Тьма Внешняя

ТЬМА ВНЕШНЯЯ

“А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю” Мат. 25:30

В Священном Писании “тьма внешняя”, тьма мира сего, часто упоминается в противопоставлении с внутренним светом, светом Истины, объявленным Богом. Наш Господь сказал: “Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат”. Кроме того, Апостол напоминает нам, что мы были перенесены из тьмы к чудному Божественному свету. Мир в общем представлен как находящийся во тьме, как неспособный увидеть свет Истины. Также сказано, что свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Некоторые люди спят и не видят света, в то время как другие в мире слишком сильно пробуждены к земным целям и мирским амбициям и планам, но полностью слепы в отношении Божественных намерений.

Определенному классу людей, которые обладают определенными характерными качествами ума, Бог охотно открывает свет и ведет их с помощью этого света по правильному пути. Такие люди, которые находят возможности, все лучше используют их и идут этим путем, называются “чадами света”, тогда как другие, которые идут в противоположном направлении, названы “сынами тьмы”. Обращаясь к некоторым чадам света, наш Господь сказал: “Вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах и неясных словах, так что они видя не видят и слыша не разумеют” (Лк. 8:10). (Смотри также Пс. 77:2 в переводе KJV – прим. перев.).

Такая способность понимания “дается”, но она не дается всем; она дается лишь тем, которые обладают определенными качествами характера. Только им свет приносит пользу; другим же в настоящее время он был бы более или менее вреден. Подобно Господу Иисусу, мы можем благодарить Бога за то, что ныне намерения Бога сокрыты от мудрых и разумных, а открыты только “младенцам”. Если бы они обладали этим светом, то это обозначало бы определенный вред для них самих, а также было бы нарушением Божественных намерений и распоряжений. Например, Святой Петр говорит нам, что те, которые распяли Господа, сделали это в неведении, ослеплении и тьме, “ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы”; хотя их сердца были злыми, они могли бы регулировать свое поведение через большее знание Божественного намерения.

В Ев. Матфея 6:22,23 наш Господь говорит о состоянии сердца и о том, как оно влияет на нашу способность видеть либо не замечать Божественные истины. Он говорит: “если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно!” Далее добавляет: “Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?” Вероятнее всего, наш Господь использует буквальное око и буквальное тело как иллюстрацию, чтобы обратить наше внимание на более важные очи умственного наблюдения и чести, а также их способность благословлять, вести и руководить действиями тела.

Отдельный глаз может обозначать постоянное стремление к цели или намерения сердца в отношении к Богу, поскольку в следующем стихе наш Господь обращает внимание на тот факт, что есть только два господина – добрый и злой, справедливость и грех, Бог и сатана. Те, которые находятся во власти сатаны, полностью ослеплены; “для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа” (2Кор. 4:4). Единственными не ослепленными являются слуги Бога, а степень ясности их зрения зависит от единства их глаз, единства сердца, стойкости в стремлении к цели, их лояльности к одному Учителю и принципам Его власти.

Всех, кто увидел свет “настоящей истины”, есть повод поздравить с тем, что они перешли из тьмы к свету, освободились от царства тьмы к Царству дорогого Божьего Сына, от власти сатаны, как его слуги, и стали учениками Христа и слугами Бога. Святой Петр говорит о нашем перенесении из тьмы к Его прекрасному свету. Апостол Павел говорит: “Мы – не сыны ночи, ни тьмы”. Святой Иоанн говорит: “Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы” и “тьма проходит и истинный свет уже светит. Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме”.

ЕДИНОЕ ОКО ЛЮБВИ

Мы хотим обратить внимание на то, что как наши естественные тела оснащены хорошим зрением, также мы, как христиане, имеем ясность духовного зрения, пропорциональную нашей лояльности в отношении к Господу и освящающему влиянию Его духа святости, духа любви.

Возникает вопрос: возможно ли, чтобы кто-либо из нас после перехода из тьмы к прекрасному Господнему свету, оставил этот свет? Библия отвечает, что такое возможно. Она говорит, что в определенных случаях Бог отталкивает людей от света во “тьму внешнюю”, которая наполняет весь мир; что это ведет к неверности в отношении к Господу и принципам Его учений.

Мы могли бы предположить, что те, кто был выброшен во “тьму внешнюю”, будь то быстро или постепенно, должны быть очень огорчены. Но наоборот, есть все поводы верить, что мир, находящийся во “тьме внешней”, не очень огорчен, даже наоборот, как показывает наш Господь, он “более возлюбил тьму, нежели свет”, поскольку находится в злом состоянии, так как не имеет духа Господнего, духа любви. Вывод прост: те, которые когда-то находились в свете и оставили его, идя к тьме, будут чувствовать удовлетворение, подобно, как и те, которые никогда не приближались к свету “настоящей истины”; они даже хвастаются этой тьмой и исполнены большой злобой, критикуя свет и тех, которые в нем пребывает, поскольку они ненавидят свет.

В процитированном выше стихе, под символом отдельного ока Господь показал единство цели и единство сердца, которые должны характеризовать всех, становящихся Его истинными учениками или детьми света. Господь дает даже понять, что те, которые теряют единство сердца, единство ока, единство цели, а потом идут во тьму, находятся в некотором смысле в еще большей тьме, чем те, которые никогда не видели света. Он говорит: “Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?” Наш опыт вполне это подтверждает. Кажется, что те, которые когда-то пребывали в свете Господнего лица, в свете Божественного Слова и его теряют, находятся в намного более жалком состоянии, чем в общем мир, который никогда не испытал открытия очей понимания. Кажется, что другие люди в мире не способны так нарушать дух любви, дух истины, дух праведности, дух справедливости. Оказывается, что они в состоянии говорить, делать и мыслить более подлым, безжалостным и злым образом, чем до того, как были освещены.

Мы на протяжении многих лет пытались понять смысл этого факта, который больно проявляется в отношении к нам в разных ситуациям, и мы уверены, что нашли тому правильное обоснование:

СТАНДАРТ МИРА СЕГО против ОТСУТСТВИЯ СТАНДАРТА

Обычный человек руководит своими поступками, словами и мыслями в значительной степени под влиянием действий и слов своих товарищей. На обычного человека наибольшее влияние оказывает то, что о его словах или поведении думает его общественная группа. Это сопоставление себя с другими людьми такой же репутации или положения и оценка поведения под призмой того, что о нем думают другие, кажется, является единственным стандартом, которым руководствуется весь мир. Он не различает четко принципов праведности, справедливости, истины и любви. Но когда наступает истинное обращение к Господу, тогда его глаза понимания открываются, перед ним появляются новые стандарты. Он слышит тогда слова Учителя: “будьте… как Отец ваш небесный” и “подражайте мне”, а также “возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня”. У некоторых есть проблемы с косоглазием и они пытаются служить двум господам и поступать согласно двум стандартам, один из которых нравится Господу; также они пытаются следовать земным образцам, как делали это и раньше. Но этот путь оказывается весьма неудовлетворительным; он не получает ни Божьего одобрения ни одобрения мирских друзей. Те же, которые имеют единое око, одну цель, говорят сами себе совершенно противоположно:

“Я должен быть верен моему Господу,

который купил меня Своею кровью”.

Такие быстро убеждаются, что мир находится во тьме, и что стремление быть в согласии с ним согласно мирским образцам, обозначало бы отсутствие развития из милости в милость, из знания в знание и из славы в славу под руководством Учителя, который повелевает нам идти Его следами. Те, которые имеют единое око, вполне свободны от мирских образцов, которые ранее были их руководством, и они обращаются к Господу, а смотря на Него, имеют лучшее руководство, высочайший стандарт, который только можно себе представить. Смотря на него, наследуя Иисуса, они все больше оценивают длину, ширину, высоту и глубину Божественной милости и справедливости, и стараются все больше преобразовываться во всех своих словах, мыслях и делах согласно славному образцу. Их единое око дает им полномочия и способность ясно видеть этот образец. Как же благословенно их состояние! Будучи проинформированы примером Господа и Его словом милости и истины, они ежедневно пробуждаются к обновленной жизни, наследуя характер их Искупителя, и становятся достойными Царства и воскресения в нем.

