Скиния Собрания: Глава 1. Образная Скиния

 

Глава 1

Образная скиния

Стан – Двор – Скиния – Медный жертвенник – Умывальник – Стол – Светильник – Золотой жертвенник – Крышка умилостивления и Ковчег – Ворота – Первая Завеса – Вторая Завеса – Их значение и их прообразы

 

    Скиния, которую Бог приказал построить Израильскому народу в пустыне Син, в связи с чем были установлены все его религиозные службы и церемонии, была, как уверяет нас апостол Павел, “тенью будущих благ” (Евр. 8: 5; 10: 1; Кол. 2: 17). Фактически, весь народ Израиля (как и его законы, религиозные службы и церемонии) был образным. А поскольку это так, то наше понимание плана и дела спасения, как в нынешнем, так и в будущем его развитии, непременно станет лучше благодаря внимательному исследованию этих “теней”, которые израильтяне, для нашего наставления, должны были из года в год постоянно повторять, пока век Евангелия не внедрил их прообразы – действительность (1 Пет. 1: 11; Евр. 10: 1-3).

Мы останавливаемся на этой теме не просто ради обретения исторических знаний об иудейских обычаях, церемониях и богослужениях, но для того, чтобы мы могли созидаться пониманием самой сути от исследования этой тени – так как и запланировал Бог, устраивая это.

Мы не сможем по достоинству оценить эту тень, если не поймем, как заботливо Бог руководил и управлял всеми ее деталями. Сначала Он взял Моисея на гору и показал ему, каким образом должно быть все сделано. Потом Он поручил ему быть внимательным с каждой деталью – “смотри, сделай все по образу, показанному тебе на горе” (Евр. 8: 5; Исх. 25: 40). Так же было и со всеми элементами службы: каждая йота и черта должна была быть точно выполнена в образе, потому что это показывало нечто большее и более важное в будущем. А чтобы эти тени точно выполнялись, и чтобы люди не становились небрежными, обычным наказанием за всякое нарушение была смерть. Для примера смотрите Исх. 28: 43; Чис. 4: 15, 20; 17: 13; 2 Цар. 6: 6, 7; Лев. 10: 1, 2.

Осознание Божьей заботы при установлении “тени” должно не только давать нам уверенность в ее правильности, что ни одна йота или черта не пройдет, пока не исполнится (Мат. 5: 18), но и пробудить в нас такой огромный интерес к Божьему плану, который бы привел нас к внимательному исследованию и бдительному поиску значения этих теней. И это, с обещанным Божьим благословением, мы сейчас намерены сделать, имея заверение, что среди тех, которые действительно являются Божьими посвященными – Его детьми, зачатыми от Его Духа, – “всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят”.

Строительство Скинии

Указания, данные Моисею для строительства Скинии, можно найти в Исх. 25-27, а отчет о выполнении работы – в Исх. 35-40. Если вкратце, то Скиния была домом, сооруженным из определенного количества досок из дерева шиттим (акация), покрытых или окованных золотом. Их концы были помещены в серебряные подножья и прочно соединены засовами из того же дерева, покрытого золотом.

Это сооружение имело 15 футов ширины, 15 высоты и 45 длины, и было открытым с передней или восточной стороны. Накрывалось оно большим белым льняным полотном, в которое были вотканы голубые, пурпурные и алые фигуры херувимов. Открытая или передняя часть сооружения закрывалась занавесом из материала, подобного ткани покрытия. Его называли “Дверью” или первой завесой. Другая ткань из того же материала, подобным образом вытканная фигурами херувимов и называвшаяся “Завеса” (или вторая завеса), была повешена таким образом, что разделяла Скинию на две комнаты. Первая или бoльшая комната имела 15 футов ширины, 30 футов длины и называлась “Святое”.* Вторая, или задняя комната имела 15 футов ширины и 15 футов длины. Называлась она “Святое Святых”. Вот эти две комнаты и составляли, собственно, Скинию. Над ними для защиты был установлен навес. Он состоял из покрытия из кашемировой ткани, или ткани из козьей шерсти, следующим было покрытие из бараньих кож, покрашенных в красный цвет, а еще одно – из тюленьих кож (неправильно переведенных на “барсучьи кожи”).

—————–

*В английском переводе это слово часто, хотя и неправильно, переводится как “святое место”, и в таких случаях слово место будет написано курсивом, указывая, что оно было поставлено переводчиками; как, например, в Исх. 26: 33 (в рус. языке оно переведено на “святилище” – ред.). Эта ошибка приводит к значительному замешательству, потому что “Двор” был свойственно назван “святым местом”. Когда же слово место не выделено курсивом, то всегда имеется ввиду “Двор”. Смотрите Лев. 14: 13; 6: 26, 27. В некоторых местах “Святое” названо “Скинией собраний”.

“Святое Святых” или “Святилище” также иногда названо “Святым местом” – местом, написанным курсивом. Примеры: Лев. 16: 17, 20, 23 (в рус. переводе – “Святилище” – ред.). В дальнейшем, упоминая эти комнаты, мы будем называть их в частности: “Двор”, “Святое”, “Святое Святых”.

Недооценка интереса христиан к этим образным картинам, и недооценка необходимости в постоянной точности со стороны переводчиков книги Левит, скорее всего, стала причиной таких разных переводов, которые так сбивают с толку исследователя.

——————

Святой двор или Святое место

Скиния была окружена двором и находилась в его задней части. Этот двор, имеющий 75 футов ширины и 150 футов длины, был огражден забором из льняных полотен, подвешенных на серебряных крючках. Эти крючки находились на верхних концах деревянных столбов, высотой в 71/2 фута, которые стояли в массивных подножьях из меди (а не, как ошибочно переведено, из латуни), и были укреплены, как и навес на Скинии, шнурками и кольями. Все огражденное было святой землей; отсюда и название – “Святое место”, а также “Двор Скинии”. Его вход, как и дверь Скинии, был с восточной стороны и назывался “Ворота”. Эти “Ворота” были сделаны из белого льняного полотна, в котором переплелись голубые, пурпурные и алые цвета.
Следует обратить внимание, что все три входа: “Ворота” во “Двор”, “Дверь” в “Святое” и “Завеса” в “Святое Святых”, были изготовлены из того же материала и тех же цветов. Снаружи Скинии и ее “Двора” был расположен “Стан” Израиля, окружающий ее со всех сторон на почтительном расстоянии.

Предметы обустройства

Во “Дворе” было лишь два основных предмета: “Медный жертвенник” и “Умывальник” – с необходимыми для них принадлежностями.

Сразу же за воротами, напротив них, стоял “Медный жертвенник”. Он был сделан из дерева и покрыт медью – 71/2 футов ширины и длины, и 41/2 футов высоты. Для обслуживания жертвенника прилагался различный инвентарь: жаровни (называемые кадильницами) для ношения огня на “Кадильный жертвенник”, миски для крови, крючки для мяса, лопатки и т.п.

Медный Жервенник

Дальше, между “Медным жертвенником” и дверью в Скинию стоял “Умывальник”. Сделан он был из полированной меди и был наполнен водой. Здесь умывались священники перед тем, как войти в Скинию.

 

В Скинии был “Стол”, “Светильник” и “Кадильный жертвенник” в “Святом”, и “Ковчег Свидетельств” в “Святом Святых”.

Внутри Скинии в первой комнате, в “Святом”, с правой (северной) стороны стоял деревянный, покрытый золотом Стол “с хлебами предложения”. На нем были положены в две стопки 12 лепешек неквашеного хлеба с ладаном на верху каждой стопки (Лев. 24: 6, 7). Этот хлеб могли есть только священники – он был святым, и его обновляли каждый седьмой, т.е. Саббатный день.

 

Напротив “Стола с хлебами предложения” стоял “Светильник”, сделанный из чистого золота, изготовленный ковкой (чеканкой), имеющий семь ветвей, на каждой из которых находилась лампа.

 

Это был единственный источник света в “Святом”, потому что, как мы знаем, стены и заслоны закрывали естественный дневной свет, а окон там не было. О семи лампах светильника заботился (чистил, подрезал их, наполнял елеем и т.д.) сам Первосвященник, который в таких случаях должен был приносить кадило на “Золотой жертвенник”.

Дальше, ближе к “Завесе”, стоял небольшой жертвенник из дерева, покрытого золотом. Назывался он – “Золотой жертвенник”, или “Кадильный жертвенник”. На нем был только тот огонь, который приносили священники в своих кадильницах. Они клали огонь на верх “Золотого жертвенника” и крошили на него кадило (ладан), вследствие чего благоуханный ароматный дым наполнял “Святое” и проникал также за “вторую завесу” в “Святое Святых”.

 

За завесой, в “Святом Святых”, находился только один предмет – “Ковчег”. Это был прямоугольный ящик, сделанный из дерева и обложенный золотом, на котором была плита из чистого золота, называвшаяся Умилостивлением, или “Крышкой Умилостивления”. На ней были выкованы из золота (из того же куска) два херувима. Внутри “Ковчега” (под “Крышкой Умилостивления”) находились золотой сосуд с манной, расцветший жезл Аарона и две скрижали Закона (Евр. 9: 4). Над “Крышкой Умилостивления”, между двумя херувимами, сиял сверхъестественный свет, указывавший на Божественное присутствие. Это был единственный свет в “Святом Святых”.

 

Примечательно, что все предметы в Скинии были сделаны из золота, или покрыты им, тогда как все во “Дворе” было из меди. Мы полагаем, что для того, чтобы изделия были легкими и их было удобнее переносить, использовался не сплошной металл, а дерево, покрытое этими металлами. И это было очень весомым обстоятельством во время путешествия. Утварь Храма, представлявшая то же самое, была уже только из металла (3 Цар. 7: 47-50). Мы думаем, что эти два металла (золото и медь) употреблялись, чтобы указать на две различные природы – медь представляет человеческую природу в ее совершенстве, немного ниже ангельской, а золото – божественную природу, намного выше ангелов, княжеств и сил. Как золото и медь очень похожи внешне, но отличаются качеством, так человеческая природа является образом и подобием божественной, но приспособленной к земным условиям. Заметим, что устройство

Стана, Двора и Скинии,

так отчетливо отделенных и размежеванных на три главных части, представляет три различных класса, благословенных примирением. Две же части Скинии представляют два состояния одного из этих классов.

“Стан” представляет состояние всего человеческого мира в грехе, который нуждается в примирении, желает его и его благословений, хотя и смутно представляет, чего хочет и о чем тоскует. В образе “Станом” был израильский народ, отделенный от всех святых вещей завесой из белого льна. Для тех, кто находился внутри, эта завеса представляла стену веры, а для тех, кто снаружи, – стену неверия, мешавшую им видеть и иметь доступ к святым вещам внутри. В “Святое место” или “Двор” был только один вход. Так образ показывал, что есть только один путь к Богу, одни “ворота” – Иисус. “Я – путь… Никто не приходит к Отцу, как только через меня”, “Я – дверь” (Иоан. 14: 6; 10: 9).

“Двор” представляет состояние Оправдания, достигнутого через веру в Христа, “ворота”. Во время Дня Примирения в этот “Двор” могли входить только левиты (представляющие оправданных верующих). Они имели доступ к “Медному жертвеннику” и “Умывальнику”, несли службу во “Дворе”, но, будучи всего лишь левитами (верующими), не имели никакого права не только входить в Скинию, но и заглядывать в нее (Чис. 4: 19, 20). Все вещи во “Дворе” были из меди, чтобы показать, что классом, допущенным туда, были оправданные люди. “Двор” никак не представлял состояния духовного класса на протяжении Евангельского века, хотя священники также находились в нем, когда приносили жертвы и умывались.

Здание “Скинии” с двумя его частями представляет два состояния всех тех, кто подлежит перемене природы из человеческой в духовную. Первая комната, “Святое”, представляет состояние всех тех, которые (как левиты – оправданные верующие) посвятили свою человеческую природу на смерть, чтобы получить возможность стать участниками божественной природы (2 Пет. 1: 4), став зачатыми от Духа. Вторая комната, или “Святое Святых”, расположенное за “Завесой” (смертью), представляет состояние верных “победителей”, которые получат божественную природу. Они, закончив свое посвящение в смерти, будут полностью изменены, рождены из смерти в Первом воскресении к божественной природе и организму. Ни одно человеческое существо, будь оно полно веры, омыто от всякого греха, даром оправдано и посчитано совершенным в Божьих глазах, не может иметь ни места, ни привилегии в духовных вещах, представленных во внутренней части Скинии и Храма. Оно не может даже заглянуть в духовные вещи, в смысле оценить их. Но на протяжении века Евангелия такие “призываются” посвящать и жертвовать свою человеческую природу в Божьей службе и унаследовать, взамен, духовную природу – как члены тела Христа. “Душевный человек не принимает того, что от Духа… и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно” (1 Кор. 2: 14).

Тот факт, что все вещи в Скинии были сделаны из золота, представляющего божественную природу, говорит о том, что здесь показано состояние лишь тех, которые призваны к божественной природе. Только те из левитов, которые были посвящены исполнять дело жертвования (священники), имели доступ в Скинию. Следовательно, только те из дома веры, которые посвятились жертвовать себя до самой смерти, входят в божественные условия, представленные в Скинии.

Только через веру можно войти во “Двор” – в оправданное человеческое состояние. Но чтобы достичь перемены природы и стать “новыми творениями”, “участниками небесного звания”, “участниками Божеского естества”, мы должны делать нечто большее, чем просто сохранять веру, оправдывающую нас. Поэтому вход в “Святое” означает наше полное посвящение к Господней службе, наше зачатие от духа и начало прохождения нашего поприща за наградой божественной природы, условиями чего являются: верность нашему обету, распятие оправданной плоти, представление нашей человеческой воли и тела в живую жертву для Бога. Мы не должны больше искать человеческих удовольствий, чести, славы и т.п., но должны быть мертвыми для них и живыми для небесных стремлений. Однако к этому состоянию мы по-прежнему приходим через Иисуса Христа, нашего Господа, который открыл нам не только “Ворота” оправдания через веру в Его кровь, но и “Дверь” (первую завесу) в Скинию, “новый путь жизни” (как духовным существам), ведущий через и за вторую завесу, посредством жертвования нашей оправданной плоти.

Следовательно, две комнаты Скинии – “Святое” и “Святое Святых” – представляют две фазы или два этапа новой жизни, к которой мы зачаты через Святого Духа.

“Святое” представляло нынешнее состояние тех, кто зачат Богом через слово истины (Иак. 1: 18). Они, как “Новые Творения” с небесным разумом, хотя еще и “в плоти”, имеют свою настоящую (внутреннюю) жизнь и путь с Богом за первой завесой посвящения, за пределами понимания мира и непосвященных верующих. Они наслаждаются внутренним светом “золотого Светильника”, тогда как другие находятся во “тьме внешней”. Они едят особенную духовную пищу, представленную в пресных “хлебах предложения”, и жертвуют на золотом жертвеннике ароматное кадило, приемлемое только через Иисуса Христа.

“Святое Святых” представляло совершенное состояние тех новых творений, которые, будучи верными до самой смерти, получают великую награду нашего вышнего звания через участие в первом воскресении (Отк. 20: 6). Тогда, за двумя завесами – плотским умом и плотским телом, – они будут владеть и славными духовными телами, и духовным разумом. Там, за завесой, они станут подобными их Вождю и Предшественнику, вошедшему туда как наш Искупитель, и посвятившему для нас эту новую и живую дорогу – новый путь жизни (Евр. 10: 20; 1 Иоан. 3: 2).

Духовно мыслящие творения в “Святом” верой смотрят сквозь разорванную “Завесу” в “Святое Святых”, ловя проблески славы, чести и бессмертия вне плоти. Их надежда – как якорь для души, крепкий и безопасный, входящий внутрь за завесу (Евр. 6: 19; 10: 20).

Мы видим, что оправдание верой, наш первый шаг к святости, приводит нас к состоянию “мира с Богом через Господа нашего Иисуса Христа” (Рим. 5: 1). Когда наши грехи нам прощены, т.е. условно прикрыты Праведностью Христа, то мы на шаг ближе к Богу, но все еще являемся людьми – во “Дворе”. Чтобы достичь награды вышнего звания, которая исходит от Бога в Христе Иисусе, и войти через “Святое” в “Святое Святых”, мы должны идти

Следами Иисуса,

нашего Вождя и Главы – “Первосвященника исповедания нашего [т.е. Первосвященника нашего чина священства]”, “царственного священства” (Евр. 3: 1; 1 Пет. 2: 9):

1) верой в искупительную жертву Христа, представленную в Медном жертвеннике, мы входим через “Ворота” во “Двор”, преодолев завесу неверия и греха. Это шаг, который наш Господь Иисус никогда не делал, потому что не принадлежал к роду Адама. Святой, невинный, отделенный от грешников, Он никогда не был вне состояния Двора;

2) отрекаясь от нашей оправданной человеческой воли и от всех наших человеческих стремлений и надежд, мы проходим первую завесу, завесу человеческого мышления, считая нашу человеческую волю умершей. С этого времени мы больше не советуемся с ней, а только с волей Божьей. Как “новые творения” мы находимся теперь в “Святом” – в первом из “Небес”, Святых Мест (Еф. 2: 6 – Diaglott), где нас начинает освещать “Золотой Светильник” (Божье Слово) относительно духовных вещей, “глубоких вещей Божьих”; где мы ежедневно освежаемся и укрепляемся истиной, представленной в “хлебах предложения”, доступных только Священникам (Мат. 12: 4). Освященные и укрепленные таким образом, мы должны ежедневно приносить жертвы на “Золотом Жертвеннике”, приемлемые Богом через Иисуса Христа – благоуханный аромат для нашего Отца (1 Пет. 2: 5).*

————

*Слово духовные в этом тексте отсутствует в древнейшем греческом манускрипте (Синайском), и вполне очевидно почему. Жертвуются не духовные права, привилегии, жизнь и т.п., а человеческие.

————

Таким образом, все святые, все посвященные находятся теперь в “небесном” или “святом” состоянии – “сидя [в покое и общении] с Христом в [первых из них] небесах”, но, еще не вошедши в “святое святых”. Для этого необходимо пройти еще одну завесу. Как переход через предыдущую завесу представлял смерть человеческой воли, так переход через вторую завесу представляет смерть человеческого тела. Оба вида смерти необходимы, чтобы завершить нашу “жертву”. И плотской ум, и плотское тело должны остаться позади, прежде чем мы сможем войти в “святое святых” – усовершенствованные как участники божественной природы и ее духовного состояния, ибо плоть и кровь не могут унаследовать Царства Божьего (1 Кор. 15: 50. Сравните с Иоан. 3: 5, 8, 13.

Помня о трех состояниях, представленных этими тремя местами – “Станом”, “Двором” и “Скинией”, – мы в нашей следующей лекции детально изучим три класса, подлежащих этим условиям, а именно: Неверующий Мир, Оправданные Верующие и Святые, т.е. Посвященные Верующие. Они представлены соответственно Израильтянами, Левитами и Священством.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.