Епифанические Исследования Писаний. Том 1. Бог. Глава 2. Атрибуты Божественной Личности

  ГЛАВА 2

 АТРИБУТЫ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ.

        Различие между атрибутами существа и характера. Личность. Телесность. Духовность. Самосуществование. Вечность. Самодостаточность. Бессмертие. Влияние этих семи атрибутов на набожного исследователя. Невидимость. Единственность. Всемогущество. Всеведение. Вездесущность. Превосходство. Непостижимость. Их влияние на нас.

        В первой главе мы обсуждали тему о существовании Бога – и с семи точек зрения доказали, что Бог существует. Мы указывали на то, что Бог является личностью, которая обладает качествами мудрости, силы, справедливости и любви. Кроме доказательств существования Бога, что было предметом нашего исследования, мы не стремились детально описывать Его атрибуты, поскольку нашим намерением было позже посвятить несколько глав их обсуждению. Обычно Его атрибуты рассматриваются в двух аспектах: как атрибуты Его существа и как атрибуты Его характера. Под атрибутами существа подразумевается то, что присуще Его природе: во-первых – сама личность, во-вторых – духовность, вечность, бессмертие и т.д.. Тогда как под атрибутами Его характера подразумевается то, что присуще Его характеру, сердцу и уму: справедливость, любовь, милосердие, верность и т.п. Только что мы представили некоторые атрибуты существа Бога, а также некоторые атрибуты Его характера. Теперь, в этой главе, мы приведем и рассмотрим основные атрибуты Его существа.

       Естественно, как мы сказали выше, первым атрибутом Божественного существа является Божественная личность. Под словом личность мы подразумеваем такое качество, с помощью которого возможно мыслить, ощущать и желать; ибо личность состоит из разума, чувств и воли. Не обладая этими тремя вещами, никто не может считаться личностью и быть индивидуумом. Бог обладает этим атрибутом, который находится в Нем, как в чувствительном существе, ибо Он является индивидуумом. Это свойство Божьего существа позволяет нам сразу же отклонить атеизм – который вовсе отрицает существование Бога; агностицизм – который сомневается в существовании Бога; материализм – который отрицает личность в первопричине, а также пантеизм, который смешивает Бога с природой. При обсуждении темы существования Бога мы доказали с помощью логики, что Бог является личностью. Это было доказано аргументами, вытекающими из логического осмысливания порядка, замысла и интеллектуального, морального и религиозного строения человека, а также нашего опыта и опровержения атеизма. Разум, добродетельность, справедливость и исполнительные способности Бога очевидным образом следуют из таких доказательств Его существования, что в свою очередь подтверждает его личность.

       Священное Писание переполнено доказательствами о личности Бога, ибо оно приписывает Ему интеллектуальность, чувства и волю – главные элементы личности. То, что Он имеет знание, доказывают следующие стихи: Ис.Нав. 22:22: «Бог богов Господь … – Он знает»; Ис.44:8: «Есть ли Бог, кроме Меня? Нет другой твердыни, никакой не знаю!»; Иов 36:4: «Пред тобою совершенный в познании»; Пс.43:22: «Ибо Он знает тайны сердца»; Мат.6:8: «Ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него!»; Лука.16:15: «Но Бог знает сердца ваши»; Деяния 15:18: «Ведомы Богу от вечности все дела Его»; Рим.8:29: «Ибо кого Он предузнал»; 2Тим.2:19: «Познал Господь Своих»; 1Ин.3:20: «Бог … знает все». То, что Он имеет чувства, показывают следующие стихи: Пс.102:13: «Милует Господь боящихся Его»; Ин.16:27: «Ибо Сам Отец любит вас»; Исх.34:6: «Господь – Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый, и многомилостивый и истинный»; Евр.11:5: «Что угодил он Богу»; Пс.29:5: «Возблагодарите память святости Его!» (KJV); Исх.20:5: «Я – … Бог ревнитель»; Пс.7:10: «Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже!»; 1Пет.3:20: «Божье долготерпение, во дни Ноя»;Ин.3:16: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного»; Пс.24:7: «По милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости Твоей!» А то, что Он проявляет волю, очевидно из следующих стихов: Мат.6:10: «Да будет воля Твоя… на Земле»; Мат.7:21: «Но исполняющий волю Отца Моего»; Лука.22:42: «не Моя воля, а Твоя да будет»; Деяния 21:14: «Да будет воля Господня!»; Гал.1:4: «по воле Бога»; Еф.1:11: «Совершающему все по изволению воли Своей»; 1Фес.4:3: «Ибо воля Божия есть – освящение ваше»; 1Кор.12:11: «Разделяя каждому особо, как Ему угодно»; Евр.6:17: «Желая преимущественно показать наследникам обетования непреложность Своей воли»; 2 Пет.3:9: «Господь… не желает, чтобы кто погиб».

       Кроме этих стихов Священного Писания, которые приписывают Богу главные элементы личности – интеллектуальность, чувства и волю, есть множество других, которые подчеркивают Его индивидуальность. Мы процитируем некоторые из них: «Кто как Ты, Господи, между богами? Величествен святостью!» (Исх.15:11); «Да не будет у тебя других богов, пред лицом Моим!» (Исх.20:3; Втор.5:7); «Не должен поклоняться богу иному» (Исх.34:14); «Господь – есть Бог, и нет еще, кроме Его» (Втор.4:35); «Слушай, Израиль; Господь, Бог наш – Господь един есть!» (Втор.6:4); «Господь, Бог ваш – есть Бог богов и Владыка Владык» (Втор.10:17); «Нет столь Святого, как Господь» (1Цар.2:2); «Расположите сердце ваше к Господу, и служите Ему одному» (1Цар.7:3); »Господа, Который вывел вас из земли…, силою великой и мышцею простертою» (4Цар.17:36) «Ты сотворил небо и землю!» (4 Цар.19:15); «Кому же вы уподобите Меня, и с кем сравните? говорит Святый» (Ис.40:25); «Я первый, и Я последний, и кроме Меня, нет Бога!» (Ис.44:6); «Нет иногоБога кроме Меня, праведного и спасающего!» (Ис.45:21); «Бог есть истина, Он – есть Бог живый и Царь вечный!» (Иер.10:10); «Вот Я – Господь, Бог всякой плоти: есть ли что невозможное для Меня?» (Иер.32:27); «Один у вас Отец, Который на небесах» (Мат.23:9); «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога» (Ин.17:3); «Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф.4:6); «Сей, будучи сиянием славы и образом ипостаси Его… воссел одесную величия на высоте» – Евр.1:3.

       Для нас очень важно подчеркнуть личность Бога, особенно на фоне материализма, атеистических и агностических наук, и пантеизма известных языческих философов, которые лишают нас личностного Бога. Вера в Бога как в личность, любовь к Нему и общение с Ним необходимы для развития подобия Божьего. Но, лишившись личностного Бога, мы лишимся христианской веры, надежды, любви, мира, радости, спокойствия, самообладания, настойчивости, долготерпения, милосердия и других характерных качеств, подобных Христовым. Веря в Бога как в личность, с присущими Ему характерными качествами библейского Бога, мы получаем силу, которая при ее применении образует, развивает и усовершенствует Христианскую веру, надежду, любовь, мир, радость, спокойствие, самообладание, настойчивость, долготерпение, милосердиеи любой другой элемент подобия Христа. Жизнь того, кто отрицает Бога как личность, неплодотворна в этом отношении; но жизнь истинного почитателя библейского Бога – личностного Иеговы – в этом отношении плодотворна. Итак, вера в Бога как в личность, является основой для благочестивой жизни. Поэтому первое место в атрибутах Божественного существа мы отдали Его личности. В любом случае, при любых обстоятельствах придерживайтесь этого как основной сути нашей религиозной жизни.

       Следующим атрибутом Божественного Существа является телесность. Под этим мы понимаем, что Бог имеет тело. Ошибка мыслить о Боге, как о великом разуме, не имеющем тела. Ни разум, ни Библия не подают нам такой мысли. Такая теория берет свое начало от ложных абстракций и учений языческих философов, в особенности греческих, у которых она была заимствована и навязана вероучениями темных веков. Мы утверждаем, что Св. Писание учит, что Бог имеет еще что-то кроме разума, что кроме разума Он имеет и тело – а это означает, что Бог обладает организмом. И, чтобы это доказать, мы не ссылаемся на те стихи Библии, которые являются антропоморфическими, то есть, переносно приписывающими Богу внешний вид и части тела человека. Нет, мы ссылаемся на утверждения, которые буквально и ясно связывают Бога с телом. Когда Иисус сказал, что никакой человек никогда не видел Божьего «лица» (Ин.5:37), Он этим четко указал, что Бог обладает телом. То же показано и в Божьем заявлении, что ни один человек не может видеть Его и жить (Исх.33:20-23); этим Библияпоказывает, что Он может быть человеку видим, но только с губительными последствиями для смотрящего. Если Он может быть видим, то Он должен обладать чем-то большим, чем только разумом: Он должен иметь тело, которое указывало бы на организм. На этот факт также указывают слова: «Бог есть дух»(Ин.4:24); и Ап. Павел, который говорит, что духовные существа имеют тела (1Кор.15:44-49). Все стихи Св. Писания, которые говорят о небе как о месте Его пребывания, высказывают то же самое (Пс.72:25; Мат.5:16,45; 6:9; и т.д., и т.п.). Кроме того, это также очевидно из Библейского стиха (Евр.1:3), который говорит нам, что Иисус теперь является выражением образа Отца. Эти цитаты Св. Писания безусловно доказывают, что Бог имеет тело.

Утверждая, что Бог имеет тело, мы, конечно же, не имеем в виду, что оно состоит из материи; ибо субстанция, из которой состоит Его тело, не является таковой. Также, когда мы говорим, что Его тело является организмом, мы не имеем в виду, что Его телу присущи те же органы, что и нашему. Безусловно, Он не имел бы ни одного практического применения таким органам, которыми обладаем мы. Он, несомненно, по причине Своего самосуществования, не имеет органов и частей тела, необходимых для пищи, дыхания, вывода шлаков, размножения и т.д.(1Кор.15:50), ибо подобные вещи указывают на зависимость от внешних обстоятельств существования. Поскольку буквальные Библейские стихи приписывают Ему определенные действия, то мы можем разумно допустить, что Бог имеет органы, приспособленные для зрения, слуха, обоняния, осязания, действия, передвижения; и, бесспорно, Он обладает некоторыми органами, которых мы не имеем, хотя и не знаем, из чего они состоят и для чего предназначены, как об этом говорится в 1Ин.3:2, где Апостол выявляет почтение к телунашего Господа Иисуса, которое целиком подобно Божьему (Евр.1:3): «Еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда [Иисус] откроется, будем подобны Ему». Наше ограниченное знание о Божьем теле, подобно, как и наше небольшое знание многих других вещей о Боге, в значительной мере обусловлено, с одной стороны, Его величием, а с другой – нашей малозначительностью, ибо уровень нашего существования настолько ниже уровня Его существования, что мы не можем полностью постичь Его – ограниченный не может полностью объять Необъятное.

Третьим атрибутом Божественного существа, который мы желали бы рассмотреть, является духовность, то есть, что Бог есть дух. Св. Писание учит этому посредством сравнения с материальными вещами (Деян.17:29). Оно четко заверяет нас словами «Бог есть дух» (Ин.4:24). И наш разум соглашается с такой духовностью существа, Которое создало и хранит вселенную и создания во вселенной. Божий способ существования не является таким, как существование существа с телом и кровью или с каким-то другим видом материального тела, но Он существует так, как духовное существо с духовным телом. Когда мы говорим о духовном теле, то имеем в виду тело, которое состоит из нематериальной, духовной субстанции или субстанций. Есть материальные субстанции, такие как вода, земля, железо, дерево и т.д., и есть духовные субстанции, такие как электричество, огонь, свет, тепло и т.д. Когда мы говорим, что Бог – это дух, то тем самим указываем, что Его тело состоит из нематериальных субстанций (1Кор.15:50). Очевидно ангелы, которые являются духами, имеют тела,состоящие из огня (Евр.1:7,14). Возможно, некоторые духовные существа высших рангов, подобные херувимам и серафимам, имеют тела, которые состоят из других духовных субстанций. Библия не указывает нам точной природы субстанций, из которых состоит Божье тело. Это же замечание касается и настоящего тела нашего Господа и тел святых в первом воскресении.

Отсутствие описания в Св. Писании природы субстанций, из которых состоит Божье тело, не позволяет нам быть точным в этом вопросе и запрещает нам развивать из этой темы догмат веры. Не желая строить из данного предмета догму, мы все же могли бы разумно предположить, что не было бы удивительным, если бы оказалось, что Божественное тело состоит из элемента жизни. Наше предположение не является полностью безосновательным. Факт, что Библия учит, что Бог бессмертный, то есть, имеет «жизнь в Самом Себе» (Ин.5:26). Если Его тело состоит из элемента жизни, то оно, наверняка, не нуждается, как другие тела, в элементе жизни другой субстанции для поддержания Своей жизни. Он, будучи нетленным, ничего не утрачивает в Своем теле, и, естественно, не имеет ни единой потребности в пополнении тела жизнью. Итак, если Его тело состоит из элемента жизни, то в Нем, наверное, есть самодостаточная жизнь. Но, поскольку мы так мало знаем о возможностях духовных субстанций, то мы не уполномочены абсолютно утверждать, что бессмертие не возможно каким-либо иным способом, кроме как посредством обладания телом, котороесостоит из элемента жизни. Насколько мы можем судить, бессмертие, возможно, могло бы существовать и другим способом. В этом вопросе надо скромно признать, что «мы знаем частично», то есть, что наше знание частичное, неполное. Поэтому мы вынуждены признать, что природа субстанции, из которой состоит Божественное тело, нам не известна. Она является одной из тайн, которую Бог сохранил в Себе. Итак, мы не осмеливаемся строить догму в этом вопросе. Тем не менее, наша неопределенность в вопросе точного вида духовной субстанции, из которой состоит Божественное тело, не делает нас неопределенными в том, что оно состоит именно из духовной субстанции; ибо этот факт исходит из того, что Он является духом, как об этом сказано в Ин.4:24.

Следующим атрибутом Божественного Существа, которое мы хотим рассмотреть, является самосуществование. Под Божьим самосуществованием мы понимаем Его независимость в Своем существовании от всех существ, всех обстоятельств и всех вещей. Это означает, что Он никому и ничему не обязан Своим существованием, что никто не породил Его, и ничто не поддерживает Его. Он также не обязан Своим существованием и пребыванием ни единому обстоятельству или вещи. Существование является частью самой природы Его существования. В этом Он полностью отличается от любого другого существа. Все иные существа, прежде чем прийти к существованию, зависели от кого-то другого. Даже те Его создания, а именно святые, которые уже имеют или еще достигнут состояния бессмертия, обязаны и должны быть благодарны Богу за предоставление им такого свойства. Все другие существа зависимы от Него не только тогда, когда приходят к существованию, но вся их жизнь зависит от Него до тех пор, пока она продолжается. Поэтому Он является единственным самосуществующим существом во вселенной. Разум признает это истиной, когда убеждается, что Он является Первопричиной, а потому, беспричинным, самосуществующим.            

Св. Писание также учит об этом. Наиболее торжественно Бог открыл Свое самосуществование тогда, когда Он впервые объявил это свойство, а именно Моисею, говоря: «Я есть Тот, Который есть. И сказал: Так скажи сынам Израилевым: Я ЕСТЬ послал меня к вам» (Исх.3:14, KJV). Вновь Иегова заявляет это в словах: «Я подъемлю к небесам руку Мою и говорю: Я во век!» (Втор.32:40). Его самосуществование, насколько оно касается человеческой праведности или греховности, изложено у Иова 35:6-8: «Если ты грешишь, что делаешь ты Ему? … Если ты праведен, что даешь ты Ему? Или что Он получит от руки твоей? Нечестие твое относится кчеловеку, как ты, и праведность твоя, к сыну человеческому Иегова доказывает Свое самосуществование, когда говорит о Себе: «Я первый, и Я последний, и кроме Меня, нет Бога!» (Ис.44:6). Он является первым и последним в том смысле, что является единственным существом, которое не обязано Своим существованием кому-то другому. Все остальные, при своем приходе к существованию, зависели от кого-нибудь другого. Он же не зависит ни от кого и ни от чего другого, чтобы существовать; ибо Он самосуществующий. Выражение «первый и последний» равнозначно выражению «один единственный». Так, например, когда Иисус применяет к Себе выражение «Первый и Последний» (Отк.1:11), Он указывает нам, что только Он был единственным непосредственно родившимся от Бога. Все же остальные были созданы Богом посредственно, то есть, через Иисуса (Ин.1:3; Кол.1:15-17). Каким замечательным существом является Бог благодаря Своему самосуществованию!

Еще одним атрибутом Личности Бога является вечность. Некоторые утверждают, что в вечности нет  продолжительности. Они противопоставляют это времени, применяя только к вневременности. Это небиблейский взгляд; он имеет языческие корни и является плодом фантазий греческих философов, взгляды которых были заимствованы и введены «вероучениями темных веков». Библия же об этом говорит так: вечность это время, которое не имеет ни начала ни конца. Видим, что продолжительность времени включена в понятие вечности. Так же и разум вынужден согласиться с тем фактом, что время не могло иметь начала и не может иметь конца; ибо мы не можем умом дойти назад к началу времени, которое не имело бы предшествующего времени. Если мы мысленно возвратимся назад на миллиарды лет, мы же сможем сказать, что и перед тем было время. Опять же, если мы мысленно возвратимся еще на миллиарды лет назад, мы все еще сможем сказать, что и перед тем было время; таким образом, мы могли бы вернуться назад на бесконечные миллиарды лет, и все еще могли бы сказать, что и до того было время. Таким образом, мы вынужденысделать вывод, что время не имеет начала, что время всегда было, то есть, что время существовало вечно. То же самое касается и будущего времени. Оно не может закончиться, он будет продолжаться всегда. Мы не можем представить себе будущего времени, которое после себя не имело бы времени. Итак, время без начала и без конца всегда было и всегда будет. Это и есть вечность. Поэтому оставим тот абсурд, что вечность является тем, в чем нет времени – нет продолжительности. Конечно, есть разница между временным и вечным (2Кор.4:18). Но противопоставлять время и вечность в такой степени, чтобы утверждать, что первое включает в себя продолжительность, а второе исключает ее, это не по библейски и глупо – бессмыслица.

Как разум, так и Библия, учат, что Бог вечен – не имеет начала и конца. То, что разум указывает на это, очевидно с того факта, что он учит, что Бог является первопричиной, а потому беспричинный, т.е. вечный. Есть также много свидетельств Библии на эту тему. Мы процитируем некоторые из них: «Прибежище твое Бог древний, и ты под мышцами вечными» (Втор.33:27); «Число лет Его неиследимо!» (Иов.36:26); «Благословен Господь, Бог Израилев, от вечности до вечности!» (Пс.40:14, KJV); «Господи, Ты нам прибежище в род и в род! … и от вечности до вечности – Ты Бог!» (Пс.89:1,2, KJV); «Престол Твой утвержден искони, Ты – от века!» (Пс.92:2); «Лета Твои не кончатся» (Пс.101:28); «Высокий и Превознесенный, вечно Живущий» (Ис.57:15); «Он есть Бог Живый и Царь вечный!» (Иер.10:10); «Но не Ты ли от вечности, Господь Бог мой, Святый мой?» (Ав.1:12, KJV); «Ибо невидимое (атрибуты) Его, вечная сила и божество, от создания мира… видимо» (Рим.1:20); «Царю же вечному… единому Богу» (1Тим.1:17, A.R.V.); «Свят, свят, святГосподь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет! Кто… живущему во веки веков» (Отк.4:8,9); «Праведен Ты,Который еси и был» (Откр. 16:5). Итак видим, что Св. Писание учит, что Бог вечен – не имеет начала и конца. Это дает Ему много времени, чтобы проявить Свой характер по всей вселенной. Это на самом деле величественный атрибут Бога как существа. Он, безусловно, вызовет нашу высокую оценку, благоговение, поклонение и почтение.

С самосуществованием связан другой атрибут Божественного существа – самодостаточность. Под Божьей самодостаточностью мы имеем в виду Его независимость от любого лица, вещи или обстоятельства, которые могли бы помешать Его постоянно длящемуся существованию, счастью и благополучию. Бог ни от чего не зависим, но все, что существует, зависит от Него, чтобы могло продолжать существование. Он ни в чем не нуждается для поддержания Своего существования. Он был бы счастлив и не создавая кого-то или чего-то. Ибо Он в Себе и относительно Себя самодостаточен для существования, счастья и благополучия. Причина, по которой Он дал творению жизнь, не крылась в Его потребности в этом творении, но в Его желании благословить создания. Поэтому не Его нужда в других, но Его удовлетворение от наделения благословением послужило причиной творения созданий. Ап. Павел свидетельствует об этом атрибуте Божественного существа: «И не требует служения [обслуживания, содействия] рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дал всему жизнь и дыхание и все»(Деян.17:25). Его независимость от человека выражена в уже процитированном стихе, к которому мы вновь обращаемся: «Если ты грешишь, что делаешь ты Ему? … Если ты праведен, что даешь Ему? Или что получает Он от руки твоей? Нечестие твое относится к человеку, как ты, и праведность твоя к сыну человеческому!» (Иов.35:6-8). Эти места Св. Писания показывают Божью независимость от всяких лиц, вещей и обстоятельств. Никакое лицо или группа лиц, никакая вещь или группа вещей, никакое обстоятельство или группа обстоятельств не могут ни в коем смысле сделать Его зависимым. Он сохраняет Свою самодостаточность относительно всех лиц, вещей и обстоятельств. Итак, Бог абсолютно независим. Он независим в самом высоком смысле этого слова – Он самодостаточен. Но это не делает Его гордым, высокомерным или дерзким, но наделяет Его той свободой, которая совместима с Его природой, позицией и атрибутами, и позволяет делать что-то для других по благодати, а не от зависимости, для их блага, а не для Своей личной выгоды, для их облагораживания и счастья, а не по причине какой-то Своей необходимости. Это является именно тем, чего мы бы ожидали от великого Бога, и наша заинтересованность в Нем проявляется и тогда, когда мы рассматриваем Его величие, которое показано в Его самодостаточности.

Божье бессмертие является следующим атрибутом Его существа, которое в какой-то степени связано с Его самосуществованием и самодостаточностью. Бессмертие – это состояние, которое не подвластно смерти – состояние, в котором смерть невозможна. Бессмертие противоположно смертности, которое означает состояние, в котором смерть возможна. Смертность, однако, также не означает состояния, которое обязательно должно закончиться смертью, но является состоянием, в котором смерть возможна. Тот факт, что Адам умер, является бесспорным доказательством того, что он не был бессмертен, наоборот, он был смертен. Однако, несмотря на то, что Адам был создан смертным, он все же мог бы жить вечно и поддерживать это состояние, если бы употреблял сохраняющую жизнь пищу в Эдеме (Быт.3:22). Таким образом, сатана также смертен, ибо он в определенный день умрет (Евр.2:14; Ис.27:1; Быт.3:15; Рим.16:20). Отсюда мы делаем вывод, что и все ангелы смертны. Реституционный класс, несмотря на получение вечной жизни, будет также смертным, таким, каким был человек Иисус. Такие выводы доказывают, что смертные существа не обязательно должны умирать. На самом деле, только Божественные существа являютсябессмертными (1Тим.6:16). По этой причине членам Церкви, как наследникам Божественной природы (2Пет.1:4), обещано бессмертие (1Кор.15:53,54). Иисус дал нам точное определение бессмертия – «жизнь в самом себе» (Ин.5:26). Жизнь в самом себе означает, что обладающий такой жизнью, обладает телом, которое для своего существования не зависит ни от чего. У обладающего такой жизнью само тело является хранилищем неисчерпаемого запаса жизни и может жить при любых условиях. Его ничто не может отделить от жизни и ничто не может ослабить его жизни. Бог является источником такой жизни, и обещал ее Иисусу при условии Его верности до смерти (Ин.5:26,27), а в Христе пообещал его побеждающей Церкви (1Ин.3:1,2; 1Тим.6:16; Фил.3:21; 1Кор.15:53,54; Рим.2:7). Но больше Он такую жизнь не обещал никому.

Некоторые стихи Св. Писания указывают, что Бог бессмертен. Мы процитируем некоторые из них: «Ибо как Отец имеет жизнь в Самом Себе» (Ин.5:26); «Слава же и честь Ему, Царю вечному, бессмертному и невидимому, единому Богу » (1Тим.1:17, Совр. Перевод). Это означает, что Бог не может умереть. Мы можем умереть. Довольно легко вызвать смерть человека. Смерть может быть причинена человеческому существу посредством утопления, удушения, пролития крови, избиения, голода, сожжения, удушения газом, болезни, отравления и т.д. Но ничто не может причинить Богу смерть и ничего не может быть от Него взято, чтобы могло привести к Его смерти. Он может без наименьшего затруднения находиться в огне, под водой, под землей, вне атмосферы, при взрыве атомной бомбы, при крайнем холоде, в вакууме или при любых других обстоятельствах. Ничто из этого не могло бы ослабить Его жизни или отделить эту жизнь от Его тела. Он абсолютно недоступен смерти и неподвластен даже наименьшему убыванию жизни – Он бессмертен, Он имеет «жизнь в Самом Себе».

       Итак, мы рассмотрели семь атрибутов Божественного существа. И они наверняка помогут нам лучше понять, каким замечательным и величественным существом является Бог. Их благочестивое исследование значительно увеличит наше почтение к Нему, как достойному искренней любви, восхваления и поклонения наших сердец. Величие этих атрибутов в различных деталях превосходит нашу способность постичь их; но все они побуждают нас проявлять почтение и трепет перед Тем, Кто безграничен и совершенен во всех Своих атрибутах. А то, что это величественное Существо удостоило нас, предлагая общение с Собой, и приближает нас к Себе, является наибольшей честью, которая могла бы быть оказана нам, и должна вызвать в нас желание благодарить Его в том же духе. «Придите, поклонимся, и припадем, преклоним колена пред лицом Господа, Творца нашего!» (Пс.94:6), поскольку это наш долг, а прославление принадлежит праведным.

Мы продолжим наше исследование атрибутов Божественного существа обсуждением Божьей невидимости как восьмого свойства Его существа. Невидимость означает взоронепроницаемость – качество, благодаря которому невозможно быть кем-то видимым. Когда мы говорим, что Бог невидим, мы не имеем в виду, что Он вообще не может быть видим ни для какого существа; ибо такое утверждение противоречило бы стиху Св. Писания, в котором Иисус сказал об ангелах-хранителях святых: «Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мат.18:10). Из этого Библейского стиха мы делаем вывод, что все духовные существа могут видеть Бога, который Сам является духом. Итак, Он не невидим для всех существ, то есть, Он не является невидимым в абсолютном смысле этого слова. Но для какого рода созданий Он невидим, мы узнаем из стиха, который учит, что наш Господь в Его прославленном теле невидим. Стихом, который касается этого вопроса, является 1Тим.6:16. В соответствующей его части читаем следующее: «Которого никто из человеков не видел и видеть не может». Это означает, что Бог невидим для существ, состоящих из плоти, таких, как человек иживотные. Но некоторые могут возразить этому, утверждая, что этот стих говорит о нашем Господе Иисусе, а не о Самом Боге, и поэтому мы не должны с данного стиха делать вывод, что Бог невидим для плотских существ, включая человека. На это мы отвечаем, что Библия учит, что прославленное тело нашего Господа является точным отображением облика (дословно субстанции) Отца. Поэтому, если тело Сына невидимо для всех плотских существ, то и тело (точным отображением которого Он является) Бога тоже должно быть невидимо для всех плотских существ, включая и человека.

Однако кое-кто может возразить против прославленного тела нашего Господа, как невидимого для человека, на основании того, что оно было видимо Савлом из Тарса по дороге в Дамаск. Мы согласны с тем, что Иисус показался Савлу из Тарса по дороге в Дамаск, и с помощью такого появления переменил его из гонителя на верующего и апостола; но мы возражаем, что Савл видел прославленное тело нашего Господа. То, что он видел, было «видением» – тела нашего Господа; ибо он сам сказал, что это было именно тем, что он видел (Деяния 26:19). Видение не является действительностью, но только ее отображением. Поэтому, когда Петр видел полотно с разными видами животных, которое спускалось с неба, он видел образ евреев (чистые животные из видения) и язычников (нечистые животные из видения), а не самих евреев и язычников как таковых. Когда Павел видел мужа из Македонии, который звал: «приди в Македонию, и помоги нам!», то он не видел настоящего македонянина, но только его отображение. Таким же образом и Иоанн в Откровении также не видел на самом деле драконов, зверей и т.д., но их отображения – их видения. Итак, видения – это видимые, но не реальные вещи, это только образы этих вещей.Отсюда мы делаем вывод, что поскольку Павел называет то, что он видел по дороге в Дамаск, видением, то он не видел действительного тела нашего Господа. Мы принимаем это как доказательство того, как и он сам сказал о нашем прославленном Господе: «Которого никто из человеков не видел и видеть не может»(1Тим.6:16), что Бог невидим. Он не мог бы этого сказать, если бы на самом деле видел тело нашего Господа. Но то, что он на самом деле видел, было светом, который сиял от тела нашего Господа, и который является одним из неотъемлемых качеств Божественного существа (Деян.26:13-18); этот свет наиболее подходяще представлял тело нашего Господа, и потому мог быть назван Иисусом еще с большей уместностью, чем мы называем символ хлеба, телом Господа, ибо хлеб символизирует Его тело. Итак, эти два возражения, с помощью которых некоторые отрицали Божью невидимость, оказываются безрезультатными.

Соответственно, мы приходим к выводу, что Бог, хотя видим духовными существами, но невидим для существ плотских. Причина этого очевидна сама по себе: обычные глаза не имеют способности, которая давала бы им возможность видеть духовное существо. Это доказывает случай с Савлом. Даже для того, чтобы дать возможность естественным глазам увидеть свет, который светит от духовного тела, необходимо специальное чудо; а что касается духовных тел высочайшего ранга, Божественных тел, то, как показывает пример Савла, даже несмотря на чудо его глаза ослепли прежде, чем смогли проникнуть сквозь славный свет к телу, от которого этот свет исходил. Ослепление Савла было настолько сильным, что для возвращения ему даже частичного зрения необходимо было чудо (Деян.9:12,17,18). Дефект зрения Павла с тех пор, вероятно, и был его жалом в плоти (2Кор.12:7). Опыт Павла со светом, который сиял от тела нашего Господа, связан с замечанием Иеговы: «человек не может увидеть Меня [свет, сияющий от Моего тела, представляет Меня] и остаться в живых», это означает, что свет, сияющий от тела Бога, даже более ярок, чем тот, который светит от прославленного тела нашего Господа; ибо свет от тела Иисуса неубил, а только ослепил Савла, но никто не мог бы остаться живым, увидев свет, который сияет от тела Бога (Исх.33:18,20,23). Обратите, пожалуйста, внимание, как в Исх.33:18,20,23 об этой славе [свете, сияющим от Божьего тела] Господа говорится как о Нем Самом и Его лице. А это потому, что эта слава является их отображением. Из Библейской доктрины о Божьей невидимости становится очевидным Божье величие и наша ничтожность.

После вышеупомянутых объяснений о Божьей невидимости было бы уместным кратко рассмотреть некоторые стихи из Св. Писания, в которых также говорится о невидимости Божьей. Божья невидимость показана во Втор.4:15: «Что вы (Израиль) не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня». Подобно Его невидимость отмечена в заявлении о Его пребывании в густой мгле в 3Цар.8:12: «Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле». Человеческая неспособность видеть Его даже тогда, когда Он находится вблизи него, ясно показана у Иова 9:11: «Вот Он пройдет предо мною, и не увижу Его, пронесется, и не замечу Его». Как же реально это качество Бога изображено у Иова 23:8,9: «Но вот, я иду вперед, и нет Его, назад – и не нахожу Его. Делает ли Он что на левой стороне, я не вижу; скрывается ли на правой, не усматриваю». Это же поэтически изложено в Пс.17:12 и 96:2: «И мрак сделал покровом Своим, сению вокруг Себя мрак, облаков воздушных»; «Облако и мрак окрест Него». Иоанн дословно говорит об этом (Ин.1:18): «Бога не видел никто никогда; – единородный Сын, сущий в недре Отчем, Тот Он явил[глазам нашего понимания посредством Своего учения]. Иисус также сказал об этом как о факте (Ин.5:37): «А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели»; а позднее Он добавил (Ин.6:46): «Это не то, чтобы кто видел Отца, – кроме Того, кто есть от Бога». Ап. Павел в нескольких местах употребляет те же самые выражения о Боге: Кол.1:15 – «Который [Христос] есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари»; 1Тим.1:17 – «Царю… невидимому, единому Богу честь и слава во веки веков»; Евр.11:27 – «Ибо он [Моисей], как бы видя Невидимого, был тверд». Эти стихи Св. Писания, каждый в отдельности и все вместе, доказывают, что Бог обладает невидимостью для плотских созданий как одним из атрибутов Его существа.

Следующим атрибутом Божественного существа, на которое мы хотим обратить внимание, является Его единство. Под Его единством мы имеем в виду качество Бога, при котором Он является одним существом, одним индивидуумом, ни больше и ни меньше, чем одним существом. Хотя Он и обладает многочисленными качествами существа и характера, и хотя они по-разному проявляются, все же Бог является существом в единственном роде, индивидуумом – не состоящим из множества или нескольких лиц, но состоящим в единственном числе. Св. Писание весьма ясно высказывает эту мысль, как прямыми утверждениями, так и косвенными. Его высказывания настолько очевидны относительно этого, что не оставляют сомнения в здравом разуме относительно его учения о Божественном единстве. Причиной того, что Бог так подчеркивал Свое единство, послужило то, что в мире было сильно распространено, во время и после написания Библии, учение политеизма. Все религии языческого мира – древние, средневековые и современные – учили о многих богах, подчеркивая три лица как высочайших из них, например, среди Римских богов: Юпитера, Нептуна и Плутона. Родственные этим трем Римским богам, под различными именами видим три главных бога в Египетской,Вавилонской, Индийской, Китайской, Греческой, Германской и т.д. религиях. Но желая сохранить Истину о единственном Высочайшем Боге неоскверненной среди Своего народа, Бог снова и снова подчеркивает мысль, что Он является только одним отдельным лицом, и что в таком смысле, в каком Он является Богом, нет другого бога. Таким образом, Бог разрушает языческую доктрину о том, что есть три равных, вечных и главных бога с большим количеством низших богов.

Рассмотрим некоторые наиболее яркие стихи Св. Писания, которые говорят о Божьем единстве: самым значительным из них является стих из Втор.6:4: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш – Господь един есть!» Следующий перевод еще более точен, ибо в нем более четко выражается эта мысль: «Слушай, Израиль: Иегова, Бог наш – Иегова один». Каким величественным является это простое утверждение о единстве Бога. Держите его в четком контрасте с языческим политеизмом. А каким прямым и точным является стих из 3Цар.8:60 в своем утверждении о едином Боге Иегове: «Чтобы все народы познали, что Иегова – есть Бог, и нет кроме Его!» (ASV). Каким могущественным звучит Божий протест в Ис.42:8 против политеизма как ложного: «Я Господь [единый самосуществующий] – это – Мое имя, и не дам славы [превосходства] Своей иному (богу), и хвалы Моей истуканам». В следующем стихе, Ин.17:3, Иисус, противопоставляя Себя и Бога, подчеркивает Божественное единство Бога: «Сия же есть (цель) жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного (неподдельного) Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа». Отметьте, как в следующем стихе, в 1Кор.8:4-6, Павел подчеркивает единство Иеговы, и как он противопоставляет, многихязыческих богов и одного истинного Бога: «Нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много. Но у нас один Бог – Отец… и один Господь – Иисус Христос». Могли бы мы лучше высказать такое противопоставление более существенно и выразительно, чем это сделал Апостол в данном стихе? И снова Апостол подчеркивает единство Бога в Гал.3:20: «Но посредник при одном [то есть, еслив соглашение участвует только одно лицо, то там нет нужды в посреднике; ибо посредник означает, что в соглашение должны участвовать, по крайней мере, два разных лица, между которыми он действует как посредник] не бывает, а Бог один [единый, не множественный]». 1Тим.2:5 также говорит: «Ибо един Бог [не больше,чем один], един и Посредник между Богом и человеками». Здесь наш Господь Иисус, который является Посредником Нового Завета, представлен как Посредник между единым Богом и грешным человеком. Если мы веруем в единого Бога, то удостаиваемся похвалы в следующем стихе: «Ты веруешь, что Бог един? Хорошо делаешь!»(Иак.2:19). К этому же относятся стихи из 1Тим.1:17 (A.R.V.) и Иуды 25 (A.R.V.). Контраст между единым Богом и единым Господом Иисусом также очень выразителен. Вышеупомянутые стихи Св. Писания ясно подчеркивают учение, которое учит, что существует только один Бог – Иегова, высочайший над всеми иными, и нашей привилегией является сделать Его таковым в нашей жизни. Чтобы сделать это, мы должны приблизиться к Нему, единственным путем доступа к Нему, через Иисуса Христа, Его Единородного Сына, Спасителя и Господа, посредством раскаяния перед Богом, через веру в нашего Господа Иисуса и полного посвящения себя Божьей воле. С теми, кто так делает, единый Бог заключает Завет Связанный Клятвой (Быт.22:16-18). И поручает таким, как привилегию, отстаивать Его Божественное единство перед всяческими языческими верованиями в множество Богов.

Мы не должны понимать, что определенные стихи, которые называют святых (Пс.81:6; Ин.10:34) и добрых или злых ангелов богами (Пс.97:7; сравни с Евр.1:6), противоречат мысли о Божественном единстве Бога. Это станет ясным, когда мы увидим, что еврейское слово elоhim и греческое слово theoi, которые переведены на боги, означают могущественные личности и применяются к любой могущественной личности, будь это человек, ангел, наш Господь или Сам Бог. Итак, эти слова, употребляемые в их общем значении, могут касаться любой могущественной личности; но если они употреблены в их особом значении, то они касаются только Иеговы, то есть, в значении, в котором Он, как Высочайшее Существо, является Богом, и никто другой не является таким Богом. Поэтому существует полная гармония между доктриной, что Иегова, Высочайшее Существо, сам является Богом и только Он один такой, и Библейским учением, которое учит, что есть много богов в значении могущественных личностей. Именно по этой причине языческие божества названы в Библии богами – могущественными личностями, поскольку они, как демоны – падшие ангелы, являются всамом деле могущественными (Втор.32:16,17; 1Кор.10:20; 8:5). Итак, наше исследование доказывает, что Бог является единственной, не более чем одной, личностью или индивидуумом. Мы восхищаемся служением Ему.

Следующим атрибутом Бога, который займет наше внимание, является Его всемогущество. Всемогущество означает Его способность к выполнению всего, чего Он пожелает. Мы думаем, что такое определение является весьма поверхностным; ибо стихи Св. Писания ясно учат, что есть некоторые вещи, которых Бог не может сделать, например: Он не может лгать (Евр.6:18); Он не может отречься от Себя Самого (2Тим.2:13); Он не может совершить грех, относиться к греху благосклонно и соблазниться грехом (Ав.1:3; Иак.1:13). Однимсловом, Бог не может сделать ничего такого, что противоречит Его характеру. Также было бы неправильным говорить, что Бог может аннулировать произошедшее событие, то есть, сделать совершившийся факт недействительным; хотя Он может предотвратить какое-то событие, чтобы оно не осуществилось, или смягчить последствия после его осуществления, но, как только событие состоялось, Он не может сделать его недействительным. Эти примеры доказывают, что понимать Божье всемогущество как способность выполнить все – это неправильно. Библия также не делает такого вывода. Наиболее соответствующим определением Божьего всемогущества, представленным нам в Библии, является то, что находится в Пс.113:11 «Бог наш на небесах, – творит все, что хочет» (см. также Пс.134:6).Этот стих учит, что Бог может сделать все, что Он захочет сделать. Причина того, что Он не может совершать и поддерживать грех, не может соблазниться грехом, не может лгать и не может отрекаться от Самого Себя, есть та, что Он не желает делать этого. Его характер настолько любит праведность и ненавидит зло, что Он не может желать делать такие вещи. Зная конец от начала, Он не ждет до тех пор, пока нежелательное событие состоится, чтобы было невозможно сделать его не событием; Он заранее предотвращает такие события, если они Ему нежелательны. Поэтому, учитывая эти факты, мы ограничили бы Божье всемогущество в следующих рамках: Его способность творить все, что Он желает творить. Никакая сила или объединение сил, какими бы сильными они не были, не смогут воспрепятствовать Ему претворять в жизнь Свои постановления, так как Он сказал: «Мой совет состоится, и все, что Мне угодно Я сделаю, … Я сказал и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю!» (Ис.46:10,11; см. также Иов.23:13,14); «И никто не спасет от руки Моей, – Я сделаю, и кто отменит [отвратит]это?» (Ис.43:13). В свете вышеупомянутых выводов мы должны понимать, что те Библейские стихи, которые говорят, что Бог может сделать все, и что нет ничего невозможного для Него, включают в себя ограничение, выявленное в предложении «что Он творит то, что желает творить». Поэтому это выражение надо читать как подтекст в Иов.42:2 «Знаю, что Ты все можешь [все, что Ты пожелаешь]»; в Мат.19:26: «Богу же все возможно [все, что Он пожелает сделать]!»; и в Лук.1:37: «Ибо у Бога не останется бессильным (все, что Он пожелает сделать) никакое слово!»

Узнав, что именно понимается под Божьим всемогуществом, рассмотрим еще некоторые стихи, которые доказывают, что всемогущество является одним из атрибутов Его личности. Он называет Себя всемогущим в Быт.17:1: «Я Бог Всемогущий!». Быт.18:14 подтверждает, что нет ничего такого, что Он желал бы сделать, и не мог бы сделать: «Есть ли что трудное для Господа?». То, что Он имеет, и всегда будет иметь, такую силу, утверждается в Ис.26:4: «Иегова есть твердыня  вечная!». Кроме того, Божье всемогущество также ясно подтверждено в Отк.19:6 и 21:22. Его сила не ослабевает в Его конфликтах со Своими неприятелями (Исх.15:6-12). Она никогда не иссякнет и доведет до конца Свои намерения (Чис.11:23). Никто не может изменить Его намерений (Чис.23:20). Его сила неизмеримо больше объединенной силы всех остальных вместе взятых (Втор.3:24). Его мощь заставляет всех трепетать (Втор.7:23). Он имеет силу жизни и смерти, от которой, в сущности, никто не может спастись, и которая уничтожит всех Его врагов (Втор.32:39; 1Цар.2:6,7,10).

Его сила являетсяподдержкой для Его народа (Втор.33:27). Она, в свое время, станет очевидна всем людям (Ис.Нав.4:24). Она не зависима от других для своего успешного проявления (1Цар.14:6; 2Пар.14:11). Его всемогущество простирается на все Его создания (1Пар.29:11,12; Дан.4:32). Она подкрепляется Его знанием (2Пар.16:9; Дан.3:17; 6:28). Никто не в силах противостоять ей (2Пар.20:6; Пс.65:3; Иов.11:10; 12:14; Ис.27:4; 31:3). Она большей частью употребляется для помощи и благословения (2Пар.25:8,9). Она благословляет добрых и наказывает злых (Езд.8:22; Лук.1:49-51). Сфера ее влияния безгранична как вселенная (Иер.32:17,27; 10:12,13; 5:22; Ис.51:10; 50:2,3; 48:13; 40:12,22,24,26,28; Прит.30:4; Пс.148:5,8; 28:3-6; 45:7; 64:7,8; 67:34; 73:13,15; 76:15,19; Иов.9:4-7,10,12,13). Человек бессиленперед ней (Иов.14:20). Она может делать все что угодно, даже то, что для нас непостижимо (Иов.26:11,14; 38:8,11; Пс.103:7,9,29-32; 77:26; 88:9,10,14; 96:3-5). Никто не может сравниться с Ним в силе (Иов.40:9; 41:10,11). Его сила приносит Ему хвалу (Пс.20:14; 105:8; 117:16; 144:6; Ис.63:12). Его врагам уготовано окончательное поражение (Пс.75:7,8; Наум.1:3-6; Иоил.2:11; 3:16; Ис.17:13; 19:1; 23:11; 33:3,13; Иер.20:11; Евр.3:6,9-11,15). Его могущество претворяет в жизнь все Его планы (Ис.14:24,27). Он способенуничтожить как душу, так и тело (Мат.10:28; Иак.4:12). Божья сила властвует над демонами (Лук.11:20). Она осуществляет Его обещания (Рим.4:21). Она воскрешала и воскресит мертвых (1Кор.6:14). Она дает возможность христианам жить правильно (Еф.1:19,20; 3:20; 1Пет.1:5). Несомненно, Божья сила удивительна как сама по себе, так и в своих действиях.

Кратко рассмотрим некоторые Божьи действия как проявление Его всемогущей силы. Одним из наиболее величественных Божьих дел является вселенная – ее создание и сохранение. Она безгранична в своем пространстве и включает в себя бесчисленное количество планетных систем, многие миллиарды которых благодаря телескопу были охвачены человеческим взором; но в неограниченных сферах космического пространства их, бесспорно, во много раз больше, чем уже открыто. Любая из этих планетных систем имеет свое собственное солнце; и если бы мы подсчитали каждое из них, как имеющее столько планет и спутников, как имеет их наша солнечная система – то наш разум просто пришел бы в изумление от непостижимого результата! Откуда мы знаем, что есть такие системы, если они до сего времени не попадали под обзор наиболее мощных телескопов? Безграничность вселенной и законы природы – тяготение, притяжение, отталкивание, центробежная и центростремительная силы – указывают на их существование в бесконечном космическом пространстве. Итак, создание и упорядоченное сохранение вселенной является одним из величественных проявленийБожьего всемогущества. Св. Писание весьма красноречиво и возвышенно описывает вселенную, как выражение и доказательство всемогущества Бога. Даже если вселенная и создавалась на протяжении тысяч лет, то от этого Божье всемогущество не уменьшилось. Органическая и неорганическая природа говорят об одном и том же. И, конечно, Божья сила очевидна в создании и сохранении человека – как царя земли, как и низших земных созданий – как подданных этого царя. Более того, высшие ранги существ, то есть, небесные воинства – княжества и господства, престолы и власти, херувимы и серафимы, ангелы и Сам Архангел – являются еще более величественными проявлениями Божьей силы, нежели земные создания.

Кроме того, множество раз Божья сила проявляется в истории Его плана, который связан с уничтожением зла. Временное господство зла, допущенное с целью развить характер в Его народе и научить человечество ненавидеть грех, с определенной точки зрения являетсявыразительным проявлением Божьей силы. Сохранность водного покрова целым до времени Ноя и излитие его в виде дождя при обстоятельствах, губительных для нечестивцев – проявило великую Божью силу. Смешение языков в Вавилоне также показало Его силу. Уничтожение нечестивцев и городов, но сохранение праведных в лице Лота и его семьи было дальнейшим проявлением Божьего всемогущества. Наложение десяти наказаний на Египет, включая уничтожение первенцев, уничтожение Египетской армии и сохранение Израильских первенцев также были выразительным доказательством силы Иеговы, так же, как и сохранение Израиля в непригодной для жизни дикой пустыне с помощью манны и воды и осушение Иордана для перехода Израиля в Ханаан. Уничтожение войск Мидян и Ассирии вновь продемонстрировало Его всесилие. Кроме того, карнация, воскресение и прославление Им Своего Сына, нашего Господа Иисуса Христа, также являются доказательствами деятельности Его силы. Зачатие, развитие и сохранение Его Церкви на протяжении Евангельского века, вплоть до нашего времени, еще раз демонстрирует всемогущество Иеговы.

Но Божественный план еще не завершен. Он охватывает и будущее разрушение империи сатаны, в том числе каждое угнетающее правительство, фальшивую религиозную систему, грабительскую аристократическую и капиталистическую организацию, равно как и всякое другое вредное и эгоистическое учреждение, полное связывание сатаны и его падших ангелов, удаление их из земной атмосферы и заключение на протяжении Тысячелетия, воскрешение всех праведных и неправедных, установление по всей земле Божьего царства, устранение всех обстоятельств, которые оказывают содействие злу, создание обстоятельств, благоприятных для праведности, превращение земли в Рай, восстановление Адамова рода к первоначальному совершенству, реституция, освобождение сатаны и падших ангелов для окончательного испытания человечества, сохранение верных для вечной жизни на земле, уничтожение сатаны, грешных ангелов и людей в конце Малого Времени и наполнение земли славой Бога. Несомненно, эти удивительные черты Божьего плана еще осуществятся и станут славным проявлением великой Божьей силы – Его всемогущества!

Что еще скажем? Перестанет ли тогда сила Божья действовать? Нет! С концом Тысячелетия Его великий день отдыха, который состоит из 7000 лет, окончится. Поэтому, по завершении работы с земным созданием руками Христа в Тысячелетии – последнем седьмом Божьем дне отдыха от творческой работы, наступит очередь для творения иных созданий. Насколько нам известно, единственными до этого времени заселенными небесными телами являются Альциона из Плеяд – место пребывания Бога и ангелов, и наша Земля. Если Бог позаботился о том, чтобы Земля, которая станет вечным жилищем для нашего усовершенствованного рода, не была создана напрасно, то Он также позаботится и о том, чтобы и другие планеты были заселены совершенными живыми существами; ибо зачем Он тогда сотворил так много планетарных систем? Если Земля была создана не напрасно, но для жительства людей, то нам следует надеяться на то, что и другие планеты также будут заселены, чтобы и их создание не было напрасным. Члены Христа будут Божьими наследниками (Рим.8:16,17), и потому получат в наследство всю вселенную, так же, как Иисус унаследовал ее при Своем прославлении (Евр.1:2-4), ипоэтому когда Его Невеста будет прославлена, Он разделит Свое наследство с ней (Рим.8:16-18; Отк.3:21). Мы можем быть уверены, что после того, как они усовершенствуют Землю и человечество как первую часть их наследства, они будут продолжать заниматься развитием остатка их наследства – вселенной, что и будет их вечным занятием; как и написано: «Умножению владычества Его и мира нет предела» (Ис.9:6). Данное умножение намекает на приведение к существованию новых родов существ. В утверждении Павла в Еф.2:7 такая творческая работа показана как Божья благодать для Церкви. То, что Бог любит разнообразие, становится очевидным, если посмотреть на Его создания. Из этого факта мы можем сделать вывод, что Он позаботится о создании многих разных родов существ. Это также было бы необходимо из-за различных климатических условий, которые существуют на разных планетах нашей солнечной системы; ибо, в зависимости от их расстояния от Солнца климат на планетах серьезно отличается. Такое различие требовало бы организмов, полностью отличительных от наших, ибо нашитела на некоторых планетах сгорели бы, а на других – замерзли. Итак, мы можем с уверенностью принять то, что новые творения будут очень отличаться в своей природе и свойствах. Сотворение жителей бесчисленных планет – все эти планеты станут совершенным жильем для своих жителей – будет, наверняка, впечатляющей демонстрацией Божьего всемогущества, так же, как и других качеств Бога. Несомненно, Бог в Своей силе является чрезвычайно удивительным Существом; и такая сила вызывает наше почтение и восхваление. Только Ему принадлежит всемогущая, вечная и добродетельная сила!

Обсуждая атрибуты Божьего Существа, мы переходим к рассмотрению следующего качества – всеведения. Всеведение означает знание всего; поэтому, когда мы говорим о Боге как о всезнающем, то имеем в виду, что Он знает все. Это включает в себя три факта: что Он хорошо понимает все, помнит все и продумывает все до конца. Из нашего знания о человеческих умственных возможностях мы можем сделать вывод о том, какими являются Божьи умственные способности – ибо человек в своем совершенстве был интеллектуальным отображением Бога и, несмотря на падение человека, в нем еще сохранились некоторые умственные способности совершенного человека, хотя испорченные и несовершенные. Итак, Божьи умственные способности по линии знания обладают способностью к логике, порядку, цвету, весу, размеру, форме, детализации, времени, месту, музыке, строению, красоте, величественности, интуиции и т.д.. Чтобы иметь такое знание, Он обладает не только тем, что соответствует нашим пяти органам чувств – зрением, слухом, осязанием, вкусом и обонянием, но и тем, чего мы не имеем – интуитивным знанием. Эти способности дают Ему возможность знать все о прошлом, настоящем и будущем. Далее, Божья способность полинии творения имеет способность помнить все. Божья умственная способность по линии логики имеет способность к индукции и дедукции, то есть, логически приходить от каких-то деталей к общим выводам, и от общих выводов – к деталям и делать заключения относительно различных случаев. Божья способность по линии богатого воображения дает Ему возможность планировать замыслы, которые могут быть реализованы в планах и создании. И все эти интеллектуальные возможности безграничны в объемах, безошибочны в применении и совершенны в развитии. Это и есть всеведение.

Человек приобрел знания в некоторых интеллектуальных сферах, таких, как наука, изобретение, философия, история, искусство, религия, филология, социология, математика и т.д. Любая из этих сфер знания в свою очередь имеет много подразделов, например, наука включает, среди прочего, следующие области: космологию, астрономию, геологию, химию, медицину, физику, географию, ботанику, зоологию, антропологию и т.д. Но даже наиболее ученые люди не знают всего того, что доступно для познания в любом из подразделов вышеупомянутых сфер знания. Бесспорно, с течением времени, в особенности в веках, которые наступят после Тысячелетия, человеческое знание значительно увеличится во всех сферах. Но человек никогда не выучит всего, что будет доступно для познания. Но Бог знает все в любой сфере знания. И не только это – Он также знает в этих сферах знания каждую вероятность и возможность. Нет ни вещи, ни принципа, ни возможности,ни вероятности, например, в космологии, астрономии, геологии, географии, химии, физике, биологии, социологии, физиологии и т.д., неизвестных Ему. Он так же хорошо знаком с тем, что находится в глубинах океана и земли, как и с тем, что находится на их поверхности. Он знает безграничную вселенную, как Свой Собственный дом. Ничто не выпадает из Его зрения, ничто не избегает Его внимания, и ничто не остается вне Его знания. Самые трудные проблемы, обстоятельства и тайны являются для Него открытой книгой. Он знает каждый закон природы, каждый электрон материи и каждый закоулок космоса. «Все обнажено и открыто [очевидно, понятно] пред очами Его, – Ему дадим отчет!» – (Евр.4:13).

Его всеведение, дало Ему возможность спланировать вселенную. Его совершенное знание субстанций – духовной и материальной – дало Ему возможность устроить такую сложную вселенную. Его знание законов гравитации, молекулярного притяжения, тяготения, отталкивания, относительности, центростремительных и центробежных сил, тепла, холода, света, темноты, электричества, математики и т.д. было использовано при создании мира, и сегодня используется для его сохранения и управления. Органическая, равно как и неорганическая природа, и материальная, равно как и духовная природа демонстрируют Его удивительное знание в неорганической материи, в растительном, животном и духовном мире.

Применение Его знаний в создании, сохранении и деятельности Его творений в неорганическом, органическом и духовном мире, показало умственные способности, которые превосходят границы нашего понимания, при виде которых мы должны склонить голову и преклониться. Его знание о грехе, зле, человеческих и духовных существах, моральном и религиозном законах, определении заболеваний [падение человека и ангелов] и знание о врачующих средствах для нихявляется дальнейшим славным проявлением знания Иеговы. Существуют также тайные знания, сокрытые сегодня от нас, которые намного превышают те, что уже для нас открыты. Рассматривая Библейскую перспективу дальнейших созданий и развития во вселенной, мы ожидаем открытия такого знания, которое превысит наши наиболее смелые фантазии. А если примем во внимание, что все то будущее знание, так же, как знание прошлых и настоящих вещей, уже усвоено Иеговой, то познаем, что Он всеведущ.

Библия во многих местах показывает Божье знание – всеведение. Она показывает это с различных точек зрения. Она констатирует это как факт и подает о нем множество деталей. Так, например, Его знание, всеведение изложено в следующих стихах: (Иов.12:13,22; 21:22; 36:4; 37:16; Пс.146:5; Ис.29:15,16; 40:13,14,26-28; Иер.10:12; 23:24; Рим.11:33; 1Кор.1:25; 1Тим.1:17; Евр.4:13; 1Ин.3:20). Он знает все о Своем народе, Своих врагах и обо всех остальных людях (Быт.16:13; Исх.3:7; Чис.14:27; Втор.2:7; 4Цар.7:20; 4Царь.19:27; Иов.23:10; 31:4; Пс.1:6; 32:13-15; 65:7; 68:20; Пр.5:21; Иер.32:19). Он знает умы и сердца всех людей (Втор.31:21; 3Царь.8:39; 1Пар.28:9; 29:17; Иов.42:2; Пс.7:10; 37:10; 43:22; 93:11; 138:1-4,6,12-16; Пр.15:3,11; 16:2; 17:3; 24:12; Ис.66:18; Иер.11:20; 17:10; 20:12; Иез.11:5; Ам.4:13; Лук.16:15; Деяния 15:8; Рим.8:27; 1Фес.2:4). Он в особенности знает тех, кто Его (2Пар.16:9; Пс.36:18; 102:14; 118:168; 141:4; Мат.6:4,8,18,32; 10:29,30; 1Кор.8:3; Еф.1:8; 2Тим.2:19). Он также знает вину нечестивцев (Неем.9:10; Иов.11:11; Ам.9:2-4; 1Кор.3:20). Он все видит на небе и на земле (Иов.28:10,24;Иер.23:24). Его мысли и дела глубоки и величественны (Пс.91:6; 103:24; 135:5; 146:4; Пр.3:19,20; Иер.51:15). Его знание охватывает будущее (Иов.24:1; Ис.42:9; 44:7; 45:4; 46:10; 48:5,6; Дан.2:20,22,28; Мат.24:36; Деяния 15:18; Рим.8:29; 1Пет.1:2). Итак, мы видим, что Библия учит о Божьем всеведении. Подытоживая, мы сказали бы, что Божье всеведение означает, что Он знает все, что Он желает знать.

Размышление о Его всеведении должно научить нас смирению. Это также должно научить нас доверию и покорению Его мыслям и делам как безошибочным. Это научит нас принимать Истину от Него, который подает нам настолько щедро со Своего знания, насколько мы жаждем принять ее. Это также научит нас оценивать величие Его знания.

Вездесущность является следующим атрибутом Иеговы. Большинство людей ошибочно понимают этот атрибут. Одни рассматривают Бога как великий разум, а не как Существо, которое обладает телом, и думают о Боге с точки зрения вездесущности как о разуме, который настолько объемен, что находится в каждом уголке вселенной, в каждой точке космоса, более того, в каждом атоме вселенной. Другие рассматривают Его как обладающего и телом и разумом, но считают, что Его тело так огромно, что находится в любом месте космоса, более того, в каждом атоме вселенной, – так они представляют вездесущность Божью. Это небиблейские и неразумные взгляды. Они противоречат многим стихам Св. Писания, которые говорят, что местом пребывания Бога есть небо (3Цар.8:30,32,34,36,39,43,45) – вероятно, на звезде Альциона из созвездия плеяд (Иов.38:31). В Св. Писании нет ничего такого, что учило бы, прямо или косвенно, что Бог распростерт по всему космосу. Данный взгляд о Его вездесущности явным образом является выдумкой сатаны для одурачивания нерассудительных;обманом, чтобы запутать искренних и оттолкнуть мыслящих. Все стихи Св. Писания, которые говорят о Божьей вездесущности, относятся только к Его работе во всей вселенной, но не к всепроникающему телесному присутствию Его Самого.

Взгляните, что понимается под Божьей вездесущностью с точки зрения Его силы и работы во всей вселенной. Когда мы видим что-то происходящее, то мы говорим, что это происходило в нашем присутствии. Точно так Божье видение всех вещей делает Его присутствующим в них. Поэтому, безграничная вселенная, находясь в диапазоне Его зрения, всегда находится под Его контролем. Кроме того, Его сила, охватывая все во вселенной, выполняет Его работу в любой ее точке. С другой стороны, Бог обладает таким слухом, что каждый звук во вселенной может быть услышан Им, как произведенный в Его присутствии. Его орган обоняния настолько чувствителен, что всякий запах может быть воспринят Им. Так же происходит и с Его чувствами осязания и вкуса. Некоторые человеческие изобретения помогают нам постичь возможности этих вещей. Мощные телескопы позволяют увидеть нам большую часть вселенной. Микроскопы позволяют нам увидеть различные молекулы. Радио дает нам возможность слышать голоса из других стран мира. Телефон дает нам возможность общаться через континенты и океаны. Нажатие кнопки позволяет человеку управлять механизмами на другой стороне Земли. Луч Милликена, сила которого в пятьдесят раз больше силы Рентгеновского луча, дает возможностьчеловеку видеть сквозь толстые стены. Бог обладает неизмеримо большими способностями, чем может дать нашим глазам телескоп, микроскоп и луч Милликена. Божьи уши и голос имеют беспредельно большие способности, чем те, какие радио и телефон могут дать нашим ушам и голосам. Божье могущество и знание дают Ему возможность руководить силами и законами природы на бесконечно больших расстояниях, чем дает нам возможность это делать на расстоянии электричество. Даже значительно увеличенные благодаря изобретениям границы человеческих возможностей дают нам слабое понятие о безграничных возможностях Бога. Итак, Божьи способности позволяют Ему знать и действовать во всей вселенной именно так, как будто бы Он лично присутствовал повсюду. Поэтому вездесущность не означает, что Божье тело и разум распространены во всей вселенной.

Если мы исследуем стихи Св. Писания, которые говорят о Божьей вездесущности, то убедимся, что они учат такой вездесущности, которую мы описали. Например, Иаков, получив во сне в Вефиле видение лестницы, которая простиралась от земли до неба, ангелов, которые поднимались и спускались по ней, и Бога, который стоял на ее вершине в небе и говорил к нему посредством этого видения, сказал: «истинно, Господь присутствовал на месте сем, а я не знал» (Быт.28:16). Все это показывает, что Бог находился в определенном месте на небе, ибо это место Его обитания, где Иаков в видении и видел Его, но Своим голосом и словами обетования, услышанными Иаковом, Он находился в Вефиле. Библия неоднократно говорит, что Бог не живет на земле в каком-то определенном месте, например, в каком-то из трех храмов, построенных евреями для Него (3Цар.8:27; Деян. 7:48,49). Первый из этих стихов мы процитируем и кратко объясним в скобках: «Поистине, Богу ли жить на земле? [эта форма вопроса намекает на отрицательный ответ, который опровергает телесную вездесущность]. Небо и небо небес не вмещают Тебя [Его деятельность не ограничивается только небесами],тем менее сей храм, который я построил». Весь этот стих показывает, что Земля непригодна быть домом такого великого Существа, чьи сила и свойства не могут быть ограничены даже небесами, не говоря уже о храме в Иерусалиме. Данный стих также опровергает телесную вездесущность Бога, но учит о вездесущности Его силы и свойств. Настоящая вездесущность Бога красиво высказана в Пс.138:3,5,7-10: «Иду ли я, отдыхаю ли, Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе (благодаря Его знанию); сзади и спереди Ты объемлешь [Твоей охраной] меня, и полагаешь на мне руку [Божья рука символизирует Его силу] Твою; куда пойду от Духа [силы и свойств] Твоего, и от лица [зрения] Твоего куда убегу?; взойду ли на небо, Ты там [через дела], сойду ли в преисподнюю [забвение] – и там Ты [через воскресение]; возьму ли крылья [лучи] зари [место восхода солнца, восход], и переселюсь на край моря [Средиземное море находилось к западу от Палестины], – и там рука Твоя [сила] поведет меня, и удержит [в безопасности] меня десница Твоя [сила и благодать]!»Этот стих наиболее чудесно изображает силу Божьих возможностей, к тому же он показывает, что Его вездесущность является вездесущностью возможностей, а не вездесущностью тела и разума.

Другой стих, который доказывает то же самое, находится в Иер.23:23,24: «Разве Я – Бог [определенная могущественная личность; так как слово Бог означает какую-то могущественную личность] только вблизи – говорит Господь – а не Бог [определенная могущественная личность] и вдали? [разве Я, как могущественная личность, могу проявлять Свои качества и способности только вблизи Моего тела, а не вдалеке от него? Это является ясным доказательством того, что Божье тело ограничено в пространстве и живет в определенном месте]. Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? [даже если Я и обладаю телом ограниченным в пространстве, тем не менее, Я обладаю способностями, которые дают Мне возможность видеть всех и все везде] говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? [Моими способностями и качествами] говорит Господь». Этот стих яснодоказывает, что Бог действует не только вблизи Себя, но и вдалеке от Себя. Этим он удостоверяет, что Бог не вездесущ в теле, но вездесущ в Своих возможностях и качествах; ибо если бы Его тело было распространено везде, то все находилось бы возле Его руки – вблизи Него – и ничто не находилось бы вдалеке от Него. Еще один стих (Мат.28:20): «И се, Я с вами во все дни до скончания века» указывает на то, что Бог находится со Своим народом не в определенном месте, а только сочувственно, вспомогательно, охранительно и т.п.; так же, как Иисус, на протяжении Евангельского века не находился в определенном месте на земле, но был на небе (Деян.3:21). Так же и Бог не находится с нами в определенном месте, но тем не менее Он с нами посредством действия Своих качеств и возможностей. Эта мысль очень очевидна в Деяниях 17:24,27,28: «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли [Правителем неба и земли, которыми Он управляет не в телесном присутствии повсюду, равно как и земные правители не управляют так своими владениями, но Своей силой, властью и т.п., которая простирается везде, именно так, как и земные правителируководят своими владениями посредством своей силы, власти и т.п., которая распространяется везде в их владениях], не в рукотворных храмах живет [но в Своем доме на небе, что является доказательством того, что Бог не присутствует везде телесно]

… Дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он и недалеко [духом, но не телом] от каждого из нас; ибо мы Им [здесь греческое слово означает через, а не, в, то есть, через Его силу, милость и любовь] живем и движемся и существуем». Этот стих также отрицает вездесущность Божьего тела или разума. Как и все остальные, этот стих учит о том, что Бог вездесущ в Своих возможностях и силе.

Итак, мы рассмотрели стихи Св. Писания, которые учат о Божьей вездесущности и поняли, что ни один из них не учит о вездесущности Божьего тела и разума, но учит о вездесущности Его возможностей и качеств. Таким образом, Св. Писание очень гармонично относительно этого предмета учит, что необходимо иметь здравый взгляд на этот вопрос, и даже в условиях ограниченных возможностей нашего наблюдения мы познаем, что такой взгляд о Божьей вездесущности является правильным и согласуется с нашим жизненным опытом.

Божье превосходство является еще одним атрибутом Иеговы. Под Божьим превосходством мы, главным образом, понимаем две вещи, которые обозначим так: (1) Он несравненно выше всех других существ, не исключая даже нашего Господа Иисуса, в лице, характере, плане и делах; и (2) все существа и вещи должны быть, и в конце концов будут, подчинены Ему – а кто откажется подчиняться, будет окончательно уничтожен. В таком случае, во-первых, Божье превосходство означает, что Бог несравненно выше всех остальных существ, не исключая нашего Господа Иисуса, в лице, характере, плане и делах. Это означает, что среди живущих Он самый великий, единственное не созданное Существо – Существо, которое всегда существовало. Кроме того, Он обладает наивысшими атрибутами Личности. Он наиболее велик в своем характере, особенно в мудрости, силе, справедливости и любви. Вдобавок, Егопланы, охватывают всю вселенную, а также прошлое, настоящее и будущее. Его дела – творческие, провиденциальные, искупительные, обучающие, оправдывающие, освящающие и спасающие – величественны.

Таким образом, Бог превосходит любое другое существо в характере, планах и делах. Он еще превосходит всех и в том значении, что Он имел, имеет и будет иметь власть и силу над всеми остальными существами. Его превосходство признавалось каждым созданием на небе до тех пор, пока не восстал против него Люцифер, который со временем соблазнил некоторых ангелов, чтобы они не подчинялись Богу. Однако даже они подчиняются Ему в определенных границах, которые начертал им Бог. Таким образом, человечество также восстало против Бога, но, однако, подчинено определенным условиям, посредством наложения Богом на него проклятия. Некоторые из мира, и некоторые из падших ангелов уже сегодня добровольно подчиняются Богу, и потому в своей жизни онипризнают Божье превосходство. Тем людям, которые в этой жизни не имели такой возможности поставить Бога выше всего в своей жизни, такая возможность будет предоставлена позднее. Многие воспользуется этим благоприятным случаем, и в будущих Веках будут почитать Бога вечно. Все остальные – из людей и ангелов, которые откажутся сделать это – будут истреблены, и, в конечном результате, Божье превосходство будет признано в мысли, слове и деле каждым живым существом, как теми, кто никогда не переставал этого делать, так и теми, кто временно этого не делал, но более позднее согласился это делать.

       Божье превосходство очевидно из тех стихов, которые мы уже цитировали в этой главе. Его превосходство в характере, плане и делах будет видно также в стихах Св. Писания, которые будут еще процитированы. Здесь мы представляем Библейское доказательство о Его превосходстве только в общих чертах. Оно очевидно с различных точек зрения: (1) Его собственности (Быт.14:19; 1Пар.29:11; Пс.49:10; Иез.18:4; Отк.4:11); (2) Его управление природой (Иов.38:33; Иер.31:35; 33:25); (3) установление Им законов (Исх.20:3; Ис.33:22; Мат.4:10; 22:37); (4) Его испытание людей (Втор.13:1; Иов.2:6; 1Кор.11:19); (5) Его награждение милостью (Рим.9:22; 2Тим.2:25); (6) Его распоряжение человеческими жизнями (Быт.22:2; 3Цар.16:3); (7) Его суд народов и ангелов (Дан.4:14; Рим.12:19; 1Кор.6:3; Отк.11:18). Св. Писание подтверждает, что Он даже выше нашего Господа Иисуса (Ин.10:29; 14:28; 1Кор.3:23; 11:3; 15:24,27,28; Фил.2:6; Еф.1:17; 1Пет.1:3; Пс.44:7,8 ср. с Евр.1:8,9). Св. Писание доказывает, что, в конце концов, Бог будет почитаем как Всевышний (1Кор.15:28; Фил.2:9-11; Отк.5:12,13; 19:6; Втор.10:14,17; Пс.46:3,4,8,9; 82:19; 96:9; 144:11-13; Рим.14:11). Итак,превосходство Иеговы является Библейским учением.

Последним атрибутом Божьей личности, который мы рассмотрим, является Его непостижимость. Под непостижимостью мы подразумеваем качество Бога, которое делает Его невозможным быть полностью понятым во всех деталях кем-нибудь из Его созданий. Конечно, сам Бог абсолютно знает Себя в каждой подробности Своей природы, атрибутов, мыслей и дел. Те из Его разумных творений, которые находятся в гармонии с Ним, кое-что понимают из Его природы, атрибутов, мыслей и дел. Например, наше исследование Его жизни и атрибутов Его личности позволило более ясно увидеть некоторые Его черты. Но все черты мы не можем полностью постичь. Это очевидно из загадки Его существования без начала и конца. Во время нашего исследования, следуя от второстепенных причин к Первопричине, мы увидели, что Бог не имел начала, ибо Он беспричинный; но, однако, мы не можем понять, как это может быть. Доказательство по линии причина-следствие свидетельствует нашему разуму, что то, что Он не имеет начала, является фактом; но ни это, ни что-либо другое не объясняет нашему разуму, как это может быть. Не в наших силах продумать до конца все, что связанно с Его существованием без начала, это и делает Его непостижимым для нас. Итак, Его вечность не полностью понятна длянас. Эту же непостижимость мы ощущаем по отношению почти ко всем Его атрибутам личности; единственным исключением могут быть только Его единственность, превосходство и непостижимость. Так, например, в то время как мы видим здравый смысл в том, что Бог обладает телом, мы, однако, не можем полностью понять самого вида тела, которым Он обладает. Мы также не можем полностью постичь Его духовности, самосуществования, самодостаточности, бессмертия, всемогущества, всеведения, вездесущности, невидимости и т.д., хотя мы способны понять некоторые их части. То, что мы сотворены по образу Божьему, дает нам возможность частично понять Его личность, качества, мысли и дела; но тот факт, что мы ограничены, а Он не имеет границ, не позволяет нам полностью охватить Бога во всех деталях. Жизненный опыт подтверждает, что стихи Св. Писания правдивы, когда говорят, что никто из Божьих созданий не в состоянии постичь Его.

То, что Бог обладает некоторыми вещами, непонятными для нас, изложено в Библейских утверждениях, подобных следующим: «Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое – нам» (Втор.29:29); «Бог… творит дела великие и неисследимые [непостижимые]» (Иов.5:8,9); «Можешь ли ты исследованием найти Бога [полностью понять], можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя?» (Иов.11:7); «Вот, это части путей Его [мы можем только частично понять некоторые Его характерные особенности], и как мало мы слышали [узнали] о Нем, а гром могущества Его – кто может уразуметь?» (Иов.26:14); «Вот, Бог велик, и мы не можем [полностью] познать Его, число лет Его неисследимо! [Его вечность не может быть полностью охвачена нами]» (Иов.36:26); «Делает дела великие, для нас непостижимые… Вседержитель, – мы [полностью] не постигаем Его» (Иов.37:5,23); «Дивно для меня видение [тайных вещей Иеговы] Твое, высоко, не могу постигнуть!» Пс.138:6); «Величие Его неисследимо!» (Пс.144:3); «Не можешь знать [полностью] дело Бога,Который делает все» (Екл.11:5); «Разум Его неисследим» (Ис.40:28); «О бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал [полностью понял] ум Господень? Или кто был советником Ему?» (Рим.11:33,34). Такие цитаты Св. Писания, учат о нашей невозможности понять Бога и должны побудить нас ценить и уважать Его, любить Его больше всего на свете и поклоняться Ему – Непостижимому.

И, несомненно, наше исследование четырнадцати главных атрибутов Божественной личности должно увеличить наше доверие, уважение и любовь к Нему. Каким величественным является наш Бог в Своих атрибутах! В самом деле, в Нем, и только в Нем, совершенно и величественно сосредотачивается вершина полнейшего превосходства, за что пусть Ему воздастся всякая честь, слава и хвала!

      

Небеса возвещают славу Твою, о Господь!

Сквозь все королевства безграничного простора

Парящий ум, может быть повсеместно –

И там Твоя власть и след мудрости.

Автор чудесных законов природы,

Хранитель ее славного изящества,

Мы приветствуем Тебя как великую Первопричину,

И восхищаемся наблюдением Твоих путей      

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.