Массовое Собрание Евреев 1

МАССОВОЕ СОБРАНИЕ ЕВРЕЕВ

9 октября 1910

В Ипподроме в Нью-Йорке

Чарльз Тейз Рассел, Пастор Бруклинской Скинии, обратился к восторженной аудитории в Ипподроме, в Нью-Йорке.

Пастор получил приглашение произнести речь на массовой встрече евреев в большом нью-йоркском Театре «Ипподром». Вот приглашение и ответ Брата Рассела на него:

Нью-Йорк, 20 августа 1910.

Пастору Ч. Т. Расселу, Бруклин, Нью-Йорк.

Уважаемый Господин: Ваша дружественная заинтересованность еврейским народом в период нескольких прошлых лет не обошла нашего внимания. Ваше разоблачение зверств, совершенных против нашего народа во имя христианства, также повлияло на наше убеждение, что Вы настоящий друг. Ваша лекция на тему “Иерусалим и еврейские надежды“ вызвала живую реакцию в сердцах многих из нашего народа. И, тем не менее, некоторое время мы сомневались, может ли какой-нибудь христианский пастор по-настоящему заинтересоваться евреем как евреем, а не только в надежде обратить его. И, собственно, по этой причине некоторые из нас попросили Вас о публичном представлении сути своей заинтересованности нашим народом, и мы хотим Вас проинформировать о том, что сделанное Вами заявление полностью удовлетворило нас. Поскольку Вы убедили нас в том, что Вы не уговариваете Евреев стать христианами и присоединиться к какой-либо протестантской или католической секте или группе. Это заявление, пастор Рассел, было широко распространено в еврейских газетах. Поэтому мы чувствуем, что как народ мы ничего не должны опасаться с вашей стороны. Совсем наоборот, в своем заявлении Вы вспоминаете, что основа Вашей заинтересованности нашим народом – это вера и свидетельства нашего Закона и послания наших пророков. Вы, очевидно, очень хорошо понимаете, каким удивительным является христианский духовник, признающий, что в Библии находятся еще не исполнившиеся пророчества, касающиеся евреев, а не христиан, и что эти пророчества, согласно Вашим исследованиям, приближаются к исполнению, которое имеет такое большое значение для нас как евреев, а через нас и для народов мира.

Эти факты, дорогой пастор Рассел, привели к созданию комитета по организации массовой встречи евреев, который этим письмом просит Вас произнести публичную речь, в особенности к представителям нашего народа. Если Вы захотите любезно принять это приглашение, то позвольте посоветовать тему этого выступления, которая – как мы верим – будет очень интересной для публики, а особенно для нас, евреев, а именно: “Сионизм в пророчестве“.

Если говорить о встрече, то предлагаем воскресенье после обеда, 9 октября в три часа. На это число мы наняли Ипподром, самый большой и самый прекрасный зал Нью-Йорка, и надеемся, что дата и выбранное нами место будут удобны для Вас. Мы гарантируем большую аудиторию глубоко заинтересованных евреев, не считая тех, кто может прибыть кроме них.

Мы надеемся, что вскоре получим от Вас ответ.

С уважением

ЕВРЕЙСКИЙ КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ МАССОВЫХ СОБРАНИЙ

БРУКЛИН, НЬЮ-ЙОРК, 21 СЕНТЯБРЯ, 1910


 

ЕВРЕЙСКОМУ КОМИТЕТУ ПО ДЕЛАМ МАССОВЫХ СОБРАНИЙ

ГОСПОДА: Ваше приглашение произнести речь на Массовом Собрании Евреев в Нью-Йоркском Ипподроме в воскресенье, 9 октября в 15.00, пришло ко мне вовремя. Благодарю за доверие ко мне, выраженное в этом приглашении. Предложенная дата не только подходит в связи с еврейским Новым Годом, но весьма вписывается в мои собственные планы, поскольку 12 октября я выезжаю в Лондон и другие местности в Великобритании.

Из числа нескольких выдающихся представителей вашего народа, предложенных в качестве ведущих на этом Массовом Собрании, я выбираю Господина Джона Барондеса, поскольку я уже имел приятную возможность личного общения с ним, а кроме того, я знаю о его очень лояльной заинтересованности вашим народом. Я также верю, что как его личность, так и советы пользуются большим уважением в вашем народе.

С уважением

Ч.Т. Рассел


На протяжении недели, предшествующей Массовому Собранию, на газетных точках были распроданы тысячи экземпляров специальной газеты, напечатанной на языке идиш, которая была также добавлена к другим еврейским газетам. Эта газета содержала цитаты из трудов и проповедей брата Рассела, а также отчет с его открытий в Палестине, которые были сделаны во время недавней поездки в Святую Землю. В этой газете были размещены два очень значимых рисунка.

Один рисунок представлял седого еврея, сидящего на кладбище, окруженного надгробиями. Каждый из надгробных камней представлял мертвые надежды евреев. Этот рисунок показывает, что евреи достигли своего конца – что все их надежды были практически мертвы, а также, что они не знали, в какую сторону обратиться.

Второй рисунок представляет пробуждающегося еврея – он слышит голос, смотрит с удивлением и видит Пастора Рассела, держащего в руках свиток с их пророчествами, и указывающего им на Новый Иерусалим на заднем плане, окруженный стенами, который вскоре восстанет из нынешних руин.

Пастор Рассел был с овациями принят еврейской аудиторией

Четыре тысячи человек, собравшихся в Ипподроме, рукоплескали почтенному проповеднику из Бруклина, выступающему за создание еврейского государства. Слушатели, которые прибыли, чтобы спросить язычника о взглядах на тему их религии, увидели, что он согласен с их важнейшими взглядами. После их приветствия, как одного из наиболее отважных народов на земле, проповедник говорит, что царство может вернуться к ним приблизительно в 1914 году.

Необычное представление, во время которого четыре тысячи евреев оживленно приветствовали языческого проповедника после того, как он обратился к ним на тему их собственной религии, произошло вчера после обеда в Ипподроме, где Пастор Рассел, известный глава Бруклинской Скинии, совершил наиболее необычное служение. Достопочтенный Пастор известен своими нетрадиционными подходами. Его религия не связана ни с какой отдельной организацией, и охватывает, как он сам утверждает, все человечество. Пастор имеет свои собственные методы проповеди, но ему никогда не удавалось сделать что-либо столь необычное, как это – он также никогда не завоевывал такого большого успеха. Он привлек к себе аудиторию, которая прибыла – по крайней мере некоторые из них – с готовностью к дискуссии с ним, и возможно к выражению своего протеста против того, что могло казаться вмешательством в их дела. «Пастор Рассел намеревается сделать попытку обращения евреев в христианство», эти слова многие произносили перед встречей. «Он хочет нас обратить».

СПЕРВА ЕГО ПРИВЕТСТВОВАЛА ТИШИНА

В толпе, наполняющей огромную аудиторию, были видны некоторые раввины и учителя, которые пришли, чтобы протестовать в случае, если бы христианин нападал на их религию, или пытался отвратить их от нее. Они приготовили для него вопросы и критику. Сперва его приветствовала мертвая тишина. Но Пастор не пытался обратить евреев. К их безграничному удивлению, он указывал на хорошие моменты в их религии, выражал согласие с ними в важнейших элементах их убеждений, которые относились к их спасению. В конце концов, после горячего выражения своей поддержки планов установления для евреев их собственного государства, он вызвал шквал аплодисментов, возглавляя хор в сионистском гимне: «Атиква – Наша Надежда».

Ипподром по всей вероятности никогда не принимал столь заинтересованной публики. Из всех концов города прибыли серьезно настроенные евреи, чтобы выслушать то, что в своем служении захочет сказать им этот чужой, язычник, и это во время их праздничной недели Рош Ха-Шана. Это были спокойные, хорошо одетые, мыслящие мужчины и женщины. Среди них было много видных личностей еврейского литературного мира. Некоторые из них сопровождали Пастора Рассела, когда он на автомобиле ехал к Ипподрому, а затем заняли места в аудитории. Представители литературного мира признали Пастора писателем со всемирной славой и исследователем в области иудаизма и сионизма. Среди прочих присутствовали: д-р Якобс, издатель AmericanHebrew, У.Д. Соломон из HebrewStandard, Д. Броски, соредактор того же журнала, Льюис Липски, издатель Maccabean, А.Б. Ландау из Warheit, Лео Вульфсон, руководитель Общества Румынских Общин, Д. Фефер из JewishWeekly, С. Даймонт, редактор JewishSpirit, С. Гольдберг, редактор AmericanHebrew, Д. Арондес из JewishBigStick, а также Гольдман, редактор HYom, единственного еврейского ежедневника.

ОТСУТСТВИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ СИМВОЛИКИ

Никакие символы каких-либо религий не были представлены вниманию тех, кто смотрел на сцену Ипподрома. Сцена была полностью пуста, за исключением маленькой кафедры, а также трех мирных флагов, развешенных вверху на шелковых веревках. Один из них – это известный белый шелковый флаг со звездами и полосами, на котором была золотая надпись: «Мир среди народов». На другом флаге была видна радуга и надпись «Мир». Третий флаг представлял шелковую полосу с миниатюрами всех национальных флагов. Не было никаких вступлений. Пастор Рассел, высокий, выпрямленный, с седой бородой, вышел на сцену без каких либо объявлений, поднял руку, и двойной квартет из Бруклинской Скинии спел песню «Радостный День Сиона». Участниками этого квартета были: миссис Е.В. Бреннейсен, миссис Е.Н. Детвейлер, мисс Бланш Реймонд, а также миссис Реймонд, Эмиль Гиршер, К. Мейерс, Д.П. МакФерсон и Д. Мокридж. Их голоса были абсолютно гармоничны, а песня, исполненная без инструментального сопровождения, произвела большое впечатление.

Но среди слушателей постоянно ощущалась атмосфера недоверия. Не было аплодисментов, и все сидели в молчании, всматриваясь в высокую фигуру Пастора. Но когда он начал говорить, его слушали с полным уважения вниманием. Сильным, но чарующим голосом он наполнил этот прекрасный концертный зал. Нетрадиционный духовный говорил так, что каждое его слово было слышно всем слушателям. Тон его голоса был приятен для слуха, а живая жестикуляция вскоре сосредоточила на себе все глаза, и через несколько минут его глубокое знание обсуждаемой темы привлекло их умы. Хотя и дальше царила тишина, отношение четырехтысячной аудитории «разогревалось».

СДЕРЖАННОСТЬ И СОМНЕНИЯ ИСЧЕЗАЮТ

Прошло не так много времени, как всякая сдержанность и сомнения были рассеяны благодаря полной искренности и доброжелательному настроению Пастора Рассела. Тогда упоминание выдающегося еврейского лидера – который, как говорил проповедник, был призван Богом к этому делу – вызвало бурю оваций. С этого момента аудитория принадлежала ему. Евреи переполнились таким восторгом в отношении проповедника, как если бы он был выдающимся раввином или знаменитым проповедником их религии. Он назвал их одним из наиболее отважных народов на земле – народом, который сохранил свою веру среди преследований и жестокости со стороны всех людей на протяжении тысяч лет. Он также предсказал, что в скором времени они будут величайшими на земле – не только как люди, но как народ. Делая выводы из древних пророчеств, Пастор заявил, что возрождение еврейского царства может наступить уже в таком не далеком времени, как 1914 год. Преследования прекратятся, а в мире воцарится всеобщий мир и счастье.

Завершая свою речь, Пастор снова поднял руку в сторону своего хора. В этот раз зазвучал необычный, иноязычный, сионистский гимн «Наша надежда», один из шедевров эксцентричного восточного поэта Имбера. Беспрецедентное событие, когда христианские голоса поют еврейский гимн, вызвало большое удивление. Какое то время еврейская общественность не верила своим ушам. Далее, убедившись, что это их собственный гимн, они стали так горячо его приветствовать и аплодировать, что трудно было услышать музыку. Затем, на второй строфе, сотни людей присоединились к пению. На вершине волны восторженности, вызванной этим неожиданным сюрпризом, приготовленным Пастором, он оставил сцену, и встреча завершилась с окончанием гимна. Он принимал поздравления от многих мужчин и женщин, которые прибыли с безразличным, если не враждебным настроением. Как все утверждали: Пастор стал другом всех, кто его слушал.

Нижеприведенный текст является стенографической записью всей речи:

Сионизм в пророчестве

ПАСТОР РАССЕЛ:

В вашем присутствии я буду читать Священное Писание в переводе Лисера, согласно еврейской версии: Псалом 102:14-17: «Ты восстанешь, о Господи, и явишь милосердие для Сиона, ибо время помиловать его, – ибо пришло назначенное время; ибо рабам Твоим стали дороги и камни его, и над прахом его они сжалятся. И убоятся народы имени Господня, и все цари земные – славы Твоей». Малахии 3:1,5,6,7: «Вот, Я посылаю посланника Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и посланник завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф… И приду к вам для суда и буду скорым свидетелем… Ибо Я – Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились. Со дней отцов ваших вы отступили от уставов Моих и не соблюдаете их; обратитесь ко Мне, и я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф».

Иезекииля 16:60-63: «Но Я вспомню завет Мой с тобою во дни юности твоей, и восстановлю с тобою вечный завет. И ты вспомнишь о путях твоих, и будет стыдно тебе, когда станешь принимать к себе сестер твоих, больших тебя, как и меньших тебя, и когда Я буду давать тебе их в дочерей, но не потому, что ты была верна своему завету. Я восстановлю завет Мой с тобою, и узнаешь, что Я Господь: для того, чтобы ты вспомнила и застыдилась, и чтобы вперед нельзя было тебе и рта открыть от замешательства, когда Я прощу тебе все, что ты делала, говорит Предвечный Бог».

Иеремии 31:31-37: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет. Не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался их мужем, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом израильским после тех дней, говорит Господь, вложу закон Мой во внутренность их, а на сердцах их напишу его; и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: “познайте Господа”, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь; потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более. Так говорит Господь, Который дал солнце для освещения днем, руководит луной и звездам для освещения ночью, Который возмущает море, так что волны его ревут – Господь Саваоф имя Ему. Если сии уставы перестанут действовать предо Мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом предо Мною навсегда. Так говорит Господь: если небо может быть измерено вверху, и основания земли исследованы внизу, то и Я отвергну все племя Израилево за все то, что они делали, говорит Господь».

«Утешайте, утешайте народ Мой! Говорит Бог ваш. Говорите (утешайте) к сердцу Иерусалима: возвещайте ему, что исполнилось назначенное время его, что прощено беззаконие его, и что он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои» – Ис. 40:1,2.

… продолжение следует

читать Часть 2

BS №869, ’12,20-23; SB №246, ’12,20-24

Библейское Знамя №45, октябрь-декабрь 2012

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.