КРОВЬ И ТЕЛО ИИСУСА
“Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день” (Ин. 6:53,54).
Когда Господь Иисус впервые произнес эти слова, “тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?” (52, 60 ст.). “С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним” (66 ст.).
Подобные споры и недопонимание этого вопроса имели место на протяжении всего Евангельского Века, существуют и по сей день. Поэтому важно понять истинное значение слов нашего Господа. Мы сделаем это, поразмыслив, прежде всего, над тем, чего Иисус не имел в виду.
НЕ ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
Иисус не говорил здесь о праздновании Вечери Господней или о “причастии”, как говорят различные церкви. Некоторые говорят, что этот отрывок Св. Писания имеет связь с установлением таинства Вечери Господней; но нужно обратить внимание на то, что наш Господь сказал эти слова более года до установления Вечери Господней в горнице, накануне Своего распятия. Поэтому Иисус в этих словах не имел в виду празднования Вечери Господней.
НЕ КАННИБАЛИЗМ
Наш Господь не высказывался о печальной, фатальной и деградирующей языческой практике каннибализма, которая заключается в буквальном употреблении человеческого тела и буквальном питье человеческой крови, хотя некоторые из Его слушателей, воспринимая эти слова буквально, могли преткнуться такой мыслью, и поэтому слова Иисуса назвали “трудными словами”. Конечно, мысль об этом взбудоражила их! Ведь даже по отношению к низшим животным Бог в Быт. 9:4 заповедал: “только плоти с душою ее, с кровью ее, не ешьте”. Кроме того, Он запретил это в Лев. 17:10: “Если кто из дома Израилева и из пришельцев, которые живут между вами, будет есть какую-нибудь кровь, то обращу лицо Мое на душу того, кто будет есть кровь, и истреблю ее из народа ее” (11-14 ст.). Ничего удивительного в том, что те, которые восприняли слова Иисуса как буквальное употребление Его тела и питье Его крови, и которые не были склонны больше спрашивать, неприятно отвернулись, а возможно многие из них почувствовали, что, будучи послушными Богу, они не могут иметь ничего общего с Иисусом и с тем, что им казалось непозволительными и неразумными учениями. Но вполне очевидно, что Иисус не учил каннибализму!
НЕ МЕССА
Иисус не учил о буквальном употреблении Своего тела и питье Своей крови таким способом, о котором некоторые утверждают, что якобы происходит во время мессы, большого, унизительного заблуждения, которое сделало папство “мерзостью запустения” (Мт. 24:15; Дан. 11:21; 12:11 – больше объяснений найдете в томе Да Придет Царствие Твое, II-IV гл.). Месса – это церемония, во время которой священник, находясь перед алтарем, берет в руки маленькую облатку и поднимает к небу, говоря на латыни – “Hoc est corpus meum” – “Это есть тело мое”. Говорят, что когда священник высказывает эти латинские слова, вследствие специальных прав и мистической силы от Бога, облатка моментально превращается в действительное тело Господа Иисуса, хотя и дальше выглядит как облатка. После совершения этого якобы чудесного акта трансубстанции священник берет облатку и преломляет ее (они говорят, что Иисус, тем самым, снова приносится в жертву), ложа ее кусочки на язык упавшим на колени перед алтарем, повторяя: “Пусть это тело Господа Христа спасет твою душу к вечной жизни. Аминь”.
Считается, что употребление облатки участником мессы является буквальным употреблением действительного тела Иисуса. Вино, которое они употребляют, расценивается подобным образом и, якобы, превращается в кровь Иисуса, хотя она и дальше выглядит как вино. Питье вина является для них буквальным питьем действительной крови Иисуса. Таким образом, участники обмануты, думая, что употребляют буквальное тело и пьют буквальную кровь Сына человеческого и имеют в них жизнь!
Учение о трансубстанции стало, в конце концов, догмой в римской церкви. В I Каноне Тридентского Собора читаем: “Если кто-либо опровергает, что тело и кровь вместе с душей и божественностью нашего Господа Иисуса Христа, а поэтому весь Христос, существуют на самом деле, действительно, материально содержась в таинстве Святейшей Евхаристии, и говорит, что Он есть в нем только как знак или как символ или же воображаемо, то пусть такой будет проклят”.
Приведенная ниже цитата, взятая из Римо-католического Катехизиса Дехарба (263,265,288 стр.), говорит сама за себя: “Жертва Мессы была установлена Иисусом Христом, когда во время Последней Вечери Он пожертвовал себя в виде хлеба и вина Своему Небесному Отцу и дал указание Своим Апостолам, чтобы они с того времени праздновали эту Его жертву”.
“Месса является вечной Жертвой Нового Завета, в котором Христос, наш Господь, жертвует Себя руками священника, бескровным способом, Своему Небесному Отцу в виде хлеба и вина, как когда-то Он жертвовал Себя Самого на кресте кровавым способом. Жертва Мессы является абсолютно той же Жертвой, что и на кресте. Разница заключается только в способе жертвования, поскольку в обеих жертвах есть тот же Первосвященник, который приносит жертву, и та же Жертва, которая приносится в жертву – а именно – Иисус Христос, наш Господь; и поскольку в Жертве Мессы вспоминается и продолжается жертва, которую принес Христос, то есть Себя Самого Отцу, на кресте, за нас… Благодаря ей мы получаем от Божественного милосердия (1) Благодать сокрушения и покаяния в отпущение грехов и (2) Прощение временного заслуженного наказания за грехи… Земное наказание, заслуженное за наши грехи, является тем наказанием, которое мы должны понести здесь на земле или в чистилище“. Здесь ясно видим, что Папство установило ложную или унизительную жертву, а также буквальное ее употребление вместо одной, вечной, полной и никогда не нуждающейся в повторении жертвы “Агнца Божьего, Который берет на Себя грех мира” (Ин. 1:29) раз навсегда (Евр. 10:10), и нашего употребления ее верой. С точки зрения мессы, как она практикуется в римо- и греко-католической, а также англиканской (епископальной) церквях, Христос жертвуется заново и ежедневно буквально употребляется по всему миру.
Месса показана в Библии как мерзость в глазах Бога, поскольку она оскорбляет и пренебрегает факт, показанный в Библии, что “Христос уже не умирает”, а также, что “Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых” (Рим. 6:9,10; Евр. 10:14). Месса наводит на мысль о недостаточности великой Искупительной жертвы Христа заявлением о том, что во время мессы Христос должен приноситься в жертву снова, а также отрицает его способность “всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них” (Евр. 7:25).
НЕБУКВАЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ
Итак, в нашем стихе Иисус ни в коем случае не учил о буквальном употреблении Его тела и буквальном питье Его крови. Его высказывание не должно расцениваться как относящееся к буквальной еде и питью! Большинство Его слов были образными и символическими. Господь использовал много сравнений, образной речи и других риторических фигур для иллюстрации истин, которые хотел передать. Например, говоря о какой-либо деятельности, Библия использует различные образные выражения, которые имеют свои значения. Таким образом, мы имеем призыв “ходить в свете” (Еф. 5:8; Ин. 12:35), чтобы “с терпением проходить поприще” (Евр. 12:1), чтобы “подвизайся добрым подвигом веры” (1Тим. 6:12; 1Кор. 9:26), чтобы насаждать и поливать (1Кор. 3:6), чтобы строить (1Кор. 3:12) и т.п. Очевидно, наш Господь не имел в виду БУКВАЛЬНОГО хождения, бега, борьбы и т.п. в этих примерах, но использовал эти слова ОБРАЗНО. Подобно, когда Иисус в нашем стихе говорил об употреблении Своего тела и питье Своей крови, то не имел в виду БУКВАЛЬНОГО употребления Его тела и БУКВАЛЬНОГО питья Его крови. Что же Он имел в виду?
ПРИСВОЕНИЕ ЗАСЛУГИ ВЕРОЙ
Употребление тела Сына человеческого и питье Его крови кем-либо обозначает веру, принятие и присвоение себе верой заслуги и цены, которая заключается в пожертвованной совершенной человеческой природе Иисуса, в Его праве на жизнь и связанных с ним жизненными правами, которых Он отрекся в смерти в пользу Адама и его рода, отдавая их “за жизнь мира” (Ин. 6:51). Отец Адам, созданный по образу Божьему на человеческом уровне, имел совершенное тело и жизнь, а также право на человеческую жизнь вместе со связанными с ним жизненными правами, состоящими из совершенной среды (рая), воздуха, еды, прибежища, погоды, здоровья, благосостояния, единства с Богом и ближними, владычества над землей и ее законами и животными, а также привилегии размножения совершенного человеческого рода. Сохранение этих благословений Адамом зависело от условия – послушания. В этом единстве Бога с Адамом существовал завет (Ос. 6:7), и так долго, как Адам соблюдал свою часть этого завета, Бог продолжал давать ему все права и привилегии, которые он получил как дар при сотворении. Через непослушание Адам утратил свое существование и все свои права для себя и через свои способности рождения – для своего рода (Рим. 5:12-14). Поэтому он не был в состоянии зачать род совершенных существ, находящихся в гармонии с Богом и имеющих привилегию вечной жизни; его потомство было таким, как он – умирающим, неспособным к вечной жизни. В Божьем плане стала необходимой искупительная жертва – кто-то с совершенным человеческим телом и жизнью, а также правом на человеческую жизнь и связанными с ним жизненными правами должен был занять место Адама и понести смерть как выкуп за него, чтобы освободить и оправдать и его, и человечество, от изначального приговора смерти.
Нельзя было найти никого из людей, кто был бы совершенен и мог бы дать Божьей Справедливости выкуп за своего брата (Пс. 48:8) – поскольку все были грешниками, лишенными славы, совершенства, которую Бог признает как основу для вечной жизни (Рим. 3:23). Чтобы выполнить эти требования, Бог сделал предложение Своему Сыну, которое Он охотно, с удовольствием принял, и ради предстоящей радости (Ев. 12:2) Он умер, “праведный за неправедных, чтобы нас привести к Богу, быв умерщвлен во плоти” – как совершенное человеческое существо, выкуп (равнозначная цена) за Адама и его род, который находился в его способностях рождения, когда он согрешил (1Пет. 3:18, Кулаков; Мт. 20:28; 1Тим. 2:6; Евр. 2:9). Поэтому тело Иисуса, Его человеческая природа, было дано за Адама и его род, то есть за жизнь мира, чтобы мир человечества мог быть освобожден из-под приговора смерти. Когда наш Господь пригласил нас к употреблению Его тела и питью Его крови, Он представил этот вопрос в образной форме, которая прекрасна в своей простоте и полна значения, когда мы ее поймем. Символическое употребление Его тела и питье Его крови должно быть личным делом всех тех, которые будут пользоваться Его жертвой. Еда и питье представляют присвоение верой. Когда кто-то приходит к пониманию факта искупления, которое есть в Иисусе, искренне верит в него, приближается к Богу в молитве и верой принимает прощение своих грехов и примирение с Богом, то, делая так, он символически употребляет тело Сына человеческого и пьет Его кровь – не Его тело в смысле мышц, тука и костей или Его кровь в смысле капелек крови и т.п., но Его тело и кровь в смысле Его человеческой природы, с его правом на жизнь и жизненными правами. Одним из буквальных значений “тела и крови” является человеческая природа, человеческое естество (Мт. 16:17; 1Кор. 15:50; Евр. 2:14). Тот, кто символически употребляет и участвует в благословениях и пользах, которые являются результатом жертвы буквального тела и крови Иисуса, принимает для себя Его человеческую природу во спасение.
Результатом такого употребления еды и питья верой, является принятие верой всех благословений и привилегий, которые наш Господь имел как совершенный человек; это означает наше оправдание, наше родство с Богом как тех, чьи грехи были милосердно прощены или прикрыты, и которые имеют радость, мир и общение с Богом благодаря вере в Искупительную жертву Иисуса. Мы должны неустанно есть и пить, чтобы быть все сильнее – мы должны все больше присваивать себе прекрасные благословения и привилегии, общение и Божественные милости, которые принадлежали нашему Господу, но от которых он отрекся в нашу пользу, а также в пользу всех представителей рода Адамова.
ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
Как мы уже вспоминали, еда и питье в нашем стихе означают верование. Мы знаем это из того, что Иисус сравнивает еду и питье с верованием в Ев. Иоанна 6 (40, 47 ст.; сравни с 35, 50-59 ст.); поскольку каждое из них, – символическое употребление и питье и буквальное верование, – оказывает на делающего это такой же результат – вечную жизнь. Такое образное употребление и питье символизировано в Вечере Господней, на которой преломленный хлеб, прежде всего, представляет совершенную человеческую природу нашего умершего Господа, а жидкий виноградный плод – пролитую кровь нашего Господа. Наше употребление хлеба на Вечере Господней представляет нашу веру, присваивающую человеческую природу Иисуса в его совершенстве, а наше питье виноградного плода представляет нашу веру, присваивающую себе Его право на жизнь и связанные с ней жизненные права, которых наш Господь отрекся ради нас в смерти (Мт. 26:26-28; Мр. 14:22-24).
ДРУГОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
Мы уже показали, что Иисус в нашем стихе не имел в виду празднования Вечери Господней. Другим доказательством, указывающим на то же самое, является то, что если бы Ев. Иоанна 6 говорила о Вечере Господней, то это доказывало бы, что каждый, кто не участвует в ней, будет казнен, а каждый участвующий будет спасен (51,53,54,58 ст.). Очевидно, многие из тех, которые не участвовали в Вечере Господней, будут спасены, а некоторые участвовавшие в ней погибнут. Какая же тут связь? А вот она: вера, присваивающая совершенную человеческую природу нашего Господа (символически представленная как еда Его тела) и Его право на человеческую жизнь с ее жизненными правами (символически представленная как питье Его крови) является действительностью, и именно к ней относится Ев. Иоанна 6, тогда как такие образные еда и питье символически показаны в употреблении хлеба и питье чаши в Вечере Господней. Связь между ними такова, что Ев. Иоанна 6 подает нам действительность, тогда как Вечеря Господня подает нам символ этой действительности.
Собственно, так, как Вечеря Господня в преломлении хлеба и пролитии виноградного плода представляет смерть Христа – жертву Искупления, так к жертве Искупления непосредственно относится Ев. Иоанна 6. И она должна быть пожертвована и остаться пожертвованной для того, чтобы Христос не использовал Своей человеческой природы и всего, что с ней связано, для Себя, но чтобы она могла быть доступна нам для присвоения вместе с Его жизнью, правом на жизнь, а также жизненными правами. До тех пор, пока наш Господь использовал их для Своей собственной пользы, они не могли быть доступны как цена купли Церкви или мира, а в результате этого как символической едой для получения вечной жизни.
ИИСУС – ХЛЕБ ЖИВОЙ
В Евангелии от Иоанна 6:51 Иисус пояснил: “Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира”. Господь, когда отдал Свое тело за жизнь мира, имел в виду, что Он отдал, то есть пожертвовал, Свою совершенную (без закваски) человеческую природу, чтобы мир мог получить совершенную человеческую природу (“погибшее”, Мт. 18:11), принимая Его жертву и присваивая (употребление) Его человеческие права и совершенства, добровольно пожертвованные в его пользу. Этот хлеб гарантирован всем, кто приближается к Богу угодным Ему образом, и которые хотят быть восстановленными к первоначальному состоянию. Этот хлеб должен быть принят, присвоен и оценен (духовно переварен), прежде чем кому-либо принесет пользу, будь-то избранным в Евангельском Веке, будь-то в “будущем веке” – Тысячелетнем Веке, для мира. Все, которые получат то, что было утрачено, должны принять Выкуп и, как результат этого, получить реституцию, возвращение к человеческому совершенству. Эта реституция была дана верующим в Евангельском Веке приписанным способом, а в Тысячелетнем Веке будет доступна для мира человечества.
Под выражением: “Хлеб, который я дам, есть плоть моя, за жизнь мира” (Ин. 6:51, укр. Хоменко), Господь Иисус имел в виду два момента: (1) предоставление Им совершенной человеческой природы и жизни с правом на жизнь и жизненными правами, чтобы они были доступны для последующей купли человечества. Его человеческая жизнь должна была быть пожертвована и безвозвратна для Его личной пользы, потому что тогда не было бы спасения ни для кого. (2) Предоставление Христом Себя Самого, как жертвы за человечество, состоит из двух частей: первая – за избранных в Евангельском Веке, вторая – за неизбранных, после установления земной части Божьего Царства, чтобы пользуясь ценой смерти Христа на кресте, они также могли иметь возможность получения вечной жизни.
ОБРАЗ ПАСХИ
В образе Пасхи перемычка и косяки каждого дома, в котором израильтяне употребляли пасхального агнца, были окроплены его кровью. Подобно этому все, которые “едят тело” “Сына человеческого”, “Христа, нашего Агнца” (1Кор. 5:7), принимают участие и присваивают его себе верой в Его Искупительную заслугу и получают оправдание перед Богом, должны также признать и присвоить себе цену крови – драгоценной, животворной крови, пролитой за всех для прощения грехов всего мира (1Ин. 2:2). Мы понимаем, что наш стих говорит о наиболее ценной пище и напитке из всех известных – о теле и крови величайшего Божественного дара для человечества. О нем Господь Иисус сказал (55 ст.): “Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие”. Никакой другой хлеб не имеет такой большой ценности и никакой другой напиток не может быть настолько драгоценным, как этот. Этой великой жертвой наш Господь Иисус Христос “разрушил смерть и явил жизнь и нетление через благовестие” (2Тим. 1:10). Учения Иисуса и Апостолов вывели на свет жизнь – реституцию, то есть возвращение к жизни для всего человечества (Деян. 3:19-21), основанную на заслуге жертвы Искупителя; кроме того, они вывели на свет бессмертие – неуничтожимое, нетленное, неподвластное смерти состояние Божественной природы, состояние, в котором существо имеет врожденную жизнь, “жизнь в себе” (Ин. 5:26; Божественный План Веков, X гл.).
“ЖИЗНЬ В СЕБЕ” И “ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ”
Результаты символической еды тела и питья крови Сына человеческого представлены в нашем стихе как получение “жизни в себе” и “жизни вечной”. “Жизнь в себе” относится к бессмертию. Только те, которые символически употребляют тело Иисуса и пьют Его кровь, как члены одного “Тела Христова”, избранного во время Евангельского Века, получили бессмертие, Божественную природу (1Кор. 15:53,54; 2Пет. 1:4), в первом воскресении (Откр. 20:4,6) – “над ними смерть вторая не имеет власти”. Они не подвержены смерти и имеют врожденную жизнь, “жизнь в себе” из нашего текста. Как члены Его тела они “дополняют остатки страданий Христовых в пользу тела его, которое есть церковь” (Кол. 1:24, KJV). Они верно страдали с Ним, и благодаря этому были приготовлены, чтобы царствовать с Ним (2Тим. 2:12; Рим. 8:17; Откр. 2:10; 5:10).
Никто другой кроме Малого Стада не получит бессмертия, “жизни в себе” из 53 ст., но получат “жизнь вечную”, обещанную в 54 ст. Слова нашего Господа во многих случаях настолько обширны, что охватывают не только Церковь, но также Великое Множество (Откр. 7:9-17) и других (Ин. 14:2), а тем самым показывают Его большую мудрость.
Были такие, которые заключили завет жертвы, но не получили врожденной жизни – бессмертия, Божественной природы. Это Великое Множество, класс, который пережил великую скорбь и получил жизнь вечную на более низком духовном уровне, чем Малое Стадо (Откр. 7:9,14). Члены Великого Множества имеют вечную жизнь, но не имеют бессмертия. Это верно и в отношении Древних Достойных (от Авеля до Иоанна Крестителя), а также верных Богу, посвященных не зачатых от Духа в конце Евангельского Века.
После установления земной части Царства мир человечества будет, прежде всего, приведен к познанию Господа и Его Истины (1Тим. 2:3-6; Ис. 11:9; Иер. 31:34). Великая жертва, которую совершил Иисус в пользу Адама и его рода, приведет мир к оправданию и процессу реституции в Тысячелетнем Веке.
Есть тело Сына человеческого и пить Его кровь реституционисты будут в смысле присвоения себе Его совершенной человеческой природы – Его жизни, права на жизнь и жизненных прав (Мт. 25:46; Рим. 5:21; 6:23). О них написано (Ин. 6:51) “ядущий хлеб сей будет жить вовек”, и “ядущий Меня жить будет Мною” (57 ст.). Такой будет иметь зависимую (не врожденную) жизнь. Такой тип жизни будет дан всем тем, которые с послушанием будут полагаться на Христа, Жизнедателя. Христос, Глава и Тело с бессмертием, врожденной жизнью, как второй Адам и вторая Ева будут источником жизни для мира (1Кор. 15:45-49).
“Я ВОСКРЕШУ ЕГО В ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ”
В этих заключительных словах нашего стиха (сравни с 39,40,44 ст.) Господь Иисус дает блаженное и укрепляющее сердце обетование для всех тех, которые символически употребляют Его тело и пьют Его кровь. Они получат жизнь вечную не по причине того, что будут обладать бессмертной душой (согласно Библии человеческая душа не является бессмертной – Иез. 18:4,20), но по причине благословенного заверения о воскресении из мертвых. В противном случае они бы просто погибли в смерти (1Кор. 15:18). Но в результате искупительного дела Христова смерть является состоянием сна, из которого, в определенное время, Иисус пробудит всех находящихся в гробах. Время воскресения мертвых является “последним днем”, последним из семи тысячелетних дней, в который согласно библейской хронологии мы уже вошли. Малое Стадо, Невеста Христа, была воскрешена как первая, в первом (главном) воскресении и получила славу, честь и бессмертие на самом высоком духовном уровне, на Божественном уровне. Великое Множество, Подруги, также имеют участие в воскресении на духовном уровне, но в природе, которая ниже Божественной. Достойные воскреснут на человеческом уровне, с совершенными способностями и в скором времени будут возвышены к совершенству характера. Мир человечества, после воскресения из мертвых в таком же состоянии, в каком пошел в гроб, будет подниматься до человеческого совершенства постепенно, на протяжении тысячи лет. Все, которые откажутся развиваться, будут уничтожены после ста лет испытания (Ис. 65:20), а те, которые будут послушны только внешне, будут уничтожены в конце 1000 лет (Деян. 3:23; Откр. 20:7-9).
Когда мы размышляем об этих прекрасных благословениях, которые будут результатом Искупительной жертвы Иисуса, то с уверенностью можем сказать, что Его тело есть истинно пища, а Его кровь есть истинно питье! Пусть Бог поможет нам и дальше есть и пить, присваивать для себя эти прекрасные благословения, которые ведут к вечной жизни!
ВS ’09, 18-22; SB ’09, 18-23.
Библейское Знамя №33
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: