Глава 5
ДРУГОЙ ОБРАЗ ЖЕРТВ ПРИМИРЕНИЯ
Левит 9
Повторное представление разных подробностей жертв примирения – Моисей и Аарон вошли в Скинию, вышли и благословили народ – “Во второй раз явится для ожидающих Его” – “И после смерти – суд” – Показанное божественное принятие жертвы примирения
В этой главе мы имеем более сжатую картину дела и жертв Примирения, чем та, которую мы уже изучили (Лев. 16). Она добавляет некоторые особенности, которые в свете вышеупомянутого будут для нас интересными и полезными. Это другая картина жертв Примирения.
“И сказал Моисей: вот что повелел Господь сделать, и явится вам слава Господня. И сказал Моисей Аарону: приступи к жертвеннику и соверши жертву твою о грехе и всесожжение твое, и очисти себя [в этом нуждались те, которые должны были быть призваны стать членами в “Его Теле”] и народ [весь мир]”.
Этот образ указывал на тот факт, что наш Господь Иисус (телец жертвы за грехи) был достаточным искуплением и за “Его Тело”, “малое стадо”, и за весь мир человечества. Без участия Церкви в жертве за грех можно было вполне обойтись: мы могли избежать особенных испытаний нашего “узкого пути”, избежать жертвенных страданий и быть восстановленными к совершенству человеческой природы, как будет все человечество. Но Иегове было угодно не только избрать Иисуса для этого великого дела жертвы, но и сделать Его Вождем или Главой “Тела Его, которое есть Церковь” – чтобы ее члены, как и их Вождь, стали совершенными духовными существами через страдания во плоти в качестве жертв за грех (Евр. 2: 10; Кол. 1: 24).
Говоря о нашем близком родстве с Главой, апостол Павел пишет: “Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах [“Святое” и “Святое Святых”]. Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал [или оправдал] нас в Возлюбленном” (Еф. 1: 3, 4, 6). Бог “призвал вас благовествованием нашим для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа” (2 Фес. 2: 14), так что “если терпим, то с Ним и царствовать будем” (2 Тим. 2: 12).
После завершения своей собственной жертвы, Первосвященник должен был “сделать приношение от народа [козла], и очистить их [весь Израиль], как повелел Господь”. Как утверждает апостол Павел, эти меры для нашего участия в жертве примирения были частью Отцовского распоряжения или первоначального плана (Кол. 1: 24-26).
“И приступил Аарон к жертвеннику и заколол тельца [Евр. – молодого тельца], который за [вместо, замещает] него, в жертву за грех. Сыны Аарона поднесли ему кровь, и он омочил перст свой в крови и возложил на рога жертвенника. А тук [и т.д.]… он сжег на жертвеннике… мясо же и кожу сжег на огне вне стана. И заколол всесожжение [барана], и сыны Аарона поднесли ему кровь; он покропил ею на жертвенник со всех сторон. И они принесли ему всесожжение в кусках и голову, и он сжег на жертвеннике. А внутренности и ноги омыл и сжег со всесожжением на жертвеннике” (очень похожее описание этого образа и с тем же значением, мы видели в 16 главе).
Таким образом жертва всесожжения Иисуса горит на протяжении всего Евангельского века, доказывая всем в состоянии “Двора” (оправданным) о Божьем принятии Иисуса и принятии всех членов “Его Тела” – положенных на жертвеннике рядом с Главой.
“И принес приношение от народа, и взял от народа козла за грех [не за священников и левитов, как прежний] и заколол его, и принес его в жертву за грех, как и прежнего”, – т.е. поступил с ним точно так же, как с тельцом. Этот козел есть тем же, что и “Господний козел” в другой картине. “Козел отпущения” и иные особенности упущены в этом, более общем взгляде. Это еще одно подтверждение учения о том, что те, кто следует по Господним стопам, являются участниками жертвы за грех.
“И принес всесожжение и совершил его по [обычному] уставу. И принес приношение хлебное и наполнил им руки свои, и сжег на жертвеннике сверх утреннего всесожжения. И заколол вола и овна, которые от народа, в жертву мирную”.
Мирная жертва, как уже отмечено, представляет обет или завет. Совершенная в тесной связи с жертвой Первосвященника за грех, она означала обеты, обязательства и заветы, взятые на себя Священником и основанные на жертве за грех. Вот как в образе устанавливался мир между Иеговой и Израилем: когда была совершена жертва за грех, а жертвы всесожжения показывали ее принятие Богом, наступал мир между Иеговой и Израилем, потому что их прежний Адамов грех был образно устранен. И тогда они обязывались жить в повиновении завету, основанном на их прощении (т.е. они должны были придерживаться Закона), чтобы тот, кто будет выполнять это, мог жить ими (или быть вознагражденным за их исполнение). Но как наши жертвы за грех лучше, чем образные, так и мирная жертва или завет, заключенный посредством этих жертв, есть лучшим заветом. Таким образом, в этой мирной жертве или жертве завета Священник служит примером и тенью духовных вещей – посредника лучшего завета (Евр. 8: 6-13), через которого все люди получат благословения реституции, и таким образом смогут повиноваться совершенному закону и жить вечно.
“И поднял Аарон руки свои, обратившись к народу, и благословил его, и сошел, совершив жертву за грех, всесожжения и жертву мирную”. В этом образе мы видим тот факт, что хотя благословения не сойдут в полной мере на народ до тех пор, пока не завершатся все жертвы, однако на человечество от членов Священника частично исходит благословение даже теперь, в этом веке жертв, когда мы все еще не вошли в “Святое Святых”, в духовное состояние. И это действительно так: где бы ни были Царственные Священники, более или менее выраженные благословения исходят от них на их ближних.
“И вошли Моисей и Аарон в Скинию Собрания; и вышли, и благословили народ”
Когда завершится этот день (век) жертв, полностью собранный Священник (Глава и Тело) явится перед Богом и предоставит доказательство выполнения всех требований Справедливости к людям (миру). Заметим, что тогда как образ с 16 главы Левит разделял работу Дня Примирения и показывал все детали того, как Господняя жертва делает наши жертвы достойными принятия и т.п., то этот образ показал все дело Евангельского века в последовательных жертвах, однако в действительности соединенных в одну – все страдания целого Христа, после которых сразу последуют благословения реституции. Вход Моисея в Скинию вместе с Аароном будто говорит: Закон полностью удовлетворен, а его праведность подтверждена в жертве Христа. Закон (образно представленный в Моисее) будет свидетельствовать в пользу тех, кто был под Законом – Израиля по плоти, – чтобы все, осужденные им, также были оправданы к жизни через жертвы Священника, Который “принес Себя Самого” раз за всех.
Представленная полная жертва была “святой, благоугодной Богу”, и доказательством этого было то, что Моисей и Аарон не умерли в преддверии “Святого Святых”. После этого Моисей и Аарон вышли и вместе благословили народ. Так и в приходящем веке Христос будет благословить все народы земли (Гал. 3: 8, 16, 29; Быт. 12: 3), но при этом не будет пренебрежения или игнорирования Божьего Закона, или прощения грехов, а будет постепенное возвращение человека к совершенству – в таких условиях он будет вполне способным выполнять совершенный Закон Божий и быть за это благословенным. Получив благословение от Священника и совершенство, человек будет в состоянии выполнять Закон – повинуйся и живи – “кто делает правду, тот праведен”. И этот закон будет огромным благословением, потому что каждый желающий сможет тогда повиноваться и вечно жить в счастье и общности с Иеговой.
“И явилась слава Господня всему народу”
По мере того, как будут распространяться благословения (возвращая и поднимая человечество к умственному и физическому совершенству), будут ставать очевидными результаты. Люди – весь мир – с каждым днем все больше будут видеть Божью милосердную любовь. Таким образом “явится слава Господня и узрит всякая плоть” (Ис. 40: 5). Они постепенно начнут видеть длину, ширину, высоту и глубину Божьей любви, превышающей всякое понимание.
Следует заменить, что упомянутое здесь благословение не предназначалось для священников. Нет, они были представлены в благословляющем – в Аароне. Благословение сходило на весь народ Израиля, который образно представлял весь мир. Это и есть тем благословением мира, которое будет осуществляться посредством “Семени” – целого Христа после того, как все скорби станут дополнены Телом (Кол. 1: 24). Апостол Павел говорит об этом: “Вся тварь [человечество] совокупно стенает и мучится… и ожидает откровения сынов Божиих”. Прежде чем они получат освобождение от неволи тления (греха и смерти) и возвращение к свободе сынов Божьих (свобода от осуждения, греха, смерти и т.д.), которой наслаждался первый человеческий сын Бога, Адам (Лук. 3: 38), жертвы Дня Примирения должны быть закончены, а жертвовавшие священники должны быть одеты в славные одежды – в царственную, божественную власть и силу так освобождать людей (Рим. 8: 19-22).
Несомненно, это то самое благословение всех людей – спасение от смерти и ее жала, греха, – о котором говорит апостол Павел: “Во ????второй раз явится не для очищения греха [уже не как жертва за грех, и уже незапятнанный теми грехами, которые взял на себя за грешников], для ожидающих Его во спасение” (Евр. 9: 28). Мир видел Священника – Главу и Тело, – страдающего на протяжении этого века как жертва за грех. Иисус был представлен иудеям во плоти (как жертва за грех); и как сказал апостол Павел, так могут сказать и все последователи Христа: “Жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей” (2 Кор. 4: 11). Поскольку весь Христос был так открыт и страдал во плоти, то его члены будут и “прославлены” перед миром; “и явится слава [благословение и спасение] Господня, и узрит всякая плоть”. Когда Он явится, мы тоже явимся с Ним во славе (Кол. 3: 4).
Но этого великого Первосвященника мира узнают только “ожидающие Его”. Если бы Он должен был явиться во плоти (посреди неба или где-то еще), то это было бы явлением для всех, ожидающих Его или нет. Но как мы уже убедились, Писание учит, что Глава стал совершенным духовным существом, и Его “малое стадо” будет “подобно Ему” – духовные существа божественной природы, которых никто из людей не видел и видеть не может (1 Тим. 6: 16). Нам понятно, что мир увидит прославленную Церковь с помощью мысленного восприятия – что-то вроде того, как слепой человек может, так сказать, видеть. В этом же смысле мы сейчас видим награду, “корону жизни”, “когда смотрим не на видимое, но на невидимое [физическому взору]: ибо видимое временно, а не видимое вечно” (2 Кор. 4: 18). Так же вся Церковь нынешнего века “взирает на Иисуса” и “видит Иисуса” (Евр. 2: 9; 12: 2). Именно так, глазами понимания и благодаря свету божественного Слова, “бодрствующие” различают в надлежащее время второе присутствие Господа. А потом и весь мир, каждое око, увидит Его подобным образом, но уже в свете “пламенеющего огня Его суда” (2 Фес. 1: 8).
Это единственный способ, которым человеческие существа могут видеть или распознавать вещи на духовном уровне. Иисус выразил эту же мысль Своим ученикам: познавшие Его дух или ум, и тем самым познавшие Его Самого, подобным способом познакомятся и с Отцом. “Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего; и отныне знаете Его и видели Его” (Иоан. 8: 19; 14: 7). Только в этом смысле мир когда-то сможет видеть Бога, потому что “Бога не видел никто никогда” (“Которого никто из человеков не видел и видеть не может”); “единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил [открыл, показал] Его” (1 Тим. 6: 16; Иоан. 1: 18). Иисус открыл или заставил Своих учеников увидеть Отца, объявляя Его характер – открывая Его словами и делами как Бога Любви.
Таким же образом Лютер и другие показали (и многие увидели) папскую систему как Антихриста. Также предсказал апостол Павел, что в то время эта злая система, этот человек греха уже был объявлен, хотя многие не видят этого до сих пор.
Так и наш Господь Иисус, Глава (присутствующий теперь, чтобы собрать жемчужины) открывается сейчас живущим членам “малого стада”, хотя другие не знают о Его присутствии (Лук. 17: 26-30; Мал. 3: 17).
Так же будет и в Тысячелетнем дне, когда будет объявлен целый Христос – Священник. Он откроется лишь ожидающим Его, только они увидят Его. Но увидят они Его не физическим зрением, а так, как мы ныне видим все духовное – нашего Господа Иисуса, Отца, награду и т.п. – глазами веры. Люди не увидят Христа физическими глазами, потому что это разные уровни существования – один духовный, другой плотской. По этой же причине они никогда не увидят Иегову. Но мы [“малое стадо”, когда будем прославлены] увидим Его таким, каким Он есть, поскольку будем подобны Ему (1 Иоан. 3: 2).
Хотя сначала лишь “ожидающие Его” смогут узнать Христа как Освободителя, Который спасет их от господства смерти, однако в конечном счете это охватит весь мир, потому что способ объявления будет такой, что все должны увидеть. “Узрит Его каждое око”, все в гробах, поднятые тогда, и даже те, которые пронзили Его, осознают, что распяли Господа Славы. “Господь объявится [на небе? Нет!] “в пламенеющем огне [суде] совершающего отмщение не познавшим [не признавшим] Бога и [также тем] не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа” (2 Фес. 1: 8). При таких обстоятельствах это не займет много времени, чтобы все человечество узнало Его. Теперь добрые страдают, но потом “увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему”, ибо в этот день разница будет очевидной (Мал. 3: 15-18). Тогда все, ясно видящее, могут через принятие Христа и Его дара жизни иметь под Новым Заветом вечную жизнь, потому что “уповаем на Бога живого, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных” (1 Тим. 4: 10).
“И после смерти – суд”
Стих, напрямую связанный с нашей темой (что видно из контекста), который, возможно, как никакой другой из Библии подвергается частому искажению и непониманию, звучит так: “И как человекам [Аарону и его преемникам, которые были лишь образами Первосвященника нового творения] положено однажды умереть [образно, как было показано в смерти животных], а потом [как результат этих жертв] суд [Божий, одобряющий или не одобряющий жертву], так и Христос, однажды принесши Себя в жертву [что уже никогда не повторится], чтобы подъять грехи многих [“всякого человека”], во второй раз явится не для очищения греха [ни незапятнанный грехами, которые взял на Себя, ни для повторения жертвы за грех], а для ожидаемых Его во спасение” – чтобы дать вечную жизнь всем желающим на Божьих условиях веры и послушания (Евр. 9: 27, 28).
Каждый раз, когда Священник в День Примирения входил в “Святое Святых”, он рисковал своей жизнью, потому что, если бы его жертва оказалась несовершенной, он умер бы, минуя “Вторую Завесу”. Ни он сам не был бы принят в “Святое Святых”, ни его несовершенная жертва не была бы принята как примирение за грехи людей. Поэтому любая неточность означала его смерть и осуждение всех тех, за грехи которых он пытался совершить примирение. Это и был тот “суд”, о котором упоминается в нашем стихе, и которому подвергались ежегодно образные священники. От благоприятного перехода через этот суд зависела жизнь священника и ежегодное образное примирение за грехи народа.
Наш великий Первосвященник Иисус Христос прошел под прообразной Второй Завесой, когда умер на Голгофе. И если бы Его жертва каким-то образом или в какой-то степени была несовершенной, Он никогда не воскрес бы из мертвых – “суд” справедливости восстал бы против Него. Но Его воскресение третьего дня доказало, что Его дело выполнено совершенно, и оно выдержало испытание божественного “суда” (смотрите Деян. 17: 31).
Еще одним доказательством того, что наш Господь прошел этот “суд” успешно, раз за всех, и что Его жертва была принятой, было благословение Пятидесятницы. И это было предвкушением еще больших будущих благ и излияния на всякую плоть (Иоил. 2: 28), гарантия или заверение, что в конечном счете Он (и мы в Нем) выйдет благословить людей – мир, за грехи которого наш Господь полностью совершил полное и приемлемое примирение.
Любое другое объяснение этого стиха, убеждающее, что он относится к смерти человечества в общем, полностью опровергается и отбрасывается самим контекстом.
Многие ожидали с неизвестно какой стороны прихода лучших времен – устранения каким-то образом проклятия греха, смерти и зла в общем, и не понимали такой долгой задержки. Они не понимают, что необходима жертва “Дня Примирения”, и что она должна быть завершена до того, как могут наступить слава и благословение. Не видят они и того, что Церковь, “малое стадо”, “избранные”, являются соучастниками в жертве Христа и Его страданиях, а потом и соучастниками будущей славы. “Вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; ожидает [в неведении] откровения [Церкви] сынов Божиих” (Рим. 8: 19, 22).
Более того, если образный священник представлял и “тело” и “главу” прообразного Священника, Христа, то этот “суд” должен пройти каждый член Церкви; хотя многие были призваны, все же никто не будет избранным и окончательно принятым как “член” Тела Христа (ветвь истинной Виноградной Лозы), если не станет “победителем” – верным до самой смерти (Отк. 3: 21). Это означает, что они должны достичь не совершенства плоти, а совершенства сердца, воли, намерений; они должны быть “чистого сердца”; сокровище должно быть из чистого золота, испытанного в горне, хотя его нынешний ларец – это лишь несовершенный земной сосуд.
Божественное принятие будет явным
“И вышел огонь от Господа и сжег на жертвеннике всесожжение и тук; и видел весь народ, и воскликнул от радости и пал на лицо свое” – преклонялся. Это та же мысль, только выраженная в иной форме. Огонь представлял Божье принятие. То, что его видел народ, говорит о том, что мир осознает эту жертву и ее ценность в Божьих глазах как цену своего освобождения от смерти и могилы. И когда он осознает ее, то преклонится перед Иеговой и Его представителем – Священником.
То, что этого еще не случилось, очевидно. Бог еще не показал огнем Своего принятия великой жертвы Дня Примирения; народ еще не воскликнул и не пал на свое лицо, отдавая честь Великому Царю и Его представителю. Нет, мир все еще лежит во зле (1 Иоан. 5: 19); бог мира сего и дальше так или иначе ослепляет почти все человечество (2 Кор. 4: 4); тьма продолжает покрывать землю, а мрак – народы (Ис. 60: 2). И не стоит надеяться на великие благословения реституции, представленные в этом образе, пока все члены Церкви, “Тела” великого Первосвященника, не пройдут за Вторую Завесу (действительную смерть) в “Святое Святых” через изменение воскресением. Кроме того эти “благословения” начнут осуществляться не раньше окончания великого времени скорби. Тогда человеческий мир, наказанный, отрезвленный и смиренный, в основном будет “ожидать” и “искать” великого Христа, Семя Авраама, чтобы Тот благословил его и поднимал.
Как прекрасно говорят эти образы о полном искуплении за всех людей, а также о реституции и благословении, доступных для всех!
Ничто в этих образах не различает живых и мертвых, и некоторые могут быть склонны полагать, что когда завершатся жертвы Первосвященника и начнется благословение, то лишь живущие тогда извлекут из них огромную пользу. Но мы отвечаем, нет: с Божьей точки зрения живые и мертвые одинаковы. Он говорит о всех них, как о мертвых. Все подпали под Адамов приговор смерти, и та маленькая искорка жизни, тлеющая в каждом человеке, является в действительности лишь стадией умирания. Из-за греха Адама весь человеческий род мертв, но с окончанием прообразного “Дня Примирения” благословения оправдания и жизни разольются на всех – на условиях, которые всем будут под силу. Тогда все желающие смогут получить обратно от своего Жизнедателя и Искупителя все, что утратили в Адаме – жизнь, свободу, Божью благосклонность и т.п. – и те, которые ушли вниз дорогой, ведущей к смерти, как и те, которые все еще задерживаются на краю – “в долине смертной тени”.
Вот цель прообразных жертв за грех: освободить “всех людей”, все человечество от господства греха и смерти; возвратить их к совершенству существования, которое необходимо для совершенного счастья и примирения с Творцом.
Вот оно, то большое благословение, которое должно прийти на все народы земли через Семя Авраама. Это было той радостной вестью, которая предвещалась Аврааму, как мы и читаем: “И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников [все человечество], предвозвестило Аврааму: “В тебе благословятся [будут оправданы] все народы”… И семени твоему, которое есть Христос [сначала Глава, а потом Тело]… Если же вы Христовы [члены Его], то вы Семя Авраамово и по обетованию наследники”, к которым это относится, – то есть один из благословляющих классов, Семя Авраама, которое будет благословить все народы земли (Гал. 3: 8, 16, 29). Но прежде чем придут благословения, это “Семя” должно быть собрано; и это показано в выше упомянутом образе: жертва за грех должна была быть завершена, прежде чем (в ее результате) могли сойти благословения.
То, что лишь один Первосвященник имел право входить в “Святое Святых” раз в год для совершения примирения, не означает, что ни он, ни другие священники никогда не входили туда в течение следующих дней – после того, как “День Примирения” завершил дело полного примирения за грехи. Наоборот, Первосвященник входил туда довольно часто и потом. Он входил в “Святое Святых” каждый раз, когда спрашивал у Иеговы что-то по поводу добросостояния Израиля и т.п., используя нагрудник суда, Урим и Туммим. Вдобавок, когда Израилю необходимо было разобрать стан, а это происходило довольно часто, священники входили внутрь, чтобы снять “завесы” и завернуть ковчег и другие священные вещи, прежде чем Левитам позволено было их переносить (Чис. 4: 5-16).
И каждый раз, когда кто-то из сынов Израиля приносил к священникам жертву за грех (когда уже завершились жертвы Дня Примирения), все они ели ее в “Святом Святых” (Чис. 18: 10). Так будет и в прообразе, когда завершится нынешний “День Примирения”: “Царственное Священство” будет в “Святом Святых”, т.е. в совершенном духовном состоянии, и там будет принимать (есть) жертвы за грех, приносимые миром за свои собственные проступки (не за первоначальный грех Адама, уже аннулированный “Днем Примирения”). В этом совершенном духовном состоянии Священство будет наставлять в каждом вопросе. Это и было представлено в решениях и ответах, которые давались Израилю с помощью Урим и Туммим.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: