1 Том: Глава II, Существование Высшего Разумного Творца Доказано

ГЛАВА  ІІ

 СУЩЕСТВОВАНИЕ  ВЫСШЕГО  РАЗУМНОГО ТВОРЦА  ДОКАЗАНО

   Рассматриваемое в свете здравого смысла доказательство, не связанное с Библией – Необоснованная теория – Теория, основанная на разуме – Проявление Божьего характера – Логичные выводы.

 

Даже с точки зрения скептика, обоснованное и непосредственное проникновение в неизвестное, с использованием того, что уже известно, устремит разумного и непредубежденного исследователя в направлении истины. Однако, очевидно, что без непосредственного открытия Божьих планов и целей люди смогли бы только приблизиться к истине и прийти к неопределенным заключениям. Но давайте на минуту отложим Библию в сторону и взглянем на вещи попросту с точки зрения здравого смысла.
Каждый, кто всматривается в небо при помощи телескопа или непосредственно глазами, кто видит всю грандиозность сотворенного – его симметрию, красоту, стройность, гармонию, разнообразие – и при этом еще сомневается, что Творец намного выше него мудростью и силой; кто хотя бы на мгновенье предположил, что весь этот порядок всего лишь дело случая, без участи Творца, такой потерял или проигнорировал дарованный ему здравый смысл и то до такой степени, что наиболее подходящим термином в Библии для определения его умственных способностей будет слово “безумец” (тот, у кого нет здравого смысла, или кто им пренебрегает). “Безумец сказал в сердце своем: Бога нет”. Однако, случилось так, и это должен подтвердить всякий мыслящий ум, что Библия до сих пор оказалась правдивой, ведь само-собой разумеется, что нет следствия без основательной на то причины. Каждое растение и каждый цветок одинаково дают нам для этого преогромное число доказательств. Сложное строение, изысканная красота и форма, удивительная фактура – все говорит о мудрости и мастерстве, превышающих человеческие. О, как близорука бестолковость, восхваляющая изобретательность и умение человека, всегда готовая приписать случаю порядок, единство и гармонию в природе, признающая ее законы, но отказывающая природе в существовании ее разумного Законодателя.
Некоторые, отрицающие существование разумного Творца, упорно твердят, что Богом является сама природа, что все формы находящегося в ней животного и растительного мира возникли без вмешательства разумного начала, возникли в процессе эволюции, согласно закона о “выживании наиболее сильного”.
Тем не менее, эта теория лишена доказательств. Осматриваясь вокруг, мы видим, что различные существа не эволируют в высшие виды, а для них характерно видовое постоянство. Те, которые придерживаются подобной теории, не прекращают усилий, хотя никогда еще не достигли успеха в скрещивании различных видов или выведении новой стабильной разновидности. Неизвестен пока случай перехода из одного вида в другой1. Хотя встречаются рыбы, которые, выпрыгивая из воды, на какое-то время используют свои плавники как крылья, и жабы, подражающие пению, тем не менее, неизвестен ни один случай перемены тех и других в птиц. Хотя есть животные, имеющие определенное сходство с человеком, однако, всецело отсутствует доказательство того, что человек произошел от подобных существ. Наоборот, исследования подтверждают, что имеются возможности получить разновидности одного и того же вида, однако, невозможно скрестить разные виды или превратить один вид в другой. По той же причине нельзя сказать, что осел и лошадь родственны, хотя и похожи друг на друга, ибо хорошо известно, что их потомки несовершенны и не способны вывести тот или иной вид.
——————

*Для пользы некоторых читателей отметим, что перемены, подобные превращению гусениц в бабочки, не являются изменением вида. Гусеницы – это всего лишь личинки, вылупившиеся из яиц бабочки.

