Мессия – Божий Слуга (часть 1)

МЕССИЯ – БОЖИЙ СЛУГА

[highlight class=”white”]СЕРДЦЕ ПРОРОЧЕСТВА ИСАИИ[/highlight] 

В пророчестве Исаии 52:13-53:12 Божий Слуга в ясных описаниях представлен как одна личность. Вдохновленный Пророк описывает страдания индивидуального Мессии, Божьего Слуги, за весь народ. Поэтому Он не может рассматриваться как народ. Это становится очевидным, когда мы обращаем внимание, например, на то, что: (1) пророчество представляет страдающего невинно, который “не сделал греха, и не было лжи в устах Его” (9 ст.); (2) Никто не мог определить Его происхождения (8 ст.); (3) Он был “отторгнут от земли живых” (8 ст.); (4) Он был великой жертвой за грех, на которого “Господь возложил… грехи всех нас” (6 ст.); (5) Он не сопротивлялся, но был абсолютно податлив, поскольку “как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих” (7 ст.); (6) Он добровольно пожертвовал Себя Самого – “предал душу Свою на смерть”; (7) Его страдания завершились смертью и, хотя Он был праведным, Ему был назначен гроб со злодеями (9 ст.).

Безусловно, ничто из выше перечисленного не может быть сказано об Израиле как народе. Но сказано, что Он “за преступления народа Моего претерпел казнь” (8 ст.). Еврейское слово амми, “мой народ” (сравни с Исаии 1:9; 2:1), может быть применено только к большому числу людей – народу. Очевидно, если Божий Слуга был убит за народ Израиля, то Он не может быть народом Израилем.

Конечно, народ Израиля страдал как никакой другой народ, особенно во время их рассеяния среди языческих народов (включая страдания во время II Мировой войны), но не как невинный, смиренный Агнец Божий, “муж скорбей” (3 ст.), который “предал душу Свою на смерть”, как “жертву за грех” (10 ст., KJV), “за преступления народа Моего” (8 ст.).

Люди, как народ, определены совсем иначе – как “народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные”, которые “оставили Господа”; “беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим… руки ваши осквернены кровью и персты ваши – беззаконием; уста ваши говорят ложь, язык ваш произносит неправду” (Ис. 1:1-9; 59:1-9). Страдания Израиля как народа, безусловно, не должны мешаться со страданиями невинного, единственного Слуги Бога, описанного в Ис. 52:13-53:12. Страдания Израиля как народа нужно понимать как наказание – как исполнение их “вдвойне” (40:2) и “семи времен”, предсказанных Богом через Моисея (Лев. 26:18-46, см. также Втор. 28:15-68) [По поводу объяснений продолжительности израильского “вдвойне” и “семи времен” отсылаем к нашей брошюре Еврейские надежды и перспективы].

В Ис. 42:22-25 страдания Израиля между народами показаны как наказание от Бога за их грехи: “Но это народ разоренный и разграбленный; все они связаны в подземельях и сокрыты в темницах; сделались добычею, и нет избавителя; ограблены, и никто не говорит: “отдай назад!” Кто из вас приклонил к этому ухо, вникнул и выслушал это для будущего? Кто предал Иакова на разорение и Израиля грабителям? не Господь ли, против Которого мы грешили? Не хотели они ходить путями Его и не слушали закона Его. И Он излил на них ярость гнева Своего”.

Это описание далеко отличается от описания о невинном, индивидуальном Слуге Иеговы, Помазанном, Мессии из Ис. 42, 49, 50, 53 и 61, который без ропота отдал Себя Самого как “жертву за грех”, заместительное удовлетворение “за грехи наши”; поскольку Бог “возложил на Него грехи всех нас”; “Он изъязвлен был за грехи наши”; “ранами Его мы исцелились”; “чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих”; “Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем” [перед великой Божьей антитипической Крышкой Умилостивления – Лев. 16:14-17].

ТРИ ЧАСТИ В ПРОРОЧЕСТВЕ ИСАИИ 52:13-53:12

Сердце великого Мессианского пророчества Исаии подразделяется на три части: (1) 52:13-15; (2) 53:1-10; (3) 53:11,12. (1) В первой части Бог представляет Своего Слугу (“Вот, раб Мой”; смотри также 42:1; Зах. 3:8; 6:12,13; Иер. 23:5,6; 33:15). Здесь также выступает краткое сокращение всего пророчества – краткое заявление об отвержении и страдании Мессии, о Его последующем возвышении, а также благословении чрез Него многих народов.

