4 Том: 2 Глава

 Глава ІІ

“Осуждение Вавилона” – “Христианства”, “Мене, Мене, Текел, Упарсин”

 Вавилон – Христианство – Город – Империя – Мать – Дочери – Осуждение Вавилона – Его ужасный смысл.

     “Пророчество о Вавилоне, которое изрек Исаия… Поднимите знамя на открытой горе, возвысьте голос; махните им рукою, чтобы шли в ворота властелинов”.
“Я дал повеление избранным Моим, и призвал для гнева Моего сильных Моих, торжествующих в величии Моем”.
“Идут из отдаленной страны, от края неба, Господь и орудия гнева Его, чтобы сокрушить всю землю”.
“Большой шум на горах, как бы от многолюдного народа, мятежный шум царств и народов, собравшихся вместе. Господь Саваоф обозревает боевое войско”.
“Рыдайте; ибо день Господа близок, идет как разрушительная сила от Всемогущего. Оттого руки у всех опустились, и сердце у каждого человека растаяло. Ужаснулись, судороги и боли схватили их; мучатся, как рождающая, с изумлением смотрят друг на друга, лица у них разгорелись”.
“Вот приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростию, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее”.
“Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим”.
“И Я накажу мир за зло, и нечестивых – за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей; сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи дороже золота Офирского. Для сего потрясу небо, и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа, в день пылающего гнева Его” (Ис. 13: 1-13. Сравните Отк. 16: 14; Евр. 12: 26-29).
“И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства” (Ис. 28: 17).
Различные пророчества Исаии, Иеремии, Даниила и Апокалипсиса относительно Вавилона находятся в полном согласии и явно ссылаются на один и тот же великий город. А поскольку эти пророчества получили лишь очень ограниченное исполнение в случае древнего, буквального города, а пророчества Апокалипсиса были написаны столетия после того, как буквальный Вавилон лег в развалинах, то ясно, что все эти пророчества особым образом относятся к чему-то, чего древний буквальный Вавилон был иллюстрацией. Ясно также, что поскольку пророчества Исаии, Иеремии о его падении исполнились на буквальном городе, то в его падении, а также в его характере мы имеем иллюстрацию великого города, на который Откровитель указывает символическим языком Апокалипсиса (главы 17 и 18), и на который главным образом ссылаются другие пророки.
То, что сегодня известно как христианство, является, как уже упоминалось, прообразом древнего Вавилона; поэтому внушительные предостережения и предсказания пророков о Вавилоне – христианстве – являются предметом глубокой заинтересованности нынешнего поколения. Лишь бы эти люди были достаточно мудры, чтобы принять их во внимание! Хотя к христианству в Священном Писании применены прочие различные символические названия, такие как Едом, Ефрем, Ариил и т.д., выражение, “Вавилон”, употребляется наиболее часто и его значение, замешательство, подходит как нельзя лучше. Апостол Павел также упоминает номинальный духовный Израиль в противовес номинальному телесному Израилю (смотрите 1 Кор. 10: 18; Гал. 6: 16; Рим. 9: 8); похожим образом существует номинальный духовный Сион и номинальный телесный Сион (смотрите Ис. 33: 14; Ам. 6: 1). Однако давайте рассмотрим некоторые удивительные соответствия христианства Вавилону, его образу, включая прямое свидетельство Божьего Слова на эту тему. Затем мы обратим внимание на нынешнее поведение христианства, а также на существующие признаки его предсказанного осуждения.
Откровитель дал понять, что не будет трудно обнаружить этот большой мистический город, потому что его название находится на его челе, то есть он ясно различим, и мы не должны обознаться, разве что закроем наши глаза и откажемся смотреть: “И на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным” (Отк. 17: 5). Но прежде, чем поискать этот Мистический Вавилон, давайте сперва рассмотрим образный Вавилон, а затем, держа в уме его известные черты, поищем прообраз.
Название Вавилон применялось не только к столичному городу Вавилонской империи, но также к самой империи. Вавилон, столица, был самым великолепным и, вероятно, самым большим городом древнего мира. Он был построен в форме квадрата по обе стороны реки Евфрат; для защиты от захватчиков его окружили глубоким рвом, наполненным водой, расположенным внутри разветвленной системы двойных стен от тридцати двух до восьмидесяти пяти футов толщиной и от семидесяти пяти до трехсот футов высотой. Говорят, что поверху было двести пятьдесят невысоких башен, расположенных вдоль внутренних и внешних граней стен: башня напротив башни; в этих стенах имелась сотня ворот из бронзы, по двадцать пять с каждой стороны, согласно количеству улиц, взаимно пересекающихся под прямым углом. Город был украшен великолепными дворцами, храмами и добычей от завоеваний.
Навуходоносор был великим монархом Вавилонской империи, долгое царствование которого охватывало почти половину периода ее существования, и которому она главным образом была обязана своим величием и воинской славой. Город был знаменит своим богатством и великолепием, которые произвели соответствующую моральную деградацию, верного предвестника его заката и упадка. Оно было целиком предано идолопоклонству и наполнено беззаконием. Люди воздавали честь Ваалу, которому они приносили человеческие жертвы. Насколько глубоко они опустились в своем идолопоклонстве можно понять из порицания Богом израильтян, когда те испортились, общаясь с ними (смотрите Иер. 7: 9; 19: 5).
Этому названию положила начало неудача плана возведения большой башни, именуемой Вавил (замешательство), потому что там Бог смешал человеческую речь. Однако местные этимологи предлагают название Вавел, что, вместо укора и припоминания о Господней немилости, означало для них “Божьи врата”.
Город Вавилон достиг положения величия и богатства будучи столицей великой Вавилонской империи и был назван “золотым городом”, “красой царства, гордостью Халдеев” (Ис. 13: 19; 14: 4).
Навуходоносора сменил на престоле его внук Валтасар, во время царствования которого пришел упадок, который всегда обеспечивают и ускоряют спесь, сытость хлеба и обилие праздности. В то время как весь народ, не осознающей надвигающейся опасности, последовал примеру своего царя, предавшись деморализирующим крайностям, персидская армия, руководимая Киром, тайно проникла внутрь руслом Евфрата (от которого они прежде отвели в сторону воду), устребила пирующих и захватила город. Вот так исполнилось пророчество странной надписи на стене – “Мене, Мене, Текел, Упарсин”, – которую Даниил всего за несколько часов до этого истолковал следующим образом: “Исчислил Бог царство твое и положил конец ему; ты взвешен на весах и найден очень легким; разделено царство твое и дано Мидянам и Персам”. Разрушение этого большого города оказалось столь полным, что даже его местоположение было предано забвению и долгое время являлось неопределенным.
Таким был образный город; и, подобно большому жернову, брошенному в море, он канул в лету много веков тому назад, чтобы никогда больше не подняться; даже память о нем сделалась укором и пословицей. А теперь поищем его прообраз, сперва отметив, что на это ясно указывает Священное Писание, а затем обратив внимание на уместность символизма.
В символическом пророчестве “город” означает религиозное правление, поддерживаемое властью и влиянием. Так, например, “святый город, Иерусалим Новый” является символом, используемым, чтобы показать установленное Божье Царство, победителей из числа Евангельской Церкви, возвышенных и царствующих в славе. Также Церковь, в том же смысле, представлена как женщина, “жена, невеста Агнца”, в силе и славе, поддерживаемая силой и авторитетом Христа, ее мужа. “И пришел ко мне один из семи Ангелов… и сказал мне: Пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И… показал мне великий город, святый Иерусалим” (Отк. 21: 9, 10).
Тот же метод интерпретации применим к мистическому Вавилону, великому церковному царству, “городу великому” (Отк. 17: 1-6), который описан как блудница, падшая женщина (отступническая церковь – потому что истинная Церковь является девой), возвышенная к власти и господству, поддерживаемая в значительной степени царями земли, гражданскими властями, которые так или иначе одурманены ее духом и учением. Отступническая церковь потеряла свою девственную чистоту. Вместо того чтобы ждать, как обрученная и чистая дева, возвышения с небесным Женихом, она связалась с царями земли и лишилась своей девственной чистоты – одинаково учений и характера, – предавшись мирским идеалам. Взамен она получила, и сегодня до некоторой степени держит, нынешнее господство – в большой мере благодаря их поддержке, прямой и косвенной. Такая неверность Господу, имя Которого она призывает, и своей возвышенной привилегии быть “чистой девой”, обрученной Христу, является поводом, чтобы дать ей символическое название “блудница”, в то время как ее влияние, как священнической империи, полной несоответствий и замешательства, символически представлено названием Вавилон, в котором (в самом широком смысле, символически показанном в Вавилонской империи) мы тотчас узнаем христианство; хотя в более узком смысле, как это представлено древним городом Вавилоном, мы видим в нем номинальную христианскую Церковь.
Факт, что христианство не применяет к себе библейского выражения “Вавилон” и его значения, замешательства (как оно применимо к нему), вовсе не является доказательством, что это не так. Древний Вавилон также не применял к себе библейского определения “замешательство”. Древний Вавилон претендовал быть подлинными “Божьими вратами”, однако Бог назвал его “Замешательством” (Быт. 11: 9), и то же самое происходит с его прообразом сегодня. Он именует себя христианством, вратами к Богу и вечной жизни, тогда как Бог именует его Вавилоном – замешательством.
Протестанты очень широко и совершенно оправданно считают, что название “Вавилон” и пророческое описание применимы к папству, хотя с недавних пор они более расположены к компромиссу и менее склонны применять его таким образом. Наоборот, сегодня делаются всяческие усилия со стороны сект протестантизма расположить к себе и копировать церковь Рима, присоединяясь к ней и сотрудничая. Поступая так, они становятся неотъемлемой ее частью, так же оправдывая ее путь и дополняя меру ее беззаконий, как книжники и фарисеи дополняли меру своих отцов, убивавших пророков (Мат. 23: 31, 32). Все это, естественно, не готовы признать ни протестанты, ни паписты, поскольку, делая так, они будут осуждать себя. Этот факт усмотрел Откровитель, который показывает, что все, кто обретет истинный взгляд на Вавилон, должны (в духе) занять место с истинным народом Бога “в пустыне” – в состоянии разобщения с миром, мирскими идеалами и пустыми формами набожности, в состоянии полного посвящения, верности и полной зависимости от Бога. “И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену… Вавилон” (Отк. 17: 1-5).
С тех пор, как царства цивилизованного мира согласились, чтобы в них возобладало влияние больших церковных систем и, прежде всего, папства, принимая от них названия “христианские народы” и “христианство”, а также принимая (ссылаясь на них) учение о божественном праве царей и т.д., они также соединяются с великим Вавилоном и становятся его частью. И как в образе название Вавилон применялось не только к городу, но и ко всей империи, так и здесь символическое название “Вавилон” применимо не только к великим религиозным организациям (папским и протестантским), но также, в самом широком смысле, ко всему христианству.
Следовательно, этот день суда мистического Вавилона является днем суда всех народов христианства; его бедствия охватят все строение – гражданское, общественное и религиозное, – а отдельные личности будут затронуты им в той мере, в какой они заинтересованы его различными организациями и мероприятиями и зависят от них.
Народы вне христианства также почувствуют тяжесть руки возмездия за то, что они в некоторой степени связаны с народами христианства различными интересами – коммерческими и другими; а также, и это справедливо, за то, что им тоже не удалось оценить свет, увиденный ими, и они возлюбили тьму вместо света, потому что дела их грешные. Таким образом, как провозгласил пророк, “…огнем ревности Моей [Божьей] пожрана будет вся земля [общество]” (Соф. 3: 8). В то же время против Вавилона, христианства, по причине его большей ответственности и злоупотребления полученными милостями, воспылает лютость Его гнева и негодования (Иер. 51: 49). “От шума взятия Вавилона потрясется земля, и вопль будет слышен между народами” (Иер. 50: 46).

 

Вавилон – мать и дочери

 

Однако некоторые искренние христиане, еще не понимающие заката протестантизма и не осознающие родства различных сект с папством, но ощущающие беспокойство и доктринальные неурядицы во всех религиозных системах, могут по-прежнему с волнением спрашивать: “Если все христианство должно разделить осуждение Вавилона, то что станет с протестантизмом, результатом Великой Реформации?” Это важный вопрос; но пускай читатель примет во внимание, что протестантизм, в нынешнем виде, является результатом не Великой Реформации, а ее заката, и сегодня в большой мере разделяет склонности и характер Церкви Рима, от которой возникли различные его ответвления. Различные протестантские секты (а мы говорим это с должным уважением к сравнительно немногим преданным душам, находящимся в них, которых Господь признает “пшеницей”, в противовес подавляющему числу “плевел”) являются настоящими дочерьми этой выродившейся системы номинального христианства, папства, на которое ссылается Откровитель, применяя к нему название “мать блудницам” (Отк. 17: 5). Пусть не будет оставлено без внимания, что одинаково паписты и протестанты сегодня открыто исповедуют родство матери и дочерей, где первая постоянно именует себя Святой Матерью-Церковью, а последние поддерживают с приятным самодовольством эту идею, как видно из многих публичных высказываний ведущих протестантских духовных лиц и мирян. Тем самым “слава их – в сраме”, ведь все они, по-видимому, не осознают клейма, таким образом принимаемого ими из Божьего Слова, которое определяет папство как “мать блудницам”. Да и папство, претендуя на материнские полномочия, кажется никогда и не сомневалось в своем праве на этот титул и не думало о его несоответствии своему исповеданию, что оно по-прежнему является единственной истинной церковью, которую Священное Писание называет “девой”, обрученной Христу. Ее общеизвестные претензии на материнство становятся вечным срамом для нее самой и для ее отпрысков. Истинная Церковь, признаваемая Богом, но неизвестная миру, дальше является девой; из ее чистого и святого состояния никогда не появлялись никакие дочерние системы. Она по-прежнему является чистой девой, верной Христу и дорогой Ему, как зеница Его ока (Зах. 2: 8; Пс. 16: 6, 8). На истинную Церковь нигде нельзя указать, как на общество, от которого отделены все плевелы, но она состоит только из истинной “пшеницы”, где все известны Богу, несмотря на то, признает их мир или нет.
Однако давайте посмотрим, как протестантские системы поддерживают это дочернее родство с папством. Поскольку папство, мать, не является отдельной личностью, а большой религиозной системой, то, держась символа, мы должны надеяться увидеть другие религиозные системы, отвечающие иллюстрации дочерей, с похожим характером – конечно, не столь древние и не обязательно столь испорченные, как папство, но все же “блудницы” в том же смысле; то есть религиозные системы, претендующие быть или обрученной девой, или невестой Христа, одновременно стремясь заполучить благосклонность и поддержку мира ценой неверности Христу.
Такому описанию полностью соответствуют различные протестантские организации. Они – большие дочерние системы.
Как уже указывалось*, рождение этих различных дочерних систем произошло в связи с реформами испорченной матери-Церкви. Дочерние системы отделились от матери в родовых муках и родились девами. Тем не менее, они содержали не только истинных реформаторов, но и многих, имевших по-прежнему духа матери, и те унаследовали многие из ее ложных учений и теорий. Прошло немного времени, и они предались многочисленным порочным делам и подтвердили соответствие своих характеров пророческому клейму – “блудницы”.
—————
*Том ІІІ, стр. 112.
—————
Не следует забывать, что хотя различные реформаторские движения выполнили важную работу по “очищению святилища”, только класс храма, класс святилища, был и есть истинной Церковью в Божьем понимании. Большие человеческие системы, именуемые церквями, никогда не были чем-то больше, нежели Церковью с имени. Все они принадлежат к ложной системе, которая подменяет, искажает и прячет от мира истинную Церковь, состоящую исключительно из полностью посвященных и верных верующих, которые полагаются на заслугу одной великой жертвы за грехи. Их следует искать разбросанными тут и там внутри и за пределами этих человеческих систем; при этом они всегда отделены от их мирского духа. Они являются классом “пшеницы” из притчи нашего Господа, где они четко разграничены Им с “плевелами”. Не осознавая истинного характера этих систем, они, каждый отдельно, смиренно ходили с Богом, принимая Его Слово, как своего советника, и Его Духа, как своего проводника. Они также никогда не чувствовали себя свободно в номинальном Сионе, где нередко с болью наблюдали, как дух мира, действующий посредством непризнанной составной части – “плевел”, угрожал духовному благополучию. Они – блаженные сетующие на Сионе, которым Бог определил “вместо пепла… украшение, вместо плача – елей радости” (Мат. 5: 4; Ис. 61: 3). Отделение этого класса от “плевел” принадлежит только к этому времени “жатвы”, потому что Господним намерением было “оставить расти вместе то и другое до жатвы [времени, в котором мы теперь живем]” (Мат. 13: 30).
Вот почему данный класс сейчас пробуждается к осознанию истинного характера этих осужденных систем. Как было до этого показано,* различные реформаторские движения, согласно предсказанию пророка (Дан. 11: 32-35), были побеждены “лестью”: каждое из них, совершив меру очищения, приостановилось. В том, что они считали выгодным, они наследовали пример церкви Рима, заискивая и получая благосклонность мира ценой своей добродетели – своей верности Христу, настоящему Главе Церкви. Церковь и государство опять избрали общий путь, объединили до некоторой степени свои светские интересы – за счет истинных, духовных интересов церкви; прогресс и реформа в церкви снова оказались в застое. Действительно, началось обратное движение, так что сегодня многие из них находятся намного дальше нужного критерия (одинаково в вере и в поступках), чем в дни их основателей.
—————
*Том ІІІ, глава 4.
—————
Некоторым из реформированных церквей даже предоставили участие в полномочиях и власти с земными правителями, как, например, церкви Англии и лютеранской церкви в Германии. Те, кто не преуспел в такой мере (как, к примеру, в этой стране), сделали миру многочисленные компромиссные предложения ради мелочных привилегий. Верно также, что хотя светские власти посодействовали мирским стремлениям неверной церкви, церковь также открыто предоставила миру свое общество и товарищество – да так открыто, что крещенные светские люди сегодня составляют огромное большинство ее членов, занимая почти каждое важное положение и, тем самым, доминируя в ней.
Таковым было состояние, которое привело церковь к деградации в начале века, которое принесло большое отступничество (2 Фес. 2: 3, 7-10) и которое постепенно, но быстро, развило папскую систему.
Этот безответственный характер, в начале принятый различными реформаторскими движениями, который постепенно развил сектантские организации, продолжает существовать до нынешних дней; и чем больше эти организации растут богатством, числом и влиянием, тем больше они удаляются от христианских добродетелей и развивают высокомерие своей матери. Некоторые искренние христиане в различных сектах частично видят это, со стыдом и сожалением признавая происходящее и сокрушаясь. Они видят, что различные сектантские организации прилагают всевозможные усилия, чтобы понравиться миру, добиться его благосклонности и обеспечить себе его покровительство. Изысканные и дорогостоящие церковные строения, величественные шпили, звон колоколов, великолепные органы, изящное обустройство, профессиональные хоры, элегантные ораторы, ярмарки, фестивали, концерты, игры, лотереи и сомнительные увеселения и развлечения устраиваются с намерением обеспечить одобрение и поддержку мира. Величественные и целостные учения Христа выставлены на задворки, тогда как ложные учения и сладострастные проповеди заняли их место за кафедрой; истина игнорируется и предается забвению, а дух ее потерян. Как доподлинно дочери напоминают в этих подробностях материнскую организацию!
Как одно из многочисленных доказательств непринужденности и даже гордости, с какой протестантские секты признаются в своем родстве с папством, мы предлагаем следующие откровения пресвитерианского священнослужителя, взятые из одной его проповеди, опубликованной в ежедневной прессе. Этот джентльмен сказал:
“Можете содрогнуться, если хотите, но вы обязаны признать, что она (католическая церковь) является Материнской Церковью. Она обладает непрерывной историей, простирающейся обратно до времен апостолов. [Да, именно там началось отступничество. 2 Фес. 2: 7, 8]. За каждый фрагмент ценимой нами религиозной истины мы находимся перед ней в долгу, как перед сокровищницей. Если же у нее нет никаких прав быть истинной Церковью, тогда мы внебрачные дети, а не сыны”.
“Вы говорите посылать миссионеров работать между папистами! Я бы скорее решил послать миссионеров к сторонникам епископальной церкви, к методистам, объединенным пресвитерианам и лютеранам с целью обратить их в пресвитерианство”.
Да, почти все докринальные заблуждения, которых столь упорно держатся протестанты, были принесены ими из Рима, хотя вне таких вопиющих заблуждений папства, как жертва литургии, почитание святых, девы Марии и икон, тайная исповедь, предоставление индульгенций и т.п., каждое реформаторское движение сделало определенный прогресс. Но, увы! Нынешние протестанты не только хотят, но и готовы пойти почти на любой компромисс, лишь бы добиться благосклонности и поддержки старой “матери”, от тирании и злодейств которой бежали их отцы три столетия тому назад. Даже те принципы истины, которые вначале являлись основой протеста, постепенно предаются забвению или открыто отвергаются. Само основополагающее учение “оправдания верой” в “ежедневную [постоянную] жертву” быстро уступает место старому папскому догмату оправдания делами и богохульной жертвой литургии.* Сегодня многие за кафедрами и за скамьей открыто признают, что у них нет веры в действенность драгоценной крови Христа как выкупной цены за грешников.
—————–
*Недавно литургия вошла в епископальную церковь (“High Church”) в Великобритании и Соединенных Штатах.
—————–
Притязания на апостольскую преемственность и священнические полномочия почти столь же высокомерно выдвигаются некоторыми протестантскими духовными лидерами, как и папскими священниками. А право каждого на личное суждение – как фундаментальный принцип протеста против папства, который привел к Великой Реформации, – протестанты сегодня почти столь же энергично отрицают, что и паписты. Однако протестанты полностью отдают себе отчет в том, что именно использование права на личное суждение положило начало Реформации и некоторое время двигало ее вперед, хотя позже самонадеянное господство признанных лидеров повернуло вспять колесо прогресса и с тех пор удерживает его строго в традиционных рамках, предавая осуждению всех, кто бесстрашно делает шаг за его пределы.
Если так смотреть, то протестантизм уже не является, как вначале, протестом против матери-церкви. Как заметил недавно один репортер: “Мы по-прежнему имеем -изм, но что же случилось с протестом?” Протестанты, кажется, забыли – потому что они действительно игнорируют – саму основу первоначального протеста и, как системы, стремительно плывут обратно в открытые объятия “Святой (?) Матери Церкви”, куда их открыто приглашают и гарантируют для них сердечный прием.
“Мы нежно протягиваем вам нашу руку, – говорит папа Леон протестантам в своем известном* церковном послании “К князьям и народам земли”, – и приглашаем вас к единству, которым никогда не пренебрегала католическая церковь и которым никогда нельзя пренебречь. Долгое время наша общая матерь звала вас к своей груди; долгое время все католики Вселенной ждали вас с воистину братской любовью… Наши сердца, даже сильнее нашего голоса, взывают к вам, дорогие братья, которые в течение трех последних столетий расходились с нами в христианской вере”.
—————–
*1894 г.
—————–
Еще в своей Энциклике к римской церкви Америки* папа Леон сказал: “Наши мысли сегодня обращены к тем, кто выразил несогласие с нами в вопросах христианской веры… Как мы озабочены их спасением; с какой страстью в душе мы желаем им наконец вернуться в объятия Церкви, общей матери всех!.. Конечно, нам не следует оставлять их собственным вымыслам, а с мягкостью и добродетелью привлечь к себе, используя всякое средство для переубеждения, чтобы склонить к тщательному изучению каждой части католического учения и освободить от предвзятых убеждений”.
—————–
*1895 г.
—————–
В своем “Апостольском послании к английскому народу” (1895 г.) он предается молитве такими словами: “О, Блаженная Дева Мария, Матерь Божья и наша самая Добрая Царица и Матерь, ниспошли прощение Англии… О, скорбная Матерь, вступись за наших отлученных братьев, чтобы вместе с нами, в одном истинном стаде, они могли присоединиться к Верховному Пастырю, Викарию твоего Сына”, т.е. к нему самому, к папе.
В поддержку того же плана были основаны “Миссии для протестантов” под руководством известных “Отцов Паулинов”. Эти собрания проводились и проводятся в больших городах с целью примирения и разъяснения. От протестантов принимают вопросы в письменном виде и дают публичные ответы. Также свободно распространяются брошюры для протестантов. Протестанты практически согласны с позицией католиков и на деле не могут дать никакого ответа. Если кто-то в состоянии ответить и отвечает, ссылаясь на факты, его обвиняют (одинаково протестанты и католики) в нарушении спокойствия.
Каждый здравомыслящий человек способен увидеть, как легко протестантизм попадает в силки столь хитроумного коварства и как заметно общественное мнение склоняется к церкви Рима, которая в самом деле стала другой в голосе и силе, но которая не изменилась сердцем и по-прежнему оправдывает инквизицию и другие свои методы стредневековья, утверждая свое право, как властительницы земли, наказывать еретиков как ей заблагорассудится.
Хотя многие верные души, не имеющие представления об истинном положении вещей, почтительно и преданно прославляли Бога в этих вавилонских системах, тем не менее это не противоречит факту, что каждая и все вместе они являются системами-“блудницами”. Во всех из них царит замешательство; и название “Вавилон” надлежащим образом соответствует всему семейству – матери, дочерям и сообщникам, народам, именуемым христианством (Отк. 18: 7; 17: 2-6, 18).
Таким образом, следует иметь в виду, что в больших политико-церковных системах, которые люди именуют христианством, но которые Бог называет Вавилоном, мы имеем не только фундамент, но и надстройку, а также господствующую верхушку нынешнего общественного строя. Это заключено в общепринятом выражении “христианство”, которое в последнее время применимо не только к тем народам, которые поддерживают христианские секты законодательным путем и налогообложением, но и ко всем народам, которые проявляют терпимость к христианству без какой-то особой благосклонности или поддержки, как, например, Соединенные Штаты.
Учение о “божественном праве царей”, преподаваемое или поддерживаемое почти каждой сектой, является фундаментом старой общественной системы и долгое время давало царствам Европы полномочия, высокое положение и непоколебимость. Учение о божественном назначении и полномочиях духовенства воспрепятствовало Божьим детям в продвижении в божественных вещах и связало их цепями суеверия и невежества, чтобы чтить и обожать своих падших ближних, а также их учения, традиции и интерпретации Божьего Слова. Именно весь упомянутый порядок вещей должен пасть и миновать в битве этого великого дня – порядок вещей, который столетиями держал людей в повиновении господству гражданских, общественных и религиозных властей. Все это происходило с Божьего позволения (а не по Его определению и одобрению, как утверждают некоторые). Являясь злом само по себе, оно, тем не менее, послужило хорошей, временной цели предотвращения анархии, которая неизмеримо хуже, поскольку люди не были готовы поступать лучше и время на Тысячелетнее Царство Христа еще не наступило. Поэтому Бог позволил, чтобы различные заблуждения пользовались доверием, удерживая людей в повиновении до “Времени Конца” – окончания “Времен Язычников”.

 

Осуждение Вавилона

 

На страницах пророчества мы можем отчетливо прочитать осуждение Вавилона, христианства. Столь же отчетливо оно выражено знамениями времени. О том, что его уничтожение будет неожиданным, насильственным и полным, убедительно сказано: “И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его” (Отк. 18: 8, 21; Иер. 51: 63, 64, 42, 24-26). А то, что ему следовало подвергнуться постепенному процессу истребления, показано Даниилом (Дан. 7: 26): “Затем воссядут судьи, и отнимут у него власть губить и истреблять до конца”. Папское господство (и большая часть подобострастного почитания людьми церковничества в целом), как уже показано,* было сломано вначале Времени Конца – в 1799 году. И хотя последующий процесс истребления был медленным, в котором иногда появлялись признаки кажущегося возрождения, которые никогда не казались более преувеличенными, чем сегодня, заверение в окончательном уничтожении папства непреложно, а его предсмертная схватка будет отчаянной. Тем не менее сперва оно должно достичь большей части своей былой репутации, которую оно разделит с объединенным союзом своих дочерей. Вместе они будут подняты, чтобы вместе быть насильно сброшенными вниз.
—————–
*Том ІІІ, стр. 40.
—————–
Существует подтверждение тому, что наказание Вавилона будет большим. Пророчески написано, что “Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его”. И Он “взыскал кровь рабов Своих от руки ее”. “Ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее. Воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте ей по делам ее; в чаше, в которой она приготовляла вам вино, приготовьте ей вдвое. Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей. Ибо она говорит в сердце своем: сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!” (Отк. 16: 19; 19: 2; 18: 5-7). Хотя наиболее широко эта речь применима, конечно же, к папству, она также включает всех, кто в определенной степени сотрудничает с ним или симпатизирует ему. Все они разделят его язвы (Отк. 18: 4). Хотя цари земли возненавидели блудницу и отвергли ее (Отк. 17: 16), она по-прежнему говорит: “Сижу царицею, я не вдова”, – громко похваляется своим правом руководить народами и утверждает, что она вскоре получит обратно свою былую власть.
Свежая выдержка из католического журнала о хвастовстве и угрозах папства является хорошим тому примером:
“Папство вернет свое светское господство, поскольку оно полезно и выгодно Церкви. Оно предоставляет исполнительной главе церкви более полную свободу и более полное господство. Папа не может долго быть в подчинении какого-нибудь короля. Такое не соответствует божественному положению. Оно связывает его и ограничивает его влияние делать добро. Европа признала это влияние и будет вынуждена склониться перед ним во времена большей нужды, чем эта. Общественные неурядицы и красная рука анархии еще увенчают Леона или его преемника действительной властью, представленной третьим ярусом короны, которую когда-то признавали повсеместно”.
Да, по мере приближения дня скорби, церковничество будет пытаться все больше использовать свою власть и влияние для обеспечения собственного политического благополучия путем контроля над бурлящими элементами общества. Однако в кризисе ближайшего будущего безбожный элемент отвергнет всякое консервативное влияние и сломает всякие ограничения; красная рука Анархии сделает свое ужасное дело, и Вавилон, христианство (общественное, политическое и церковное) упадет.
“За то, – говорит вдохновенный писатель [то есть, поскольку Вавилон будет отчаянно бороться за жизнь и власть], – в один день [неожиданно] придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем [символическим огнем – разрушительными бедствиями], потому что силен Господь Бог, судящий ее” (Отк. 18: 8).
“Так говорит Господь: вот, Я подниму на Вавилон и на живущих среди него противников Моих [всех, кто симпатизирует Вавилону]. И пошлю на Вавилон веятелей, и развеют его, и опустошат землю его; ибо в день бедствия нападут на него со всех сторон… Истребите все войско его” (Иер. 51: 1-3).
“И воздам Вавилону [прежде всего папству] и всем жителям Халдеи [Вавилонии – христианства – всем народам так называемого христианского мира] за все то зло, какое они делали на Сионе в глазах ваших, говорит Господь” (Иер. 51: 24). Вспоминая длинный перечень зол, какими Вавилон угнетал и истощал святых Всевышнего (истинный Сион), и слова, что Бог отомстит за Своих избранных, и то вскоре; что, согласно их делам, Он отплатит возмездием Своим врагам; что Он воздаст Вавилону воздаяние (Лук. 18: 7, 8; Ис. 59: 18; Иер. 51: 6), мы начинаем осознавать, что его ожидает какое-то страшное бедствие. Вселяющие ужас декреты папства (укор и воздаяние за которые протестантизм также навлекает на себя своей нынешней компрометирующей связью с ним) сжигать, устраивать резню, изгонять, заточать в темницу и пытать святых всевозможным образом, осуществляемые со столь дьявольской жестокостью в дни его господства рукой государства, власть которого он потребовал и получил, ожидают полной меры справедливого возмездия. Потому что он должен получить “вдвое за все грехи” его. И народы (христианства), которые участвовали в его преступлениях и грехах, обязаны испить с ним до самых краев эту горькую чашу.
“И посещу Вила в Вавилоне [бога Вавилона – папу], и исторгну из уст его проглоченное им [он откажется в своем безвыходном положении от “надутого пустословия” и богохульных титулов, которые он долго присваивал себе – что он является непогрешимым викарием, “наместником Христа”, “еще одним Богом на земле” и т.д.], и народы не будут более стекаться к нему, даже и стены Вавилонские [гражданская власть, когда-то защищавшая его, и которая в некоторой степени делает это дальше] падут… Так говорит Господь, Саваоф: толстые стены Вавилона до основания будут разрушены и высокие ворота его будут сожжены огнем [будут разрушены]; итак напрасно трудились народы, и племена мучили себя для огня [подпирали и спасали стены Вавилона]” (Иер. 51: 44, 58). Это показывает ослепление людей и власть, какую Вавилон имеет над ними, так что они будут трудиться для его поддержания вопреки его наилучшим интересам. Но, несмотря на его отчаянную борьбу за жизнь и сохранность своего престижа и влияния, Вавилон, подобно большому жернову, брошенному в море, упадет, чтобы больше не подняться, “потому что силен Господь Бог, судящий” его. Лишь тогда люди поймут свое удивительное освобождение и то, что его свержение осуществилось рукой Бога (Отк. 19: 1, 2).
Таково осуждение Вавилона, христианства, предвиденное и предсказанное Исаией и другими пророками. Учитывая факт, что в его пределах находятся многие из Его собственного дорогого народа, Господь через Своего пророка (Ис. 13: 1, 2) повелевает Своим освященным, говоря: “Поднимите знамя [знамя блаженного Евангелия истины, лишенного традиционных заблуждений, которые долгое время его утаивали] на открытой горе [посреди тех, кто составляет истинный зачаток Божьего Царства], возвысьте голос [настойчиво и широко провозгласите эту истину для сбитых с толку овец Господнего стада, по-прежнему находящихся в Вавилоне]; махните им рукою [пускай они на примере видят силу истины, а также слышат, как она провозглашается], чтобы шли [охотно и послушно, как истинные овцы] в ворота властелинов [чтобы они могли осознать благословения истинно посвященных и наследников небесного Царства]”.
Отсюда голос предупреждения: “Имеющий ухо да слышит”. Мы находимся в последнем, то есть Лаодикийском периоде большой номинальной евангельской церкви, состоящей из пшеницы и плевел (Отк. 3: 14-22). Она имеет порицание за свое равнодушие, спесь, духовную нищету, слепоту и наготу, и ей дан совет немедленно оставить свои злые пути еще до того, как будет слишком поздно. Но Господь знал, что лишь немногие сумеют внять предостережению и призыву. Таким образом, обещание награды дано не для всей массы тех, к кому направлено обращение, а тем немногим, которые имеют ухо к истине и которые преодолели общее настроение и дух Вавилона: “Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его. Имеющий ухо [склонность слушать и внимать словам Господа] да слышит, что Дух говорит церквям”. Но на тех, кто не имеет уха, кто не расположен слушать, Господь прольет Свое негодование.
То, что поведению всего христианства, за исключением нескольких лиц, характерны спесь, самодовольство и самовосхваление, очевидно даже самому случайному встречному. Оно по-прежнему говорит в своем сердце: “Сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!” Оно по-прежнему восхваляет себя и живет в свое удовольствие. Оно говорит: “Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды”, – а не знает, что является “несчастным и жалким, и нищим, и слепым и нагим”. Оно также не внемлет совету Господа купить у Него (ценой самопожертвования) золото, огнем очищенное (истинные богатства, небесные богатства, “божественную природу”), и белую одежду (одежду Христовой приписанной праведности, которая сегодня столь многими отвергается, и они являются перед Богом в своей собственной несправедливости), и помазать свои глаза глазной мазью (полного посвящения и подчинения божественной воле, как это выражено в Священном Писании), чтобы ему видеть и получить исцеление (Отк. 3: 18).
Дух мира настолько полно овладел церковными властями христианства, что реформация этих систем невозможна; отдельные лица могут избежать его участи только быстрым и своевременным уходом от них. Час суда настал, и даже сегодня на его стенах предостерегающий перст божественного провидения выводит таинственные слова: “Мене, Мене, Текел, Упарсин” – Исчислил Бог царство твое и положил конец ему; ты взвешен на весах и найден очень легким! А пророк (Исаия 47) сегодня говорит, произнося:
“Сойди и сядь на прах, девица, дочь Вавилона [сказано в насмешку над ее притязаниями на чистоту]; сиди на земле; престола нет, дочь Халдеев, и вперед не будут называть тебя нежною и роскошною… Откроется нагота твоя, и даже виден будет стыд твой. Совершу мщение, и не пощажу никого… Сиди молча, и уйди в темноту, дочь Халдеев: ибо вперед не будут называть тебя госпожею царств… И ты говорила: “вечно буду госпожею”, а не представляла того в уме твоем, не помышляла, что будет после”.
“Но ныне выслушай это, изнеженная, живущая беспечно, говорящая в сердце своем: “я, и другой подобной мне нет; не буду сидеть вдовою, и не буду знать потери детей”. Но внезапно, в один день придет к тебе то и другое – потеря детей и вдовство [сравните Отк. 18: 8]; в полной мере придут они на тебя, несмотря на множество чародейств твоих и на великую силу волшебств твоих. Ибо ты надеялась на злодейство твое, говорила: “никто не видит меня”. Мудрость [светская] твоя и знание твое – они сбили тебя с пути; и ты говорила в сердце твоем: “я, и никто кроме меня”. И придет на тебя бедствие; ты не знаешь, откуда оно поднимется, и нападет на тебя беда, которой ты не в силах будешь отвратить, и внезапно придет на тебя пагуба, о которой ты [прежде] и не думаешь” (сравните стих 9 и Отк. 18: 7).
Если таковы прямые обращения в адрес Вавилона, то хорошо бы всем, кто еще находится в его пределах, внять голосу предостережения и наставлению Господа к Своему народу: “Так говорит Господь… Бегите из среды Вавилона и спасайте каждый душу свою, чтобы не погибнуть от беззакония его, ибо это время отмщения у Господа: Он воздает ему воздаяние… Внезапно пал Вавилон и разбился… Врачевали мы Вавилон, но не исцелился; оставьте его,.. потому что приговор о нем достиг до небес и поднялся до облаков… Выходи из среды его, народ Мой, и спасайте каждый душу свою от пламенного гнева Господа” (Иер. 51: 1, 6, 8, 9, 45. Сравните Отк. 17: 3-6; 18: 1-5).
Для тех, которые повинуются этому распоряжению выйти из Вавилона, существует лишь одно место прибежища: не новая секта и рабство, а “кров Всевышнего” – место или состояние полного посвящения, представленное в Святом Святых Скинии и Храма (Пс. 90). “Живущий под кровом Всевышнего под сению Всемогущего покоится”. Лишь такие могут с уверенностью сказать посреди всех бедствий этого злого дня: Господь “прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!”
Выход из Вавилона не может означать физическое переселение из среды народов христианства, потому что не только христианство, но и вся земля должна быть поглощена огнем [огненной скорбью] Господней ярости, хотя самый свирепый гнев Его будет против просвещенных народов христианства, которые знали, или, по крайней мере, обладали достаточной возможностью знать Господнюю волю. Смыслом этого повеления является отделение от всякого обязывающего ига христианства – чтобы не иметь ничего общего с его гражданскими, общественными и религиозными организациями: как из принципа, так и следуя мудрому и божественно руководимому поведению.
Следуя принципу, мы должны, как только усиливающийся свет жатвенной истины озарит наши умы и явит уродства заблуждения, быть верными первому и отвергнуть последнее, лишая его всякого влияния и поддержки с нашей стороны. Это означает оставить различные религиозные организации, учения которых представляют в ложном свете и лишают силы Слово Бога. Это ставит нас в положение чужестранцев ко всем существующим гражданским властям – однако не таких чужестранцев, которые протестуют, а мирных и законопослушных, которые отдают кесарево кесарю, а Божие Богу; чужестранцев, гражданство которых находится в небе, а не на земле, и влияние которых всегда расположено к праведности, справедливости, милости и миру.
Принцип в одних случаях, и благоразумие – в других, отделят нас от разных общественных мероприятий людей. Согласно принципу, это сделает свободным всякого, кто связан клятвами и обязательствами с различными тайными обществами; потому что вы были некогда тьма, теперь – свет в Господе, и должны поступать как чада света, не участвуя в бесплодных делах тьмы, но обличая их (Еф. 5: 6-17).
По мере нашего приближения к великому кризису этого “дня злого”, для тех, кто смотрит на ситуацию с точки зрения “вернейшего пророческого слова”, несомненно будет очевидным, что даже в тех случаях, где речь не идет о принципе, будет разумным отказаться от различной общественной и финансовой зависимости, которая неминуемо должна уступить опустошениям всемирной революции и анархии. В то время (помните, что это, вероятно, будет в пределах нескольких следующих лет) финансовые институции, включая страховые компании и благотворительные общества, потеряют свой вес, а “сокровища” в них полностью утратят ценность. Эти пещеры и горные скалы не предоставят желанной защиты от гнева этого “дня злого”, когда большие волны народного недовольства будут ударять и пениться против гор (царств – Отк. 6: 15-17; Пс. 45: 4); и наступит время, когда люди “серебро свое… выбросят на улицы и золото у них будет в пренебрежении. Серебро их и золото их не сильно будет спасти их в день ярости Господа. Они не насытят ими [своим богатством] душ своих и не наполнят утроб своих; ибо оно было поводом к беззаконию их” (Иез. 7: 19; сравните также стихи 12-18, 21, 25-27). Вот так Господь сделает человеческую жизнь дороже чистого золота, золота Офирского (Ис. 13: 12).
Но тем, кто сделал Всевышнего своим прибежищем, нет необходимости бояться приближения такого времени. Он осенит их Своими перьями, и под крыльями Его они будут безопасны; воистину Он явит им Свое спасение. По мере приближения самого неистового замешательства они могут утешать свои сердца блаженным заверением, что “Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах”, говоря: “Посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля [хотя бы нынешний общественный строй был полностью свергнут], и горы [царства] двигнулись в сердце морей [были поглощены анархией]. Пусть шумят, воздымаются воды их, трясутся горы от волнения их”. Бог будет посреди Своих верных святых, которые сделали Его своим прибежищем, и они не поколеблются. Бог поможет Сиону на заре Тысячелетнего утра; они “сподобятся избежать всех сих будущих бедствий”, приходящих на мир (Пс. 45; Лук. 21: 36).

 

“Сгущающиеся тучи сомнений”

 

О, Отче наш, пока мы очищаем
От богохульных догм свои сердца,
Пусть же на наших алтарях пылает
Веры негаснущий огонь всегда.

 

О научи читать Господню волю
Сквозь мрак любой, невежества туман,
Что закрывает лик Его собою.
Позволь Его опять увидеть нам.

 

Смотря на человеческие муки,
Ты сострадаешь нам, наш добрый Друг,
Измученные поднимая руки
Под вражеских угроз страшащий звук.

 

Среди сгущающихся туч сомнений,
Когда начнут нам остывать сердца,
Дай силы, без которой не сумеем
Мы выстоять до самого конца.

 

Прими молитвы и прости грехи нам,
Усердие в душе вновь разожги,
Как жизнью жить святой – наставь, учи нас,
Чтобы творить добро всем мы могли.”

 

Вышеприведенные стихи были прочитаны д-ром Оливером Венделом Холмсом в Бостоне перед собранием Молодежного Христианского Союза, 1 июня 1893 года. Они свидетельствуют о том, что в определенной степени он осознавал тьму, нависшую над Вавилоном.

 


 К Содержанию…

Читать 3 главу…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.