ГЛАВA III ИСПОЛНЕНИЕ ПРОРОЧЕСТВА О ВРЕМЕНИ ПРИ ПЕРВОМ ПРИШЕСТВИИ ХРИСТА

Семьдесят недель пророчества Даниила – Предсказание событий, исполнившихся в то время – Указанное время пришествия Мессии и принцип, установленный способом, которым оно указано – Ключ к другим пророчествам о времени – Указанное время распятия Мессии – Особая милость, справедливо отнятая у Израиля как народа, но продленная к отдельным личностям – Помазание Святого Святых – Горе, излитое на опустошителя

Итак, вникни в слово и уразумей видение. Семьдесят седьмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины [7 + 60 + 2 = 69 недели]; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена”.

И по истечении шестидесяти двух седьмин предан будет смерти Христос, но не за Себя” (KJV); (а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет [римский вождь – армия Тита]; и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения). И утвердит завет [посредством Мессии] для многих одна седьмина [семидесятая или последняя неделя завета милости], а в половине седьмины прекратится жертва и приношение, и [из-за того, что] на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная [или полная] предопределенная [в Божьем плане] гибель постигнет опустошителя” [народ, представленный Иерусалимом] (Дан. 9:23-27).

Это пророчество отмечает начало “жатвы” Иудейского века и присутствия нашего Господа там как главного жнеца. Также есть несколько пророчеств, которые намного яснее обозначают начало “жатвы” Евангельского века, в котором также наш Господь (в Своем втором пришествии) является главным жнецом. Исполнение этого пророчества является примером исполнения пророчеств вообще, а также оно устанавливает некую деталь, обозначенную в другом пророчестве. Его объяснением мы займемся позже.

Для установления и утверждения даты второго пришествия Христа объединяются множество пророчеств, но лишь оно одно определяло дату первого пришествия. Если его исполнение четко установлено, то это поможет нам в исчислении и оценке тех пророчеств, которые относятся ко второму пришествию. Это причина, по которой мы обращаемся здесь к этому осуществившемуся уже пророчеству, а также потому, что некоторые установленные в нем даты надо будет усвоить в связи с дальнейшими пророчествами, касающимися второго пришествия.

Даниилу было дано много видений (как записано в 2, 4, 7 и 8 главах этого пророчества), которые все показывали великое процветание и возвышение языческих или нееврейских царств. Но его особенный интерес был к Израилю, а ему не было дано знать о будущем Израиля. Однако он знал из пророчества Иеремии (Иер. 29:10; 2 Пар. 36:20-23), что опустошение Иудеи будет продолжаться семьдесят лет. И зная, что этот период подходит к концу (Дан. 9:2), он усердно молился о возвращении Божьей милости к Израилю (стихи 17-19), и вышеупомянутое было для него Божьим ответом через ангела.

Отмеренный (“отсеченный” или “предопределенный”) период истории Израиля, представленный здесь, составляет “семьдесят седьмин” от данной отправной точки, т.е. от выхода указа “о построении и восстановлении вновь Иерусалима” (заметьте – не Храма). Во время этого периода должны были произойти великие события:восстановление города при неблагоприятных обстоятельствах (Неем. 4) и в трудные времена; устранение греха посредством примирения за беззаконие; установление праведности (оправдания) – но не напоминающей ту, которая достигалась год за годом кровью тельцов и козлов, а истинной и “вечной праведности”, осуществленной жертвой Христа. Даниилу также было сказано, что тот, кто представит лучшую жертву, прекратит тем самым образные жертвы и приношения Закона.

В этом периоде надлежало прийти Мессии, долгожданному Спасителю Израиля, и семь недель плюс шестьдесят две недели (шестьдесят девять недель) представлены как мера времени до присутствия Мессии. И после этого Ему предстояло умереть, но не за Себя. Поэтому после прихода Мессии оставалась одна неделя, последняя, семидесятая из этой обещанной милости. И посреди, или в середине, этой недели Ему надлежало, по предсказанию, прекратить образные жертвы тем, что “Он душу Свою поставит на жертву за грехи” (Ис. 53:10-12).

Эти семьдесят недель, или четыреста девяносто дней, представляют четыреста девяносто лет – каждый символический день представляет год. Исполнившееся таким образом это единственное пророчество, прямо касающееся времени первого пришествия, служит ключом к некоторым другим пророчествам, которые, как увидим в дальнейшем, были скрыты в символических числах – день за год, – пока не пришло надлежащее время для их объяснения. Это пророчество было выражено таким образом, что Даниил и другие иудеи могли, при желании, счесть его невероятным, и со временем забыть о нем. Но его могли беречь в памяти те, которые “ждали утешения для Израиля”, и которые (как в случае с Иезекиилом – глава 4:6) могли понять, что это время – символическое. Вне сомнения, эти верные мужи знали, что надо ждать Мессию, и даже написано, что все находились в ожидании Его (Лук. 3:15), хотя и не все были в состоянии принять Его таким, каким Он пришел.

Следует отметить, что шестьдесят девять символических недель, или четыреста восемьдесят три года, ведут к Мессии Владыке, а не к рождению Иисуса в Вифлееме. Еврейское слово Мессия соответствует греческому слову Христос и означает Помазанный, и это скорее звание, чем имя. Иисус не был Помазанником, Мессией, Христом до Своего крещения. Сравните Деян. 10:37, 38 и Мат. 3:16. Он был помазан святым Духом сразу после выхода из воды. Это случилось, когда Он достиг мужской зрелости – тридцать лет согласно Закону, под которым Он родился и которому, как всякий иудей, подчинялся, пока не прекратил его власть, выполнив все его условия – “пригвоздив ко кресту”. Поэтому шестьдесят девять недель этого пророчества ведут ко времени Его крещения или помазания, с момента которого, и не раньше, Он стал Мессией, Христом, Помазанником. Так шестьдесят девять недель, или четыреста восемьдесят три года, исполнились осенью 29 г. н. э. И тогда исполнилась часть пророчества, которая гласит: “С того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима (Дан. 9:25), до Мессии (Помазанника) Владыки семь седьмин и шестьдесят две (шестьдесят девять) седьмины”. Начиная оттуда, мы видим, что семидесятая неделя исполнилась, как и остальные, – год за день.

Большинство тех, которые писали об этом, начинали считать этот период от седьмого года Артаксекса, когда Ездре было дано поручение (Ездры 7:7-14), предположительно под влиянием указа Кира (Ездр. 1:3; 5:13; 6:1-12). Но следует заметить, что Кир приказал построить дом Господний – Храм и стену двора. Но был и другой указ, данный Неемии в двадцатом году Артаксекса, – восстановить стены Иерусалима, которые в то время не были еще исправлены (Неем. 2:3-8; 6:15; 7:1). И вот от этого указа о “восстановлении и сооружении стен Иерусалима” должно датироваться это пророчество Даниила. Весь подсчет соответствует этому, но есть одно, на первый взгляд, противоречие в пророчестве Исаии, где он сказал о Кире, что тот не только “отпустит пленный Мой народ”, но также и “построит Мой город(Ис. 45:13). На это кажущееся противоречие мы отвечаем так:слово, переведенное здесь город, это слово “ir”, обозначающее место, обведенное стенами. Мы считаем, что это относится к стенам двора Храма, и с этим соглашаются вышеуказанные факты. Это же слово “ir” переведено на “двор” в 4 Цар. 20:4 (в анг. Библии – ред.).

Принято считать, что поручение было дано Неемии в 445 г. до. н. э. Но др. Хейл в труде о хронологии (стр. 449 и 531) и др. Пристл в трактате “Согласованность евангелистов” (стр. 24-38) показывают, что это общее мнение на девять лет укорачивает истинную дату поручения Неемии (454 г. до н. э.). И с этой датой соглашается предсказание Даниила (Глава 9:25) об указе восстановить и построить Иерусалим.

Поскольку эти шестьдесят девять недель (7 и 62), или четыреста восемьдесят три года, приводят к Мессии (Помазаннику) Владыке, то из этого периода шестидесяти девяти символических недель, или четырехсот восьмидесяти трех (483) лет, мы вычитаем четыреста пятьдесят четыре (454) года до н. э. (как истинную дату указа восстановить и построить Иерусалим), и остаток (29 лет н. э.) приходится на год, в котором Помазанник (Мессия) должен был явиться. Это полностью соглашается с тем, что мы уже представили, а именно, что Иисус был крещен Иоанном и получил помазание Духа в 29 г. н. э., около 3 октября, когда Ему было тридцать лет (согласно истинной дате Его рождения, показанной в предыдущей главе).

Миссия нашего Господа продолжалась три с половиной года и закончилась распятием во время Пасхи весной 33 г. н. э. Этим Он с точностью исполнил пророчество относительно остающейся или последней недели (семь лет) обещанной благодати, которая гласит: “И по истечении (7 + 62) шестидесяти девяти седьмин предан будет смерти [Перевод Доуау – “будет убит”] Христос, но не за Себя” (KJV)1*, “а в половине седьмины [остающейся 70-й] прекратится жертва и приношение”.

Жертвы, которые приносились согласно Закону, тогда прекратились:не в том смысле, что животные, фимиам и т.п. уже не жертвовались священниками, ведь их продолжали приносить год за годом, но в том, что они не принимались Иеговой и никоим образом не были жертвами за грех. Когда пришла истинная жертва – “явился для уничтожения греха жертвою Своею” наш Господь Иисус (Евр. 9:26), то Иегова уже не мог признавать другие приношения как жертвы, или какую-либо необходимость в них.

Там, на кресте, Мессия, жертвовавший Собой три с половиной года, завершил Свое дело (Иоан. 19:30), и так “совершил конец греха”, совершил полное и целостное примирение к Богу за беззаконие людей. Он принес, таким образом, всему человечеству вечное оправдание от греха, вместо образного ежегодного оправдания, которое достигалось образами для образного народа – Израиля. Смерть Мессии была также “печатью” (гарантией исполнения) всех видений и пророчеств о будущих благословениях и о “времени реституции всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века” (Деян. 3:21). Эти два обетования, Завет Авраама и Новый Завет, были гарантированы (обеспечены) “Его драгоценной кровью” (Лук. 22:20; 1 Кор. 11:25), говорящей о лучших вещах для нас, чем кровь тельцов и козлов, – о вечном оправдании и избавлении от греха всех принимающих Его. И во второй половине этой семидесятой, или последней, недели Иудейской милости (три с половиной года, начиная от Пятидесятницы) Его последователи, “Святый святых” того народа, были помазаны святым Божьим Духом, как был Мессия при конце шестьдесят девятой недели.

Так исполнилось утверждаемое 24 стихом этого пророчества: “Семьдесят седьмин определены [отделены] для народа твоего и святого города твоего, (а) чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная и (б) запечатаны были видения и пророк, и (в) помазан был Святый святых”. Пророчество не указывало, что вся эта работа будет отсрочена до последней “седьмины”, когда Мессия будет присутствовать, и они, без сомнения, восприняли это как указание на огромную моральную реформу с их стороны, которая приготовит их к Мессии, и к помазанию под Ним всего народа как “Святого святых”, чтобы благословить весь мир. Опыт многих столетий не научил их, что они бессильны избавиться от греха и совершить примирение за беззаконие, и что необходима совершенная искупительная жертва, чтобы завершить это великое дело заглаживания греха и оправдания осужденных.

С другой стороны, хотя пророчество Даниила и показывало, что Мессия будет предан смерти [умрет] в половине последней недели, оно не показывало, что масса Его народа будет нечестивой и поэтому отброшенной (как и случилось) в середине той недели (Мат. 23:38). Другой пророк сказал: “И скоро решит по правде [справедливо]”. И все было закончено в половине недели (три с половиной года) миссии Иисуса, за исключением помазания Святого святых.

Но что с другой половиной семидесятой недели (тремя с половиной годами), которая заходит за распятие? Разве Иегова обещал аннулировать семьдесят недель милости к Израилю, а в действительности дать им лишь шестьдесят девять с половиной? На первый взгляд так получается, особенно когда мы вспоминаем, что за пять дней до Своей смерти, “в середине седьмины”, Иисус скорбел по их городу и отказался от них, говоря: “Вот ваш дом остается пуст”. Но это не так. Иегова знал конец вначале, и, обещая семьдесят недель, отдавал Себе отчет в этом. Поэтому нам следует искать, в чем проявлялась милость к этим людям в течение трех с половиной лет после распятия, несмотря на то, что они были покинуты как народ.

То, что израильтяне, как народ, не были достойными принятия основной, духовной милости (как и земной), было показано их отвержением Мессии, которое Бог предвидел и предсказал. Поэтому было бесполезно продолжать их испытание, как народа, после середины их последней недели, и оно прекратилось тогда, когда они были оставлены “пустыми” – отвергнутыми от милости. На протяжении остальной части (трех с половиной лет) этого периода, милость возросла, – хотя только для “остатка”, Святого святых, самых чистых, то есть самых достойных, лишь которым она могла принадлежать (Ис. 10:22, 23; сравните с Рим. 9:28). Возрастание милости состояло в том, что оставшиеся три с половиной года были наполнены исключительным вниманием и содействием к остатку под возросшими преимуществами эпохи духа, которая, начиная с учеников в Пятидесятницу, коснулась, вероятно, всей спелой пшеницы этого народа во время этого периода особенной милости. Посмотрите в Деян. 2:41 и 4:4 на результаты первых нескольких дней.

По этой причине Иисус (хотя смерть вкусил за всех, и Евангелие должно было проповедоваться для всех) велел Своим ученикам начать с Иерусалима. И нельзя им было оставить эту особенную работу или даровать милость новой эпохи кому-то другому пока не закончились три с половиной года обещанной милости к Израилю – пока Бог намеренно не послал ее язычникам, как и иудеям (Деян. 10).

Летописцам остается лишь предполагать точную дату обращения Корнелия, поэтому называют ее по-разному:с 37 по 40 г.г. н. э. Но в свете этого примечательного пророчества, которое мы сейчас рассматриваем, не остается сомнения, что это было осенью 36 г. н. э., потому что тогда закончились семьдесят недель (или четыреста девяносто лет) милости к Израилю. Поскольку исключительная для них милость закончилась тогда, то, скорее всего, это должно было обозначиться посланием Евангелии язычникам. Израильтяне не были лишены Евангелии после этого, но имели к себе то же отношение, что и язычники, хотя предубеждение, несомненно, ставило последних в менее благоприятное положение. Поскольку “Святый святых” уже был избран, то благая весть не предназначалась уже исключительно для них, а стала доступна каждому творению, имеющему ухо для слушания.

После семидесяти недель наступили бедствия и трудности, упомянутые в 26 и 27 стихах. Римский князь пришел и действительно уничтожил город и Храм, и, как потоп, оставил за собой ужасное опустошение и разорение. А Мессия, Которого они отвергли, позволил, чтобы с этого времени этот народ настигали разные несчастья, и так будет продолжаться до “окончательной… гибели”, пока с них не будет достаточно, пока Он не скажет: “Утешайте, утешайте народ Мой… Говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение” (Ис. 40:1, 2). А тем временем то, что было предопределено, должно было постигнуть опустошенного (отверженный народ), пока их чаша не преисполнится скорбью – пока они не скажут: “Благословен Грядущий во имя Господне!” Этот день избавления Израиля, слава Богу, сейчас светает, и хотя их опустошение и бедствия еще не окончились, каждый час приближает время, когда их предубежденно ослепленные умы увидят из мрака Того, Которого они пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают о единственном сыне (Зах. 12:10).

Поскольку многие, читая тексты, рассматриваемые здесь, чрезвычайно запутались и попали в заблуждение, не в состоянии правильно понять расположение слов пророка, путая Князя Мессию с римским князем и т. п., мы советуем внимательное исследование этого отрывка, изложенного в начале этой главы, обращая внимание на скобки и объяснительные ссылки в них.


1* Это выражение “но не за Себя” по-разному передается в других переводах, предоставленых нам, но по нашему мнению в этой версии оно переведено самым ясным и лучшим образом 


ГЛАВА IV ВРЕМЕНА ЯЗЫЧНИКОВ

СОДЕРЖАНИЕ

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.