Приветствуем вас на сайте Исследователей Библии.

ЗНАНИЯ УВЕЛИЧИВАЮТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Мат. 11:20-30

„Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас".

НАШ Господь казался несколько разочаро­ванным в конце своей службы, особенно в Капернауме, где Он долгое время жил. Наша лекция начинается с некоторого предос­тережения направленного к жителям Капер­наума, Хоразина и Вифсаиды. Население этих трех городов, которому были даро­ваны многие чудеса и многочисленные доказательства мессианского призвания Иисуса, а также предложены  приви­легии, должно было понести соответствующую ответственность.

Капернаум был очень благословен, весьма вознесен, то есть символически „до неба вознесшийся" в сфере полученных привилегий и благоприятных возможностей, однако вследствие своего неверия достиг большей  деградации.   В  конечном  итоге он должен был обратиться в прах - подвергнуться разрушению, и как говорит стих „до ада низвергнуться", что обозначало низвержение в hades, в состояние смерти. Это исполнилось в притеснении, которое пришло на евреев и уничтожило их государственность в результате отвержения ими Мессии и цар­ства, которое Господь предложил установить.

Нашего Господа постигло разочарование вследствие всеобщего отвержения Его лично, поэтому Он не мог ожидать, что будет радушно принят народом. Вероятно, Он знал об этом, если в другом месте представил это своим ученикам, ссылаясь на пророчества говорящие, что Израиль отвергнет Его и не удостоится предложения царства. Фактом является, что отвержение Иисуса в итоге позволило направить это прекрасное призвание к почестям царства к верующим язычникам, и таким образом мы ныне имеем благодать.

Разница, которую Учитель подчеркивает между Вифсаидой, Хоразином, и Тиром и Сидоном весьма существенна. Эти два последних языческих города находились в расцвете, однако в них было полно низости и безнрав­ственности (что в таких городах было повсе­местным явлением), следовательно, их названия, по-видимому, были  равнозначны  всему,  что было бесчестным, развратным и нечистым. Наш Господь заявил, что если бы сделанные Им чудеса происходили в этих безбожных городах, то они уже давно покаялись бы „во вретище и в пепле" (что обозначает состояние глубоко­го раскаяния). Это высказывание обозначало, что сердца людей из Вифсаиды и Хоразина были в гораздо худшем состоянии, чем сердца язычников из Тира и Сидона, т.е. в состоянии далеком от того, которое удовлетворяло бы Бога.

Из этого следует, что Бог иначе смотрит на этого рода дела, чем большинство людей. Он не спрашивает: „нравственен ли этот город, или безнравственен? Приличны ли живу­щие там люди, или же неприличны?" Скорее всего, изучая дело, наш Господь задал бы следующий вопрос: Какой позицией сердца характеризуется этот или тот народ, это или то лицо? Какую ставит себе цель, за что борется? Как было бы расположено данное лицо, если бы оно получило более полный свет, касающийся Божьей воли? Итак, если бы мы присмотрелись к себе и констатировали, что мы не безнравственны и не неделикатны, не  бесчув­ственны и  не грубы, но более чутки, чем многие другие, это было бы хорошо. Вот какими мы должны быть, имея в виду будущие благодать, привилегии и благодеяния. Но мы должны помнить, что можем, однако, находиться в по­ложении, далеком от того, которое нравилось бы Господу. Если Бог одаривает нас некоторыми привилегиями, благословениями и благоприят­ными обстоятельствами, а мы отвергаем их, тогда с Его точки зрения наша позиция может ока­заться хуже той, которая характеризует без­нравственного человека.

ИИСУС ПОРИЦАЕТ КАПЕРНАУМ

Возвращаясь к Капернауму, наиболее привилегированному из всех городов, наш Господь противопоставляет его Содому, низость кото­рого была столь велика, что она стала причиной срочного уничтожения его Господом. Отчетливо сказано, что с Господней точки зрения население Капернаума было более бесчестно, менее достойно Божьей благодати и более заслуживало наказания, чем жители Содома. Это было суровое обвинение, однако мы понимаем, что оно было справедливым. Бедные Содомляне, шествуя путем греха, не зная Бога и т.п., следуя голосу падшей приро­ды, постепенно подвергались все большей деградации, в то время когда жители Каперна­ума, как евреи, извлекли во всех отношениях многие пользы. Этих людей Господь благос­ловлял возможностью познать Его и, наконец, к ним послал в то время Мессию, чудеса которого они многократно видели, и прекрасный характер которого, а также учения они познали непосредственно (благодаря тому, что Он довольно долго жил среди них).

В связи с этими привилегиями и благодатью, отвержение ими Мессии и не исполь­зование представившихся случаев, заклеймило их как являющихся хуже Содомлян в оценке справедливости и истины. Ибо наш Господь заявляет, что жителей Содома не ожидал бы такой конец, если бы они были одарены подобными привилегиями и благодатью.

И здесь естественно возникает вопрос: почему наш Господь не предоставил жителям Содома столь же благоприятных возможнос­тей, как это имело место в случае Капернаума, и почему Он не предоставил жителям Тира и Сидона (которые еще жили) таких же прекрас­ных возможностей, как сделал это в случае Хоразина и Вифсаиды? Отвечаем, что никто из этих людей не проходил испытания к жизни вечной. Содомляне не были подвергнуты такому испытанию. Народ Тира и Сидона не проходил никакого испытания, подобно тому, как население Палестины не проходило испы­тания к жизни вечной. Испытание, которому были подвергнуты Израильтяне, касалось их любви к Господу и справедливости, а также их готовности стать Его народом и сторонниками Его царства. Результат этого испытания пока­зал, что Израильтяне не достаточно любили справедливость, и тем самым они не были в состоянии надлежащим образом оценить Господнее царство и стать его слугами и друзь­ями. В результате этого их город и они, как его жители, были отвергнуты Господом, и не могли стать Его представителями в основании Его царства.

Несколько следующих фактов покажет, что до тех пор ни один из этих людей не был подвергнут индивидуальному испытанию для достижения жизни вечной, а именно: 1) весь мир был осужден вследствие пре­ступления Адама; 2) никто не мог быть освобожден от   этого   осуждения   и   подвергнут   новому личному  испытанию   к  вечной жизни до  уплаты цены искупления (выкупа), а это еще не произошло; 3) из дальнейшего заявления нашего Господа (стих 24) следует, что в буду­щем наступит день суда - день испытания, день пробы, день, который покажет, кто будет, и кто не будет достоин жизни вечной (Деян. 17:31). В этот день суда, в период Тысячелетия, все будут иметь возможность добиваться жизни вечной, ибо предоставление испытания всей человеческой расе было главной целью смерти нашего Искупителя.

Однако, несмотря на то, что население Вифсаиды, Хоразина и Капернаума отвергло Господа, и было Им отвергнуто, Господь среди этих людей нашел несколько лиц, и с этого времени избирал следующих, которые были пригодны к специальным классам, кото­рых приглашал воспользоваться особыми привилегиями в Тысячелетнем Царстве, под  благотворной властью справедливости которого все будут подвергнуты совершенному и беспри­страстному суду (т.е. испытанию), ведущему к жизни. Однако Он имел  слушателей, понимающих, что в период этого будущего испытания, к жителям Тира, Сидона и Содома будут относиться с большим вниманием и снисхождением, чем к тем, которые, имея больше привилегий, ожесточили свои сердца по отношению к тому, что увидели и что узнали. „Земле Содомской отраднее [в других переводах Библии - легче] будет в день суда, нежели тебе [Капернаум]".

ЛЕГЧЕ СОДОМУ ВО ВРЕМЯ СУДА

Какая резкая критика содержится в этих словах по отношению к жителям Содома, известным своей низостью, развратностью и т.п., которые испытают большую благодать, большую терпимость из Господней руки, когда Господь начнет судить человеческий род, чем те, которые, будучи одарены расположением Бога, недо­оценили Его благо­дати и оскорбили Его доброту!

Но если кто-то сделает из этого вы­вод, что к жителям Капернаума, проходящим в период Тысячелетия испыта­ние к жизни, будет недоброжелательное отношение, тот совершит боль­шую ошибку, потому, что содержащаяся в Господнем Слове де­кларация отчетливо подтверждает, что Господь „будет пра­ведно судить вселен­ную". Не в гневе и злости, не с желанием причинить человеку ущерб, но с желанием делать ему всевозмож­ное добро. Поэтому жителям Капернаума в этот день будет „отраднее" [легче], намного легче. Это будет для них прекрасная благословенная возможность   достигнуть   полного   и  ясного знания о Господе.

Однако этот суд будет более легкий для населения Содома и Гоморры, потому что их грехи, хотя в некоторых отношениях худшие,  но с Божьей точки зрения были менее ужасные - были совершаемы не столько вопреки характеру, сколько были грехами, которые являлись результатом невежества. Поэтому мы можем предполагать, что удерживаемые в по­виновении периода Тысячелетия, такие люди из Тира,  Сидона и  Содома, которые ни в какой мере никогда не познали Бога и Его законы, будут в таком состоянии сердца, которое с большей готовностью позво­лит им подчиниться влияниям и требованиям этого времени, чем  жители Хоразина, Вифсаиды и Капернаума, которые, больше зная Бога, не воспользовались возможностью в нынешней жизни, портя свои характеры.

Они составляют только пример, ибо мы знаем, что все те, которые находятся в моги­лах, услышат голос Сына Человеческого и „изыдут творившие до­бро [победители] в во­скресение жизни, а де­лавшие зло [весь чело­веческий род за ис­ключением святых] в воскресение осуж­дения" (Ин. 5:28,29).

Мы можем легко заметить, что это согласуется с заявлением нашего Господа, составляю­щим содержание этой лекции, что многие из тех, которые в этой жизни не имели ни зна­ний, ни воз­можностей, не могут по этой причине поне­сти ущерб во время будущего суда, но как раз наоборот они мо­гут оказаться более способными, чтобы воспользоваться хорошими влияниями царства и его законами, по сравнению с теми, которые до известной степени уже в этой жизни стали просвещенными, но этим не воспользовались. Какое замечательное обеща­ние будущего суда, т.е. испытания! Какое великое значение для всей „стенающей твари" (Рим. 8:22) имеет то, что Бог, который позво­лил, чтобы приговор Адама навис над всеми, лишая каждого возможности пройти личное испытание, приготовил для всех искупление из-под этого первого приговора, и таким образом дал каждому человеку возможность пройти личное испытание в надлежащее время, под надзором Того, который умер за всех. Тогда будут благоприятные условия для проведения этого испытания. Сатана будет связан, а „земля будет наполнена ведением [познанием] Господа" (Ис. 11:9), Его добротой и Его милостивыми распоряжениями, имею­щими целью благо Его упавших созданий, уничтожения которых Он не желает. Если они будут желать, получат вечную жизнь через Христа.

СОДОМ   НЕ   ПОЙДЕТ   „В МУКУ ВЕЧНУЮ"

Однако, как наш Господь отчетливо заяв­ляет (ст. 25), дела касающиеся будущего суда и благословенных возможностей, которые будут даны каждому члену Адамовой расы, ныне „утаены" (скрыты) от большинства людей. Кажется, что они особенно скрыты от мудрых и разумных мира сего. Вместо того чтобы принять такой славный план, они склонны проповедовать, что бедные Содомляне осуждены на вечные муки без каких-либо шансов и перспектив на получение ка­кой-нибудь возможности в будущем. Но наш Господь заявил, что если бы они имели такую благоприятную возможность как Капернаум, то они покаялись бы с глубоким сожалением (раскаянием).

„Мудрые и разумные" также склонны считать, что жители Тира и Сидона осуждены на вечные муки, несмотря на то, что они не были одарены Господом благословениями, хотя они покая­лись бы, если бы имели столь же благопри­ятные условия, как население Палестины. И, в конце концов, «мудрые» говорят, что жители Палестины, отвергнув нашего Господа, непре­менно должны испытывать вечные муки, а не только поплатиться потерей царства. Эти „мудрые" не понимают истины; они  ослеплены традицией своих религиозных учителей,  подобно тому, как когда-то евреи.

Кроме того, увеличивая замешательство, они пытаются отнести Господние слова ко дню суда, который, по их мнению, обозначает день осуждения, вместо дня испытания. Они не замечают, что согласно их утверждению, Содомляне уже находились в аду, испытывая в течение почти двух тысяч лет самые жесто­кие муки (в то время, когда наш Господь говорил эти слова). Неужели они полагают, что Содомляне могли бы страдать еще больше после дня суда, чем, как это сами описывают, они страдают ныне? Как они понима­ют „день суда"? Явно они не имеют правильного взгляда относительно значения этих слов. Они считают, что наш Господь относил их к будущему, и по этой причине они абсолютно не могут дать никакого разумного объяснения этого вопроса, которое было бы в согласии с Божь­им характером или с их собственными жалки­ми теориями, оскорбляющими Божью честь.

Какими ободряющими являются слова нашего Господа, что эти вопросы открыты лишь немногим  — младенцам, не великим, не мудрым мира сего, но тем, чьи умы сми­ренны, кто готов принять Господние учения, и не желает учить Господа. Это великое благос­ловение, возлюбленные, принадлежит нам, и мы должны быть очень осторожными в сохра­нении детской позиции и простоты, чтобы мы в дальнейшем могли быть обучаемы Господом и „дабы знать дарованное нам от Бога" (1 Кор. 2:12).

БОЖИЙ   ПЛАН   ОТКРЫТ   СМИРЕННЫМ

Мы должны радоваться вещам, происходя­щим от Бога и пользоваться ими, и пусть этот свет также светит  другим. Факт, что Божий план скрыт от большинства этих ученых и т.п., объясняется тем, что так было угодно Отцу, который „уловляет мудрых в лукавстве их" и открывает свои цели тем, чьи умы смиренны. „Ей, Отче! ибо таково было Твое благоволе­ние" (1 Кор. 3:19; Лук. 10:21). Во время перво­го пришествия те, которые были привлечены к Сыну, не были докторами права (книжника­ми и сановниками), но убежденными „подлин­но Израильтянами", в которых не было лукав­ства, хотя их было совсем немного. Именно такие люди воспринимали благословения на протяжении веков.

Учитель отдавал себе отчет в том, что Его особые указания должны быть направлены к тем, которых Ему поручил Отец, чем к неприготовленным и недоброже­лательным людям, которые не принимают Его свидетельства, потому, что у них нет надлежа­щего состояния сердца, чтобы его оценить. Поэтому Господь сообщил своим верным ученикам, и с тех пор всем подобным сообщал, что все, чем Он обладает, Он получил от Отца. Иисус ничего не приписывал себе, но уверял их, что никто, за исключением Отца, не знает Его истинно, полностью и точно. И никто не знает Отца, кроме Него, Сына, и то­го, кому Сын открыл Отца (Ин. 14).

Средний читатель сначала пони­мает немного из этой главы. Но христианин, который уже много лет делает успехи, возрастая в бла­годати и познании Господа, может гораздо лучше оценить ее. Он отдает себе отчет в том, что хотя в начале своего христи­анского опыта он имел немного знаний про Иисуса и Отца, однако совсем другим делом является познание Отца и Сына в смысле более близкого знакомства с Ними, познания Их мыслей, таким образом, как мы знаем мысли или сердце близкого Друга.

Такая близость является привилегией. Она не является уделом каждого, ибо ее следует добиваться и желать; искренне желать близкого общения и духов­ной связи. К такому росту в благодати должны горячо стремиться все настоящие последователи Гос­пода, ибо без него не возможно прогрессировать. Пропорционально познанию Отца и Сына, мы будем любить Их и все более стремиться  делать то, что приятно в Их глазах.

ПРИИДИТЕ ТРУЖДАЮЩИЕСЯ И ОБРЕМЕНЕННЫЕ 

Иисус, обращаясь к тому же классу, дал понять, что среди слушателей находятся некоторые лица, имеющие соответ­ствующий нрав, хотя эти люди еще не стали его учениками. К ним Он обратился с личным призывом, говоря: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и я успокою вас» (Мат. 11:28). Трудность состояла в том, что большинству людей казалось, что они не являются ни „труждающимися" (уставшими от труда), ни обремененными, но как раз наобо­рот, приятно самодовольными. Мы не думаем, что наш Господь имел в виду физическую усталость и физическое обременение, но скорее бремя сердца и утомление грехом, которые все настоящие Израильтяне должны были чувствовать, если бы они были честными перед собой.

Мы должны  помнить,   что   Израиль был под Заветом Закона, распоряжения которого были очень требовательны и не допускали какой-либо слабости, несовершенства, заблуж­дений и т.п. В результате этого все тогдашние евреи должны были постоянно ощущать осуждение в усилиях нести тяжесть Закона от Синая. Евреи не были в состоянии выполнить условия Завета Закона, не потому, что Закон был несправедлив или невозможен для соблю­дения совершенным человеком, но потому, что все были несовершенными и упавшими. Следовательно, мы можем предположить, что в то время среди евреев (хотя большинство из них уверяло, что они святые, т.е., что соблюдают закон, и не грешат) были такие, которые честно признавались перед собой и перед другими, что не соблюдают Закон совершен­ным образом, потому что не могут, и поэтому чувствуют тяжесть, а также усталость, вытека­ющие из того, что они предпринимают бес­плодные усилия. Эти  люди чувствовали, что они нуждаются в ком-то, кто помог бы им нести это бремя, чувствовали в себе болезнь души, и что им нужен хороший врач. К таким обра­тился Иисус, приглашая их, чтобы они при­шли к Нему и „успокоились" [в других перево­дах Библии - отдохнули], испытали облегче­ние.

Этот приход к Христу за „покоем" состав­ляет первый шаг в направлении христианской жизни. Им является оправдание, принятие Христа в качестве удовлетворения за наши грехи. С этого момента мы приняли Его таким образом, как об этом заявил Апостол, что мы имеем радость и мир через веру (Рим. 5:1; 15:13). После такого принятия и благословения остается еще что-то, что мы должны сделать, а именно, узнать, что существует другое бремя и „иго" [ярмо], которые мы должны добровольно взять на себя.

Ярмо является символом рабства, и так наш Господь дает понять, что те, кто был освобожден (или из-под ярма Завета Закона, как это было в случае верующих евреев, или же из-под ярма сатаны, как это имело место в случае верующих язычников), должны стать Его слугами, должны принять Его ярмо и научиться исполнять Его волю. Обычно ярмо сооружается для двух лиц и наш Господь о таком ярме говорит, как о своем ярме. Мы должны подразумевать под этим, что Он тоже является слугой. После принятия нами воли Божьей в качестве своей, и после того, как мы возьмем на себя рабское ярмо, Иисус пригла­шает нас, чтобы мы в исполнении воли Отца стали настоящими носителями ярма вместе с Ним, сотрудниками Христа в великом освобождения мира от греха и смерти.

Существует некоторая тайна, связанная с возможностью несения этого ярма вместе с Христом в Его службе и испытания великого благословения в наших сердцах, чтобы „найти покой [в других переводах Библии - отдых] душам нашим". Иисус объясняет, что тайна состоит в том, чтобы научиться кротости и униженности сердца, какие Он проявлял. Невозможным было бы, чтобы спесивые, высокомерные, самовольные, честолюбивые, мудрые мира сего и т.п., трудились в том же ярме с Иисусом или нашли подлинный покой души, которого мы верно ищем. Но если мы кроткие, униженные (смиренные), способные у­читься, будем готовы любой ценой узнать и исполнять Господнюю волю и действительно найдем настоящий покой для удовлетворения нашей души, найдем мир Божий, „который превыше всякого ума" (Фил. 4:7), и этот мир будет господствовать в наших сердцах в тече­ние нашей жизни.

ДВОЙНОЕ   БЛАГОСЛОВЕНИЕ

Мы замечаем некоторое различие между этими двумя „покоями", о которых говорят стихи 28 и 29. О первом сказано, что Господь даст его тому, кто придет к Нему в вере. О втором — что покой своей душе можно найти, если мы станем сотоварищами Иисуса в ярме. И таково положение вещей. Ибо существуют два благословения: первым явля­ется оправдание — радость прощения нам грехов и сознания, что для нашего Небесного Отца мы не являемся уже больше чужими и чужеземцами, но близкими Ему через кровь Христа; вторым является радость, которая наступает постепенно посредством приношения плодов; развитие сердца, благодати, возрастание и пребывание в мире и радости Святого Духа.

Однако, весьма немногие достигают этого второго благословения. Подавляющее боль­шинство номинальных христиан ничего о нем не знает, а ведь это благословение является главной целью

призвания в нынешнем Евангельском веке, а те, которые не приходят к Господу, не берут Его ярма, не узнают о Нем, не посвящают себя Ему, не становятся „подобными образу Сына Его" (Рим. 8:29),  в конце концов, не достигнут этой особой цели и призвания Евангельского века, не будут иметь „части и жребия" в царстве (Деян. 8:21). Благословение оправдания верою должно лишь приспособить и приготовить нас взять ярмо и быть сотрудниками Господа в Отцовской службе.

Это ярмо, к которому приглашает нас Иисус, которое мы вместе с Ним должны нести, является для мира ужасной вещью. Ибо миру кажется, что это наиболее неразум­ное ярмо, самое страшное бремя - посвящение жизни, времени, средств, всего в службе Богу. Однако, с точки зрения тех, которые пришли к Христу, которым Он рассказывал о мире и покое в оправдании, этот вопрос выглядит по-другому. Таким людям он должен казаться "разумным служением", ибо если Господь милостиво искупил нашу жизнь и всё, что нам принадлежит, следователь­но, то, что осталось из этой жизни, мы должны использовать в Его честь и славу. А после того, как мы взяли это ярмо на себя, мы убеждаемся, что оно „благо", а вместе с ним всякое бремя - всякая обязанность, испытание, трудность, терзание души — бремя всякого рода, которое могло бы свалиться на нас, оказывается в дей­ствительности легким, из-за присутствия в нем Иисуса Христа.

Почему? Потому, что те, которые носят на себе это ярмо, имеют уверение Божьего Слова, что „все содействует ко благу" (Рим. 8:28), что чем тяжелее бремя, которое может быть возложено на них, тем больше в буду­щем будут благословения и награда, что чем более жестокие испытания в настоящее время, тем светлее будет слава и благороднее харак­тер, тем большая уверенность, что они будут соответственно подготовлены и отполированы, чтобы занять свое место в царстве Христовом. С этой точки зрения всякое бремя является легким, ибо мы оцениваем наше ярмо, которое является таким „благим", как оно благоразум­но, и, кроме того, оно легко, потому что в этом ярме с нами Господь (ст. 30). Он является этим великим Носителем бремени, который не хочет, чтобы мы были искушаемы или обеспо­коены жизненными бременами сверх наших возможностей устоять в них. Он заботится обо всех тех, которые берут на себя Его ярмо; их тяжести являются Его тяжестями, их испытания являются Его испытаниями, их дела являются Его делами: да, все будет содействовать к их благу, ибо они любят Господа.

Однако мы должны помнить, что Господь никого не принуждает, чтобы таким образом кто-либо стал рабом. Он  никому не навязывает ярмо. Он лишь приглашает нас, чтобы мы пришли и взяли на себя Его ярмо, полностью посвятили себя Ему и сотрудничали с Ним в Его службе.

 

[ВS \'89:57; ВS \'91:3-8]