Учения “Свидетелей Иеговы” в Свете Священного Писания

Открыть в pdf формате оригинал брошюры

УЧЕНИЯ «СВИДЕТЕЛЕЙ ИЕГОВЫ»,

РАССМОТРЕННЫЕ В СВЕТЕ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ

 свидетели иеговы Название «Свидетели Иеговы» в 1931 году покойный судья Дж.Ф. Рутерфорд дал своим сторонникам, принявшим тогда это название. Из-за массового характера своих собраний, пропагандистского настроения в распространении учений от двери к двери и огромного роста их числа в последующие годы они стали широко известны общественности. Во многих случаях к ним проявляют негативное отношение и ложно представляют, а некоторые даже применяют к ним оскорбительные термины – от коммунистов до маньяков. Мы не одобряем такого поведения, хотя считаем, что их учения должны быть подвержены надлежащей публичной критике. Мы научены подвергать проверке с помощью: (1) Священного Писания (Ис. 8:20; Деян. 17:11; 1Иоан. 4:1-4); (2) разума (Ис. 1:18; Деян. 17:11; 18:4) и (3) фактов всяческие учения, представляемые в качестве истины, и придерживаться лишь тех (1Фес. 5:21), которые являются «хорошими», то есть согласуются с этими тремя критериями. В таком же духе мы хотим проанализировать их учения. Мы надеемся, что все, единственная цель которых – познание Истины, включая и тех, кто связан с движением «СИ», внимательно задумаются над нашими замечаниями.

История Общества Сторожевой Башни

Изначально некоторые братья, позже принявшие название «Свидетели Иеговы», были связаны с Обществом Сторожевой Башни и Брошюр, которое было основано Пастором Чарльзом Т. Расселом в 1879 году. В то время он начал издательство журнала «Сторожевая Башня Сиона и вестник присутствия Христа». Немного раньше, в 1870 году, Пастор Рассел основал независимое библейское собрание в Алегейни, штат Пенсильвания. Из этих малых начал Общество выросло при жизни Пастора в религиозное движение мирового масштаба. Братья из Общества были связаны с библейским движением под опекой и руководством Пастора Рассела с самого начала и на протяжении около 46 лет. После его неожиданного ухода в 1916 году для братьев, собранных в Обществе, наступила четкая перемена. Дни служения Пастора Рассела были радостными днями пиршествования в Истине Жатвы, общении с Господом и возрастании в христианском служении. Один человек, который пережил все эти изменившиеся после 1916 года условия, выражает это следующим образом: «Все мы имели одни узы мира, один дух единства, одну надежду нашего высокого призвания, одно дело служения, одного Господа, одну веру, одно крещение, а также одного Бога как Отца, и все это было нашей радостью и утешением наших сердец (Ис. 52:8). Но во многих этих аспектах произошли перемены, и теперь мы уже не один единый народ; во многом мы уже не верим в одни учения. Некоторые из нас оставили наши прежние взгляды и приняли вместо них негармоничные взгляды. Многие наши предыдущие принципы были оставлены, а на их место были приняты другие. Некоторые из нас взбунтовались против многих учений и постановлений, которые Господь дал нам посредством «верного Раба». Из наших кругов вышли вожди, которые привели к разделениям между нами. Если очи нашего понимания открыты, то мы должны увидеть, что эти многочисленные события, происходящие вокруг нас, с библейской точки зрения имеют большое значение».

Движение Истины Жатвы отделилось от систем номинального христианства на более чем 40 лет, 1874-1916, до времени перехода Пастора Рассела за завесу. Дело Истины позже было введено в состояние замешательства. Впервые в истории христианской Церкви со времен Иисуса и Апостолов и до 1874 года религиозная группа была абсолютно свободна от испорченного влияния и ложных доктрин и принципов «Вавилона великого». Именно в этом движении христианских братьев впервые учения Библии были упорядочены и свободны от замешательства. Подчеркивалось значение Искупления как центральной доктрины Библии, в то время как различные поддерживающие его доктрины на тему Бога, сотворения  человека, зла, Заветов, Христа, Святого Духа, высокого призвания и Реституции – были гармонично представлены.

Поэтому те, кто не были тогда в полном согласии с Истиной и ее духом, увидели общий смысл, полученный благодаря некоторым событиям, но не видели в них особого библейского смысла. Мы верим, что эти события показаны в Библии. Не припоминаем ли мы обещания Господа, что Он ничего не делает в Своем плане, кроме того, что представил в Своем Слове (Амос 3:7)? Мы верим, что эти события были допущены Господом с целью специального испытания классов, зачатых от духа в особенности, а также пробно оправданных верой в то время. Это было определяющее время, когда посвященные квалифицировались на то, кто будет частью Помазанника, 144 000, Малого Стада, а кто будет принадлежать к Великому Множеству, классу, зачатому от духа, который в своей природе ниже Божественной (Откр. 7:1-17; 14:1).

За несколько лет до смерти Пастора Рассела многие люди извне присоединились к братьям из движения Истины, как непосредственный результат Мировой Войны, которая вспыхнула в 1914 году. Учения Пастора Рассела намного раньше предвещали этот год как начало большого пожара (пожоги), который упоминается Пророком Даниилом в Дан. 12:1; Мат. 24:21. Эти “наблюдатели” убедились, что это было правдой и это исполнилось на их глазах. Вскоре после смерти Брата Рассела новое руководство Общества начало изменять и перекручивать многое из тех учений, которым он учил. Эта точка зрения поддерживалась в 1931 году вместе с изменением названия на новое – “Свидетели Иеговы”. Пятью годами раньше, в 1926 году, все труды Пастора Рассела были сложены в склад и их перестали использовать, заменяя их изданиями нового руководства. В результате этого большой группе новых членов и другим стало трудно понять, полезными ли были эти изменения или нет, потому как не были достаточно утверждены в Священном Писании.

Утверждалось, что это изменение названия Общества находит поддержку в стихах из Ис. 62:2 и Откр. 2:17. Сначала процитируем Исаию: “И увидят народы справедливость твою, и все цари – славу твою, и назван будешь ты именем новым, которое уста Господни изрекут” (Ис. 62:2, перевод Танах); а теперь Откровение: “Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает” (Откр. 2:17). Они утверждают, что эти стихи относятся исключительно к их Обществу (Сторожевая Башня, 1931, 279 стр. и их публикация Новые Небеса и Новая Земля, 234, 241 стр.). Однако это заявление безосновательно, поскольку Исаия говорит, что когда Церковь будет названа новым именем, язычники (мир в общем) увидят её справедливость, а все цари увидят ее славу; но мир в общем не распознал Церкви как таковой, когда она была еще в плоти (1Иоан. 3:1). Подобным образом новое имя на белом камне (Откр. 2:17) не может иметь отношения к названию, данному в этой жизни, поскольку этот стих указывает на то, что новое имя не будет известно никому. Кроме тех, которые его примут, в то время как название “Свидетели Иеговы” общеизвестно. Новое имя в этих стихах четко относится к новой природе и положению, которое Бог Иегова даст Своей верной Церкви, “Невесте Агнца”, в небе, а не к какому-то названию, данному в этой жизни.

Однако, несмотря на то, что в пророчестве Исаи 62:2 и Откр. 2:17 нет никакого особого отношения к названию «Свидетели Иеговы» [как и нигде в Библии нет], будет правильным  ВСЕХ ИСТИННЫХ ХРИСТИАН в евангельском веке называть свидетелями Иеговы, поскольку на самом деле они являются таковыми в такой мере, в какой проповедуют Истину. В пророчестве Ис. 43:10, 12; 44:8 Бог Иегова говорит к своему народу: “”; в Иоанна 18:37 и в Откр. 3:14 Сам Иисус представлен как свидетель Иеговы; из Деяний 22:14,15 мы узнаем, что Апостол Павел был избран Иеговой как один из Его свидетелей. Иисус сказал своей Церкви: “ (Деян. 1:8) и им было доверено служение примирения, будучи ” (2Кор. 5:8-20, RSV). Хотя Священное Писание указывает на то, что все истинные христиане на самом деле являются свидетелями Иеговы, сторонники судьи Рутерфорда считают в настоящее время это название определением исключительно для себя. (В дальнейшей части этой брошюры мы будет называть их сокращенно – «СИ»).

С 1931 года они используют название «Свидетели Иеговы» исключительно для своих сторонников. В своей книге «Новые Небеса и Новая Земля» (235 с., издана в 1953 году), они пишут: «Всемогущий Бог оказал благословения для этого имени, ибо сыновья и дочери Сиона являются народом Его имени, “народ во имя Свое”. Название «Свидетели Иеговы» стало символом конкретного обращения и свидетельства, касающегося Божественного нового мира справедливости. Это название стало девизом формирующегося в настоящее время общества Нового Мира. С тех пор Свидетели Иеговы сотрудничают с ненастроенной на прибыль христианской корпорацией под названием Watch Tower Bible and Tract Society (Общество Сторожевой Башни, Библии и Брошюр), которая служит в качестве административного органа и агентства, а также в качестве юридического представительства».

Действительно, Бог Иегова, начиная со служения Иисуса Христа, на протяжении всего Века Евангелия ищет посредством нашего Господа Иисуса народ ради имени Своего (Деян. 15:14). Но этот специфический народ не известен всем, а только Господу, и так будет до тех пор, пока Он не признает правильным  уведомить об этом мир в общем – а этим временем будет Его обещанное Царство. В Деян. 15 Апостол продолжает мысль, что после окончания избрания этого народа Бог Иегова через Своего Сына ниспошлет благословение возрождения на Свой израильский народ (16 с.), после чего на весь мир (17 с.). Автор книги в 1953 году говорит нам, чтобы мы верили, что все три группы, которые упомянуты в данном отрывке, относятся к одной и той же избранной группе людей, организации «СИ» – народу Божьего имени, Израиля Бога, а также людей, которые получат всеобщее благословение в Его Царстве!

В их книге «Вестники Божьего Царства», 1993 г. , 704 стр., цитируется их ранняя публикация «Ты Можешь Жить Вечно в Раю на Земле»: «ВПОЛНЕ логично, что должна существовать только одна истинная религия. Это в согласии с фактом, что истинный „Бог не есть Бог неустройства, но мира“ (1 Коринфянам 14:33). Библия говорит, что в действительности существует только „одна вера“ (Эфесянам 4:5). Кто же образует сегодня общество истинных поклонников? Мы не колеблемся сказать, что это Свидетели Иеговы». Они утверждают, что поскольку Библия говорит, что есть одна вера и одно крещение, а “СИ” являются одной группой, одной твердыней, то они являются той группой, о которой идет речь в этих стихах. Вместо того, чтобы применять библейские мысли как говорящие обо всех христианах, которые в согласии с 2 Петра 3:13 и Откр. 21 ожидают нового мира справедливости. Поэтому их ограниченное, неправильное использование этого библейского названия очевидно! Потому что на земле есть тысячи христиан, которые стараются исполнять Божью волю, которые, по их словам, лишены Божией милости только потому, что отказались служить организации «СИ» или вообще ее не знают.

В то время, о котором мы упоминали, когда умер Пастор Рассел, а братья, которые были с ним связаны, разделились на две группы – вскоре произошло больше расколов, разделяя эту большую группу, по крайней мере, на восемь меньших. Другие разделения произошли позже. Однако организация «СИ» утверждает, что ни одна из остальных групп не принесла плода, и что они уже не существуют. Однако некоторые из ранних групп, появившихся в то время, продолжают существование и разбросаны по всему шару, в больших и малых общинах, говоря на многих разных языках и не находясь под знаменем «СИ». Это показывает, что в организации «СИ» есть определенная программа сокрытия истинных фактов, касающихся разделений. Тем не менее, мы твердо заявляем, что любящая Истину и служащая Богу часть общества «СИ» является истинными христианами, подобно, как и из любой другой христианской группы, поскольку Бог, не говоря об обращении на лице, является Дарителем каждого доброго и совершенного дара.

ИСТИНЫ, КОТОРЫЕ РАСПРОСТРАНЯЮТ «СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ»

Подобно большинству других христиан, «СИ» учат определенным основным доктринам, которые находятся в Св. Писании, таким как: вера в единого Бога Иегову, Отца (Еф. 4:6); вера в Иисуса как нашу единственную надежду спасения (Деян. 4:12); вера в сотворение человека по образу и подобию Божьему (Быт. 1:26, 27), а не путем процесса эволюции с низших животных (в этом отношении они верны более других христиан, даже проповедников, которые преимущественно поддерживают противоречащую Св. Писанию теорию эволюции); вера в осуждение человека на смерть (Быт. 1:17; Рим. 6:23; Ин. 3:36; 1Ин. 5:12) Творцом, а не вечную жизнь в вечном пламени, в мучениях, совершаемых огнестойкими демонами (это на самом деле дьявольская доктрина! 1Тим. 4:1). Таким образом, вместе со многими другими христианами они отвергают оскорбляющие Бога верования темных веков с их отвратительными учениями о вечных мучениях (принятыми от языческих религий). Они больше придерживаются библейского учения, что «Бог есть любовь» (1Ин. 4:8,16), и что согласно своему Слову Он «всех нечестивых истребит» (а не сохранит их в вечных мучениях), и будут – как бы их не было» – «погасли» (Пс. 144:20; Авд. 16; Ис. 43:17).

Таким образом, «СИ» не обманываются первой ложью сатаны (Быт. 3:4), которой он открыто возразил Богу (Быт. 2:17), говоря: «нет, не умрете», поскольку они принимают заявление Иисуса, что сатана «человекоубийца от начала [так как в начале истории человечества он убил наших прародителей, стягивая на них смерть] и не устоял в истине… ибо он ложен и отец лжи» (Ин. 8:44). По учению «СИ» , сатана продолжает провозглашать свою первую ложь, оглашая много других обманов в ее поддержку, и таким образом соблазняет многих, которые надеются, что (1) на самом деле они не умрут, но будет казаться, что умерли, а на самом деле будут продолжать жить, несмотря на то, что на первый взгляд наступит смерть, т. е. что умершие живы; (2) станут ангелами «будете как боги» [Быт. 3:5] – ангелы [Пс. 96:7; сравни Евр. 1:6; на ветхозаветном еврейском языке ангелы 197 раз названы богами]; т. е. духовными существами (Евр. 1:7); (3) знающими [испытывающими] добро [блаженство] и зло [мучения].

Итак, «СИ» учат согласно Св. Писанию, что «душа согрешающая, та умрет» (Иез. 18:4, 20), и что Иисус, неся наказание за грех, не пошел на вечные мучения в раскалённый ад, поскольку это не было наказанием за грех, но «душа Его принесет жертву умилостивления», и «предал душу Свою на смерть» (Ис. 53:10, 12). Поэтому они правильно отвергают теорию, взятую из языческих религий, которую сатана насадил в человеческое вероучение различных христианских сект. По этой теории человеческая душа имеет врожденное бессмертие и Бог создал что-то, чего Сам не может уничтожить. Наоборот, основываясь на Божьем Слове, «явил жизнь и нетление чрез благовестие» (2Тим. 1:10), они учат, что даже Церковь Христова во время пребывания на земле не может иметь бессмертия, поскольку о ней написано, что она “ищет славы, чести и бессмертия” и вечной жизни в Небесном Царстве (Рим. 2:7). Их невозможность уничтожения или бессмертие не будет дана ей до самого воскресения, когда будет, как говорит апостол (1Кор. 15:53): «Ибо тленному [человеческому, плотскому существу] сему надлежит облечься в нетление [станут духовными существами, когда во время воскресения получат жизнь и будут тогда бессмертными], и смертному [в человеческом состоянии, в котором смерть возможна] сему облечься в бессмертие». Естественно, Церковь должна пройти сквозь суровые испытания и доказать свою верность до самой смерти, прежде чем Бог даст ей такое бессмертие (Деян. 14:22; Рим. 8:17, 18; 2Кор. 1:5-7; 4:17; Фил. 1:29;3:10; 2Тим. 2:10-12; Откр. 2:10; 3:21)

ОТНОСИТЕЛЬНО АДА      

Многие духовные лидеры из различных деноминаций после серьезного исследования вопроса об аде в Св. Писании пришли к выводу, что ад не является местом вечных мучений, но что еврейское слово «szeol» и соответствующее ему греческое слово «hades» переведены в нашей Библии словами: ад, яма и гроб. Все эти слова относятся к одному и тому же, а именно к закрытому или укрытому состоянию небытия (подробности на эту тему представлены в нашем трактате «Ад Библии»). Таким образом, Иона пребывал в плавающем гробу, в укрытом состоянии, когда находился в чреве большой рыбы (Ион. 2:3) – но в чреве рыбы не было никакого огня – «могильная глубина» была тем местом, где он был временно погребен (см. Современный Перевод и англ. переводы). Также не было огня в аду, где находилась (Деян. 2:31) мертвая душа Иисуса (Ис. 53:10, 12), то есть Его мертвое тело (1Кор. 15:2-3, 20; Кол. 1:18). «СИ» также придерживаются библейского учения на эту тему и соответственно учат, что огонь в Библии является символом уничтожения (Мат. 25:41), и поэтому «огонь вечный» обозначает вечное уничтожение, что очевидно из данного нам “примера” Содома и Гоморры и других уничтоженных городов, которые были подвержены казни вечного огня (Иуды 7). Утверждают также, что «озеро огненное» является символическим выражением, использующимся для представления не вечной жизни в мучениях, а «второй смерти» (Откр. 20:14; 21:8).

Мы понимаем, что некоторые осуждают «СИ» за эти взгляды. Но мы считаем, что в большинстве случаев такое поведение является результатом недостаточного исследования этих вопросов в Св. Писании и связанной с этим недостаточностью понимания, что религиозные вероучения осуждающих во многих случаях основаны не на Библии, а на языческих взглядах и заблуждениях, которым учили в темные века, когда считалось правильным сжигать на кострах всех тех, кого считали еретиками. Поэтому мы должны быть осторожны в учениях по данной теме, чтобы не оказалось, что мы воюем против Бога, а не для Бога.

НЕКОТОРЫЕ ОШИБКИ

Хотя представленные выше учения хорошо отображают большую часть взглядов «СИ», которые мы считаем согласными со Священным Писанием, однако оказывается, что некоторые представляемые ими взгляды не имеют безопасного основания на фундаменте Божьего слова. Поэтому представленные выше учения – это то, что, по сути, привлекло много людей к их организации, и большинство из них с гордостью защищают эти истины, и правильно делают. Но мы все, исследуя Божье Слово, всегда должны заботиться о том, чтобы удостовериться, что учения, которые из этого возникают, это Божественные учения, а не человеческие. Мы не можем ни хвалить, ни прощать серьезных заблуждений на тему Божьего Слова, начиная от широко признанного ими ошибочного убеждения, будто многие их учения были переданы им пастором Расселом, и якобы он был основателем их движения. На протяжении десятилетий в их журналах «Сторожевая Башня» был помещен лозунг: «ЖУРНАЛ СТОРОЖЕВАЯ БАШНЯ ИЗДАЕТСЯ СВИДЕТЕЛЯМИ ИЕГОВЫ С 1879 ГОДА», тогда как  на самом деле их организация как «Свидетели Иеговы» не существовала до 26 июля 1931 года, когда было принято это название;  до того момента многие их учения изменились на абсолютно противоположные  тем, которые представлял Пастор Рассел. Однако они думали, что и далее находятся в согласии с ним.

Общество Сторожевой Башни, Библии и Брошюр было основано Пастором Расселом как финансовый канал, посредством которого дары могли быть использованы для распространения Евангельской вести. И хоть он и был президентом данного Общества, а также издателем «Сторожевой Башни» до самой своей смерти, но, тем не менее, он не основывал движения «СИ», а также не разделял их экстремизма в доктрине и практике. Движение «СИ» было основано судьей Рутерфордом в 1931 году. После смерти пастора Рассела судья Рутерфорд путем разнообразных комбинаций и с нарушением закона распустил совет директоров, который должен был руководить всей деятельностью (что было определено пастором Расселом в его завещании); будучи юристом, он смог лишить их этой функции. Книга «ВОЗВЕЩАТЕЛИ ЦАРСТВА БОГА», 1993 год, на 66 стр. утверждает: «Брат Рутерфорд не намеревался менять курс организации — он стремился к тому, чтобы организация продолжала движение вперед, начало которому положил Рассел». Братья, которые придерживались изначальной позиции Пастора Рассела, присматривались к оппозиции со стороны Рутерфорда и точно знали, что произошло. Автор книги продолжает: «То, что дело шло вперед, и что Рутерфорд добросовестно старался следовать порядку, установленному Расселом, видимо, ничего для них не значило. Вскоре возникла оппозиция. Четыре члена совета директоров Общества зашли так далеко, что пытались отнять у Рутерфорда административную власть» [!] На самом деле, согласно Завещанию Пастора Рассела, управление оказалось в руках этого управления. Должность президента, которую получил Рутерфорд в ходе выборов, была временной, но он вскоре произвел изменения в стратегии и обеспечил его для себя на всю жизнь. 17 июля 1917 года было оглашено, что четыре оппозиционных директора устранены,и в этой группе начался большой раскол.

Дж.Ф. Рутерфорд сохранил некоторые учения пастора Рассела, но постепенно отбрасывал большинство из них, заменяя их своими собственными взглядами, которые во многих случаях являются небиблейскими, радикальными и крайними. Мы издали на английском языке книгу «МЕРАРИЗМ», занимающую 750 страниц, и множество номеров нашего журнала, в которых детально обсуждаются заблуждения, выступающие в учениях и практике судьи Рутерфорда, а также способ, которым они были внедрены вместо учений и практики пастора Рассела.  Таким образом, многие, кто приписывает Пастору Расселу заблуждения Рутерфорда (пусть часто несознательно), представляют его в весьма ложном свете. Пастор Рассел ушел со сцены за 15 лет до появления организации «Свидетелей Иеговы».

ДИСКУССИИ НА ТЕМУ 1925 ГОДА И МИРОВЫХ ПРАВИТЕЛЕЙ

С этой темой тесно связано заблуждение, что их организация является новым правительством Иеговы на земле, с ее лидерами как видимыми правителями. Это заблуждение началось со спорного взгляда, касающегося 1925 года, когда они издали брошюру «МИЛЛИОНЫ НЫНЕ ЖИВУЩИХ НИКОГДА НЕ УМРУТ», распространяя мнение, что в 1925 году царство будет установлено видимо, а Авраам, Исаак и Иаков, а также другие верные Ветхого Завета воскреснут и получат видимую власть над миром. Этот взгляд был позже повторен в шестидесятые годы с подобными последствиями. Рутерфорд пошел настолько далеко, что распорядился построить в Калифорнии резиденцию и огласил миру, что приготовил ее для пользы патриарха Давида, когда он воскреснет в 1925 году!!! Такой был их лозунг в 1919-1925 годы, а когда это не исполнилось, Рутерфорд и его товарищи начали размышлять над способами и средствами, чтобы отвлечь внимание от их не исполнившегося пророчества путем восхваления других своих дел, а также искажения и ложного применения всего, что было хорошего в Священном Писании,  к себе самим, а всего, что непохвально в Библии – к тем, кто им сопротивлялся.

Приведем здесь несколько примеров из заблуждений. Одеяние праведности (Ис. 61:10) прекратило для них обозначать праведность Христа (Рим. 3:24-26; 4:5-8; 10:4; 1Кор. 1:30; 2Кор. 5:21; Фил. 3:9), прикрывающую человеческие несовершенства Его последователей на протяжении всего века Евангельского; но что она обозначает Божественное одобрение верной деятельности тех новых творений с 1918 года, которые сотрудничали с движением судьи Рутерфорда, а также их облечение в одеяние охраны, благословения и радости (см. The Watch Tower, 1925г. стр. 38)!

В статье п. н. «Рождение Народа» (The Watch Tower, 1925г. , стр. 67-74) представлено еще одно очень обманчивое заблуждение. Откровение 11:17-19 и 12 глава в данной статье искажены и ошибочно применены ко времени после 1914 года. Правильно говорится, что тот, кто ясно различает, ясно и учит. Здесь мы видим явный пример неясного и запутанного учения судьи Рутерфорда, поскольку он путает жену (Сион) из Ис. 66:7, которая, прежде чем наступили родовые боли, родила ребенка мужеского пола, с женой из Откр. 12:2, ребенок мужеского пола которой родился не перед болями, но после них. Он при этом утверждал, что этот ребенок символизирует Царство Божье, не в смысле Христа, Главы и Тела, но в смысле руководящего аппарата, который должен разрушить царство сатаны и править миром в Тысячелетии. Как мы уже показали в «Настоящей Истине» (пол.), стр. 30, 1983 г., ребенком мужеского пола из Исаии 66:7 является Христос, Глава и Тело. Рождение же, которое упоминается в 7 и 8 ст., образное. Представляет оно освобожденных из номинального Сиона Малое Стадо и Великое Множество, причем, первое из них до, а второе после родовых болей (времени скорби] Сиона.

Поразительно то, что в 1925 году «СИ» приписывали себе  новое откровение от Иеговы, утверждая, что Иегова открыл им, «что существуют две четко различимые и противостоящие друг другу организации — организация Иеговы и организация Сатаны», смотри «ВОЗВЕЩАТЕЛИ ЦАРСТВА БОГА» – 78 стр.. В день конвенции в Колумбус, Огайо, 26 июля 1931 года, Рутерфорд в своей речи «Царство как надежда мира», транслировавшейся более чем 300 радиостанциями, заявил, что передал “предостережение от Иеговы” для “правителей и для людей”, что теперь правит Божья организация. Полная энтузиазма толпа ответила: “да!” на его слова, и снова: “да!”, когда он крикнул: “Мы хотим, чтобы нас признали Свидетелями Иеговы и называли этим именем”. Затем, сообщив, что являются Организацией Иеговы на земле и правят вместо Патриархов Ветхого Завета, которые не появились, как предсказывалось, «СИ» вернулись к исходному пункту, в котором папство находилось веками. Они высказали, что теперь они являются Божьим правительством на земле, подобно, как папы в 539-1799 годах утверждали, что являются наместниками Христа на земле.

НА ТЕМУ ЕВРЕЕВ

Тактика отвращения внимания была также использована относительно другого заблуждения, касающегося отношений Бога с Его народом Израилем.

Освобождение евреев из рассеяния между всеми народами и обетование их возвращения к отчизне и собственному государству с 1948 года является предметом, исполняющим библейское пророчество (Иер. 30:18; 31:8-10; Амоса 9:14,15; Рим. 11:25,26; Деян. 15:16). В крайнем противоречии со Священным Писанием и историческими фактами книга «ВОЗВЕЩАТЕЛИ ЦАРСТВА БОГА», 141 стр., говорит: «Вплоть до 1932 года они думали, что эти пророчества относятся исключительно к еврейскому народу». И дальше продолжает: «Но со временем стало ясно, что события в Палестине, касаюшиеся евреев, не были исполнением великих пророчеств Иеговы о восстановлении – свои надежды оно (государство Израиль) возлагает не на Иегову, а на политические силы этого мира – Служители Иеговы начали постигать, что речь идет о духовном Израиле, «Израиле Божьем» [нет сомнения, что здесь они имеют в виду свою организацию], состоящем из помазанных духом христиан, которые во исполнение замысла Бога находились в мире с Богом через Иисуса Христа», то есть являются адресатом этих пророчеств.

Однако эти пророчества четко указывают не только на повторное собрание  буквального Израиля в их отчизне, но на то, что после того их частичное ослепление (Рим. 11:25) должно было постепенно отступать [когда помазанный класс был укомплектован], а их окончательное обращение к Богу через Иисуса Христа должно опередить общее воскресение мира (Рим. 11:15). Да, только искаженный аргумент из лагеря Рутерфорда мог сделать так, что их “помазанные духом христиане” исполнили значение как привитого, так и буквального фигового дерева!

«ВЕЛИКОЕ МНОЖЕСТВО»

Еще один метод, используемый для того, чтобы отвернуть внимание от полученного фиаско «миллионов… 1925г.» и вызвавший дальнейшие изменения в первоначальных учениях, представленных Пастором Расселом, был новый взгляд на тему класса “Великого Множества” из Откр. 7:9-19; 19:1-9. Это было в стиле президента «СИ», утверждающего, что он стремится не «менять курс организации», совершая впоследствии абсолютное изменение на 180 градусов в отношении к предыдущим учениям.  Используя сходство между словами «миллионы» и «множество»…, Рутерфорд решил, что будет выгодно изменить учение о классе Великого Множества, и превратил духовный класс в земной, для того, чтобы поддержать свою теорию о «миллионах», которая потерпела неудачу. И продолжал учить о ней без привязки ее к конкретной дате. Позже это учение было привязано к дате 1975, а после очередной неудачи снова стали учить о ней без даты. Свыше 700 000 ЧЛЕНОВ БЫЛИ ЛИШЕНЫ ОБЩЕНИЯ ПОСЛЕ ИЗМЕНЕНИЯ 1975 ГОДА; ЭТОТ ФАКТ БЫЛ ПОДТВЕРЖДЕН В КНИГЕ ПОД НАЗВАНИЕМ «КРИЗИС СОВЕСТИ», написанной бывшим членом Руководящего Совета.

 Но Св. Писание ясно показывает, что Великое Множество – это духовный класс. Это ясно видно из Откр. 19:6, где голос великого множества отличается от голоса многих вод, то есть народов (Откр. 17:15), то есть тех, которые будут принадлежать к реституционному, земному классу. Еще более очевидно это в образе семьи в 7-9 стихах, где великое множество приглашено на брачную вечерю Агнца. В этой иллюстрации Женихом является Иисус, Невестой – Малое Стадо, а Гостями, приглашенными на брачную вечерю – Великое Множество. Представленный ниже порядок родственных событий доказывает, что упомянутые гости не могли быть реституционным классом; прежде всего происходит свадьба, затем брачная вечеря, далее зачатие детей, и наконец их рождение. Великое Множество, являющееся темой Откр. 19:1-9, как гости на Брачной Вечере не может быть реституционным классом, потому что он является детьми этой супружеской пары, которые были зачаты и рождены после Брачной Вечери.

ЛИШЕНЫ ЗЕМНОГО НАСЛЕДИЯ

Образ Левитов и знати, представленный в Откр. 7:15, также доказывает, что великое множество не является реституционным классом. Выражение «служат Ему день и ночь в храме Его» доказывает, что это антитипические Левиты. Эта иллюстрация охватывает Священников, Левитов и Израильтян. Священники – это Иисус и Церковь, Израильтяне – реституционный класс, часть Левитов составляют это великое множество (Мал. 3:2, 3). Тот факт, что Левиты не имели наследия в земле (Чис. 3:40-51; Втор. 18:1, 2; Ис. Нав. 13:14, 33; Евр. 12:23), доказывает, что все Левиты Тысячелетия будут, или станут, духовными существами; поэтому никто из них не будет принадлежать к реституционному классу.

Пребывание перед царским престолом Бога (Откр. 7:15) обозначает, что они являются знатью и занимают должность в Царстве. В этом образе Царства Христос находится на троне как Царь; Великое Множество является правителями и знатью перед престолом; а реституционный класс – это подданные Царя, подчиненные Его правителям, знати. Поэтому реституционный класс не представлен в этой сцене, которая, как можно сделать вывод, разыгрывается во дворце, поскольку их место вне дворца. 45 Псалом дает те же и плюс дополнительные различия: 2 ст. показывает Иегову, 3-10 ст. представляют Иисуса, 10-14 представляют Церковь как Невесту Христа; 15 и 16 – Великое Множество как «девы», подруги; 17 ст. – класс Древних Достойных как детей Христа, а также князей реституционного класса; а 18 ст. представляет реституционный класс как отдельный и отличающийся от всех остальных классов.

106 Псалом также указывает на те же самые, а также другие различия: 2-9 ст. говорят о Малом Стаде; 10-16 о Великом Множестве; 17-22 ст. о плотском Израиле, прежде отверженном, а потом возвращенном к Божьей благодати; 23-32 о человечестве во время великой скорби и после нее; 33-38 ст. о реституционном классе во время Тысячелетия; 39 и 40 ст. говорят о злых, а 41 и 42 о добрых людях Малого Времени.

То, что Св. Павел говорит о человеке, совершающем прелюбодеяние с женой своего отца (1 Кор. 5:5), доказывает, что Великое Множество будет духовным классом, поэтому не будет реституционным классом. «Предать сатане во измождение плоти [для того, чтобы перебороть плохие склонности, чтобы научился больше не совершать прелюбодеяния, как Гименей и Александр были преданы сатане, чтобы научились больше не богохульствовать – 1 Тим. 1:20], чтобы дух [Новое Творение] был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа».

ПАТРИОТИЗМ, ФЛАГ И ОБЪЕДИНЕННЫЕ НАЦИИ

В 1917 году судья Рутерфорд и его сторонники обратили на себя публичное внимание в результате осуждения патриотизма , как исходящего от диавола, в своей книге «ЗАВЕРШЕННАЯ ТАЙНА» (247 стр. – англ.), которую считали посмертным делом пастора Рассела, хотя она содержала в себе лишь некоторые цитаты из его более ранних публикаций наряду с многочисленными опровержениями его учений и нововымышленными заблуждениями вместо истины. По словам публикации «ВОЗВЕЩАТЕЛИ ЦАРСТВА БОГА», Клейтон Вудворд и Джордж Фишер были назначены на приготовление этой книги, которая была комментарием к Книге Откровения, Книге Песни Соломона и Иезекииля. Они говорят: «Частично комментарий был основан на том, что об этих книгах Библии написал Рассел. В VII том вошли и другие комментарии и объяснения». Было заявлено, что в 1917 году книга была четко представлена как дело Пастора Рассела, в то время как она содержит не менее 300 прямых утверждений, которые противоречат его учениям.

Очевидно, что осуждение патриотизма не вышло из-под пера Пастора Рассела. Патриотизм, то есть любовь к отчизне, является частью образа Божьего в падшем человеке, и мы должны признавать его как факт, несмотря на то, что иногда он практикуется с преувеличением теми, кто на самом деле, или же только мнимо, больше любит свою отчизну, нежели Бога.

Рутерфорд и его сторонники пытались под страхом заставить многих признать «ЗАВЕРШЕННУЮ ТАЙНУ» и другие труды, как истину, под угрозой отлучения, оглашения «оппозиции против канала» (конечно, имея в виду себя как истинный и единственный канал Божьей Истины), ввержения во тьму внешнюю, отлучения от Господней благодати, членства в «классе Иуды», уничтожения в Армагеддоне и т.д. Это использование страха, которое практиковалось раньше и сегодня практикуется «СИ» с целью обретения и удерживания сторонников, стоит в явном контрасте со способом, которым Пастор Рассел обращался к людям на основании Божьего Слова и Его любви.

В 1918 году, в результате осуждения патриотизма и других подобных заблуждений, Рутерфорд и семь его товарищей были арестованы, а правительство Соединенных штатов запретило распространение их книги «ЗАВЕРШЕННАЯ ТАЙНА». С тех пор они продолжают держаться своего радикального курса; отказываясь даже отдавать честь флагу страны, в которой они получили много добра. Таким образом, они сами стянули на себя осуждение и преследования, которые согласно их мнению являются «страданиями за справедливость». Они утверждали, что их преследования являются исполнением Евангелия от Матфея 24:9-12 , в то время как на самом деле этот стих предсказывает историю истинной Церкви во время минувших веков Евангельского века.

Трудности с флагом возникают из-за их утверждения, что он является идолом, и поэтому Вторая Заповедь  (Исх. 20:4, в укр. пер. Огиенка «резьба»; идол, истукан – Стронг) запрещает отдавать ему честь, поскольку, как они утверждают, это является воздаванием ему почестей.

Такая позиция неправильна по нескольким причинам: 

  • Флаг не является идолом. Он не является образом божества, ни народа, который очевидно не является богом. Флаг является знаменем народа.
  • Вторая заповедь не запрещает оказывать надлежащее уважение такому знамени. Израильтяне по поручению Бога имели знамена и знаки вокруг своего стана, как об этом читаем в Чис. 2:2, 3, 10, 17, 18, 25, 34. Если бы это были «идолы», Бог никогда бы не согласился с тем, чтобы у Израиля были знамена и знаки; ведь Он запретил иметь и чтить идолы. Отчизна заслуживает почета и уважения, как в результате Божьего распоряжения, так и за проявленное добро. Поэтому мы должны расценивать отдание чести флагу, особенно тогда, когда этого требует закон или обычай, как то, что посвященные Богу люди могут делать, оказывая, таким образом, уважение к Божьему распоряжению, как и полученному добру со стороны своего правительства.
  • Не стоит также расценивать чествование флага как его обожествление или как религиозный обряд. Подобно солдат в армии отдает честь офицерам, а они принимают это и отдают честь без каких-либо мыслей об отдании чести. Только в том случае, если флаг был бы религиозным символом, и этот символ представлял бы фальшивую религию, то было бы неправильным отдавать ему честь. Мы сочувствуем «СИ» в их страданиях, которые они на себя стягивают в результате своего фанатизма. Тем самым они страдают не за справедливость, но из-за своей ошибки, которая заслуженно плохо воспринимается. Кроме того, страдания и преследования, которые они навлекают на своих детей в общественных школах, подвергая их такому отношению, еще больше заслуживают сочувствия. В свете такой специфической позиции интересно, что организация «СИ» на протяжении длительного времени, (с 1945 года, когда вошла в жизнь Устава Объединенных Наций) утверждает, что ООН является «зверем» из Откровения. Ранее, с 1920 года, уни утверждали то же самое о Лиге Наций, предшественнике ООН. Общество приняло эту позицию перед самым ратифицированием трактата (октябрь 1920) и в «Сторожевой Башне» за июль 1920 года огласило, что «это дело, которым руководит Иисус в Мат. 24:14» – ВОЗВЕЩАТЕЛИ ЦАРСТВА БОГА, стр. 192. Уже в 1942 году, когда еще свирепствовала Вторая Мировая Война, «Свидетели Иеговы увидели на основании Библии, что согласно книге Откр. 17:8 организация, которая должна обеспечить на земле мир, снова появится, но не сможет обеспечить его надолго». Они наблюдали за «католическими, протестантскими и еврейскими религиозными лидерами, которые принимали участие в совещаниях в Сан-Франциско в 1945 году, целью которых была разработка Устава Объединенных Наций. Наблюдатели этих событий не могли сомневаться в том, кто хотел зачислить себя к “друзьям мира”, а кто старался “не быть частью мира”, что согласно словам Иисуса должно было характеризовать его учеников». Эти церковные организации были (и остаются) представителями, присутствующими на встречах, которые определяются как Неправительственные Организации (НО) и другие могут слушать, а даже участвовать в сессиях. «СИ» приводят эту деятельность как доказательство их связи со зверем из Откровения, поэтому они недостойны признания со стороны Иеговы.

Организация «СИ» дала прошение (но без ведома своих членов) в ООН на получение статуса НО. 8 ноября 2001 года английская газета Guardian написала, что Общество Сторожевой Башни, Библии и Брошюр тайно связано с ООН, объясняя членство в НО. Наступило всеобщее негодование со стороны их членов; многие оставили организацию, а другие обратились к руководителям с требованием дать ответ. За принятие такой позиции многие были исключены. Руководящий Совет заявил, что получил статус НО с целью получения доступа к библиотекам ООН. Это невероятно, чтобы те, кто проявляет столь предосудительное отношение, желали получить карту доступа к библиотекам, в особенности, если никогда раньше не было никаких предостережений, ограничивающих неприбыльные организации в доступе к библиотекам и их исследовательским материалам, а также присоединения как НО, пока  не были совершены нападения на World Trade Center 11 сентября 2001 года, когда возникли новые угрозы, и поэтому потребовались новые средства безопасности. До того времени Общество Сторожевой Башни, Библии и Брошюр на протяжении 10 лет было членом НО. 9 октября 2001 они тайно отказались от членства. Руководители Общества в очередной раз нарушили свои собственные распоряжения. Это еще один пример измерения первоначальных учений Общества после смерти Пастора Рассела; Пастор считал, что зверь – это папская система, подобно утверждали Мартин Лютер, Уильям Миллер и другие.

Организация «СИ» утверждает, что каждый народ, который связан с ООН, показывает, что находится в оппозиции к истинному правительству Иеговы. Это одна из причин, почему они не признают государства Израиль как предсказанного в пророчестве, поскольку новоявленное Государство Израиль в 1949 году присоединилось к ООН, по словам «СИ», показывая тем самым, что «свои надежды оно возлагает не на Иегову, а на политические силы этого мира» – ВОЗВЕЩАТЕЛИ ЦАРСТВА БОГА.

Почему такое замешательство? Потому что организация «СИ» учит (Сторожевая Башня, сентябрь 1981, 23 стр.), что если кто-то из ее членов «избирает присоединение к тем, кто не признает Иегову, то будет поставлен перед собранием, которое признает в коротком заявлении, что он сам исключился из общества и больше не является одним из Свидетелей Иеговы». Они пишут, что ООН как «мерзкая организация (мерзость запустения) ответственна за отождествление людей с противниками Бога, через ознаменование их знамением зверя [666], осуждая на смерть в Армагеддоне». Руководители «СИ», которые связали свою группу с НО, напоминают пословицу: «Делай так, как я говорю – а не так, как делаю».

Статья 71 Устава Объединенных Наций юридически и формально признает НО как партнеров внутри системы ООН. Группы, пытающиеся получить статус НО, ежегодно должны обращаться снова и представлять ООН доказательства, что распространяют пропаганду ООН в сфере своих влияний.

КРЕСТ ПРОТИВ СТОЛБА

«Свидетели Иеговы» очень озабочены установлением формы средства экзекуции, на котором умер Иисус – утверждая, что это не был крест, состоящий из вертикального столба и верхней поперечины, а был только вертикальный столб или бревно (см. Watch Tower за 1 ноября 1950 года, англ.) –  что подтверждается, как их сегодняшний взгляд, на интернет-странице. Таким образом, они чрезмерно акцентируют внимание на малозначительных вещах, в то время как ограничивают и уменьшают, как мы уже видели, более важные вещи, такие, как длина, ширина, глубина и высота Божьей любви, которая проявляется в истинном послании Евангелия Иисуса и Его жертвенной смерти, являющейся «искуплением за ВСЕХ», учитывая и Адама и весь род человеческий – 1 Тим. 2:6; Евр. 2:9. Единственным греческим словом в Библии, которое было переведено на русское слово крест (лат. сrux), является слово stauros. Это слово было часто, хотя не исключительно (как хотели бы нас убедить «СИ»), употребляемым для определения самого примитивного средства экзекуции, вертикального столба (crux simplex),  когда не было вблизи дерева, к которому привязывали жертву или на который ее прибивали. Это греческое слово stauros было также использовано для определения сложного креста (crux composita) различных, главным образом трех форм: (1) crux immissa – крест, который обычно изображается на образах, когда вертикальная балка выступает над поперечиной; это по всей вероятности тот вид креста, на котором умер наш Спаситель, о чем, между прочим, можно сделать вывод из того факта, что надпись была прибита гвоздями над Его головой (Мт. 27:37; Мар. 15:26; Лук. 23:38; Ин. 19:19); (2) crux commissa, то есть крест святого Антония (так наз. , поскольку он был сделан как его копия), трехсторонний крест в виде буквы Т; а также (3) crux decussatа, общеизвестный как крест святого Андрея, в виде буквы Х.

Больше интересует то, почему они считают это изменение необходимым? Почему не оставят в Библии слов «распят» и «крест», чтобы читатель сам сделал вывод, были ли это crux simplex или crux composita, как он сам захочет? Поскольку Божье Слово четко не говорит, был ли “stauros”, на котором умер Иисус, столбом или крестом с поперечной частью над уровнем плеча, что было бы наиболее подходящим для размещения таблицы с надписью на трех языках над головой Иисуса – Лук. 23:38 – или же он был другой формы,– это не доктринальный вопрос. Таким образом, это не отвечает духу здравого ума (2Тим. 1:7), чтобы кто-либо из Господнего народа делал особый акцент или догматизировал этот вопрос.

О ПЕРЕЛИВАНИИ КРОВИ

Текст, который мы цитируем ниже, был размещен на интернет-странице вопросов организации «СИ»: «Разве нельзя переливать кровь? Помните: Иегова требует, чтобы мы воздерживались от крови. Это значит, что мы не должны ни под каким видом принимать в свое тело кровь других людей, и даже ту, что взята от нас и где-то хранилась (Деяния 21:25). Поэтому истинные христиане отказываются от переливания крови. Они согласны на другие виды лечения, допустим, на переливание бескровных препаратов. Христиане хотят жить, но не будут стараться спасти свою жизнь ценой нарушения Божьих законов (Матфея 16:25)».

http://www.watchtower.org/u/rq/article_12.htm

Это весьма свободная трактовка цитированного стиха Деяний Апостолов: “ А об уверовавших язычниках мы писали, положив, чтобы они ничего такого не наблюдали, а только хранили себя от идоложертвенного, от крови, от удавленины и от блуда”.

Апостол обсуждает здесь мысль, что обращенные язычники не были под требованиями еврейского Закона. Поскольку Апостол был евреем, то имел право очищать (“очистившись, 26 ст.), если контактировал с кровью или мясом, которое приносилось в жертву идолам. Он делал так не потому, что верил в это служение как  условие своего спасения, но уступал в пользу своих еврейских братьев, которые не были еще настолько просвещены по данному вопросу. Но если говорить о язычниках, то они не были под этими распоряжениями. Это доказательство начинается в 19 ст., а в 25 ст. он указывает, “чтобы они ничего такого не наблюдали”, потому что они не под Правом Закона. Попытка практиковать церемонии и ритуалы еврейского Закона язычниками обозначала бы, что они уверовали в эти символы для своего спасения, не подпадая вполне под заслугу жертвы Христа.

«СИ» всегда ссылаются также на Быт. 9:4, где сказано Ною: “не ешь мяса, в котором ещё есть кровь”. Их ПЕРЕВОД НОВОГО МИРА ЗВУЧИТ ТАК: “Только плоти с душею ее, то есть, с кровию ее, не ешьте”. Здесь снова проявляется их большой произвол в чтении в стихе того, чего там нет. Здесь идет речь о крови низших животных, которая, очевидно, не имеет ничего общего с переливанием. Мы согласны с призывом к неупотреблению крови или еды сырого мяса, но причисление сюда человеческой крови, своей собственной или другого человека в медицинских целях – это искажение смысла данного стиха. Организация «СИ» для «доказательства» этого взгляда использует Лев. 17:10-14; 7:26,27; Втор. 12:15,16,23,27 и 1Цар. 14:32-34 – но в каждом случае они четко относятся к крови низших животных. Однако они «утверждают», что 1Пар. 11:17-19 является доказательством того, что это включает и человеческую кровь. Речь идёт о ситуации, когда три воина Давида, рискуя своей жизнью, принесли ему воду напиться, но Давид не хочет ее пить из-за опасности, которой они подвергались, чтобы достать воду, говоря: “отнюдь не сделаю сего пред Богом моим; стану ли я пить кровь мужей сих, жертвовавших душами своими?” (19 с.). Очевидно, нет никакой связи между этим отрывком и упоминавшимися выше, которые относятся к употреблению крови животных, кроме того, Давид говорит здесь не о действительном употреблении человеческой крови, но выражается образно.

Один из цитированных выше стихов говорит: “Потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает” (Лев. 17:10-14, сравни с Современным Переводом).

Одним из главных поводов, почему Бог запретил пить кровь низших животных, является факт, что она была зарезервирована для образных жертв в образном примирении, поскольку “без пролития крови не бывает прощения” (Евр. 9:22). Апостол Павел говорит нам, что “Закон был тенью лучших вещей, которые придут” (Евр. 10:1, KJV). Он говорит: “ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи” (Евр. 10:4). Далее, говоря об Иисусе, продолжает: “«вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое (тип), чтобы постановить второе (антитип). 10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа” (Евр. 10:9,10). Поэтому позиция Апостола ясна, что кровь, как тип, так и действительность, на которую указывал тип, была ценной в глазах Бога.

Поскольку у нас нет никаких библейских стихов, которые бы непосредственно поднимали данный вопрос, то мы рассмотрим принципы, которые находятся в Божьем Слове, чтобы найти определенные указания на ответ в данном вопросе. Итак, мы видим, что когда Божье Слово говорит нам (Лев. 17:14), что “жизнь тела есть кровь его”, то Бог указывает нам, что главной функцией крови является перенесение основы жизни к каждой части тела и ее поддержка, поскольку животворная кровь является носителем основы жизни, которая в 11 и 14 ст., а также во Втор. 12:23 названа «жизнью» (наша книга Сотворение, 497, 525 стр., англ. и пол.). Поэтому, если чья-то жизнь прекращается и жертвующий приносит свою кровь для укрепления данного человека, то мы надеемся и на самом деле видим, что процесс умирания замедляется благодаря этому, а продолжение жизни – это не безумие. Заметим, что тем, что в лучшем случае может сделать для нас кровь, является только продолжение жизни умирающего человека, который продолжает оставаться под проклятием. Здесь нет никакого сходства с жертвой Иисуса, поскольку только Его кровь, заслуга Его человеческой жизни, заплаченной как цены выкупа за Адама и человечества, дает вечную жизнь (1Кор. 15:21, 22).

Для посвященных детей Божьих пожертвование своей собственной крови в пользу нуждающегося, очевидно, не является грехом; не будет грехом также, если кто-то потеряет немного крови, защищая другого человека от приступа. Посвященные христиане должны помнить, что они посвятили свою жизнь Богу, и, хоть они должны делать добро всем людям, когда есть возможность, однако особенно они должны это делать для  домочадцев веры (Гал. 6:10). Кроме того, “мы также должны отдать свои жизни за братьев” – особенно во взаимном назидании и в святейшей вере (1Иоан. 3:16; (книга Пастора Рассела НОВОЕ ТВОРЕНИЕ, 137 стр.). “Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного”. Поэтому, если член семьи, близкий родственник, кто-то из братьев или близкий друг на самом деле нуждается в крови, чтобы сохранить жизнь, мы не видим никакого библейского основания тому, чтобы посвященные Божьи дети не могли отдать немного своей крови ради этого. Если кто-то не может согласиться с мыслью пожертвования своей крови в пользу другого человека, это можно понять, но все обстоит совсем иначе, когда руководство «СИ» приказывает, что Господний народ должен остерегаться такой практики, утверждая, что это учения Священного Писания; это ложное заявление.

ДОГМАТИЧНОЕ СЕКТАНТСТВО

«СИ» проявляют характерные качества догматичного сектантства. Например, на 328 стр. книги «НОВЫЕ НЕБЕСА И НОВАЯ ЗЕМЛЯ» они заявляют, что «живущее в настоящий момент на земле общество Нового Мира является единственной группой, которая совершает истинно творческое дело». Ясно, что они говорят об обществе «СИ», утверждая, что все остальные вне их движения или, как они говорят, вне ОРГАНИЗАЦИИ БОГА, даже добрые, будут уничтожены. На протяжении более десятка лет с момента ухода Пастора Рассела они отвергли необходимость развития доброго христианского характера, Сторожевая Башня, 1926, 131-136 стр.). Все остальные, особенно кто открыто отрицает  их учения, получают участь с теми, которые «губят землю», и они осуждены на уничтожение во время Армагеддона. Они верят и учат, что после их уничтожения земля будет очищена для общества Нового Мира, члены которого  “размножат свой род и дадут таким образом силу и результативность райскому поручению, данному Адаму и Еве: «Затем Бог благословил их и сказал им: ’Плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю, возделывайте ее’» ” (Быт. 1:28 – Перевод Нового Мира).

Интересен тот факт, что в своей книге «ВОЗВЕЩАТЕЛИ ЦАРСТВА БОГА», 194 стр., они говорят, что более 2000 «Свидетелей Иеговы» были замучены в концентрационных лагерях в Германии и  Польше во время II Мировой Войны, и утверждают, что это является доказательством того, что они являются элитной группой у Бога.  Неужели они не осознают, что там были и другие группы Исследователей Священного писания, все происходили от одной и той же «первоначальной Истины Жатвы», которые переносили такие же преследования? И может ли так быть, что перенесение одних и тех же страданий этими группами делало их достойными большего признания, чем евреев, которые более всех испытали это? На самом деле, во время той войны много тысяч Исследователей Священного Писания были брошены в тюрьмы в коммунистической Румынии, а среди них было и большое число «СИ», многие из которых оставались в тюрьмах до распада коммунистического режима в начале 90-х годов, когда во время разрухи был свержен и казнен диктатор Николае Чаушеску. Вскоре после распада коммунизма большинство из тех, которые выжили,  были освобождены из тюрем. Движение «Сторожевой Башни» в Румынии пережило террор в 50-е годы, хотя и было отрезано от руководства в Бруклине, однако оказалось, что члены движения были шокированы, когда узнали, что на протяжении последних 50 лет было введено так много изменений в учениях и постановлениях, что это уже не та «Организация».

Румыны (вместе с некоторыми группами россиян, украинцев и др.) вышли из общества и в настоящее время остаются на своей позиции как «Истинные Свидетели Иеговы», насчитывая десятки тысяч членов. Их расценивают наравне с отступниками, хотя они виновны лишь в том, что сильно держатся тех взглядов [которые когда-то принимались], которые признавали их предшественники. Гордый дух этого движения очень напоминает фарисея, который молился к Богу: “Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь” (Луки 18:11), в то время как все, что бедный мытарь мог сказать, это: “Боже! будь милостив ко мне грешнику!” (13 ст.). Безусловно, “Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми” (Прит. 16:19).

ВЫКУП ЗА ВСЕХ? 

Самым неправильным взглядом «Свидетелей Иеговы» является утверждение, что Иисус дал Себя Самого как цену выкупа только  “за верующее человечество”, и что верующее человечество – это только их члены. В этом они едины с кальвинистскими деноминациями Великого Вавилона, которые говорят, что только избранные будут спасены. Они иначе представляют это выражение, как выкуп “за послушных людей” или “послушных верующих на земле”, а не как выкуп за ВСЕХ, как учит Библия в 1Тим. 2:5,5; 4:10, а также в Евр. 2:9. Заметьте, как Апостол представляет этот вопрос: “надеемся на Бога живого, Спасителя всех людей, и прежде всего тех, кто верует” (1Тим. 4:10). Выкуп здесь – это РАВНОЗНАЧНАЯ ЦЕНА, на греческом lutron anti. Поэтому эти стихи относятся к Адаму и всему его потомству, как охваченному выражением ВСЕХ. В своей Сторожевой Башне за 1 февраля 1954 года они пытаются аннулировать Божье Слово путем добавления своих слов к 1Тим. 2:6: “который отдал себя как соответствующий выкуп за все РОДА ЛЮДЕЙ”. Даже тот, кто не является знатоком  греческого, может заметить в подстрочном тексте EMPHATIC DIAGLOTT, или ПодстрочнОМ переводЕ Ветхого и Нового Заветов на русский язык (смотрите ссылки на нашем сайте в разделе «Мир Библии» – зам. перев.), что нет греческих слов, которые бы отвечали выражению «рода людей». Среди многих переводов Библии эти два добавленных слова мы находим только в дописанной части перевода Нового Мира, изданного «СИ».

В своей слепоте на данный вопрос «СИ» не могут отличить универсального спасения от Адамова осуждения для Адама и всех остальных из его рода, за кого умер Христос, вследствие чего все должны получить воскресение благодаря уплаченной за них цене выкупа, о чем учит Священное Писание в 1Тим. 2:4,  Рим. 5:18, от универсального спасения к вечной жизни, о котором Библия вообще не учит. Поэтому даже для людей из Содома и Гоморры обещано освобождение от Адамова проклятия. Как праведные, так и неправедные (Деян. 24:15) будут пробуждены от сна Адамовой смерти в воскресении, потому что Иисус умер также и за них, поскольку они находились в чреслах Адама, когда тот согрешил (Иез. 16:48-50, 53-60). Вопреки этому, вожди «СИ» открыто опровергают Божье Слово, записанное как в этом стихе, так и в Мат. 10:14, 15, где Иисус говорит, что День Суда будет легче пережить жителям Содома и Гоморры, нежели тем, которые согрешили против большего света. Они говорят об «абсолютной невозможности существования выкупа для неверующих или сознательных грешников, поскольку Содом и Гоморра были безвозвратно осуждены и уничтожены без какой-либо возможности восстановления»!!! Конечно, если кто-то грешит добровольно и упрямо после освобождения от Адамова осуждения и после достижения знания Истины в этом или в будущем веке, то Священное Писание не дает ему никакой надежды на вечную жизнь (Евр. 6:4-6; 10:26,31); но все будут иметь полную и абсолютную возможность получить вечную жизнь. Выкуп только освобождает “из руки преисподней” (Ос. 13:14) и Священное Писание нигде не учит о «выкупе к вечной жизни», как об этом говорит Сторожевая Башня (1954, 84 стр.).

Представим здесь некоторые вопросы и ответы вместе с соответствующими библейскими доказательствами, размещенными в нашем издании Библейское Знамя, которые указывают, каким образом «СИ» отрицают выкуп за ВСЕХ.

ВОПРОС: Почему «СИ» отрицают, что Христос умер за Адама и все человечество?

ОТВЕТ: Они делают это не потому, что имеют какое-то основание в Св. Писании, поскольку стихи Св. Писания не отрицают, наоборот, подтверждают, что цена искупления Христа была применена за Адама и весь его род. Они отвергают эту библейскую доктрину, поскольку она отвержена их «КАНАЛОМ», их теократической штаб-квартирой. Они стали склоняться к такому отрицанию в результате определенного количества заблуждений, например, что весь клер, вожди стада (многие из них не являются новыми творениями) и все, которые умрут в Армагеддоне, идут на вторую смерть, их «другие овцы» должны родить реституционный класс в Тысячелетии (первые из упомянутых воскреснут и пробудят к жизни путем прокреации), что, по их мнению, снимает необходимость возвращения из гроба всех неизбранных потомков Адама. Этот «новый свет» является наиболее поразительным противопоставлением выкупа и в большой степени отрицает три основные доктрины спасения: (1) Божественную любовь и постановление спасения каждого человека; (2) смерть Иисуса за каждого с целью спасения; (3) действие Духа в отношении каждого человека с целью спасения. Многие стихи Св. Писания подтверждают эти три предпосылки. Обратим внимание вкратце на главные из них, которые относятся соответственно к этим трем пунктам:

  1. БОГ ГАРАНТИРУЕТ СПАСЕНИЕ ВСЕМ 

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы спасти мир (Ин. 3:16, 17). Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за грешников (Рим. 5:6-8). Его любовь склоняет Его к спасению всех людей от Адамова приговора и приведению их к точному знанию Истины (1Тим. 2:4). Поэтому Бог является Спасителем всех людей от этого приговора (1Тим. 4:10). Такая любовь является благодатью Бога, которая «явилась… спасительной для всех человеков» (Тит. 2:11). Его любовь ко всем для спасения проявилась в том, что был дан Христос на смерть за человечество, как читаем в Послании к Титу 3:4: «Доброта и любовь Бога, нашего Спасителя, явилась всем людям» (KJV и перевод Нового Завета Укр. Библ. Общества – зам. перев.). Конечно, эти и многие другие отрывки учат, что Бог любит всех людей, хочет их спасти, и это спасение Он гарантирует.

  1. ХРИСТОС УМЕР ЗА ВСЕХ 

Смерть нашего Господа за весь род грешников описана наиболее графически и пророчески Исаией в главе 53:4-12. Наш Господь является Агнцем Божьим, который берет на себя грех мира – грех Адама, в котором участвует все человечество – поскольку человечество умирает по причине его греха, поэтому именно его грех должен быть снят (Ин. 1:29). Иисус сказал, что когда будет поднят от земли, то будет благотворно влиять на всех людей, вызывая их благосклонность к Себе (Ин. 12:32, 33). Как грех и непослушание Адама навлекли грех и смерть на всех людей, так послушание и праведность Христа приведут к снятию этого греха и смерти, давая возможность всем получить право на жизнь (Рим. 5:18, 19). Иисус принес выкуп за всех людей, благодаря чему стал Посредником всех людей (1 Тим. 2:5, 6). Он вкусил смерть за каждого человека благодаря Божественной любви и благодати, и для этого Он должен был стать соответствующей ценой за Адама (Евр. 2:8, 9). Он является удовлетворением Божьей справедливости, и не только за грехи Церкви, но также за грехи мира (1Ин. 2:2). Справедливость осудила Адама, затем она была умилостивлена.

  1. ДЕЛО ДУХА РАДИ СПАСЕНИЯ 

Как результат любви Бога, которая дала Христа на выкуп за всех людей, и смерть Христа за всех людей, действие Духа в пользу спасения в Тысячелетии распространится на всех неизбранных из Адамовой расы без исключения. Действительно, есть очень много стихов Св. Писания, которые учат об этом. Процитируем их сравнительно немного: Христос, как Семя Авраамово, выполняя Тысячелетнее дело Духа, будет благословлять ради спасения все роды, племена и народы земли(Быт. 12:3; 18:18; 22:18). Бог по просьбе Христа в Тысячелетии даст Ему народы и пределы земли (все человечество) как Его наследие и владение (Пс. 2:8). Все пределы земли, все племена народов и все исходящие из праха (все умершие в Адаме) обратятся и будут Его чтить и поклоняться Ему (Пс. 21:28-30). Бог создал все народы, которые на протяжении Тысячелетия будут Его чтить и прославлять (Пс. 85:9). Бог откроет свой план всем; весь мир увидит его в реализации (Пс. 97:2, 3). Все народы станут частями Царства Божьего (Ис. 2:2). Иисус как истинный Свет будет учить Истине каждого человека, приходящего в мир (Ин. 1:9). Таким образом, эти три пункта полностью опровергают взгляд Свидетелей Иеговы, в котором они отрицают, что цена выкупа должна быть применена за Адама и все человечество.

ВОПРОС: Была ли цена выкупа дана за Адама? Мне говорили, что он не был прельщен, что был добровольным грешником,  и поэтому выкуп не был дан за него.

ОТВЕТ: Библия учит, что Иисус был точным эквивалентом Адама. Адам согрешил сознательно, и человеческий род умер в нем согласно 1Тим. 2:14 в сравнении с Рим. 5:12-14. Иисус умер, чтобы победить все последствия сознательного греха Адама. Сознательный грех Адама сделал его и человеческий род в его чреслах сознательными грешниками перед Божьей справедливостью. Таким образом, все человечество стало виновно за сознательный грех Адама, и так Бог это расценивает. Иисус умер за этот сознательный грех Адама и человечества. Долгом Адама по отношению к Божественной справедливости было совершенное человеческое тело, жизнь, право на жизнь и жизненные права. Эти предпосылки являются именно тем, что Иисус отдал, слагая выкуп. Поскольку никто другой, кроме Адама, не имел этих четырех совершенных элементов человеческой природы, то эти четыре элемента, сложенные Иисусом, должны были быть соответствующей ценой ЗА Адама.

Божья Справедливость требует точного эквивалента за долг; Адам был единственным, кроме Иисуса, кто имел совершенное тело, жизнь, жизненные права и право на жизнь. В результате, в сложении выкупа только Адам был человеком, за которого Иисус мог непосредственно дать соответствующую цену. На самом деле, если бы Адам не должен был быть искуплен, то Бог не обратился бы с вопросом к совершенному человеку, мог ли тот быть соответствующей ценой, поскольку Иисус не является эквивалентом несовершенного человеческого рода, если бы брать его во внимание без Адама. Таким образом, не было бы соответствующей, равнозначной цены за падший человеческий род, разве только, если брать падшее человечество во внимание как часть Адама, бывшую в его чреслах, искупленную в Адаме; потому что одно совершенное человеческое существо не является соответствующей ценой за миллиарды несовершенных человеческих существ, которые берутся во внимание. Если бы не брать во внимание Адама, то каждый человек для искупления нуждался бы в личном спасителе. Лишь в том случае, если об этих миллиардах несовершенных людей мы говорим как о совершенных, когда они были в чреслах совершенного Адама, Бог мог требовать совершенное человеческое существо как соответствующую цену, в чреслах которой был совершенный род. Итак, это подтверждает, что Адам был непосредственным предметом искупления. Остальное человечество было только посредственно включено в выкуп, поскольку оно было в чреслах Адама, и за него Иисус, как совершенный человек, дал не рожденный совершенный род, который потенциально находился в его возможностях рождения человеческого рода.

В Послании к Евр. 2:7, 9 Адам и Иисус представлены как единственные два человека, увенчанные славою и честью, то есть, совершенные в образе и подобии Божьем. Таким образом, Иисус показан как точное соответствие Адама, и поэтому Он дал себя, «дабы… вкусить смерть за всех». Адам был членом человеческого рода и тем самым был включен в Выкуп Иисуса, потому что 1Тим. 2:5, 6 говорит, что Иисус умер за «ВСЕХ», то есть за каждого члена человеческого рода. Согласно Евр. 2:7-9, Адам был единственным человеком, увенчанным славою и честью, за которого Иисус, как второй увенчанный славою и честью, мог непосредственно умереть. Обратим наше внимание на то, что 8 стих показывает, что остальные из рода не увенчаны славой и честью, что значит, что Иисус был эквивалентом Адама и поэтому искупил Адама и человечество, которое было в чреслах Адама. Два отрывка, которые были выше объяснены, непосредственно содержат в себе мысль об искуплении, сосредоточенном в Адаме, и это, собственно, на основании предоставления выкупа через Иисуса за Адама. Павел в 1Кор. 15:21, 22 и Рим. 5:15-19 дает противопоставительное сравнение между последствиями, которые Адам навлек на человечество, и последствиями, которые принесет человечеству Иисус.

Способность Иисуса устранить последствия, которые грех Адама оказал на мир, как показывают эти два стиха, основана на факте, что Иисус согласно Божественной Справедливости сделал удовлетворение за сознательный грех Адама и участие в нем человечества, когда тот был в его возможности размножения. Поэтому искупление должно охватить Адама. Если бы не это, то не было бы возможности для устранения результатов его греха перед Божественной Справедливостью, поскольку эти результаты охватили человечество. Итак, повторим: жертва Иисуса совершает примирение за сознательный грех Адама и за участие человечества в этом грехе, совершая также примирение за все последствия, которые отягощают Адама и человечество по причине этого добровольного греха, и которые возникают из его слабости и несознательности.

Поэтому ошибочно утверждать, что наш Господь умер только для устранения грехов, возникающих по причине слабостей и несознательности. Правильно понимать, что смерть нашего Господа в результате аннулирует наши грехи, совершенные по причине слабости и несознательности, кроме того, устраняет вину за сознательный грех Адама, поскольку эта вина охватывает и его и нас. Поэтому выкуп Христа сложен для снятия добровольности Адама и добровольности человеческого рода, которые заключаются в этом грехе. Если бы смерть Иисуса не совершила примирения за сознательный грех Адама, учитывая его сознательность, то он также не совершил бы примирения за удел человечества в этом сознательном грехе, поскольку человечество является частью Адама. Исходя из этого, они не могли бы быть искуплены от приговора за этот сознательный грех как его участники по причине нашего пребывания в способности Адама к размножению, когда он сознательно согрешил. Поэтому, хотя многие наши грехи, совершенные по причине слабости и несознательности, были бы упразднены в примирении через смерть Иисуса, то, однако, мы не были бы освобождены от оригинального приговора, вынесенного Адаму и его роду за его сознательный грех. Эта ошибка делает невозможным спасение. Отрицание, что Иисус дает выкуп за Адама, является непосредственным отбрасыванием самой основной части выкупа – отрицанием, что Он является соответствующей ценой за Адама.

ПАСТОР РАССЕЛ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ СВИДЕТЕЛЕЙ ИЕГОВЫ

Вопрос: Если Адам был на испытании и не выдержал его, может ли он иметь второй шанс, если да, то почему? Почему должен воскреснуть, если не устоял в первом испытании?

Ответ: [Был дан Пастором Расселом на собрании вопросов и ответов на конвенции в 1909 году – ЧТО ОТВЕЧАЛ ПРОПОВЕДНИК РАССЕЛ, 6 стр.] По замыслу Бога первый человек воскреснет и получит второй шанс быть испытанным ,и это является самым лучшим обоснованием. Теперь, если хотите знать, почему, можем сделать несколько предположений, которые, возможно, послужат для нашей пользы.

Причиной такого замысла Бога  является тот факт, что Адам с определенных точек зрения не имел испытания в наиболее благоприятных условиях, которые Бог мог бы устроить, хотя его испытание было  справедливо. Он был в абсолютном умственном равновесии, но на него пришло большое искушение, и по причине отсутствия опыта он упал. Что было этим искушением?

Припоминаем себе, что Апостол говорит, что Адам не был прельщен; он знал, что делает, что ел запрещенный плод, нарушил Божественное распоряжение. и что это обозначало смерть. В этом не было несознательности. Почему он это сделал? Я думаю, что библейское описание выражает мысль, что сделал он это из-за симпатизирующей любви. Когда-то он был без жены и, хотя разные виды птиц чирикали, и другие животные, передвигаясь, оживляли среду, но, однако, это не удовлетворяло человека. Поэтому, когда Бог дал ему жену, кость от кости его и плоть от плоти его, когда он испытал сладкое общение и осознал, что потеряет ее и снова останется одиноким после проявления ею непослушания, сказал: съем с ней и умру с ней. Если она должна идти на неприготовленную землю и умереть, то я сделаю то же самое. Да, на самом деле, это – благородное качество характера первого человека, а условие его испытания, как вы увидите, сделало его более строгим испытанием. Я думаю, что наш Небесный Отец сейчас мог бы сказать что-то в этом роде: «Адам, в то время, когда я сделал это для тебя, ты не знал до конца, что я мог бы или хотел бы сделать для тебя, и что ты мог бы иметь, если бы был послушен. Теперь, Адам, я намерен искупить тебя и весь твой род. Я покажу тебе Свою любовь, и когда познаешь высоту, глубину, длину и ширину Моей любви, то надеюсь, что будешь полностью и совершенно соблюдать Мой закон и жить вечно, но если не будешь послушен, тогда умрешь второй смертью и никогда не получишь следующей возможности для реституции».

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы не испытываем никакой неприязни к нашим братьям из организации Свидетелей Иеговы, но желаем им наибольших благословений, какие они только могут получить в настоящее время. Мы решительно утверждаем, что Библия не учит доктрине об универсальном спасении для всех, и не признаем такого взгляда, а также не верим, что Адам был навсегда осужден, как «СИ» так утверждают.

Мы не утверждаем, что существует «ВТОРОЙ ШАНС», за исключением Адама, которому Сам Бог Иегова в Своей милости даст второй шанс.

«СИ» учат еще многим другим заблуждениям, а некоторые из них очень серьезные. Несколько представленных здесь должны убедить непредубежденного читателя, что «СИ» учат взглядам, которые противоречат Св. Писанию, разуму и фактам, что они построили систему заблуждений и ложную теологию; поэтому попали в плен и с помощью сектантской пропаганды, а также страха, они хотят пленить других. У них есть также некоторые библейски доказанные и неопровержимые истины, унаследованные от давних истинных учителей, но они открыли большое количество заблуждений, которые противоречат устойчивым основаниям, заложенным для нас в Святом Божьем Слове, и поэтому они иногда совершают нечто подобное выливанию ребенка вместе с омовением. Мы предостерегаем наших читателей, чтобы не попали в это сектантское заблуждение.

Мы не отрицаем того, что сейчас мы живем во время великой скорби (Дан. 12:1,4; Мат. 24:21), что сатана в настоящее время вяжется, а его царство крушится, что вскоре будут установлены «новые небеса и новая земля» (2 Пет. 3:13; Откр. 21), а также правление мира Христова; и что некоторые переживут этот день великой скорби и дождутся инаугурации Нового Мира без засыпания сном смерти, потому что написано: «И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть» (Мат. 24:22). Мы твердо верим, о чем знают постоянные читатели Библейского Знамени, что скоро на земле наступит Царство Божье, о котором мы молимся и о котором тоскуем, и в котором воля Божья будет исполняться на земле, как исполняется на небе! Мы ожидаем воссоединения с верными братьями из «СИ» во время Тысячелетнего Царства. Воздаем Богу славу за такую перспективу!


Дорогой Читатель, предлагаем твоему вниманию сайт, посвященный Пастору Расселу. Там ты найдешь ответы на разные вопросы:

  • Был ли Пастор Рассел основателем Организации «Свидетелей Иеговы»?
  • Как Дж.Ф. Рутерфорд преобразовал W.T.B.&T.S. в Божью Организацию?
  • Главная причина испытаний и разделений в 1917 и 1918 гг.?
  • Насколько ценна демократия в собрании?
  • История Исследователей Библии.
  • Сегодняшние упреки критиков:

С момента смерти Пастора Ч.Т. Рассела прошло более 100 лет. Хотя одни очень его любят, другие ожесточенно атакуют. Стоит заметить, что ни один из его сегодняшних оппонентов  ничего не знает относительно Пастора из первых рук, помимо этого слепо повторяя множество старых обвинений из прошлого, проверь это!


­­­­­­­­­­­­­­­

     На том же сайте можно найти другие материалы, касающиеся Организации «Свидетелей Иеговы», которые со временем будут дополняться.


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.