(2) Вторая часть представляет, прежде всего, признание раскаявшихся остатков из Израиля, которые, как смиренный и сокрушенный народ (Ис. 57:15), будут оплакивать и признавать грехи свои и всего народа Израиля: “Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас” (Ис. 53:6). Они также поймут, что их спасение и спасение всего мира будет совершено руками Мессии. Это общее признание и распознание Божьей воли, которая будет успешно совершаться рукой Мессии, описанное в Ис. 53:1-10, не наступит раньше, чем во время скорби Иакова и после ее завершения (Иер. 30:7-24; Зах. 12:9,10), последней части великой скорби, которая в настоящее время происходит в мире (Дан. 12:1); поскольку тогда Бог изольет “на дом Давида и на жителей Иерусалима … дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце” (Зах. 12:10).

(3) Третья часть (53:11,12) описывает прекрасный результат: Божественное одобрение и подтверждение раскаяния Израиля, Его повторное заверение, что Его верного и справедливого Слугу действительно ждет успех, а также, что Бог очень высоко Его возвысит, а также, что Его Слуга чрез знание Его совершит примирение многих – а все это будет результатом Его искупительной жертвы, того, что Он отдал на смерть душу Свою за преступников, а также Его заступничества в их пользу.

БОЖИЙ СЛУГА – “ОТРАСЛЬ”

В Ис. 52:13 Бог представляет Своего Слугу, Своего Помазанного, еврейским словом хиннех (“вот”). Бог часто использует это слово, чтобы обратить внимание на вопросы особого значения. Он представляет Своего Слугу в Зах. 3:8: “вот, Я привожу раба Моего, ОТРАСЛЬ” [не в смысле ответвления, как одного из многих; еврейское слово тсемах означает побег или отросток и указывает на один побег, который вырастает из корня; Мессия через свою девственную мать происходит из рода Давида)]”.

Далее, используя символ камня, Бог предсказывает, что Его Слуга (“Камень, который отвергли строители”, и которого Бог превознесет, чтобы стал “главою угла” – Пс. 117:22) будет иметь полноту Божественной мудрости (“семь очей” – Зах. 3:9; 4:10), которая будет использована для благословения человечества в большой тысячелетний День Суда мира (Пс. 89:4; 95:10-13) – “в один день”, в который Он “изгладит грех земли сей” (Зах. 3:9,10). “В тот день откроется источник дому Давида и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты. И будет в тот день, говорит Господь Саваоф, Я истреблю имена идолов с этой земли, и они не будут более упоминаемы, равно как лжепророков и нечистого духа удалю с земли” (Зах. 13:1,2).

Бог снова представляет Своего Слугу словом “вот”, и снова говорит о Нем, как об ОТРАСЛИ, и описывает Его славное царствование как Царя Мессии, антитипического Мелхиседека в Зах. 6:12,13: “И скажи ему: так говорит Господь Саваоф: вот Муж, – имя Ему ОТРАСЛЬ, Он произрастет [как побег из корня Давида, из его племени и рода] из Своего корня и создаст храм Господень. Он создаст храм Господень и примет славу, и воссядет, и будет владычествовать на престоле Своем [он будет принадлежать Ему по праву – Иез. 21:27; Быт. 49:10]; будет и священником [по чину Мелхиседека – Пс. 109:4] на престоле Своем, и совет мира будет между тем и другим [царство и священство будет объединено в одном лице, не будет никакого противоречия в полномочиях между этими чинами]”.

В Зах. 9:9,10 Бог снова представляет Своего Слугу словом “вот”, а также говорит о Нем как о Царе и о Его универсальном царствовании, как царствовании мира: “Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной [это относится к первому пришествию Мессии, когда Он пришел как жертва за грех, как об этом говорит Пс. 21; 101; Ис. 53 и т.п.]… и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли”.

Обратим внимание также на пророчество Иеремии 23:5,6: “Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную [праведный побег], и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд [доктрину] и правду на земле. Во дни Его Иуда [два колена] спасется и Израиль [десять колен] будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: Господь оправдание наше!” Только через Божьего Слугу, Мессию, придет спасение и на земле будет утверждена справедливость.

В пророчестве Иеремии 33:15,16 читаем: “В те дни и в то время возращу Давиду Отрасль праведную, и будет производить суд и правду на земле. В те дни Иуда будет спасен и Иерусалим будет жить безопасно, и нарекут имя Ему: Господь оправдание наше!”

“В тот день отрасль Господа явится в красоте и чести, и плод земли – в величии и славе, для уцелевших [сынов] Израиля. Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме, когда Господь омоет скверну дочерей Сиона…” (Ис. 4:2-4).

Бог представляет Своего Сына также в пророчестве Исаии 42:1-7: “Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя [хотя, когда стал плотью, чтобы претерпеть заступническую смерть, Он был их Святым, “которого человек призирает”, “от которого народ отвращается” – Израиль – Ис. 49:7, KJV]. Положу дух Мой [Он есть Мессия, Помазанный] на Него, и возвестит народам суд… и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда [во время тысячелетнего Дня Суда]”.

<“ВОТ, РАБ МОЙ БУДЕТ БЛАГОРАЗУМЕН”

Из предыдущих размышлений мы видим, что Бог представляет Своего Мессию как Своего Слугу, как Отрасль Господа (Ис. 4:2) и Давидову Отрасль (Иер. 23:5); поэтому иногда Он назван “Давидом” (Иер. 30:9; Иез. 34:23,24; 37:24,25; Ос. 3:5; сравни с Ис. 9:7). Также в Ис. 11:1 (KJV) Бог представляет Его как Побег (“побег силы твоей” – Пс. 109:2, KJV) “из корня Ессеева” и как Ветвь, которая “произрастет от корня его”. Оставшаяся часть этой выдающейся главы пророчествует о том, что на Нем почиет Дух Господень (2 ст.), что Он будет поступать мудро (2-5 ст.), что Его Царство на земле (Его святая гора – 9 ст.) будет наполнена миром и “ведением Господа“ (6-9 ст.), что в “тот [тысячелетний] день” Он привлечет всех людей к себе обратно (10 ст.), после первого простирания Своей руки, “снова [первый раз это было тогда, когда израильтяне были освобождены из плена в Вавилоне – Езд. 1:1-4] прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего… от четырех концов земли” (11,12 ст.), давая им победу над их врагами и приготовляя для них путь спасения (13-16 ст.).

Согласно этому, в Ис. 52:13, после представления Его Мессии как РАБА (“Вот Раб Мой”), Бог заверяет нас, что Он “будет действовать благоразумно” (Макария, еврейское слово сакал значит поступать мудро, а поэтому благоразумно, как использовано в 1Цар. 18:14; 3Цар. 2:3; Иер. 23:5). Он будет “поступать мудро” – умело – “воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его” (Ис. 53:10). “Возвысится и вознесется, и возвеличится”.

Он возвышен более Авраама, поскольку является Его великим Потомком, через которого все народы земли благословятся (Быт. 22:18). Он вознесен более Моисея, поскольку будет посредником Нового Завета – лучшего завета, нежели Завет Моисея (Иер. 31:27-34; Втор. 18:15-19). Он более Давида, поскольку, будучи сыном Давида, станет его Господом (Пс.109:1), его Царем и Освободителем (Пс. 71). Он возвышен над ангелами, ибо кому из них Бог сказал: “Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты – жезл царства Твоего. Ты возлюбил справедливость и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Бог, Твой Бог елеем радости более друзей Твоих” (Пс. 44:7,8 KJV).

Поэтому Слуга Бога был “Возвышен и вознесен, и сделан чрезвычайно великим” (так в еврейском тексте) – превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого – одесную Бога, пока все враги Его не будут положены у подножия Его ног (Пс. 109:1).

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ СТРАДАНИЯ НЕОБХОДИМЫ

Бог не возвысил Своего Слуги просто из любви. Было необходимо, чтобы Он прежде доказал, что достоин этого великого возвышения, и чтобы предоставил искупительную цену за Адама и нерожденное человечество, которое согрешило в нем. На основании выкупа, не нарушая Своей справедливости, Бог мог дать Своему Слуге, Своему единородному Сыну, народы в наследие, а землю в собственность (Пс. 2:7,8), а также позволить Ему, как Князю Мира (Ис. 9:6,7) “возвестить мир народам” (Зах. 9:10) и как Божьему Слуге “восстановить колена Иаковлевы”, а также принести “спасение … до концов земли” (Ис. 49:6).

Следовательно, после представления Его Слуги, как поступающего мудро и высоко возвышенного, Бог вкратце (Ис. 52:14,15) представляет Его отвержение и смирение, а дальше, путем контраста, следующую из этого славную миссию благословения человечества: “Как многие изумлялись, [смотря] на Тебя, – столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его – паче сынов человеческих [сравни с Пс. 21:7-9; Ис. 50:6]. Так [обратите внимание на контраст – следствие Его заступнического страдания] многие народы приведет Он в изумление [приводя к тому, что они будут прыгать от радости, когда Он дарует им благословения, которые будут следствием установления Нового Завета (сравни с Исх. 24:6-8; Иез. 36:25)]; цари [все человечество, которому будет дарована вечная жизнь и которое будет возвращено к состоянию первоначального царствования над землей] закроют пред Ним уста свои [онемеют от удивления и чести], ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали [тогда они получат и поймут Истину, которой до того не слышали; сравни с Ис. 49:7; 72:8-11]”.

РАСКАЯНИЕ ИЗРАИЛЯ

Вторая часть (53:1-10) сердца большого Мессианского пророчества Исаии, как мы заметили ранее, является, прежде всего, исполненным сожаления и сокрушения плачем и признанием кающегося Израиля, когда во время и после окончания скорби Иакова “дух благодати и умиления” будет излит на них и они будут размышлять о Том, которого пронзили, и будут плакать за Ним, “в тот день поднимется большой плач в Иерусалиме” (Зах. 12:9-11).

ВАЖНЫЙ ВОПРОС

Когда израильтяне познают истину, касающуюся их Мессии и примут Его как такового, тогда спросят (1): “Кто поверил [или кто мог бы поверить] бы слуху, (дошедшему) до нас [дословно, тому, что мы слышали (Танах, см. также укр. Хоменко)]?” – проповеди, которая дошла до них, о прекрасном Слуге Бога, возвышенном одесную Его, который благодаря великой жертве Своей совершенной жизни до самой смерти принес искупительную цену за Адама и его род, а также искупил Израиль от проклятия Закона, Закона, который они нарушили, но который Он исполнил в совершенстве, и исполнил за них (Втор. 27:26; Иер. 11:3), даже будучи повешенным на древе (Втор. 21:22,23), неся им надежду спасения, став концом проклятия Закона для тех, кто уверует в Него и примет Его как своего ходатая перед Трибуналом Справедливости.

“МЫШЦА ГОСПОДНЯ

“И кому открылась мышца Господня?” Мышца Бога является символом Его могущественной силы. Он сказал израильтянам в Египте (Исх. 6:6): “спасу вас мышцею простертою и судами великими”. После их великого освобождения и уничтожения настигающих их египтян, Моисей и другие израильтяне пели (Исх. 15:12,16): “Ты простер десницу Твою: поглотила их земля… от величия мышцы Твоей да онемеют они, как камень, доколе проходит народ Твой”. В Ис. 51:9 верные в Израиле умоляли: “Восстань, восстань, облекись крепостью, мышца Господня! Восстань, как в дни древние [например, во время великого освобождения из Египта]”.

Могущественная Божья сила дана теперь Мессии, Его Слуге, который является силой Бога во спасение всем верующим. В Ис. 52:10 читаем: “Обнажил Господь святую мышцу Свою пред глазами всех народов; и все концы земли увидят спасение Бога нашего”. Во время славного царствования Мессии на земле, которое наступит после скорби Иакова, Он, как Потомок Авраама, будет благословлять все народы земли (Быт. 22:18). И тогда Божий Слуга, “мышца Его, будет управлять для Него” (Ис. 40:10, KJV). Тогда кающийся Израиль “скажет городам Иудиным: вот Бог ваш!” (Ис. 40:9).

Но кто поверит этому посланию? Как много людей приняли откровение Божественной Мышцы и открыли свои глаза, чтобы в этом пренебреженном и отверженном Слуге Бога, который умер за них, увидеть силу Бога во спасение? Вероятный ответ: Очень немногие. И действительно так было!

 

BS № 851, ’09, 25-28; SB № 228, ’09, 26-30.

Библейское Знамя №33

Читать: Мессия – Божий Слуга (часть 2)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.