1 Том: Глава ХIII, Царства Мира Сего

ГЛАВА XIII

ЦАРСТВА МИРА СЕГО

 Первоначальное господство – Его потеря – Его искупление и возрождение – Образное Царство Бога – Узурпатор – Две фазы нынешнего господства – Существующие власти, назначенные Богом – Их видение Навуходоносором – Как их видел и объяснил Даниил – Взгляд на царства мира с иной точки зрения – Надлежащее отношение Церкви к существующим властям – Краткий взгляд на “божественное право царей” – Фальшивые притязания христианства – Лучшая надежда на пятую универсальную империю

В первой главе Божественного Откровения Бог оглашает Свою цель для Своих земных творений, а также их правлений:“И сказал Бог:сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчиною и женщиною сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог:плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле”.
Таким образом, владычество над землей было дано в руки человеческого рода, представленного первым человеком Адамом – совершенным, а значит, вполне способным быть господином, правителем, царем земли. Наставление размножаться, наполнять землю, подчинять ее и владычествовать над ней касалось не только Адама, но и всего человечества:“Да владычествуют они”, – и т.д. Останься человеческий род совершенным и безгрешным, власть над землей никогда не выскользнула бы у него из рук.
Стоит, однако, заметить, что согласно этому постановлению, ни одному человеку не дано власти или верховенства над другим, а только все человечество получило владычество над землей, чтобы, обрабатывая, оно могло пользоваться ее плодами для всеобщего добра. К услугам человека отданы не только богатства растительного мира и полезные ископаемые, но и все живое во всем разнообразии отдано в его распоряжение, чтобы служить ему. Если бы человечество осталось совершенным и осуществило этот первоначальный замысел Творца, тогда людям, по мере их численного увеличения, потребовалось бы объединить свои старания, упорядочить усилия и определить пути и способы разумного и справедливого распределения общих благословений. Со временем, из-за огромного роста населения, оказалось бы невозможным собираться и держать общий совет, поэтому разным группам людей потребовалось бы выбрать из своей среды отдельных представителей для выражения общих настроений и действий от их имени. Если бы все люди были умственно, морально и физически совершенными, если бы каждый в наивысшей мере любил Бога и Его наставления, а также своего ближнего, как самого себя, в таком обществе никогда не было бы разногласий.
Итак, видим, что первоначальным замыслом Творца для земной формы правления была республика, в которой каждая личность участвовала бы в правлении и каждый человек был бы независим, в каждом деле достаточно умел, чтобы выполнять свои обязательства – как для личной, так и для общей пользы.
Возложенная на человека власть над землей имела одно условие, от которого зависела ее вечная продолжительность – этому божественно возложенному правлению всегда надлежало быть в согласии с Верховным Правителем вселенной, закон Которого в кратком изложении звучит – Любовь. “Любовь есть исполнение Закона.” “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим;.. возлюби ближнего твоего, как самого себя” (Рим. 13:10; Мат. 22:37-40).
Давид, прославляя Бога, говорит об этой великой милости, данной человеку:“Не много Ты умалил его пред ангелами, славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих” (Пс. 8:6, 7). Владычество, данное человечеству в лице Адаме, было первым утверждением царства Бога на земле. Следовательно, человек исполнял эту власть, как представитель Бога. Непослушание человека Наивысшему Правителю привело к потере не только жизни, но и всех прав и привилегий, бывших его уделом, как представляющего Бога правителя земли. С этого момента он стал бунтовщиком, низверженным с престола и осужденным на смерть. Вслед за этим быстро исчезло земное Божье царство и с тех пор оно так и не было установлено, – разве что на короткое время образным способом в Израиле. И хотя в Едеме человек потерял свое право на жизнь и владычество, однако оно не было отнято у него сразу:пока длится жизнь в осуждении, человеку позволено держать власть над землей по его собственному умению и способностям, пока у Бога не настанет время для Того, Кому принадлежит купленное Им право владычества.
Смерть нашего Господа искупила или купила не только человека, но и все его первоначальное наследие, включая право властвовать над землей. Купив, Господь обрел на это право, Он является полноправным наследником, и вскоре, в свое время, войдет в обладание купленным (Еф. 1:14). И как Господь купил человека не для того, чтобы держать его Своим рабом, а чтобы мог вернуть его к прежнему состоянию, то похожим образом можно сказать и о властвовании над землей – Господь купил его и все первоначальные благословения с намерением вернуть их человеку, когда тот снова будет способным пользоваться ими в согласии с волей Бога. Следовательно, царствование Мессии на земле не будет бесконечным. Оно будет продолжаться лишь до тех пор, пока Своим могущественным, железным правлением Господь не подавит всякое сопротивление и неповиновение, и не восстановит упавший род к первоначальному совершенству – когда люди будут вполне способными правильно распоряжаться властью над землей, как это было задумано вначале. Возрожденная, она снова будет царством Бога на земле – под ведением человека, назначенного Богом представителя.
Бог, при участии Моисея и судей, организовал в Иудейском веке народ Израиля, как Свое царство, как определенного рода Республику, бывшую, однако, только образной. Еще более авторитарное правление, установленное позже – прежде всего во времена Давида и Соломона, – в некоторых отношениях было образом обещанного царства, в котором должен царствовать Мессия. В отличие от других народов, Израиль своим царем имел Иегову, а правители Израиля на деле управляли под Его руководством, как узнаем из Пс. 77:71, 72. Об этом очень четко сказано во 2 Пар. 13:8 и 1 Пар. 29:23, где Израиль назван “Царством Господа” и где сказано, что Соломон “сел на ПРЕСТОЛЕ ГОСПОДНЕМ, вместо отца своего”, который восседал и свершал правление на том же престоле сорок предыдущих лет, вслед за первым царем Саулом.
Когда народ Израиля грешил против Господа, Он наказывал его снова и снова, пока, наконец, не отнял царства окончательно. Во дни Седекии – последнего, кто царствовал по линии Давида, – был отнят скипетр царской власти. Таким образом, в то время типичное царство Бога было низложено.
Решение Бога по этому поводу выражено словами:“И ты недостойный, преступный вождь Израиля, которого день наступил нынче, когда нечестию его положен будет конец! Так говорит Господь Бог:сними с себя диадему и сложи венец; этого уже не будет… Низложу, низложу, низложу – и его не будет, доколь не придет Тот, кому принадлежит он, и Я дам Ему” (Иез. 21:25-27). В выполнение этого пророчества против Израиля выступил царь Вавилона, пленивший народ и сместивший царя. И хотя со временем они, как нация, были возвращены к существованию Киром Персидским, тем не менее, остались поддаными и платили налоги последующим империям – Медо-Персии, Греции и Риму, – вплоть до полного уничтожения их как нации в 70 году н.э., когда они были разбросаны между всеми народами.
Со времен падения человека царство Израиля являлось единственным когда-либо признаваемым Богом в том, что оно каким-то образом представляло Его правление, законы и т.д. Много народов было до него, но никто другой не мог законно называть Бога своим основателем или считать своих правителей Его представителями. Когда у Седекии была отнята диадема и царство Израиля оказалось свергнутым, было постановлено, что таким оно должно оставаться до тех пор, пока Христос, законный наследник мира, не придет потребовать ее для Себя. Из этого логически следует, что до повторного установления Божьего царства все находящиеся при власти иные царства заклеймены названием “царства мира сего” под властью “князя мира сего”; и что всякие притязания любого из них быть царствами Бога, являются ложными. Даже при первом пришествии Христа царство Бога не было УСТАНОВЛЕНО (Лук. 19:12). И тогда, и в последующем Бог выбирает из мира тех, кто, как сонаследники Его престола, будут достойными царствовать с Христом. Христос же возьмет царство, власть, славу и царствование, как Господь всех, не раньше Своего второго пришествия.
Все иные царства, кроме Израильского, названы в Писании чужестранными или языческими царствами – “царствами мира сего” под властвованием “князя мира сего” – сатаны. Устранение Божьего царства во дни Седекии оставило мир без какого бы то ни было приемлемого Богом правления, законы и дела которого Он мог бы особым способом надзирать. Языческие правления Бог признавал только косвенно, публично огласив вердикт (Лук. 21:24), что в этом промежутке времени контроль над Иерусалимом и над миром должны осуществлять власти язычников.
Этот интервал или промежуток времени между изъятием Божьего скипетра и правления, и возрождением тех же в большем могуществе и славе в Христе, именуется в Писании “Временами Язычников”. Эти “времена” или годы, когда позволено управлять “царствам мира сего”, конкретно определены и ограничены; похожим образом в Священном Писании определено и очерчено время восстановления Божьего царства под началом Мессии.
Порочные по своей природе, языческие правления были дозволены, “установлены от Бога” для разумной цели (Рим. 13:1). Их несовершенство и плохое правление являются частью общего урока исключительной греховности греха и показывают несостоятельность падшего человека руководить самим собой – даже для собственного удовлетворения. Бог позволяет им действовать в основном по собственному усмотрению, в меру их способностей, наставляя лишь тогда, когда они входят в противоречие с Его планами. По Его замыслу в конце концов все будет содействовать добру, и окончательно даже “гнев человеческий обратится во славу Ему”. Все остальное, что не будет содействовать добру, что явится бесцельным и не дающим никакого урока, Он предаст забвению (Пс. 75:11).
Неспособность человека установить совершенное правление может быть приписана его собственным слабостям в его падшем, деградированном состоянии. Этими слабостями, которые сами по себе могут разрушить усилия человека по созданию идеального правления, воспользовался также сатана, первым искусивший человека к неверности Верховному Правителю. Сатана всегда использовал человеческие слабости, выдавая добро за зло, а зло за добро; представив в ложном свете характер и планы Бога, он сделал человека слепым к истине. Действуя так в сердцах сынов противления (Еф. 2:2), он по своему намерению пленил их и стал тем, чем назвали его наш Господь и апостолы, – князем, правителем мира сего (Иоан. 14:30; 12:31). Он не является таковым по праву, а лишь стал путем незаконного захвата, путем обмана, обольщения и контроля над падшим человеком. Поскольку он узурпатор, то будет окончательно свергнут. Если бы титул “князь мира сего” принадлежал ему в действительности, он не был бы трактован таким образом.
Мы еще увидим, что такое властвование над землей, как нынешнее, имеет свои видимую и невидимую части. Первая является духовной, в то время как последняя, видимая, с участием людей – это земные царства, в значительной степени контролируемые духовным князем, сатаной. Имея такой контроль, сатана попытался предложить нашему Господу стать, под своим надзором, верховным, видимым глазу властелином земли (Мат. 4:9). Когда истекут Времена Язычников, вот тогда и придут к завершению обе части нынешнего владычествования:сатана будет связан, а царства мира сего – повергнуты.
Веками падшее, ослепленное, стонущее творение преоделевало свой утомительный путь, на каждом шагу перенося неудачи и находя бесплодными даже самые большие усилия – никогда не теряя, однако, надежды, что взлелеянный в мечтах философов золотой век находится на расстоянии вытянутой руки. Оно не ведает, что освобождение – побольше того, на какое оно надеется и за каким вздыхает – должно прийти через презренного Назарянина и Его последователей, которые, как Сыны Бога, вскоре будут явлены во власти царства для его освобождения (Рим. 8:22, 19).
Чтобы Его дети не находились во тьме неведения о позволеных Им на существование нынешних злых правлений и о Его окончательном намерении установить лучшее правление – после того как эти царства, под Его всеведающим провидением, послужат цели, для которой они были позволены, – Бог дал нам, через Своих пророков, несколько грандиозных, панорамных видений “царств мира сего”, в каждом отдельном случае показывая для нашего утешения их свержение путем установления Его собственного справедливого и вечного царства под правлением Мессии, Князя Мира.
То, что нынешние стремления человека властвовать не являются успешным противостоянием воли и власти Иеговы, а происходят с Его позволения, показано в Божьем послании к Навуходоносору, в котором Бог – до времен установления Христова царства – позволяет властвовать четырем великим империям – Вавилонии, Медо-Персии, Греции и Риму (Дан. 2:37-43). В нем также показано, когда именно заканчивается позволение на такое правление.
Бегло взглянув на эти пророческие видения, давайте будем помнить, что их начало ведет к Вавилону времен свержения царства Израиля, типичного царства Господа.

Видение Навуходоносором земных правительств

     Между всем, “что писано было к наставлению” нам, кому велено подчиняться существующим властям, чтобы в терпении и утешении Писаний мы могли держаться надежды (Рим. 15:4; 13:1), находится сон Навуходоносора и его божественное толкование пророком (Дан. 2:31-45).
Даниил объяснил сон таким образом:“Тебе, царь, было такое видение:вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был его вид. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его – из серебра, чрево и бедра его – медные. Голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные. Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукан, в железные и глиняные ноги его, и разбил их”.
“Тогда все вместе раздробилось:железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукан, сделался великою горою и наполнил всю землю.”
“Вот сон! Скажем пред царем и значение его. Ты, царь, царь царей, которому Бог Небесный даровал царство, власть, силу и славу (здесь показано, что царства язычников, то есть существующие власти, были назначены Богом). И всех сынов человеческих, где бы они не жили, зверей земных и птиц небесных Он отдал в твои руки и поставил тебя владыкою над всеми ими. Ты – эта золотая голова.”
“После тебя восстанет другое царство, ниже твоего (из серебра), и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею. А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать. А что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, а частью из железа, то будет царство разделенное, и в нем останется несколько крепости железа, так как ты видел железо, смешанное с горшечной глиной:и как персты ног были частью из железа, а частью из глины, так и царство будет частью крепкое, частью хрупкое.”
Изучающему историю нетрудно увидеть между возникшими более мелкими империями земли, четыре, упомянутые Даниилом. Они названы УНИВЕРСАЛЬНЫМИ ИМПЕРИЯМИ: первая, Вавилон, – голова из золота (стих 38); вторая, Медо-Персия, завоевательница Вавилона – грудь из серебра; третья, Греция, завоевательница Медо-Персии – медное чрево; четвертая, Рим, могущественное царство – железные голени и стопы из смеси железа и глины. Три из этих империй миновали, а четвертая, Римская, удерживала всемирное господство, когда родился наш Господь, как читаем:“В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле” (Лук. 2:1).
Железная империя, Рим, была несравненно более сильной и продержалась дольше своих предшественниц. Собственно говоря, Римская Империя существует до сих пор, будучи представленной государствами Европы. Это разделение показано в десяти пальцах истукана. Стопы из глины, смешанной с железом, представляют смесь церкви и государства. В Священном Писании это смешение названо “Вавилоном” – замешательством. Как мы сейчас увидим, камень является символом истинного Царства Бога, а Вавилон заменил его имитацией камня – глиной, – соединив ее с оставшимися обломками (железной) Римской Империи. И эта система-помесь – церковь и государство, номинальная церковь, повенчанная с царствами мира сего, которую Господь именует Вавилоном, замешательством – осмеливается называть себя христианством, Христовым Царством. Даниил объясняет:“А что ты видел железо, смешанное с глиною горшечною, это значит, что они смешиваются через семя человеческое (смесь церкви и мира – Вавилон), но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною”. Они не могут полностью слиться воедино. “И во дни тех царств (представленных пальцами, во дни так называемых “христианских царств” или “христианства”) Бог Небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно” (Дан. 2:43, 44).
Даниил не указывает на время довершения этих языческих правлений – как находим в других местах, – однако каждая деталь предсказания служит признаком, что сегодня этот конец очень близок, у самой двери. Папская система долгое время твердила, что именно она является тем царством, обещанном здесь Богом небес, и что, следуя выполнению этого пророчества, оно действительно раскололо на куски и поглотило все иные царства. Истина, тем не менее, такова, что номинальная церковь попросту объединилась, как глина с железом, с земными империями, и что папство никогда не было настоящим царством Бога, а было только его подделкой. Одним из наилучших доказательств того, что папство вовсе не уничтожило и не поглотило эти земные царства, является факт, что они по-прежнему существуют. А теперь грязная глина сделалась сухой и “хрупкой”, она потеряла свою липкость, и железо с глиной проявляют признаки отторжения и вскоре распадутся, ударенные “камнем” истинного Царства.
Продолжая свое толкование, Даниил говорит:“Так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото, Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точное истолкование его!” (стих 45).
Камень, отторгнутый от горы без помощи рук, ударяющий и разрушающий языческие власти, представляет истинную Церковь, Царство Бога. Во времена Евангельского века этот “камень”-царство формируется, “отсекается”, обделывается, принимает надлежащий вид для своего положения и величия в будущем не при помощи рук человеческих, а могуществом, духом истины, невидимой силой Иеговы. Завершенный, полностью отсеченный, он ударит и уничтожит царства этого мира. В истукане символичести изображены не люди, а правительства, и они должны быть уничтожены, чтобы люди могли быть освобождены. Наш Господь Иисус пришел не истреблять человеческие жизни, а спасти их (Иоан. 3:17).
Камень во время его приготовления, отсечения может быть назван горою в зачаточном состоянии – если иметь ввиду его будущую судьбу; так и Церковь может быть названа и иногда ее называют Царством Бога. Фактически камень не стал горою, пока не ударил истукана; так и Церковь полностью не станет Царством, чтобы наполнить всю землю, пока не свершится “день Господа”, “день гнева над народами”, то есть “время горя”, и пока она не будет установлена и все иные власти не будут ей подчинены.
Теперь припомните обещание, данное нашим Господом победителям христианской Церкви:“Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем”, “кто побеждает и соблюдает дела мои до конца, тому дам власть над язычниками; и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего” (Отк. 3:21; 2:26, 27; Пс. 2:8-12). Когда железный жезл завершит дело уничтожения, тогда рука, прежде ударявшая, обратится, чтобы исцелять, и люди обратятся к Господу и Он исцелит их (Ис. 19:22; Иер. 3:22, 23; Ос. 6:1; 14:5; Ис. 2:3), давая им красоту вместо пепла, елей радости вместо печали и одежду восхваления вместо духа уныния.

Видение Даниилом земных правлений

     С точки зрения мира, земные империи видения Навуходоносора являются воплощением человеческой славы, величия и могущества; хотя в нем показан также признак их распада и окончательной гибели, находящих свое выражение в постепенном оскудении от золота к железу и глине.
Класс, показанный в камне, истинная Церковь, за время своего выбора, взятия от горы, считался в мире не имеющим малейшей ценности. Люди его презирали и отвергали. Никто не видел в нем красоты, достойной вожделения. Мир, восторгаясь, одаряет любовью, восхваляет и становится на стороне правителей и правительств, представленных в этом огромном истукане, хотя и постоянно в них разочаровывается, бывает ими обманут, оскорблен и притесняем. В своих одах и панегириках мир превозносит знатных и преуспевающих лиц этого истукана, его Александров, Цезарей, Бонапартов и других, чье величие проявлялось в пролитии крови их ближних, и которые в своей жажде могущества сделали миллионы людей вдовами и сиротами. Таков еще дух, находящийся в “десяти пальцах” истукана, предстающий перед нашими глазами в марширующих колоннах двадцати с лишним миллионов человек, вооруженных дьявольски жестокими изобретениями современной человеческой мысли, чтобы убивать друг друга по приказу “существующих властей”.
Надменные ныне считаются счастливыми; да, те, кто совершают беззакония, находятся при власти (Мал. 3:15). Разве мы не способны увидеть, что крушение этого огромного истукана ударом камня и установление Божьего царства означает освобождение угнетенных и всеобщее благословение? Даже если эта перемена станет на какое-то время причиной бед и смятения, окончательно она принесет мирные плоды праведности.
А теперь, держа в уме различие точек зрения, попытаемся взглянуть на те же четыре универсальных империи земли, как они показаны в видении, данном возлюбленному пророку Даниилу, с точки зрения Бога и тех, кто находится с Ним в согласии. И если на нас эти царства производят впечатление зверских и противных, то Даниилу эти четыре универсальные империи были представлены также в виде четырех огромных и хищных диких животных. Тем не менее, грядущее царство Бога (камень) предстало его взору более величественным образом, нежели Навуходоносору. Даниил говорит:“Видел я в ночном видении моем, и вот, четыре ветра небесных боролись на великом море, и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого. Первый – как лев, но у него крылья орлиные,.. и вот, еще зверь, второй, похожий на медведя;.. вот – еще зверь, как барс… После сего видел я в ночных видениях, и вот – зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него” (Дан. 7:2-7).
В настоящем исследовании мы упускаем подробности о первых трех зверях (Вавилоне – льве, Медо-Персии – медведе и Греции – барсе) с их головами, ногами, крыльями и т.д., все из которых являются символическими и менее важными, чем подробности о четвертом звере – Риме.
О четвертом звере, Риме, Даниил говорит:“После сего видел я в ночных видениях, и вот – зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный,.. десять рогов было у него. Я смотрел на эти рога и вот вышел между ними еще один рог и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно” (Дан. 7:7, 8).
Здесь представлена Римская Империя; разделение ее власти показано в десяти рогах, где рог символизирует власть. Небольшой рог, выросший между ними, присвоивший себе власть трех из них и властвовавший посреди остальных, представляет малое начало и постепенное возвышение к власти церкви Рима, папской власти или рога. По мере того, как росло его влияние, три части, три рога или власти Римской Империи (Герулы, Восточный Экзархат и Остроготы) были убраны с пути, освобождая место для его установления как гражданской власти, рога. Этот последний особый рог, папство, примечателен своими глазами, свидетельствующими об интеллигенции, и своими устами – своими словами, притязаниями и т.д.
Этому четвертому животному, представляющему Рим, Даниил не дал определенного названия. Если другие были похожи описанием на льва, медведя, барса, то четвертый был столь свирепым и отвратительным, что с ним нельзя было сравнить никакое земное животное. Иоанн Богослов, распознав в видении такое же символическое животное (правление), похоже не мог найти названия для его описания, и, наконец, дал таких несколько. Одним из них было название “дьявол” (Отк. 12:9). Конечно, название было выбрано самое подходящее, ибо Рим, если принять во внимание его кровавые преследования, был самым дьявольским из всех земных правлений. Даже при переходе от Рима языческого к Риму папскому в нем проявилась одна из главных примет сатаны, ибо как сатана преображается, чтобы явиться как ангел света (2 Кор. 11:14), так и Рим видоизменился, став из языческого так называемым христианским – Царством Христа1.

    Приведя некоторые подробности последнего Римского зверя и, прежде всего, своеобразного, папского рога, пророк говорит, что этому рогу будет вынесен приговор и он начнет терять свою власть, которая будет постепенно поглощаться, пока зверь не будет уничтожен.
Этот зверь, Римская Империя, с его рогами или частями существует доныне и будет убит поднимающимися народными массами и свержением правительств в “День Господа” – являясь приготовлением к признанию небесного правления. Это отчетливо видно из других Писаний, которые еще предстоит исследовать. Однако самым первым должен упасть папский рог. Его власть и влияние начали падать, когда Наполеон взял папу пленником во Францию. После того как проклятия и молитвы пап не дали им освобождения от власти Бонапарта, для народов стало очевидным, что притязания папства на божественный авторитет и власть не имеют под собой никакого основания. После этого светская власть папства начала быстро убывать, пока, в сентябре 1870 года, последний признак его светской власти не был погублен от рук Виктора Эммануила2.
Несмотря на это, в продолжение всего времени, пока продолжалось “падение”, папство не скупилось на высокомерные слова богохульства, последние из которых прозвучали в 1870 году, когда всего за несколько месяцев до своего свержения оно заявило о непогрешимости пап. Все это заключено в пророчестве:“Видел я тогда (т.е. после приговора для этого “рога”, после начала его упадка) изречение ВЫСОКОМЕРНЫХ СЛОВ, какие говорил рог” (Дан. 7:11).
Вместе с течением истории мы попадаем в наши дни и видим, что событие, которое следует ожидать земным империям – это их полное крушение. Следующее по порядку событие описано словами:“Видел я тогда, что зверь был убит в глазах моих и тело его сокрушено и предано на сожжение огню.” Убийство и сожжение являются символами, так же как и сам зверь, и означают полное и безповоротное уничтожение нынешнего организованного правления. В 12 стихе пророк обращает внимание на разницу между концом этого четвертого зверя и его предшественниками. У тех троих (Вавилона, Персии и Греции) правление было отнято самым успешным образом, они перестали удерживать власть над землей, но жизнь их, как наций, прекратилась не сразу. Греция и Персия все еще обладают определенной мерой жизни, хотя с тех пор, как от них ушло универсальное владычество, миновали долгие столетия. Не так происходит с Римской Империей, четвертым и последним из этих зверей. Оно потеряет свое владычество и жизнь одновременно и пойдет на погибель. Вместе с ним исчезнут также другие (Дан. 2:35).
Независимо от использованных средств или способов, поводом такого упадка будет установление Пятой Универсальной Империи земли, Божьего Царства под правлением Христа, право Которого – принять власть. Переход царства от четвертого зверя, “установленного от Бога” на определенное время, к пятому царству под властью Мессии – когда придет на то пора – пророк описывает следующим образом:“Вот, в облаках небесных шел как бы Сын человеческий, дошел к Предвечному и подведен был к Нему. И Ему (Христу – Главе и телу вместе) дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится”. Это, по словам ангела, значит, что “царство, и власть, и величие царств всей поднебесной дано будет святому народу Всевышнего, Которого царство – вечное, – и все властители будут служить и повиноваться Ему” (Дан. 7:13,14,27).
Итак, владычество земли должно быть возложено в руки Христа Иеговой (“Предвечным”), Который “все покорит под ноги Его” (1 Кор. 15:27). Возведенный на престол над всем царством Бога, Он должен царствовать, пока не покорит всякое верховенство и власть, находящиеся в конфликте с волей и правом Иеговы. Для выполнения этой грандиозной миссии необходимо прежде всего свергнуть существующие языческие правительства, ибо “царства мира сего”, как и “князь мира сего”, не сдадутся мирным путем, а должны быть связаны и обузданы силой. Именно так и написано:“Заключат царей их в узы, вельмож их в оковы железные; производить над ними суд писанный. Честь сия – всем святым Его” (Пс. 149:8, 9).
Глядя на нынешние правительства с точки зрения нашего Господа, а также пророка Даниила, и осознавая их свирепый, разрушительный, зверский и самодовольный характер, наши сердца желают, чтобы этим языческим властям пришел конец, и с радостью обращаются к тому благословенному времени, когда победители нынешнего века вместе со своим Главою будут возведены на престол, чтобы управлять, благословить и обновлять стонущее творение. Воистину, все Божьи дети могут с Господом вознестись сердцем в молитве:“ДА ПРИДЕТ ЦАРСТВИЕ ТВОЕ; да будет воля Твоя и на земле, как на небе”.
Каждое из представленных в зверях и в истукане правлений существовало еще до того, как оно пришло к власти как универсальная империя. Так и с истинным царством Бога; долгое время оно существовало, находясь в уединении от мира, не пытаясь властвовать, а лишь ожидая своего времени – времени, назначенного Предвечным. Как и другие, оно обязано принять то, что для него определено, обязано сделаться влиятельным – быть “воздвигнутым” еще до того, как сможет воспользоваться своей властью, чтобы нанести удар и убить зверя – предшествующее ему царство. Вот, собственно, откуда слова:“И во дни тех царств (когда у них еще имеется власть) Бог небесный воздвигнет (установит в силе и влиянии) царство”. После его установления “оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно” (Дан. 2:44). Значит, как бы нам не надеяться Божьего Царства, мы должны знать, что оно начнет свою деятельность еще до того, как упадут царства мира сего, и что они будут свергнуты его могуществом и ударом.

Нынешние правления с иной точки зрения

     Наивысшее право и авторитет управлять миром принадлежат и всегда будут принадлежать Создателю, Иегове – независимо от того, кому Он позволит или кого удостоит права руководить вместо Себя. Под влиянием несовершенства и слабостей, как следствия неверности Царю царей, Адам вскоре начал изнемогать и ставать беспомощным. Как монарх, он начал терять власть, распоряжаясь которой вначале, он силой воли удерживал в повиновении низшие животные. Он утратил также контроль над собой, так что пытаясь делать добро, ему становились преградой его собственные слабости, и тут как тут появлялось зло; добро, которое ему хотелось делать, он не делал, а делал зло, которого не хотел.
Итак, не делая малейшей попытки оправдать наш непокорный род, мы можем симпатизировать его напрасным усилиям руководить собою и обустраивать собственное благополучие. Говоря о мире человечества, можно сказать и кое-что похвальное, ибо осознавая истинный характер этих зверских правлений и даже их растление, мы видим, что они были намного лучше, чем отсутствие всякого правления – намного лучше беззакония и анархии. И хотя, вероятно, анархия была бы наиболее приемлемой для “князя мира сего”, однако так не было в случае его подчиненных, и его власть вовсе не беспредельна – она ограничена возможностью действовать посредством человечества, и его поведение в значительной мере вынуждено приноравливаться к идеям, страстям и предрассудкам людей. Идеей человека было самоуправление независимо от Бога, и когда Бог позволил ему попробовать этого, сатана воспользовался возможностью расширить свое влияние и власть. Не считая нужным помнить о Боге (Рим. 1:28), человек отдал себя под влияние хотя и невидимого, однако лукавого и могущественного противника, и с тех пор был вынужден противостоять интригам сатаны, а также собственным слабостям.
Если это так, тогда попробуем еще раз взглянуть на царства мира сего, обращая теперь внимание на усилия падшего человечества управлять собою вне зависимости от Бога. Хотя моральный упадок каждого и самодовольство свернули путь праведности в сторону, так что полная мера праведности очень редко была уделом кого-нибудь под властью царств этого мира, однако все правления, когда-либо организованные между людьми, обязаны были хотя бы внешне поддерживать справедливость и думать о благополучии всех людей.
В какой степени этого удалось достичь – вопрос совсем другой, но таковыми были лозунги всех правительств и таковыми мотивами руководствовались люди, когда выражали свое подчинение и поддержку. Где цели справедливости в большинстве игнорировались, там массы оказывались по отношению к ним либо ослепленными и введенными в заблуждение, либо следствием были войны, потрясения и революции.
Темные дела низменных тиранов, добившихся властного положения в правительствах мира, вовсе не свидетельствовали об институциях и законах этих правительств. Свой зверский характер эти правительства получили вследствие захвата авторитета и использования его в низменных целях. Большинство законов каждого правительства являлось мудрыми, справедливыми и благими – желая защитить жизнь и собственность, защитить семейные и комерческие интересы, наказать преступников и т.д. Имелись также апелляционные суды для решения спорных вопросов, где хотя бы частично, но все-таки придерживались справедливости. И какими несовершенными не были бы заседавшие на этих должностях, необходимость и польза таких институций очевидна. Какими жалкими не казались бы эти правительства, однако без них более численные деградированные элементы общества взяли бы верх над более исправными и порядочными.
Осознавая зверский характер этих правлений, как результат прихода к власти по большей части несправедливых правителей – путем интриг и обмана сатаны, орудовавшего посредством человеческих слабостей, порочных нравов и понятий – мы, тем не менее, видим в них наилучшие усилия бедного, падшего человеческого рода управлять самим собою. Столетие за столетием Бог позволял людям делать усилия и видеть последствия. Однако после стольких веков опытов результаты ныне столь же мало утешительны, как и в любом ином периоде мировой истории. Фактически, недовольство носит еще более общий и распространенный характер, чем когда-либо – не потому, что сегодня больше, чем прежде, гнета и несправедливости, а потому, что по Божьему постановлению глаза людей, благодаря возросшему уровню знаний, становятся все более и более открытыми.
Установленные время от времени правления показали посредственность усилий людей, которых они представляли, руководить собою. Даже там, где существовали правления деспотов, факт, что они были терпимы массами, показывает, что люди, составляющие эти массы, были неспособны установить и поддерживать более лучшее правление, – хотя многие личности, находящиеся гораздо выше посредственности, существовали всегда.
Сравнивая состояние мира сегодня и в любом более раннем периоде истории, мы обнаруживаем заметную разницу в настроениях масс. Сегодня широко распространен дух независимости, людей не так легко ввести в заблуждение и не так просто завязать им глаза, чтобы правители и политиканы могли вести их наослепь, а значит, люди уже не вернутся в кабалу прежних дней. Такая перемена общественных настроений вовсе не была следствием постепенных, с самого начала, усилий человека руководить собою, а четко прослеживается лишь со времен шестнадцатого века. Наиболее заметный ее прогресс виден за последние пятьдесят лет. Следовательно, эта перемена не вытекает из опыта прошлых столетий, а является естественным следствием недавнего роста и всеобщего распространения знаний в среде человечества. Приготовление к столь широкому распространению знаний началось вместе с изобретением книгопечатания – приблизительно в 1440 году н.э., – и последующим распространением книг и новых периодических изданий. Влияние этого изобретения на уровень просвещения широких слоев общества начало ощущаться уже в шестнадцатом веке, и с тех пор с ним непосредственно связаны все шаги прогресса. Всеобщее просвещение масс обрело популярность, а изобретения и открытия стали ежедневным явлением. Имеющий Божественное предопределение и наступивший в определенное Богом время, такой рост знаний людей имеет одно из наиболее могущественных влияний на происходящее ныне дело связывания сатаны – урезывание его влияния и ограничение власти в этом “Дне Приготовления” – ради установления Божьего царства на земле.
Рост знаний во всех направлениях пробуждает в людях чувство уважения к себе, дает осознание естественных и неотъемлемых прав, и люди не желают, чтобы эти права дольше игнорировались или презирались. Скорее наоборот, люди готовы пойти на иную крайность. Взгляните сквозь столетия назад и посмотрите каким образом народы писали кровью историю своего недовольства. Пророки говорят, что рост знаний еще более усугубит всеобщее широчайшее недовольство, которое окончательно найдет свое выражение во всемирной революции, в свержении всяких законов и порядка; что результатом всего этого будет анархия и смятение всех классов, и что посреди этого замешательства Бог небес ВОЗДВИГНЕТ Свое царство, которое удовлетворит желания всех народов. Усталые и удрученные собственными неудачами, убедившиеся в том, что их последние и наибольшие усилия заканчиваются анархией, люди с радостью поприветствуют авторитет небес, склоня перед ним колени, и признают его сильное и справедливое правление. Вот так крайнее отчаяние человека представит возможность Богу, и “придет желаемое всеми народами” – придет Божье Царство во власти и великой славе (Агг. 2:7, KJV).
Зная, что таковым является замысел Бога, ни Иисус, ни апостолы никоим образом не противопоставляли себя земным правителям. Наоборот, они поучали Церковь подчиняться этим властям – даже когда самим приходилось переносить терпения от злоупотреблявших властью. Они учили Церковь быть законопослушными и уважать находящихся при власти, тем самым учитывая их высокое положение, даже тогда, когда те по своим личным качествам этого не заслуживали; исправно платить налоги и, если это не входит в противоречие с Божьими законами (Деян. 4:19; 5:29), не оказывать сопротивления какому бы то ни было установленному праву (Рим. 13:1-7; Мат. 22:21). Господь Иисус, апостолы и первая Церковь были законопослушными, хотя и отмежевались от правительств мира сего и не принимали в них никакого участия.
Хотя существующие власти, правительства мира сего были предопределены и устроены Богом, чтобы человечество могло обрести нужный опыт, тем не менее, Церковь, посвященные, стремящиеся занять место в грядущем Царстве Бога, не должны жаждать почестей и должностных вознаграждений от царств мира сего и не должны этим властям противиться. Они – сограждане и наследники небесного царства (Еф. 2:19), и, как таковые, должны требовать под властью царств мира сего только тех прав и привилегий, какие предоставляют чужестранцам. Их миссия не состоит в том, чтобы помочь миру усовершенствовать его нынешний вид или иметь что-то общего с его нынешними делами. Пытаться так сделать было бы излишней тратой усилий. Деяния мира и завершение их ясно очерчены в Священном Писании и полностью находятся под контролем Того, Кто в Свое время даст нам царство. Ныне и во все времена влияние истинной Церкви всегда было незначительным – столь малым, что в политическом плане его почти не существовало. Однако, сколь большим оно не явилось бы, мы должны следовать примеру и поучениям нашего Господа и апостолов. Зная, что цель Бога в том, чтобы позволить миру полностью испробовать возможности руководить собою, истинная Церковь, пребывая в этом мире, не должна быть выходцем из него. Святые могут повлиять на мир только отмежевавшись от него, позволяя сиять своему свету – в своей жизни делая миру УПРЕКИ духом истины. Итак, как миротворцы, приверженцы порядка, воздающие должное всякому справедливому закону, осуждающие беззаконие и грех, стремящиеся к обетованному Божьему царству и ожидаемым в нем благословениям, не пользующиеся общепринятыми методами вмешательства в политику и в происходящие в кругах власти интриги, а значит, не втянутые в войны, грешные дела и всеобщую деградацию, те, кто составляет будущую Невесту Князя Мира, представительницу своего Господа в этом мире, являются авторитетом добра в своей достойной похвалы чистоте.
Все свое внимание и усилия Церковь Бога должна обратить на проповедь Божьего царства и на первостепенность интересов этого царства – согласно плану, изложенному в Священном Писании. Если это выполнять преданно, то не останется ни времени, ни расположения копаться в политических делах нынешних правительств. У Господа не было для этого времени, также апостолы не имели такого времени, и нет его у каждого из святых, следующих ихнему примеру.
Ранняя Церковь пала жертвой такого искушения вскоре после смерти апостолов. Проповедование грядущего Царства Бога, которое вытеснит все земные царства, и распятого Христа, как наследника этого Царства, было непопулярным и навлекло преследования, насмешки и презрение. Однако некоторые задумали улучшить Божий план и, вместо страданий, дать Церкви преимущественное положение в мире. Это им удалось благодаря союзу с земными властями. В результате развилось папство, в какое-то время превратившееся в любовницу и царицу народов (Отк. 17:3-5; 18:7).
Вместе с таким поведением все изменилось:вместо страданий пришел почет, вместо смирения – гордость, вместо истины – ложь, вместо быть преследуемой, Церковь стала преследовать всех, кто осуждал ее новые и незаконные почести. Вскоре она начала выдумывать новые теории и софистику для оправдания собственного пути, вводя в заблуждение сначала саму себя, а затем и народы, верованием, что НАСТУПИЛО обещанное тысячелетнее царствование Христа, и что Христос, Царь, представлен в ее папах, царствующих как Его наместники над царями земли. Такими словами с успехом удалось обмануть весь мир. Своими лживыми учениями “она упоила все народы” (Отк. 17:2), запугав их вечными мучениями, ожидающими всякого, кто противопоставит себя ее притязаниям. Вскоре, согласно ее эдиктам и мнимому авторитету, начато коронацию и свержение королей Европы.
Получается, что европейские царства ныне претендуют на название христианских и утверждают, что их властители царствуют “милостью Божьей”, т.е. по велению папства или какой-нибудь из протестантских сект. Хотя реформаторы отвергли многие притязяния папства на исключительные церковные полномочия и т.д., они, однако же, склонились к тому почету, который земные цари приписывают христианству. Таким образом, реформаторы впали в то же заблуждение и, воспользовавшись авторитетом монархов, начали назначать и поддерживать царей и правительства, именуя их “христианскими царствами” или царствами Христа. Сегодня мы много слышим о странной загадке под названием “христианский мир” – действительно странной, если только ее рассматривать в свете истинных принципов Евангелия. О Своих учениках наш Господь сказал:“Они не от мира, как Я не от мира”. А Павел апостол предостерегает нас:“И не применяйтесь к веку сему” (Иоан. 17:16; Рим. 12:2, НП).
Бог никогда не одобрял именования этих царств именем Христа. Обманутые церковью с имени, эти народы ходят под фальшивими знаменами, претендуя на то, чем они в сущности не являются. Единственное, что им позволено, помимо права голоса для народа, это данное Богом ограниченное позволение, высказанное Навуходоносору:пока не придет Тот, Кому это владычество принадлежит по праву.
Утверждение, что эти несовершенные царства с их несовершенными законами и часто эгоистичными и жестокими правителями, являются “царствами нашего Господа и Его Помазанника” – большая клевета на истинное Царство Христа, перед которым они должны вскоре упасть, а также на его “Князя Мира” и справедливых правителей (Ис. 32:1).
Иное серьезное последствие, вытекающее из подобного заблуждения, состоит в том, что таким путем внимание Божьих детей было уведено от обетованного небесного царства и обращено к ошибочному признанию земных царств и к близкому с ними родству, к почти бесплодным усилиям привить этим диким, мирским племенам добродетели и мораль христианства, а также к пренебрежению радостной вестью об истинном царстве и сосредоточенных в нем надеждах. Заблуждаясь таким образом, некоторые проявляют заметное стремление увековечить имя Бога в Конституции Соединенных Штатов, чтобы тем самым стать христианской нацией. Реформированные пресвитериане многие годы отказывались отдавать свои голоса и занимать любые должности при правительстве, поскольку оно не является Христовым царством. Таким образом, они считают неприемлемым для христиан принимать участие в каком-то другом. Мы в большой мере симпатизируем подобным настроениям, но вовсе не симпатизируем выводам, что если имя Бога упоминается в Конституции, то подобный факт уже превращает такое правительство из царства мира сего в царство Христа и дает им свободу голосовать и занимать в нем любые должности. Как неразумно! Как велик обман, которым “мать распутства” напоила все народы (Отк. 17:2). Похожим образом говорится, что королевства Европы были перенесены от сатаны к Христу и стали “христианскими народами”.
Да будет известно, что наилучшие и наихудшие народы земли – это всего лишь “царства мира сего”, чье позволение власти, отпущенное для них Богом, уже почти истекло, дабы они могли уступить место их законному приемнику, Царству Мессии, Пятой Универсальной Мировой Империи (Дан. 2:44; 7:14, 17, 27). Такая точка зрения во многом позволит утвердить истину и свергнуть обман.
Однако присмотритесь, деяния папства в этом направлении, одобряемые протестантскими реформаторами, не вызывают в среде христианства никаких вопросов. А поскольку все они должны поддерживать Царство Христа, то чувствуют себя обязанными защищать нынешние падающие царства так называемого христианства, чье время быстро истекает. Таким образом, их симпатии чаще всего насильно подталкиваются к притеснениям, а не к истине и свободе:к царствам и князю этого мира, а не к грядущему истинному Христовому Царству (Отк. 17:14; 19:11-19).
Мир быстро приближается к осознанию того, что “царства мира сего” вовсе не похожи на христианские и что притязания на получение от Христа полномочий вовсе не бесспорны. Начиная рассуждать над этим и подобными ему вопросами, люди будут проявлять свои убеждения все более и более отчаянно – по мере осознания, что в целях обмана ими пользовались во имя Бога Праведности и Князя Мира. Фактически тенденция такова, что многие должны увидеть в христианстве не что иное, как обман, лишенный основания, и что, находясь в союзе со светскими правителями, его исключительной целью было держать в руках свободу масс.
О, если бы люди были умнее и направили свои сердца к познанию дела и замисла Господа! Тогда постепенно растаяли бы нынешние царства; быстро, друг за другом, последовали бы реформы, свобода следовала бы за свободой, а истина и право объяли бы господство, пока справедливость вконец не утвердилась бы по всей земле. Однако они этого не сделают, да и не могут сделать в своем нынешнем падшем состоянии. Вооружившись себялюбием, каждый из них будет бороться за господство, и царства мира сего минуют во времени горя, какого не было с тех пор, как существует народ. О тех, кто напрасно попытается удержать уходящую власть, данную Тому, Кто имеет на нее право, Господь говорит, что они восстают против Него Самого – в конфликте, в котором они обречены. Вот Его слова:
“Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его. “Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их”. Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им. Тогда скажет им во гневе Своем, и яростью Своею приведет их в смятение (говоря):“Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею… Итак, вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли. Служите Господу со страхом и трепетом. Почтите (сделайтесь приятелями) Сына (Божьего Помазанника), чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем; ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него” (Пс. 2:1-6; 10-12).


1* Факт, что Рим назван “дьяволом” вовсе не опровергает личности самого дьявола, скорее наоборот. Как существуют хищные животные – львы, медведи, барсы – с присущими им свойствами, какими отличались названные правления, так и существует дьявол с известными характерными особенностями, с которыми и была сравнена четвертая империя.

5. В 1870 году Виктор Эммануил присоединил к итальянскому государству все папские территории.


 в Библиотеку…

читать 12 главу…

читать 14 главу…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.