ПЕРВЫЙ АД БИБЛИИ

 

ПЕРВЫЙ АД БИБЛИИ

Его отношение к схеме Плана Веков.

Два ада, упоминаемых в Писании. Происхождение слова.

Три определения, их изложение и применение. Десять тезисов, касающихся первого ада.

Исследование Писаний.

 
свидетели иеговы  В Епифаническом томе втором, Creation [„Сотво­рение\”] на стр. 447-538 и в других местах пред­ставлено много подробностей о совершенстве и без­грешности Адама, символически представленного совершенной пирамидой а на уровне Н и поэтому не будем здесь рассматривать этого вопроса. Много подробностей об Аврааме и других патриархах (со­вершенная пирамида в на уровне Н) представлено в Исследованиях Писаний и в пособиях к Епифаническим Исследованиям Писаний. Кроме того мы подробно рассмотрели положение падшего Адама и несовершенного человеческого рода до потопа (пирамида б на уровне Р); мир на уровне порочности — неоправданный (пирамида г на уровне Р — в Епиф. томе 12 — Библия стр. 112-118, 228-269) и в состоянии смерти (Life-Death-Hereafter), [„Жизнь – Смерть – Будущее\”]. Так как положение человека под проклятием, т.е. состояние смерти столь важное, мы исследуем дополнительные под­робности по этому вопросу. В этой главе мы более подробно исследуем те детали об пирамидах б и г, которые касаются всех людей входящих в состояние смерти Адамовой. В следующей главе мы изложим несколько подробностей относящихся к еврейскому народу, плотскому Израилю, в состоянии благодати, в состоянии типического оправдания (пирамида дна уровне П); к неоправданным язычникам (пирамида г на уровне Р); к отверженному еврейскому народу во время скорби (е на уровне П), потерявшему особую Господнюю благодать в течение Евангель­ского века и его возвращения к особой Господней благодати а также к своей земле, подготовки с целью обращения его и возвышения как ведущего народа на земле в Тысячелетии (несовершенная пирамида ч). В шестой главе мы рассмотрим состо­яние представленное тенью — „смерть вторая\”, истребление неисправимых.

Давно обсуждаемый вопрос „ада Библии\” досто­ин тщательного изучения. Те, что отрицают сущес­твование ада, будут несколько удивлены узнав, что в Писании упоминается о существовании двух адов. Это очевидно из Откр. 20:13,14, где сказано, что „смерть и ад повержены в озеро огненное\”. Почти все толкователи Библии единодушно соглашаются друг с другом, утверждая, что „озеро огненное\” — это ад. Как же тогда можно ввергнуть один ад во второй (в озеро огненное), если существует только один ад? Это место отчетливо касается двух отдель­ных адов. Мысль о том, что один ад ввержен во второй, окажется бессмысленной, если существует только один ад, как и история о змее, который начал проглатывать самого себя, пока он оконча­тельно не исчез в собственной глотке!

Древнееврейские и греческие слова, которые переводятся на наш русский язык словами ад и преисподняя, тоже свидетельствуют о том, что Библия говорит о двух адах. Слово ад встречается в Ветхом Завете 31 раз (в английском переводе Биб­лии) и в каждом случае в древнееврейском языке употреблено слово шеол. Слово шеол переведено тоже 31 раз словом гроб (могила) и 3 раза словом яма в английском авторизованном переводе Биб­лии. Слово шеол выражает идею двух адов, и это явно из многих мест ветхозаветных Писаний. Мы цитируем два из них, которые ясно свидетельствуют об этом: „Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление\” (Пс. 15:10). Слово шеол употреблено здесь для обозначения пер­вого ада — т.е. того состояния, из которого воз­можно еще возвращение. Однако в книге Иова 7:9 слово шеол употреблено для обозначения второго ада, т.е. того состояния, из которого уже невозмож­но возвращение: „Редеет облако, и уходит; так нис­шедший в преисподнюю не выйдет\”. По мере того, как будем исследовать Писания, мысль эта будетвсе более уясняться нашему вниманию.

Греческое слово гадес встречается 11 раз в Но­вом Завете; десять раз оно переведено словом ад (в англ, переводе Библии), а один раз словом гроб. В силу взаимосвязей и обстоятельств, в которых упо­треблено греческое слово гадес, следует, что оно обозначает состояние, из которого еще возможно возвращение. Оно соответствует древнееврейскому слову шеол в смысле первого ада. Это следует хотя бы из того факта, что Апостолы пользовались сло­вом гадес для перевода древнееврейского слова ше­ол, когда они цитировали Ветхий Завет: Д.Ап. 2:27; 1 Кор. 15:54,55, имея в виду места Пс. 15:1О; Ис. 25:8; Осии 13:14. Это, что возвращение из состояния гадес возможно, явно из исследования нескольких мест Писания, в которых оно встречается напр. Д.Ап. 2:27; Откр. 1:18; 2О:13;. Итак, греческое слово гадес обозначает первый ад Библии.

Греческое слово геенна встречается 12 раз в Новом Завете и тоже переводится словом ад. Геенна — это греческая форма древнееврейского выраже­ния „долина Еннома\”, которая расположена вне Иерусалима и служила местом сточных вод и сжи­гания городского мусора. Как соответствует этот об­раз для иллюстрации полной и окончательной погибели, уничтожения (более подробное толкова­ние значения слов: гадес, шеол, геенна см. в Life-Death-Hereafter, гл. 5). Слово ад в смысле гре­ческого тартароо употребляется только однажды в Новом Завете, но оно касается весьма ограниченных условий и положения падших ангелов и потому мы не станем здесь обсуждать этого (более подробное толкование этого вопроса в книге Life-Death-Hereafter, гл.6)

Существуют три взгляда на ад: (1) ад – – это огромная бездна огня и ужаса, где грешники под­вергаются вечным мучениям; (2) ад — это место, в котором существуют два отделения: одно – это то, о котором упомянуто выше, в нем место для греш­ников; второе – называется раем, место блаженства для праведных; куда якобы непосредственно после смерти вошли Иисус и вор (злодей), висевший на кресте, а также и другие; (3) первый и второй ад -это положения бессознательности, забвения, гибель, это вообще не место. В соответствии с этим взглядом, выражение первый ад употребляется для обозначения положения забвения, бессознательнос­ти, в котором окажутся потомки Адама после смер­ти в результате его грехопадения, но существует надежда возвращения, т.е. выхода из этого положе­ния через воскресение; выражение второй ад упо­требляется для обозначения полного уничтожения тех, кто совершает добровольные грехи вопреки свету Истины, это состояние, в котором не имеется надежды на возвращение.

Лучший метод, который нам известен для опре­деления правильного взгляда, состоит в исследова­нии Писаний, которые касаются ада, и посмотреть, какое из трех приведенных выше определений наи­более подходящее во всех этих случаях. Если ка­кое-то определение соответствует в одном случае и противоречит в других, то такой взгляд нельзя счи­тать правильным. Когда же одно из этих определе­ний оправдывается в каждом случае, то мы можем быть вполне уверенными, что это правильное опре­деление. Вот метод, который мы будем соблюдать в этих размышлениях.

Изучая случаи употребления слов шеол и гадес, читатель понужден обратить внимание на смысл каждого места, если бы слова шеол и гадес перево­дились в каждом случае словами огонь адский, место мучений или место блаженства, а затем заме­тить, будет ли правильным и будет ли соответство­вать контексту, перевод этих слов выражением забвение. Мы сгруппируем места Писания, касаю­щиеся первого ада под отдельными заглавиями, чтобы помочь более ясно представить себе и понять предмет и чтобы убедиться, согласуется ли он с тремя определениями, которые изложены выше. В приводимых цитатах Писания мы оставляем слова шеол и гадес не переведенными, чтобы нам ясно видеть, какие слова употреблены в древнееврейском и греческом текстах.

Обратим прежде всего внимание на Пс. 54:16, в котором говорится, что грешники (злодеи) сойдут в первый ад. Праведный Давид, муж по сердцу Божи­ему, молится: „Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в шеол; ибо злодейство в жилищах их, посреди их\”. Если ад — это место мучений, то ни один праведник не будет молиться такой молитвой, потому что тогда окажется, что у него не было истинной любви к своим врагам (Матф. 5:44). Мо­литва его не окажется правильной, если мы станем придерживаться упомянутого выше второго взгляда на ад, потому что и он утверждает, что грешники будут мучиться в аду. Если мы станем рассматривать эту молитву с третьей упомянутой выше точки зрения, т.е. что ад является состоянием бессозна­тельности, забвения, то тогда только эта молитва окажется правильной и только в тех, особо грешных, порочных случаях, как например Нерон, кото­рый убил свою мать и одну из своих жен, который сжигал христиан в своих садах в качестве факелов, насмехаясь над их стонами. Чем скорее умирает такой грешник, тем лучше это для него и для каж­дого из окружающих. Это же можно сказать и по отношению к Гитлеру, который погубил в газовых камерах семь миллионов Поляков и пять миллионов Евреев, который истребил бесчисленные количества людей в своих героических(?) завоеваниях. Чем бы он скорее умер, тем лучше было бы для всего мира, как и для него самого, когда он воскреснет.

В 3 Цар. 2:6,9 Давид повелевает Соломону, как поступить по отношению к полководцу Иоаву, кото­рый не только вероломно убил двух полководцев — людей праведных, но который пытался даже Соло­мона лишить права наследовать престол Израиля. Он говорит: „Поступи по мудрости твоей, чтобы не отпустить седины его мирно в преисподнюю [шеол]\”. Таким образом, Давид указывает, что грешник, когда умирает, отправляется в преисподнюю [в шеол]. Трудно думать, чтобы Бог поместил такого человека в место блаженства. Здесь можно воспо­льзоваться только первым и третьим определением, а третье фактически является самым лучшим, пото­му что Давид, муж по сердцу Божиему, дал такое повеление.

Далее обратим внимание на некоторые места Писания, которые указывают, что в первый ад от­правляются как хорошие (праведные), так и греш­ники. В Бытие 37:35 мы читаем: „И собрались все сыновья его [Иакова] и все дочери его, чтобы уте­шить его; но он не хотел утешиться, и сказал: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю [шеол]. Так оплакивал его отец его\”. Конечно, праведный Иаков не мог бы ожидать, что отправится в место мучений. Он говорит нам, что он тяжко страдал в этой жизни, которая привела его к состоянию смерти; эти скорби и страдания не могли, однако, привести его в райское отделение ада, потому что в этом случае он радовался бы от того, что соединит­ся с Иосифом уже в блаженстве! Данному случаю наиболее соответствует третье определение, потому что если бы Иаков ожидал, что окажется в состоянии бессознательности, он был бы действительно печален при мысли, что он окажется в таком состо­янии вместе со своим сыном Иосифом. Вот что го­ворит еще Иаков о Вениамине: „Не пойдет сын мой с вами [своими братьями, в Египет]; потому что брат его умер …, то сведете вы седину мою с пе­чалью во гроб [шеол]\” (Бытие 42:38; то же выраже­ние еще в 44:29,31). И этому случаю не соответствует первое определение, потому что праведный Иаков не мог отправиться в место мучений; здесь не под­разумевается также и место блаженства, потому что в таком случае он не говорил бы о скорбях, при­ближающих его к могиле [к шеолу]. Только третье определение соответствует этому случаю, т.е. что шеол — это состояние бессознательности, которого Иаков ожидал, когда умрет.

Праведный Иов (Иова 14:13) молится: „О, если бы Ты в преисподней [в шеоле] сокрыл меня, и укрывал меня, пока пройдет гнев Твой, положил мне срок, и потом вспомнил обо мне!\”. Конечно, он не молился о том, чтобы оказаться в месте мучений. Он не молился также и о том, чтобы оказаться в месте блаженства, где у него могло бы быть много соучастников, потому что он хотел, чтобы сохранить себя в тайне. Однако мы знаем, что он слишком любил общество, чтобы мог быть счастливым в оди­ночестве. Он, очевидно, хотел оставаться в укрытии, в тайне, в изоляции состояния смерти [шеол], т.е. в состоянии бессознательности, пока не минует гнев Божий, изливающийся на род человеческий, только после этого он мог ожидать, что пробудится и воз­вратится к жизни. Итак, этому стиху соответствует только третье определение. Далее поразмыслим над стихом Иова 17:13: „Если бы я и ожидать стал, то преисподняя [шеол] дом мой; во тьме постелю я по­стель мою\”. Иов, конечно, не предполагал, что отправится в место мучений; если же он предпола­гал бы, что отправится в место блаженства, тогда он не назвал бы его тьмою. Следовательно, забвение, бессознательность является единственным определе­нием, которое наиболее правильно толкует этот стих. Иов свидетельствует о том, что ему необходи­мо ожидать дня воскресения, а до этого дня он будет пребывать в шеоле, в состоянии смерти, как в своем доме, и это будет тьма, это будет состояние бессознательности. Естественно, что там не будет мучений, но там не будет и блаженства.

Следующее место — это Пс. 15:10: „Ибо Ты не оставишь души моей в аде [шеол] и не дашь свято­му Твоему увидеть тление\”. Прочтем также Д.Ап. 2:27,31. Давид говорит здесь в духе пророчества о нашем Господе Иисусе. Душа Иисуса была в преис­подней в течение какой-то части трех дней. Бог не только даровал Ему обетование пробуждения из мертвых, т.е. выхода из преисподней (гадеса, шеола), но Он обещал Ему также, что плоть Его не подвергнется тлению, что было для Него утешением в страданиях. Немыслимо, чтобы Иисус оказался в месте мучений, вот поэтому первое определение сразу же следует отвергнуть. Он не находился также и в другой части ада, в состоянии блаженства, которое известно нам под названием рая. Существу­ют три рая, о которых речь в Писании: (1) Едемский сад (Бытие 2:8); (2) вся земля в течение Тысячелетия (Иезек. 36:35,36); и (3) место пребывания Божьего (Откр. 2:7); первых два не существовали тогда, когда Иисус умер на кресте, а в третий Он еще не входил в течение 4О последующих за воскресением дней (Д.Ап. 1:3,9; Евр. 9:24). Вот поэтому третье опреде­ление ада является наиболее верным, Иисус пребы­вал в состоянии забвения, в состоянии бессознатель­ности (1Фесс. 4:14) в течение части трех дней.

Некоторые приходят к выводу, что доказатель­ством в пользу того, что Иисус был в раю в период между смертью и воскресением, является место Луки 23:42,43: „И сказал [умирающий злодей] Ии­сусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Цар­ствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю\”. Пытаясь найти правильное понимание этого места, обратим внимание на то, о чем просил разбойник (злодей), а он просил о том, чтобы Иисус вспомнил о нем, когда Он придет в Свое Царство. Но Иисус в тот день еще не вступал в Свое Царство, Он и не обещал злодею, что он будет с Ним в раю в тот день. На­против, Иисус пообещал ему только в тот день, а исполнит его тогда, когда Он превратит всю землю в рай. Итак, умирающий разбойник (злодей) будет с Иисусом в раю, и несомненно, он окажется победи­телем в то время. В английском авторизованном переводе Библии (и в русском переводе) в Луки 23:43 неправильная пунктуация. Это место следует правильно читать следующим образом: „Истинно говорю тебе ныне же, будешь со Мною в раю [когда рай будет восстановлен]\”.

Пс. 85:13: „Ибо велика милость Твоя ко мне; Ты избавил душу мою от ада преисподнего [от шеола]\”. Здесь нет ни малейшего намека на то, что Давид находился в месте мучений, нельзя даже подумать, что так могло бы быть. К этому стиху нельзя при­менить второго определения, потому что Давид не славил бы Господа за избавление из места блажен­ства в шеоле. Следовательно, наиболее соответству­ющим является третье определение. Мы не ошибем­ся, если станем утверждать, что Давид олицетворяет здесь нашего Господа Иисуса, как он делает это во многих из своих псалмов. Мир человечества погру­жается во временный сон смерти, из которого будет пробуждение; но так как Иисус был заменителем за грешника (Адама), смерть Его должна означать выс­шую меру наказания за грех, из которого Отец по Своей благодати и силе освободил Его. Вот поэтому слова „ада преисподнего\” находят особую примени­мость в этом случае.

Ис. 38:10: „Я сказал в себе: в преполовение дней моих должен я идти во врата преисподней [в шеол]; я лишен остатка лет моих\”. Это слова благочестиво­го царя Езекии. По-видимому жизнь его прерыва­лась в половине дней, так и не достигнув полноты их, вот поэтому он говорит здесь о „преполовении\” (преждевременном умирании), восклицая: „… до­лжен я идти во врата преисподней (в англ. перев. Библии — „сойти в могилу\”) т.е. должен пройти че­рез страдания, которые приведут меня в шеол. „Я лишен остатка лет моих\”, т.е. я умираю прежде вре­мени. Будучи благочестивым царем, Езекия не мог бы ожидать, что окажется в аду мучений, а потому и первое определение не соответствует этому слу­чаю; и второе тоже не соответствует. Третье же соответствует более и лучше всего. Езекия сознавал в своей болезни, что он окажется в состоянии забве­ния и бессознательности, но наш Господь избавил его весьма милостиво. Наше третье определение, кажется, лучше всего соответствует всем местам Писания, которые мы только что прочли. Все они свидетельствуют о том, что и благочестивые тоже нисходят в преисподнюю, в ад.

Затем поразмыслим над рядом мест, которые го­ворят нам о делах, низводящих людей в первый ад. 1 Кор. 15:55,56 говорит нам о том, что прежде всего грех низводит человека в ад: „Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Жало же смерти -грех; а сила греха — закон\”. Это место является цитатой заимствованной из книги пророка Осии 13:14. Толковать ее будем ниже в связи с другими обстоятельствами.

Смерть тоже повергает людей в ад. Места 2 Цар. 22:6 и Пс. 17:6 звучат почти одинаково: „Цепи ада [шеола] облегли меня, и сети смерти опутали меня\”. Мы встречаемся здесь со случаем, известным под названием сравнительного параллелизма. В древне­еврейской поэзии употребляется ритм мыслей (вместо ритма слов как напр. в английском и рус­ском языках), одна и та же мысль повторяется дру­гими словами. Поэтому и последнее предложение в этой цитате из Библии обладает тем же значением, что и первое. Первое из выше упомянутых опреде­лений ада не соответствует этому случаю, потому что Давид не мог ожидать, что окажется в месте мучений, когда умрет, но он не мог бы тоже печа­литься из-за того, что окажется в райской части ада, состоящего из двух отделений. Третье опреде­ление – состояние бессознательности, забвения — является единственным, которое соответствует этому случаю, находясь в полной гармонии с параллельной мыслью: „Сети смерти опутали меня\”. Скорби, которые приводят к смерти, Давид пережи­вал в ту пору.

Бедствия тоже низводят человека в первый ад. Пс. 87:4: „Ибо душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней [к шеолу]\”. Здесь опять не соответствует первое и второе опре­деление ада по тем же причинам, которые изложе­ны выше. Выражение „жизнь моя приблизилась к преисподней [к шеолу]\” параллельно выражению „душа моя насытилась бедствиями\”; итак, оба эти выражения означают одно и то же, как это свой­ственно параллелизму древнееврейской поэзии. Ионы 2:3: „К Господу воззвал я в скорби моей, — и Он услышал меня; из чрева преисподней [шеола] я возопил, – – и Ты услышал голос мой\”. Конечно, Иона не находился в месте вечных мучений. Он не был и в месте блаженства, потому что он не огор­чался бы. Он находился во чреве большой рыбы [кита]; и мог бы оказаться в состоянии забвения, погибели, смерти, если бы он не был освобожден. Находясь во чреве большой рыбы, он действительно очень страдал, но он был освобожден в свое время, так и не пережив состояния смерти; он же говорит нам, что Бог услышал его голос. Итак, третье опре­деление наиболее соответствует этому месту.

Далее, в Пс. 114:3 говорится, что болезни (боль) тоже низводят человека в первый ад: „Объяли меня болезни смертные, муки адские [шеол] постигли ме­ня; я встретил тесноту и скорбь\”. Здесь опять выра­жение „болезни смертные\” параллельно выражению „муки адские [шеол]\”. Давид, муж по сердцу Божиему, не имел в виду того, что ему предстоит отправиться в место мучений в аду; он не имел в виду также и места блаженства, потому что там не будет болезней (боли); чтобы понять этот параллелизм, т.е. одну и ту же мысль, повторенную разными сло­вами, воспользуемся опять третьим определением. Он говорит о таких болезнях (болях), которые приводят человека в состояние смерти, в состояние бессознательности; они соответствуют „мукам ад­ским\”, которые постигли Давида. Несомненно, он испытал „тесноту и скорбь\”, что дополнительно под­черкивает цитированное место.

Четвертый ряд мест Писания указывает нам на ту мысль, что в ад нисходят вместе со смертью и уходят из ада вместе с воскресением. 1 Царств 2:6: „Господь умерщвляет и оживляет, низводит в пре­исподнюю и возводит\”. Здесь на лицо двойной па­раллелизм. Господь умерщвляет — это выражение параллельно другому: низводит в преисподнюю (могилу, шеол); затем: Господь … оживляет, — это выражение параллельно другому: и возводит. Этот двойной параллелизм свидетельствует о том, что ад — это противоположность жизни: вот поэтому в преисподней [в шеоле] нет сознания, нет мучений и нет блаженства; мертвые так и останутся мертвыми, доколе они не восстанут из могилы в день воскресе­ния. Этот стих свидетельствует о том, что в ад нисходят вместе со смертью, и уходят из ада в мо­мент воскресения. Ниже следующие четыре места свидетельствуют только о том, как нисходят в ад. Иова 17:16: „В преисподнюю [в шеол] сойдет она, и будет покоиться со мною во прахе\”. Иов говорит о тех, что нисходят в шеол (здесь это слово переведе­но словом преисподняя). Они нисходят в шеол, там они окажутся в заключении; они окажутся там од­новременно с Иовом и будут покоиться во прахе, но это не будет место мучений, это не будет и место блаженства, а просто состояние несознательности. Итак, и в этом случае наиболее подходящим явля­ется третье определение.

Притчи 7:27: „Дом ее — пути в преисподнюю [шеол], нисходящие во внутренние жилища смерти\”. Здесь также налицо параллелизм. Дом блудницы -это путь, которым многие идут в погибель [в шеол] и еще быстрее во внутренние жилища смерти. И так, нет блаженства в шеоле, но там нет и мучений. Единственное определение, которое соответствует этому случаю — это состояние бессознательности. В Притчах 5:5 содержится весьма похожая мысль. Упоминая о блуднице, Соломон говорит: „Ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преиспод­нюю [шеол]\”. Так как эта мысль весьма похожа на мысль стиха Притчи 7:27, мы не станем объяснять ее. Притчи 9:18: „И он не знает, что мертвецы там, и что в глубине преисподней [шеола] зазванные ею\”. Здесь опять та же мысль: кто посещает места блуд­ниц ради нечестных целей, тот мертв, потому что гость их на путях к преисподней. Это место не ука­зывает ни на мучения, ни на блаженство. Оно про­сто свидетельствует нам о том, что эти люди, как будто бы, находятся в глубине шеола, в глубоком состоянии бессознательности мертвых.

Переживания Иисуса в этом отношении изло­жены в Д.Ап. 2:25-32: „Ибо Давид говорит о Нем: \”видел я пред собою Господа [Иегову] всегда, ибо Он одесную меня [Иисус всегда одесную Бога; Он всегда предоставляет Богу главное место в Своем сердце, уме, душе и силе], дабы я не поколебался [Иисус никогда не поколебался в Своей стойкости по отношению к Богу, Он и не допустит, чтобы что-то лишило Его благоволения Божьего или Его призвания]; от того возрадовалось сердце мое, и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании [в английском исправленном переводе Библии – в безопасности], ибо Ты не оставишь души моей в аде [гадесе – Иисус победил ад, совер­шив Свое посвящение до смерти, и Отец даровал Ему великую радость, воскресив Его из мертвых. Сейчас Он с Отцом на престоле, согласно обеща­нию] и не дашь святому Твоему увидеть тления [Бог даровал Иисусу дополнительное подкрепляющее заверение по отношению к Его человеческой приро­де]; Ты дал мне познать путь жизни [посредством Божьего Слова Истины, так что Он во плоти спосо­бен был познать пути жизни (правильный перевод с греч. яз. мн. „пути жизни\” — смотри укр. Библия); напр., высокое призвание Его было доступно Его пониманию, как один из путей жизни]; Ты испол­нишь меня радостью пред лицом Твоим [благоволе­ние Божие наполняло Его радостью и не только тогда, когда Он был во плоти, но и после того, как Он воскрес из мертвых; лицо Божие символизирует благоволение Божие]\”.

„Мужи братья! — добавляет далее Петр (Д.Ап. 2:29-32) да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня; Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на пре­столе его, Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде [гадесе], и плоть Его не видела тления. Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели\”. Двенадцать апостолов пос­тоянно свидетельствовали об этом факте в своем служении, доказывая, таким образом, что Бог выпо­лнил Свое обетование, дарованное Иисусу, когда Он был во плоти, Он выполнил его, когда Иисус вос­крес из мертвых и достиг вечной славы. За это и будем прославлять и благодарить Бога во веки веков. Часть этого места, которая говорит об аде [гадесе], заимствована из Пс.15:1О, над ней мы уже размышляли выше, поэтому мы не станем повто­рять здесь объяснений трех определений. Это место весьма ясно свидетельствует о том, что в ад нисхо­дят вместе со смертью, и уходят из ада в момент воскресения из мертвых. Стих Иова 14:13 мы уже рассматривали во втором ряду мест Писания, он тоже изображает ту же мысль. Все места Писания в этой четвертой серии ясно указывают на то обстоя­тельство, что из трех взглядов на ад самым лучшим является тот, который убеждает нас, что ад — это состояние бессознательности.

Наша пятая серия мест Писания указывает на тот факт, что ад является противоположностью жизни. Многие из упомянутых выше мест тоже сви­детельствуют об этом. Обратим внимание на место Иова 21:13: „Проводят дни свои в счастии, и мгно­венно нисходят в преисподнюю [шеол]\”. Здесь опи­сан курс преуспевания некоторых, которые еще не являются народом Божиим, и дни, в которые они живут, противопоставляются шеолу. Итак, шеол изображается, как противоположность жизни. Сле­довательно, и в этом случае уместно лишь третье определение. Пс. 29:4: „Господи! Ты вывел [избавил] из ада [из шеола] душу мою и оживил меня, чтобы я не сошел в могилу\”. Этот стих свидетельствует нам о том, что оставаться вне шеола — значит сох­ранить жизнь. Следовательно, шеол должен быть состоянием, в котором нет жизни, если оставаться вне шеола — значит сохранить жизнь. Если это так, тогда ни первое, ни второе определения не соответ­ствуют этому стиху; там [в шеоле] нет ни мучений, ни блаженства. В Пс. 88:49 изложена подобная мысль: „Кто из людей жил, и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней?\”. Псалмо­певец говорит здесь, что живущие должны умереть и что смерть — прямая противоположность жизни. Вопрос его: „Кто … избавил душу свою от руки преисподней [шеол]?\” – означает, что жить — это не пережить смерти, а быть в шеоле — значит быть мертвым. И если кто-то умер, т.е. оказался в состо­янии несознательности, он не может подвергаться мучениям, но и не в состоянии испытывать блажен­ство. Вот поэтому третье определение является единственным для толкования этого стиха. В От­кровении 6:8 читаем: „И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад [гадес] следовал за ним, и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными\”. Язык здесь, как и в остальной части книги Откровения, весьма символичен. Всадник, сидящий на бледном коне, — смерть; и ад непосредственно следует за ним, так что всякий умирающий тотчас же попадает в ад [гадес]. Если смерть вводит человека в гадес, или шеол, то он не может подвергнуться мучениям, не может и испытывать блаженства; вот поэтому третье определение наиболее соответствует толко­ванию этого стиха. Три места в этом ряду мест Св. Писания свидетельствуют о том, что в гадесе или шеоле нет жизни, ад это состояние несознатель­ности, а поэтому в нем нет ни мучений, ни бла­женства. Ад это противоположность жизни.

Далее, мы приближаемся к шестому ряду мест, которые описывают условия, существующие в аду. Мы уже обращали внимание на места: Иова 14:13 и Иова 17:13 — во втором ряду мест Писания, кото­рые доказывают, что и благочестивые, как и греш­ники отправляются в первый ад. Но эти места ука­зывают нам также и условия, существующие в аду; первый указывает на состояние сокровенности, тайны, второй — на необходимость находиться во тьме. Вот поэтому два первые определения не соот­ветствуют этому месту, потому что ни тайна, ни необходимость находиться во тьме не могут удо­влетворять требованиям места мучений или блажен­ства. Им удовлетворяет только третье определение — состояние забвения. В Пс. 6:6 читаем следующее: „Ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе [шеол] кто будет славить Тебя?\” Праведный Давид безусловно не отправится в место мучений, но если бы в шеоле было место блаженства и если бы он был в нем, он должен был бы благодарить Бога за него, но в смерти (Д.Ап. 2:29) он не был в состоя­нии помнить о Боге а находясь в шеоле он неспо­собен был благодарить Его; Давиду необходимо пре­бывать в состоянии несознательности, пока он не пробудится в воскресении. Итак, верно единственно третье определение.

В Пс. 30:18 читаем: „Господи! да не постыжусь, что я к Тебе взываю; нечестивые же да посрамятся, да умолкнут в аде\”. Праведный Давид молится здесь о том, чтобы нечестивые умолкли в аде [шеол]. Если бы нечестивые мучились в аде, они не могли бы молчать, наоборот, они кричали бы ужасно и страшно. Будучи нечестивыми, они конечно, не мо­гут быть в месте блаженства в шеоле. Поэтому и в этом случае оправдывается третье определение пото­му, что нет надежды на истину или на какое-то другое познание и следовательно нет выхода из посрамления пока они находятся в состоянии смер­ти. Еккл. 9:10: „Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле [шеол], куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни зна­ния, ни мудрости\”. Этот текст касается души, пото­му что она является подлинной личностью. В шеоле ей нечего делать, потому что шеол — это место, где не планируют, где нет знания, нет мудрости (нет тактичного и полного надежды использования истинного знания, с хорошими результатами). Дей­ствительно, такое состояние нельзя приписывать сознательному состоянию. Напротив, оно представ­ляет собой состояние бессознательности, забвения, но если это так, тогда в шеоле нет мучений. Душа отправля­ется в место, где нет надежды, где нет истины, где нет ничего. Это состояние забвения, пробуждение от которого наступит тогда, когда Христос установит Свое славное Царство.

В Ис. 38:18,19 благочестивый царь Езекия гово­рит: „Ибо не преисподняя [шеол] славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою. Живой, только живой прославит Тебя, как я ныне\”. Он полагал, что умрет, вот поэтому и серьезно молился о продлении жиз­ни, обосновывая свою молитву тем, что в шеоле, в состоянии смерти нельзя прославлять Иегову и нельзя уповать на Его истину. Это место ясно ука­зывает, что шеол — это состояние несознательнос­ти, а потому там не может быть ни мучений, ни блаженства.

Исследуем еще и другой ряд мест Писания, седьмой, который покажет нам, что шеол и гадес соответствуют погибели, но ни в коем случае они не сохраняют человека в состоянии блаженства или мучений. Иов. 26:6: „Преисподняя [шеол] обнажена пред Ним, и нет покрывала Аваддону\” [Откр. 9:11 -„ангел бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион (Губитель)\”]. Здесь опять мы встречаемся с древнееврейским параллелизмом. Параллель здесь между адом [шеолом] и погибелью, вот поэтому в аде не может быть ни мучений, ни блаженства. Если шеол соответствует погибели (разрушению), то третье определение является един­ственно правильным. И в Притчах 15:11: „Преиспод­няя [шеол] и Аваддон открыты пред Господом, тем более сердца сынов человеческих\”, та же параллель между адом и погибелью, а потому в аде нет ни му­чений, ни блаженства. Единственно подходящим определением является третье, т.е. забвение. В Притч. 27:20 читаем: „Преисподняя [шеол] и Аваддон — ненасытимы; так ненасытимы и глаза человечес­кие\”. Точно так же, как алчные никогда не удовлет­воряются тем, что приобретают, так и ад, упоминае­мый здесь параллельно погибели [Аваддон], тоже никогда не удовлетворяется, потому что он никогда не может наполниться. В нем постоянно имеется свободное место для приходящих. Так как ад [шеол] и погибель [Аваддон] изображены здесь параллель­но друг другу, то ад не может быть состоянием мучений или состоянием блаженства. Вывод из всех этих мест очевиден: ад должен быть состоянием разрушения, забвения, потому что он сочетается с гибелью, следовательно, он не в состоянии сохра­нять человека в состоянии мучений или блаженства. Восьмой ряд мест свидетельствует о том, что шеол губит тех, кто попадает в него. Прочтем пре­жде всего Втор. 32:22: „Ибо огонь возгорелся во гневе Моем, жжет до ада преисподнего [шеол], и поедает землю и произведения ее, и попаляет осно­вания гор\”. Здесь упоминание об огне, но не о бук­вальном огне. Контекст свидетельствует о том, что это огонь ревности Божией, это гибель, производи­мая Его гневом; поэтому далее говорится (Втор. 32:24,25): „Будут истощены голодом, истреблены горячкою и лютою заразою … отвне будет губить их меч, а в домах ужас …\” Огонь — это образ для представления гнева Божьего; этот образ употреб­ляется и в других местах, например, Иерем. 15:14; 17:4; Плач Иерем. 4:11; Иезек. 21:31; Соф. 3:8; Евр. 12:29. Мы не высказываем предположений относи­тельно того, как исполнилось это пророчество; Ап. Павел, говоря, по вдохновению Духа Святого (Рим. 10:19,11), касается Втор. 32 и относит его к плот­скому Израилю, а также и скорби, которая постигла его как народ, когда он отверг Иисуса и когда, в свою очередь, он оказался отверженным Господом (Мат. 23:38). Апостол Павел заявляет, что ярость Господня постигла его до предела (1 Фес. 2:16). Гнев Божий возгорелся против него и продолжал гореть против него, доколе они, как народ, не по­страдали до предела за свои национальные грехи. Однако за этим временем ярости последует время благословений Божиих (Втор. 32:36-43; Рим. 11: 26,27). После того, как мы правильно истолковали это место, мы можем видеть, что оно не утверждает, будто шеол является местом мучений или местом блаженства, но оно так и остается в гармонии с мыслью о том, что шеол является состоянием заб­вения.

Иова 24:19 „Засуха и жара поглощают снежную воду; так преисподняя [шеол] — грешников\”. Подо­бно тому, как засуха и жара обращают в пар снеж­ную воду, так и шеол разрушает грешников — все человечество, особенно злодеев, которые торопятся навстречу своей смерти, и если они подверглись раз­рушению (а не сохранились), то они уже не могут мучиться или испытывать блаженство; так един­ственное определение, соответствующее данному случаю, — бессознательность. Пс. 48:15: „Как овец, заключат их в преисподнюю [шеол]; смерть будет пасти их, и на утро праведники будут владычество­вать над ними; сила их истощится; могила — жили­ще их\”. Здесь опять мы встречаем подобное описа­ние. Нам говорится, что, подобно овцам, которых заключают в преисподнюю [в шеол], так и смерть пожирает людей, и они лишаются сознания. Поэто­му они не наследуют блаженства и не подвергаются мучениям, как и овцы, которые не испытывают бла­женства и не страдают от мучений. Третье определе­ние, забвение, бессознательность, является един­ственным из трех, которое удовлетворяет этому месту. Праведными являются Христос и Церковь, в утро Тысячелетия они будут заботиться о Царстве, кото­рое будет по всему миру, включая и тех, что нахо­дятся в шеоле, ибо тогда они, как цари и священни­ки, облекутся властью благословлять сынов челове­ческих. Истощится „сила\” тех, которые нисходят в шеол, покинув место земного обитания т.е. они не будут больше существовать. Они не будут испыты­вать ни мучений, ни блаженства, потому что, как утверждает это место, они погибнут. Пс. 14О:7: „Как будто землю [в англ, перев. Библии — „как будто дрова на земле …\”] рассекают и дробят нас; сыплют­ся кости наши в челюсти преисподней [шеол]\”. Различные условия, которые приводят в состояние смерти, выражены здесь с помощью следующего об­раза: кости сыплются в уста могиле, причем они разламываются на куски, гибнут подобно срубленно­му дереву. И в этом стихе нет ничего, что подтвер­ждало бы мысль, будто шеол является состоянием мучений или блаженства. Этому стиху соответствует третье определение.

Притчи 1:10-12: „Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся; если будут говорить: „иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстере­жем непорочного без вины, живых проглотим их, как преисподняя [шеол], и – целых, как нисходящих в могилу\”. Таково содержание языка убийц, которые хотели бы быстро погубить свои жертвы и потерять их из вида, точно так же, как и смерть проглатыва­ет и губит тех, кто попадает к ней. Ни страдания, ни блаженство не ожидают их в шеоле. Использо­ванный образ ясно указывает на действительность третьего определения — бессознательность, забвение. Притчи 30:15,16: „Вот три ненасытимых, и че­тыре, которые не скажут: „довольно!\” Преисподняя [шеол] и утроба бесплодная, земля, которая не насыщается водою, и огонь, который не говорит: „довольно!\” Шеол, как состояние бессознательности, забвения, никогда не удовлетворяется, потому что он никогда не наполняется. Он не может быть пере­полненным, потому что он губит всех, входящих в него.

Песни Песней 8:6: „Люта, как преисподняя [шеол] ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она — пламень весьма сильный\”. Ревность в своей жес­токости губит счастье тех, против кого она направ­лена, часто она губит их жизни, она действует так, как преисподняя [шеол] по отношению к каждому, кто оказывается в ее сфере. Придерживаясь этого образа, увидим, что стрелы ревности подобны злу проклятия, которое низводит человека в шеол. Это огненные стрелы, это пагубные вещи, потому что огонь разрушает, а не сохраняет. Можно утверждать на основании этого места, что шеол является безжа­лостным губителем. Следовательно, в шеоле нет ни мучений, ни блаженства, а только состояние бессо­знательности и забвения, от которого мертвые осво­бодятся, пробудившись и воскреснув.

Исаии 5:14: „За то преисподняя [шеол] расши­рилась, и без меры раскрыла пасть свою; и сойдет туда слава их, и богатство их, и шум их, и все, что веселит их\”. Здесь описана потеря престижа, позор и бесчестие Израиля. Пророчество это в значитель­ной степени выполнилось. Однако в течение этого времени великой скорби (Матф. 24:21) дополнитель­ные миллионы погибли, исчезли с лица земли. Израиль вместе со своей славой, роскошью и пыш­ностью явно не оказался ни в месте мучения, ни в месте блаженства, а в состоянии бессознательности и забвения.

Ис. 57:9: „Ты … унижалась до преисподней [шеол]\”, т.е. Израиль погубил себя, как народ, точно так, как шеол губит входящих в него. Следователь­но, там нет ни мучений, нет ни блаженства. Все, входящие в него, оказываются в бессознательном состоянии. Поэтому наше третье определение соот­ветствует этому месту. В книге Аввакума 2:5 читаем: „Надменный человек, как бродящее вино, не успо­каивается, так что расширяет душу свою, как ад [шеол], и как смерть он ненасытен и собирает к себе все народы и захватывает себе все племена\”. В этом стихе описан антихрист. Он продолжает увели­чивать свое желание, которое не способно удовлет­вориться, как никогда не удовлетворяется шеол. Он. как смерть, для тех, кто оказывается в сфере его владения. Он собирает к себе все народы и накопля­ет всех людей для погибели. Алчность его подобна алчности смерти, которая никогда не насыщается. И это место не удовлетворяет идее шеола, как места мучений или блаженства, потому что здесь шеол параллелен смерти, состоянию бессознательности.

Мы предложим сейчас девятый ряд мест Писа­ния, который свидетельствует о том, что и мате­риальные вещи (дома, оружие, города и т.д.) ока­жутся в шеоле еще до Дня Суда. Прочтем прежде всего место Чис. 16:30-33: „А если Господь сотво­рит необычайное, и земля разверзнет уста свои и поглотит их и все, что у них, и они живые сойдут в преисподнюю [шеол]: то знайте, что люди сии презрели Господа. Лишь только Он сказал слова сии, расселась земля под ними. И разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество. И сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю [шеол], и покрыла их земля, и погибли они из среды общес­тва\”. Здесь говорится, что и материальные вещи (дома, имущество и т.д.), как и люди, погружаются в шеол (в преисподнюю), но такие вещи не могут оказаться в месте мучений или блаженства, это прос­то означает, что они погибли. Корей вместе со свои­ми сообщниками, вместе со своими домами, иму­ществом погрузился в преисподнюю [в шеол], но обстоятельство это ясно свидетельствует о том, что там нет ни мучений, ни блаженства, а только состо­яние забвения. Итак, этому месту соответствует только третье определение.

Затем поразмыслим над Ис. 14:9,11, где содер­жится утверждение, сказанное первоначально в от­ношении сатаны и его грядущей погибели в конце Тысячелетия, а во-вторых, в отношении антихриста, его главного представителя на земле, или с более широкой точки зрения — в отношении Великого Вавилона, символического „золотого города\” [это выражение употребляется в Ис. 14:4 — в англ. авто­ризованном переводе Библии], матери и дочерей [в рус. переводе Библии — „мать блудницам\” Откр. 17:4,5], представляющих великую испорченную рели­гиозную систему, которая противозаконно соедини­лась с правительствами земли (Откр. 17:2; 18:3). „Ад преисподний [шеол] пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем\” (Ис. 14:9) Итак, символический Вавилон ожидает своей окончательной гибели; он будет поглощенным, подобно камню, брошенному в море, он исчезнет из вида и придет в забвение (Откр. 18:21), он погрузится в шеол, в забвение в конце Евангельского века еще до Дня Суда. Эта великая система обладала роскошью и пышностью, о которой Пророк говорит (Ис. 14:11): „В преисподнюю [шеол] низвержена гордыня твоя со всем шумом [другие переводы — с игрою арф, звуками музыки] твоим [ее теории тоже будут тщет­ными], под тобою подстилается червь, и черви — покров твой [несомненно, Вавилон, огромная систе­ма, не представлен здесь как входящий в место веч­ных мучений или в место блаженства, со своей пышностью и шумом (материальные вещи), а в заб­вение, в несуществование; червь — символ поги­бели]\”. Итак, этому месту соответствует третье определение.

В книге Иезек. 31:15-17 мы опять находим на образном языке описание окончательной гибели Великого Вавилона, включая тоже некоторые со­провождающие обстоятельства; „В тот день, когда он [Великий Вавилон, Ассур (Иез. 31:3) — символи­ческое дерево, высота которого превысила все дерева полевые (все остальные организации мира сего, Иез. 31:5), под тенью которого — покровитель­ством — жили всякие многочисленные народы — Иез. 31:6] сошел в могилу [в шеол], Я сделал сетова­ние о нем [потому что большой город погибая, нисходил (Откр. 18:11-19), не в вечное мучение или блаженство, а в забвение, потому что Бог определил его на погибель], затворил ради него бездну [ради разрушения Великого Вавилона Бог будет покрови­тельствовать разрушителям его] и остановил реки

ее, и задержал большие воды и омрачил по нем Ливан [здесь притворно праведные (Ливан — озна­чает белый); показаны как сетующие о гибели Вави­лона], и все дерева полевые [т.е. великие мира сего] были в унынии по нем. Шумом падения его Я при­вел в трепет народы, когда низвел его в преиспод­нюю [в шеол], к отшедшим в могилу … ибо и они с ним отошли в преисподнюю [шеол] к пораженным мечем\”. Итак, мы опять имеем описание системы, нисходящей в шеол еще до Дня Суда. Очевидно, по той же причине, которая указана в предыдущем па­раграфе, соответствует и этому случаю третье опре­деление.

В книге Иезек. 32:21,27 мы читаем: „Среди преисподней [шеол] будут говорить о нем [о Египте] и о союзниках его первые из героев [могуществен­ные народы, которые погибли раньше]; они пали и лежат там между необрезанными, сраженные ме­чом. Не должны ли и они лежать с падшими героя­ми необрезанными, которые с воинским оружием своим сошли в преисподнюю [шеол], и мечи свои положили себе под головы, и осталось беззаконие их на костях их, потому что они, как сильные, были ужасом на земле живых\”. Мы видим, что Египтянам [символу сатанинской системы нынешнего порочно­го мира] предсказано погружение в забвение вместе со всеми материальными вещами принадлежащими им; другие сильные народы, которые погрузились в забвение еще до падения Египта, предсказывают здесь Египту падение. Итак, мы можем сказать, что история способна рассказать нам кое-что, что ис­тория повторяет свои уроки. Она рассказывает нам о том, что народы нисходят в шеол вместе с военным оружием. Мы, несомненно, и не подумаем да­же, будто оружие может оказаться в месте мучений или блаженства, но военное оружие (материальные вещи) может действительно оказаться в месте забве­ния. Благодарение Господу, что ничто не предусмот­рено для восстановления его в грядущем славном веке, когда Эммануил установит Свое Царство, и тогда исполнится обетование: тогда прекратятся „брани до края земли\” (Пс.45:1О)

В Ев. Мат. 11:23 читаем: „И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада [гадес] низвергнешься; ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня\”. Первое и второе определение ада нельзя отнести к материаль­ным вещам, которые образовали город Капернаум, поэтому исследуем этот текст в свете третьего опре­деления.

Город Капернаум и все, что содержалось в нем, хотя и возвышался благодаря присутствию Иисуса, Его проповеди и дарованным благословениям, по­грузился в забвение, так что даже место, где он находился, оказалось ныне предметом спора. Если бы Содому дарованы были все те благословения, которые дарованы были Капернауму, он не стал бы жертвой забвения, он так и существовал бы до на­ступления дня Христова. Итак, Иисус указал, что материальные вещи, составлявшие Капернаум, были обречены на забвение. Луки 10:15 параллельно Мат. 11:23: и поэтому к нему следует отнести те же объяснения.

Мы приступаем сейчас к десятому ряду мест Пи­сания, которые указывают, что первый ад будет разрушен пробуждением мертвых. Псалом 48:16:

„Но Бог избавит душу мою от власти преисподней [шеол], когда примет меня\”. Давид свидетельствует о том, что он ожидал того дня, когда он окажется во власти могилы, когда смерть одолеет его, но он был уверен, что Бог избавит его от преисподней [от шеола] и дарует ему другую жизнь в славном Цар­стве, которое Иисус вместе со Своей Церковью, вместе со Своей Невестой, установит, чтобы извлечь род человеческий из могилы. Таким образом, преис­подняя [шеол] разрушится, по отношению к Давиду, когда он пробудится (воскреснет) из мертвых. Бла­гочестивый человек Давид не ожидал того, что он войдет в место мучений; итак, первое определение не соответствует содержанию этого стиха; одновре­менно мы не находим никаких указаний в пользу второго определения, потому что ничто не намекает даже, что он надеялся войти в место блаженства после своей смерти. В связи с этим можно утвер­ждать, что единственно правильным окажется третье определение, потому что он говорит о своей душе, которую Бог избавит от преисподней, которая является состоянием бессознательности (Еккл. 9:5,6,10).

В книге Осии 13:14 читаем: „От власти ада [шеол] Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад [шеол]! где твоя победа? раскаяния [изменения образа действий со стороны Бога] в том не будет [будет сокрыто от очей Божиих] у Меня\”. По причине греха Адама, как и по при­чине собственных грехов, весь род человеческий низойдет в шеол, но в этом удивительном месте Бог ясно обещает, что Он уничтожит первый ад посред­ством пробуждения мертвых. Явно, что здесь нет речи о мучениях или блаженстве, потому что сила шеола не такова, чтобы мучить людей или чтобы даровать им блаженство; скорее, это сила, которая приведет их в состояние забвения (Еккл. 9:5,6,10). Если бы шеол был местом блаженства, тогда зачем Бог обещал бы искупление всех из этого места? Если бы шеол был местом мучений все мы должны были бы допустить, что оно не будет существовать вечно, потому что текст этот свидетельствует о том, что Бог уничтожит его. Он предусмотрел это, отдав Своего единородного и возлюбленного Сына, наше­го Господа Иисуса Христа чтобы Он стал искупи­тельной ценой, возмещающей смертное наказание, которому вследствие Адамова греха подлежит весь человеческий род. Итак благодаря заслуге Иисусо­вой жертвы, Бог искупил все человечество от власти ада (шеола; от состояния смерти) и избавит нас от смерти (процесса умирания). В течение Тысячелетия Он разрушит шеол, (состояние смерти Адамовой), воскресив всех умерших в Адаме, а вследствие действия процесса реституции (восстановления) через служение Христа, Он обратит смерть (Адамов процесс умирания) в несуществование, преодолев всякую силу, которой она владела над сынами чело­веческими. „Раскаяние\” будет сокрыто от очей Божиих, Он не изменит Своих намерений в этом отношении, но несомненно, достигнет осуществле­ния их в соответствии со Своим Словом. Поэтому явно, что действительным в этом отношении являет­ся третье определение.

Два места, приведенные ниже, свидетельствуют о том, что первый ад разрушен, по отношению к Церкви посредством их воскресения из мертвых. В

Ев. Мат. 16:18 читаем: „Ты — Петр, и на сем кам­не [признанию Петра, что Иисус есть Христос, Сын Бога Живого] Я создам Церковь Мою, и врата ада [гадес] не одолеют ее\”. Потому, что Церковь основа­на на этом фундаменте, врата ада (состояние смер­ти) не одолеют ее. Иисус не допустит, чтобы состоя­ние смерти господствовало над Церковью, торжес­твуя над ней победу; Он дарует ей славную победу, которой она удостоится, когда она, как Его Тело, воскреснет из мертвых на заре дня Тысячелетия. Иисус, не допустит тоже состоянию смерти востор­жествовать над Великим Множеством, Древними Достойными и Юными Достойными, которые также основаны на том же фундаменте; Он разрушит его (состояние смерти), когда воскресит их из мертвых. Несомненно, этот текст нельзя отнести к месту блаженства. Если бы мы стали рассматривать этот текст вне связи с контекстом, то определение ада, как места мучений могло бы оказаться верным, если, однако, мы станем рассматривать его во взаи­мосвязи с другими местами Писания, которые уяс­няют нам смысл слов шеол и гадес, а также в со­гласии с Божиим планом в целом, как он изложен выше, то убедимся, что единственно верным ока­жется третье определение!

В 1 Кор. 15:54-57 тоже находим указание, сви­детельствующее о том, что Церковь освободилась от власти смерти и ада [гадеса], а также, что смерть и ад по отношению к ней, разрушены вследствие вос­кресения Церкви из мертвых. Кроме того, это место свидетельствует и о том, что после того, как Цер­ковь удостоится положенной ей награды, погибнут смерть (т.е. процесс умирания) и ад (т.е. состояние смерти), поскольку мир человечества в общем вос­креснет из мертвых. Мы приведем здесь этот текст, сопровождая его комментариями, заключенными в скобки:

„Когда же тленное сие [личность — из класса Церкви, как это следует из предшествующих стихов] облечется в нетление [в не подвергающееся тлению состояние] и смертное сие [личность] облечется в бессмертие [в состояние, которое не подлежит смерти, т.е. в состояние, которое существует только в Божественной природе], тогда [т.е. после того, как прославится Церковь] сбудется слово написан­ное [имеется в виду место Осии 13:14, а также место Ис. 25:8]: „поглощена смерть победою\”. „Смерть [т.е. процесс умирания]! где твое жало? ад [гадес, состоя­ние смерти]! где твоя победа [смерть и ад как будто, торжествовали победу над Церковью в период Еван­гельского века, но это была только кажущаяся победа, потому что Бог воскресит Церковь на заре Тысячелетия, чтобы она жила вечно во славе, бес­смертии и нетлении, чтобы никогда более она не подверглась проклятию, чтобы никогда более она не оказывалась в состоянии умирания и смерти, чтобы она не переставала быть бессмертной и нетленной, сверкая славой Божественной природы (2 Петра 1:4) в небесах]? „Жало же смерти — грех [грех — это змей, который жалит все человечество своими отравляющими укусами, причем жалит насмерть; он жалил и Церковь, когда она верно стремилась отка­заться от всего, что человеческое, в жертвенной смерти ради человеческого рода. Таким образом, члены Церкви следовали по стопам Иисуса, не в том смысле, чтобы в их жертве была какая-нибудь заслуга, нет, вся заслуга в жертве Иисуса, благодаря которой они сами способны приносить жертвы благоугодные Богу. Бог не считает Церковь умирающей за свои же собственные грехи; но скорее, умираю­щей вместе с Иисусом, разделяющей с Ним страда­ния ради человечества]; а сила греха — закон [закон Божий начертан в совершенной человеческой при­роде от сотворения. „Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем\” (Рим. 6:23). Смерть — это наказание за грех, она продолжает подчинять чело­вечество своей силе, пока заслуга Христа применена для очищения человечества не устранит ее. Разделив в соответствии с Планом Божиим участие с Иису­сом в Его жертве, Церковь соединится с Ним в Его Божественной природе и в конечном итоге, как часть семени Авраамова будет принимать участие в благословении всех народов земли, благодаря заслу­ге жертвы за грех. Таким образом, Адамов процесс умирания, а также Адамово состояние смерти не бу­дет более иметь победы над человечеством (Откр. 20:14). Как сказано в 1 Кор. 15:26, Адамова смерть истребится, как последний враг]. „Благодарение Богу, даровавшему нам победу [победу над грехом, смертью, адом и всяким другим злом] Господом на­шим Иисусом Христом!\” (1 Кор. 15:57). Все согла­сятся, что первое определение не соответствует толкованию этого места, потому что Церковь под­линно не направляется в место мучений, она же не может занять место блаженства в аде [в гадесе], потому что как же она могла бы благодарить Бога за победу над ним? Истинным остается наше третье определение. Откровение 1:18: „И живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада [гадеса] и смерти\”. Этот текст свидетельствует о том, что когда Иисус воскрес из мертвых, пробудившись из состояния смерти, ад разрушился по отношению к нему; теперь Он жив вовеки, и смерть уже потеряла свою власть над Ним (Рим. 6:9). Как мы читаем в Д.Ап. 2:31, „не оставлена душа Его в аде [в гадесе]\”; Бог воскресил Его из мертвых в третий день. Увен­чанный славой, честью, бессмертием, Иисус теперь вне власти ада и смерти, являясь главным Семенем Авраама (Гал. 3:16); Церковь это вторичная часть этого Семени (Гал. 3:29). После совершения жертвы за грех, Иисус, как Искупитель человека, получил силу (ключи) для того чтобы открыть состояние смерти (гадес) и разрушить процесс умирания (смерть). Окончательно Он выведет узников из за­ключения смерти (Ис. 42:7; 61:1; сравни с Лук. 4:18). Это совершится, по отношению к человечеству, в Тысячелетии, когда Иисус применит заслугу Своей славной жертвы искупления ради сынов человечес­ких. Он сперва открыл состояние смерти по отноше­нию к Церкви, так что Она как Невеста, имеющая соучастие с Ним в Божественной природе, будет как часть Семени Авраама принимать участие в деле благословения. Итак, несомненно, нельзя рассматри­вать здесь ад, как место вечных мучений, потому что слова эти дарованы, как ободрение (Откр. 1:17 „Не бойся!\”), народу Божиему; трудно сочетать с этим местом и идею ада, как места блаженства; очевидно, что верным и правильным остается лишь третье определение.

Откр. 20:13,14 подобным же образом явно указывает на гибель первого ада посредством воскресе­ния из мертвых: „Тогда отдало море мертвых, быв­ших в нем, и смерть и ад [гадес] отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим, и смерть и ад [гадес] повержены в озеро огненное. Это [озеро огненное] — смерть вторая\”. Море представляет здесь беспокойную жизнь пад­шего человечества в его мятежности, направленной против Бога. Оно отдаст поглощенных им мертве­цов в том смысле, что они мертвы \’по грехам и преступлениям (Еф. 2:1); В Тысячелетии они откажутся от своей мятежности, направленной про­тив Бога и окажутся под контролем Христа (Главы и Тела). Когда наступит время, так что Иисус смо­жет реально применить заслугу Своей жертвы со­вершенной на Голгофе, ради спасения всего челове­чества, они освободятся от плена ада [гадеса] по­средством воскресения из мертвых, Адамово состоя­ние смерти — ад (первый ад) — опустеет, лишится своих обитателей и таким образом разрушится, будучи вверженным в озеро огненное (второй ад), которое является второй смертью, т.е. совершенным уничтожением. Благодаря делу, совершенному Хрис­том в Тысячелетии посредством процесса восстанов­ления [реституции] (Д.Ап. 3:21), человечеству даро­вана будет благоприятная возможность освобожде­ния от смерти, от Адамова процесса умирания. Смерть тоже ввергнется в озеро огненное, т.е. под­вергнется совершенному уничтожению. Человечес­кий род будет судим, соответственно тому в какой степени он будет повиноваться воле Господней, выраженной в праведных и благотворных законах Царства. Те, что не пожелают повиноваться этим законам хотя бы внешне, умрут к концу ста лет (Ис. 65:20); умрут и те, что только внешне подчинятся этим законам, которые эгоистически воспользуются благословениями Нового Завета вместо того, чтобы наполнить свои дни добрыми делами, они погибнут к концу тысячи лет (Мат. 25:41-6), но те что докажут свое истинное повиновение своими делами, будут достойны жизни вечной (Мат. 25:34-40). Неразумно утверждать, что Бог уничтожит место блаженства в аду; если бы ад являлся местом муче­ний, то текст свидетельствующий об окончательной гибели его, убеждает нас в том, что ад не будет существовать вечно. Вот поэтому третье определе­ние является единственно приемлемым.

Следующие три текста указывают на всемогу­щество Божие, на Его всеведение и вездесущность. Так как Бог обладает этими тремя качествами, Он в состоянии и хочет воскресить мертвых из гроба, разрушая, таким образом, и окончательно первый ад. Иов. 11:8: „Он превыше небес, — что можешь сделать? Глубже преисподней [шеола], — что мо­жешь узнать?\” Мудрость Божия предлагается здесь нашему вниманию; в общем, она непостижима для человечества. В качестве предполагаемой иллюстра­ции крайнего отсутствия познания Бога человеком, Софар, заблуждающийся утешитель Иова, вспомина­ет о преисподней [о шеоле] и производит сравнение, утверждая, что нет познания в преисподней (Еккл. 9:10); в равной степени он утверждает, что там нет познания мудрости Божией и Его плана. Контраст с небесами указывает на то, что преисподнюю [шеол] нельзя считать ни местом блаженства, ни местом мучений. Итак этой мысли соответствует только третье определение.

Пс. 138:8: „Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю [шеол], и там Ты\”. Псалмопевец об­ращает наше внимание на Его вездесущность и ак­тивность Его силы, а также на Его всемогущество. Псалмопевец уверен, что если он взойдет на небеса, он увидит там Господа в Его великой славе и силе; если же он сойдет и в преисподнюю, то и там Бог в своей великой силе, и восстановит его в воскресе­нии. Бог совершит это дело через Своего возвышен­ного Сына, который является и великим Сыном ве­ликого Давида, через нашего Господа Иисуса и через Его возвышенную Невесту, когда Он воскре­сит мертвых. Ни первое, ни второе определения не соответствуют этой мысли, а только третье.

Амоса 9:2: „Хотя бы зарылись в преисподнюю, и оттуда рука Моя возьмет их; хотя бы взошли на небо, и оттуда свергну их\”. На этом строго фигу­ральном языке Господь явно свидетельствует о по­лноте Своей силы и контроля над человечеством, касаясь в частности Израиля. Ни как народ в целом, ни как отдельные личности не могли они избежать суда Божьего. Хотя они возвышают себя до небес, они будут смирены (см.ст.9,10), и если даже „зары­лись\” в преисподнюю, как народ или как отдельные личности, то и тогда выполнятся как обетования Божий, так и Его угрозы. Он извлечет их, Он их восстановит на их обетованной земле, как сказано в последующих стихах 11,14,15. Рука Божия, рука на­шего Господа Иисуса Христа совместно с Его Невес­той окажется той силой, с помощью которой Он возвратит из преисподней [шеола] Израиля, как и человечество в целом. Действительно славным окажется результат, когда опустеет шеол, где не будет более процесса умирания, когда прославленный Христос, Жених и Невеста, будет царствовать, бла­гословляя сынов человеческих! Естественно, невер­ным является первое определение об аде, потому что кто бы мог подумать о том, чтобы „зарыться\” в место вечных мучений. В равной степени мы никак не можем рассматривать шеол, как место блажен­ства, потому что зачем же тогда рука Божия будет извлекать оттуда сынов человеческих, чтобы водво­рить их на земле их (ст. 15)? Итак, истинным явля­ется только третье определение.

Епифанический том 16, гл. IV, стр. 205-234;

Тerazniejsza Рrawda ’84:50-61.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.