ГЛАВА I
ЗЕМНАЯ НОЧЬ ГРЕХА ЗАКОНЧИТСЯ УТРОМ РАДОСТИ
Ночь плача и утро радости – Два пути поиска истины – Путь, здесь используемый – Цель данного исследования – Разница между благоговейным исследованием Писания и опасной привычкой к умозрениям – Предмет пророчества – Две точки зрения на состояние современного религиозного мира – Египетская тьма – Радуга обетования – Путь праведного не устает – Причина большого отступничества – Реформация – Та же причина опять препятствует истинному прогрессу – Совершенство познания не является делом прошлого, а делом будущего.
Название данной серии исследований – “Божественный план веков” – указывает на поступательный характер процесса установления Божественного порядка, предвиденного и упорядоченного нашим Богом. Мы верим, что учения Божественного Откровения, если они рассматриваются с этой, а не с иной точки зрения, открывают его красоту и гармонию. Период, в котором был допущен грех и который был темной ночью для человечества, никогда не будет забыт. Лучезарный день праведности и Божественной милости провозгласится Мессией, Который, как Солнце Праведности, взойдет, светя полностью и ясно на всех вокруг, принося исцеление и благословение. День этот более чем уравновесит ужасную ночь плача, вздыханий, страданий, болезней и смерти, в которой так долго находилось стенающее творение. “Вечером водворяется плач, а на утро радость” (Пс. 29:6).
Хотя все человечество стонет и пребывает в мучениях, однако, оно, как бы инстинктивно, ожидает, тоскует и надеется на день, называемый Золотым Веком. До настоящего времени люди ищут его наослепь, так как не осведомлены о великих и славных делах Иеговы. Их самые смелые представления об этом веке далеки от того, что будет в действительности. Великий Творец готовит “пир из тучных яств”, который приведет в изумление Его творения, и который в значительной степени превысит и даже даст с избытком то, чего они, в силу своего человеческого разума, вряд ли могли ожидать или просить. А Своим пытливым созданиям, всматривающимся в долготу, широту, высоту и глубину Божьей любви, превышающей все ожидания, Он объясняет:”Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, – говорит Господь. – Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших и мысли Мои выше мыслей ваших” (Ис. 55:8, 9).
Надеясь на успех, мы в этой работе постараемся представить заинтересованному и непредубежденному читателю Божий план в таком виде, в каком он обращается к прошлому, настоящему и будущему всех Божьих деяний и объясняет их в более гармоничном, логичном и разумном виде, нежели существует общее понимание. Однако, нельзя воспринимать все здесь написанное, как результат необыкновенной мудрости или способностей автора этих строк. Такую мысль следует категорически отвергнуть. Написанное – это свет Солнца Праведности на рассвете Тысячелетнего Дня, свет, открывающий “истинную правду”, достойную, чтобы ее оценили сегодня все искренние – чистые сердцем.
Даже искренних людей по причине широко распространенного скептицизма довольно часто одолевают сомнения относительно сути истинной религии и самой истины. Мы в достаточной степени попытались начертать тот фундамент, то есть Слово Божье, на котором должна быть построена вся вера, дабы даже неверующие обрели уверенность и прониклись доверием к его свидетельству. Мы попытались сделать это таким образом, чтобы человеческий разум мог легко все понять и мог принять Божье Слово именно как фундамент. Далее, мы попробовали воздвигнуть на этом фундаменте учения Святого Писания, да так, чтобы чисто человеческое суждение по возможности могло воспринять все его углы и стороны при помощи своих, наиболее точных принципов справедливости.
Веря, что Священное Писание открывает логичный и полный гармонии план, который, после его познания, должен предстать перед каждой освященной совестью, мы публикуем данный труд в надежде помочь исследователям Божьего Слова, изложив при этом ряд мыслей, которые согласуются друг с другом и с вдохновенным Словом. Кто признает Библию за откровение Божьего плана, а к таковым мы обращаемся в первую очередь, тот, без сомнения, согласится, что учения Библии, если они вдохновлены Богом и при этом рассматриваются как единое целое, должны открыть полный гармонии и логики план, согласующийся с характером Божественного Автора. Наша цель, как искателей истины, состоит в том, чтобы познать всю исполненную гармонии целостность открываемого Божьего плана. Как дети Божьи, мы имеем основание надеяться на это с того самого времени, когда было обещано, что Дух истины наставит нас на всякую истину (Иоан. 16:13).
При этом перед нами, как исследователями, открываются два способа. Первый состоит в том, чтобы проводить поиски в пределах мнений, представленных различными вероисповеданиями церкви, извлекая из каждого то, что может быть принято за истину. Однако, это бесконечный труд. Главная трудность, с которой мы обязательно встретимся, заключается в том, что, если наши суждения уже заранее превратны, искажены или с упреждением склоняются в какуюнибудь сторону – с кем не бывает, – то это помешает правильному выбору. Мы легко можем принять вымысел и тем самым отбросить истину. Приняв этот метод, мы потеряли бы многое, ибо истина прогрессивна, и для тех, кто ее ищет и ходит в ее свете, она сияет все более и более до полного дня, в то время как различные вероисповедания уже на протяжении нескольких веков застыли в своем развитии. Кроме того, любое из этих учений должно содержать в себе большую долю заблуждений, ибо в некоторых важных вопросах они противоречат друг другу. Следовательно, этот метод завел бы нас в лабиринт путаницы и беспорядка. Второй метод состоит в том, чтобы освободить наш ум от всяких предубеждений, помня, что никто не может узнать о плане Бога более, нежели Он Сам открыл в Своем Слове. Сделано это для кротких и смиренных сердцем. Кто из нас искренне и усердно ищет Его наставлений и руководства, тот при помощи различных приготовленных провидением пособий будет направлен великим Автором к пониманию всего того, что Он для нас открыл. См. Еф. 4:11-16.
Именно как помощь для такого класса исследователей и предназначен в первую очередь этот труд. Каждый заметит, что его ссылки ведут только к Священному Писанию и лишь изредка к светской истории, когда она подтверждает выполнение этого Писания. Свидетельствам современных богословов не придается здесь никакого значения, а свидетельства так называемых “отцов Церкви” вообще упущены. Многие их высказывания согласуются с изложенными здесь мыслями. Но мы считаем заблуждением, как нынешнего, так и всех иных времен, верить таковым учениям лишь потому, что в них верили те, кому в свое время верили другие. Как известно, такое отношение всегда являлось обильным источником заблуждений, ибо многие добрые люди исповедовали и публично выражали заблуждения с совершенно чистой совестью (Деян. 26:9). Искателям истины следовало бы выплеснуть из своих сосудов мутную воду традиций и наполнить их из источника истины – Божьего Слова. И не стоит придавать значения никакому религиозному учению, если оно не ведет к этому источнику.
Данный труд слишком мал даже для общего и быстрого просмотра Библии и ее учений, но имея в виду суетность нашего времени, мы постарались быть краткими настолько, насколько позволяет на это важность нашей темы.
Мы полагаем, что лишь поверхностное прочтение этой книги, в надежде понять всю силу и гармонию изложенного в ней плана и приведенных доказательств из Писания, не принесет никакой пользы проявляющему к ней искренний интерес. От начала и до конца этой публикации мы старались представить различные фрагменты Истины. Они изложены не только понятным языком, но и в наиболее доступном для всех групп читателей порядке, с тем, чтобы ясно понять и сам предмет и весь общий план. Если для изучения какой-нибудь науки требуется тщательный и серьезный подход, то тем более это необходимо для усвоения науки Божественного откровения. Что касается данной публикации, то такой подход необходим вдвойне. Она является не только простым толкованием божественно раскрытых истин, но и, кроме того, рассматривает предмет с такой точки зрения, какая до сего времени, насколько нам известно, никем не была затронута. Мы вовсе не извиняемся за то, что представляем на рассмотрение многие вопросы, которыми христиане обычно пренебрегают, т.е. пришествие нашего Господа, пророчества и символы Ветхого и Нового Заветов. Нельзя излагать или принимать какую-либо теологическую систему, которая упускает или замалчивает наиболее знаменательные учения Священного Писания. Мы верим, однако, что читатель увидит огромную разницу между рассудительным, почтенным и серьезным – перед лицом свершившихся исторических фактов, – изучением пророчеств и иных частей Писания с тем, чтобы прийти к заключениям, не противоречащим освященному здравому смыслу, и слишком распространенной практикой общих предположений, которые, будучи примененными к божественному пророчеству, располагают к тому, чтобы дать свободу бессмысленным теориям и неопределенным догадкам. Поддающиеся такой опасной привычке обычно становятся пророками (?), а не исследователями пророчеств.
Нет занятия более благородного и более облагораживающего, нежели благоговейное изучение объявленных Божьих намерений – “во что желают проникнуть ангелы” (1 Пет. 1:12). Тот факт, что в свое время Божья мудрость начертала пророчества о будущем, а также о прошлом и настоящем, сам по себе является порицанием Иеговы для неблагоразумия некоторых Его детей, думающих оправдать свое невежество и нежелание изучать Его слова высказыванием:”Довольно пятой главы Матфея, чтобы спасти любого человека”. Равным образом мы не должны предполагать, что пророчества даны лишь с целью удовлетворить наше любопытство относительно будущего. Их цель, очевидно, заключается в том, чтобы ознакомить освященное дитя Бога с планом своего Отца, возбудить в нем интерес и симпатию к этому плану, а также сделать его способным увидеть настоящее и будущее с Божьей точки зрения. Будучи таким заинтересованным в делах Господа, Его дитя будет в состветствующем расположении ума и духа служить Ему не просто как слуга, а как сын и наследник. Откровение о будущем противопоставляется влиянию нынешнего времени. Поэтому результатом заботливого изучения может быть не что иное, как укрепление веры и стремление к святости.
Не зная Божьего плана по обновлению человечества от греха и его последствий, а также под влиянием идеи, что номинальная церковь в своем сегодняшнем виде является исключительным средством для этого, нынешний мир, после почти девятнадцати столетий проповедования Евангелия, порождает в каждом мыслящем, но введенном в заблуждение уме, серьезные сомнения. И такие сомнения нельзя устранить иначе, как только истиной. Действительно, всякому мыслящему наблюдателю должно быть очевидно одно из двух:или церковь сделала большую ошибку, полагая, что главным для нее в нынешнем веке и в ее нынешнем виде является исправление мира, или план Бога оказался несостоятельным. Какую часть дилеммы нам следует принять? Многие приняли и еще многие, без сомнения, примут последнюю, тайно или открыто пополняя ряды неверия. Одна из целей этого издания состоит в том, чтобы помочь таким, искренне заблуждающимся.
На странице мы представляем диаграмму, вначале опубликованную “Лондонским Миссионерским Обществом”, а затем в Соединенных Штатах “Пресвитерианским Миссионерским женским Союзом”. Она озаглавлена “Немой вопль о помощи иностранным миссиям” и рассказывает печальную историю о тьме и невежестве, окружающими то единственное, данное под небом и между людьми имя, через которое нам надлежит получить спасение.
“The Watchman” – орган Христианского Юношеского Союза Чикаго опубликовал ту же диаграмму и, комментируя ее, говорит:
“Распространенные у нас понятия о религиозном состоянии мира очень туманны и неопределенны. Мы слышим о впечатляющей деятельности по пробуждению у нас и за рубежом; о странах, одна за другой открытых для Евангелия; о крупных суммах, пожертвованных на ее распространение. Создается впечатление, что аналогичные усилия делаются и для евангелизации всех народов земли. Подсчитано, что на сегодняшний день население мира (написано в 1886 году – ред.) составляет 1 424 000 000 жителей. Изучая диаграмму, мы увидим, что больше половины – около двух третей – составляют язычники (в полном смысле этого слова). Остальная же часть в своем большинстве приходится или на последователей Магомета, или тех отступных церквей, религия которых является идолослужением в христианском обличии, и о которых едва ли можно сказать, что они поддерживают или проповедуют Евангелие Христа. Даже в отношении 116 миллионов, именуемых протестантами, мы должны помнить, что большая их часть в Германии, Англии и Соединенных Штатах утопает в неверии – тьме, возможно даже более глубокой, нежели язычество. А сколько из них ослеплены суеверием или порабощены крайним невежеством? Итак, в то время, когда восемь миллионов иудеев все еще отвергают Иисуса из Назарета, когда более чем 300 миллионов носящих Его имя отступили от веры, когда более чем 170 миллионов поклоняются Магомету, а громадная масса остального человечества по сей день является поклонником дерева и камня, своих предков, мертвых героев или же самого дьявола – все так или иначе поклоняются и служат творению, а не Творцу – благословенному вовеки, Богу всего. Не достаточно ли вышесказанного, чтобы удручить сердце вдумчивого христианина?”
Воистину мрачная картина. И хотя диаграмма показывает только некоторые различия между язычниками, мусульманами и иудеями, тем не менее, все они похожи своим полным неведением о Христе. Некоторым может показаться, что подобная трактовка количественного соотношения христиан слишком мрачна и даже преувеличена, но мы думаем иначе. Диаграмма представляет номинальное христианство по возможности в наиболее привлекательном свете. Например, в случае протестантов цифра 116 000 000 намного превышает действительное их количество. Полагаем, что число шестнадцать миллионов более реально отражает количество взрослых действительных членов церкви, а один миллион, по нашим опасениям, даже слишком либерален в подсчетах “малого стада”, “посвященных в Христе Иисусе”, которые “живут не по плоти, а по духу”. Следует иметь ввиду, что большая часть численно упоминаемых церковных членов – это младенцы и малолетние. Такая ситуация чаще всего характерна для стран Европы. Во многих из них дети считаются членами церкви с самого раннего возраста.
Но какой бы мрачной не казалась картина, она все еще не дает полного понятия о той тьме, в которой пребывает деградированное человечество. Вышеизложенное затрагивает лишь те поколения, которые живут в настоящее время. Как ужасна мысль, что за истекшие шесть тысяч лет, столетие за столетием, унесены огромные массы людей, почти все из которых были погружены в такое же неверие и грех. С общепринятой точки зрения это действительно ужасная картина.
Различные вероучения наших дней твердят, что все эти миллиарды людей, отвергающие то единственное имя под небом, через которое нам надлежит получить спасение, находятся на прямом пути к вечным мучениям. И речь не только о них, но и для 116 000 000 протестантов, за исключением немногих святых, уготована та же судьба. Неудивительно, что уверовавшие в такие ужасные вещи о целях и планах Иеговы, проявляют чрезвычайную ревность в поддержании миссионерских начинаний. Удивительно, что при этом они пока еще не падают в отчаяние. Если бы мы верили подобным учениям, наша жизнь была бы лишена всяких недежд и радостей, и все светлое в природе покрылось бы мраком.
В доказательство правильности понимания нами так называемой теории “Ортодоксии” об участи язычников, цитируем брошюру “Немой вопль о помощи иностранным миссиям”, в которой была опубликована диаграмма. Заключительные слова брошюры гласят:”Евангелизируйте эти бесчисленные народы по всему миру – этот миллиард душ, умирающих в отчаянии по 100 000 ежедневно – в неведении о Христе”.
И хотя с точки зрения человеческих верований вышесказанное являет собой довольно печальную картину, тем не менее Священное Писание представляет более яркий образ. Обратить на него внимание и является целью этих строк. Наученные Писанием, мы уже не в состоянии поверить, чтобы такому грандиозному Божьему плану спасения когда-нибудь была (или будет) приготовлена участь потерпеть неудачу. Каким облегчением для обеспокоенных сердец Божьих детей служит известие, что пророк Исаия предсказал именно такое состояние вещей и средство для его преодоления. Вот его слова:”Ибо вот, тьма покрывает землю и мрак – народы; а над тобою воссияет Господь и слава Его явится над тобою. И придут язычники к свету Твоему…” (Ис. 60:2, 3). В этом пророчестве густая тьма озаряется радугой обетования:”Язычники (все народы земли) придут к свету Твоему”.
Не только длительное убожество, темнота мира сего и медленный прогресс истины были тайной для Церкви, но и сам мир узнал и почувствовал это на себе. То была темнота чем-то похожая на темноту, окутавшую Египет. В доказательство проследите дух нижеследующих строк, взятых из “Philadelphia Journal”. Лучи божественной истины, исходящие из Божьего Слова, не смогли развеять в уме автора печаль и сомнение, усиленные противоречиями различных вероучений:
“Жизнь! Тайна великая! Кто скажет,
Зачем понадобилась Богу эта бедная глина?
Оформленная Его рукой с могущест-
венным искусством –
Материя, душа и разум, и упрямая воля;
Рожденная, чтоб умереть; смерть – участь неизбежная.
О где ж, где эта уходящая жизнь?
Никто из масс бесчисленных тех,
Что жили, страдали без покоя и умерли,
Никто не пришел, чтобы поведать о великом плане –
О будущем, что ждет и нас с тобою.
Мы молим:Боже, дай нам света луч,
Веди, исправь стезю земную,
Не веры луч, а зрение проясняющий,
Рассеивающий темень ночи –
Это сомнение, этот ужас, эту боязни дрожь,
Эту мысль, что разбивает наше здесь блаженство;
Наш беспокойный ум с размахом смелым
Отвергает догмы современных
Всех ложных сект и школ,
Что учат сковывать наш разум.
Стремимся знать Тебя таким, каков Ты есть,
Знать место наше, знать ту роль,
Которую играем в этом грандиозном плане:
Создатель без конца и человек.
Сними покров – затмилось наше зренье,
Вели опять:”Да будет свет !”
Открой нам тайны Своего престола,
Темно, мы ищем неизвестное”.
На это отвечаем:
“Открытая тайна жизни скоро скажет,
Какую радость Бог имеет с этой глины,
Оформленной Его рукой с могущества искусством,
И образом отмеченной Его – умом и волей,
Рожденной не для умиранья – нет, вторичное рожденье
Сменило приговор:”Земля к земле”.
Средь множества великого – из тех,
Кто жил, томясь страдал и умер,
Восстал Один и план великий Бога
Раскрыл, чтобы взглянуть, что ждет нас в будущем.
Слова Его дают нам этот света луч,
Чтобы вести нас средь пути земного,
Основанный на вере и зрения надежней,
Рассеивающий темень ночи:
Сомнение и ужас, и дрожь боязни,
И мысли, что расстраивали наше здесь блаженство.
Теперь, Господь, умы те, чей размах широкий
Не признает догматы современных
Всех ложных сект и школ,
Что правилами нынче сковывают разум,
Те ищут, чтоб познать Тебя, каков Ты есть,
Знать наше место у Тебя и роль,
Что мы играем в этом грандиозном плане:
Создатель без конца и человек.
Он поднимает покрывало, чтоб открыть
Идущим в озаряющем небесном свете
Ту тайну славную Его престола,
Что скрыта была чрез века – теперь же явной стала”.
По мере раскрытия божественного Слова и божественных намерений, упомянутые благословения начинают распространяться по земле, и эта книга, надеемся, составляет частицу такого благословения и откровения.
Те, кто отвернется от явных человеческих предрассудков и посвятит свое время исследованию Писания, не исключая при этом разумного подхода, как это Бог приглашает нас сделать (Ис. 1:18, KJV1), увидят благословенную, охватывающую небеса, радугу обетования. Ошибочно полагать, что те, у кого нет веры и действительного оправдания, смогут понять Истину. Она не для них. Псалмопевец говорит:”Свет (истина) сияет на праведника” (Пс. 96:11). Для Божьих детей приготовлен светильник, свет которого рассеивает темень их пути. “Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей” (Пс. 118:105). Однако, лишь “стезя праведных” “все более и более светлеет до полного дня” (Прит. 4:18). В действительности же праведников нет, “нет праведного ни одного” (Рим. 3:10), а класс, к которому обращены эти слова – это те, которые “оправданы верой”. Только они пользуются привилегией ходить по стезе “светлеющей все более и более” – видеть не только открывающийся в настоящее время Божий План, но и события будущего. При этом следует заметить, что хотя путь всякого верующего подобен светильнику, однако, слова эти особо относятся к праведникам (оправданным), как классу. Патриархи, пророки, апостолы и святые прошлого и настоящего ходили в его все более ярком свете. Свет этот и впредь будет усиливаться – “до полного дня”. Это тот самый путь, тот же продолжающийся и усиливающийся свет – Божественная Летопись, – который светит, когда приходит на то соответствующая пора.
Поэтому, “радуйтесь в Господе праведники”, ожидая выполнения данного обещания. У большинства людей так мало веры, что они вовсе не ожидают большего света. Имея возможность ходить при все более ярком свете, они, из-за своего неверия и беззаботности, оставлены пребывать во тьме.
Дух Божий, дарованный Церкви, чтобы наставить ее на всякую истину, возьмет написанное и откроет его для нас. Однако, мы не нуждаемся ни в чем более того, что написано, ибо Священное Писание в состоянии умудрить для спасения через веру, которая есть в Христе Иисусе (2 Тим. 3:15).
Хотя до сего времени нет сомнения в том, что “тьма покрывает землю, и мрак – народы”, однако, мир не должен оставаться таким навсегда. Мы верим, что “приходит утро” (Ис. 21:12). Как Бог повелевает сегодня солнцу светить на праведных и неправедных, так Солнце Праведности во время Тысячелетнего дня будет сиять для пользы всего мира и “осветит скрытое во мраке” (1 Кор. 4:5). Оно развеет все, что исходит от зла, и принесет жизнь, здоровье, мир и радость.
Всматриваясь в прошлое, мы видим, что в то время свет был очень тусклым. Обещания прежних веков были туманными и неопределенными. Данные Аврааму и другим, и образно представленные в Законе и обрядах Израиля по плоти, они были только тенью и давали слабое представление о чудесных и милостивых намерениях Бога. Но по мере приближения к дням жизни Иисуса, свет усиливался. К тому времени вершиной ожидания была надежда, что Бог пошлет Спасителя для спасения Израиля от его врагов, а возвысив до положения наиболее могущественной нации земли, использует их в этом сильном и влиятельном положении для благословения всех племен земли. Но условия предложенного им наследства в Божьем Царстве столь отличались от их ожиданий и надежд когда-либо достичь обещанного величия и были до того невероятны, что все, за исключением немногих, были ослеплены по отношению к той радостной вести. Когда, согласно Божьему плану, наступило время для расширения благословения и призыва к участию в обещанном Царстве всякого творения под небесами, прошедшего испытание верой, чтобы стать достойным сыном верного Авраама и наследником данного ему обещания, их слепота и враждебность, естественно, еще более усилились.
Но когда после дня Пятидесятницы Евангелие, которому учил Иисус, стало более понятным, Церковь увидела, что благословения для мира должны иметь продолжительный характер. Для достижения этой цели Царству надлежало быть духовным и состоять из истинных израильтян, “малого стада” – собранного с иудеев и язычников, – чтобы быть приведенными к духовной природе и силе. Поэтому читаем, что Иисус явил жизнь и нетление через благовестие (2 Тим. 1:10). От дней Иисуса, как Он предсказал, свет сияет еще ярче:”Еще много имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить. Когда придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину… и будущее возвестит вам” (Иоан. 16:12, 13).
Однако, как только уснули апостолы, пришло время, когда большинство в Церкви начало пренебрегать этим светильником и обратило свои взоры за руководством к мирским учителям. Эти учителя, преисполнившись гордостью и присвоив себе чины и титулы, начали властвовать над Божьим наследием. Так постепенно образовалось особое сословие, названное “духовенством”, считавшее самого себя, а вместе с тем считавшееся другими, достойным руководить людьми в вопросах веры и ежедневной жизни, отстраняя при этом Божье Слово. Таким образом, в результате незаслуженного почитания наук человека, в отличие от безошибочного Божьего Слова, за короткое время развилась огромная система под названием “папство”.
Серьезными, естественно, оказались и последствия подобного пренебрежения Истиной. Как всем известно, не только Церковь, но и весь цивилизованный мир был почти полностью порабощен этой системой и веден к почитанию традиций и человеческих догм. За авторитет Библии и свободу от такого рабства велась отважная и благословенная борьба, известная нам под названием Реформация. Бог воздвиг смелых поборников Его Слова, среди которых были Лютер, Цвингли, Меланхтон, Виклиф, Нокс и другие. Они обратили внимание на тот факт, что папство, отодвинув в сторону Библию, ввело вместо нее церковные декреты и догмы. Реформаторы указали на некоторые из таких лжеучений и практик, показывая, что те основаны на человеческих преданиях и противоречат Божьему Слову. Они вместе со своими последователями были названы протестантами, так как протестовали против папства и признавали Божье Слово единственно правильным мерилом в вопросах веры и повседневной жизни. Многие верные души в днях Реформации ходили в том свете, который светил в то время. Но с тех пор протестанты очень мало ушли вперед, так как вместо хождения в этом свете, держались вокруг своих почитаемых учителей, не желая видеть более того, что увидели они. Ограничив себя на пути развития Истины, они, вместе со скромным запасом истины, оградили себя также большим количеством заблуждений, доставшихся им по наследству от “матери” – церкви. К сформулированным много лет назад вероучениям большинство христиан питает почти суеверное почтение, полагая, что никто сегодня не может знать о Божьих планах больше, нежели знали в свое время реформаторы.
Эта ошибка обошлась дорого. Несмотря на факт, что только некоторые основные истины были в то время очищены от налета заблуждений, тем не менее, многие ее особые черты постоянно являются актуальными, и именно от них христиане отгородились стеной сектанства. Для примера, во дни Ноя всем, кто хотел находиться в свете истины, требовалось верить, что грядет потоп, в то время как Адам и все другие не знали об этом. Ныне же возвещать наступление потопа вовсе не означало бы возвещать истину. Есть много истин эпохи, о которых нам станет известно, если мы постоянно ходим в лучах светильника. Следовательно, если светом для нас является только то, что было актуальным несколько сотен лет тому назад, тогда мы находимся в значительной темноте.
Слово Божье является огромной кладовой для проголодавшихся путников на пути истины. Здесь и молоко для младенцев и твердая пища для более развитых (1 Пет. 2:2; Евр. 5:14). Но не только. Здесь и пища, приспособленная к разным временам и обстоятельствам. Иисус сказал, чтобы верный домоправитель подавал в свое время пищу для дома веры, вынося из сокровищницы “старое и новое” (Лук. 12:42; Мат. 13:52). Вынести же что-то такое из сокровищницы какой-либо секты совершенно невозможно. Немного старого и хорошего мы, пожалуй, могли бы оттуда извлечь, но ничего нового. Истина, находящаяся в вероучениях различных сект, настолько укрыта и смешана с заблуждениями, что очень трудно различить ее внутреннюю красоту и действительную ценность. Разные вероисповедания постоянно находятся в конфликте и имеют расхождения во взглядах. Прикрываясь Библией, как основой, они, тем не менее, всю беспорядочность своих мыслей и очевидные различия приписывают Божьему Слову. Эта ситуация уже приняла форму поговорки:”Библия – это старая скрипка, на которой можно играть любой мотив”.
Все это красноречиво говорит о неверии наших дней, выраженном в ложном представлении Божьего Слова и его характера посредством человеческих традиций, а также в росте общего уровня интеллигенции, не желающей более повиноваться слепому и предубежденному почтению к мыслям своих собратьев и требующей обоснования имеющейся у нас надежды. Верный исследователь Писания всегда должен быть готов дать обоснование для такой надежды. Лишь одно Божье Слово способно умудрить и является полезным для поучения, наставления и т.д., “дабы совершен был Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен” (1 Пет. 3:15; 2 Тим. 3:15-17). Лишь эта сокровищница содержит неисчерпаемый запас старого и нового – своевременную пищу для дома веры. Естественно, никто из доверяющих словам Писания, что “стезя праведных все более и более светлеет до полного дня”, не станет утверждать, будто бы этот полный день уже наступил во времена Лютера. Не утверждая так, каждый из нас хорошо делает, что обращает внимание на наш светильник, “как на светильник, сияющий в темном месте, ДОКОЛЕ НЕ НАЧНЕТ РАССВЕТАТЬ ДЕНЬ” (2 Пет. 1:19).
Сегодня, однако, вовсе недостаточно того, что мы ступаем стезей света. Мы также обязаны “ходить во свете”, двигаться дальше, иначе этот свет, не останавливаясь, оставит нас позади – в темноте. Вся трудность состоит в том, что многие, усевшись, не следуют далее по пути света. Возьмите конкорданс (библейский словарь, указатель всех библейских изречений в алфавитном порядке) и проследите тексты со словами “сидеть”, “стоять” и сравните их с текстами, содержащими слова “идти” и “бежать”. Вы увидите большую разницу. Судите сами:люди “сидят во тьме”, “между насмешниками”, “стоят в собрании развратителей”, а другие “ходят во свете” и “бегут за наградой” (Ис. 42:7; Пс. 1:1; Евр. 12:1).
Совершенство познания является делом не прошлого, а будущего, и, как мы верим, самого ближайшего будущего. И пока мы не распознаем этот факт, мы не будем готовы оценить и надеяться на дальнейшее открытие плана нашего Отца. Да, мы все еще обращаемся за полным познанием о прошлом и будущем к словам пророков и апостолов. И не потому, что они всегда лучше нас понимали Божьи замыслы и намерения, а потому, что Бог на протяжении христианского века использовал их как Свои словесные орудия для уведомления нас и всей Церкви об истинных Его планах – по мере актуальности. Этот факт очень часто доказывается апостолами. Ап. Павел говорит нам, что Бог открыл для Церкви тайну (секрет) Своей воли, задуманную Им Самим и никогда ранее не объявленную, хотя записанную в неясных изречениях. Они не могут быть понятыми вплоть до соответствующего времени, когда глаза нашего понимания будут открыты, чтобы оценить “высокое призвание”, предназначенное исключительно для верующих христианского века (Еф. 1:9, 10, 17, 18; 3:4, 6). Это говорит о том, что ни пророки, ни ангелы не понимали значения провозглашаемых ими пророчеств. Ап. Петр говорит, что когда они в наибольшей степени желали понять значение пророчеств, Бог сказал им, что укрытые в их пророчествах истины предназначены не для них, а для нас, живущих в период христианского века. Он увещевает Церковь уповать на еще большую благодать (милость, благословение) – еще большее познание Божьих планов (1 Пет. 1:10-13).
Хотя Иисус обещал, что Церковь должна быть наставлена на всякую истину, тем не менее это должно было происходить постепенно. Хотя Церковь в апостольские дни была свободна от многих заблуждений, возникших при папстве, однако, мы не можем полагать, что первая Церковь так глубоко и отчетливо понимала Божий план, как это происходит сегодня. Очевидно также, что разные апостолы имели разную глубину взгляда на Божий план, хотя все то, что они написали, было под руководством и вдохновением Святого Духа, также как и слова, написанные пророками. Для того, чтобы проиллюстрировать эту разницу в познании, следовало бы вспомнить сомнения Петра и других апостолов, за исключением апостола Павла, когда Евангелие только начинало прокладывать путь к язычникам (Деян. 10:28; 11:1-3; Гал. 2:11-14). Неуверенность Петра находится в видимом контрасте с уверенностью Павла, вдохновленного словами пророков, прошлыми делами Бога и данными ему непосредственными откровениями.
Ап. Павел, несомненно, имел более полные, нежели иные апостолы, откровения. С этими откровениями, однако, ему не было дозволено ознакомить Церковь или даже ясным и полным образом представить их другим апостолам (2 Кор. 4:4; Гал. 2:2). Тем не менее, можно увидеть ценность для всей Церкви этих, данных апостолу Павлу, видений и откровений. Хотя ему не было разрешено рассказывать об увиденном и более подробно описывать то, что ему было известно о Божьих тайнах относительно “будущих веков”, однако, увиденное придало его словам такую силу, оттенок, глубину и значение, которое мы, в свете последующих событий, выполняющихся пророчеств и руководства Духа, способны оценить в большей степени, нежели первая Церковь.
В подтверждение предыдущих слов обращаем внимание на последнюю книгу Библии – Откровение, написанную около 96 года н.э. Вступительные слова провозглашают ее особым откровением вещей, до того непонятных. Это значит, что к тому времени Божий план еще не был полностью открыт. И никогда прежде – вплоть до последнего времени – книга эта не была тем, чем она должна быть, исходя из названия – раскрытием, ОТКРОВЕНИЕМ. Что касается первой Церкви, то, вероятно, никто не понимал какую бы то ни было ее часть. Даже Иоанн по данным ему видениям, наверное, не был сведущ значения того, что он видел. Он был одновременно и пророком и апостолом. Как апостол, он понимал и учил тому, что тогда было “пищей в свое время”. Как пророк, он изрекал истины, которые должны были стать для домочадцев “пищей в свое время” – в будущем.
На протяжении христианского века некоторые из святых надеялись, благодаря исследованию этой символической книги, понять будущее Церкви, и все, читавшие ее – даже если они поняли только часть ее учений, – вне сомнения получили обещанное благословение (Отк. 1:3). Для них эта книга открывалась все более и более, а в дни Реформации она сослужила Лютеру неоценимую помощь, дав ему возможность распознать в папстве, верным слугой которого он раньше был, действительно упоминаемого апостолом “антихриста”, история которого, как видим, занимает в пророчестве довольно видное место.
Таким образом, Бог постепенно открывает Свою истину и дает нам понятие изобилия богатства Своей благодати. Следовательно, сегодняшнему дню принадлежит намного больше света, нежели любому иному периоду истории Церкви.
“И мы великолепие еще увидим,
Еще увидим свет, который возрастет”.
1. Ис. 1:18 KJV: “Придите, рассудимся “.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: