1 Том: Глава III, Библия – Божественное Откровение

ГЛАВА  ІII

 РАЗУМНЫЙ ПОДХОД К БИБЛИИ КАК БОЖЕСТВЕННОМУ ОТКРОВЕНИЮ

  Утверждения Библии и внешнее доказательство ее достоверности – Ее нравственное влияние – Побуждения писавших ее – Общий характер Писаний – Книги Моисея – Закон Моисея – Особенности установленного Моисеем правления – Невмешательство священников – Указания для светских правителей – Одинаковое положение бедных и богатых перед Законом – Гарантии против манипулирования правами народа – Священники как класс без привилегий:как они содержались и т.д. – Предостережение перед угнетением пришельцев, вдов, сирот и слуг – Библейские пророки – Существует ли связь между Законом, пророками и теми, кто написал Новый Завет? – Чудеса, не противоречащие разуму – Логичное заключение.

    Библия – светоч свободы и цивилизации. Ее благотворное влияние на общество было признано величайшими государственными деятелями, которые, в большинстве своем, смотрели на нее с точек зрения противоречащих друг другу вероисповеданий, – хотя и признающих Библию, но, с горечью надо признать, искажающих ее сущность. Ветхая, великая книга, хотя ненарочно, но все же ложно истолковывается своими друзьями, многие из которых отдали бы за нее жизнь. Они, однако, приносят ей больше унижений, чем ее недоброжелатели, утверждая, что она поддерживает их долгопочитаемые неправдивые учения, унаследованные по традиции от их отцов. Пусть бы такие проснулись, пересмотрели свои “неоспоримые” истины и ввели в замешательство своих врагов, разоружая их собственным же оружием!
С того момента, как красота окружающего мира пробуждает в нас надежду на более полное откровение о Боге, нежели она дает нам сама, рассудительный, здравомыслящий ум готов рассмотреть всякое утверждение, намеревающееся быть божественным откровением и несущее разумные внешние доказательства верности таким утверждениям. Посему Библия признает себя откровением от Бога и действительно предстает перед нами с достаточными внешними доказательствами своей верности, а также дает не лишенную основания надежду, что при более тщательном исследовании она откроет еще более полные и веские доказательства, чтобы считать себя именно Божьим Словом.
Библия – самая древняя из существующих ныне книг. За свою тридцативековую историю она пережила много бурь и невзгод. Всеми возможными способами люди старались стереть ее с лица земли. Ее прятали, ее сжигали, каждому хранящему ее грозил смертный приговор, сильно и безжалостно преследовали тех, кто в нее верил. Но эта книга все-таки живет. Сегодня, когда многие из ее врагов уснули сном смерти, и давно позабыты сотни томов, пытавшиеся дискредитировать и свергнуть ее влияние, Библия нашла путь ко всем народам земли на каждом из языков, выдержав более двухсот различных переводов (1886 год – ред.). Сам факт, что эта книга уцелела на протяжении стольких веков, несмотря на небывалые усилия изгнать ее и уничтожить, является, по меньшей мере, очень веским и красноречивым доказательством, что Тот, Кого она считает своим Автором, был также ее Защитником.
Кроме того, велико моральное влияние Библии. Тот, кто стал внимательным исследователем ее страниц, неизменно поднимался к более высокому уровню жизненной чистоты. Конечно, все иное, написанное в области религии и различных наук, принесло много добра и до определенной степени облагородило человечество, наделив его благословениями, однако, все, вместе взятые, эти книги не принесли стонущему творению той радости, мира и благословения, как это сделала для всех бедных и богатых, всех ученых и малограмотных Библия. Она не просто книга для чтения – изучать ее следует пристально и вдумчиво, ведь мысли Бога намного выше наших мыслей, а пути Его – наших путей. Если мы хотим осознать план и мысли бесконечного Бога, то для такого изучения следует сосредоточить всю нашу энергию. Самые богатые сокровища Истины не всегда находятся на поверхности.
На каждом шагу книга обращается и указывает на возвышенный характер Иисуса из Назарета, Который, как она учит, был Сыном Божьим. Его имя, Его служение, Его дела находятся в поле зрения Библии от ее начала и до конца. То, что человек, званный Иисусом из Назарета, действительно жил и кое-что из записей о Нем сохранилось со времен, к которым обращаются писатели Библии, является историческим фактом вне самой книги и подтверждается различными доказательствами. То, что Иисус был распят, будучи неугодным иудеям и их священникам, является дальнейшим историческим фактом, находящим свое отражение писателями Нового Завета. Они (за исключением Павла и Луки) были лично знакомы с Иисусом из Назарета и являлись Его учениками – Того, Чьи учения находим в их Писаниях.
Каждая книга содержит мотивы, которыми руководствовался ее автор. Поэтому спрашиваем:“Какие мотивы вдохновляли людей, целиком отдавшихся делу этого человека?” Иудеями Он был осужден на смерть и распят как преступник. Наиболее религиозные из них пошли на этот шаг, считая, что Он недостоин жить и должен умереть. В преданности Его делу, в провозглашении Его доктрин последователи Иисуса не страшились унижений, жестоких преследований, лишений, рисковали жизнью, а в некоторых случаях даже мученически страдали. Признавая, что еще при жизни Иисус был исключительной личностью – что отражалось в Его делах и учениях, – спрашиваем, какие мотивы существовали для этих людей после Его смерти, к тому же столь позорной? Если мы скажем, что все изложенное писателями придумано и для них Иисус был попросту идеальным героем, плодом их воображения, то как нелепо полагать, что эти здравомыслящие люди, – после провозглашения Его Сыном Бога, после утверждения, что Он родился сверхестественным путем и Своими сверхестественными способностями исцелял прокаженных, возвращал зрение слепым и слух глухим, и даже воскрешал мертвых, – могли выдумать историю столь исключительного характера, завершившуюся всего-навсего тем, что небольшая горсть врагов казнила Его как преступника, а Его друзья, ученики и даже сами авторы строк оставили Его в трудную минуту и сбежали.
То, что светская история в определенных отношениях не согласна с написанным, не должно склонять нас к мысли, что эти записи неправдивы. Те же, которые так считают, должны по крайней мере найти и предъявить те или иные мотивы подобной неправдивости писавших. Что побуждало этих людей? Могли ли они разумно надеяться приобрести таким путем для себя богатство, славу, власть или иные земные блага? Бедность Иисусовых друзей, непопулярность их героя среди влиятельных религиозных деятелей Иудеи противоречит такой мысли. То, что Он, не добившись уважения, умер как преступник, как нарушитель спокойствия, не могло принести желавшим возродить Его учения ни заманчивой славы, ни земных благ. Наоборот, если таковым было стремление проповедовавших Иисуса, так почему они не оставили подобное занятие, когда обнаружили, что оно приносит лишь позор, преследования, заключение в тюрьму, побои и даже смерть? Рассудок, однако, доказывает, что люди, пожертвовавшие домашним уютом, репутацией, честью, собственной жизнью, не существующие ради минутного наслаждения, имеющие единой целью поддержать своих товарищей и принявшие самые высокие моральные принципы, не только руководствовались определенными мотивами, но, более того, их мотивам следовало быть чистыми, а цели – величественной. Далее, разум подсказывает, что свидетельства таких людей, ведомых только чистыми и возвышенными побуждениями, во многократ выше и значительнее побуждений обычных авторов. Они не были фанатиками; они были людьми здорового и логичного способа мышления, наделенными доказательствами своей веры и надежды, стойко придерживающимися собственных разумных убеждений.
Упомянутое нами одинаково можно применить и к различным писателям Ветхого Завета. В своем большинстве это были люди, которых уважали именно за преданность Господу. История беспристрастно показывает и упрекает их слабости и недостатки, но вместе с тем восхваляет их добродетель и преданность. Это должно удивить тех, кто полагает, что Библия – это сфабрикованная история, предназначенная для того, чтобы люди благоговели перед религиозными системами. Честность и откровенность Библии – доказательство ее правдивости. Обманщики, стремящиеся представить человека великим, особенно, когда они пытаются доказать, что некоторые их произведения вдохновлены Богом, без сомнения, будут стараться обрисовать его характер в высшей степени благородным и безупречным. Факт, что Библия не преследовала подобной цели, является полным логики доказательством, что она создана не для обмана.
Итак, имея основания надеяться на объявление плана и воли Бога и находя, что Библия, принимающая на себя бремя такого объявления, была написана людьми, чьи побуждения нет повода поддавать сомнению, а наоборот, следует поддерживать, давайте проследим характер Писаний, о которых говорится как о вдохновенных – с тем, чтобы увидеть, действительно ли они отвечают тому характеру, который мы логично приписываем Богу, и несут ли они в себе внутреннее доказательство своей правдивости.
Первые пять книг Нового Завета, а также несколько книг Ветхого являются повествованиями, то есть известными писателям историями о фактах, за которые они ручаются. Всем очевидно, что потребность в особом откровении была вовсе не для того, чтобы попросту рассказать правду о событиях, с которыми они были лично и до конца знакомы. С того времени, как Бог выразил Свое желание сделать для людей откровение, сам факт, что истории происходящих событий имеют к такому откровению непосредственное отношение, является достаточным основанием для логичного вывода, что Бог все так предвидел и устроил, дабы честный писатель, избранный Им для этого дела, был ознакомлен со всеми необходимыми фактами. Вероятность этих историй почти всецело покоится на характерах и мотивах их авторов. Ложь никогда не исходит от порядочных людей, а из чистого родника никогда не бьет горькая вода. Обобщенное свидетельство написанного снимает всякое подозрение, будто бы их авторы говорили или делали что-то плохое, надеясь при этом на хорошие последствия.
Когда мы говорим, что такие книги Библии, как “Книги Царств”, “Книги Паралипоменон”, “Книга Судей” и т.д. достоверны и очень внимательно описывают истории выдающихся событий и лиц своего времени, то это никоим образом не лишает их правдивости. Как припоминаем, Еврейские Писания содержат в себе кроме историй также законы и пророчества. Эти истории, а также генеалогические линии и др. очень точны в описании событий. Происходило так вследствие ожидания, что обещанный Мессия явится по особой линии от Авраама. Поэтому, в свете общепринятых норм двадцатого века, некоторые изложенные факты выглядят немного непривычно. Например, подробное описание происхождения аммонитов и моавитов, а также их родство с Авраамом и израильтянами важно в глазах историка из-за необходимости целиком раскрыть историю их происхождения (Быт. 19:36-38). Точно так же дается весьма подробный перечень детей Иуды, от которого произошел царь Давид и через которого обратно до Авраама прослеживается генеалогия матери Иисуса Марии и ее мужа Иосифа (Лук. 3:23, 31, 33, 34; Мат. 1:2-16). Без сомнения, необходимость установить полный родовод была тем более важной, что из этого поколения (Быт. 49:10) должен был явиться царь для Израиля, а также обещанный Мессия. Вот почему здесь находятся такие подробности, каких нет в других местах (Быт. 38).
Похожие или немного другие причины могут быть и для иных исторических фактов, записанных в Библии, пользу которых мы сегодня постепенно открываем. Если бы они не были историей, а простыми рассуждениями о морали, то без всякого ущерба их можно было бы упустить, хотя никто с уверенностью не может сказать, что Библия когда-либо поощряла нечистоту. Далее, необходимо помнить, что на разных языках одни и те же факты можно передать более или, наоборот, менее деликатным образом. Следует сказать, что переводчики Библии были слишком добросовестны, чтобы упустить какую-нибудь фразу, хотя они и жили во времена менее требовательные к выбору изысканных выражений, нежели сегодня. Тем же объясняется и способ выражения собственных мыслей в самые ранние библейские времена. Что касается Нового Завета, то даже самые придирчивые вряд ли смогут выразить свои замечания в адрес его высказываний.

Книги Моисея и обнародованные в них законы

    Первые пять книг Библии известны как Пятикнижье Моисея, хотя они нигде не упоминают, как автора, его имени. То, что они были написаны самим Моисеем или под его надзором, является весьма логичным предположением. Слова о его смерти и похоронах наверняка были восполнены его писарем. Отсутствие твердого доказательства, что эти книги были написаны Моисеем, вовсе не противоречит такой мысли. Если бы их написал кто-то другой – с целью подделки или обмана, – то, наверное, он утверждал бы, что они написаны великим человеком, государственным деятелем Израиля – все это с целью сокрытия обмана (См. Втор. 31:9-27). В одном мы уверены, что Моисей действительно вывел еврейский народ из Египта. Под руководством законов, записанных в этих книгах, он действительно сплотил их как нацию. По общему мнению, еврейский народ на протяжении более трех тысячелетий считал эти книги для себя, как дар от Моисея, как священную вещь, в которой ни йота, ни титла не имела права быть измененной – что свидетельствует о чистоте текста.
Записи Моисея включают в себя единственно достоверную из существующих историй о прошедших эпохах человечества. Бытующее в Китае повествование пытается начать историю творения с того, что рассказывает, как Бог вышел в лодке на море, взял в руки большую глыбу земли и бросил ее в воду. По той же истории земляной ком превратился в мир и т.д. Все подобное до такой степени лишено смысла, что всякий, обладая исключительно умственными способностями ребенка, вряд ли попадется на такой обман. Наоборот, описание, находящееся в Книге Бытия, начинается логичным предположением, что Бог, Творец, интеллигентная Первопричина уже существовал. В описании не говорится о происхождении Бога, а говорится лишь о Его делах, их начале и дальнейшем развитии в определенном порядке:“Вначале сотворил Бог небо и землю”. Не вникая в детали и не объясняя происхождения Земли, следует рассказ о шести днях (эпохах) приготовления ее для человека. Эти слова, по сути, подтверждают накопленный запас знаний прошлых четырех тысяч лет. Следовательно, более логично принять утверждение, что автор этих строк – Моисей – был божественно вдохновлен, чем думать, будто ум одного человека был намного выше разума и пытливости остального человечества на протяжении трех тысяч лет, использующего новейшие достижения и миллионные суммы денег.
Итак, взглянем на совокупность законов, помещенных в этих Писаниях. Они, без сомнения, не имели себе равных ни тогда, ни позже – вплоть до двадцатого века. И даже законы нынешнего столетия опираются на принципы, заложенные в Законе Моисея, так как в большинстве своем составлены людьми, признающими за Законом Моисея божественное происхождение.
Краткое содержание всего Закона заключено в Декалоге. Эти Десять Заповедей приписывают кодекс уважения и морали, поражающий каждого исследователя своей исключительностью. Если бы они до этого не были известны, а были найдены только сейчас где-то в руинах и реликвиях Греции, Рима или Вавилона (народов, возвысившихся и павших спустя много лет после того, как были даны эти Законы), то их посчитали бы удивительными, а может даже сверхестественными. Однако, более близкое знакомство с ними и с тем, что в них написано, породило значительное равнодушие, так что действительное величие оказалось незамеченным, за исключением немногих. Действительно, эти заповеди не учат о Христе. Да, но ведь они были даны не для христиан, а для евреев; они не даны для проповеди веры в искупление, а только убеждают в грешности человеческого состояния и в необходимости такого искупления. Сущность этих заповедей была прекрасно изложена великим Основателем христианства:“И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумом твоим, и всею крепостью твоею”, и “Возлюби ближнего твоего, как самого себя” (Мар. 12:30, 31).
Правление, учрежденное Моисеем, отличалось от всех других – прошлых и настоящих – тем, что считало себя правлением от самого Творца, и люди чувствовали перед Ним свою ответственность. Законы, гражданские и религиозные институции утверждали, что происходят от Бога и, как мы увидим, были в полной гармонии с тем, чем, по утверждению логики, является Божий характер. Скиния, находившаяся в центре стана, имела в части, именуемой “Святая Святых”, доказательство присутствия Иеговы, их Царя. Оттуда сверхестественным путем они получали указания для успешного администрирования делами своего народа. Была установлена служба священников, имевшая полный надзор над Скинией, и только через них было разрешено приходить и иметь общение с Иеговой. Возможно, при этом некоторые воскликнут:“Ага, вот какова цель этого порядка:у них, как и у других, народом правят священники, играя на доверии и возбуждая страх для собственного величия и выгоды”. Однако, друзья, погодите, давайте не делать поспешных выводов! Там, где есть хорошая возможность исследовать весь вопрос при помощи фактов, вряд ли логично спешить с выводами, не ознакомившись с этими фактами. Неоспоримые доказательства как раз и противоречат таким догадкам. Права и привилегии священников были ограничены. У них не было гражданской власти, они были лишены возможности пользоваться своим влиянием, дабы не злоупотреблять доверием или правами народа. Такой порядок был введен Моисеем – представителем рода священников.
Силою обстоятельств все руководство сосредоточилось в его руках, как представителя Бога в освобождении Израиля из египетского рабства, и привело Моисея к автократической власти и влиянию. Будучи по характеру покорным, он на самом деле был неутомимым слугой своего народа, и все его жизненные силы были истрачены в тягостных заботах собственного положения. При таких условиях и возникло гражданское правление, бывшее по своей сути демократическим. Но поймите нас правильно:в отношении того, как воспринимают его неверующие, правление Израилем было демократическим, но в свете собственных утверждений – оно было теократическим, т.е. божественным правлением. Законы, данные Богом через Моисея, запрещали какие бы то ни было поправки – в их своде нельзя было ничего добавлять и ничего отбрасывать. Таким образом, правление Израилем отличалось от всякого другого гражданского правления, существовавшего до и после него. “И сказал Господь Моисею:собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, и возьми их к Скинии собрания, чтоб они стали там с тобою. Я сойду и буду говорить там с тобою, и возьму от духа, который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил” (Числ. 11:16, 17. См. также стихи от 24 до 30, как пример верной и безупречной службы и покорности). Моисей, повторяя, говорит:“И взял я главных из колен ваших, мужей мудрых и испытанных (влиятельных), и сделал их начальниками над вами, стоначальниками, пятидесятиначальниками, десятиначальниками и надзирателями по коленам вашим” (Втор. 1:15; Исх. 18:13-26).
Таким образом выходит, что этот замечательный законодатель был далек от стремления увековечить или, по крайней мере, усилить свою власть, отдавая правление над народом под контроль своих прямых родственников из поколения священнослужителей, тем самым используя их религиозное влияние для связывания прав и свобод народа. Наоборот, он ввел для народа форму правления, рассчитанную на то, чтобы культивировать дух свободы. Найти этому параллели среди других народов и правлений невозможно. В каждом конкретном случае такой правитель стремился к возвеличиванию и еще большей власти. Даже в условиях, когда такие люди содействовали установлению республик, конечные события показывали, что целью их политики являлось желание добиться благосклонности людей и увековечить свою власть. В условиях, в каких находился Моисей, всякий честолюбивый человек, руководимый определенными целями и стремящийся держать народ в обмане, стремился бы к еще большему сосредоточению власти в своих руках и руках своей семьи, что было простым из-за религиозного влияния, которым пользовалось это поколение, и благодаря уверенности целого народа в том, что он управляется Богом через Скинию. Точно также нельзя предположить, чтобы человек, сумевший создать такие законы и управлять таким народом, не был в состоянии увидеть, к чему ведет подобная деятельность. Управление всем народом до такой степени было возложено в руки самого народа, что управители сами решали, с какими именно вопросами обращаться к Моисею, хотя было обусловлено, что обращаться следует в каждом случае, когда трудно найти решение. “А дело, которое для вас трудно, доведите до меня, и я выслушаю его”  (Втор. 1:17).
С этой точки зрения Израиль был республикой, служащие которой действовали согласно божественных полномочий. Да будет сказано к растерянности тех, кто в неведении утверждает, что Библия, вместо поддержания “правления народа посредством народа”, поддерживает созданные имперские правительства, что эта республиканская форма гражданского правления просуществовала более четырехсот лет. Потом она, по требованию “старейшин” и без одобрения Господа, была заменена на форму, именуемую “царством”. Господь сказал Самуилу, бывшему к тому времени как бы неофициально президентом:“Послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе, ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними”. По требованию Бога Самуил объяснил народу, как отныне с его правами и свободами никто не будет считаться, и что при такой перемене все они превратятся в слуг. Но народ буквально увлекся популярной идеей, беря пример с окрестных народов (1 Цар. 8:6-22). Раздумывая над столь упорным желанием иметь царя, на кого не произведет впечатления мысль, что именно Моисей мог без трудностей прочно встать во главе великой империи.
Хотя Израиль, как нация, составлял одно целое, однако, после смерти Иакова всегда имелось разделение на колена. Каждая семья или колено по общему согласию избирали или признавали определенных членов своими представителями или начальниками. Этот обычай существовал даже во времена их долгого рабства в Египте. Таких называли начальниками или старейшинами, и именно Моисей передал им почет и власть гражданского правления. Если бы он пожелал сосредоточить всю власть в своих руках или руках своей семьи, то при разделе власти и служебных обязанностей эти люди занимали бы последнее место.
Данные Богом наставления для тех, кто был определен к гражданскому правлению, являются образцом простоты и чистоты. Обращаясь к народу в присутствии судей, Моисей сказал:“И дал я повеления судьям вашим в то время, говоря:выслушивайте братьев ваших и судите справедливо, как брата с братом, так и пришельца (чужестранца) его. Не различайте лиц на суде – как малого, так и великого выслушайте; не бойтесь лица человеческого, ибо суд – дело Божье, а дело, которое для вас трудно, доведите до меня и я выслушаю его” (Втор. 1:16, 17). После смерти Моисея такие трудные дела представлялись прямо Господу посредством Первосвященника, а ответ “да” или “нет” был через Урим и Туммим.
Как же теперь, перед лицом этих фактов, отнестись к теории, навязывающей мысль, что эти книги написаны мошенниками в одежде священников, стремившихся сохранить свою власть и влияние над народом? Да разве для этого они сочинили бы что-то разрушающее их сокровенные желания добиться превосходства – что-то доказывающее, что великий вождь Израиля, принадлежащий к их собственному колену, по требованию Бога отодвинул священнослужителей от гражданской власти, поместив эту власть в руках народа? Посчитает ли кто-нибудь такое логичным?
Опять таки, стоит заметить, что уровень законов наиболее передовых цивилизаций двадцатого века вряд ли с большей заботой ставит бедных и богатых в равной степени ответственными перед гражданским правом. Законы Моисея в этом отношении не делали совершенно никакой разницы. А что касается защиты народа от опасности случайного обнищания некоторых и, в свою очередь, добычи власти и чрезмерного обогащения других, то ни одно государственное законодательство никогда не приняло закона, так же тщательно предупреждающего подобную возможность. Закон Моисея предусматривал каждые пятьдесят лет своего рода реституцию 1 – Юбилейный год. Закон этот, предупреждая полное отчуждение собственности, в то же время препятствовал скоплению ее в руках немногих (Лев. 25:9, 13-23, 27-30). По сути, все были выучены считать друг друга братьями, поступать таким образом, помогать друг другу без вознаграждения и не заниматься лихоимством (Исх. 22:25; Лев. 25:36, 37; Числ. 26:52-56).
Все законы обнародовались публично, удерживая таким образом коварных от скрытого, а, значит, успешного манипулирования правами народа. Законы вывешивались таким образом, чтобы каждый мог их переписать, а также, чтобы самый бедный и малограмотный не был о них в неведении. Священники имели своей обязанностью читать их людям в праздник, приходящийся раз в семь лет (Втор. 31:16-17). Так разве логично полагать, что подобные законы и распоряжения были созданы плохими людьми или людьми, замышляющими оставить народ без свобод и счастья? Нет, нелогично.
В уважении прав и интересов пришельцев и врагов закон Моисея опередил свое время на тридцать два столетия, – если вообще законы нынешних наиболее цивилизованных стран могут сравниться с законами Моисея своей справедливостью и милосердием. Читаем:
“Один суд должен быть у вас, как для пришельца (чужестранца), так и для жителя вашей страны, ибо Я – Господь, Бог ваш” (Исх. 12:49; Лев. 24:22).
“Когда поселится пришелец в земле вашей, не притесняйте его. Пришелец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что рожденный между вами; люби его, как себя, ибо и вы были пришельцами в земле Египетской” (Лев. 19:33, 34).
“Если найдешь вола врага твоего, или осла его, заблудившегося – приведи его к нему. Если увидишь осла того, кто ненавидит тебя, упавшим под ношею своею, разве не оставишь свое занятие и не поможешь ему? Обязательно оставишь, чтобы помочь” (Исх. 23:4, 5).
Даже бессмысленные животные не были забыты. Жестокость по отношению к ним, как и по отношению к человеку, строго запрещалась. Во время молотьбы волу не следовало заграждать рта по той причине, что достоин работник своей еды. Даже вол и осел не должны были пахать вместе по причине неравных сил и длины шага – это было бы жестокостью. Следовало также дать им отдохнуть (Втор. 25:4; 22:10; Исх. 23:12).
Так как колено Левии поддерживалось ежегодно десятой частью – десятиной, произведенной их братьями из других колен, – некоторые неверно посчитали священство институцией самолюбивой. Факт, представленный таким образом, являет собой искаженную мысль, довольно часто присущую скептикам, которые, возможно по незнанию, перетолковывают одно из наиболее примечательных доказательств участия Бога в организации подобной структуры, а также то, что все это не являлось делом недобросовестных и эгоистичных священников. Да и сегодня священники нередко по-своему трактуют данный предмет, настаивая на введении похожего порядка, используя вышесказанное как прецедент, без учета истинного положения вещей того времени и способа внесения платежей.
Фактически он основывался на строжайшем равенстве. Когда Израиль вошел во владение землей Ханаан, левиты имели право получить часть земли наравне с другими коленами, но, согласно отчетливых указаний Бога, они не получили ее, за исключением нескольких городов и сел, разбросанных между различными коленами, для которых те должны были служить в делах, касающихся религии. До разделения земли запрет этот был повторен девять раз. Естественно, вместо земли их следовало наделить чем-то равноценным. Таким разумным и справедливым наделом явилась десятина. Но и это еще не все. Десятина, хотя и была обоснованным долгом, не навязывалась как налог, а должна была уплачиваться как добровольный вклад. Для уплаты никогда не использовались угрозы – все зависело от доброй воли. Единственным наставлением для людей по этому поводу было следующее:
“Смотри, не оставляй Левита во все дни, которые будешь жить на земле твоей” (Втор. 12:19). “Ни Левита, который в жилищах твоих, не оставь, ибо нет ему части и удела с тобою (в земле)” (Втор. 14:27).
Сколь логично, спрашивается, предположение, что этот порядок вещей был устроен эгоистичными и властолюбивыми священниками – устроен так, чтобы лишить самих себя наследия и поставить в зависимость от поддержки своих братьев? Не учит ли разум обратного?
В согласии с этим, и в равной степени не объясним на любом другом основании – что Бог является автором этих законов, – состоит факт, что ничего особенного для почитания священников не было предусмотрено? Ни в чем обманщики не были бы столь заинтересованы, как в обеспечении себе почета и уважения, а также в установлении суровых наказаний и проклятий для тех, кто бы с ними плохо обращался. Но ничего похожего здесь нет, и не предвидится никакого особого почета или уважения, никакой защиты от насилия и оскорблений. Закон, общий для всех, не делающий различия между классами и не обращающий внимания на личности, как раз и был той единственной защитой. Это тем более примечательно, что вопрос обращения со слугами, пришельцами и стариками являлся вопросом особого законодательства. Например:“Пришельца не притесняй и не угнетай его; ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской. Ни вдов, ни сирот не притесняйте. Если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко мне (Богу), Я услышу вопль их; и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечом и будут жены ваши вдовами и дети ваши сиротами” (Исх. 22:21-24; 23:9; Лев. 19:33, 34). “Не  обижай  наемника, бедного и нищего из братьев твоих или пришельцев твоих, которые в земле твоей, в жилищах твоих. В тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того; ибо он беден и ждет ее душа его; чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха” (Лев. 19:13; Втор. 24:14, 15; Исх. 21:26, 27). “Перед лицом седого вставай и почитай старика” (Лев. 19:32. См. также Лев. 19:14). Все это, тем не менее, ничего особенного не давало ни священникам, ни левитам, ни их десятинам.
Очень примечательна столь необходимая бедному и долго притесняемому народу часть закона, касающаяся санитарии вместе с постановлениями и ограничениями относительно разрешения или запрета употреблять в еду чистых и нечистых животных. При наличии времени, их рассмотрение, наравне с другими примерами, оказалось бы достаточно интересным, так как водрузило бы этот закон вровень, а может быть даже впереди более поздних заключений медицины по этому поводу. Закон Моисея носил также образный характер, но мы оставим это для рассмотрения в будущем. Даже быстрый взгляд приносит неопровержимые доказательства, что закон, составляющий костяк открытой нам религиозной системы и развитый в дальнейшем в оставшейся части Библии, является истинно удивительным примером мудрости и справедливости, особенно, когда принимается во внимание его возраст.
В свете здравого смысла все должны признать, что закон не несет в себе никаких доказательств того, что он является делом злых и лукавых людей, а наоборот, сам в точности соответствует тому, что окружающая нас природа называет характером Бога. Все это дает нам доказательство Его Мудрости, Справедливости и Любви. Далее, как очень богобоязненный и благородный законодатель, Моисей отрицает, что он является автором законов, а все права приписывает Богу (Исх. 24:12; Втор. 9:9-11; Исх. 26:30; Лев. 1:1). Имея перед собой его характер, его наставления не давать ложных свидетельств, избегать лицемерия и неправды, возможно ли утверждать, чтобы такой человек сам давал ложные свидетельства и выдавал свои взгляды и законы за Божьи? Следует помнить также, что мы имеем дело с современными экземплярами Библии, и целостность, которая для них так характерна, в равной степени обязана приемникам Моисея. Хотя среди приемников были и плохие люди, стремящиеся прежде всего к личной, а не к общественной выгоде, однако, очевидно, что они не исказили Священных Писаний, и те сохранились чистыми до наших дней.

Пророки  Библии

    Взгляните теперь в общих чертах на характеры библейских пророков и на их свидетельства. Довольно примечательным является факт, что пророки, за редким исключением, не принадлежали к классу священников. Их пророчества в те времена в большинстве случаев сталкивались с оппозицией со стороны выродившегося и приспособившегося класса священников, а также со стороны расположенных к идолопочитанию людей. Сущностью посланий, передаваемых ими людям от Бога, было прежде всего порицание за содеянные грехи вместе с предостережениями о приближающемся наказании. Время от времени между посланиями мы находим обещания о будущих благословениях – но только на основании очищения людей от греха и возвращения им Господней милости. В большинстве случаев нельзя было позавидовать участи пророков – они подвергались оскорблениям, многие были заключены в тюрьмы, преданы насильственной смерти (См. 3 Цар. 18:4, 10, 17, 18; 19:10; Иер. 38:6; Евр. 11:32-38). В некоторых случаях истинный их характер, как Божьих пророков, был распознан лишь спустя много лет после их смерти. Но мы говорим так о тех пророческих писаниях, слова которых считаются вдохновенными Иеговой. В связи с этим нелишне напомнить, что священники   не принимали никакого участия при даче закона Израилю – он был передан Богом людям через руки Моисея (Исх. 19:17-25; Втор. 5:1-5). Более того, каждому, видевшему нарушения закона, вменялось в обязанность порицать грешника (Лев. 19:17). Таким образом, все были уполномочены научать и увещевать, но так как большинство, наподобие нынешних дней, было поглощено ежедневными заботами – становясь безразличными к религии и ко всему иному, – то лишь немногие выполняли это требование, обличая грех и призывая к набожности. В Ветхом и Новом заветах такие проповедники именуются словом “пророки”. Это выражение, как всем известно, означает общественный толкователь. Таким же образом называли общественных учителей, обучающих идолопочитанию, например, “пророки Ваала” и т.д. (См. 1 Кор. 14:1-6; 2 Пет. 2:1; Мат. 7:15; 14:5; Неем. 6:7; 1 Цар. 18:40; Тит. 1:12).
Высказывание пророчеств в смысле поучений впоследствии завоевало популярность у определенного класса и выродилось в фарисеизм – учение, проповедующее не заповеди Бога, а вековые предания, противопоставляющее себя Истине и ведущее к появлению фальшивых пророков, т.е. фальшивых учителей (Мат. 15:2-9).
Из этого довольно большого класса, называемого пророками, Иегова в разное время выбирал некоторых, особо обязывая их передавать послания, относящиеся и к тому времени, и к событиям будущего. Именно к этому классу, представители которого говорили и писали, будучи ведомы Святым Духом, мы обратим наше внимание. Они могут быть определены как

Божественно назначенные пророки или вещатели

    Если вспомнить, что эти пророки главным образом были мирянами, не получавшими никакой поддержки из десятин поколения священников, и при этом дополнить фактом, что они часто порицали не только царей и судей, но и священников (не за их обязанности, а за грехи, которые те совершали), то становится очевидным, что нельзя со здравым смыслом утверждать, будто бы они принадлежали к касте священников или к чему-то еще, и одновременно вымышляли ложь во имя Бога. Логика, имея перед собой факты, противоречит подобному подозрению.
Затем, если у нас нет причины поддавать сомнению побуждения различных составителей Библии, и мы видим, что разные ее части проникнуты духом праведности и духом истины, следовательно, пойдем дальше, чтобы выяснить, существует ли какая-нибудь связь, общее начало между написанным Моисеем и другими пророками, и тем, что содержится в записях Нового Завета. Если мы найдем одну общую нить, тесно переплетающуюся с Законом, Пророками и покрывающим период в полторы тысячи лет Новым Заветом, тогда, учитывая характеры писавших, все это будет достаточным основанием, подтверждающим, что они были вдохновлены свыше – в особенности, если то общее, о чем они писали, было действительно великим, благородным, в согласии со всем, что освященный здравый смысл учит о приметах и характере Бога.
Именно это мы и находим:один план, один дух, одно стремление и одна цель охватывают всю книгу. Первые ее страницы содержат слова о создании человека и его упадке, а заключительные говорят о возвращении из этого упадка. Все остальные показывают нам последовательные шаги Божьего плана для достижения цели. Гармония, а вместе с тем и контраст первых и последних трех глав Библии поразительны. Одни описывают первые шаги создания, другие – обновление или, иными словами, возрождение созданного с одновременным устранением самого греха и наказания за него – проклятия. Одни показывают сатану и зло, входящее в мир с целью обмана и разорения, другие – его разрушенное дело, возвращение к жизни однажды поверженных, искоренение зла и уничтожение сатаны. Одни показывают утерянное Адамом господство, другие – возвращение этого господства и утверждение его навечно Христом, а также волю Божью на земле, как на небесах. Одни показывают грех, как первопричину деградации, стыда, смерти, другие – награду праведности:славу, почет и жизнь.
Написанная многими писателями в разное время и при различных обстоятельствах, Библия не является обычным собранием моральных принципов, мудрых правил и слов утешения. Она – что-то большее; она – логичное, философское и полное гармонии изложение причин существующего в мире зла, указывающее на единственное средство против этого зла и, наконец, говорящее о завершении, каким оно видится с точки зрения божественной мудрости, увидевшей свершение плана еще до его начала. Мудрость начертала также план для Божьего народа, поддерживая его и укрепляя необыкновенно великими и драгоценными обетованиями, обещающими свершиться в свое время.
Повсеместно в Библии развито и находит поддержку учение Книги Бытия, что человек, от которого берет начало весь человеческий род, был испытан в своем первоначальном совершенстве, не устоял в этом испытании и, как следствие, появились все нынешние пороки, болезни и смерть. Но Бог не покинул человека и окончательно освободит его через Искупителя, рожденного от жены (Быт. 3:15). Необходимость смерти Искупителя, как жертвы за грехи, и его праведности, как покрывала для наших грехов, показано в одеянии из шкур для Адама и Евы, в принятии жертвоприношения Авеля, в Исааке, находящемся на алтаре, в смерти различных жертв, посредством которых патриархи получали доступ к Богу, и во всех иных жертвах, установленных Законом и увековеченных на весь период Иудейского века. Хотя пророкам было разрешено лишь частично вникнуть в значение некоторых изречений (1 Пет. 1:12), однако, они упоминают о возложении грехов на человека, вместо несмышленых животных, а в своем пророческом откровении видят Того, Кто должен искупить и освободить человечество. Его ведут “как овцу на заклание”, “наказание мира нашего было на Нем”, и “ранами Его мы исцелились”. О Нем писали, что Он был “презрен и умален пред людьми, муж скорбей, изведавший болезни”, и говорили, что “Господь возложил на Него грехи всех нас” (Ис. 53:3-6). Ими было сказано, в какое время Спаситель должен был родиться (Мих. 5:2), когда должен был умереть, уверяя нас, что Он умрет “не за Себя самого” (Дан. 9:26, KJV). О Нем пророки упоминают различные подробности – что Он будет “праведным”, свободным от “лжи”, “насилия” и всякой другой причины смерти (Ис. 53:8, 9, 11); что Он будет продан за тридцать серебренников (Зах. 11:12); что в Своей смерти Он будет притчен к злодеям (Ис. 53:12); что ни одна Его кость не будет сломана (Пс. 33:21; Иоан. 19:36); что хотя Он умрет и будет погребен, однако, Его плоть не увидит тления и не останется в могиле (Пс. 15:10; Деян. 2:31).
Составители Нового Завета ясно и убедительно, а вместе с тем просто, повествуют о выполнении этих предсказаний в Иисусе из Назарета. Их логичные рассуждения показывают, что цена искупления, данная Им, была необходимой и прежде предсказанной в Законе и Пророках – прежде, чем грехи мира могли быть сняты (Ис. 1:18). Они наиболее логичным и убедительным образом прослеживают весь план, не аппелируя ни к предрассудкам, ни к страстям своих слушателей, а лишь к их просвещенному разуму, приводя исключительно точные и неоспоримые рассуждения, какие вообще можно найти на какую-либо тему (См. Рим. 5:17-19 и далее до 12 главы).
Моисей говорил в Законе не только о жертве, но также о снятии всех грехов, указывая при этом на благословения для людей под этим великим Освободителем, Чья власть и авторитет намного превзойдут его собственные, хотя Тот и должен быть “подобным ему” (Втор. 18:15-19). Обещанный освободитель должен благословить не только Израиль, но и посредством Израиля “все племена земли” (Быт. 12:3; 18:18; 22:18; 26:4). Несмотря на предубеждения иудейского народа, пророки все в том же духе говорят, что Мессия будет также “светом к просвещению язычников” (Ис. 49:6; Лук. 2:32); что народы придут к Нему “от краев земли” (Иер. 16:19); что имя Его “будет велико между народами” (Мал. 1:11); что “явится слава Господняя, и узрит всякая плоть спасение Божье” (Ис. 40:5; См. также Ис. 42:1-7).
Составители Нового Завета ссылались на божественное помазание, давшее им возможность осознать выполнение пророчеств, касающихся жертвы Христа. Как иудеи, они с предубеждением придерживались мысли, что всякое благословение должно ограничиться их собственным народом (Деян. 11:1-18), однако, были в состоянии увидеть, что вместе с благословением их нации, все народы земли также должны получить благословения – как вместе с ними, так и через них. Они видели также, что прежде, чем придет благословение для Израиля и для всего мира, из иудеев и язычников должен завершиться выбор “малого стада”, которое после испытания станет сонаследником славы и почестей Великого Освободителя, а также участником с Ним в почетном деле благословения Израиля и всех родов земли (Рим. 8:17).
Составители отмечают согласие вышесказанного с написанным в Законе и Пророках. Величие и широта представленного ими плана наиболее полно отвечает возвышенному понятию, именующемуся “Великой радостью, которая будет всем людям”.
Упоминаемая в книгах Моисея мысль о Мессии, как о правителе не только Израиля, но и всего мира, находит свое отражение у всех пророков. Также в учениях апостолов господствующей была идея Царства, да и сам Иисус учил, что нам следует молиться:“Да придет Царствие Твое”, и пообещал удел в нем для тех, кто окажется достойным – сперва пострадав за Истину.
Надежда близкого, полного славы Царства дает всем верным отраду, чтобы до самой смерти переносить гонения, терпеть унижения, лишения и утраты. В наиболее аллегорическом пророчестве, замыкающем Новый Завет, очень верно начертано, что достоин “Агнец закланный” (Откр. 5:12) и достойны “победители”, которых Он сделает царями и священниками в Своем Царстве, верно начертаны трудности и препятствия, которые необходимо преодолеть, чтобы оказаться достойным участия в Царстве. Затем даны символические описания благословений, которые будут уделом мира во времена Тысячелетнего правления, когда сатана будет связан, а смерть Адама и скорбь будут изжиты, когда все народы земли будут ходить во свете небесного Царства – Нового Иерусалима.
От начала и до конца Библия предлагает учение, которое нельзя найти в другом месте и которое противоположно теориям всех языческих религий, говоря, что будущая жизнь для мертвых придет через ВОСКРЕСЕНИЕ МЕРТВЫХ. Все вдохновенные писатели высказались о своем доверии к Искупителю, а один из них молвил, что “утром”, когда Бог их позовет из могил и они выйдут, грешники не будут более управлять землею, ибо “наутро праведники будут владычествовать над ними” (Пс. 48:15). О воскресении мертвых учат пророки, и составители Нового Завета основывают на этом все свои надежды будущей жизни и благословений. Ап. Павел говорит об этом следующим образом:“Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Поэтому и умершие во Христе погибли. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших… Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут” (1 Кор. 15:13-22).
Как часы, множество колесиков которых кажется вначале излишним, но для которых и наиболее медленно двигающиеся имеют свое значение, так и Библия, составленная из многих частей, подготовленная многими писателями, являет собой одно гармонийное законченное целое. Ни одна ее часть не является лишней. И хотя некоторые части занимают более действенное и значительное место, нежели другие, все они одинаково необходимы и полезны. Между так называемыми “передовыми мыслителями” и “великими теологами” наших дней становится популярным игнорирование, небрежность и, вообще, отрицание многих “чудес” Ветхого Завета, давая им название “старых бабьих сказок”. К таким чудесам относятся истории о Ионе и большой рыбе, о Ное и ковчеге, о Еве и змее, о задержке солнца по велению Иисуса Навина, о говорящей Валаамовой ослице. По-видимому, эти ученые мужи упускают из вида факт, что Библия до такой степени взаимно переплетена и взаимосвязана в своих разных частях, что исключить эти чудеса или дискредитировать их значило бы разрушить, дискредитировать целость. Если первоначальные истории неправдивы, то повторявшие их были или обманщиками или обманутыми, и в обоих случаях невозможно принимать их свидетельства как божественно вдохновленные. Изъять упомянутые чудеса из Библии значило бы лишить смысла свидетельства главных ее составителей, не говоря уже о сказанном Иисусом Христом. Например, ап. Павел подтверждает историю о грехопадении (Рим. 5:17), об обольщении Евы змеем (2 Кор. 11:3; 1 Тим. 2:14). К последнему событию смотри также ссылку нашего Господа в Откр. 12:9; 20:2. Задержка солнца во время битвы с аморитами, как свидетельство Господнего могущества, очевидно, была образным проявлением того могущества, которое явится в будущем, “в день Господа”, рукою Того, Кого символизировал Иисус Навин. Это засвидетельствовано тремя пророками (Ис. 28:21; Авв. 2:1-3, 13, 14; 3:2-11; Зах. 14:1, 6, 7). Случай с говорящей ослицей подтвержден ап. Иудой (ст. 11) и ап. Петром (2 Пет. 2:16). Великий Учитель, Иисус, подтверждает рассказы об Ионе и большой рыбе, о Ное и потопе (Мат. 12:40; 24:38, 39; Лук. 17:26; См. также 1 Пет. 3:20). На деле эти чудеса вовсе не превышают чудес, совершенных Иисусом и апостолами, – превращения воды в вино, исцеления болезней и т.д. А самым удивительным из всех чудес является пробуждение мертвых.
Эти чудеса, необычные нашему пониманию, каждый день находят себе параллели вокруг нас, но, являясь обычными, проходят возле нас незамеченными. Воспроизведение живых организмов – животного и растительного мира – находится вне нашего понимания, вне нашей власти – следовательно, происходит чудесным образом. Мы можем видеть законы жизни в действии, но не можем их ни понять, ни воспроизвести. Мы сеем рядом два семена. Условия – воздух, вода, почва – одинаковы. Они растут, но мы не можем объяснить как, и самый мудрый философ не объяснит этого чуда. Из этих растений развиваются особи с противоположными свойствами – одно вьется, другое растет прямовесно. Форма, цветки, оттенок у каждого различны, хотя условия те же. Такие чудеса становятся для нас обычными и мы перестаем о них помнить, как забываем все удивительное из нашего детства. Сила, являемая в этих чудесах, превосходит нашу собственную и наш ограниченный разум. Однако, она сопоставима с теми несколькими, внесенными с определенной целью в Библию, чудесами, как примерами неограниченного могущества и возможностей великого Творца преодолеть каждое препятствие и свершить всю Свою волю, включая обещанное нам воскресение из мертвых, искоренение зла и окончательное царствование вечной справедливости.
Здесь мы остановимся в рассуждениях. Каждый шаг до этого времени был проверен и обдуман. Мы нашли, что существует Бог – наивысший разумный Создатель, мудрость, справедливость, любовь и сила Которого существуют в безупречной гармонии. Мы посчитали разумным надеяться на откровение Его планов Своим созданиям, способным их оценить и проявить к ним интерес. Мы нашли Библию, считающую себя таким откровением, достойной рассмотрения. Мы изучили ее составителей, и рассмотрев в свете того, чего они учили, возможные вопросы, были удивлены. Наш разум подсказал нам, что такая мудрость вместе с такой чистотой побуждений не могла быть хитрым замыслом лукавых людей ради их самолюбивых целей. Разум убеждает в большей вероятности того, что такие справедливые, такие благие мысли и законы должны исходить именно от Бога, а не от людей, и не могут, по ее утверждению, быть делом плутоватых священников. Мы познали гармонию слов об Иисусе, о Его искупительной жертве, о воскресении и, как следствие, о благословении всех в Его грядущем, хвалебном Царстве. Разум подсказал нам, что столь грандиозный и всеобъемлющий план, превосходящий все нами ожидаемое, построенный на столь логичных выводах, должен быть именно тем планом Бога, который мы ищем. Невозможно, чтобы это была простая человеческая выдумка, ибо даже открытый, он до такой степени грандиозен, что людям трудно в него поверить.
Когда Колумб открыл реку Ориноко, кто-то предположил, что им открыт остров. На что Колумб ответил:“Такая река не может вытекать из острова. Этот мощный поток несет воды материка”. Так и вся глубина, сила, мудрость и цель свидетельства Библии убеждает нас, что не человек, а сам Всемогущий Бог является автором ее планов и откровений. Мы бросили лишь беглый взгляд на некоторые поверхностные мысли Священного Писания, имеющие божественное происхождение, и нашли их логичными. Последующие главы откроют нам различные части Божьего плана и, верим, дадут всякому искреннему уму достаточное доказательство того, что Библия является божественно вдохновенным откровением. Длина и широта, высота и глубина плана, которые она открывает, прекрасно отражают божественный характер, неясно осознаваемый прежде, но все более ясно видимый сегодня в свете восходящего Тысячелетнего Дня.

 


в Библиотеку…

читать 2 главу…

читать 4 главу…

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.