Единородный Сын

ЕДИНОРОДНЫЙ СЫН

«В начале было Слово [Логос], и Слово было с Богом, и Слово было Бог. Оно было в начале с Богом, Все чрез Него возникло, и без Него ничто не возникло, что возникло»

Иоанна 1:1-3 (перевод Кассиана)

Рассмотрим первый творческий акт, касающийся разумных созданий. Задолго до сотворения человека, прежде, чем наша земля была выведена из состояния хаоса, задолго до сотворения ангелов и херувимов, Божественная мудрость и сила создали Сына на духовном уровне существования – Первородного Иеговы – полного славы, совершенного, прекрасного, по собственному образу и подобию Бога. Это прекрасное Существо в нашем стихе названо Логосом (на греческом), Словом, Посланником, Проявлением Бога. В Ветхом Завете есть символическое упоминание о Нем как о «Мудрости» в словах: «Господь создал меня в начале пути Своего, прежде созданий Своих, искони… И была я у Него питомицею, и была радостью каждый день, веселясь пред Ним все время» (Прит. 8:22-30, Танах). Об этом могущественном, представленном в образе Мудрости, Апостол Павел говорит, что Он является «первородным всего творения» (Кол. 1:15,18, Живой Поток). Подобно о Нем говорит псалмопевец, как о «первенце [Иеговы], превыше царей земли» (Пс. 88:28). Сам Иисус говорит о Себе как о Том, кто имел предчеловеческое существование, такими словами: «Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего [туда], где был прежде?» (Ин. 6:62). В видении Откровения прославленный, превознесенный Христос высказал ту же великую истину, что был «началом создания Божия» (Откр. 3:14). И еще сказал: «Я есмь Первый и Последний» (Откр. 1:17; 2:8).

СЫН ПРЕВОСХОДЯЩИЙ ОСТАЛЬНЫХ

Все эти стихи подтверждают слова нашего текста, что Тот, кто потом стал Искупителем мира, задолго до того был важнейшим сыном Бога в духовной сфере. Он был первым не только по старшинству, но и в славе, достоинстве и положении, был выше всех остальных духовных сынов Бога, ни один из которых не был таким, как Он – непосредственным творением Иеговы. Все было сделано через Логоса, и без Него ничто не было сделано, что было сделано (Ин. 1:3, KJV). Он не был Создателем в первостепенном, но во второстепенном значении этого слова. Он был активным представителем Иеговы во всех Его творческих делах, поэтому, Он не только был первым из всех созданий, но лично был также последним непосредственным творением Иеговы (Ин. 1:1-3). С этим согласны слова Апостола Павла: «Отец, из Которого все… Иисус Христос, Которым все». Безусловно, многие не в состоянии понять не только божественную личность Иеговы, но и величие Того, кто назван «Сыном Божьим». Было время, когда Божий народ не имел Библии на своих собственных языках, и когда образование, даже на уровне чтения, было весьма ограничено, никто не имел таких прекрасных библейских пособий (со ссылками и содержанием), какие сегодня есть везде. Нас не должно удивлять то, что в те давние времена запутанные заблуждения закрадывались в традиционную веру Церкви. Евреи утверждали, что Иисус из Назарета был обманщиком и что Его великие дела совершались под влиянием падшего ангела, Веельзевула. Должно ли нас удивлять то, что в пылу дискуссий некоторые из последователей Иисуса выдвигали в Его адрес преувеличенные утверждения, пытаясь противостоять теории, что Он был грешен?

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЛОЖНЫХ УТВЕРЖДЕНИЙ

Поэтому мы не должны быть удивлены, что уже вначале III века были выдвинуты утверждения от имени Христа и Его Апостолов, которых ни Господь, ни они никогда не одобряли. Апостолы свидетельствовали о Нем, что Он является «Сыном Божиим в силе» и что был «святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников» (Евр. 7:26). Господь говорил о себе: «Отец Мой более Меня»; «Который над всеми»; «Он послал Меня»; «Не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Ин. 5:30); «Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце». Это правда, что Он сказал: «Я и Отец – одно», но Он показал, в чем заключается это единство – что это было единство воли, цели и дела. Поскольку Он полностью подчинил Свою волю воле Отца и принял отчую волю как Свою собственную, то именно поэтому они едины. Господь снова показал это единство, когда молился за своих учеников: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе… да будут едино, как Мы едино» (Ин. 17:11,21,22). Очевидно, Господь не молился, чтобы все Его ученики стали одной личностью или существом, но чтобы благодаря верности и послушанию Слову и духу Бога они должны достичь единства ума, единства сердца и единства характера. И Он сказал, что такого рода единство существует между Небесным Отцом и Им Самим.

Отступая от простоты учений нашего Господа и Апостолов, некоторые бросились в крайности, проповедуя, что Иисус был Своим собственным Отцом; что выражения Отец, Сын и Святой Дух относятся к одной личности или существу, которое открылось человечеству тремя разными способами, соответствующими этим именам – один Бог в трех проявлениях. Некоторые приняли еще другой взгляд и утверждали, что Отец, Сын и Святой Дух – это три Бога, действующие как один. Пропорционально тому, как эти небиблейские человеческие теории были приняты, возникло замешательство. Когда возникал вопрос, как логически три личности могли быть одной личностью или существом, и как одна личность или существо могла быть тремя личностями, разными в славе и могуществе, то не мог быть дан никакой ответ. Тогда была использована хитрость, говоря: «Это великая тайна, которой никто не может объяснить». Зная структуру человеческой природы, нас не должно удивлять, что некоторые противостояли этим крайним взглядам, падая в другую крайность и утверждая, что Иисус был всего лишь человеком, что родился так, как и все остальные люди, что Иосиф был Его отцом и т.п. Таким образом, мы видим, какова опасность каждого отклонения от точных учений Божьего Слова.

СУЩЕСТВОВАНИЕ ТРЕХ БОГОВ НЕБИБЛЕЙСКОЕ

В Библии нет ничего, что свидетельствовало бы о многобожии. Есть один стих, который цитируется в подтверждение этого взгляда и который на первый взгляд его поддерживает (1Ин. 5:7), но осведомленные ученые знают, что он был подделан; некоторые слова, которых нет в ранних манускриптах, были добавлены в XIV веке. Эти добавленные слова делают это предложение абсолютно бессмысленным. Когда вы откроете Библию на этом стихе, то можете вычеркнуть ошибочные слова из 7 стиха: «на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино»; а также в 8 стихе слова: «И три свидетельствуют на земле». После удаления из вдохновленного Слова этих ошибочных вставок, неправдивых слов, добавленных только для того, чтобы ввести в заблуждение, поскольку нет ни единого библейского стиха, поддерживающего учение о трех Богах, мы будем в состоянии прочитать этот отрывок Божьего Слова в его чистоте и простое. Теперь прочитаем подлинный стих: «Ибо три свидетельствуют: дух, вода и кровь». Удаление «таинственной» части стиха приводит к тому, что этот отрывок вполне согласуется со всей Библией, которая говорит: «Но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1Кор. 8:6). Насколько бессмысленно звучит этот стих в стандартном переводе, утверждая, что Отец, Слово и Святой Дух свидетельствуют на небе о том, что Иисус Христос есть Сын Божий!

Чистое Божье Слово просто и прекрасно представляет факт, что великий Творец, Отец всех благостей, является Богом Иеговой, и что Он имеет единородного Сына, который также должен быть Спасителем или Освободителем всех из Адамова рода, которые захотят принять явленную в Нем Божью милость. И есть только один святой дух, «дух истины», «дух мудрости», «дух здравого смысла», дух силы, энергии, воли и разума Отца – который также является духом Сына и который также должен быть духом, склонностью, разумом и волей всех тех, которые в Евангельском Веке приходили к Отцу как сыны, приходя через Иисуса Христа (Ис. 11:12).

ИИСУС УДОСТОЕН ЧЕСТИ

Прежде, чем в каком-либо смысле началось творческое дело, Бог был Один – во Вселенной не было ни единого другого существа кроме Него. Начальным творческим актом Бога было создание Его единородного Сына на духовном уровне существования. Кроме этого творческого акта Бог держал в уме прекрасные цели в великом плане на всю будущность. Они включали сотворение разумных существ в духовном мире и миллиарды галактик и солнечных систем, формирующих Вселенную. Затем были созданы прекрасные условия для нашей солнечной системы, для планеты Земля и для человечества. В Плане Великого Архитектора были продуманы различные требования, связанные с допущением зла и искуплением человека из греха, а также наказанием за него. Кроме того, было спроектировано возвращение падшего человечества к первоначальному состоянию через Царство Мессии и славное дело вечности среди будущих творений. Но как сказал Господь, Отец сохранил все это в Своей собственной силе – в Своем уме. Он не открыл их ангелам, ни даже Своему весьма возлюбленному «единородному Сыну». Заметьте, как в Откр. 5:1 эта Божественная тайна или Божественная цель была символически представлена в книжном свитке в руках Иеговы. Мы понимаем, что это откровение было дано Агнцу, Тому Единородному, после Его посвящения в Иордане и исполнения его до самой смерти на Голгофе, когда Он взошел на небеса и был прославлен одесную величия Отца. Но прежде чем Логос стал плотью, прежде чем решился стать Искупителем человека, Небесный Отец представил ему это прекрасное предложение – что у Него есть план, книжный свиток, и что исполнение этого плана будет доверено тому, кто будет этого достоин, оказав верность Божьей Воле (Откр. 5:2,5).

РАДОСТЬ, ПРЕДСТАВЛЕННАЯ ЛОГОСУ

Читаем, что Бог послал в мир Своего единородного Сына, но мы не должны считать, что Бог приказал Ему, и отказ обозначал бы негодование Бога и унижение Иисуса. Наоборот, мы хорошо понимаем данный вопрос, когда размышляем над словами Апостола. Он говорит, что Мессия оставил славу, которую имел у Отца до создания мира, унизил самого Себя, принимая образ человека (значительно более низкую природу), а затем посвятился до самой смерти – а все это Он сделал ради той радости, которая была представлена перед Ним Отцом (Евр. 12:2, Современный Перевод). Радостью, которая была предложена Иисусу, было: (1) возможность служить благим целям Небесного Отца; (2) возможность поднять человечество из состояния греха и смерти, в котором оно оказалось из-за непослушания отца Адама; (3) получение обещанной славы и величия в Мессианском Царстве, благодаря которому человечество будет благословенно и поднято; (4) получение особенного класса Невесты, который должен был быть избран из искупленного человечества. Этот класс Невесты должен был состоять из евреев и христиан, которые докажут, что достоинства их характеров подобны Его собственным – это является лояльностью в отношении Бога и праведности, а также верностью до самой смерти. Подобно Ему, они должны были быть прославлены в первом воскресении из земного до небесного состояния, превыше всякого начальства и власти, и всякого именуемого имени; (5) Ему было обещано, что Его личным отличием на всю вечность будет участие в славе Божественной природы и положение наместника Бога. Он должен был иметь не только славу и почет, но также врожденную жизнь – состояние, которое не подвержено смерти, бессмертие.

Ради этих радостей Он оставил славу у Отца и стал плотью, в верности посвятил Свою земную жизнь и, будучи воскрешен из мертвых, получил обещанную Ему радость. Теперь, после почти 2000 лет ожидания развития и дополнения Церкви, Своей Невесты и членов Своего Тела, Он прославил их в небесном Царстве. Полагаясь на обетование, что Отец даст Ему в наследие языческий мир, и что самые отдаленные концы земли окажутся в Его собственности, они действуют в направлении его исполнения. Господь занимается процессом связывания сатаны, устраняя грех и поднимая грешника и утверждая вечный порядок вместо земного замешательства, проявляющегося в виде великой скорби (Дан. 12:1; Мат. 24:21).

АНАЛИЗ СЛОВА ЭЛОГИМ

Как известно хорошо информированным библеистам, слово элогим – Бог или боги – в еврейском Ветхом Завете выступает только во множественном числе. Таким образом, в Книге Бытия читаем: «И сказал Элогим [бог]: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему». Это правильно относится к Небесному Отцу и Небесному Сыну, в полном согласии с нашим стихом, который говорит: «без Него [Логоса] ничто не возникло, что возникло». Слово элогим буквально значит могущественный, сильный, великий. Конечно, правильно считать Логоса могущественным, великим, сильным, активным Представителем Всемогущего Иеговы, который также представлен как Могущественный Элогим. Слово элогим используется не только в отношении Небесного Отца и Его Небесного Сына, но также в отношении ангелов как посланников Бога и Христа, сильных в исполнении воли Бога (Пс. 8:6): «Не много Ты умалил его пред Ангелами [элогим]». Рассуждая дальше, заметим, что слово элогим применяется в отношении людей, которые, будучи назначены Богом и действуя как Его представители, были великими, то есть элогим. Так читаем о семидесяти судьях Израиля, назначенных Моисеем: «То пусть приведет его господин его пред судей [элогим]» (Исх. 21:6, Танах).

В заглавии нашей статьи приведен весьма дословный перевод нашего стиха, показывающий точное различие, существующее в греческом оригинале, которого нет в английской версии. Как библейские исследователи, в прошлом мы не были достаточно критичными в нашем анализе Божьего Слова, но теперь, благодаря Божественному провидению стало возможным, чтобы даже те, кто практически не знает греческого и еврейского, хорошо поняли то, что представлено в Священном Писании. Если кто-то из наших читателей не может найти достоверных трудов, которые показывают вставки и ошибочные переводы библейских стихов, пусть напишут нам и попросят об информации. Наш стих в популярной английской версии ошибочно представляет подлинную мысль оригинала, но то, как это было представлено в заглавии, является достаточно простым и ясным, так что даже ребенок может понять. Бог Иегова существует от вечности и до вечности, и не имел начала. Логос имел начало – Он Сам был началом. «В начале был Логос, и Логос был Богом» – Он был великим, был началом творения, был первым и последним непосредственным творением Всемогущего Бога, поскольку все от Него, Им и через Него.

ОТЕЦ ПРЕВЫШЕ ВСЕХ

Отцу уподобилось настолько удостоить чести Своего Первородного Сына и так вознаградить Его верность до самой смерти, что Он сделал Его Главою во всем над Церковью, которая есть Тело Его. Очень правильно, чтобы, согласно словам Господа, «все чтили Сына, как чтут Отца» (Ин. 5:23). Они не должны чтить Сына вместо Отца, поскольку Бог говорит: «не дам славы Моей иному». Прославленный Христос должен быть величаем, почитаем, поскольку Отец высоко вознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено и всякий язык исповедал, что Он в славу Бога Отца (Фил. 2:8-10). Кроме того, есть особый повод, по которому все признающие Иисуса Искупителем мира должны признавать уместность объединения Его с Отцом в своих мыслях и молитвах. Этим поводом является то, что Он с Божественного распоряжения является Ходатаем Церкви перед Богом – Тем, через которого они удостоились принятия пред Богом, их Отцом. Могут ли они в таком случае игнорировать своего Ходатая, Уполномоченного и Представителя? А для мира в будущем, на протяжении всего правления Мессии, это будет также правильно, поскольку тогда Иисус будет Посредником мира, стоящим между Богом и людьми до времени, когда в результате Своего Посреднического Царствия Он поднимет человечество из греха к согласию с Богом. Поэтому все должны Его чтить.

Дуновение нежное ветра средь сосен,

Радостное пение жаворонков на рассвете дня,

Журчанье источников вод в прохладной тени,

Дождя нежный шум среди ночи,

Всех этих звуков значительно слаще

Его драгоценное имя.

BS №827, ’05,22-25; SB №204, ’05,22-26

Библейское Знамя №49, октябрь-декабрь 2013

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.