  3. Нрав (характер), или разум и сердце. Версия KJV переводит его 16 раз как «сердце» (нефеш – 15 раз и психе – 1 раз), а также 18 раз как «разум» (нефеш – 15 раз и психе – 3 раза).

Эти три определения включают все применения еврейского слова нефеш и греческого психе. Цитирование каждого из 743 случаев использования слова нефеш и 103 случаев использования слова психе, включающих в себя эти три определения, будет лишним, но мы приведем достаточное количество стихов в поддержку наших определений.

  1. Душа

 (ВЗ) Быт. 17:14; 46:18,22,25,26,27; Лев. 4:2; 5:1,2,4,15,17; 7:18,20,21; 17:10-12; Чис. 15:27,30, 31; 19:20,22; 31:19,35,40,46 («личности»); 35:11,15; Втор. 10:22; 27:25, Ис. Н. 10:28,30,32,35 («личность», «личности»), 37,39; 11:11; 2Цар. 14:14; Пс. 93:21; Прит. 11:17,25,30; 14:25; 19:2,15; 25:25; 27:7; 28: 17; Иер. 52:29,30; Плач 3:25; Иез. 17:17; 18:4,27; 22:25,27; 27:13; 33:6.

 (НЗ) Мат. 10:28; Деян. 2:41,43; 3:23; 7:14; 27:37; Рим. 2:9; 13:1; 1Кор. 15:45; Иак. 5:20; Откр. 6:9; 16:3.

  1. Жизнь

 (ВЗ) Быт. 9:4,5; 19:17,19; Исх. 4:19; Лев. 17:11; Чис. 35:31; 2Цар. 1:9; 14:7; 3Цар. 3:11; 17:21,22; 19:2,3,4; 4Цар. 7:7; Есф. 7:3,7; 9:16; Иов 2:4,6; Пс. 37:13; Прит. 1:18,19; Ис. 15:4; Иер. 4:30; 11:21; 48:6; Иез. 32:10.

 (НЗ) Мат. 6:25; Мар. 3:4; Деян. 20:10; 27:10,22; Откр. 8:9; 12:11.

  1. Нрав (характер)

 (ВЗ) Быт. 23:8; 42:21; 49:6; Исх. 15:9; Лев. 26:11,15,16,30,43; Чис. 21:4,5; Втор. 4:9; 14:26; 18:6; 24:15; 28:65; 1Цар. 1:10,15; 2:33,35; 2Цар. 3:21; 17:8; 3Цар. 9:15; Иов 3:20; 7:11; 14:22; 19:2; 30:25; Пс. 9:24; 12:3; 34:12; 41:5,6,7; 43:26; 62:9; 68: 2,11; 76:3; 83:3; 93:19; 102:1,2,22; 105:15; 106:5,9, 18,26; 118:167; 122:4; 137:3; 142:6,8.

 (НЗ) Деян. 4:32; 14;2,22; 15:24; Еф. 6:6; Фил. 1:27; Евр. 12.3; lПет. 1:22; 2:11; 2Пет. 2:8,14.

ЖИВЫЕ ДУШИ БУДУТ ВОЗВРАЩЕНЫ К ЖИЗНИ

Бог имел право требовать послушания от Адама, которому дал жизнь, так как по праву требовал его от ангельских существ.

Наказанием за грех, которое определил Бог Адаму, не была вечная жизнь в огне и пытках от огнеупорных демонов, или жизнь в какой-либо другой форме, но смерть («смертью умрешь»; «возмездие за грех – смерть» – Быт. 2:17; Рим. 6:23). Когда дыхание жизни вышло из Адама, он перестал быть душой – «душа согрешающая, та умрет» – Иез. 18:4,20; Иак. 5:20. Адам вернулся в землю, из которой был взят («в прах возвратишься», Быт. 3:19).

Бог, по справедливости, мог исполнить приговор на Адаме и Еве в момент их непослушания, лишая их жизни, которую они получили от Него, но в Cвоем милосердии Он позволил им умирать постепенно и произвести на свет потомство, человеческий род, все члены которого являются душами, хотя несовершенными и в условиях, ведущих к смерти.

Бог услышал стоны узника Адама и его рода под проклятием смерти (Пс. 101:20,21), а Его великая милость побудила Его использовать силу для освобождения человечества из-под наказания смерти. Божественная справедливость, которая никоим образом не может очистить виновного (Чис. 14:18), должна была прежде всего быть удовлетворена в пользу Адама, прежде, чем он и его род могли бы стать свободными, чтобы Бог мог в дальнейшем быть справедливым, а кроме того, Оправдателем тех, которые умирают (Рим. 3:26). Поэтому Его безграничная мудрость продумала план спасения человечества.

ИИСУС ДАЛ ДУШУ СВОЮ НА ВЫКУП

Чтобы освободить человеческий род из смерти, без нарушения Божественной Справедливости, выкуп – соответствующая цена – совершенная человеческая жизнь, должен был быть уплачен Справедливости за совершенную человеческую жизнь Адама, утраченную из-за его непослушания (смотри Библейское Знамя №28). Никто из несовершенного рода Адама, ранее осужденного на смерть, «никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него» (Пс. 48:8; Ис. 64:6; Рим. 3:10,23).

Бог в своей великой милости сделал так, что Его единородный Сын «стал плотию», живой душой, «ради претерпения смерти увенчан славою и честью… был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех» (Ин. 1:14; 3:14-18; Евр. 2:9, KJV, Мат. 20:28). Бог оказал нам свою милость, ибо «Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками», «дал выкуп за всех, что должно быть засвидетельствовано в свое время», «Он есть умилостивление за грехи … всего мира» (Рим. 5:6-10; 1Тим. 2:3-6 (KJV); 1Ин. 2:2). Иисус «предал душу Свою на смерть» (Ис. 53:10-12; Мат. 26:38) как искупительную жертву за всех, и таким образом гарантировал всем пробуждение из смерти. Все люди будут иметь возможность возвращения к человеческому совершенству, которое имел Адам до грехопадения, и они будут подвержены испытанию к вечной жизни – все племена земли благословятся (Быт. 12:3; 22:16-18; Гал. 3:8,16,29; Пс. 71:1-4; 1Кор. 6:2; Мат. 19:28; Деян. 3:19-23; 17:31; 2Тим. 4:1).

Понимание библейского учения, касающегося природы души, необходимо, чтобы увидеть красоту Божественного Плана Спасения, состояние смерти, ее неизбежность, а также вечную будущность для человеческого рода. Хотя человек может быть подобен животному в своей зависимости от дыхания жизни (Еккл. 3:19,20), однако он отличается от животных тем, что имеет обетование еще раз получить дыхание жизни, пробуждение, новую жизнь на новой земле в условиях приближающегося Царства Христова. Какая прекрасная перспектива!

 

… Кусок угля не является ни теплом, ни огнем, который его разжигает; но в результате их совмещения появляется тепло из угля, который, благодаря своему составу, обладает возможностью давать тепло после разжигания его огнем. Совмещение куска древесины и огня, из которого подобным образом появляется тепло, это еще одна иллюстрация взаимоотношения тела, основы жизни и души. В этих иллюстрациях уголь и древесина отвечают телу, огонь – основе жизни, а тепло – душе, при чем, уголь, как элемент, входящий в состав угля и древесины, соответствует потенциалу, необходимому для существования души. Еще лучшей иллюстрацией является электрическая лампа, электрика и свет – совмещение лампы и электричества дает третий элемент, который отличается от первого и второго, то есть свет. Эта иллюстрация хорошо показывает сотворение Адама: прежде всего, была создана лампа с потенциалом, необходимым для использования возможности получать свет, подобно как тело Адама обладало потенциалом, необходимым для использования возможности получения души; до того, как электричество достигнет включателя лампы, она соответствует основе жизни до того, как она вошла в ноздри Адама; включение включателя соответствует вдыханию Богом дыхания жизни в ноздри Адама; тогда как электричество, которое наполняет энергией жаровой волосок лампы, представляет основу жизни, которая оживляет кровь, а через нее каждый орган тела; свет, являющийся результатом совмещения лампы и электричества, подобно, как и душа, личность, является чем-то другим, нежели тело и основа жизни. Это иллюстрирует также свеча, или почти каждое электрическое устройство или радио – Сотворение (Е 2, англ., пол.), стр. 535,536, Пол. С. Л. Джонсон.

И СТАЛ ЧЕЛОВЕК ДУШЕЮ ЖИВОЮ

Сияли в полной славе небеса,

Катясь по неизменному пути,

Как Перводвижитель предначертал,

Вращение придав Своею дланью.

Уже благоустроенный вполне,

Любовно улыбался шар земной,

В убранстве пышном. В воздухе, в воде

И на земле – насельников не счесть

Летающих, плывущих и ходящих,

Животных, птиц и рыб. Но День Шестой

Не завершён, и не было ещё

Созданья наилучшего, венца

Творения, отличного от всех,

Поникших долу, низменных скотов,

Но одаренного хребтом прямым,

Походкой стройной, поднятым челом

И разумом священным; существа,

Осознавать способного себя,

Другими тварями повелевать,

И, дух в себе великий ощутив,

Общаться с Небом, и благодарить

За все Его даренья, и к Нему

Молитвенно и голос, и глаза,

И сердце устремлять, боготворя

Всевышнего, и возносить хвалу

Творцу за то, что эту создал тварь

Владыкой прочих тварей. И Отец

Предвечный, Всемогущий (где же нет

Его присутствия?) проговорил

Такое слово Сыну Своему:

“– По нашему подобью Человек

И образу да будет сотворён!

Да будет властелином рыб морских,

Небесных птиц, и полевых зверей,

И пресмыкающихся по Земле!”

Изрёк и сотворил тебя, Адам,

О Человек! О прах земной! И вдул

Дыханье жизни в ноздри. Создан ты

Воистину по образу Творца,

Его подобьём подлинным, и стал

Живой душой. Ты сотворён как муж,

А Ева – как жена сотворена,

Дабы расплеменился род людской.

И человечество благословил,

Создатель всемогущий и сказал:

“– Плодитесь, множьтесь, наполняйте Землю,

Владейте ею! Вам даны во власть

Морские рыбы все, и птицы все

Небесные, и вся живая тварь

Земная! С места, где ты создан был,

В то время – безымянного, Господь

Тебя, – ты это знаешь, – перенёс

В прекраснейшую рощу, в дивный сад,

Где услаждают зрение и вкус

Деревья Божьи; пищею тебе

Назначены их смачные плоды.

Землёй рождаемые, здесь растут

Все разновидности, им нет числа,

Но Древа, плод которого даёт

Познание Добра и Зла, не смей

Касаться, ибо вкусишь и умрёшь;

Такая кара определена

За это. Берегись и обуздай

Свои желанья, да не завладеет

Тобою Грех и Чёрный спутник – Смерть,

Сопровождающий повсюду Грех!

Джон Мильтон (1608-1674), Потерянный Рай, Книга 7, стр. 182,183 (перевод А. Штейнберга, 1976)

BS №774, ’00,66-69; SB №16, ’01, 66-70

Библейское Знамя №48, июль-сентябрь 2013

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.