1 Том: Глава VI, – Цель Возвращения Нашего Господа

ГЛАВА  VI

 ЦЕЛЬ  ВОЗВРАЩЕНИЯ  НАШЕГО  ГОСПОДА – РЕСТИТУЦИЯ  ВСЕГО

Личное второе пришествие нашего Господа в предверии Тысячелетия – Его связь с первым пришествием – Выбор Церкви и обращение мира – Выбор и свободная милость – Пленники надежды – Пророческое свидетельство о реституции – Возвращение нашего Господа является откровенной надеждой Церкви и мира.

“…Чтобы послал Он предназначенного вам Христа Иисуса, Которого небо должно принять до времен восстановления (реституции, KJV – ред.) всего, о чем изрек Бог устами святых древних Своих пророков” (Деян. 3:20, 21, НП).
Мы полагаем, что все ознакомленные со Священным Писанием верят и сходятся в том, что намерением нашего Господа было убедить Своих учеников, что в определенное время, определенным образом и с определенной целью Он придет опять. Да, Иисус сказал:“Се Я с вами во все дни до окончания века” (Мат. 28:20), и посредством Своего Духа и Слова Он постоянно был с Церковью, руководя, направляя, утешая, поддерживая Своих святых и вселяя в них бодрость среди всех жизненных волнений. Хотя Церковь была благословенна сознанием того, что Господь знает все ее пути и полон любви и постоянной о ней заботы, тем не менее, она с нетерпением ждала Его обещанного непосредственного возвращения, ибо когда Он сказал:“И когда пойду, приду опять” (Иоан. 14:3), то конечно же имел ввиду Свое личное второе пришествие.
Одни полагают, что Господь говорил о ниспослании Святого Духа в день Пятидесятницы, другие – о разрушении Иерусалима и т.п., однако, все, кажется, упускают факт, что в последней книге Библии, написанной около шестидесяти лет после Пятидесятницы и двадцати шести лет после разрушения Иерусалима, Он, Который был мертв и ожил, говорит о возвращении, как о событии будущего:“Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною”. На что вдохновенный ап. Иоанн отвечает:“Ей, гряди, Господи Иисусе!” (Отк. 22:12, 20).
Значительное число убеждено, что обращение грешников составляет часть пришествия Христа, и что Его пришествие будет продолжаться, пока не будет обращен весь мир. Тогда, говорят они, Он придет в полной мере.
Такие, вероятно, позабыли свидетельство Священного Писания, говорящее противоположное их ожиданиями, то есть, что во время второго пришествия нашего Господа мир будет далек от обращения к Богу; что “В последние дни наступят времена тяжелые, ибо… люди будут более любить наслаждения, нежели любить Бога” (2 Тим. 3:1-4); что “Злые люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь” (Стих 13). Они забыли особое предостережение Господа Его “малому стаду”:“Смотрите же за собою, чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он как сеть найдет на всех (неостерегающихся) живущих по всему лицу земному” (Лук. 21:34, 35). Можем быть уверены, что если сказано:“Возрыдают пред Ним все племена земные”, увидев Его приходящим (Отк. 1:7), то здесь нет ни слова об обращении грешников. Да и рыдают ли люди оттого, что грешники обращаются к Богу? Наоборот, если это выражение, как считают почти все, имеет отношение к присутствию Христа на земле, то все ее жители не отнесутся с любовью к Его появлению – как было бы в случае их обращения.
Некоторые действительно ждут непосредственного прихода и присутствия Господа, однако, отодвигают время этого события далеко вперед, утверждая, что мир должен быть обращен и век Тысячелетия введен благодаря усилиям Церкви в ее нынешнем состоянии. Они утверждают, что после того, как мир будет обращен, сатана связан, а познание Господа наполнит всю землю и народы не будут учиться воевать, дело Церкви в ее нынешнем состоянии будет завершено. Когда эта громадная и трудная задача будет ею осуществлена, Господь придет, чтобы завершить земные дела, наградить верных и осудить грешников.
Взятые произвольно, некоторые места Писания возможно располагают к подобной мысли, но если рассматривать Божье Слово и план в целом, то окажется, что все эти места склоняются к противоположному, а именно:что Христос придет перед обращением мира и Его царствование будет как раз с целью такого обращения; что Церковь находится на испытании, и наградой, обещанной победителям после их возвышения, будет участие с Христом в царствовании. Это царствование Бог определил как путь к благословению мира и познанию каждым созданием Господа. Особые же Господние обещания таковы:“Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем” (Отк. 3:21), “Они ожили и царствовали с Христом тысячу лет” (Отк. 20:4).
Стоит обратить внимание на два текста, на какие главным образом полагаются те, кто утверждает, что Господь придет не раньше, чем после Тысячелетия. Один из них:“И проповедовано будет сие Евангелие по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец” (Мат. 24:14). На их взгляд этот текст подтверждает мысль об обращении мира перед завершением Евангельского века. Но свидетельство миру вовсе не означает обращения мира. Текст ничего не говорит о том, как это свидетельство будет воспринято. Такое свидетельство уже было дано. Рапорты Библейского общества 1861 года показывают, что Евангелие опубликовано на каждом языке земли, хотя не все миллионы жителей его приняли. Даже половина из миллиарда шестисот миллионов живущих на земле никогда не слышала имени Иисус. Однако, смысл текста получил свое выполнение:Евангелие проповедовалось по всему миру на свидетельство – каждому народу.
Апостол говорит (Деян. 15:14), что главной целью  Евангелия в нынешнем веке является “выбор народа” для Христова имени – Церкви победителей, которая при Его втором пришествии будет соединена с Ним и названа Его именем. Свидетельство для мира в этом веке – цель второстепенная.
Другой текст гласит:“Сядь возле Меня по правую руку, доколе положу врагов Твоих в подножии ног Твоих” (Пс. 109:1). Неопределенность, расплывчатость мысли относительно этого текста заключается в том, что где-то в небесах Христос сидит на буквальном престоле, пока Церковь все Ему подчиняет, чтобы придя, Он царствовал. Это неверное представление. Упоминаемый Божий престол не является материальным, а использован для иллюстрации Его наивысшего авторитета и власти, и Господь Иисус был возвышен, чтобы разделить эту власть. Ап. Павел пишет:“Бог превознес Его (Иисуса) и дал Ему имя выше всякого имени”. Бог дал Ему власть, превышающую всякую иную, – после Отцовской. Если Христос сидит на материальном престоле, доколе Его враги не будут положены (подданы) в подножие ног Его, тогда, естественно, Он не может прийти, пока все не будет Ему поддано. Поэтому, если выражение текста “правая рука” не имеет значения какого-то строго определенного места, стула, а, как мы утверждаем, применимо к Его власти, авторитету, господству, тогда разбираемый нами текст не противоречит другим текстам Священного Писания, что Он придет “покорить Себе все” (Фил. 3:21) посредством законно данной Ему власти. Для иллюстрации:когда мы говорим, что император Вильгельм находится на престоле Германии, то вовсе не имеем ввиду королевского стула, на котором, кстати, он редко сидит. Говоря, что он находится на престоле, мы имеем ввиду его правление Германией. Правая рука обозначает ведущее положение, степень отличия, милость, следующие после главного правителя. Следовательно, принц Бисмарк был возвышен, посажен одесную власти императором Германии. Также Иосиф в царстве Египта был правой рукой фараона – не буквально, а по принятому обычаю высказываться. Той же мысли соответствуют слова Иисуса перед Каиафой:“Отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных” (Мат. 26:64). Он будет по правую руку в своем пришествии и останется по правую руку на все время Тысячелетнего века и навсегда.
Дальнейшее исследование явленных Божьих планов даст более широкий взгляд на цели первого и второго пришествий, причем надо помнить, что оба эти события выступают как части единого плана. Особой целью первого пришествия было искупление людей, а второго – возрождение, благословение и освобождение искупленных. Отдав Свою жизнь как искупление за всех, наш Спаситель вознесся, чтобы представить эту жертву Отцу, а значит, осуществить примирение за человеческие беззакония. Он ждет, позволяя “князю мира сего” господствовать посреди зла до тех пор, пока не завершится выбор “невесты, жены Агнца”. Чтобы снискать такую честь, она должна осилить влияние нынешнего злого мира. Тогда настанет время дать человечеству величайшие благословения, гарантированные жертвой Господа, и Господь восстанет благословить все роды земли.
Действительно, восстановление и благословения могли начаться сразу – как только Искупитель заплатил цену искупления. Тогда приход Мессии был бы одним и тем же событием, а царствование и благословения явились бы в одночасье – как вначале ожидали апостолы (Деян. 1:6). Но Бог предвидел “для нас нечто лучшее” – для христианской Церкви (Евр. 11:40), – и ради нас царствование Христа отделено от страданий Главы долгим периодом в девятнадцать столетий.
Этот период между первым и вторым пришествием, между искуплением всех и всеобщим благословением, предназначен для испытания и выбора Церкви – тела Христа. В противном случае было бы только одно пришествие, а дело, которое будет завершено во время Его второго присутствия – в Тысячелетии, – последовало бы за воскресением Иисуса. Или, наоборот, если не упоминать о немедленном начале дела второго пришествия после завершения первого, тогда следует признать, что, не задумай Иегова выбрать “малое стадо”, “тело Христа”, первое пришествие не имело бы места тогда, когда оно случилось, а пришлось бы на время второго пришествия и явилось бы исключительно одним событием. Очевидно Бог задумал позволение шести тысячелетий зла, а также свершение очищения и реституции всего в седьмом тысячелетии.
С такой точки зрения приход Иисуса – жертвы и искупления грешников – настолько предшествовал благословениям и времени возрождения, насколько требовалось для выбора Его “малого стада”, Его “сонаследников”. Некоторым кажется налицо сдерживание Богом обещанных, гарантированных искуплением благословений. Они придут, как вначале планировалось, в свое время, хотя для возвышенной цели цена была предоставлена задолго до того, как людям следовало на нее надеяться.
Апостол говорит нам, что Иисус, “Которого небо должно принять до времен восстановления (реституции) всего” и т.д. (Деян. 3:21), все промежуточное время – от вознесения до начала реституции, Тысячелетнего века – был в небе, то есть, иными словами, отсутствовал на земле. Поскольку Священное Писание учит, что целью второго пришествия нашего Господа является реституция всего, а народы в Его появлении еще далеки от обращения – пребывают в гневе (Отк. 11:18) и противостоянии, – тогда следует признать, что либо Церковь будет неспособна выполнить свою миссию и план Бога потерпит поражение, либо, как мы обосновали и продолжаем утверждать, в настоящем веке от Церкви не следовало надеяться обращения мира, а ее миссия состояла исключительно в проповедовании Евангелия по всему миру на свидетельство и в приготовлении себя под божественным руководством к выполнению огромного дела в будущем. Бог ни в коей мере не исчерпал Своих сил в деле обращения мира, да и вовсе не пытался этого делать.
Некоторым такие слова могут показаться странными, но пусть они рассудят, что если Бог стремился это сделать, то Ему определенно не удалось, поскольку, как мы увидели, лишь малая горсть из миллиардов людей населяющих землю, интеллигентным образом вняла единственному имени, через которое они должны быть спасены. Мы только акцентировали внимание на взглядах и учениях некоторых ведущих сект – баптистов, пресвитериан и др., – что Бог избирает, выбирает из мира “малое стадо” – Церковь. Они верят, что Бог выберет Церковь и не более; мы же показали, что Писание учит о дальнейшем шаге божественного плана – о РЕСТИТУЦИИ мира посредством избранной Церкви – дополненной и прославленной. “Малое стадо”, победители Евангельского века – это только тело “Семени”, в котором или посредством которого должны быть благословенны все поколения земли.
Те, кто утверждает, что все шесть тысячелетий Иегова безуспешно пытался обратить мир, должны столкнуться с трудностями, сравнивая подобные мысли с заверениями Библии, что все замыслы Бога свершатся и Его Слово не вернется к Нему пустым, а достигнет успеха во всем, к чему было послано (Ис. 55:11). Тот факт, что мир еще не обращен и знание Господа еще не наполнило землю, служит доказательством, что оно еще не было послано с такой миссией.
Это приводит нас к двум понятиям, на столетия разделившим христиан, а именно, Избрании и Свободной Благодати1. Ни один исследователь Библии не будет отрицать, что оба эти учения, несмотря на их видимое взаимное несогласие, имеют поддержку Священного Писания. Этот факт должен тотчас подвести нас к мысли, что каким-то образом оба должны быть правдивы. Но их никак нельзя согласовать, как только путем соблюдения закона небес, порядка, и “верно разбирая Слово Истины” по существу этого предмета. Представленный в плане веков, этот порядок, при рассмотрении, со всей ясностью покажет, что если Избрание продолжалось в нынешнем и прошлых веках, то взятое нами сравнительное определение Свободная Милость является милостивым намерением Бога для всего мира в период Тысячелетнего века. Если держать в уме несходные особенности показанных в предыдущей главе эпох и периодов, если рассмотреть и систематизировать все тексты, относящиеся к Избранию и Свободной Милости, то окажется, что все тексты, говорящие об Избрании, применимы к настоящему и прошлым векам, а те, которые учат о Свободной Милости, полностью относятся к будущему веку.
Однако, Избрание по Библии – это не авторитарное принуждение или фатализм, как обычно верят и учат его поклонники, а выбор на условиях пригодности и гармонии с тем, что Бог положил в Своих замыслах на определенное для этой цели время.
Более того, защищаемое арминианами2 учение о Свободной Милости более богато проявлением Божьей милости, чем полагают самые ревностные его поклонники. Божья милость, благодать в Христе всегда является свободной в том смысле, что она незаслужена. Со времени падения человека в грех и до сегодняшних дней некоторые милости Бога были ограничены лишь к отдельным личностям, отдельным народам, отдельным классам. В будущем весь мир будет приглашен к участию в предложенных в то время благодатях – на всем известных в то время условиях, – и всякий желающий сможет прийти и свободно пить из источника жизни (Отк. 22:17).
Оглядываясь назад, мы видим выбор, избрание Авраама и некоторых его потомков, через которых следовало ждать обещанного Семени – Того, Кто будет благословить все роды земли (Гал. 3:29). Обращаем также внимание, что среди всех народов Бог выбрал Израиль, на примере которого образно показал величайшее дело, какое будет совершено для мира. Освобождение из Египта, Ханаан, обетования, законы, жертвоприношения ради прощения грехов, ради очищения вины и для покропления народа, и, наконец, обязательеное для совершения всего этого священство образно, в миниатюре, представляли действительное священство и жертвы для очищения мира человечества. Обращаясь к народу, Бог сказал:“Вас признал Я из всех племен земли” (Ам. 3:2). До прихода Христа Бог считался только с этим народом, да и позднее также, ведь Его служба была ограничена только к ним, и Он не разрешил Своим ученикам идти к другим, а высылая, сказал им:“На путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите”. “Почему, Господи?” “Потому – объяснил Он, – что “Я послан только к потерянным овцам дома Израилева” (Мат. 10:5, 6; 15:24). Он посвятил для них все Свое время до самой смерти, и это было Его первым делом для мира, первым проявлением свободной, всеохватывающей милости, которая в “свое время” взаправду будет благословением для всех.
Этот величайший Божий дар не сводился к какому-то одному народу или классу. Он не был только для Израиля, а был для всего мира, ибо Иисус Христос по благодати Божьей вкусил смерть за всех (Евр. 2:9).
Ныне, в веке Евангелия, также происходит определенного рода избрание. Некоторым частям мира оказано больше милости в представлении Евангелия (которое, разумеется, доступно для всех слушающих), чем другим. Взгляните на карту мира и сравните, сколь незначительная его часть хоть в какой-то сравнительной степени удостоилась благословения и озарена светом Евангелия Христа. Сравните себя и все данные вам привилегии и знания с миллионами людей, пребывающими ныне в темноте язычества, никогда не слышавшими о звании, а значит не имевшими возможности быть призванными. Когда класс призванных (подтвердивший свое воззвание и выбор стать сынами Бога, наследниками Бога и сонаследниками с нашим Господом Иисусом Христом) дополнит число, тогда только вступит в действие Божий план спасения мира.
Семя не сокрушит голову змея до тех пор, пока оно не будет выбрано, не дойдет до полного развития и не будет возвышено к власти. “Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре” (Рим. 16:20; Быт. 3:15). Евангельский век готовит чистую деву, верную Церковь для ее грядущего Жениха. В конце века, когда она “приготовится” (Отк. 19:7), придет Жених, и готовые войдут с Ним на брачный пир – второй Адам и вторая Ева соединятся в одно, и начнется хвалебное дело реституции. В следующей эпохе нового неба и новой земли Церковь уже не будет более обрученною девою, а будет Невестой и будет сказано:“Дух и невеста говорят:приди! И слышащий да скажет, приди! Жаждущий пусть приходит и желающий пусть берет воду жизни даром” (Отк. 22:17).
Миссия Церкви не закончится Евангельским веком. Этот век является лишь необходимым приготовлением для будущего великого дела. За этими обещанными грядущими благословениями все творение вместе стонет и мучается в болях доныне, ожидая откровения сынов Божьих (Рим. 8:22, 19). Свободная милость, как благословенная возможность грядущего века, в полной мере предназначена планом нашего Небесного Отца не только для живых, но и для тех, кто умер.
Некоторые, узнавшие нечто о благословениях второго пришествия и в определенной степени оценивающие тот факт, что пришествие Господа имеет целью даровать эти громадные благословения, купленные Его смертью, упускают последнее из виду, то есть, что находящиеся в гробах так же заинтересованы в хвалебном царствовании Мессии, как и менее подверженные в то время рабству тления – смерти. Если верно, что Иисус умер за всех, то верно и то, что все должны получить купленные Его собственной драгоценной кровью благословения и возможности. Далее вникая в то, что об этом говорит Господь, и находя многочисленные доказательства, следует надеяться, что в веке Тысячелетия благословения придут и на тех, кто в могиле, и на тех, кто вне ее. Благодаря Божьему плану освобождения, находящиеся в могиле названы “пленниками надежды”3.
Подсчитано, что на протяжении шести тысяч лет от сотворения Адама на Земле проживало около ста сорока трех миллиардов человек. (80-е гг. 19 века – ред.) Из них, по наиболее приблизительным подсчетам, на какие только позволяет логика, менее одного миллиарда составляли святые Бога. Даже после этого остается громадное число – около ста сорока двух миллиардов (142 000 000 000) человек, – умерших без надежды и веры в то единственное имя, данное под небом и между людьми, через которое мы должны быть спасены. Действительно, большая часть из них никогда не знала и не слышала об Иисусе, да и не могла уверовать в Того, о Ком не слышала.
Что же случилось, спросим мы, с теми огромными массами человечества, о которых цифры дают весьма слабое представление? Каково их состояние ныне и что их ждет в будущем? Неужели Бог не позаботился о них, обстоятельства жизни которых, должно быть, предвидел давно? Может, как говорят многие Его дети, Он от основания мира задался целью оставить без всякой надежды и навечно отдать мучениям Свои создания, задумав для этого никуда не годный, лишенный милости план? А может Он сберег для них – пользуясь всей высотой, глубиной, длиной и широтой собственного плана – возможность всем прийти к познанию того единственного имени и через послушание предложенным условиям радоваться вечной жизни?
На такие вопросы, какие задает себе всякий мыслящий христианин, желающий получить правдивые, соответствующие характеру Иеговы ответы, многие отвечают по-разному.
Атеизм отвечает:они умерли навечно, никто из них более не существует и никто никогда не вернется к жизни.
Кальвинизм отвечает:они не были избраны для спасения. Бог предопределил, заранее посчитал их потерянными – идущими в ад, – где, находясь теперь в ужасной агонии, они останутся навсегда – без какой-либо надежды.
Армианизм отвечает:мы верим, что благодаря неведению многие Богом прощены. Делая наилучшим способом все от них зависящее, они обязательно будут частью “Церкви первенцев” – даже если никогда не слышали об Иисусе.
К последней мысли склоняется большинство христиан всех вероисповеданий (даже если это противоречит некоторым их учениям), так как, по их мнению, любой иной взгляд не совпадал бы с Божьей справедливостью. Но поддерживает ли эту мысль Священное Писание? Действительно ли оно учит, что незнание является фундаментом для спасения? Нет, единственным фундаментом для спасения, упомянутым в Священном Писании, является вера в Христа – нашего Искупителя и Господа. “Благодатью вы спасены через веру” (Еф. 2:8). Оправдание верой – основополагающий принцип всей системы христианства. На вопрос:“Что мне делать, чтобы спастись?”, апостолы отвечали:“Веруй в Господа Иисуса Христа”. “Нет другого имени под небом, данного людям, которым надлежало бы нам спастись” (Деян. 4:12) и “всякий, кто призовет имя Господнее, спасется” (Рим. 10:13).
Но ап. Павел аргументирует, что прежде чем уверовать, человек должен услышать Евангелие:“Но как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слышали” (Рим. 10:14).
По мнению некоторых, слова ап. Павла:“язычники, не имеющие закона, сами себе закон” (Рим. 2:14), учат, что людей якобы спасет неведение. Из этого делается вывод, что закон, который предлагает их совесть, способен их оправдать. Но такие неверно толкуют ап. Павла. Его аргумент таков, что весь мир виновен перед Богом (Рим. 3:19), что не имевшие писаного закона язычники не оправданы, а осуждены светом совести, и что совесть – похваляя или порицая – подтвердила их несовершенство и непригодность к жизни. Таким же образом были осуждены имевшие писаный закон иудеи:“Ибо законом познается грех” (Рим. 3:20). Закон, данный иудею, открывал его слабости, имея целью показать ему невозможность оправдаться перед Богом, ибо “делами закона не оправдается перед Ним (Богом) никакая плоть”. Писаный закон осудил иудеев; язычники имели достаточно света совести, чтобы осудить самих себя; и так каждые уста умолкают, не вправе претендовать иметь право на жизнь, и весь мир стоит виновный перед Богом.
Помня слова ап. Иакова (2:10), что сумевшему соблюсти все требования закона за исключением одного, вменяется вина, и он лишается надежды на любые обещанные Заветом Закона благословения, мы осознаем, что в самом деле “нет праведного ни одного” (Рим. 3:10). Итак, Священное Писание закрывает всякую дверь надежды кроме одной, показывая, что ни одному осужденному невозможно обрести вечную жизнь посредством заслуживающих похвалы дел, или же, что одинаково бесполезно, оправдаться мнимым основанием для спасения – незнанием. Награду веры и послушания нельзя дать тому, кто о ней ничего не знает.
Многие христиане, не желающие верить, что многие миллионы несведущих малых детей и язычников навсегда будут потеряны (то есть, как их учили, будут посланы в место вечных, лишенных надежд мучений), все-таки упорствуют – даже несмотря на те места Библии, которые говорят, что Бог не осудит за незнание. Мы восхищаемся искренностью их сердца и тем, как они оценивают доброту Бога, однако, убеждаем не торопиться не принимать или полностью игнорировать написанное в Библии. У Бога есть благословения для всех – притом достигаемые гораздо лучшим путем, чем незнание.
Действуют ли они по своему стойкому убеждению? Нет. Даже высказывая уверенность, что несведущие будут этим спасены, они, тем не менее, продолжают высылать миссионеров к язычникам, жертвуя при этом тысячами жизней и миллионными суммами денег. Если бы все или хотя бы половина спаслась незнанием, тогда высылать миссионеров с целью научать о Христе значило бы делать им огромный вред, так как после посещения миссионерами лишь один из тысячи принимает веру. Если подобное верно, то намного лучше оставить их в неведении, поскольку большая часть все-таки бы спаслась. Продолжая так рассуждать, не следует ли принять, что если б Бог оставил всех людей в  неведении, то все сумели бы спастись? Если так, то пришествие и смерть Иисуса оказались бесполезными, проповедования и терпения апостолов и святых – напрасными, а так называемое Евангелие, вместо быть радостной, явилось очень печальной вестью. Еще более абсурдной и лишенной смысла является высылка к язычникам миссионеров теми, кто разделяет взгляды кальвинистов или фаталистов на избрание, то есть, что вечная судьба каждого отдельно неизменно уготована ему еще до начала его существования.
Проникнутая духом миссионерства, Библия ничего не говорит о существовании нескольких путей спасения – одного пути через веру, другого – делами, а еще иного – незнанием. Она не учит также порочащей Бога доктрины фатализма. И если она показывает, что всякая иная дверь надежды для человечества закрыта, то однуединственную из них она держит широко открытой, оглашая, что всякий желающий может войти и жить. Она показывает, что все, не замечающие и не оценивающие этой благословенной привилегии войти, в свое время смогут оценить и будут приведены к полному знанию. Единственный путь, которым каждый отдельно из осужденного рода и все вместе могут прийти к Богу, лежит не через добрые дела или незнание, а через веру в драгоценную кровь Христа, Который берет на себя грех мира (1 Пет. 1:19; Иоан. 1:29). Вот в чем Евангелие – добрая весть огромной радости, “которая будет ВСЕМ ЛЮДЯМ”.
Предположим, мы смотрим на вещи так, как рассказал о них Бог, и оставляем оправдание Его характера Ему Самому. Спросим:“Что, в таком случае, постигло эти сто сорок два миллиарда людей?”
Что бы с ними не случилось, можем быть уверены, что сейчас они не переносят страданий, потому как Священное Писание учит не только о том, что полная, окончательная награда не будет дана Церкви, пока не придет Христос и не воздаст каждому по делам его (Мат. 16:27), но и о том, что несправедливые также должны получить тогда свое наказание. Каково бы ни было им сегодня, это не может быть их полным вознаграждением, ибо ап. Петр говорит:“…Знает Господь, …как неправедных, подлежащих наказанию, держать под стражею на день суда” (2 Пет. 2:9, НП), – и Он это сделает.
Однако, мысль, что столь многие из наших близких должны быть потеряны лишь потому, что им недоставало нужных для спасения знаний, может привести в уныние всякого имеющего хоть каплю любви и сострадания. Однако, в Священном Писании есть много мест, которые, как нам видится, никак нельзя согласовать со всем вышесказанным. Посудите сами, если отложить в сторону всякую надежду на реституцию грядущего века и смотреть на прошлое и настоящее, как на единственно существующие возможности, то как понять выражения:“Бог есть любовь” и “Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб”? (1 Иоан. 4:8; Иоан. 3:16). Если Бог так сильно возлюбил мир, то не кажется ли, что кроме спасения уже уверовавших, Он предвидел возможность услышать и уверовать всякому другому?
Когда читаем дальше:“Был свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир” (Иоан. 1:9), – то наблюдения подсказывают, что нет; что пока не всякий человек просвещен; мы видим, что наш Господь просветил не более чем нескольких из всех миллиардов, населяющих землю. Даже в нынешние, сравнительно просвещенные дни миллионы язычников не дают никаких доказательств такого просвещения, – как не давали их жители Содома и многие другие в прошлом.
Читаем, что Иисус Христос, по благодати Божьей, вкусил смерть “за каждого человека” (Евр. 2:9). Но если Он вкусил смерти за все сто сорок три миллиарда и каким-то образом Его жертва оказалась дееспособной лишь для одного миллиарда, то не свидетельство ли это частичной неудачи искупления? Не слишком ли произвольно высказался апостол? Когда читая:“Я возвещаю вам радость великую, которая будет ВСЕМ ЛЮДЯМ” (Лук. 2:10), – мы оглядываемся по сторонам и видим, что эти слова сделались доброй вестью только для “малого стада”, а не для всех людей, то считаем нужным призадуматься, не преувеличена ли ангелами благость и широта послания и не переоценена ли важность оглашаемого ими будущего дела Мессии.
Вот другое выражение:“Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеком, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех” (1 Тим. 2:5, 6). Искупления всех? Так почему бы всем как-то не воспользоваться смертью Христа? Почему бы всем не прийти к познанию Истины, чтобы уверовать?
Сколь неясными и лишенными последовательности могут показаться эти выражения при неимении ключа. Когда же такой ключ к Божьему плану найден, тогда все эти тексты, как один, твердят:“Бог есть любовь”. Ключ этот находится во второй части упомянутого текста:“…Предавший Себя для искупления всех, что БУДЕТ ЗАСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНО В СВОЕ ВРЕМЯ”. У Бога на все есть свое время. Он мог засвидетельствовать это всем живущим еще в прошлом, но поскольку так не сделал, это  значит, что для них “свое время” должно быть в будущем. Для тех, кто будет Церковью, невестой Христа, кто разделит с Ним царские почести, “своим временем” услышать является нынешний век. Всякий, имеющий ныне уши слушать, пусть слушает, пусть внемлет и пусть соответственно будет благословен. Хотя Иисус заплатил искупление до нашего рождения, однако, лишь спустя много лет для нас пришло “свое время” услышать об этом. И только оценив искупление, мы поняли всю ответственность – в меру наших способностей и умения осознавать. То же правило применимо и ко всем остальным:в свое у Бога время это будет засвидетельствовано всем, и все будут иметь возможность уверовать и быть благословенными.
Бытует мнение, что смерть завершает всякое испытание. Однако, нет ни одного текста, который так учит. И если смерть замыкает все надежды для непросвещенных масс человечества, тогда все приведенное выше, а также многие иные места Священного Писания, лишены смысла или того хуже. Один текст, предлагаемый для подтверждения такого общепринятого взгляда, гласит:“Куда дерево упадет, там оно и останется” (Еккл. 11:3). Если сказанное имеет какое-то отношение к будущему, то показывает, что каково бы ни было состояние попавшего в могилу, он до тех пор не подвержен изменениям, пока не будет из нее пробужден. По этому поводу все тексты Священного Писания единодушны, что будет показано в последующих главах. Поскольку Бог не предлагает людям спастись незнанием, а хочет, чтобы все “пришли к познанию истины” (1 Тим. 2:4); и поскольку все массы человечества умерли в неведении, а “в могиле нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости” (Еккл. 9:10), то Бог приготовил пробуждение мертвых, чтобы они пришли к знанию, вере и спасению. Отсюда Его план:“Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке”, – первая евангельская Церковь, Невеста, тело Христа; затем, в Тысячелетнем веке, все ставшие Христовыми за тысячу лет Его присутствия (неверно переведено “пришествия”) – Господнего времени познания Его всеми, от мала до велика (1 Кор. 15:22).
Как смерть пришла через первого Адама, так и жизнь приходит через Христа, второго Адама. Все потерянное человечеством в первом Адаме должно быть возвращено тем, кто верует во второго Адама. Пробужденные с принесшим пользу опытом зла, который  Адаму недоставало, и с благодарностью принявшие Божий дар искупления, смогут жить вечно на первоначальных условиях послушания. Под справедливым царствованием Князя мира потребуется полное повиновение и для этого будет дана совершенная возможность. Вот спасение, предложенное миру.
А теперь рассмотрим другой текст, обычно упускаемый всеми, кроме универсалистов. Хотя мы не универсалисты, однако мы говорим о праве пользоваться, верить и иметь радость от каждого свидетельства Божьего Слова. В нем мы читаем:“Мы уповаем на Бога живого, который есть Спаситель всех людей, особенно тех, кто верит” (1 Тим. 4:10). Бог спасет всех людей, но не спасет особо4 никого, кроме приходящим к Нему через Христа. В Своем обязательном спасении всех людей Бог не намерен вступать в конфликт с их волеизъявлением или свободой выбора и против их воли давать им жизнь:“Вот, Я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло; избери жизнь, дабы жил ты”.
Симеон противопоставил эти два спасения, говоря:“Видели очи мои спасение Твое… свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля (подлинных израильтян)”. Это подтверждает сказанное апостолом, что В СВОЕ ВРЕМЯ будет дано свидетельство всем, что Иисус Христос, Посредник, отдал Себя искуплением за всех. Это будет представлено всем людям – независимо от их веры и желания. Эта благая весть о Спасителе будет для всех людей (Лук. 2:10, 11), однако, особое спасение от греха и смерти придет лишь к Его народу (Мат. 1:21) – к верующим в Него, – поскольку читаем, что Божий гнев пребывает на неверующих (Иоан. 3:36).
Итак, всеобщее спасение, которое будет для каждого человека, состоит из света, исходящего из истинного источника, а также возможности избрать жизнь. Следовательно, если преимущественное большинство людей находится в могиле, их нужно оттуда освободить, чтобы засвидетельствовать им благую весть Спасителя. Особое спасение, которому ныне с надеждою радуются верующие (Рим. 8:24), и реальность которого будет открыта в Тысячелетнем веке также для всех уверовавших “в тот день”, как раз и есть тем полным избавлением от рабства греха и тленности смерти к хвалебной свободе детей Божьих. Условием достижения всех этих благословений будет благосклонность сердца к законам Христового Царства, где продвижение к совершенству будет свидетельствовать о степени любви к Царю и Его закону любви. Если кто-то, просвещенный Истиной, приведенный к познанию любви Бога и возвратившийся (в действительности или почитаемо) к человеческому совершенству, “исполнится страхом” и “поколеблется” (Евр. 10:38, 39), то вместе с неверующими (Отк. 21:8) будет истреблен из народа (Деян. 3:23). Такова вторая смерть.
Как видим, все сложные прежде тексты объясняются словами:“…О чем будет выдано в свое время свидетельство”. Свое время – это время, когда свет Истины озарит каждого человека, приходящего в мир. Свое время – это время, когда “благая весть” явится “огромной радостью для всех людей”. Объяснить эти места как-то по-иному, не исказив при этом смысла, нельзя. В Рим. 5:18, 19 ап. Павел настаивает именно на такой аргументации. Он делает вывод, что поскольку причиной осуждения на смерть всех людей была вина Адама, то основанием оправдания служит праведность Христа и послушность до самой смерти; что если все утратили жизнь в первом Адаме, то, несмотря на свои недостатки, могут обрести жизнь, приняв второго Адама.
Ап. Петр говорит, что об этой реституции сказано устами всех святых пророков (Деян. 3:19, 21). Они действительно так учат. Иезекииль говорит о долине сухих костей:“Кости сии – весь дом Израилев”. Бог говорит Израилю:“Вот Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и выведу вас в землю Израилеву. И узнаете, что Я – Господь, когда… вложу дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, – и узнаете, что Я, Господь, сказал это, и сделал – говорит Господь” (Иез. 37:11-14).
С этим сходны слова ап. Павла (Рим. 11:25, 26):“Слепота частично случилась Израилю, пока не войдет полное число из язычников (избранные, невеста Христа); и таким образом весь Израиль спасется”, – будет возвращен из своего отверженного состояния, ибо “Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал” (Стих 2). Они были отстранены от Его милости на период выбора Невесты Христа, но будут восстановлены, когда этот выбор завершится (Стихи 28-33). Пророки многословны в том, как Бог насадит их снова и никто более их не искоренит. “Так говорит Господь Бог Израилев:…Я обращу на них очи Мои во благо им, и возвращу их в землю сию, и устрою их, а не разорю, и насажу их, а не искореню; и дам им сердце, чтобы знали Меня, что Я Господь, и они будут Моим народом, а Я буду их Богом; ибо они обратятся ко Мне всем сердцем своим” (Иер. 24:5-7; 31:28; 32:40-42; 33:6-16). Эти места Священного Писания не могут иметь отношения лишь к возвращению из плена Вавилона, Сирии и др., поскольку затем они были рассеяны снова.
Более того, Господь говорит:“В те дни уже не будут говорить:отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина, но каждый (умирающий) умрет за свое беззаконие” (Иер. 31:29, 30). Совсем по-иному происходит сегодня. Каждый умирающий ныне умирает не за собственные грехи, а за грех Адама:“В Адаме все умирают”. Он ел кислый виноград греха; затем этот виноград ели наши отцы, чем навлекли на детей дальнейшие болезни и страдания, ускорившие наказание – смерть. День, в котором “каждый (умирающий) умрет (только) за собственный грех”, назван Тысячелетним днем или днем реституции.
Хотя на первый взгляд многие пророчества и обетования о будущих благословениях касаются только Израиля, однако, следует помнить, что этот народ был прообразом. Поэтому обещания, имевшие иногда непосредственное отношение к народу, в более широком смысле касаются также всего мира человечества, образом которого являлся этот народ. Итак, если Израиль, как народ, был прообразом всего человечества, то его священство символизировало избранное “малое стадо” – Главу и тело Христа, “Царское Священство”. Жертвоприношения, очищения и примирения, совершаемые ради Израиля, являли в образе “лучшие жертвы”, более полное очищение и действительное примирение “за грехи всего мира”, частью которого он приходится.
Но и это еще не все. Бог также упоминает названия других народов и обещает для них возрождение. Для убедительной иллюстрации возьмем жителей Содома. Если мы на самом деле найдем, что Священное Писание учит о их реституции, то можем внутренне гордиться такой Истиной – хвалебным учением о Реституции всего человечества, о которой говорили своими устами все святые пророки. Почему бы жителям Содома не иметь возможности прийти к совершенству и вечнопродолжающейся жизни, как, например, Израилю или любому из нас? Да, действительно, они не были праведными, но не был таковым и Израиль и не являемся мы, слушающие ныне благую весть. “Нет никого праведного, ни одного”, за исключением тех, кому приписана праведность умершего за всех Христа. Словами нашего Господа сказано, что хотя Бог послал с неба огненный дождь и всех истребил за их злостные поступки, однако, в Его глазах жители Содома не были такими грешниками, как иудеи, имевшие намного больше знания (Быт. 19:24; Лук. 17:29). К иудеям Капернаума Он сказал:“Если бы в Содоме были совершены те славные дела, что в тебе, то он оставался бы до сего дня” (Мат. 11:23).
Таким образом, Господь учит, что у жителей Содома не было полной возможности, но гарантирует им такую возможность словами (стих 24):“Но говорю вам, что земле содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе”. Характер и дело Дня Суда будут описаны на последующих страницах. Здесь мы попросту обращаем внимание на факт, что для Капернаума это будет означать благоприятную пору, но еще более способствующей она будет для Содома. Даже не имея полного знания и всех тех благословений, обещанных прийти посредством “Семени”, Капернаум, тем не менее, согрешил против более полного света.
Если Капернаум и весь Израиль будут возвращены из забытья прошлого и удостоятся благословений под запечатанным кровью Иисуса “Новым Заветом”, так почему бы и жителям Содома не получить благословения вместе со “всеми племенами земли”? Несомненно, они их получат. Вспоминая, как много столетий до Иисуса Бог послал с небес уничтоживший всех “огненный дождь”, понимаем, что речь о возрождении подразумевает пробуждение, возвращение из могил.
Теперь внимательно прочитаем и рассмотрим пророчество Иезекииля 16:48-63. Упоминая Израиль, Бог сравнивает его с соседями – Самарией, а также жителями Содома, о которых говорит:“…Увидев это5, Я отверг их”. Ни Иисус, ни пророк не дают какого-либо объяснения кажущемуся несоответствию того, что Бог уничтожил Содом, а другим, более виновным, позволил уйти безнаказанными. Все это станет понятным, когда “в свое время” будут явлены Его величественные замыслы. Пророк попросту говорит, что Бог “увидел” нужным сделать именно так, и, по словам Иисуса, в день суда к ним будет больше снисхождения, чем к другим – более виновным. Услышав предположение, что смерть заканчивает всякое испытание и впоследствии никто не в состоянии иметь возможность прийти к познанию Истины и быть ей послушным, мы спрашиваем:почему Бог счел нужным отторгнуть этих людей, не дав им шанса спастись знанием того единственного имени, которым они могут спастись? Ответ прост:для них на то не пришло время. В “свое время” они проснутся от смерти и будут приведены к познанию истины, а, значит, вместе со всеми племенами земли получат благословения от обещанного “Семени”. В то время они будут на испытании вечной жизни.
Следуя этой, а не другой мысли, мы можем понять, почему Бог любви поступал так, а не иначе с амалекитами и другими народами, разрешая и даже повелевая Израилю истребить их:“Иди и порази Амалика, и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла” (3 Цар. 15:3). Столь безрассудное, на первый взгляд, истребление живых существ кажется несовместимым с полным любви характером, приписываемым Богу, и учением Иисуса:“…Любите своих врагов”. Так будет казаться, пока мы не увидим последовательности Божьего плана, пока не распознаем “соответствующего времени” для выполнения каждой его черты и пока не согласимся с фактом, что каждый член человеческого рода занимает в нем свое место.
Теперь мы способны увидеть, что амалекиты, жители Содома и другие послужили примером праведного негодования Бога и Его решимости окончательно и навсегда покончить со всеми соучастниками злых дел – примером не только для других, но и для самих себя – когда наступит день испытаний и суда. Они могли точно так же умереть от болезней или других несчастий. Для них это не составляло большой разницы, так как они только познавали зло, чтобы найдясь в свое время на испытании, они могли познать праведность и сумели различить, а затем выбрать добро и получить жизнь.
Давайте исследуем пророчество дальше. Сравнив Израиль с Содомом и Самарией и признав Израиль более виновным (Иез. 16:48-54), Господь говорит:“Но Я возвращу плен их, плен Содома и дочерей ее, плен Самарии и дочерей ее, и между ними пленных твоих”. Здесь плен это не что иное как плен смерти, поскольку упоминавшиеся здесь были в то время мертвы. Все мертвые являются пленниками, и Христос приходит открыть двери могилы и пустить пленников на свободу (Ис. 61:1; Зах. 9:11). В 55 стихе это названо “возвращением к прежнему состоянию” – реституцией.
Некоторые, достаточно расположенные принять Божью милость через Христа ради прощения собственных прегрешений и слабостей, совершенных при большем свете и знании, не могут себе представить, чтобы такая милость была доступна под Новым Заветом также для других, хотя, кажется, берут во внимание слова апостола, что Иисус Христос по благодати Божьей вкусил смерть за каждого. Некоторые из них полагают, что Господь в пророчестве говорит к иудеям пожалуй с иронией, – что Он не прочь вернуть вместе с ними и жителей Содома, но вот такого откровенного намерения вернуть тех и других к жизни у Него нет. Однако, давайте взглянем, как согласуются последующие стихи с такой идеей. Господь говорит:“Но Я вспомню союз Мой с тобою во дни юности твоей и восстановлю с тобой вечный союз. И ты вспомнишь о путях твоих, и будет стыдно тебе, когда станешь принимать к себе сестер твоих… Я восстановлю союз Мой с тобою и узнаешь, что Я – Господь, для того, чтобы ты помнила и стыдилась, и чтобы впредь нельзя было тебе и рта открыть от стыда, когда Я прощу тебе все, что ты делала, ГОВОРИТ ГОСПОДЬ БОГ”. Если обетование удостоверено Великим Иеговой, то имеющие эту печать правдивости Бога могут с верою радоваться его неизменности, – особенно те, кто сознает, что благословения Нового Завета были подтверждены Богом в Христе, драгоценная кровь Которого должна запечатать Завет.
К сказанному ап. Павел дополняет:“И таким образом весь Израиль (живущие и мертвые) спасется (освободится от ожесточения), как написано:“Придет от Сиона Избавитель и отвратит нечестие от Иакова. И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их…” В отношении избрания они возлюбленные ради отцов. Ибо дары и призвания Божьи необратимы” (Рим. 11:26-29).
Не следует удивляться, что иудеи, жители Содома, Самарии, а также все человечество, будут в смятении и окажутся посрамленными, когда в “свое время” Бог покажет все богатство Своей милости. В самом деле, многие, являющиеся сегодня Божьими детьми, найдутся в замешательстве и познают с изумлением, что воистину Бог так полюбил МИР и что Его мысли и планы были намного выше их собственных.
В своем большинстве христиане верят, что все Божьи благословения принадлежат исключительно избранной Церкви. Тем не менее, сегодня наши глаза начинают видеть, что Божий план намного шире, чем мы полагали первоначально. Хотя Бог дал Церкви исключительно “великие и драгоценные обетования”, однако, Он также сделал щедрый замысел для всего мира, который возлюбил настолько, что искупил его. Подобным образом заблуждались иудеи, полагавшие, что все Божьи обетования даны только для них и ради них. Но когда пришло “свое время” и милость стала уделом язычников, остаток Израиля, сумевший с радостью сердца принять более широкое проявление Божьей благодати, также разделил эту простирающуюся милость. Все остальные оказались ослепленными человеческими традициями и предубеждением. Пусть те из Церкви, кто ныне видит рассвет Тысячелетнего века и его милостивые благодеяния для всего человечества, будут осмотрительны, чтобы не противопоставить себя растущему свету и не потерять на время из виду его славу и благословения.
Как велика разница между искажением этих истин, представленым двумя противоречащими себе взглядами – кальвинизмом и арминианством, – и хвалебным планом Бога выбрать сегодня нескольких, чтобы затем благословить многих. Первые отрицают доктрину Библии о Свободной Милости и безжалостно коверкают хвалебную доктрину Избрания. Вторые вообще отрицают доктрину об Избрании и никак не могут понять полноты богатства Свободной Милости Бога.
Кальвинизм говорит:Бог всеведущий; Он знал конец вначале; все Его замыслы придут к свершению, а кроме того, у Него никогда не было намерения спасти кого-либо кроме нескольких – Церкви. Они избраны и наперед определены к вечному спасению. Все другие также определены, будучи избранными к вечным мучениям, ведь “знает Бог все дела Свои от начала мира”.
Эта точка зрения имеет свои хорошие стороны. Она признает всеведение Бога и для нас могла бы послужить идеалом великого Бога, не будь в ней недостатка двух существенных качеств Его величия – любви и справедливости, ни одно из которых не вмещается в том, что все сто сорок два миллиарда человеческих созданий до своего рождения были осуждены на вечные мучения. Это скорее похоже на издевательство над Его любовью. Если Бог есть любовь, а правосудие – основание Его престола, то Его характер не может быть таким.
Арминианизм говорит:да, Бог есть любовь. Приводя человечество в мир, Бог не желал ему вреда – только добра. Но вот сатана преуспел в обольщении первой пары людей, и так грех вошел в мир, а через грех смерть. С тех пор Бог делал все от Него возможное, чтобы освободить человека из рук его врага, вплоть до того, что отдал Своего Сына. И хотя ныне – спустя шесть тысяч лет – Евангелие достигло только очень малой части человечества, мы твердо надеемся и верим, что в течении последующих шести тысяч лет – благодаря энергичной деятельности и великодушию Церкви – Бог так далеко исправит привнесенный сатаной грех, что все живущие в то время смогут наконец узнать о Божьей любви и воспользоваться возможностью уверовать и спастись.
Хотя такая точка зрения представляет Бога полным любви и милосердных замыслов для Своих творений, она одновременно подталкивает к мысли, что Богу недостает необходимых для свершения Его благотворных намерений знаний и способностей, что Ему недостает мудрости и могущества. С этой стороны может показаться, что пока Бог был занят помыслами о том, как сделать больше добра Своим новосозданным детям, незаметно подкравшийся сатана одним мастерским ударом расстроил все планы Бога, и то до такой степени, что лишенному всей власти Богу требовалось двенадцать тысяч лет, чтобы восстановить справедливость – чтобы оставшийся в живых остаток человечества имел возможность с такой же готовностью принять добро, как в свое время принял зло. Однако, независимо от Божьей любви, сто сорок два миллиарда человек минувших шести тысячелетий и еще столько же будущих потеряны, согласно такому замыслу, навечно – исходя из вреда, нанесенного сатаной Божьему плану. Таким образом, на тысячу посланных сатаной на вечные мучения приходится один, которого Бог спасает к славе.
Такая мысль должна возвысить в глазах человека ум и силу сатаны и одновременно уменьшить упомянутые достоинства Бога, о которых псалмопевец говорит совершенно обратное:“Он сказал, – и сделалось; Он повелел – и явилось”. Нет, нет, для Бога ничто не было неожиданностью и Он не был застигнут врасплох Своим противником. Также сатана ни в коей мере не расстроил планы Бога. Бог владеет и всегда в совершенстве владел ситуацией, и в конце станет ясно, что все вместе содействовало свершению Его замыслов.
В то время, как доктрины Избрания и Свободной Милости в изложении кальвинизма и арминианства никогда не могут быть сгармонированы друг с другом, со здравым рассудком и с Библией, тем не менее, эти две хвалебные библейские доктрины, прекрасные сами по себе и с точки зрения плана веков, в совершенстве гармонируют между собой.
Поэтому, видя, как много великих и хвалебных свойств Божьего плана спасения человека от греха и смерти принадлежит к будущему, и глядя на второе пришествие нашего Господа Иисуса, как на продуманный первый шаг к свершению этих долгообещанных и долгожданных благословений, не следует ли еще более ревностно, чем ждали и высматривали первого пришествия Господа менее информированные иудеи, высматривать времени Его второго пришествия? Кто не возрадуется надеждой увидеть Его день, понимая, что в то время под властью Его правления будет положен конец всякому злу, несправедливости и смерти, а справедливость, истина и мир охватят весь мир? Кто из переносящих ныне страдания с Христом, вдохновенных драгоценными обещаниями, что “если терпим с Ним, то и царствовать будем”, не поднимет своей головы и не будет рад любому признаку приближения Господа, зная, что приблизилось наше с Ним освобождение и возвышение? Воистину, все симпатизирующие Его миссии благословения и Его духу любви будут восторженно рады всякому доказательству Его прихода, как приближению “великой радости, которая будет всем людям”.


    1. Определение “свободная” в отношении к благодати значит здесь: незаслуженная, но доступная всем.

    2. Арминиане – Сторонники убеждений, которые представлял Арминий (1560-1588), теолог, профессор Университета в Лейден, в Голландии. Он был известен участием в дискуссии с кальвинистическим теологом, Франциском Гомарусом, главными темами которой были доктрины о благодати и избрании.Арминий утверждал, что благодать дана всем, а не только избранным, а также, что избрание зависит от веры и добрых дел, а не от слепого предназначения.

    3. Зах. 9:12 KJV.

    4. Евр. 7:25

    5. Иез.16:50 KJV.


в Библиотеку…

читать 5 главу…

читать 7 главу…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.