Лисята

 ЛИСЯТА

“Ловите нам лисиц… которые портят виноградники“ (Песни Песней 2:15).

Важность незначительных вещей многократно подчеркнута в Божьем Слове как имеющая существенное значение. Поступок, который повлек за собой чрезвычайно серьезные последствия для человечества,  на первый взгляд был незначительным – это было употребление небольшого фрукта в саду Едем. Какой незначительный поступок; но насколько серьезное последствие! Однако, это не внешнее действие, а лежащий в его основе принцип, – непослушание Всемогущему, – грех, стал причиной падения человека, погружая весь мир в хаос и смерть.

 Тот же принцип является основой многих осознанных проступков в настоящее время. В библейских символах лисицы представляют заблуждения какого-то человека в веровании и практике. Оба вида заблуждений показаны под символом лисиц в нашем стихе, хотя особенно он относится к заблуждениям в поведении или действиях. Эти заблуждения часто проявляются в деградации религиозных чувств у христиан и других людей через неверие, уныние, подверженность влиянию, отсутствие сдержанности, уважения, отсутствие братских чувств и безразличие. Эти недостатки присущи тем, кто действует под непосредственным влиянием самолюбия, а также эгоистичных качеств, таких, как гордость, претенциозная надменность, лень, трусость, сварливость, неискренность, алчность, отсутствие самоконтроля, чрезмерная склонность к самообороне, ненависть, недоброжелательность, плохие подозрения и т. д. Под этим символом также представлено отсутствие надлежащих общественных отношений к противоположному полу, мужу, жене, детям, родителям, братьям, сестрам, друзьям, дому и отчизне;  кроме того, грехи, возникающие из эгоизма, совместно с ошибками в  отношении самолюбивых, религиозных и общественных чувств. На самом деле, больше грехов совершается в результате  совмещения этих деградированных качеств, нежели при отдельном их проявлении. Итак, алчность  проявляется вместе с предрассудками, нечистой верой или  с отречением от любви к дому и друзьям; сварливость проявляется в комбинации с сектантством, извращенными родственными связями, ложными взглядами и т.п.

Когда наши отдельные или смешанные недостатки достигли полного развития, они соответствуют лисицам из нашего стиха; а когда они еще сравнительно невелики, приравниваются к лисятам. Наш стих обязывает нас  ловить этих лисиц, больших и малых, в интересах нас самих и других. «Ловите нам». Это значит, что каждый из нас ради блага всего собрания, как и в собственных интересах, должен пленить, сделать бессильными и если возможно почти несуществующими  эти недостатки, большие и малые. Мы делаем это потому, что наши недостатки не только вредят тем из нас, кто их имеет, но также действуют во вред нашим братьям, согласно принципу, что  заразная болезнь одного часто переходит на других. Посмотрим на некоторых из этих больших и малых лисиц и заметим, насколько небезопасны они на самом деле:

ВЫСОКОМЕРИЕ  является хитрецом в многочисленных обликах.  Оно является преувеличенной самооценкой, состоящей из чрезмерной самоуверенности, уважения к самому себе и самоудовлетворения. Оно хорошо заметно на определенном расстоянии или в символическом винограднике нашего соседа. Открытие его в себе требует кротости и искренней совести, поэтому часто его не замечают в своем собственном винограднике. Оно отравляет сам  центр христианского сердца и жизни. Бог ненавидит высокомерие (Прит.6:16,17; 16:5). Предоставление ему (высокомерию) убежища принесет поистине фатальные последствия, насколько это касается нашей полезности для Господа. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1Пет.5:5,6).

СОМНЕНИЕ  очень разрушительно – оно является противоположностью веры – противоположностью умственного оценивания и сердечного доверия в отношении Бога и Христа (Евр.11:1). Оно разрушает веру, победившую мир (1Иоан.5:4); без веры Богу угодить невозможно (Евр.11:6). Сомнение в Боге и Его Слове Истины оскорбляет Его. Поэтому, как важно поймать этого лисенка, называемого СОМНЕНИЕМ, ибо если мы позволим ему действовать беспрепятственно, то он наверняка разрушит нашу веру!

СТРАХ  (опасение) тесно связан с СОМНЕНИЕМ; поскольку кто-либо боится и смотрит с опасением на того, кому он доверяет мало или вовсе не доверяет. Недоверие и подозрение порождает страх. «Бог есть любовь» (1Иоан.4:8,16); и поэтому, соизмеримо тому, насколько мы верим Богу и любим Его прекрасный характер, открытый нам в Его драгоценном Слове, настолько мы учимся любить и чтить Его, не боясь Бога и не дрожа пред Ним. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что страх приносит мучение. Боящийся несовершен в любви» (1Иоан.4:18, KJV).

УНЫНИЕ  для некоторых может казаться маленьким приятным лисенком, которого не стоит особо остерегаться. Многие мужественно противостоят и преследуют других лисиц, в то время как этого нежат на коленях, не особо осознавая, насколько он опасен. Многие способны растрогаться по  отношению к себе, охотно думают, что их неправильно поняли и обидели, с удовольствием преувеличивают свои скорби, не расценивая их как «легкое страдание» (2Кор.4:17) и, кажется, любят «быть угнетенными». Но как мы можем «иметь надежду [отвагу]» (Иоан.16:33, KJV) и «переносить страдания, как добрый воин Иисуса Христа» (2Тим.2:3), если будем унылыми, а наш дух будет низким? Отвага в действии означает победу; уныние склоняет нас к поражению. Мы должны следить за этим лисенком;  он настолько мал и так невинно смотрит, когда незаметно вкрадывается в жизнь почти каждого христианина, в то или иное время. Поэтому этот недостаток появляется тогда, когда дела складываются иначе, чем мы ожидали, когда мы угнетены нашими недостатками и других, а также их проявлением, или же тогда, когда ответ на наши молитвы откладывается. Именно этот хитрый лисенок нанес визит Ионе под рициновым кустом (Ионы 4:4-11) и Илии под можжевельником (3Цар.19:2-18).

ЛЮБОВЬ К НАСЛАЖДЕНИЯМ И МИРСКОЙ ДУХ  являются лисицами, которые определенно уничтожат нашу духовную плодотворность, если мы позволим им совершить разрушительное дело. Чтобы соответствовать тому, что правильно и правдиво, нужна отвага, потому что обычно это непопулярно и сталкивается с оппозицией многих. Легко «идти за толпой». Наслаждения и развлечения мира обычно кажутся очень заманчивыми для плотского ума. Многие стали «более сластолюбивы, нежели боголюбивы» (2Тим.3:4). «А сластолюбивая заживо умерла» (1Тим.5:6). «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1Иоан.2:15). «Дружба с миром есть вражда против Бога! Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак.4:4). «И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим.12:2).

ПЛОТСКОЙ НРАВ.  Незрелые и несознательные христиане позволяют этому лисенку иметь слишком много привилегий; он полностью разрушает духовный рост и противоречит Божьему Слову. Мы должны от «юношеских похотей убегать» (2Тим.2:22). Должны «отложить… ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях (Еф.4:22). Свою плоть мы должны «распять со страстями и похотями» (Гал.5:24). Не нужно «попечения о плоти превращать в похоти» (Рим.13:14).

РАЗРУШИТЕЛЬНЫЙ КРИТИЦИЗМ И ВЫИСКИВАНИЕ НЕДОСТАТКОВ  являются мерзкими оскорблениями, которые часто используются для  прикрытия своих собственных недостатков. Они порождают убеждение о собственной безошибочности, самооправдание и лицемерие. Они вредят тем, кто замечает щепку в глазу брата, но не видит бревна, торчащего в собственном глазу (Луки 6:41,42).

ЗАВИСТЛИВОСТЬ И НЕОБОСНОВАННАЯ ЗАВИСТЬ  «люты, как преисподняя» (Песн.8:6). Они становятся причиной алчности, недовольства, недоброжелательности и ненависти.

РАЗНОГЛАСИЯ, ССОРЫ И СПОРЫ  можно увидеть там, где недостает покорности и кротости. В таких случаях обе стороны считают, что они правы, но обе ошибаются – поскольку эти недостатки запрещены Богом.  «Тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, ярость и гнев» (Рим.2:8). «Ничего [не делайте] по любопрению или по тщеславию (Фил.2:3, 1Тим.6:3-5).

ОБИДА И ОТПЛАТА  тесно связаны друг с другом. Насколько ловкие эти лисята. Как естественно и легко несовершенный человек дает им приют. Они очень разрушительны в отношении плодов Духа. Если мы не поймаем их вовремя и не уничтожим их усилий, они вызовут несправедливый гнев, ненависть и убийство. (1Иоан.3:15). «Ибо если живете по плоти, то умрете» (Рим.8:13).

СПЛЕТНИ, НАГОВОРЫ И ОБВИНЕНИЯ.  Какое трио лисят-проказников. Какие разрушения могут сделать они в чьем-то символическом винограднике, если совершат свое дело по отдельности или все вместе!  Божьи суды  провозглашены для них (Лев.19:16; Прит.26:20-22; 2Кор.12:20) и с ними нужно обходиться решительно тем, кто хочет оказаться среди победителей (Пс.14:1-3).

Можно было бы описать еще многих других лисиц, которые портят виноградники, но мы вспомним  только одну из них: ВМЕШАТЕЛЬСТВО В ДЕЛА ДРУГИХ. Это очередной настоящий интриган. Апостол Петр напоминает: «пусть никто из вас не страдает… как вмешивающийся в дела других» (1Петра 4:15, KJV). Иногда кажется, что посвященный   народ Господний имеет к этому большие склонности, нежели другие. Он обладает высшими стандартами, чем большинство людей и очень добросовестен. Его любовь к справедливости больше, чем до его прихода в собрание христиан, больше также его ненависть к несправедливости. Поэтому постоянно есть искушение быть недовольным чьим-то собственным (может быть, свойственным ему?) способом решения вопросов, и почти всегда  давать советы, хотят этого или нет, а также пытаться контролировать всех и все. Некоторые становятся  слишком въедливыми  в дела других людей.

Апостол Павел склоняет братство: «старайтесь вести спокойную жизнь, следя за своими собственными делами» (1Фес.4:10,11, KJV). Очевидно, некоторые в ранней Церкви были склонны к въедливости, так как и сегодня некоторые из Господнего народа обладают склонностью вмешиваться в дела других. «Хватает пса за уши, кто, проходя мимо, вмешивается в чужую ссору (Прит.26:17) – конечно он будет покусан. Это напоминает человека, который вошел в дом и пытался удержать мужа и жену от взаимных претензий только ради того, чтобы услышать от них обоих упреки против себя, с пагубными для него последствиями, из-за вмешательства в их дела. Вмешательство в дела других всегда приносит страдания и горесть тому, кто не занимается спокойно своими делами, если не в его отношениях с другими, то, по крайней мере, в его близости с Богом.

Жизненные наблюдения приводят к выводу, что многие люди в мире вмешиваются в дела других и  их многочисленные проблемы возникают из-за этой слабости. Достаточно часто кто-то использует ситуацию и, не имея на то права, начинает командовать в доме. В таких случаях обычно происходит много несправедливого. Те, кто занимает такую позицию, часто пытаются оправдать свое плохое поведение, говоря: если бы я не взялся за руль, то все было бы не так хорошо». Таковые не осознают, что являются интриганами. Подобно претензии к власти и ее узурпацию можно также заметить в различных учреждениях, организациях, клубах и даже в религиозных собраниях народа Господнего.

Данный способ поведения показывает отсутствие понимания принципов справедливости и отсутствие веры в Бога. Мы должны исполнять наши обязанности, а остальное оставить Господу. Если между братом и сестрой в собрании возникает какая-то проблема, то следите за своими собственными делами, позволяя им урегулировать ситуацию между собой. Если вы связаны с ними родственно, как родитель или дитя, то позвольте им решить вопрос между ними, и проинформируйте их об указаниях, которые Господь, как их Судья, Учитель и Пастырь дает им. Так же обстоят дела с мужем и женой. Оставьте их одних. Не вмешивайтесь. Даже, если  бы одна сторона пришла к вам и попросила совета, не спешите его давать – отказываясь выслушать эту сторону – следуйте за советом Господним.

Скажите жалующемуся лицу, что Господь дал указания и вмешательство не входит в вашу компетенцию, а также что способ поведения советуется в Ев. Мат. 18:15-17. Заметьте, что вы не имеете с этим ничего общего, разве что это касается вас непосредственно, в согласии с распоряжением, которое дал Господь. Если вас позовут вмешаться в семейные дела, то откажитесь участвовать в этом и не будьте склонными вмешиваться в их дела. Посоветуйте им прежде всего, наилучшим образом, как только можете, чтобы они урегулировали эти вопросы между собой, напоминая им слова Иисуса, «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мат.19:6); после этого заметьте, что мы не должны ничего делать для того, чтобы разлучить их или помогать в совершении их духовного развода, который уже начался. Бог призвал нас, чтобы мы были миротворцами, а не создателями проблем (Мат.5:9; Евр.12:14).

Слово виноградник используется в Библии чтобы представить народ Божий, истинный и номинальный, в отношении его сферы служения и развития (Ис.5:1-7; Мат. 20:1-16; 21:33-46). Поэтому будем же искать, ловить, противостоять, пленить, заточать и убивать всех лисиц, больших и маленьких, которых находим в себе, независимо от того, насколько милыми и забавными могут нам казаться; они нам не друзья, а враги. Итак, будем же бороться и победим эти недостатки, поселившиеся в наших умах и сердцах, чтобы быть достойными получить место, которое Господь предназначил для нас в Его Царстве.

SB ’07, 44-47; BS ’07, 43-44

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.