Жизнь и Учения Лютера


1517-2017 – 500-летию Реформации посвящается


ЖИЗНЬ И УЧЕНИЯ ЛЮТЕРА

  Мартин Лютер является героем всей Реформации. Родился он в Айслебене, в Саксонии, 10 ноября 1483 года, и там же умер 18 февраля 1546 года. Таким образом, 10 ноября 1983 года отмечалась пятисотая годовщина со дня его рождения. Будет полезно поразмышлять над его жизнью, главными учениями и т.п.

Ганс, отец Лютера, был шахтером. Он отличался строгостью, которая покрывалась большим благородством и благоразумием. Его мама, Маргарет, была весьма благочестивой, при том также строгой женщиной, происходившей из семьи, принадлежавшей к среднему классу. Молодой Мартин начал свою учебу в Магдебурге, затем учился (1498-1501) в Айзенах, где зарабатывал на жизнь пением. В то время это было обычаем среди бедных студентов. Жил он там в доме госпожи Урсулы Готта. В 1501 году поступил в Эрфуртский Университет на юридический факультет, закончив его в 1505 году. Там же он начал преподавать.

Хотя Лютер был воспитан в римо-католической церкви, его знание Библии и ее учений было невысоким. Но он боялся Божьего гнева. Это чувство усилилось после неожиданной мучительной смерти друга, а также молнии, которая ударила рядом с ним. Он пообещал, что станет монахом. В 1505 году, вопреки настойчивым требованиям родителей, он вступил в орден августинцев. («Еще до того я высоко ценил августинцев»). В 1507 году он становится священником, а еще через год – профессором философии в недавно созданном университете в Виттенберге. В 1520 году он пешком отправился в Рим, частично по делам своего ордена, но больше как паломник. Тогда он увидел собор Св. Петра, который был закончен наполовину.

БОРЬБА ЛЮТЕРА ЗА МИР С БОГОМ

Лютер обладал весьма чувствительной совестью, унаследованной от своих родителей, которую развивали они, а затем в том же духе и он сам. Она осуждала малейшее замеченное в себе несовершенство в наклонностях, мыслях, мотивах, словах и делах. С другой стороны, он обладал глубокой жаждой мира с Богом, в значении Его признания и общности с Ним. Поэтому под влиянием законнического духа Рима он чувствовал страх и ужас перед Богом, якобы враждебно настроенным и мстительным Судьей, Которого он должен был как-то примирить с собой. Его церковь указывала на таинства и добрые дела, сопровождаемые заступничеством святых, как на условия обретения мира с Богом, и заставляла его верить, что лучше всего все это исполнит благочестивая монашеская жизнь.

Поэтому Лютер надеялся «добрыми делами» ордена августинцев обрести желанный мир с Богом. Он избрал себе двадцать одного святого, ежедневно молясь к трем из них. Он так постился, что выглядел как скелет и превратился в полу-инвалида. Часто всю ночь молился в терзаниях, стремясь получить желанный мир. Лютер выполнял самую низкую работу для своих братьев-монахов, чтобы достичь того, к чему стремился. Ходя от дома к дому, он просил милостыню для своего ордена, и все с той же надеждой. Он усиленно раскаивался, ставя все ту же цель. Поэтому он мог заслуженно о себе сказать: «Если когда-нибудь был какой-нибудь благочестивый монах, то это был я».

 Но в этих занятиях Лютер не обрел мира. Механизм контроля в нем критиковал его, несмотря на все его усилия и труды. А если он, в своем несовершенстве, мог видеть в себе то, что заслуживает осуждения, то насколько больше это мог видеть Бог. Собратья монахи с состраданием слушали его трогательные воздыхания, стоны и просьбы о Божественном признании, а один из них пытался утешить и успокоить его словами: «Брат Мартин, разве ты не веришь словам нашего «символа веры»: «Верую в… прощение грехов?» Лютер вел свою борьбу на протяжении многих лет, а его церковь не была в состоянии дать ему мира посредством «таинств и добрых дел».

Вскоре Бог явил Свое милосердие этому весьма огорченному монаху посредством учения об оправдании верой, специальным носителем которого он должен был стать. Исследование Священного Писания привело его к глубоким размышлениям, и он зачастую задумывался над следующими отрывками Божьего Слова: «Праведный верою жив будет [получит жизнь]» (Гал. 3:11) и «ныне праведность Божия [праведность, которую Бог дал человеку посредством заслуги Христа] без закона [без дел закона] явилась… праведность Божия, которая через веру [верность] Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия: потому что все согрешили и лишены славы Божией [подобия характера]; будучи оправданы даром, по благодати Его, искуплением [освобождением] во Христе Иисусе» (Рим. 3:21-24, KJV).

Постепенно, как утренний рассвет, в душе Лютера стал появляться свет, пока лучи солнца не наполнили его душу миром и радостью. Это случилось приблизительно в 1510 году. Он утверждал, что хотя никакие его поступки, которые в лучшем случае все равно были несовершенны, не могли бы удовлетворить Божественную справедливость, и тем самым привести к миру между ним и Богом, однако Отец в Своей чудесной милости предвидел, чтобы смерть Христа и Его праведность удовлетворили Божественную справедливость. Чтобы этим воспользоваться, он должен был только искренне верить, что Бог, посредством заслуги Христа, милосердно простил ему грехи и вменил праведность. Таким образом, Лютер всеми силами крепкого ума и сердца ухватился за это как истину, черпая из этой веры желанный мир с Богом как настоящий солнечный луч после темной и бурной ночи скорби. Затем Лютер пережил радость от мысли, которая заключена в Послании к Римлянам 5:1: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа». Данное описание жизненных испытаний Лютера показывает, что в них он познал лживость папского способа спасения «таинствами и добрыми делами», а также истинность Божественного способа оправдания – верой в Божию благодать, которую Он явил во Христе и через Его заслугу. С тех пор это учение стало центром жизни и учений Лютера.

Около 1512 года Лютер получил степень доктора теологии, что давало ему право преподавать и писать на тему Библии во всем христианстве. Он поклялся «учить чисто и искренне, согласно Священному Писанию», и прекрасно преподавал Псалмы и Послание к Римлянам в университете.

ТЕЦЕЛЬ И ПРОДАЖА ИНДУЛЬГЕНЦИЙ

Папа Лев Х ради получения финансовой помощи на окончание храма Святого Петра в Риме организовал продажу индульгенций. В результате, осенью 1517 года в Виттенберг прибыл Иоганн Тецель, занимаясь торговлей индульгенциями.

Папская индульгенция давала либо полное, либо частичное прощение грехов и прощала наказания в этой жизни или в чистилище за счет так называемой сокровищницы заслуг святых, отданной в руки папства. Папская теория гласит, что когда-то жили люди, которых считали святыми, и они имели больше заслуг, нежели требовалось для спасения. Эта избыточная заслуга состоит из того, что на папском языке называли «сверхдолжными добрыми делами». Эти святые, умирая, якобы оставляли в наследство церкви избыток заслуг, который накопился благодаря делам, и который, сохраняя в сокровищнице, можно уделять тем ее членам, которым не хватает заслуги, чтобы они могли избежать нынешнего либо чистилищного наказания. Немецкую пословицу, которая стала популярной в связи с торговлей индульгенциями, которой занимался Тецель, можно перевести следующим образом: Чуть только монета в ларце зазвенит, Душа из чистилища вон отлетит.

Индульгенции распространялись в период крестоносных войн и дарились тем, кто принимал участие в крестовых походах против мусульман, чтобы вырвать из-под их контроля святые места в Иерусалиме. И если кто-то сам не мог принимать участия в походе, он нанимал кого-то вместо себя, получая таким образом желанные индульгенции. Со временем оказалось, что деньги, за которые должна была наниматься замена, платились церкви, и результат был все тот же. Затем грехи внесли в каталог, установив за них оплату, которая зависела от материальных возможностей того, кто хотел получить индульгенцию. Поэтому люди мыслили и жили с убеждениями, которые были выдуманы торговцами индульгенций, что они могут грешить, как хотят, если заплатят за такое право, получив индульгенцию. Зачастую покупались индульгенции, освобождающие от наказания за те грехи, которые только планировались на будущее.

Такую индульгенцию Тецель продал одному дворянину, и оказалось, что сам Тецель был тем, против кого дворянин собирался согрешить, чтобы отомстить ему за совершенное зло. Для этого дворянин спросил, сколько будет стоить индульгенция, прощающая ему наказание за планируемый грех нанесения физического ужерба и грабежа врага. Цена казалась дворянину слишком высокой, и он торговался с Тецелем. В конце концов, упомянутый дворянин принял более низкую цену и, уплатив за индульгенцию, которая якобы освобождала его от вины и наказания за планируемый грех, вышел от Тецеля. Спустя какое-то время он преградил Тецелю путь, избил его и ограбил, отобрав все, что было в его ларце. Тецель обратился в суд, но ему была представлена проданная им индульгенция, и Тецель услышал от дворянина, что это он сам был тем врагом, которого тот имел в виду, приобретая индульгенцию. Таким образом, Тецель не получил возмещения.

КАК НАЧАЛАСЬ РЕФОРМАЦИЯ

Тецель прибыл в окрестности Виттенберга, продавая свои индульгенции. Тем самым он больно затронул искренне любимое учение Лютера об оправдании верой, и это положило начало протестантской реформации. «Бог делает так, что Его чудеса совершаются таинственным образом». В исповедальне Лютер всегда настаивал, чтобы кающиеся оказывали покаяние перед Богом и веру во Христа как условия получения прощения. Но вскоре он убедился, что исповедующиеся у него требовали прощения исключительно на основании платы, уплаченной Тецелю за индульгенцию. Лютер отказывался давать отпущение грехов в таких ситуациях. 31 ноября 1517 года Лютер прибил свои 95 тезисов на двери церкви в Виттенберге, главным образом как выражение протеста против постыдной торговли индульгенциями, которой занимался Тецель, пытаясь положить этому конец. Их содержимое быстро и широко распространилось, вызвав огромную сенсацию по всему христианству, и положило начало Реформации. Папство осудило их как ересь. Бесстыдная торговля Тецеля насквозь задевала Лютера и привела к тому, что он поставил торговлю индульгенциями под сомнение. Спустя какое-то время, в результате логических выводов, основанных на учении об оправдании верой, сама идея индульгенций стала для него отвратительной и он ее полностью отверг, так как она противоречила не заслуженному грешником прощению со стороны Бога на основании заслуги Христа, получаемой через веру.

В 1519 году Лютер вел дискуссию с д-ром Экком, защитником Рима. Когда Экк защищал индульгенции, вопреки оправданию верой, а также безусловный авторитет папы, подтвержденный традицией, Лютер отверг традицию как часть источника и правила веры и практики в пользу Священного Писания, единственного источника и правила веры и практики. Вскоре учение об оправдании верой привело Лютера к тому, что он отверг мессу как противоречащую заслуге Христа, данной только на основании веры. Папство учит, что смерть Христа прикрыла только первородный грех, в то время как месса охватывает все грехи живых и мертвых, совершаемые после крещения. Таким образом, оправдание верой одним ударом Божьего Слова разрушило всю структуру мессы. Это был следующий логический шаг к отрицанию теории чистилища, потому что, если заслуга Христа прощает все наши грехи (1 Ин. 1:7), то не существует чистилища, в котором верующий должен очиститься от грехов.

Заслуги, исходящие из поста, молитв, паломничеств, участия в крестовых походах, наложения епитимьи (покаяния), обетов безбрачия, нищенства, послушания духовенству, милостыни, финансирования мессы, церквей и других папских мероприятий и т.д., как средства получения прощения вины и снятия наказания за грехи не устояли перед оправданием верой в заслугу Христа. Это привело Лютера к тому, что он отверг монашество. Безусловно, оправдание верой абсолютно противоречило идее заслуги людей, считавшихся святыми, которая якобы была нужна верующим, и приводило к отрицанию идеи их заступничества за нас, а также необходимости молиться к ним. В результате, верующий отрицал их реликвии, рисунки, образы, иконы, поскольку оценивал характеры и поступки истинных святых.

Оправдание верой полностью устранило деву Марию с ее положения «царицы небесной» и особого посреднического положения в приближении верующих к Богу и Христу. Отвергло мысль об удовлетворении Божественной справедливости посредством поступков покаяния и сделало ненужным папское священство и иерархию в роли посредников между Богом и истинными верующими, заслуженно вознося Христа как единственного Священника, заступающегося за них перед Богом.

Оправдание верой уничтожило папские учения о таинствах, только внешнее принятие которых, как считается, должно было приносить благодать. Оно также разрушило папский взгляд на церковь и идею, что римская церковь является истинной Церковью. Одним словом, вся папская структура и ее способы достижения вечной жизни были отвергнуты благодаря этому одному основополагающему учению. Действительно, оно оказалось орудием, вырвавшим с корнями все папское дерево! Когда мы смотрим на этот результат, то восхищаемся стратегией Божественной мудрости, которая поразила папство, нанося ему смертельную рану той частью меча Духа, которая учит об оправдании верой.

В 1520 году Лютер опубликовал два труда, которые ускорили развитие Реформации: (1) К христианскому дворянству немецкой нации и (2) О вавилонском пленении Церкви, на который был вынужден ответить Генрих VIII, король Англии, получив в ответ сокрушительную реплику Лютера. Третий труд, трактат О свободе христианина, представлял главное учение Лютера – оправдание верой.

Вскоре после этого прибыл доктор Экк с папской буллой, осуждающей как ересь 41 утверждение, взятое из трудов Лютера, и сообщил ему, чтоб он, во избежание отлучения, должен признать и отозвать свои заблуждения в течение шестидесяти дней. На буллу Лютер ответил сожжением ее и экземпляра римской книги канонического права, и других, связанных с ним документов как корней всякого зла, сделав это перед остальными преподавателями, студентами университета и общественностью Виттенберга. Так Лютер порвал с Римом.

ЛЮТЕР ПЕРЕД СЕЙМОМ В ВОРМСЕ

Формально Лютера отлучили 6 января 1521 года, через три месяца после вручения ему буллы. Его позвали в сейм в Вормсе. Друзья настойчиво рекомендовали ему не ехать в Вормс и предостерегали от такого намерения. Но Лютер поехал, говоря: «Если бы в Вормсе было столько демонов, сколько есть черепицы на крыше, то я бы все равно поехал».

Лютер стоял в Вормсе, как кто-то сказал, «на прекраснейшей сцене истории», в присутствии императора, князей и прелатов, а также нескольких друзей. 18 апреля 1521 года в течение двух часов он защищал свои учения – кротко, ясно и логично. Когда его подталкивали отозвать их, он сказал: «Если я не буду убежден с помощью свидетельств Священного Писания или на основании какой-то очевидной причины (поскольку не верю ни папе, ни соборам, так как существуют доказательства, что они часто ошибались и противоречили друг другу), то я имею обязанность перед Священным Писанием, которое я цитировал, а моя совесть находится в плену Божьего Слова. Я не могу и не хочу отзывать ничего, поскольку это не безопасно и неправильно по отношению к совести. На том стою и не могу иначе. И да поможет мне Бог! Аминь!»

Тогда против него был издан императорский эдикт, ставивший Лютера вне закона. После того, как оставил Вормс, Лютер, будучи предупрежден о подстроенном нападении, был похищен и перевезен переодетыми рыцарями в замок в Вартбурге.

ЛЮТЕР В ВАРТБУРГЕ

В Вартбурге Лютер был переодет в рыцаря, известного как «Юнкер Георг». Там у него было время для перевода Нового Завета с языка оригинала, греческого, на немецкий язык. Лютер, очевидно, думал, что его реформаторское движение будет придушено, если он не станет партнером светских князей. Он стал решительно более консервативным. В марте 1522 года, после десятимесячного изгнания, он отправился на некоторое время в Виттенберг из-за царящих там волнений. Карлштадт и другие стали слишком радикальны в своих попытках действовать согласно тому, что считали последствиями принципов Лютера. Поднялась большая волна бунтов и разрушений религиозных статуй. Лютер, произнеся восемь проповедей, вернул порядок, и это нравилось Фридриху Мудрому, его правителю, который старался поддерживать хорошие отношения с папой и императором.

В 1524 году Лютер упразднил монашество, а в 1525 году женился на Катерине фон Бора, бывшей монахине, с которой у них было шестеро детей. Его письма показывают, что он был примером главы христианской семьи. Он любил музыку и пение, написал много прекрасных песен, из которых наибольшего внимания заслуживает песня «Твердыня наша вечный Бог».

Были предприняты попытки примирить Лютера с папством, но они были безрезультатны. Лютер продолжал дело реформации, но более консервативным способом. Прошло много лет, прежде, чем он, основываясь на Священном Писании, оторвал девять десятых населения от Рима и привел к продвижению развития Реформации в других странах. Лютер в дальнейшем дискутировал с Карлштадтом, Эразмом и теми, кто частично был согласен и с ним и с некоторыми из тех, кто защищал папское дело. Главным помощником в его реформаторском деле был Филипп Меланхтон, а также Юстус Йонас, Иоганн Бугенхаген и Амсдорф. Другие, такие как Хемниц, Герхард и Калов были в дальнейшем защитниками лютеранских взглядов.

Лютер, ради исполнения душепопечительских обязанностей в отношении увеличивающегося числа своих сторонников, под общим руководством своего правителя (который оставался главой его церкви), организовал Лютеранскую Церковь, утверждая в ней порядок богослужений, гимны и катехизис, и благодаря сотрудничеству с Меланхтоном утвердил служение духовенства и составил начальный символ веры. Такое поведение, а также его последствия привели Лютера к многочисленным спорам с реформаторами и другими, которые учили иначе, чем гласил символ веры его церкви.

ЛЮТЕР НЕ ВСЕ ЯСНО ПОНИМАЛ

Хотя Лютер был несомненно использован Богом, чтобы на основании Библии разъяснить важную истину об оправдании верой, которая противоречила оправданию делами, которому учило папство, мы, все же, не должны предполагать, что он, протирая глаза после выхода из папской тьмы, созрел и ясно понял все учения. На самом деле, в некоторых учениях он поддерживал ошибочные взгляды, которые противоречили учениям Библии.

Например, Лютер поддерживал ошибочное учение, что во время Вечери Господней посредством хлеба и вина ее участникам преподносятся настоящие тело и кровь Иисуса. Он отрицал истинное учение, что хлеб и вино в действительности символизируют тело и кровь Иисуса, как учил Цвингли и другие. Лютер также поддерживал заблуждение на тему крещения детей и выступал против учения Губмайера на тему исключительного крещения взрослых.

Как уже было упомянуто, учение, которого Лютер был специальным распорядителем – это оправдание верой. Если это учение представить вкратце в его главных чертах, то мы можем сформировать его следующим образом: Оправдание Божьей благодатью через веру в заслугу Христа.

В этой доктрине содержится много элементов: (1) оправдание человека не совершается посредством добрых дел будь то под действием естественного закона, будь то закона Моисеева, поскольку заслуженно осужденный и несовершенный человек не может своими павшими способностями под действием естественного закона либо закона Моисеева поступать безгрешно и совершенно, а тем самым не может удовлетворить требований справедливости собственными поступками (Рим. 1:16-3:20; Гал. 2:16,21; 3:10-12; Еф. 2:8,9); (2) Бог по Своей милости – незаслуженной нами – дал Своего Сына, чтобы Тот стал удовлетворением, то есть умилостивлением Божественной справедливости за грех Адама и все остальные грехи, возникающие из греха Адамова (Рим. 3:21-26; 4:25; 5:7-21; Гал. 4:4,5; Ин. 3:15,16; 1 Ин. 1:7-2:2; 4:10); (3) Христос добровольно отдал Себя Самого на смерть за жизнь человеческого рода, чтобы удовлетворить Божественную справедливость и исполнить Закон, дабы предоставить справедливость за человека (Мат. 20:28; 1 Тим. 2:5,6; Рим. 5:15-19; 1 Кор. 15:21,22; Гал. 3:13); (4) Бог через Свое Слово даром дает оправдание кающемуся грешнику, который искренне верит Его обетованиям, которые говорят, что через заслугу Иисуса Он простит ему и будет смотреть на него как на праведного в Христовой    праведности (Лук. 24:47; Деян. 3:19; 13:38,39; Рим. 3:25,26); (5) кающийся грешник, который искренне верит в эти обетования, даром получает прощение и приписанную праведность Христову как его праведность (Рим. 4:2-8,22-24; 10:4; 1 Кор. 1:30; Фил. 3:9); (6) по этой причине оправдание является Божественным актом, а не нашим, и поэтому является декларативным, дискреционным, то есть приписанным Им, а не действительным действием через нас и в нас, то есть, что мы не оправдываем сами себя и оправдание, по сути, не делает нас совершенными, а всего лишь признает нас таковыми (Рим. 8:33; 4:5-8; 3:20,26; Гал. 2:16; 3:10-12,21,22; Фил. 3:9; 1 Ин. 1:7-2:2) и (7) в оправдании вера приписывается как праведность, поскольку она, принимая праведность Христову как свою собственную, требуется только для оправдания, и этой веры требует Бог от кающегося грешника (Рим. 3:28; 4:3-5:1; 10:4,10; 1 Кор. 1:30; Гал. 2:16,17).

Исходя из представленных выше утверждений, Лютер распространял и защищал убеждения, что Бог является источником и настоящей причиной оправдания, что Христос является заслуженной причиной оправдания, а вера – способствующей причиной оправдания. Это истинное и библейское учение, и с точки зрения его составляющих, оно является важнейшей доктриной Библии. Сама суть этой доктрины стала причиной того, что тот, кто ее провозглашал, – Лютер, – нанес папству сильнейший из всех ударов, нанесенных реформаторами.

Лютер ясно понимал большинство аспектов оправдания верой, хотя существуют некоторые из них, которые не совсем так понимались им тогда, как понимаем их сегодня мы, во времена большего просвещения. Он думал и учил, что оправдание верой само по себе давало Божьему народу Евангельского века право на награду в небе, тогда как благодаря вере оно приводило к такому состоянию, в котором находился Адам до того, как согрешил. Лютер не осознавал, что оправдание верой было подготовительным шагом, дающим «мир с Богом», чтобы войти в небесное призвание в «мире Божьем», который царит в сердце и уме человека (Фил. 4:7). Таким образом, «оправдание верой» существует для того, чтобы «получили мы доступ к той благодати, в которой стоим» (Рим. 5:1,2). Этой высшей благодатью является жертвование, посвящение, ученичество (Рим. 12:1; Прит. 23:26; Мат. 16:24), высокое призвание, в котором каждый должен был доказать свою верность, чтобы получить небесную награду (Откр. 2:10,25,26; 3:21; 1 Пет. 1:4; 2 Пет. 1:5-10; Евр. 10:34).

УБЕДИТЕЛЬНОЕ ОПРОВЕРЖЕНИЕ ПАПСКИХ ЗАБЛУЖДЕНИЙ

 Лютер и его сторонники только благодаря вопросу об оправдании верой получили Истину и триумфально опровергали аргументы, представляемые папскими оппонентами. Когда паписты доказывали, что оправдание обозначает поступать праведно и поэтому наступает в результате добрых поступков, Лютер и его сторонники отвечали, что в этом вопросе слово оправдание наводит на мысль судебный процесс и использовано в юридическом значении, поэтому обозначает оглашать или признавать праведным, а не поступать праведно (Прит. 17:15; Исх. 23:7; Втор. 25:1; Ис. 5:23; Рим. 4:3-8,11,22-24). Когда паписты доказывали, что под делами закона, которые никого не оправдывают, Апостол Павел имел в виду церемониальный закон как отличительный от Десяти Заповедей, звучал ответ, что моральный закон, – закон любви, – представленный в Десяти Заповедях, был тем законом, который имел в виду Павел, когда указывал на то, что делами закона человек не может быть оправдан (Рим. 7:5-8; 3:10-20; приводимые здесь примеры дел относятся к Десяти Заповедям, а не церемониальному закону).

Когда паписты заверяли, что Бог не дал бы закона как средства достижения жизни, если бы человек не мог его соблюсти, Лютер и его сторонники отвечали, что Бог Сам сказал, что несовершенный человек не может соблюсти совершенного закона и тем самым получить жизнь (Рим. 3:19,20; 8:6-8; Гал. 3:10-12,21; Деян. 13:39), поскольку совершенный закон является полной мерой способностей совершенного человека, поэтому находится за пределами возможности человека, который не является совершенным, и что Бог дал закон с другой целью, особенно для того, чтобы человек мог познать грех и свою неспособность себя спасти (Рим. 3:20; 7:7-13), чтобы чувствовал потребность в Спасителе (Рим. 7:15-24) и чтобы закон привел его к Спасителю (Гал. 3:24).

Когда паписты доказывали, что сама суть добрых дел существует для того, чтобы оправдывать, Лютер и его сторонники отвечали, (1) что религиозные дела язычников – предполагаемые добрые дела – вызывали гнев Бога, не производя оправдания, и осуждали их (Рим. 1:19-25,32); (2) что совершаемые человеком так называемые добрые дела так называемого Божьего народа не давали оправдания, но вызывали упреки со стороны Бога (Мат. 15:9; Ис. 1:12); (3) что оправданный, живя по законам природы, не является оправданным в глазах Бога, но остается несовершенным (Рим. 2:14,15; 3:9,19) и (4) что наилучшие усилия со стороны тех, кто подлежал закону, не оправдывали их (Мат. 5:20; Деян. 13:39; Рим. 3:19,20; Гал. 3:10-12).

Когда паписты выступали против того, что вера, которую они определяли как верование, могла оправдывать, Лютер и его сторонники доказывали, что их определение веры является ошибочным, поскольку библейская вера является оценкой ума и полаганием сердца (Евр. 11:1), и доказывали, что Бог подтверждает, что, собственно, такая вера оправдывает (Рим. 3:21-5:1). Когда паписты отрицали, что справедливость одного может оправдать другого, звучал ответ, что может (Рим. 3:25-28; 4:3-8,11,22-24; 10:4; 1 Кор. 1:30; Фил. 3:9), и это так же логично, как  логично то, что грех одного может осудить другого (Рим. 5:12-19; 1 Кор. 15:21,22).

Когда паписты аргументировали, что Бог не позволил бы церкви заблуждаться в вопросе оправдания или в каком-либо другом, Лютер и его сторонники отвечали, что Бог никогда не обещал даже истинной Церкви, а тем более римской церкви, что она будет свободна от заблуждений, вместо этого предсказал, что под влиянием манипуляций ложных учителей римская церковь будет очень сильно заблуждаться (2 Фес. 2:4-11; Откр. 13:1-10; 17:3-6; 18:2-24; 19:2,3).

Когда паписты цитировали те отрывки, которые показывают, что нужно делать добрые дела, если кто-то хочет достичь Царства, Лютер и его сторонники отвечали, что дела относятся не к оправданию, а к посвящению, что было правдой, но не объясняло тех текстов, которые, согласно взгляду Лютера, показывают, что оправдание дает полномочие к небесному наследию, независимо от добрых дел. Он утверждал, что добрые дела следовали из настоящей оправдывающей веры и подтверждали ее. Такой ответ защищал оправдание верой, но не защищал их (Лютера и др.) взгляд, что оправдывающая вера, которая относится к человеческой природе, дает право на небесное наследие, так как оно относится к новому творению.

Когда паписты утверждали, что заслуга Христа не гарантирует в оправдании прощения грехов со стороны Бога, а всего лишь гарантирует нам бескорыстную любовь, благодаря которой мы становимся праведными, Лютер и его сторонники указывали на то, что наполнение бескорыстной любовью относится к посвящению, следующему после оправдания (Рим. 12:1,2; 6:7,3-6,12-22; Гал. 5:22-25; Еф.. 5:9; Кол. 3:1,12-14). Они также подчеркивали, что заслуга Христа удовлетворяет Божественную справедливость, а тем самым гарантирует нам прощение (Мат. 20:28; 1 Тим. 2:5,6; 2 Кор. 5:18,19; Еф. 1:7; 2:13-16; Кол. 1:14,20-22; 2:14; Рим. 3:22-26; 4:6-8,25; 5:8-11; Евр. 7:27; 9:11-15,22,24,26; 10:12,18,19; 13:12; 1 Ин. 1:7-2:2; 4:10).

Когда католические теологи утверждали, что католическое учение об оправдании принимается как учение, которое было дано через безошибочный «канал», Лютер и его сторонники утверждали, что этот «канал» – не получающий своих вод из источника Истины, Библии – должен черпать воды из болот заблуждений, и поэтому не может быть тем каналом, учения которого могли бы быть чистыми и приемлемыми (Гал. 1:6-9; Ис. 8:20; Деян. 5:29; Ин. 17:17; 2 Тим. 3:15-17). С таких и других бесспорных точек зрения Лютер и его сторонники опровергали каждый аргумент, направленный против учения об оправдании верой.

Во время дискуссий с врагами и противниками Лютер иногда был дерзок и резок в своих высказываниях. Но помимо всех ошибок он является героем удивительной драмы, которая называется Реформация. Он также обладал многочисленными прекрасными достоинствами высшего качества. Он сочетал в себе величественную веру и отвагу с глубоким смирением и простотой. Его незлопамятность и благородство были так же велики, как сильны были его дружелюбность и лояльность. Исключительное постоянство и агрессивность были сбалансированы необычайной любовью и прощением.

ЛЮТЕР И ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ

Когда Лютеру и другим ранним реформаторам открывались глаза на многие важные истины евангельской эпохи, они видели, что Церковь не находилась под влиянием прообразной Агари (Гал. 4:21-31), Завета Закона, включающего десять заповедей. «И написал на скрижалях слова завета, десятословие» (Исх. 34:28; Втор. 10:4). Они видели, что истинная Церковь находилась под более древним Заветом, подтвержденным Клятвой, – Заветом Авраама, который был представлен в Саре. Сын Сары, Исаак, представляет Иисуса и Церковь, членов Его Тела (Гал. 3:8,16,29; 4:22-31).

Лютер и другие заметили, что каждый случайный читатель должен увидеть, что Апостол Павел противопоставляет оправдание, наступающее в результате веры в настоящее жертвоприношение, жертвоприношение Христа, образному оправданию, приписанному Израилю благодаря ежегодно проливаемой крови тельцов и козлов (Евр. 10:1-10).

Лютер и другие реформаторы видели разницу между Моисеем Пророком и Моисеем Законодателем, утверждая, что его авторитет Законодателя распространялся только на Израиль. Поэтому они отрицали, якобы Десять Заповедей были законом для христиан, хотя признавали их ценными указаниями для интерпретации принципов во все времена и для всех людей. Лютер сказал: «Десять Заповедей не относятся к нам, язычникам и христианам, а только к евреям. Если кто-то из духовенства пытается подчинить вас Моисею, то спросите у него, вывел ли вас Моисей из Египта».

Кальвин высказался не менее ясно. Он заявил, что «суббота была отменена» и отрицал, что «его моральная часть, то есть празднование одного дня в неделю, продолжало обязывать», добавляя, что «по традиции мы собираемся в определенные дни». Оправдание верой, а не соблюдение Моисеева закона либо римо-католических постов и понесение епитимий стало обоснованием для начала Реформации.

Лютер, как и другие реформаторы, верил в личное второе пришествие Иисуса. Но, как и большинство из них, он не верил в Тысячелетие, которое должно длиться тысячу лет правления Христа, которое, как показывают многочисленные отрывки Священного Писания, наступит после Его второго пришествия (например, Деян. 3:19-21; 15:14-17; Откр. 5:9,10; 20:4,6; смотри книги под названием Божественный План Веков и Тысячелетие). Поводом, послужившим к тому, что Лютер отвернулся от учения о Тысячелетии, был мюнстерский фанатизм в вопросе Тысячелетия, то есть попытка определенных радикальных реформаторов установить тогда тысячелетнее правление силой, которая была подавлена силой светскими правителями. Лютер заслуженно одобрял эту акцию властей.

ЛЮТЕР ВИДЕЛ В ПАПСТВЕ АНТИХРИСТА

Лютер правильно увидел в папстве большого антихриста, описанного в Библии (2 Фес. 2:7; 1 Ин. 4:3), зверя из Откр. 13 и 17 глав (смотри книгу Время Приблизилось, 9 глава). Позже, в результате усилий иезуита Рибери, в период Реформации и после него, взгляд на тему папства как антихриста был отодвинут на задний план, так что в наше время многие, включая многочисленных протестантов, уснули. Они перестали в это верить, принимая учения иезуита Рибери на тему антихриста, которые отстаивал Беллармин, величайший римо-католический полемист. Очевидным является то, что антихрист, как и Христос, состоит из главы (папы) и тела (иерархии).

Хотя Лютер разоблачил папство как антихриста и огласил, что папа не имеет права объединяться с земными властями и править над миром во имя Христа, однако позже, под влиянием более консервативного способа поведения, он более-менее согласился на то, что осудил в папстве – связь церкви с государством. Князья, которые были связаны с папством, требовали папских санкций для установления власти над народом. В то время как те князья, которые были сторонниками Лютера, ожидали с его стороны и других, утверждавших, что они представляют истинную реформированную церковь, чтобы они были представлены как избранные истинной церковью и, соответственно,  избранники Бога, правящие по «Божьей милости». Таким образом, в результате начинаний Лютера, связь церкви с государством также имела место в большинстве протестантских стран.

Говорят, Лютер очень сильно верил в дьявола и его ангелов как личностных существ, а не только как принципы зла, о чем некоторые неустанно твердят. Посетителям старых усадьб в Германии, в которых бывал Лютер, показывают пятно чернила, которое, якобы, появилось в результате того, что Лютер бросил во что-то чернильницу, думая, что это был дьявол.

Лютер живо интересовался даже светскими вопросами. Он высоко ценил прекрасное искусство и знание. Он по-настоящему ценил разные пословицы, притчи и т.п. Говорят, что он приводил много иллюстраций и писал поэмы. Ниже цитируем одну из многих притч:

Два горных козла встретились на очень узком выступе, так что пройти могло только одно животное. По обе стороны была обрывистая скала. Козлы посмотрели друг на друга. Что они могли сделать? Они не могли вернуться, так как это было бы слишком опасно; разойтись также не могли, поскольку выступ был очень узким. Если бы эти козлы не имели больше здравого смысла, чем некоторые люди, то столкнулись бы лбами и начали сражение, пока не упали бы с выступа. Лютер объяснил, что у козлов было больше здравого смысла. Один из них лег на землю, позволив второму пройти по нему – оба были спасены. Они должны были пожелать (по крайней мере, один из них) смиренно лечь и позволить, чтобы другой прошелся по нему. Если бы эти козлы были такими, как некоторые люди, то могли бы спорить, кто должен лечь, а кто пройти по лежащему. Оказывается, что «козий рассудок» является здравым рассудком!

Умственные, моральные и религиозные качества Лютера, а также его практичные способности, гарантирующие прекрасные результаты его усилий, делали из него гения высочайшего рода, помещая его среди двадцати наиболее выдающихся мужей, которые когда-либо жили. Его активность – литературная, эпистолярная, профессорская, проповедническая, пасторская, музыкальная, путешественническая и общественная – была огромна. С 1517 и до самой смерти в 1546 году (на протяжении около 28 лет) он многое совершил. Немногие, если вообще кто-либо, совершили более успешное христианское служение в течение такого же промежутка лет. Мы благодарны Богу за него и за память о его добром служении!

BS №571, ’83,74; SB №3, ’83,114

Библейское Знамя №55, январь-июнь 2016

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.