КОНГРЕГАЦИОНАЛИЗМ
(Часть 2)
РОБЕРТ БРАУН
Как мы показали в предыдущем номере, Церковь, под руководством Христа как Главы, является распорядителем своих собственных дел и является абсолютно независимой от личностей извне, от собраний, организаций и религиозных лидеров.
Роберт Браун был тем особым слугой, который вернул эту истину и таким образом положил начало движению, которое было поглощено церковью, известной как Конгрегационная Церковь. Браун родился в трех милях на север от Стемфорда, в графстве Ратленд, в Англии, около 1550 года, а умер в Нордгемптон, в графстве Нордгемптоншир, в 1631 году. Около 1568 года он поступил в Колледж Корпус Кристи, который был частью Кембриджского Университета, и в 1572 году получил научную степень. На протяжении трех с половиной лет он преподавал в школе, и в то время нажил себе врагов, обращая внимание на падшее состояние Англиканской Церкви. В 1578 году вернулся в Кембридж, чтобы продолжить обучение, и тогда стал членом семьи Ричарда Гринхема, чрезвычайно благочестивого пуританского священника. Гринхем учил его теологии и призывал к проповеди Евангелия. Браун, как проповедник, вскоре стал известен, и его приглашали возглавить одну из кафедр в Кембридже. Он отказался по той причине, что не верил в епископальное рукоположение, и поэтому не мог ему подчиниться. Связанные с этим умственные конфликты подорвали его слабое физическое здоровье.
Религиозный формализм того времени был для него большим испытанием и поэтому Браун сильно жаждал общения с истинно посвященными людьми. Когда писал в третьем лице, он сказал о себе:
«Он не имел покоя, размышляя о том, что мог бы сделать для имени и царства Божьего. Часто жаловался на эти злые дни и со слезами искал тех праведных людей, славящих Бога, с которыми мог бы жить и вместе радоваться тому, что они отвергли лицемерие».
После выздоровления, он узнал, что такие верующие есть в Норфолк, в юго-восточной Англии, куда Браун отправился и оставался там на протяжении нескольких месяцев, все это время исследуя Библию и молясь о свете, который поможет выйти из формализма Англиканской Церкви. Его исследования и молитвы были поблагословлены светом, что истинная церковь состоит из посвященных верующих; что его административные функции относятся к людям, свободным от диктовки кого-то извне, от церквей, групп церквей или групп лидеров.
Это привело к основанию с некоторыми близкими душами такого собрания в Норвич в 1580 году. С мыслью о взаимопомощи со стороны братьев, он сделал то, что оказалось ошибкой – регулярные встречи собрания, на которых указывали друг другу на недостатки. Этот обычай нанес вред всем, к кому имел отношение.
________________
Идея Брауна о святом народе в союзе завета с Богом была основой его убеждения, что Церковь в состоянии управлять собой без внешнего контроля. Если Церковь была коллективно вдохновлена Божьим Духом, то она хорошо приготовлена к распознанию способностей своих отдельных членов в отношении их пригодности к выполнению функций в Церкви. Это значит, что полномочия к управлению в Церкви не происходят от людей, но от Бога, «через соответственное позволение и согласие Церкви». Поэтому его взгляд основан на «освященной» демократии.
ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Браун развивал свои взгляды согласно принципам библейского учения о правах собрания на руководство [смотри вкладку сбоку]. Естественно, такая теория о церковном управлении обозначала отделение от правящей Англиканской Церкви. На престоле тогда сидела королева Елизавета I. Она не требовала, как закона страны, унитаризации верований и учений, но требовала унитаризации с точки зрения членства в церкви и признания религиозного культа под угрозой светских наказаний. Этот закон привел к преследованиям брата Брауна и его товарищей, которые отделились от государственной церкви и не использовали Книгу Общих Молитв, которая была общепринятой формой богослужений в Епископальной Церкви.
Браун отбывал наказания в не менее чем 32 тюрьмах. О некоторых из них говорится, что в полдень нельзя было увидеть собственную вытянутую ладонь. Такие преследования заставили эту маленькую церковь эмигрировать в Голландию и поселиться в Миддельбурге. Со стороны государства они здесь имели свободу веры и практики, и какое-то время все складывалось хорошо.
Здесь Браун написал несколько серьезных исследований, объясняющих и доказывающих доктрину о демократии Церкви под главенством Христа как Главы. Давление трудных времен и взаимная критика на собраниях привели к распаду конгрегации. Браун отказался от функции пастора, и с небольшой группой сторонников вернулся в 1583 году через Шотландию в Англию. Вскоре после этого он разрушил свое влияние в Истине и скомпрометировал свое движение, снова вступая в Епископальную Церковь – хотя он не подчинился епископальному рукоположению и не отказался от своих принципов. В некоторой степени ему было разрешено пользоваться этой немного странной привилегией благодаря влиянию его дяди, Лорда Баргли. (Возможно много лет слабого здоровья, суровых тюремных наказаний, проблемы в его Голландской Церкви, а также всплеск новой волны преследований в Англии ослабили его ум и «практически привели до состояния безумия, а иногда до абсолютной безответственности».) Его труды на тему его особенной истины были в 1583 году собраны и сожжены во время повешения двух его сотрудников, Коппинга и Такера. Очевидно церковные власти думали, что идеи Брауна встречаются с широким откликом. Преследования наступали после каждой попытки оживления этого движения на протяжении почти всего столетия.
АНАЛИЗ УЧЕНИЙ БРАУНА
Учения Брауна преследовали истину о церковном управлении в противовес папскому заблуждению на эту тему, однако это было нечто большее – это был протест против всех клерикальных форм управления в церкви, которые были распространены в Евангельском Веке; это было возвращением Господнему народу первоначальной апостольской формы управления в церкви, которая была так давно утрачена. Таким образом, это нанесло удар по первому злому шагу великого отступничества; поэтому давайте не будем забывать, что клерикализм, в той форме, которая затем была названа Пресвитерианизмом и Епископализмом, был первым внешним проявлением великого отступничества в управлении церковью, а его первым тайным действием была безбожная амбиция некоторых вождей стать великими среди братьев (2Фес. 2:7).
К отступничеству в управлении Церковью шли шаг за шагом. Отступление от основных правил управления Церковью было пнем дерева, из которого выросло и пустило ветви великое отступничество.
БИБЛЕЙСКИЙ ВЗГЛЯД НА ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Библейским идеалом является то, чтобы местные старшие были слугами Господа и собрания, избранными Господом через голосование собрания не для того, чтобы над ним властвовать, но чтобы служить собранию.
На протяжении большей части Ефесского периода ранней церкви горячая любовь братьев к Господу, Истине и друг к другу выражалась в ревностной миссионерской деятельности, взаимном назидании и оказании друг другу помощи в земных нуждах. Верный надзор Апостолов ограничивал амбиции властолюбивых вождей в доступе к тайникам их сердец. Апостолы предсказывали и предостерегали о большом отступничестве (напр. св. Павел в Деян. 20:28-31), которое, однако, не начало проявляться перед смертью всех Апостолов, за исключением одного – св. Иоанна.
Иоанн описывает первые внешние признаки этого отступничества в связи с узурпацией власти Диотрефом (3Ин. 9,10) [Диотреф – вскормленный Зевсом – сатана]. Просеиватели, на протяжении пяти просевов Иудейской Жатвы, более или менее узурпировали власть. Но эти действия имели место после их отделения от братьев и не содержатся в предсказанном Апостолами большом отступничестве, которое, как предсказал св. Павел, должно было наступить только после его ухода, вероятно в 66 или 67 году, после завершения пяти просевов.
КОНГРЕГАЦИОНАЛИЗМ СКОМПРОМЕТИРОВАН
Около 1589 года в Англии появились Берроуз и Гринфилд, которые начали заменять в секту движение, начатое братом Брауном. Они сделали искажение, которое сделало их учение средним элементом между настоящим Конгрегационализмом и Пресвитерианизмом – собрание могло делать все, что ему хотелось, но старшие могли это заблокировать – таким образом они показали свои склонности к узурпации власти. Несколько позже их взгляд распространялся Джонсоном и Аинсвордом, а также Робинсоном, пастором церкви, из которой вышло много пилигримов, которые поселились в Плимут, Массачусетс в 1620 году. В Америке этот же взгляд на протяжении всего столетия был далеко продвинут в Конгрегационализме Новой Англии Гудвином, Коттоном, Хукером, Дейвенпортом, Матерсами и другими.
Эта закваска была устранена Джоном Вайсом из Ипсвич, Массачусетс (1652-1725), и Натаниелом Эммонсом из Франклина, Массачусетс (1745-1840), которые неопровержимой логикой защищали на основании Библии чистые конгрегационные принципы. Генри Мартина Декстера из Бостона (1821-1890) можно назвать одним из способнейших конгрегационных защитников Конгрегационализма, которому учил Браун. Кроме аргументов, которые уже были приведены в наших журналах Библейское Знамя за март-апрель и май-июнь (пол.; а также укр. ТП №37) на тему Роберта Брауна, заметим следующее: 1. Демократия в собрании исправляет плохое поведение и плохие качества; 2. Собранию могут быть доверены соответствующие функции; 3. Демократия в церквях способствует справедливости. Рассмотрим эти пункты немного шире.
ДЕМОКРАТИЯ В СОБРАНИИ ИСПРАВЛЯЕТ ПЛОХОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Те, кто полагался на внутренние и внешние попытки лишить власти конгрегацию, показывали, как доктрина о демократии в собрании в его автономии и независимости от всех внешних личностей, собраний и религиозных организаций, под руководством Христа, исправляет плохое поведение и недостатки. Безусловно, она обличает и исправляет борьбу за власть, поскольку отсекает ее проявление ровно столько, сколько она проявляется у старшего собрания. Обличает и исправляет плохое поведение епископов, которые властвуют над собраниями и их служителями. В общем, гордость и амбиция тех, которые ведут борьбу за власть, находят в ней постоянное порицание и исправление. Она постоянно протестует против грехов и исправляет их, поступая также в отношении клерикального узурпаторства, властвования, тирании, предрассудков, самовозвышения, угнетения и заблуждений, к которым всегда ведет клерикализм (как противоположность екклезиализма).
Безразличие в отношении истинно духовных дел и интересов, которое всегда появляется в результате клерикализма у тех, которые его практикуют, таким образом получает порицание и исправление. Ограбление, деградация, необразованность, слабость, формализм, мирской дух, прислужничество и проблемы, к которым ведет узурпаторское клерикальное властвование среди тех, которых они себе подчиняют, встречается с сильным сопротивлением и исправляется через право собрания на самоуправление. Эта Богом данная независимость каждого собрания ограничивает и исправляет потенциальных карьеристов, а также тех, кто борется за власть в собрании, отстраняя их от функций и назначая более низкие функции в собрании тем, которые пытаются им руководить.
Любые попытки контролировать хозяйственные дела, выборы и дисциплину в собрании со стороны кого-либо из его членов, официальных или неофициальных, должны отбрасываться и обличаться. Это исправляет небратское поведение тех, кто пытается разрушить, отойти, ограничить или избежать основных принципов демократии в собрании, выраженных в его автономии и независимости.
Непослушание нарушающих принципы еклезиализма и каждое неправильное поведение старшего либо дьякона исправляется. Ленивый старший, безответственный дьякон и ставший безразличным член собрания обличается и реформируется. В дисциплинарном решении, предназначенном для раскаяния, исправляет, а в случае отсутствия раскаяния исправляется зло через исключение его из общества.
Пресвитерианский подход
Пресвитериане, противясь конгрегациональной демократии, говорят, что согласно Библии идеалом должна быть автократия, состоящая из локальных и синодальных старших, избираемых церковью. Защитники прав собрания доказали, что это ошибочно, что Священное Писание учит, что апостольские собрания сами выбирали всех своих служителей, руководили своими собственными делами и применяли свою дисциплину.
Епископальный подход
Епископалиане аргументируют, что управление Церковью находится в руках епископов, которые, как они доказывают, имеют апостольское правопреемство. Однако из Священного Писания ясно следует, что хотя Апостолы получили силу «связывать и развязывать» (Мат. 16:19) в Церкви в целом, они позволяли отдельным конгрегациям действовать автономно.
Обоим этим подходам противоречит тот факт, что определение старший (пресвитер) и епископ (епископос) используются попеременно в Новом Завете (напр. Тит 1:5, сравни с 6-9 стихами).
СОБРАНИЮ МОЖНО ДОВЕРИТЬ ДЕМОКРАТИЧЕСКУЮ ВЛАСТЬ
На утверждение, что собранию нельзя доверить такую власть, ответ звучит, что под руководством Христа можно. Под руководством Христа можно получить лучшие результаты, чем каким-либо другим способом. Утверждение, что применение екклезиализма лишает собрание служения более способных, более опытных и компетентных, профессиональных лидеров, которые находятся в распоряжении в пресвитерианском, епископальном, патриархальном или папском управлении церковью, опровергается простым фактом Главенства Христа, под властью которого екклесия является демократией, обладая автономией и независимостью от всех внешних личностей, собраний или религиозных организаций или лидеров.
- Первые конгрегационалисты показали, что эта доктрина способствует праведности, поскольку признает Божественные распоряжения относительно управления в церкви.
- Подобным образом они показали, что эта доктрина основывается на добрых принципах, оказывает помощь, поскольку признает и подчиняется главенству Христа во всех вопросах, касающихся Церкви. Они использовали это учение, чтобы склонить братьев к такому признанию и принятию Божественного порядка в управлении Церковью, а также к пониманию этого и подчинению братьев Христу, как своему Главе, во всем. Такое поучение дало братьям правильное понимание их различных прав в отношении себя как членов Церкви.
- Эта идея помогла старшим научиться правильному уроку, что они являются служителями, а не господами над собранием, углубляя таким образом их смирение.
ПОУЧЕНИЕ В ПРАВЕДНОСТИ ПООЩРЯЛО ЦЕРКВИ ФУНКЦИОНИРОВАТЬ КАК ДЕМОКРАТИИ
Принцип екклезиализма помог заострить у каждого члена чувство ответственности в разумном сотрудничестве как око и рука Господа в делах собрания. Это имело место при выборе служителей, решении хозяйственных вопросов, соблюдении порядка, прерывании общения с исключенными по определенным причинам, принятии с прощением кающихся или направлении евангелистов.
- Демократия в управлении, которую имели братья, увеличивала братолюбие и заботу друг о друге как членах одного Тела. Эти основные принципы, на которых было основано собрание, поощряли к кротости, долготерпению и терпеливости в отношении различия мнений относительно того, что является волей Господа.
- Независимость и автономное управление собой побуждали собрание к большей любви и защите свободы, которой Христос сделал свободным Свой народ (Гал. 5:1).
- Это помогало увеличить их любовь к самопожертвованию ради других сочленов, чтобы помочь всем признать единство, внутреннее разнообразие и взаимность Тела Христова.
- Это помогало побуждать веру в превосходящую власть Господа во всех вопросах в делах собрания и побуждало к любви и послушанию закону и порядку в церкви.
- Это помогало в оттягивании братьев от мирских порядков в отношении выполнения деятельности церкви, как и в освящении. Каждая церковь поощрялась к тому, чтобы стать «горящей и светящейся свечей» в собственном обществе, а также внешне в евангелической ревности (Ин. 5:35).
- Это помогало побуждать старших к взаимной любви, сочувствию, общению и помощи во взаимоотношениях. Это также было приятным благоуханием благодаря проявлению братьями качеств Духа – приношением желаемых плодов через наставление в праведности.
Эта доктрина вышла за пределы Конгрегационализма и сделала плодоносной «почву» нескольких других деноминаций, таких как баптисты, адвентисты, много лютеранских организаций и других церквей. Мы обращаем напоминание всем нашим братьям: «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5:1). Старшим: исполняйте напоминания 1Петра 5:1-3. Конгрегации: любите, поддерживайте, поощряйте и сотрудничайте со своими старшими и дьяконами так долго, как долго они поступают как ваши слуги во Христе и под Его руководством. Призываем всех к братской любви, долготерпению, пониманию, кротости, заботе друг о друге, взаимной оценке и сотрудничеству. Трудитесь и молитесь от всего сердца до достижения этой цели!
Конгрегационализм и Соединенные Штаты РАННЕЕ влияние религии на Колониальную Америку, особенно влияние Пресвитерианства, Методизма и Конгрегационализма, принесло плоды в устройстве Соединенных Штатов, ставя их во главу демократических государств. Связь между демократией в Церкви и демократией в государстве не осталась без влияния на общественных и политических мыслителей. «Манифест Предназначения», взгляд, что Соединенные Штаты являются государством, избранным Богом, хотя это может быть преувеличенный тезис, однако он отражает чувства тех, которые верили, что эта страна должна была выполнить определенную миссию в этом мире. Эта историческая связь зачастую преувеличивается в современной светской Америке. Далее приводим частичную перепечатку статьи из Библейского Знамени, которая украсит эту тему. |
Влияние Конгрегационализма на Американское Правительство
Другое влияние на американское правительство имела демократическая форма правления церковью, которая применялась на практике многими протестантами – форма конгрегационального руководства. М. Эмили де Левели во Вступлении к книге Оскара Страуса п.н. Генезис Республиканской Формы Правительства Соединенных Штатов написал, что «влияние, которое оказывает религия на человека, настолько глубоко, что его постоянной тенденцией является адаптация государственных институтов к формам, заимствованным из религиозной организации».
Такие формы светской власти как монархия, аристократия и демократия приравниваются к таким видам церковного руководства как епископализм, пресвитерианизм и конгрегационализм. Монархия, форма правительства, в которых власть сосредоточена в одних руках, подобна епископализму, то есть власти одного епископа. Аристократия, власть немногих, подобна пресвитерианизму, власти нескольких старших. Демократия, власть народа, подобна конгрегационализму, власти конгрегации.
Джон Вайс (1562-1725), конгрегациональный духовный, «первый великий американский демократ», был непревзойденным среди колониального клира, замечая связь между властью в церкви и государстве. Его книга (1717 г.) п.н. Оправдание Руководства Церквей Новой Англии, переизданная в 1772 году, пыталась доказать, что «Демократия является Властью Христа в Церкви и Государстве». Со времен Вайса другие писатели замечали эту связь и подтверждали влияние Конгрегационализма на американское правительство. Ниже цитируем несколько примеров.
Клинтон Росситер: «Пуританская теория существования церкви в согласии верующих вела непосредственно к популярной теории происхождения власти по согласию подданных. Доктрина о власти народа, которая признается во многих деревнях в Массачусетс, была в значительной степени секуляризированным и расширенным Конгрегационализмом».
Гарри Стаут: «Конгрегационализм, по своей сути, не признает ни за кем своей суверенной власти. Таким образом, мы утверждаем, что в Новой Англии в тех церквях люди с самого начала проводят демократическую политику, никогда ее так не называя. По сути, мне кажется, что если бы мы остановили обывателя Новой Англии вначале XVII века и вспомнили слово политика, то он знал бы это слово, но инстинктивно подумал бы о политике в Церкви».
Ричард Б. Моррис, профессор американской истории в Колумбийском университете, пишет: «Как церковь, которая была создана людьми, заключившими союз, так и политический порядок формируется как добровольное сосуществование заключивших союз представителей общества – “Мы, Народ” – из Преамбулы к Конституции. Можно проследить непосредственный переход от библейского завета к завету церковному (Конгрегационализму) и конституции, государственной или федеральной».
ОГРАНИЧЕНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
В республике все люди равны перед законом. Каждый гражданин является монархом, а эти монархи своими голосами определяют людей из своего числа, чтобы были их представителями и слугами. Так звучит теория, идеал, но все мы знаем, что она более или менее изменчива. Можно впустую утверждать, что все люди рождаются свободными и равными, когда знаем, что существуют определенные неравенства, которые возникают от происхождения, характера, таланта и силы воли. Однако эта высшая форма правления может быть достаточно оценена только разумными людьми и может принести высочайшее добро только в руках разумных и совестливых людей, подчиненных Божественным распоряжениям. Хотя республика была бы идеальным состоянием для совершенных людей, то так долго, пока человек остается несовершенным, она только частично выполняет условия этого состояния.
Бог, который каждому народу определил (Рим. 13:1-7) форму власти, которая наиболее отвечает их политическим идеалам, развитию и состоянию, мудро не допустил, чтобы все народы, индивидуально и коллективно, имели настолько высоко развитую форму правительства, как Америка в своих отдельных штатах и в целом, то есть как Соединенные Штаты, постольку для некоторых народов такие демократические институты были бы губительными.
Поэтому Он так сделал, чтобы некоторые народы по причине полного отсутствия опыта в политических идеалах, развитии и состоянии имели формы власти абсолютной монархии; чтобы другие народы, немного более опытные в этих аспектах, имели ограниченную монархию, а третьи, более развитые в своих политических идеалах, развитии и состоянии, имели полу-демократическое правительство; чтобы еще более развитые в этих аспектах народы имели почти чистую демократию, а наиболее развитые в этом отношении народы имели чистую демократию, такую, которую имеют Соединенные Штаты.
С точки зрения Божественного «распоряжения» – постановления – здесь будет правильным, чтобы народ, который вырос из формы правительства когда-то подходящей для его условий, изменил форму власти, из которой вырос. Поэтому отстранение Великой Британии от власти и установление собственного правительства из народа, для народа и через народ было со стороны наших друзей правильным не только перед человеком, но и перед Богом.
Правильным является принцип, как Бога, так и людей, что правительство получает свою власть от подчиненных, поскольку народ является политическим союзом многих связанных друг с другом людей, появившимся по причине их общих политических интересов. По этой причине Бог так постановил, чтобы все, кто соглашается на абсолютную монархию, имели ее; те, кто соглашается на ограниченную монархию, имели ее; те же, кто соглашается на полу-демократию, имели ее; а те, которые соглашаются на почти чистую демократию, имели ее; а также те, которые соглашаются на чистую демократию, имели ее.
ФОРМА ПРАВИТЕЛЬСТВА В БОЖЬЕМ ЦАРСТВЕ
Перед лицом опасности, которую несет с собой передача большой власти в руки правящего, и целенаправленности республиканской формы власти людей, через людей и для людей, возникает вопрос, как будет в Божьем царстве? Эти прекрасные власти не будут ни в каком смысле ни республиканскими, ни социалистическими. Это будет монархия. И это даже не будет ограниченная монархия, но имперская и автократическая.
Вместо того, чтобы дать человечеству больше власти и оставить утверждение всего через общее волеизъявление и голосование, царство Мессии поступит наоборот. Оно утвердит закон, будет наказывать каждое его нарушение и укажет людям тот факт, что они не в состоянии надлежаще руководить собой, и что по этой причине Бог постановил установить царство Мессии, чтобы руководить людьми, пока они будут находиться в несовершенном состоянии, поднимая их через реституцию до полного совершенства, когда все будут в состоянии, как это было изначально задумано, быть царями; но в случае неспособности дойти до этой нормы, они будут уничтожены как неисправимые любящие грех.
Постановления этого царства будут более требовательными, чем предписания какого-либо правительства, а свободы людей будут ограничены настолько, насколько будут на самом деле серьезными для многих из тех, кто сегодня громко требует увеличения свободы. Свобода, или позволение делать какую-либо форму зла не будет дано никому. Единственной свободой, которая будет гарантирована каждому, будет истинная и славная свобода сынов Божьих – свобода делать добро себе и другим любыми возможными способами; но ничто не сможет вредить и рушить во всем Святом Царстве (Ис. 11:9; Рим. 8:21). В результате эти власти будут многими восприниматься как суровые, нарушающие все предыдущие обычаи и устои. По причине своей решительности и силы, эти власти символически названы железными – «И будет пасти их жезлом железным».
Иегова, наш Бог, будет Автократом. Его воля будет утверждена на земле, а все, кто не будут с радостью и от всего сердца послушны Его праведным законам, будучи наделены достаточным знанием и способностями, будут отрезаны – умрут второй смертью, их жизнь погаснет навсегда.
ЦАРСТВО МЕССИИ НЕ БУДЕТ ТИРАНИЕЙ
Некоторые с тревогой могли бы спросить: разве это не было бы самое опасное состояние? Разве какой бы то ни было царской семье, пусть бы она даже была благородной и щедрой, можно доверить такую автократическую власть без опасения, что она будет использована для порабощения народа и возвышения властвующих? Разве мы не научились этому из истории прошлых 6000 лет? Разве мы не видим необходимости укрощения и контроля власти царей и властвующих? Разве мы не осознаем все больше необходимость свершения власти обществом?
Если бы царство Христа было такого же рода, как нынешние правительства, действуя на таких же самолюбивых принципах, то оно было бы намного хуже по причине большей власти. Но оно будет основано на других принципах. Принципы справедливости и милосердия будут основанием этого престола, а не несправедливость и самолюбие. А поддержка, как это будет тогда, благодаря мудрости и силе Бога, приведет к хорошим результатам, вечным благословениям для праведных сердец. Вся его власть и вся мудрость его правителей будет совершаться с любовью и справедливо, во благо падшего человеческого рода, ради поднятия к совершенству всех желающих и послушных.
На этом мы завершаем нашу презентацию Конгрегационализма. Нашим намерением не было возвышение одной деноминации над другой. Светское Миссионерское Движение «Епифания», как внеконфессиональное движение, верит, что все те, кто принял спасительную силу Спасителя, Господа Иисуса Христа, оправданы верой, а не через деноминации.
SB №148, ’2000, 41-47; BS №759 ’99, 41-46
Библейское Знамя №49, октябрь-декабрь 2013
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: