ПОСЛУШАНИЕ
«Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов» – 1 Цар. 15:22
«Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» – Иоан. 14:21
Наш текст из 1 Книги Царств является в определенном смысле биографией, основывающейся на словах, касающихся царя Саула и Самуила. Самуил в то время был уже в пожилом возрасте, а Саул уже некоторое время был царем над всем Израилем. По всей вероятности, Самуил почувствовал себя слишком самоуверенно, когда Господь приказал ему отправиться против Амаликитян и уничтожить негодный город: мужчин, женщин, детей и младенцев, а также овец, волов и верблюдов и всех животных.
Таким образом, Саул приготовился к битве и собрал на нее двести десять тысяч израильтян. Если мы припоминаем, то это составляло приблизительно одну треть армии Моисея, которая оставила Египет – поскольку тогда вышло шестьсот тысяч воинов. В этом конфликте под руководством Саула оказалось двести десять тысяч воинов. Поэтому это было немалое столкновение. Некоторые библейские фильмы демонстрируют небольшую горстку израильтян вокруг города, 50 или 60, но библейское описание упоминает число в сотни тысяч
Израильтяне завоевали город, убили Амаликитян, но в некоторых моментах не поступили согласно приказу. Царь Саул сохранил наибольшего грешника из этого негодного народа – царя Агага. Сами израильтяне оставили для себя лучшие особи из стад и отары. Поэтому, когда Самуил шел к ним, Господь уже сообщил Самуилу, что Он недоволен ходом битвы израильтян, а также непослушанием Саула в отношении к Богу. Саул пытался оправдать свои поступки, и говорил подобно тому, как говорил Адам в Эдемском саду: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел». Таким образом, Саул сказал: «народ же из добычи, из овец и волов, взял лучшее из заклятого, для жертвоприношения Господу Богу твоему». Самуил обращает в данном случае внимание израильтян и Саула: послушание лучше жертвы.
Мы понимаем, что жертва обозначает служение для Бога в посвящении с нашим самоотречением и пожертвованием себя Богу в нашей человеческой природе. Поэтому только такую жертву ценит Бог. Он ценит нашу посвященную службу ради исполнения Его воли, но, во-первых, и самое главное, Он требует послушания Своим заповедям.
Мы видим, что в последние годы некоторые из телевизионных евангелистов были замешаны в различных делах, благодаря которым приобретают большие количества новообращенных, но не реформируют своего собственного поведения. Один из евангелистов создал шесть фондов, которые собирал, используя их для собственной корысти. Другой поступал аморально. Бог не может принять такого служения. Прежде всего, послушание Божественному праву, а потом жертва, но лучше всего принимаются Богом и одно и другое, если совершаются в гармонии с Его волей.
Кроме того, вторая часть нашего стиха говорит: «повиновение лучше тука овнов», что значит, что следует слушать то, чему учит нас Священное Писание на тему Божественных заповедей. Кто-то может сказать: «хорошо, но причем здесь тук овнов?» Помните обсуждения Образной Скинии, там телец был большим, то есть тучным животным, и представлял человеческую природу нашего Господа Иисуса, которую жертвовал Богу в посвященной жизни сам Иисус. Это факт, что тук, когда был положен на жертвенник вместе с другими частями животного, моментально сгорал, что представляло ревность нашего Господа Иисуса, Его энергию, которую Он положил в жертву Богу, его совершенную жертву. Поэтому мы должны очень стараться, чтобы обращать внимание на то, что говорит нам Бог в связи с тем, как мы должны служить. Чтобы наша жертва могла быть принята Богом, она должна приноситься в справедливости. В этом отношении существует множество нарушений.
В Ев. от Иоанна 14:21 Иисус говорит своим слушателям: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам». Хотя слова «послушание» нет в этом стихе, оно является его главной мыслью. Оно заключено в части «Кто имеет заповеди Мои». Эти слова были частью последней проповеди нашего Господа к одиннадцати Апостолам (поскольку Иуда уже оставил их, чтобы предать нашего Господа). Нашего Господа ожидало распятие, поэтому мы можем увидеть большой смысл, которым наш Господь наделил послушание Отчей воле.
Что мы понимаем под послушанием? Послушание проявляется тогда, когда мы искренне одобряем волю другой личности, и после этого пытаемся скрупулезно исполнять ее. Мы принимаем волю другой личности как свою собственную волю и пытаемся исполнять ее требования. Смотря на это с точки зрения Божьего народа, мы принимаем волю Бога и Христа как свою собственную волю. В настоящее время Бог так постановил, что согласно Его распоряжениям мы должны быть послушны различным признанным авторитетам на земле. Как Божий народ, мы должны быть послушны Богу и Христу за благо, которое Они для нас делают, а также за те благословения, которые Они предвидели для нас. Как дети, мы должны быть послушны нашим родителям. Настолько, насколько наши родители руководствуются Божьей волей. Как жены, мы оказываем разумное послушание по отношению к нашим мужьям, поскольку они, как главы дома, являются Божьими представителями, а если мы мужья, то проявляем послушание Господу путем глубокого уважения в отношении к правам наших жен, поскольку Господь выше всех, и Он требует также любви и справедливости в семейных отношениях. Послушание должно проявляться также к нашим учителям, как светским, так и религиозным, при условии, что они не противоречат Божьей воле. Наши работодатели и правители требуют от нас подчинения их приказам на работе и в государстве, а наш Господь и Апостолы признавали их в своей жизни.
“Кто имеет заповеди Мои” – то есть, кто получил Божьи законы, принял их и с этого момента стремится быть учеником Христа. Это значит не только слушать и понимать Божьи заповеди, но принять их, взять их все для себя. Поэтому существуют определенные шаги, которые ведут к ученичеству. Это шаги к тому, чтобы оказаться в школе Христа. Первое и главное, что мы должны сделать,– это отвратиться от греха и мира, а после этого принять Иисуса как Своего личного Спасителя, а потом, согласно Римлянам 12:1, посвятить свою жизнь Богу. Этот прогресс необходим, чтобы быть учеником Иисуса Христа и быть принятым в Школу Христа. Знаю, что в некоторых собраниях проводились и, по всей вероятности, будут проводиться собрания «Школы Пророков», и хорошо, когда, обсуждая организацию таких служений в нашем собрании, мы понимаем, что эти же три шага необходимы, чтобы оказаться в «Школе Пророков». Не предлагайте участия в «Школе Пророков» кому-то, кто приходит с улицы в наше собрание. Вы не должны так делать. Некоторые собрания так поступили, и это повлекло ужасные последствия. Чтобы быть в Школе Христа и в «Школе Пророков», необходимы определенные вещи. Во-первых, нужно иметь определенные способности, которые возможно развивать, будь то способности к публичной речи, или ведению исследований в собрании, или же собрания свидетельств. В «Школе Пророков» учатся таким вещам, и их нужно выяснить для пользы новых участников.
Это значит, что тот, кто находится в «Школе Пророков», свободен от влияния привычки курения, употребления алкоголя или наркотиков. Позволение такому человеку на участие в Школе Христа является серьезной ошибкой. Чтобы принять Божьи заповеди, мы должны проявить полную активность, полное посвящение Богу. Под словами «Кто имеет заповеди Мои» наш Господь имеет в виду человека, который принимает Его учения и наследует Его, доказывая таким образом свою любовь к Нему.
Теперь переходим к словам “и соблюдает их”. Эти заповеди не являются конкретным библейским стихом. Это не Десять Заповедей. Это также не Завет Закона, поскольку Христос положил конец Завету Закона, прибивая его к Своему кресту для каждого, кто с того момента принимал Иисуса. Это освящение в самом полном смысле этого слова, не только начальное посвящение, но посвящение Богу на протяжении всей жизни. Посвящение – это труд до самой смерти, дело жизни.
Послание к Филиппийцам 2:12: “Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны… со страхом и трепетом совершайте свое спасение”. Мы знаем, что слово «страх» обозначает честь, а «трепет» не заключает в себе мысли о боязни пред Богом, но сомнения и недоверия к себе, и большей надежды на Господа.
ВРАГИ ПОСЛУШАНИЯ
Теперь рассмотрим некоторых врагов послушания. О, у нас их много! Я уверен, что вы без труда могли бы многих из них перечесть. По всей вероятности, нашим величайшим врагом является сатана, дьявол, противник. Он склоняет нас к непослушанию, и он очень стойкий в этом отношении. Он представит вам тысячу и один повод, по которому вы должны поступать его путями, вместо путей Бога, поступая скорее по его заповедям, нежели по заповедям Божиим. Он делал так в отношении к нашему Господу. Но это было безрезультатно, и он делает так с большим или меньшим успехом в отношении к Божьему народу.
Следующий враг – это мир, наша семья и наши друзья, которые стремятся к тому, чтобы отвлечь нас от пути, которым мы должны ходить. Это люди, которых мы знаем, и с которыми мы имеем дело на нашей мирской работе. Они будут высмеивать вас и насмехаться над вами, позволяя вам почувствовать их превосходство. Каждый, кто был в армии, может сказать, что, когда начальство узнает, что кто-то выступает против военной службы, то его будут расценивать как гражданина другой категории».
Иногда даже бывает, что нашими врагами являются люди различных церквей, которые являются христианами, но только по имени. Даже наши братья в определенных ситуациях могут быть нашими врагами. «Почему?, – скажете вы, – это невозможно!» О, да! Посмотрите на Апостола Петра. “Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!” Да, Петр несознательно принял сторону противника в оппозиции к делу, предназначенному Иисусу как Искупителю и Спасителю (Иоан. 3:16).
Следующий наш враг – это наша плоть, и он не является наименьшим среди них. Наша падшая плоть и мирские чувства сильно нас атакуют. Все эти вещи воюют против нового сердца, ума и воли.
ПРИМЕРЫ ПОСЛУШАНИЯ
Ной был одним из них; он построил ковчег и вошел в него. Обратим внимание на тот факт, что это был первый построенный корабль таких размеров. Он и его сыновья несколько лет работали над этим кораблем, люди насмехались над ними, однако Ной закончил его согласно с тем, что сказал Ему Бог. Он был великим примером верности. В Быт. 6:22 читаем: “И сделал Ной все: как повелел ему Бог…”
БОГ ИСПЫТЫВАЕТ АВРААМА
Следующим верным слугой Бога был Авраам. Помните ли вы, как Бог обратился к Аврааму и сказал: “пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе”. Он даже не знал, куда идет, но собрал свою семью и свое имущество, погрузил на животных и отправился в путь! Об этом читаем в Быт. 12:1-4.
Потом родился Исаак, и в определенный момент Бог сказал Аврааму, чтобы тот взял Исаака, своего возлюбленного сына, и пожертвовал его на жертвеннике на горе Мория. Но впечатляющей была сцена, когда Исаак и Авраам шли, и Исаак спросил: “Отец мой… вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?” Исаак был вместе с отцом, когда раньше они приносили жертвы Богу, и поэтому знал, что нужна жертва. Авраам не был в состоянии сказать Исааку, что он должен был стать жертвой. Он ответил: “Бог усмотрит Себе агнца”. Тогда Авраам связал Исаака и положил его на жертвенник. Какая прекрасная иллюстрация кротости нашего Господа Иисуса Христа в отношении к Отцовской воле, а также его послушания в служении Богу и посвящении Его жизни как искупительной жертвы за человечество! В Евр. 11:17 Апостол говорит: “Верой Aвраам, когда Бог испытывал его, принес Исаака в жертву” (KJV). Переживаете ли вы определенные испытания и скорби? Одно, что Бог намерен сделать для всех нас, – это серьезное испытание нас. Брат Джонсон высказал слова, которые утвердились в моей памяти: «Господь намерен проверить нас, принадлежим ли мы Ему вполне, частично или вовсе нет». Иногда Господь действует таким образом. “Верой Aвраам, когда был испытываем, принес Исаака в жертву и получил обетование тот, кто отдал в жертву своего единородного сына” (Евр. 11:17, KJV). Когда мы читаем это описание, видим, что в образе Бог не требовал, чтобы Исаак был убит, давая агнца, запутавшегося в зарослях, но в антитипе Божья любовь требовала полной жертвы Иисуса как антитипического Исаака, чтобы Он умер на кресте.
МОИСЕЙ И ИЗРАИЛЬ БЫЛИ ПОСЛУШНЫ БОГУ
Освобождение Израильтян из египетского рабства было почти невозможным, но Моисей оказался там как единственный освободитель. А как все было, когда Бог избирал Моисея? Моисей ответил: «Боже, я не могу пойти. Я не смогу сделать этого. Я не могу стать перед Фараоном. Я тяжело говорю. Я не тот человек». Бог ответил: “Аарон… будет говорить он вместо тебя”. «Что сказать мне им? С чего начать, чтобы этот великий царь позволил Израильтянам выйти?» Тогда Бог сказал Ему: «брось свой жезл на землю», и он бросил, и жезл превратился в змея. “Возьми его за хвост”. Моисей схватил змея за хвост, и он стал палкой, и пошел Моисей к фараону. Он сделал то, ради чего Бог его послал, конечно, с Божьей помощью, но Моисей был использован как орудие для освобождения Израиля. С человеческой точки зрения это было невыполнимо. “И увидели Израильтяне руку великую, которую явил Господь над Египтянами, и убоялся народ Господа и поверил Господу и Моисею, рабу Его” (Исх. 14:31).
ДАВИД И ИОВ
Давид также был послушным слугой Бога, несмотря на то, что грешил, и грешил серьёзно. Но Бог говорит, что Давид был мужем по сердцу Божьему. В Псалмах Давид многократно просит у Бога прощения за свои грехи. В 1 Цар. 15:5 читаем: “Давид делал угодное пред очами Господа и не отступал от всего того, что Он заповедал ему, во все дни жизни своей, кроме поступка с Уриею Хеттеянином”.
Вспомним также Иова с его большим богатством и несчастьем. Он потерял свои стада, которые были истреблены, его сыновья и дочери также погибли, но Иов остался верен Богу, несмотря на всё то, что ему пришлось пережить. Иногда, когда нас постигают скорби, мы говорим: «Господи, что я сделал? конечно, я делаю что-то плохое». В случае с Иовом Господь сказал противнику: “обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле” в послушании Богу. Противник ответил: «Да, он послушен Тебе, но забери у него семью и слуг, его животных, забери его здоровье, и увидишь, не похулит ли он Тебя». Но во всем этом он был верен и был в состоянии выдержать испытания, которые постигли его. Итак, Господь испытывает нас не обязательно по причине нашей неверности, но потому что мы верны и нуждаемся в таких испытаниях, чтобы получить место в Царстве. “Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!” (Иов 1:21). Во всех этих скорбях Иов не согрешил пред Богом и не приписывал Богу ничего неразумного (Иов 1:21).
СЕДРАХ, МИСАХ И АВДЕНАГО
А что мы можем сказать о пророке Данииле и трех евреях из Дан. 3:16-18? Когда три еврея ежедневно воздавали честь Богу, вавилонские князья с завистью следили за ними и предали их царю Навуходоносору, который издал такой закон: каждый, кто будет чтить кого-то иного кроме царя и большого истукана, которого он сделал, тот будет брошен в огненную печь. Какое прекрасное свидетельство веры было представлено в ответе трех евреев: “Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем (не это ли большая вера?!), и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся”. Это очевидный пример послушания Богу, несмотря на большую угрозу жестокого преследования. Тогда трех юношей поймали, связали, и самые крепкие воины царской армии, соответствующе одетые, чтобы подойти к печи, бросили их в горящую печь. Когда царь заглянул в огненную печь, то сказал: “не троих ли мужей бросили мы в огонь связанными… вот, я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня… и вид четвертого подобен сыну Божию”; в огне был кто-то подобен сыну Божию. Конечно, это наш Господь Иисус в своем предчеловеческом состоянии оказался там и сохранил трех еврейских юношей. Антитипом событий, связанных с огненной печью, является поклонение милитаризму, церковному федерационизму и сектантству. Имена трех евреев Седрах, Мисах и Авденаго. Седрах представляет Малое Стадо, Мисах – Великое Множество, а Авденаго – Молодых Достойных. Во время Века Евангелии три этих класса были испытываемы в связи с этими тремя врагами, и это представлено в огненной печи. Как в типе, так и в антитипе это было и есть тяжелое испытание.
ДАНИИЛ
Теперь читаем о пророке Данииле. Случилось это в древнем государстве Мидоперсии под царствованием Дария. Также и здесь князья завидовали Данилу, что он должен быть поставлен на высокий чин, первый после правителя империи. Князья царства были усердны в поисках законов и после использования интриг получили под ними подпись царя, который не подозревал, что подписал документ, вызывающий проблемы. Подлые мотивы руководили ими по отношению к царскому декрету. Они его так приготовили, чтобы каждый, кто будет чтить кого-то или что-то кроме царя, будет обязательно наказан смертью. Таким образом, подстрекатели могли избавиться от каждого, в ком видели угрозу для своей власти и престижа. В связи с этим враги следили за Даниилом и убедились, что он ежедневно в полдень на коленях молится Богу. Он не молился ни перед какой статуей. Они донесли об этом царю, а поскольку документ был подписан, царь слишком поздно осознал, что это была хитрость, и он не мог этого изменить, поскольку это был неизменный закон Мидии и Персии. В яму со львами бросили Даниила. В Дан. 6:10 читаем: “Даниил же, узнав, что подписан такой указ… и он три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его, как это делал он и прежде того”. В результате этого Даниила бросили ко львам. Помните, что Бог спас его от львиных пастей.
ИИСУС
Наш Господь Иисус был прекрасным примером совершенного послушания, о чем говорит Апостол Павел в Евр. 5:8: “Хотя и Сын, страданиями научился послушанию”. Апостол в Ев. от Иоанна 4:34 говорит: “Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его”. Иисус был послан в мир Богом Иеговой, Своим Отцом, чтобы стать Спасителем людей и чтобы исполнять волю Отца до самой смерти на Кресте. Заметим, что Иисус не посылал Сам Себя, чтобы быть Спасителем, но это Бог, Отец послал Его на землю.
Каждое управление несет в себе бремя ответственности. От него нельзя уклоняться или принимать поспешно без понимания того, что тот, кто становится слугой домочадцев веры, несет тем самым большую меру ответственности, и не только по отношению к домочадцам веры, но также в отношении к Господину этого дома, от которого дается любая должность. Слуга должен помнить, что неверность в управлении обязательно приведет к его отстранению (Мат. 25:28-30); подобно, как любое проявление смиренной верности с его стороны завоюет признание Учителя и домочадцев веры. Это будет означать продолжение его службы, пока Учитель не скажет: “Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю управляющим; войди в радость господина твоего” (Мат. 25:23, KJV).
МОТИВАЦИЯ К ПОСЛУШАНИЮ
Теперь переходим к словам нашего текста: “кто любит Меня”. Если мы любим Христа, если любим Иисуса, то проявляем это в нашем послушании по отношению к Господу. Любовь является вступлением к послушанию и одновременно его целью. Вначале послушание получает мотивацию из любви. Мы можем сказать: очень хорошо, но каковы другие мотивы к проявлению послушания? Можно сказать, что мотивацией к послушанию является умственная оценка, которая побуждает нас к практике послушания. Три главных качества делают это для нас. Какие три главных качества? Вера, далее надежда, а третья из них любовь. Да, вера, надежда и любовь являются тремя качествами характера, которые формируют послушание.
Это вера в Бога и Христа, вера в то, Кем они являются, какими являются личностями; вера в Их характеры, полные мудрости, силы, справедливости и любви; вера в Их слова и дела спасения для всего человечества. Это является основанием послушания. Эта вера делает нас способными к послушанию Богу и Христу даже тогда, когда наше замечание каждого аспекта Божьего Плана ограничено. Вера доверяет там, где не может найти путь. Это не означает слепой веры! Она начинается со знания, понимания и утвержденной веры в Бога и Христа. Поэтому она доверяет там, где не может видеть глазами. Это хождение более верой, нежели только видением.
Следующая – это надежда. Надеждой мы нравимся Богу и Христу и в результате этого благословляем других, а также получаем благословения для себя в Царстве. Израильтяне имели надежду на окончательные благословения от Бога в Царстве, и она им помогала, когда они старались служить Богу. “Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов”, Исх. 19:5. Милосердие и истина являются наградой за доверие Богу и Христу. “Все пути Господни – милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его”, Пс. 24:10. На протяжении всего Века Евангелии Церковь имела надежду на Божественную природу. “Которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества”, 2 Пет. 1:4. Для всех избранных Богом классов есть укрепляющая нас надежда на получение места в Царстве.
Далее – любовь, обязательная любовь к Богу и Христу, а также несамолюбивая или бескорыстная любовь. Они являются важнейшими стимулами к послушанию. Отец является источником, а Сын – Божьим представителем в проявлении этой любви Бога. Она видна в творении, провидении, искуплении, оправдании, освящении и освобождении. Это обязательная любовь к ближним, которая побуждает нас поступать с людьми так, как мы хотели бы, чтобы они поступали с нами. Кроме того, бескорыстная любовь проявляется без ожидания личной благосклонности или корысти взамен за нее, но она проявляется по причине благородных характеров Бога и Христа, а также великого дела реализации Божественного плана в прошлом, настоящем, будущем веке и в последующих веках.
Теперь, когда мы подходим к концу рассуждений на тему послушания, мы видим, какое большое значение имеет подчинение воле нашего Всемогущего Бога и Его Сына, нашего Господа Иисуса Христа; это Им мы должны оказывать наше наивысшее послушание. Поэтому любая служба, которая совершается для Бога в проповедовании Его Истины устно, печатным словом или какими-нибудь другими формами, такими как работа в Библейском Доме или в собственном доме над реализацией какого-то христианского мероприятия, работа в Интернете, работа над приготовлением к печати и распространение брошюр – должна выполняться на фундаменте истины и справедливости. Если она не совершается на таком основании, то не годится для принятия, поскольку не исполняет Божии требования. Поэтому давайте будем продолжать отдавать все, что имеем, в распространении Евангелия в согласии с истиной и справедливостью.
SB ’07, 82-88
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: