Израиль в 60-ю годовщину

 ИЗРАИЛЬ В 60-ю ГОДОВЩИНУ

ЧТОБЫ ПРАВИЛЬНО ОЦЕНИТЬ народ Израиля, мы должны заглянуть за пределы нынешней политики. Неразумно было бы ожидать, как делают некоторые, что современное государство Израиль спустя более полувека могло забыть о смертельной борьбе и навсегда осталось бы примером сочувствия и уязвимости. Нации без энтузиазма согласились предоставить свое место этому государству, состоящему из иммигрантов со всего мира, многие из которых были вынуждены оставить свою родину. Современный Израиль – это сильное, энергичное государство, и оно само поднимается на собственную защиту.

 Его критикуют за безразличное отношение к соседствующим палестинцам; Израиль в свою 60 годовщину не очень любим мировой общественностью. Но факт остается фактом: Израиль является государством, поскольку Бог Израиля так решил. Бог не потому любит Израиль, что он этого заслуживает, но ради их отцов: Авраама, Исаака и Иакова, ради тех, кому дал обетование.

Данное объединенное издание Библейского Знамени представляет некоторые взгляды на Израиль, прошлые и настоящие, собранные из принципиально разных источников. Мы надеемся, что это окажется благословением для читателей.

СИОНИЗМ И ИЗРАИЛЬ

“И будет знать дом Израилев, что Я Господь Бог их, от сего дня и далее”. Иезекииль 39:22

НЕСМОТРЯ НА МНОГИЕ ВЕКА преследований и попыток с разных сторон истребить их, лишенные земли евреи, наконец, обрели свою страну. 14 мая 1948 государство Израиль стало действительностью. С тех пор история этого региона характеризуется военными, политическими и идеологическими конфликтами. Эти перемены в значительной степени были эффектом сионизма, движения, направленного на установление в Палестине отчизны для рассеянных евреев.

Уже в 1818 году президент Соединенных Штатов, Джон Адамс, написал:

«Я действительно желаю евреям опять стать независимым народом в Иудее, поскольку, как я верю, его наиболее просвещенные мужи участвовали в улучшении философии настоящего века».

А в 1891 священник Уильям Е. Блекстоун представил президенту США, Бенжамину Гаррисону, петицию, призывающую к проведению международной конференции «для обсуждения притязаний Израиля на Палестину как их древнюю отчизну». Среди прочего, в ней читаем:

«Почему бы снова не отдать им Палестину? Согласно Божественному размещению народов, это их дом, неизменная собственность, из которой они были изгнаны силой…».

Эта петиция была подписана многими влиятельными лидерами светского и религиозного мира, вместе с Джоном Д. Рокфеллером, о котором далее скажем больше.

Все почитатели «Сиона», еврейские или языческие, были и все еще являются весьма озабоченными судьбою Израиля. Библейское пророчество так ясно представлено в падении и образовании еврейского народа, что можно без преувеличения назвать это современным чудом. В эту пророческую ткань вплетены разные характерные политические и экономические нити. Некоторые из них мы проследим в этой статье, представляя некоторых людей, которые сознательно или несознательно сыграли определенную им роль в предоставлении вниманию мира «еврейского вопроса», помогая в реализации пророчеств Библии.

РОЖДЕНИЕ СИОНИЗМА

Теодор Герцл

Венгерский журналист Герцл (1860-1904) считается отцом сионизма. Хотя Моисей Гесс и Лео Пинскер уже многими годами раньше являлись поборниками отчизны для евреев, это движение начинало существование только благодаря ходатайству Герцла. Достаточно рано он понял, что еврей– чужой, где бы он ни жил. «Дело Дрейфуса», популяризованное Эмилем Золя, утвердило его в убеждении, что евреи без собственной отчизны никогда не будут по-настоящему свободными.

Альфред Дрейфус, еврей, был солдатом в Министерстве Войны французской армии. В 1894 его обвинили в шпионаже в пользу Германии, а после военного судебного приговора он был сослан во французскую исправительную колонию на остров Дьявола, в Гвиане в Южной Америке. Позже стало ясно, что он был невиновен, но этот факт был сокрыт властями на самых высоких военных уровнях. Дрейфус, в конце концов, был очищен от упреков и в 1906 году возвращен в свою военную степень.

Брошюра Герцла” Der Judenstaat» («Еврейское Государство») в 1896 году помогла обратить мировое внимание на вопрос родины евреев. В ней он представил в общих чертах план автономного еврейского государства под феодальным руководством оттоманского (турецкого) государства. Разглашение этих вопросов привело к первому сионистскому конгрессу в 1897 году.

Джозеф Чемберлен, британский колониальный секретарь, был тронут тяжелой ситуацией восточно-европейских евреев. Чемберлен предложил Герцлу, который стал главным представителем сионистских евреев, различные территории, находящиеся под британским правлением, в качестве отчизны, среди которых – Кипр и Синайский Полуостров. Наиболее интересным было предложение 6 000 квадратных миль плоскогорья Уганды в Восточной Африке. Чемберлен предлагал его как идеальную территорию для поселения евреев – «жара на побережье, но вглубь страны – климат, отличный для европейцев. Там можно выращивать сахар и хлопок».

Это предложение обсуждалось на шестом Сионистском Конгрессе в 1903 году и породило много неприятностей. Для евреев, которые считали, что единственным настоящим домом может быть Палестина, принятие какой-либо другой территории было бы изменой делу. Герцл умер в следующем году.

В то время Палестина была родиной арабов и части евреев, но большие территории не были застроены и возделаны. Только спустя многие десятилетия мечта сионизма стала реальностью. События, приведшие к этому успеху, являются интересным примером того, как Бог реализует свои намерения посредством (якобы) неуправляемых действий независимых государств. Обсудим некоторые из наиболее важных.

КОЛОНИАЛИЗМ И ПОЛИТИКА ДЕВЯТНАДЦАТОГО ВЕКА

Политические и военные маневры между державами того времени и колониальная экспансия Великой Британии в конце девятнадцатого века помогли приготовить сцену для реализации сионистской мечты. Стремление Британии иметь на Ближнем Востоке союзника, который помогал бы защищать ее собственные интересы в Суэцком Канале, было причиной поддержки ею дела сионизма.

Министерство Иностранных дел 2 ноября 1917 г.Уважаемый Господин Ротшильд, От имени Правительства Его Королевского Величества с радостью передаю Вам следующую декларацию симпатии к стремлениям еврейских сионистов, которая была представлена и принята Кабинетом.

Правительство Его Королевского Величества благосклонно рассматривает установление в Палестине народного дома для еврейского народа и приложит все усилия, чтобы сделать возможным достижение этой цели, при том вполне понятно, что он не сделает ничего, что могло бы навредить гражданским или религиозным правам существующих в Палестине нееврейских общин, а также правам и политическому статусу, которыми пользуются евреи в любой другой стране.

Я был бы благодарен, если бы Вы познакомились с декларацией Федерации Сионистов.

Артур Джеймс Бальфур

Письмо Министра Иностранных Дел Бальфура, которое содержит Декларацию, лорду Ротшильду.

Суэцкий Канал

Канал был построен Фердинандом де Лессепсом за 10 лет и был открыт в 1869 году. Он представлял самый короткий морской путь из Европы к восточному побережью Африки, Дальнему Востоку и Австралии. Британцы расценивали его как важнейшее соединение с далеко разбросанными владениями в Восточной Африке, до самого Аравийского Полуострова и Индийского Океана.

В 1874-1880 г. премьером был Дизраэли (первый еврей, который когда-либо занимал эту должность в Англии). Тогда Британия опередила Россию, своего главного соперника на Ближнем Востоке, и в 1875 году получила право почти на 50% наделов в Канаде от хедива Египта (хедив – титул вице-царя Египта, правящего от имени турецкого султана с 1867 по 1914 гг.) за 4 млн. фунтов (на те времена примерно 20 млн. долларов) до самого 1956 года, когда Канал силой был национализирован президентом Гамалем Абдель Насером; она обладала значительной властью над ним. Эта покупка оказалась очень ценным приобретением и обеспечила Британии доминирующую позицию на Ближнем Востоке до середины настоящего (писалось в 1998 г. – прим. перев.) века.

Суэцкий Канал должен был получить еще большее значение в начале ХХ века, когда британская нефтяная фирма Англо-Персов (позднее Бритиш Петролеум) перевозила нефть в страны Британского Содружества на территории Африки с нефтяных полей Баку в России.

Приход нефти

Нефть сыграла ключевую роль в последующие несколько десятилетий. Хотя веками было известно о существовании нефти, но только во второй половине девятнадцатого века была вполне осмыслена ее торговая значимость. Первая настоящая нефтяная скважина была просверлена Эдвином Л. Дрейком в Титусвилле в Пенсильвании, в 1859 году. После очищения она служила главным образом в качестве керосина, как средство для освещения. Используя неточности системы распространения, Дж.Д. Рокфеллер до 1878 года, через фирму Стандард Оил, заполучил контроль над большинством мировой промышленности. Именно в этой отрасли он воплотил свою мечту. Позже, на базе промышленной структуры, созданной Рокфеллером, была построена топливная промышленность. Не хватало только открытия двигателя «Отто», названного именем своего открывателя, Николауса Отто, который внедрил принцип двигателя внутреннего сгорания.

Годы, предшествующие войне в 1914 г., были свидетелем усиленной активности по добыче нефти. От Америки до Индонезии и Персии (Ирана) частные и национальные фирмы соревновались, чтобы добыть этот продукт из земли и внедрить на рынок. (Главные открытия нефти на Ближнем Востоке были все еще впереди). Внедрение братьями Нобель танкера для перевозки нефти значительно увеличило количество ее транспортировки. Эти первые лихорадочные начинания привели к появлению международных нефтяных фирм.

Нефть способствовала военным действиям. (Особенно это оказалось правдой во время Второй Мировой Войны: она смазывала машины, используемые для военных действий, и приводила в движение их двигатели. Народы, которые обладали достаточными ее запасами, могли вести и выиграть войну. В последние годы той войны Германии Гитлера стало не хватать этого топлива; союзники имели доступ к значительному количеству нефти, что помогло им одержать победу). Нефть была силой, которая стояла за автомобильной революцией (и общественной революцией, которая наступила после нее). Двадцатый век по праву назван «веком нефти».

Перед I Мировой Войной Уинстон Черчилль, Адмирал Флота, в возрасте 39 лет принял решение о переходе Королевского Флота от угольного топлива на нефть. Это было не без риска. Доставка заграничной нефти, как считал Черчилль, могла быть прекращена врагами Британии, в то время как уголь был всегда рядом – британские острова сформированы почти полностью на нем. Однако нефть имела весовое преимущество, позволяя флоту быстро передвигаться, что было существенным фактором для «полицейского», районом которого был весь мир.

БРИТАНИЯ И БЛИЖНИЙ ВОСТОК

Африка и Азиатский субконтинент были для Британии необычайно ценными. Индия, как «бриллиант» в короне империи, а также регион вокруг Бенгальского залива – Цейлон (сегодня Шри-Ланка), Бирма (сегодня называется Майанмар) – были важными источниками поставок и экспорта для экономики острова (а также для империи). Этот регион был также стратегически важен, поскольку защищал передовые военные и морские участки.

Влияния на Ближнем Востоке дали Британии возможность преобразовать, а иногда и создавать карту данного региона. Это привело к появлению искусственных государств, которые просуществовали до сих пор, напр. Ирак, Иран, Кувейт, Иордания, – и которые во многих случаях на протяжении десятилетий усиливали сложности арабо-израильского конфликта.

Большие южные территории Аравийского Полуострова были заселены племенами кочевников, объединенных со временем Ибн Саидом, основателем современного государства Саудовская Аравия. Британцы согласились оставить в покое арабские племена на юге, если они в свою очередь обязуются не восставать против британской власти.

ВОЙНА НА ГОРИЗОНТЕ

Выходя победителем в 1871 году в французско-германской войне, новая Германия (немецкие государства были объединены под руководством Бисмарка) была восходящей силой и растущей угрозой для превосходства Британии в Европе. Их флот в начале 1900 годов вызвал большую обеспокоенность в Лондоне. Кроме того, была Франция- конкурент на колониальной арене, питающая свою старую неприязнь к Британии, а также был призрак нестабильной России на севере.

Британия, оказавшись перед новой политической и военной реальностью, с давних пор привыкшая удерживать равновесие сил в Европе, была вынуждена оставить свою «прекрасную обособленность» и заключить союз со всеми прежними врагами для защиты себя и своих интересов от того, что она расценивала как враждебные намерения Германии. Она заключила союз с Россией (1907) и Францией (1904 и 1912), и даже с Японией (1902). Соединенные Штаты, уже в то время экономически сильные, были изолированы и старались держаться вдали от европейских проблем, в политическом и военном отношении играли в международных вопросах второстепенную роль. (Это изменилось вместе с присоединением США к войне в 1917 г., а также созданием собственного флота и последующим соперничеством с Британией и Японией в международных водах).

Таким образом, нарастало напряжение, а пуля террориста, которая сразила австрийского эрцгерцога в Сараево (в Боснии), стала искрой, которая разожгла огонь «великой войны». Собственно от этого конфликта в 1914 году мы начнем следующую провиденциальную нить и проследим жизнь выдающегося сиониста. 

Хаим Вейцман

Родившийся в России, Вейцман (1874-1952) был пылким сионистом. Веря в то, что Англия, благодаря своим влияниям в мире, обладает ключом к реализации сионистской мечты о возрождении еврейского государства, в 1905 году он поселился в Манчестере, в южном промышленном округе Англии. Жил там 10 лет и утвердил свою репутацию как научный сотрудник-химик. Овладел английским и стал преподавателем. Позже в Сопоте, недалеко от Гданьска, в Польше, женился на Вере Чацман, студентке- медике, и привез свою жену в Манчестер.

Ацетон для Британии

Через какое-то время после войны Британия переживала трудности, связанные с ацетоном, необходимым элементом кордита (разновидность пороха), который использовался артиллерией королевского флота.

Уинстон Черчилль, восхищенный еврейским народом, слышал о блистательном Вейцмане и пригласил его к себе. Говорят, что Черчилль попросил «тридцать тысяч тон ацетона». Вейцман перенес центр своих исследований в Лондон и вместе со своим персоналом активно работал над синтезом субститута ацетона. Ему это удалось. Флот, обеспеченный ценной жидкостью, мог продолжать войну.

БАЛЬФУР И ЛЛОЙД ДЖОРДЖ

Артур Джеймс Бальфур, министр иностранных дел в правительстве Ллойда Джорджа, выразил благодарность народу.

«Что мы можем для вас сделать?» – спрашивал Бальфур. «Для меня – ничего,– отвечал Вейцман, – но для моего народа – отчизну в Палестине».

Бальфур знал Вейцмана много лет и питал большую симпатию к еврейскому народу. Задолго до того, когда он сам был премьером, писал о международном отношении к евреям как о «позоре для христианства».

Однажды, в Queen’s Hotel в Манчестере, Бальфур и Вейцман дискутировали по вопросу сионизма. Бальфур вспомнил о прежнем предложении Британии относительно Уганды как возможной отчизны. Вейцман, как представитель лобби «Палестина или ничего» среди сионистов, отверг это предложение.

«Если бы я предложил вам Париж вместо Лондона,– спросил Вейцман Бальфура,– вы бы это приняли»?

«Но, господин Вейцман, у нас есть Лондон», – ответил Бальфур.

«У нас был Иерусалим, когда Лондон был еще болотом», – ответил он.

Стоит обратить внимание на тот факт, что премьер Ллойд Джордж, уэльсец и практикующий христианин, знающий пророчества В. Завета, также был дружественно настроен к делу сионизма.

ДЕКЛАРАЦИЯ БАЛЬФУРА

Предвидя конец войны и возможность получения мандата – покровительственного надзора – над Палестиной, британское правительство 2 ноября 1917 года направило через Бальфура письмо лорду Ротшильду, руководителю Британской Федерации Сионизма, заявляя, что «Правительство Его Королевского Величества благосклонно рассматривает установление в Палестине народного дома для еврейского народа». Этот документ стал известен как «Декларация Бальфура» и был большим ободрением для сионистских евреев по всему миру. После санкционирования Лигой Наций Британия официально получила мандат в 1922 году.

ГЕРОИ ПЕРВЫХ ЛЕТ

Период действия мандата переполнен фамилиями известных страстной связью с первыми усилиями Израиля и дает интересное доказательство тому, что как евреи, так и христиане, верующие в пророчества Ветхого Завета, были использованы Богом для реализации Его намерений.

Чарльз Тейз Рассел

Ободрение дела сионизма, совершенное Чарльзом Тейзом Расселом (1852-1916), язычником, было непосредственным ответом на библейское поручение из Ис. 40:1, 2: “говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время”. Легендарное выступление Рассела перед аудиторией, состоящей в основном из евреев на нью-йоркском Ипподроме в 1910 году (и потом в Чикаго и Филадельфии) много сделало в направлении смягчения подозрений, которые обычно чувствуют евреи к христианам. Не пытаясь их обратить, он напомнил им об их давнем праве как Божьего народа завета, а также как наследников обетований, данных Аврааму. (Отчет с собрания на Ипподроме появится позже в нашем журнале).

Луис Д. Брендис

Луис Д. Брендис (1856-1941), первый еврейский член Верховного Суда США и советник президента Вилсона, был преданным сторонником дела сионизма в то время, когда многими это считалось не по-американски. Брендис противостоял этой критике, когда говорил: «чтобы быть хорошими американцами, мы должны быть лучшими евреями; чтобы быть лучшими евреями, мы должны стать сионистами». В 1914 году он руководил Временным Исполнительным Комитетом по Общим Вопросам Сионизма. Он верил, что «каждый еврей в Америке должен встать и присоединиться к нам или оказаться, сознательно или несознательно, одним из немногих противников собственного народа».

Феликс Франкфуртер

Лично пережив предубеждения в отношении евреев в американском обществе в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков, Франкфуртер (1882-1965) посвятил себя делу сионизма. Благодаря его усилиям собирались фонды и высылались в Палестину. Будучи другом Брендиса, он тесно сотрудничал также с британскими и американскими правительственными чиновниками над созданием условий приближающегося мандата над Палестиной. Позже он должен был служить в качестве чрезвычайного судьи Верховного Суда США.

Давид Бен Гурион

Что интересно, самый выдающийся сионист того времени и человек, который в качестве первого премьера Израиля официально огласил независимость в 1948 году, в то время был завербован в британскую армию как капрал , в состоящий из одних евреев 39 полк Королевских Стрелков.

Родившийся в 1886 году в Плонске, в Польше, Бен Гурион (фамилия значит «сын молодого льва») поселился в Палестине в 1906 году, но как сионист был изгнан пронемецкими турками в 1915 году. Отправившись в Америку, он помогал в создании Еврейского Легиона, который воевал на стороне союзников в I Мировую войну.

Вероятнее всего, он занимался нудным для него делом. Однажды он нелегально оставил лагерь, чтобы посетить Хайма Вейцмана, который тогда находился в Иерусалиме с Сионистской Комиссией. Это была их первая встреча. Ценой этому было лишение его чина и 30 дней казарменного ареста. Его агрессивный взгляд на сионизм должен был в последующие годы стать источником трений между ним и Вейцманом. Умер он в 1973 году.

Три язычника, тесно связанные с событиями, ведущими к установлению нового государства, заслуживают особого внимания.

Генерал Алленби

Эдмунд Генри Хайман Алленби (1861-1936) руководил британскими силами на Ближнем Востоке. Он победил турок в Палестине, а коронную победу одержал под Мегиддо в сентябре 1918 года. После чего, почти сразу, состоялась капитуляция Турции. Иерусалим был взят без единого выстрела. Алленби не хотел въезжать на коне, потому что таким образом Иисус въехал в город. Алленби был британским высоким комиссаром для данного региона в 1919-1925 гг.

Ф.Э. Лоуренс

Полковник Фома Эдвард Лоуренс (1888-1935, “Лоуренс из Аравии”) стал известен как заговорщик с арабскими революционерами против турецкой власти. Это собственно Лоуренс, как друг арабов и верующий в пророчества Библии, помог позже добиться условий британского мандата над Палестиной.

Вейцман, как руководитель Сионистской Комиссии над Палестиной, в 1918 году сконтактировался с Алленби и вместе с Лоуренсом встретился с эмиром (королем) Фейсалом. Заключенное соглашение, определяющее политику на данной территории, было приготовлено Лоуренсом.

В 1935 году Лоуренс перебрался в домик в Дорсет, где мог «мечтать, писать или читать у камина, или же слушать на граммофоне Бетховена или Моцарта». В том же году во время езды на мотоцикле он резко повернул, чтобы избежать удара с двумя мальчиками на велосипедах, и умер.

Орде Вингате

Генерал-майор Орде Вингате (1903-1944), британский офицер, сильно верил в библейское обетование о возвращении евреев. О нем сегодня приятно вспоминают евреи. В тридцатые годы он обучал многочисленных еврейских добровольцев битве с арабскими шайками, поддерживаемыми нацистскими и фашистскими режимами того времени. Под его руководством Моше Даян получил опыт, который позже понадобился этой молодой стране.

Вингате говорил, что «мы собираем здесь основы армии Сиона». Позже, во время Второй Мировой Войны, он руководил “киндитами” – группой, состоящей из гурков, западных африканцев, американцев и британцев – в партизанской войне за японскими линиями фронта. Погиб в Бирме в авиакатастрофе в 1944 году. 

Организация, которую он помог реорганизовать в Палестине десятью годами раньше (Хагана), стала основой армии новой республики. Село на горе Кармел, которое появилось в 1953 году, получило его имя.

БЕЛАЯ КНИГА ПАССФИЛДА

Тем временем росла еврейская иммиграция. К 1928 году еврейское население насчитывало 170 000. По причине этого наплыва усилились протесты арабов. Британия, обращающая внимание на арабские влияния и встревоженная арабскими волнениями, в октябре 1930 года издала Белую Книгу Пассфилда, накладывая мораторий на дальнейшую еврейскую иммиграцию. Евреи были в ужасе. Они продолжали прибывать, несмотря на острые сопротивления британских чиновников. Между арабами и евреями сохранялось напряжение.

События, ведущие ко Второй Мировой Войне в сентябре 1939 года, усиливали проблемы. Но, помимо разочарования протекторатом великой империи, палестинские евреи знали, что для них была важна поддержка Британии в войне с Германией. Бен Гурион хорошо передал еврейские чувства, когда сказал: «Мы будем бороться вместе с Британией в нашей войне против Гитлера, как будто бы не было никакой Белой Книги, и будем бороться против Белой Книги, как будто бы не было никакой войны».

Когда мир содрогался от ужаса по причине гибели 6 000 000 евреев, евреи на европейском континенте получили сильный импульс в направлении извечной отчизны. Там, где не действовали призывы сионизма, наступал террор лагерей смерти, а евреи толпами прибывали в Палестину любыми возможными способами. Они двигались вперед с измученными британскими солдатами, чтобы целовать землю, за которую уже вскоре должны были бороться.

Британия, хотя в мировой войне оказалась в числе победителей, вышла из нее отягощенной военными долгами, став перед общественными, политическими и экономическими трудностями в стране и за границей. Она огласила намерение отойти от мандата в пользу Объединенных Наций. ООН приняла резолюцию, призывающую к установлению в Палестине еврейского государства. За восемь часов до формального прекращения мандата 14 мая 1948 года Бен Гурион, первый премьер, официально огласил Израиль государством. Хаим Вейцман, который сыграл столь важную роль в рождении народа, стал его первым президентом.

ПЕРВЫЕ ДЕСЯТЬ ЛЕТ ИЗРАИЛЯ

Почти сразу новое государство было атаковано пятью арабскими странами – Египтом, Иорданией, Сирией, Ливаном и Ираком. В то время страна имела армию, насчитывающую 21 000 еврейских жителей, а нападающие страны имели армию, насчитывающую около 30 000 солдат! Многие из них были обучены британцами, были тренированными солдатами с хорошим вооружением. Израиль имел только Хагану, вооруженную лишь ружьями, пулеметами и несколькими сотнями минометов. ООН преимущественно оставалась пассивной. Израиль успешно оборонялся. В 1949 со всеми, за исключением Ирака, было подписано перемирие.

Для Израиля во время первого десятилетия его существования главным источником доходов, в виде военных возмещений и возмещений для отдельных людей, была Германия. Кроме того, эта страна получала дотации из США. Закончились они в 1959, после чего наступила серия займов.

Население Израиля утроилось за эти годы. В конце 1957 года оно составляло почти 2 000 000 (совместно с более 200 000 арабов). Провозглашение независимости свидетельствовало о том, что «государство Израиль будет открыто для иммиграции евреев со всех стран их рассеяния». По словам Бен Гуриона, около 1 000 000 иммигрантов прибыло в Израиль из 79 стран за первые 10 лет.

37 глава Иезекииля, с ее видением собранных и оживленных костей, является прекрасным образом еврейского народа, возвращающегося под влиянием сионизма к “жизни” после веков бездомного рассеяния.

ШЕСТИДНЕВНАЯ ВОЙНА

Существование молодого государства вновь оказалось под угрозой в июне 1967. Через три года после создания Организации Освобождения Палестины (ООП) арабский мир под предводительством Насера возобновил свою “священную войну” против Израиля. Израиль, победивший также в этом конфликте, вышел из него с еще большей территорией. Правду говоря, эта выдающаяся блистательная «шестидневная» война дала ему контроль над Западным берегом, зоной Газы, Синайским Полуостровом и Голанскими Высотами. И- самое важное- израильские силы взяли Старый Иерусалим. Евреи снова правили городом царя Давида.

Израиль в настоящее время имеет юрисдикцию над территорией, которая втрое больше той, что была раньше, с арабским населением, насчитывающим свыше 1 000 000. Большим вопросом было, как руководить данной территорией. Премьер Леви Эшкол выразил готовность правительства отдать большинство занятых территорий (за исключением Иерусалима) взамен за мирный договор с арабскими соседями. Предложение было отвергнуто. На встрече в Судане в сентябре 1967 года арабские руководители заявили, что не будут вести переговоры, признавать и заключать мир с «сионистом».

БУДУЩЕЕ ИЗРАИЛЯ

Многое произошло в следующие годы, и страницы этого журнала обсуждали это подробно. Мы не будем повторять в этой статье всей истории. В момент написания этой статьи «мирный процесс», начатый на основании мирного договора в Осло, приходит в упадок. Соединенные Штаты и Европейский Союз пытаются оживить его. Время покажет, можно ли будет удачно разрешить политические вопросы и вопросы безопасности.

Но одно точно: Израиль однажды снова будет «окружен» вражескими силами в буквальном смысле, даже еще более сильно, чем в прошлом. Смотри, напр., Иер. 30:3,7 и Иез. с 36 по 39 главы. Во время кризиса, когда будет казаться, что все уже потеряно для него, он будет спасен, а Божье царство мира будет установлено (Зах. 14:1-9). Тогда начнет исполняться обетование, данное Аврааму, что в его семени (Израиле) благословятся все народы, когда власть Бога “сойдёт с Сиона, и слово Господне придёт из Иерусалима” (Быт. 12:1-3; Ис. 2:2-5).

Питающая надежду перспектива для Израиля является ключом для будущего человечества. В будущем освобождении Израиля лежит надежда народов (Иоан. 4:22; Рим. 1:16; 11:7-15).

СИОНИЗМ В ПРОРОЧЕСТВЕ

Сионизм не мог потерпеть неудачу, поскольку он имел, и далее имеет, поддержку Всемогущего Бога. Пастор Чарльз Т. Рассел, друг еврейского народа нееврейского происхождения и скрупулезный исследователь еврейских пророчеств, был использован для оживления замирающего сионистского движения.

Уже в 1889 году, прежде чем еврейский мир услышал о Герцле и сионизме, Пастор Рассел издал книгу “Время Приблизилось”, в которой он представил пророчества, четко указывающие, что 1914 год завершит “семь времен“, “времена язычников“, и положит начало важной перемене, в том числе и в отношении к Богом избранному Израилю. В книге “Да Придет Царствие Твое“, изданной в 1891 году, вторую главу он посвятил Возрождению Израиля.

В 1910 году журнал The Overland Monthly опубликовал серию из двенадцати статей Пастора Рассела, касающихся “избранного народа Бога“, вызвавших большое любопытство и заинтересованность среди людей еврейской национальности.

ВСТРЕЧА НА ИППОДРОМЕ В 1910 ГОДУ

Когда в 1910 году пастор Рассел вернулся из Палестины, группа американских сионистов пригласила его выступить на массовой встрече евреев на нью-йоркском Ипподроме. Находясь в Палестине, Рассел подружился с доктором Леви из сионистской организации, который и порекомендовал пригласить его. Цитируем ниже их письмо и ответ пастора Рассела:

“Нью-Йорк, 20.09.1910 г.

Пастор Ч. Т. Рассел, Бруклин, Нью-Йорк.

Уважаемый Господин, Ваша дружественная заинтересованность еврейским народом в период нескольких прошлых лет не осталась без нашего внимания. Ваше разоблачение зверств, совершенных против нашего народа во имя христианства, также повлияло на наше убеждение, что Вы настоящий друг. Ваша лекция на тему “Иерусалим и еврейские надежды“ вызвала живую реакцию в сердцах многих из нашего народа. И, тем не менее, некоторое время мы сомневались, может ли какой-нибудь христианский пастор по-настоящему заинтересоваться Евреем как Евреем, а не только в надежде обратить его. И, собственно, по этой причине некоторые из нас попросили Вас о публичном представлении сути своей заинтересованности нашим народом, и мы хотим Вас проинформировать о том, что сделанное Вами заявление полностью удовлетворило нас. Потому что Вы убедили нас в том, что Вы не уговариваете Евреев, чтобы они стали христианами и присоединились к какой-либо протестантской или католической секте или группе. Это заявление, пастор Рассел, было широко распространено в еврейских газетах. Поэтому мы чувствуем, что как народ мы ничего не должны опасаться с вашей стороны. Наоборот, в своем заявлении Вы вспоминаете, что основа Вашей заинтересованности нашим народом – это вера в свидетельства нашего Закона и послания наших пророков. Вы, очевидно, очень хорошо понимаете, каким удивительным является христианин, признающий, что в Библии находятся еще неисполненные пророчества, касающиеся Евреев, а не христиан, и что эти пророчества, согласно Вашим исследованиям, приближаются к исполнению, которое имеет такое большое значение для нас как Евреев, а через нас и для народов мира.

Эти факты, дорогой пастор Рассел, привели к созданию комитета для организации массовой встречи Евреев, который этим письмом просит Вас произнести публичную лекцию, особенно к представителям нашего народа. Если Вы любезно согласитесь принять это приглашение, то позвольте посоветовать тему этого выступления, которая, как мы верим, будет очень интересной для публики, и особенно для нас, Евреев, а именно – “Сионизм в пророчестве“.

Если говорить о встрече, то предлагаем воскресенье после обеда 9 октября в три часа. На это число мы наняли Ипподром, самый большой и самый прекрасный зал Нью-Йорка, и надеемся, что дата и выбранное нами место будут удобны для Вас. Мы гарантируем большую аудиторию глубоко заинтересованных Евреев, не считая тех, кто может прибыть кроме них.

Мы надеемся, что вскоре получим от Вас ответ.

С уважением ЕВРЕЙСКИЙ КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ МАССОВЫХ СОБРАНИЙ.

***

Еврейский Комитет по Делам Массовых Собраний, Нью-Йорк.

Господа, ваше любезное приглашение- обратиться к Евреям на массовой встрече на нью-йоркском Ипподроме в воскресенье 9 ноября – пришло своевременно.

Благодарю вас, господа, за доверие, о котором свидетельствует это приглашение. Выбранная Вами дата не только подходящая в связи с еврейским новым годом, но очень подходящая в связи с моими собственными приготовлениями, связанными с отъездом 12 октября в Лондон и другие места.

Из числа многих выдающихся представителей вашего народа, предложенных руководить на этом собрании, я избрал г. Джона Баррондесса, поскольку мне было очень приятно лично с ним разговаривать, и поэтому я уверен, что он высоко ценится как таковой в советах вашей среды.

Прошу принять мое глубокое уважение, преданный вам Ч.Т. Рассел.

На этой встрече пастор Ч.Т. Рассел сказал своей еврейской аудитории, что Герцл и мировое еврейство в своих усилиях восстановления Палестины как своего Народного Дома исполнили пророчество, а также сказал, что через евреев все человечество благословится.

[highlight class=”white”]ЗДЕСЬ ВИДНО, КАК ПАСТОР РАССЕЛ ГОВОРИТ НА ВСТРЕЧЕ НА ИППОДРОМЕ[/highlight]

ОЧЕНЬ НЕОБЫЧНАЯ ВСТРЕЧА

Появления пастора Рассела многие ожидали с энтузиазмом. Выдающиеся еврейские граждане решили, что эта встреча будет одной из самих важных, которая когда-либо происходила в Нью-Йорке. Газеты на языке идиш и еврейские общины были представлены руководящими комитетами, реализуя их распоряжения. В комитетах были такие знаменитости, как А.Б. Ландау, издатель The Warheit (Правда); Луис Липски, издатель The Maccabean (Маккавей); Дж. Пфайфер, издатель The Jewish Weekly (Еврейский Еженедельник); Авраам Гольдберг, издатель The Yiddish Volk и Лео Волфсон, издатель The Yiddish Spirit.

Во время интервью в своем бюро, перед этой встречей, адвокат Лео Волфсон, президент Общества Румынских Евреев в Америке, сказал: «Я чувствую, что проповеди [пастора Рассела] на тему сионизма и еврейских пророков представляют этот вопрос с новой точки зрения, а эту точку зрения я бы очень хотел узнать.

Свыше 4000 представителей, для многих не хватило места, принимали участие в этой встрече на Ипподроме и слышали то, что было для них в высшей степени необычно на то время – человек немоисеева вероисповедания обращался к ним, притом на тему их еврейских пророчеств.

В толпе, которая наполнила зал, было множество раввинов и учителей, которые пришли, чтобы открыто возразить, если бы этот христианин нападал на их религию и пытался их от нее отвратить. Они приготовили вопросы и критику против него. Вначале его приняли в глубокой тишине.

Когда они смотрели на эстраду Ипподрома, они не увидели никаких религиозных символов. Эстрада была полностью пуста, не считая маленькой кафедры и трех мирных флагов, свисающих выше на шелковых шнурках. Для них знаком был только белый шелковый флаг со звездами и полосками посредине с золотыми словами «Мир Среди Народов». На втором знамени была радуга и слово «Мир». Третье было шелковой лентой с миниатюрными изображениями флагов разных народов.

Без вступительной речи Пастор Рассел, высокий, простой, с белою бородою, ходил поперек эстрады. Он поднял руку, и его двойной квартет из Бруклинской Скинии спел гимн «Радостный День Сиона».

К их удивлению, Пастор Рассел не пытался их обратить. Он указал на хорошие стороны их религии, соглашался с ними в их важнейших верованиях, касающихся их спасения, и, наконец, с энтузиазмом выступая на тему плана утверждения еврейского народа, он вызвал шквал аплодисментов, когда возглавлял хор в сионистском гимне: «Хатиква – Наша Надежда».

Его очевидное знание данного вопроса, обращение внимания на великих еврейских лидеров прошлого и его искренность разогрели слушателей, прежде чем они охотно стали аплодировать. Он вызвал в них новую надежду на основании света из их Священных Писаний, объединяя их в зачарованном внимании на протяжении двух часов; очевидно, все они не осознавали, как и говорящий, что время прошло. После этого выступления можно было заметить небольшие группы дискутирующих на тему услышанной речи. Взгляд пастора Рассела очевидно разделяли большинство слушателей.

Если рассматривать все вместе, эта встреча была необычной. Никогда раньше еврейская аудитория не проявляла такого интереса к выступлениям христианского пастора, и никогда раньше христианский пастор не доносил до евреев такое послание.

Ниже цитируем перепечатку этой лекции, как она была отредактирована и напечатана в книге п.н. Pastor Russell’s Sermons (Проповеди Пастора Рассела), стр. 476-482.

«Однажды я был склонен отбросить Библию как книгу, на которую нельзя полагаться, придерживаясь установок высшего критицизма, но позже я исследовал ее искренне, полностью оторвавшись от всяческих вероисповеданий и человеческих теорий. Эти исследования очень сильно просветили мой ум и дали мне совсем другой взгляд на эту святую Книгу. Теперь я вполне доверяю ей. Я также осознаю не только то, что существует великий Творец, но что Он обладает определенными качествами, любит порядок в своих действиях с человечеством, в формировании земных дел. Например, 101 Псалом упоминает о времени, и даже называет время, определенное для возвращения Божьей милости к Сиону. Таким образом, мы видим важные события во всем Священном Писании. В надлежащее время Давид, Соломон и другие представляли Иегову в царстве Израиля и «сидели на престоле Господа как цари», позже это царство было забрано от Седекии, последнего по линии Давида, сидящего на троне Божьего Образного Царства. Когда он был лишен власти, то были признаны языческие правительства, но не в том смысле, в каком правил Израиль. Ни одно из этих царств не было названо Божьим Царством. Ни одному из них не было дано правление навеки.

ОТВЕРЖЕНИЕ СЕДЕКИИ – ПРИЗНАНИЕ НАВУХОДОНОСОРА

Языческим правительствам было обещано правление над государством на период времени, когда Израиль будет отвержен от Божьей милости. Но далее, под конец определенного времени, держава земного правления язычников вернется, согласно изначальному заверению Бога, к Израилю, чтобы он представлял Его Царство в мире. Это те «определенные» времена, к которым обращается Псалмопевец. Божественные обетования, данные Давиду – “неизменные милости, [обещанные] Давиду” – были плодами его чресл, говорящими, что один из его потомков воссядет на престоле Господнем навеки. Подлинным значением этого обетования было, что Мессия, этот долго обещанный Царь Израиля, будет корнем и ветвью линии Давида и благословенным от Господа. Его Царство будет Царством вечным и вполне готовым для исполнения всех обетований, данных Аврааму – “и благословятся в тебе (в твоем семени) все племена земные” – Быт. 12:3.

Как долго Бог признавал народ Израиля как свое Царство, так долго его цари были Его представителями, но когда Седекия был отвержен, было бы непоследовательным со стороны Господа признание языческих правительств, о чем говорилось выше. О царе Седекии читаем: “И ты, недостойный, преступный вождь Израиля, которого день наступил ныне, когда нечестию его положен будет конец! Так говорит Господь Бог: сними с себя диадему и сложи венец; этого уже не будет… Низложу, низложу, низложу… доколе не придет Тот, Кому принадлежит [Мессия] он, и Я дам Ему” (Иез. 21:25-27). Именно тогда державу земной власти Бог дал Навуходоносору и его преемникам, как это описано в пророчестве Даниила. Навуходоносор видел сон, но забыл, что ему снилось. Пророк Даниил оказался в тюрьме, но, благодаря Божественному провидению, единственный во всем мире был в состоянии подробно рассказать сон царя и разъяснить его, и он заявил, что его сила совершить это исходит от Бога.

ВИДЕНИЕ НАВУХОДОНОСОРА ПРАВЛЕНИЯ ЯЗЫЧНИКОВ

Этим видением был удивительный истукан. Его голова из золота представляла империю Навуходоносора – Вавилон. Бюст и плечи истукана были из серебра, представляющего империю Мидо-Персидскую. Живот и бедра из меди представляют Греческую империю. Его сильные ноги из железа представляют Римскую империю, восточную и западную. Его стопы из железа и глины представляют папский Рим. Железо продолжает представлять светские власти, а горшечная глина, которая с виду кажется похожей на камень, представляла церковничество, которое в настоящее время перемешано с политикой десяти царств Европы. И время, когда эти различные языческие правительства доминируют над миром, будет продолжаться, пока не придет обещанное Царство Мессии. Этот период символически описан как продолжающийся “семь времен”, то есть семь лет, но, конечно же, не буквальные семь лет. Это семь символических лет – Дан. 2:28-45; Лев. 26:18, 24, 28.

При их конце держава земного правления язычников завершится во время великой скорби, предсказанной Даниилом (12:1). Тогда Мессия восстанет, в смысле получения власти над земными делами, а языческие правительства завершатся, поскольку народы будут служить Мессии и Ему будут послушны. Тогда Божий избранный народ, Израиль, станет во главе мира, потому что Израильтяне станут представителями и орудиями среди людей в Царстве Мессии, которое будет духовным и невидимым, как царство князя мира сего, князя тьмы. Этого последнего Мессия свяжет или ограничит на тысячу лет правления Справедливости, и, наконец, уничтожит, когда будет передавать земное Царство Отцу. Человечество будет тогда совершенным, а все добровольные грешники будут уничтожены второй смертью. Между тем, правление Мессии не только будет благословлять и поднимать Израиль, но посредством Израиля благословения распространятся на каждый народ, племя, семью и язык в полной гармонии с Божественными обетованиями, данными Аврааму более тридцати веков назад.

Все это коротко и прекрасно представлено во сне Навуходоносора, объясненном Даниилом. Навуходоносор увидел камень, который был взят от горы без человеческой помощи. Обратил внимание и увидел, что этот камень ударил в ноги этого истукана, в результате произошло полное разрушение языческих систем. Ударение в ноги истукана символически показывает, что это совершит Божья сила, когда нынешние структуры будут уничтожены во время совершения приготовления к основанию на их месте Божьего Царства.

ЦАРСТВО МЕССИИ В ЭТОМ ВИДЕНИИ

Царство Мессии, символизированное в камне, не только охватит то место, на котором стоял истукан, но будет постепенно расти, наполнит всю землю. С такой точки зрения нам не трудно верить в слова Псалмопевца, что у Бога есть время для сбора Сиона,- да, есть «назначенное» время – установленное и неизменное. Я не делаю вид, что знаю день, месяц или год, когда все это исполнится, когда прекратится держава власти язычников на земле, а Царство Мессии возьмет власть. У меня следующая мысль: насколько я могу различать- время этих удивительных событий на век ближе, чем многие из нас допускали. Семь времен, или лет, правления язычников, исчисленных только на основании мысли Священного Писания, должны быть объяснены как день за год, по лунному времени. Семь лет согласно лунному времени представляют 2520 лет и в символическом понимании обозначают 2520 лет. Со времени Навуходоносора, головы этого истукана, эти годы были везде отнесены к прекращению державы власти язычников, когда упомянутый камень ударит в ноги истукана. Насколько я был в состоянии это определить, год свержения Седекии выпадал на 606 г. до Христа. Вычисленные таким образом, 2520 лет правления державы язычников прекратятся в октябре 1914 года. Есть люди, которые утверждают, что свержение Седекии нужно датировать 588 годом до Христа. Если это правильно, то разница будет составлять 18 лет и определит дату на 1932 год. Но я в своем убеждении поддерживаю 1914 г.

БУДУЩЕЕ СИОНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНО

Более тридцати лет я представлял христианам взгляды, которые в настоящее время выражаю евреям, по приглашению вашего Комитета. Тридцать лет тому назад я пытался сказать Израилю об этой благой вести, что “Богом назначенное время” (Пс. 101:14), в которое Бог вспомнил о Сионе, пришло. Вероятно, тогда это было слишком рано. Богом “назначенное время” для Израиля, чтобы он слушал об этом, было еще в будущем. Я продолжаю ожидать Божьего времени и способа исполнения Ис. 40:1,2, а также других стихов Священного Писания, относящихся к Израилю.

Около тридцати лет тому назад Провидение возбудило для вашего народа великого лидера, д-ра Герцла, имя которого стало обыденным словом вашего народа. Когда ваши люди не были готовы к какому-либо посланию, которое я мог им дать, они были готовы к тому, что Бог им послал через д-ра Герцла – послание надежды, послание народных стремлений, которые оживили пульс вашего народа новой надеждой, касающейся будущего евреев. Д-р Герцл старался, чтобы все лояльные сыны Израиля восстали из праха и имели стремления стать народом среди народов, чтобы обеспечили дом для преследуемых из их расы в России и Восточной Европе. Д-р Герцл ударил по струне популярности в сердцах народа. Сначала она была просто политической, и название Сион значило не много в религиозном аспекте, но постепенно д-р Грецл и лидеры советов вашего народа стали замечать, что религиозные элементы этого движения были наиболее результативны.

После д-ра Герцла пришел д-р Нордау, очевидно, также человек с большим талантом и большим патриотизмом, но сионизм ослабевал. Я не открываю тайны, когда говорю вам, что среди лидеров, как и рядовых людей, сионизм шаток и переживает опасение угрожающего уничтожения. Он исчерпал свои силы в реализации первоначальных основ своего призвания. Но он не разочарует, как многие боятся. Не узурпируя себе роли пророка, я говорю вам, что сионизм вскоре обретет новую энергию. Дни, которые сейчас наступают, наиболее благоприятствуют его успеху. Согласно моему пониманию еврейских пророчеств, время “скорби Иакова” еще не закончилось. Можно ожидать дальнейших погромов в России, а также дальнейшей жестокости в Румынии и других местах. Очень печально, но я обязан признать, что эти скорби, вероятно, коснутся и вас со стороны конфессиональных христиан. Как мне стыдно по поводу тех, кто таким образом позорит имя и учения моего Учителя!- я не нахожу слов, чтобы выразить это. Они обмануты. Они неправильно поняли этого учителя, которому, как утверждали, хотели следовать. Они понимают, что Бог будет вечно мучить всех, кто не признает имени Христа. Ими овладел обман, они служат богу Противнику и оскорбляют Иисуса. Но как испытания и трудности патриарха Иосифа были Божественным провидением, ведущим к его власти, чести и влиянию, так и эти испытания и преследования ведут к благословению вашей расы, помогают им утратить текущую радость и вызвать в них тоску по отчизне – Палестине. Эти испытания, вместе с голосом пророков, которые с этого времени будут все больше звучать в ваших ушах, станут провидением от Бога, чтобы для вас исполнить план, связанный с сионизмом, а не личной гордостью и народным патриотизмом.

Я не думаю, что восемь миллионов евреев со всего мира пойдут в Палестину, хоть даже говорят, что под влиянием наиболее благоприятных условий эта земля может содержать более, чем два раза по столько. Я думаю, что некоторые из ваших наиболее увлеченных и святых людей быстро устремятся в Палестину, и оживление, которое там наступит, удивит мир. Далее, это мое мнение, евреи во всех частях света, пропорционально тому, как будут оказываться под святым влиянием Божественных обетований, данных пророками, пойдут в Палестину с пониманием, поощряя тех, кто лучше их профинансирует помощь, и создадут там большие предприятия (так и есть). Позвольте мне сказать, что во время скорби в связи с передачей языческой власти Мессии все финансовые интересы окажутся в опасности. Многие из вашей расы разбогатели, им, конечно же, будет приятно поддержать дело сионизма так быстро, как только они осознают, что оно от Господа и предсказано пророками. А у кого из ваших людей вера не будет достаточной, чтобы использовать свои средства в продвижении дела Господа в этот важный момент, те окажутся в ситуации, представленной пророком Иезекиилем, который заявляет (7:19), что в день этой великой скорби “Серебро свое они выбросят на улицы, и золото у них будет в пренебрежении”. Этот великий Ангел Завета, которого вы желаете (Мал 3:1-3), проверит вас и испытает вас как народ. Те, кто чтит идолов из золота и серебра, ценные бумаги, будут строго наказаны от его руки, прежде чем Он позволит им иметь участие в будущих благословениях».

НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО СИОНИЗМА

После этой массовой встречи на Ипподроме в 1910 г. пастор Рассел обращался, на эту же тему, к другим многочисленным собраниям евреев как в Америке, так и в Европе. Стало поступать много просьб о литературе на тему сионизма. Вследствие широкой заинтересованности он начал издавать специальную газету на языке идиш – Die Stimme. Его еженедельные проповеди, издаваемые в свыше двух тысячах газет еженедельно, достигали 10 000 000 читателей, в том числе евреев.

Таким образом, он и его сотрудники начали поднимать ослабевающее сионистское движение, которое до того времени было главным образом политическим движением, придавая ему религиозный элемент. На протяжении нескольких лет через обращение к пророчествам и обетованию, данному Аврааму (Быт. 22:15-18), они заново разожгли пламя сионизма в сердцах многих евреев. 

Это дало новый дух и воодушевление, новую жизнь и силу тому, что напоминало долину сухих костей. Именно этот аспект представлен в сцене видения Иезекииля (37:1-14), которую мы цитируем ниже:

Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей,

И обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи.

И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это.

И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: \”кости сухие! слушайте слово Господне!\”

Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете.

И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я – Господь.

Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею.

И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них.

Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут.

И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои – весьма, весьма великое полчище.

И сказал Он мне: сын человеческий! кости сии – весь дом Израилев. Вот, они говорят: \”иссохли кости наши, и погибла надежда наша, мы оторваны от корня\”.

Посему изреки пророчество и скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву.

И узнаете, что Я – Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я – Господь, сказал это – и сделал, говорит Господь.

УТЕШИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА ДЛЯ СИОНА

ПАРАЛЛЕЛИ 1845 ЛЕТ

ОДИН ИНТЕРЕСНЫЙ ряд доказательств, подтверждающих наступление времени возвращения к благодати и возвращения значения Израиля, взят из Ис. 40:1,2: “Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш; говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои”.

Заметьте выражение “вдвое за все грехи свои”. На основании какой справедливости Израиль мог быть наказан вдвое больше, чем заслуживал? Таким действительно может быть первое впечатление в результате беглого прочтения этого текста. Но его мысль другая.

Kefel и mishna Израиля

Еврейское слово kefel, переведенное во 2 стихе на “вдвое” обозначает страницу, согнутую вдвое, точно посередине. Иначе говоря, соответствие.

В Иер. 16:18 и Зах. 9:12 мы находим подобное определение. Но здесь еврейское слово “вдвойне”- это mishna, что значит точное повторение во времени и общем характере. Захария указывает нам, что “вдвойне” Израиля началось во время въезда Иисуса в Иерусалим.

Согласно библейской хронологии, Иаков, главный патриарх 12 поколений Израиля, умер в апреле 1813 г. до н.э. Его смерть завершила век патриархов и начала то, что мы можем назвать Иудейским Веком. Теперь заметьте: Иисус въехал в Иерусалим перед самой пасхой (в апреле) 33 г.н.э., с 1813 г.до н.э. до 33 г.н.э. можем посчитать:

1812 ¾ + 32 ¼ = 1845 (лет) 

Из этого делаем вывод, что период народной благодати Израиля составлял 1845 лет. Это была первая часть “вдвойне”.

Продолжительность первой части вдвойне дает нам продолжительность его второй части. Считая период 1845 лет с 33 г.н.э., мы приходим к 1878 г. Таким образом 32 ¼ + 1845 = 1877 ¼ или апрель 1878 года. Произошло ли что-то значительное в то время, что касалось бы евреев?

Берлинский Конгресс Народов

Этот конгресс европейских держав состоялся в Берлине в июне 1878 года (хотя приготовления к нему, естественно, начались раньше). Его главной целью было определение границ балканских государств после российско-турецкой войны и предотвращение возможной войны между Англией и Россией. Большое значение с точки зрения нашей темы имел один из его второстепенных результатов, разработанный лордом Биконсфилдом. 

Главный британский посланник на этой конференции, лорд Биконсфилд, сегодня широко известен как Бенджамин Дизраэли. Хотя он обратился в христианство, был первым евреем, который стал премьером (в 1874 г.).

Как мы уже заметили в этом номере, Дизраэли отвечал за прием Суэцкого Канала от Египта в 1875 году (за деньги барона Ротшильда). Это мероприятие должно было предотвратить доминирование России на Ближнем Востоке, что, по опасениям Англии, могло навредить ее влияниям в этой части света и лишить доступа к владениям в Индии и на Ближнем Востоке.

Еврей Дизраэли, ясное дело, содействовал своему народу, и, кажется, его усилия в этом направлении были благословлены Богом. Приводим интересную цитату:

«Последние выборы в Англии, которые влекут за собой изменение в министерстве, а также отстранение от власти известного по всему миру еврея лорда Биконсфилда, на первый взгляд могли бы казаться препятствием для восстановления Израиля в Палестине. Уже несколько лет события, как кажется, особым образом благоприятствуют евреям, а одним из главных элементов в этом направлении казалась заинтересованность, достоинства, присущие чиновнику, а также политические возможности, возникающие благодаря высокой позиции этого известного человека. Теперь, через короткое время после завоевания им для своего народа значительных облегчений в преследованиях в Палестине и в России, а также после установления Великобритании протектором Святой Земли, он устраняется от власти, в то время, когда он, как казалось, был в положении наиболее подходящем для них. На первый взгляд это может казаться катастрофой, но, возможно, это совсем не так» (Сторожевая Башня, май 1880, стр. 7 [Reprint 101]).

Политические и военные подтексты этого Конгресса очень подробно обсуждаются в книге под названием «Да Придет Царствие Твое» стр. 260-262.

“Будет в те дни, – говорит Зах. 8:23 – возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог”.

Десять языковых народов Европы, в определенном смысле, схватили за “полу” представителя Израиля, Дизраэли.

В то время библиолог и знаток еврейского языка, Франц Делич, начал распространять свой изданный на еврейском Новый Завет.

Что интересно, Конгресс, который несколько облегчил тяжелую судьбу евреев, посеял также семена I Мировой Войны. Одной из претензий этой конференции была передача Австро-Венгрии Боснии и Герцеговины; и, собственно, пуля боснийского убийцы поразила наследника австрийского престола, что заставило Австрию отомстить Сербии (которую она считала виновной) и развязало войну 1914-1918. Эта война, как мы видели, стала в свою очередь двигателем народного возвращения Израиля в Святую Землю.

Возвращение Израиля к благодати

Как мы уже заметили, Иисус в 33 году предсказал опустошение дома Израилева (Мат. 23:37,38). Это было через 36 лет, в 69 году, когда Иерусалим был окружен римской армией под предводительством Тита. Что через год привело к его полному уничтожению.

От Берлинского Конгресса в 1878 году период продолжительностью в 36 лет приводит нас к 1914 году – тому году, который, по всей видимости, был свидетелем начала свободы для рассеянного народа. Таким способом завершилось “вдвойне” Израиля.

“РЫБОЛОВЫ” и “ОХОТНИКИ”

Поскольку Иер. 16:14-16 является одним из наиболее понятных библейских отрывков, описывающих сбор Израиля в Святую Землю, в связи с этим мы его рассмотрим:

“Посему вот, приходят дни, говорит Господь, когда не будут уже говорить: “жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли Египетской”;

но: «жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли северной и из всех земель, в которые изгнал их: ибо возвращу их в землю их, которую Я дал отцам их.» 

Вот, Я пошлю множество рыболовов, говорит Господь, и будут ловить их; а потом пошлю множество охотников, и они погонят их со всякой горы, и со всякого холма, и из ущелий скал”.

Мы понимаем, что “землею северной” была Россия, где на переломе веков проживала почти половина еврейского народа. “Все земли”, кажется, относится ко всем остальным странам, в которых находились большие анклавы евреев, к таким, как Польша, Германия, Румыния и Венгрия. 

“Рыбаки”

Согласно своему обетованию в Иер. 16:16 Бог с 1878 года посылает “рыбаков”. Приманкой был сионизм. В последней статье (в БЗ) на тему сионизма мы видели, как много государственных мужей, евреев и христиан, а также других влиятельных личностей было задействовано в деле поддержки дела сионизма, особенно после деятельности Теодора Герцла, а также Сионистского Конгресса в 1897 году.

Песнь сионизма проникала ко многим евреям, которые прибывали издалека, чтобы признать свою извечную отчизну. Другие остались там, где были, пока не стали затягиваться “охотниками“.

“Охотники”

По всей вероятности, наиболее поразительной главой современной эпохи, настоящего двадцатого века (написано в 1998 – прим. пер.), были ожесточенные преследования и попытка истребления еврейского народа, предпринятая нацистским режимом Адольфа Гитлера. Необычайно жестокий и видящий пред собою только одну цель- в своей решимости смести с лица земли евреев- своим варварством придал новый смысл слову “холокост” и запятнал западную цивилизацию пятном, которое нельзя устранить или забыть.

Чего не мог достичь сионизм, то совершили преследования, заставляя евреев тысячами бежать в Палестину, а весь мир- осознать их притязания и древние права. Холокост дал еврейскому народу волю выжить и идентичность в такой степени, в какой этого никогда не сделало никакое другое событие в истории их диаспоры.

Почему Господь так поступил? Этот вопрос задается многими, чья жизнь была уничтожена, кто потерял целые семьи, и чьи тела постоянно носят следы страданий и пыток.

Допущение зла

Мы не сможем понять причин какого-либо страдания, если прежде не поймем, что мы живем в мире, который был проклят за совершение греха, в мире, в котором существует допущение зла. Еврейский народ был возненавиден за то, чем был, и преследуем за то, чем был. С того времени, когда в Эдеме было дано обетование о Семени, избранном для благословения человечества (Быт. 3:14,15), сатана- великий противник Бога и человека – решил уничтожить его. Он пытался сделать это в Египте и в римской империи, как и на протяжении долгих столетий существования их диаспоры. Где только мог, он вызывал ненависть к “еврею”.

Наблюдение дальнейшего прогресса этого обетования во время первых лет настоящего (написано в 1998 – прим. перев.) века, с его попыткой заново заселить Израиль, без сомнения, подтолкнуло его к еще большему бешенству в попытках избавиться от этого избранного Семени.

Священное Писание часто говорит о Боге, как о делающем что-то, что Он только допускает. Его допущение никогда не бывает моральным согласием, хотя многие не замечают разницы, это невозможно будет объяснить также тем, кто не имеет веры, чтобы понять, что Бог видит пред собой высшую цель (Пс. 49:16-21).

ИЗРАИЛЬ – КАНАЛ БЛАГОСЛОВЕНИЙ

Израиль ожил и снова стал независимым народом. Кроме сего, давно обещанное время настоящего возвышения Израиля как канала мессианских благословений для человечества уже недалеко. Ну и что, что наступит еще одно большое потрясение скорби по мере того, как отмирает старый мир, а начинает рождаться новый порядок. Что из того, что Священное Писание говорит нам, что Израиль должен еще пережить “время скорби Иакова” (Иер. 30:7) в связи с великим временем скорби, которое с 1914 года тяготеет над миром. Ничто из этого не удержит Господнего народа от возможности радоваться новым небесам и новой земле, которые, как обещает Бог, Он должен, собственно, сотворить: “А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю” (Ис. 65:17,18; 66:22). Свет лампы Истины, падающий на пророческие стороны, показывает нам, что быстро приближается время, когда Тот, кто имеет на это право, возьмет свою великую власть и царство (Иез. 21:27).

ЕВРЕИ ДОЛЖНЫ ОСТАТЬСЯ ЕВРЕЯМИ

Из “пустыни” слышен голос, а все евреи его слышат. Он не призывает их, чтобы они стали христианами, но скорее, чтобы остались верными идеалам, поставленным пред ними Богом их завета, так как это представлено в Законе и Пророках.

Как мы уже заметили, первые звуки этого голоса, прежде всего, были слышны в сионистских движениях. Как много произошло с того времени! Через двадцать лет после первого Сионистского Конгресса в 1897 году был забран Иерусалим у турок. Немного больше, чем через 30 лет – в 1948 году – Израиль стал свободным государством. Меньше чем через 20 лет – в 1967 году – Израиль окончательно получил контроль над святым городом. С точки зрения многих веков диаспоры, обратный сбор и восстановление Израиля в последние годы очень стремительны.

ДВА СЕМЕНИ АВРААМА

Авраам, отец верующих, не понимал, что его “семя” должно было состоять из двух видов – небесного и земного. Бог вспомнил об этом, когда сказал Аврааму (Быт. 22:15-18): “Умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря” (курсив наш). Речь здесь идет о двух “Израилях”. Духовное обетование принадлежит небесному классу (“Сиону”), а земное – Израилю по плоти (“Иакову”). В конце концов, все люди, благословенные под правлением Мессии, станут “Израильтянами” – из семени Авраамова в самом широком смысле (Гал. 3:6-9).

 

SB ’98, 42-56

Библейское Знамя № 27, Июль-Август 2008

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.