ГОСПОДЬ БУДЕТ СУДИТЬ НАРОД СВОЙ

Божественным намерением является не только призвать имеющих единое око и единство сердца, научить и вести их, но также испытать их и наделить опытом. Мы читаем: Господь, ваш Бог, испытывает вас, чтобы узнать, любите ли вы Его всем сердцем и всей душой (Втор. 13:3, Совр. Рус. Перевод). Тестом для послушания является Божий Закон – наивысшая любовь к Богу и абсолютная справедливость в отношении к ближнему – любовь к нему, как к самому себе. Кроме того, посвященные имеют Новую Заповедь – любить друг друга так, как их возлюбил Искупитель – отречься от всего в пользу другого, до степени послушания Господу. Если кто-то окажется верным в этом испытании, то это будет означать, что он достоин Царства. Если человек не устоит в этих испытаниях, то это будет означать, что он будет удален от света; он удалится от света настолько, что то, что когда-то было для него светлым, будет казаться темным, а дела тьмы будут казаться правильными, справедливыми и надлежащими.

Нам не стоит жаловаться на пробы и испытания, которые Господь посчитает необходимыми; мы не должны требовать, чтобы те, которых мы любим, были сохранены в свете и, в конце концов, были приняты в Царство. Мы должны, скорее, проявлять послушание Господу, продемонстрировать нашу любовь к Нему от всего сердца, ума, души и силы, находясь в согласии с Божественными распоряжениями и судами. Господь избирает посвященных для Царства. Он дал нам привилегию сотрудничать с Ним в этом деле, но согласно Его указаниям. Решение принимает Господь. Если они не сберегут единого ока, единства сердца, что тогда? Если кто-то оставит развитие духа любви, духа святости, духа Божьего, то неминуемо отпадет, а свет, который есть в нем, станет тьмой – большей тьмой. Вместо духа любви, пример которого показал наш Господь, который отдал Свою жизнь за нас, дух ненависти, зависти и злобы займет его место; а дух убийства, несмотря на сомнения, будет действовать. Философия их пути такова: Когда они теряют Господний дух, дух справедливости и любви, дух доброжелательности, милосердия и истины, они теряют надзор, руководство и контроль Господа. А поскольку раньше они отвергли принципы и влияния, которые руководят миром в общем, то они остаются без какого-либо руководства или ограничений в отношении к своему жизненному пути. Они не только поступают вопреки Божественным стандартам, но нарушают принципы справедливости и хороших манер в слове и поведении, которыми руководствуется мир в общем и которые его сопровождают. Именно поэтому, те, которые когда-то пребывали в свете настоящей Истины, но потом оставили ее, могут думать, говорить и совершать поступки более подлые и заслуживающие большего презрения, чем люди в миру, которые и дальше получают помощь к порядку и хорошим манерам в виде напоминания о том, что их друзья могут думать об их пути, их словах и поведении.

ХОЖДЕНИЕ ВО СВЕТЕ

В завершение советуем и призываем всех, кто однажды был освещен и получил определенную меру Святого Духа, кто вкусил благого Божьего Слова и силы будущего Века, быть ревностным в сохранении того положения, которого они уже достигли. Призываем их приближаться в своем характере к подобию дорогого Божьего Сына, чтобы они совершенствовались в любви и оставили всякие плохие качества характера: гнев, злость, ненависть, зависть, споры. Ибо если какое-то из этих качеств сохранится, они будут ослеплены и окажутся во “тьме внешней”. Более того, мы советуем, чтобы они развивали все достоинства Господнего Духа: кротость, смирение, терпение, долготерпение, братолюбие и любовь. Они должны укреплять и развивать характер подобно Искупителю, который, согласно Божественному повелению, должен быть достигнут каждым, кто получит вечную жизнь в Царстве. Дальше Апостол показывает, что если мы будем делать это, то обязательно не упадем, но получим славный вход в Тысячелетнее Царство нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа.

 

BS, №859, ’10,55-57; SB, №236, ’10,55-58

Библейское Знамя №38, Январь-Март 2011

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.