——————
Если бы разумная природа была творцом или хотя бы главным действующим лицом процесса развития, она, несомненно, и далее действовала бы таким же образом. По крайней мере, не было бы видов, характеризующихся неизменностью, так как без разумного начала нельзя достичь постоянства. Если бы эволюция и ныне являлась очевидным фактом, мы увидели б вокруг себя рыб, становящихся птицами, и обезьян, превращающихся в людей. По нашему мнению, теория, утверждающая, что разумные существа были созданы без помощи разума, противоречит как здравому смыслу, так и самой Библии.
Об одной теории творения путем эволюции (исключая из этого процесса человека), против которой у нас нет серьезных возражений, вкратце поделимся следующим. Она полагает, что на современном этапе различные виды стабильны и, что касается их природы и присущих им особенностей, неизменяемы. И хотя они могут быть развиты до более высокого уровня и даже до совершенства, тем не менее, это всегда будут те же виды. Далее: эта теория полагает, что ни один из этих стабильных видов не был таковым, сотворенным вначале, но в далеком прошлом все они развились из земли и путем постоянных процессов эволюции превратились из одной формы в другую. Эти процессы, в которых важную роль играли изменения пищи и климата, смогли под действием установленных божественных законов продолжаться до тех пор, пока не образовались такие неизменяемые формы, какие мы видим сегодня. Дальнейшие их изменения невозможны, что, судя по всему, говорит о достижении Творцом конечной цели. Хотя каждое из различных семейств растений и животных способно улучшаться или деградировать, ни одно из них не восприимчиво к изменениям в другой вид или семейство, а также не способно к выведению новых. Каждое может достичь совершенства в пределах своего вида, но когда замысел Творца достигает цели, – дальнейшие изменения в этом отношении невозможны.
Высказывается мысль, что самые первые растения и животные, из которых возникли нынешние постоянные виды, вымерли еще до сотворения человека. В пользу такой теории говорят найденные глубоко в земле скелеты и окаменелости несуществующих ныне животных и растений. Это воззрение не игнорирует и не отбрасывает учений Библии о том, что человек был непосредственным и совершенным творением, созданным по умственному и моральному облику Творца. Человек не был развит в процессе эволюции, как это, возможно, произошло с остальными созданиями. Такая точка зрения ни в коей мере не потеряла актуальности, а наоборот, поддерживает утверждение Библии, что природа, насколько мы можем ее понять, сама учит тому, что она возникла по воле разумного существа. Пусть человеческий разум сделает все, чтобы проследить известные факты на основании верных и компетентных источников, в каждом случае наиболее доверяя законам природы. Однако, за всем этим сложным механизмом природы видна рука великого Автора, разумного и всемогущего Бога.
По нашему мнению, существование разумного Творца – отчетливо обозначенная истина, доказательства которой имели и имеют место не только вокруг нас, но и в нас самих. Мы – дело Его рук, и каждое свойство человеческого разума и тела говорит об удивительном мастерстве, превышающем наше собственное. Он – чертежник и создатель того, что мы именуем природой. Мы утверждаем, что именно Он придумал и установил ее законы, и с восхищением наблюдаем за красотой и гармонией их воплощения. Мы, как бы инстинктивно, почитаем и преклоняемся перед Тем, Чья мудрость начертала, а могущество охватывает и поддерживает всю Вселенную, безмерно превышая наши собственные возможности.
Если мы не сможем увидеть вслед за Его могуществом также Его милосердие и доброту, тогда наше понимание существования всесильного Бога сведется лишь к боязни Его всемогущественной власти. Это утверждение столь же красноречиво, как и свидетельства, доказывающие Его существование, силу и мудрость. Познав, что существует Бог и что Его сила и мудрость несравненно выше каждого из нас, мы вынуждены признать, что самое чудесное творение не может быть выше своего Творца. Наибольшие проявления человеческого милосердия и справедливости по своим возможностям намного ниже милосердия и справедливости Создателя, так же, как мудрость и сила человека намного меньше Его мудрости и силы. Итак, перед нашими глазами предстает характер и достоинства Великого Творца: Он мудр, справедлив, полон любви и силы, и границы Его достоинств несравненно шире, нежели каждого из Его величайших творений.
Поэтому, придя к логичной мысли о существовании и характере нашего Творца, зададим себе вопрос: так чего же нам следует ожидать от такого Существа? Напрашивается ответ, что обладание достоинствами такого рода логично аргументирует их использование. Могущество Бога должно найти применение таким образом, чтобы это находилось в гармонии с Его сущностью, исполненной мудрости, справедливости и милосердия. Каковы бы ни были средства к достижению цели, каково бы ни было проявление Его могущества, – в конце концов все должно прийти к согласию с природой и характером Бога, а всякий шаг должен быть одобрен Его беспредельной мудростью.
Что может быть разумнее проявления всемогущества, нежели сотворение бесчисленных миров и разнообразие самой Земли? Что может быть разумнее сотворения человека, наделенного умом и рассудительностью, способного оценить дела своего Творца, оценить Его достоинства: мудрость, справедливость, силу и, что самое важное, любовь. Все это разумно и все пребывает в полном согласии с известными нам фактами.
Вот наши выводы. Разве не логично думать, что полный безграничной мудрости и доброты Творец, создавший существа, способные оценить Его Самого и Его план, не будет тронут любовью и справедливостью, чтобы удовлетворить интерес Своих созданий, уделив им определенные ОТКРОВЕНИЯ? Разве не логично, что Бог предоставит человеку всю необходимую информацию о его существовании и Свой план его будущего? И наоборот, не лишено ли всякого смысла думать, что, создав такое творение, как человек, и наделив его умом, способным заглянуть в будущее, Творец не предоставит ему откровения Своего плана с целью удовлетворить его интерес? Такой подход нелогичен, ибо противоречит характеру, справедливо приписываемому Богу, противоречит образу действий Существа, руководимого справедливостью и любовью.
Если предположить, что, создавая человека, Божественная Мудрость посчитала бы нецелесообразным дать ему знание его будущей судьбы и роли в замыслах Творца, тогда, без сомнения, Божественная Справедливость, а также Божественная Любовь настояли бы на ограничении возможностей человека, притом до такой степени, чтобы избавить его от томительных сомнений, неведения, мучений и страха. При таких ограничениях соответственно была бы использована и Божественная Сила. То, что приняв во внимание все написанное о характере Творца, человек в состоянии оценить откровение Божественного Плана, дает основание надеяться, что Бог даст позволение на такое откровение, притом в надлежащее время и соответствующим, одобренным Его мудростью путем. В силу подобных рассуждений, даже не ведая, что об этом говорит Библия, наш ум заставит нас ждать и быть готовыми к подобному откровению. Да и сама Библия обо всем этом упоминает. Окидывая взором порядок и гармонию мироздания, в котором планеты и целые системы придерживаются своего времени и места, мы полагаем, что те немногие негативные природные явления, как землетрясения, разрушительной силы циклоны и т.п. являются признаками еще несовершенных взаимодействий различных элементов нашей планеты. Убежденность, что в конце концов все на земле придет к такому же совершенству и гармонии, как в небе, а также само объяснение, почему сегодня так не происходит, не являются для здравомыслящего человека вопросами лишенными логики, а тем более не составляют труда для Творца, Чьи мудрость, сила и милосердие проявляются на каждом шагу. Поэтому, следует искать откровение, содержащее в себе такое объяснение и такую уверенность.
Укрепившись во мнении, что весьма разумно ждать откровения воли нашего Бога и Его плана относительно нашего рода, мы в следующей главе проследим общий характер Библии, именующей себя таким откровением. Если она представляет характер Бога в полной гармонии с тем, что диктует нам разум – как было показано выше, – тогда следует сказать, что Библия как раз то необходимое и, не без оснований сказано, разумно ожидаемое откровение Бога, свидетельства Которого, как таковые, следует принимать. Если она исходит от Бога, то все ее учения, будучи вполне понятными, должны согласовываться с Его характером, который, как уверяет нас разум, совершенен в Своей мудрости, справедливости, любви и могуществе.


в Библиотеку…

читать 1 главу…

читать 3 главу…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.