БОЖЕСТВЕННОЕ ПРОВИДЕНИЕ

БОЖЕСТВЕННОЕ ПРОВИДЕНИЕ

«Разумеешь ли, что читаешь?», спросил Филипп. «Как могу разуметь, если кто не наставит меня?», ответил эфиопский вельможа. Деян. 8:26-39

 «Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» – Рим. 10:10. 

 БОЖЕСТВЕННОЕ ПРОВИДЕНИЕ в наших христианских испытаниях нужно внимательно прослеживать, если мы хотим вполне использовать их благословения и инструкции. Но это требует большей веры, чем та, которую мы проявляли вначале посвященной жизни. Рост веры требует дополнительного знания и опыта. Наша лекция представляет Божественную провиденциальную заботу о Его народе с двух точек зрения: (1) Его заботу о тех, которые ищут свет Истины; Его намерение, чтобы их искренние стремления в сфере Истины могли быть вознаграждены и Божественное руководство, чтобы Истина дошла до них в благоприятных условиях. (2) Господняя готовность использовать их в служении как служителей Его провидения, тех из Его посвященного народа, которые заняли правильную позицию относительно активности в Его службе.

Евангелист Филипп был слугой Божественного провидения в начале узкого пути ученичества эфиопского евнуха, через которого, вероятно, благая весть достигла Африки. Собственно такого человека Господу было угодно использовать как Свое орудие в служении Истине. Доказав свою верность в предыдущем труде служения при столах, он был возвышен и стал послом Бога в распространении Евангелия в Самарии; и настоящая лекция показывает его как еще более водимого Господом и используемого в Его благословенной службе. В этом есть побуждающий урок для всех, которые имеют тот же дух – то самое стремление к служению Господу и Его делу. Верность в малых делах определенно принесет большие возможности службы (Лук 16:10).

У нас нет информации о том, каким образом Господь «сказал Филиппу», отправляя его в путь, на котором он встретил колесницу евнуха. Но мы можем быть уверены в том, что указание было для Филиппа достаточно понятно, оно являлось чем-то большим, нежели догадкой или ощущением. Мы должны также помнить о том, что это был период, в котором Господь иногда использовал необычные средства объяснения больше, чем в настоящее время, несомненно, только ради утверждения веры Своих слуг, как и дела ранней Церкви. В настоящее время мы руководствуемся больше верой, нежели видением и чудом. Но свет Истины, светящей ныне из Божественного Плана и Слова, настолько ясный, что мы можем смело сказать, что имеем преимущество во всех отношениях по сравнению с живущими в то время. Мы должны помнить, что во времена событий нашей лекции не было никаких книг Нового Завета. Поэтому не было ничего, кроме Закона и Пророков для помощи и руководства Апостолов и первых евангелистов, за исключением более или менее чудесных вмешательств Божественного провидения.

 ОТПРАВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ПОСЛАННИКА

 Даже, когда мы уже узнали о специальной Божественной заботе о Своём народе, мы склонны удивляться, что в описываемом событии о некотором человеке была проявлена особая забота; был послан специальный посланник для передачи инструкции в христианский путь. Божественное провидение не ведёт надзор за жизнью всех людей таким же образом. Весьма очевидно то, что было что-то в характере этой личности, что-то в состоянии ее сердца по отношению к Богу, что нравилось Ему и было достойным Его принятия, что Бог сделал, чтобы это чудо подействовало в пользу этого человека, чтобы он мог понять объяснение евангелиста на тему отрывка из пророчества Исаии. Очевидно, евнух был глубоко религиозным человеком, который имел контакт с еврейской религией, и эти чувства привели его на богослужение в Иерусалим, а также, чтобы получить дополнительное знание об истинном Боге. Случай этого чиновника эфиопской царицы, подобно, как и самарян, был проявлением особенной благодати, поскольку они не были Евреями в полном смысле этого слова; евнухи не были вполне приняты как прозелиты, а также за ними не признавали привилегий еврейского общества (Втор. 23:1). До того времени хранитель сокровищ царицы, подобно, как Корнилий и верующие Самаряне, были частью класса Лазаря, лежа у ворот богача и желая питаться крошками с обильного стола благословений и обетований, которые Бог дал Израилю. Случай с Корнилием показывает, что это событие произошло после окончания израильских «семидесяти седьмин» благодати, и что наступила эпохальная перемена. Дом Израиля был отброшен; конец особенной благодати для Израиля связан с приходом Евангелия и временем, когда класс Лазаря был принят на лоно Авраама. Филипп, как ангел или посланник Господа, был послан, чтобы символически перенести этого представителя класса Лазаря в руки отца Авраама, как истинное дитя Авраама, по вере.

Эфиоп оказался в главном центре религии, которую оценил как истинную. Он возвращался из Иерусалима с копией манускрипта одного из святых пророков, Исаии – в те времена являвшегося ценным сокровищем. На то, что манускрипт был на греческом языке, а не на еврейском, указывает слово Esaias, которое является греческой формой слова Исаия. Он был алчущим и жаждущим Истины, и делал, возможно, наибольшие усилия, чтобы получить ее, доказательством чего было приобретение манускрипта, длинное путешествие, а также чтение его в дороге. Его слова к Филиппу являются доказательством того, что это было более, нежели только чтение – он исследовал это пророчество. Можем ли мы удивляться тому, что особенное Божественное ПРОВИДЕНИЕ было проявлено по отношению к этому человеку – человеку с таким состоянием сердца, алчущему и жаждущему понимания Слова? Мы не удивляется этому. Это находится в полном согласии с Господним обетованием, что такие будут насыщены, что такие искатели найдут, что таким стучащим двери Истины будут открыты. Мы должны помнить, что находимся под опекой того самого Бога, и что Он не меняется. Научимся же уроку, что сегодня, как и всегда, Он в состоянии помочь искреннему человеку, спрашивающему о Божественном плане.

 ВРЕМЕНА И ПЕРИОДЫ

 Другой урок, здесь содержащийся, относится к временам и периодам. Бог мог направить чиновника в собрание Церкви в Иерусалиме и к инструкциям находящихся там Апостолов. Но очевидно это не было бы для него настолько полезным. Получив инструкции от Апостолов, он мог бы рассказать об этом книжникам и фарисеям и возвратиться озабоченным более или менее ошибочными объяснениями. В Господнем провидении он вероятно уже слышал о христианах и их утверждениях, что пришел Мессия, а также, что он был распят и вполне возможно он знал и другую сторону этих событий от первосвященников и учителей, которые утверждали, что все это хитрость, обман. Вероятно, именно эти мысли склонили его к приобретению манускрипта, который он читал, и привели его к состоянию ума, склонному принять Истину, изложенную Филиппом.

Извлечём же из этого урок не только в отношении к нашим собственным делам, но также в отношении к общей службе для библейской Истины, чтобы безгранично доверять Божественной мудрости и силе, помня, что Господь знает тех, которые Его, и как наилучшим образом привести их к контакту с Истиной. Этот, хорошо усвоенный, урок не ослабит наших рук в Божьей службе; поскольку истинные служители постоянно стремятся действовать и готовы к службе, как Филипп. Этот урок послужит укреплению наших сердец и отдалению от нас страха, который мешает в достижении мира многим Божьим детям. Мы не боимся за Господне Слово, но помним Его заявление через Пророка: «так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Ис. 55:11).

Колесница обогнала Филиппа на дороге, путешественник ехал медленно, чтобы можно было читать. Он читал вслух, по обычаю того времени и страны, а также согласно указам, возложенным еврейскими учителями на народ. Фактически это был один из еврейских принципов, чтобы верующие читали во время путешествия, если не имеют компании. Мы не знаем, каким образом дух поручил Филиппу поприветствовать евнуха; возможно, таким же чудесным образом, каким был послан на эту дорогу или, быть может, будучи послан на эту дорогу, он высматривал цель своей миссии и, услышав человека, читающего пророчество, Филипп, вероятно, сразу понял, что это была благосклонная личность и благоприятное время для проповедования послания, служению которому была посвящена его жизнь. Это указывает нам, что народ Божий пропорционально к тому, насколько стремится быть служителем Истины, должен пребывать в постоянной готовности, чтобы замечать возможности служения и должен ожидать, что будет руководим и использован Господом. Люди Господа являются слугами Господа, слугами Истины и должны стараться использовать каждую встречающуюся возможность служения, не зная, какая из них будет особенно благословенна Господом. Когда мы видим доказательства посвящения Господу и Его Слову, то должны быть бдительны, чтобы протянуть руку помощи. Как и Филипп, мы должны искать возможности разговора с такими людьми, имея ввиду помощь, в которой они нуждаются, ту самую помощь, которую Господь дал нам определенным Им путем. Мы должны быть бдительны, чтобы и дальше делиться благословениями, которые мы получили, и расценивать это как приоритетное дело в жизни тех, которые посвятили себя служению Царю царей.

 ВОПРОС ФИЛИППА

 Слова «разумеешь ли, что читаешь?» не всегда могут быть хорошо приняты, но это был очень прямой способ приблизить его дело. Хорошо использовать такт, но мы думаем, что многие из народа Господнего скорее склоняются к тому, чтобы проявлять слишком много такта, и не достаточно открыты в своих усилиях представить послание Евангелия. Если бы Филипп был под чрезмерным влиянием этого боязливого чувства в отношении такта, то мог бы разговаривать с чиновником какое-то время только о погоде и урожае, о его эфиопском доме, о мире и благосостоянии той страны, её экспорте и импорте, а также религиозном статусе людей. И так постепенно мог бы отвести ум своего собеседника далеко от этого важнейшего из всех вопросов. Взвесив то, что он слышал чиновника, и знал, что он исследует, могли бы мы думать о лучшем вступлении для его послания, чем метод и речь Филиппа: «Разумеешь ли, что читаешь?».

Можно сказать, что это был тестовый вопрос. Если бы мужчина имел понимание того, что читал, то не обиделся бы, но с удовольствием сказал бы: «да, друг, благодаря Богу понимаю, и это знание для меня очень ценно. Ты также это понимаешь?» Если бы он имел лицемерный характер, подобно Фарисеям, с которыми разговаривал Иисус, то признал бы, что обладает знанием по этому вопросу, и чтобы скрыть собственное незнание, высказал бы несколько общих замечаний и направил бы разговор в другое русло. Мы не должны ожидать, что люди фарисейского склада примут от нас Истину быстрее, чем от Господа. Мы должны знать, согласно Господнему Слову, что Истина полностью сокрыта от всех, кто не имеет соответственного состояния сердца для ее принятия и соблюдения – истина для них неясна, невыразительна и непонятна. В случае сектантских учителей существует определенная трудность; подобно Фарисеям и Книжникам того времени, они говорят: «Вы думаете, что мы также слепы?» Они утверждают, что знают; но мы знаем, что они осознают, что не знают. Поэтому наш Господь сказал их предшественникам, что они находятся во тьме, поскольку никто не может надеяться на то, что будет научен Богом, если находится в гордом и нечестном состоянии разума, хвалящегося знанием и верой, которой у них нет (Ин. 5:43, 44).

 ИСКАТЕЛИ ИСТИНЫ

 Все те, к кому Господь обращает послание Своей благодати, очень схожи с эфиопом из нашей лекции; искренние, честные искатели Истины прямо признаются, что не знают, а также не слишком горды, чтобы принять такую форму помощи, которую Господь может им дать. Он не остановился, чтобы спросить: «Ты священник? Или Фарисей? Или может быть доктор права?». Для него было достаточно того, что евангелист смог представить то, во что он верил, что является посланием от Бога, а также знал текст, содержащий разные заявления и обетования, которых он не понимал. Он верил, что Бог, давший это пророчество, был равно способным, как и желающим заверить его разъяснение, которое он искал. В свою очередь тот, кто мог бы представить такую интерпретацию, которая объяснила бы его вопросы, таким образом доказал бы, что является учителем от Бога, слугой Истины, несущим свет.

Это было подтверждено ответом евнуха, когда он сказал: «Как могу разуметь, если кто не наставит меня?». Он настолько искренне искал Истину, что сама мысль о помощи, содержащаяся в вопросе Филиппа, была достаточной, чтобы вызвать его глубокий интерес. Он предложил Филиппу место рядом с собой в колеснице, надеясь таким образом получить информацию, в которой нуждался. Мы не удивляемся тому, что столь благородное, и вместе с тем столь кроткое и склонное к тому, чтобы учиться, сердце, было особо выделено Господом, который послал своего специального посланника для того, чтобы научить его, тогда как тысячи людей прошли мимо, считая пророчество ничего не значащим. Также обстоят дела и сегодня; и хотя в общем Господь не руководит Своим народом чудесным образом, каким направил Филиппа, чтобы провозглашал слова жизни, тем не менее мы имеем общие указание, подобные тем, например, «благовествовать нищим».«Имеющий ухо да слышит» (Ис. 61:1; Мат. 13:9; Откр. 2:7).

Как свидетельствует Пророк, нашим посланием является перевязывать сокрушенные сердца, а не крушить сердца; мы должны проповедовать Евангелие Христа тем, кто поддаётся обучению, а не тем, кто упорствует. На твердые, неприступные сердца подействует Бог. Он будет сокрушать их на наковальне скорбей, хлопот и наказаний, в предусмотренное Им время и соответствующим способом. Между тем, сейчас Он ищет кандидатов в Свой народ среди тех, которые готовы принять Истину Слова и уже в определенной степени поддаются обучению. Мы не должны тратить время на напрасные усилия, противоречащие библейским принципам. Пусть проповедники, которые не имеют Евангелия, а только послание о реформировании, проповедуют политические, общественные и моральные реформы, занимаясь донесением таких малозначащих вестей. Господнее Слово к Его посвященным слугам звучит так: «Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем!»

Очевидно, не случайно, но согласно провидению эфиоп размышлял над конкретным фрагментом пророчества Исаии, который имел отношение к нашему Господу как Агнцу, который не открыл Своих уст в защиту перед стригущими Его; говоря о его кротости, а также о том, как Его насильно лишили жизни, и поднимая вопрос о Его потомстве. Ничего удивительного в том, что пассажир колесницы был удивлен, ничего удивительного, что все Евреи были удивлены. Несомненно, это пророчество, подобно как и большинство пророчеств, может быть только в малой части понятно, пока не исполнится. Оно может быть понятно только в свете его исполнения и то лишь теми, которые имеют надлежащее состояние сердца и находятся под влиянием инструкций, руководства, Духа Святого.

В связи с этим мы должны заметить, что (1) хотя Священное Писание является «мечем духа, Словом Божьим», способным сделать кого-то мудрым, оно не может быть понятно прежде, чем придет для этого соответствующее время от Господа. (2) Оно может быть понятно только посредством руководства и инструкций Святого Духа, но в этом случае (3) для ищущего ответа Святой Дух не действовал посредством Библии или какого-то умственного процесса, но посредством живого представителя Бога; посредством послания Евангелия, полученного от Господнего представителя и слуги. Истинное дитя Божье, которое ищет Бога, идя правильными путями и доверяя Господу, согласно Его Слову, никогда не будет игнорировать или отвергать помощь, которую Богу было угодно дать посредством учителей Церкви. Оно только будет стараться отыскать этих учителей, которых Бог призывает, и найти разницу между ними и сектантскими учителями. А одним из самых лучших, самых безопасных и самых надежных способов различения учителей, которых призывает Господь, будет их кротость и согласие объяснить и разъяснить Слово Божье, которое прежде «написано нам в наставление» (Рим. 15:4). Это были только рекомендации, данные Филиппу в его служении Истине. Он был научен от Бога через Апостолов и теперь в свою очередь сам мог передать понятным способом слушающему его путешественнику истины о том, как Христос пришел в мир, чтобы искупить его, как умер за человеческие грехи, как воскрес и взошел к славе.

Без сомнения, Филипп объяснил далее своему слушателю, что те, которые приняли Христа как Своего Спасителя и которые стремились стать Его учениками, взяв свои кресты, чтобы идти за Ним, должны показать (или выразить) свое посвящение этому делу посредством водного крещения. Очевидно, принятие решения в отношении дальнейшей жизни не заняло у вельможи много времени и готовность его сердца идти за Агнцем, куда бы Он ни повёл, показана в быстроте его решения о крещении.

Филипп был готов принять его как сочлена Церкви Христовой и уделить ему символ входа в Тело Христа – водное крещение – как только он дал доказательство принятия Господа и посвящения Ему. Он ничего не упоминал о том, что новообращенный должен изучить катехизис или, что должен признать еще что-то, как ошибочно в средние века и даже сейчас учат как о необходимом для спасения. Филипп не сказал также: «Теперь я запишу твое имя и на этом основании ты будешь признан членом Церкви, и я постараюсь уполномочить тебя к проповеди Евангелия в Эфиопии». Нет, в то время эта тема не была запутана излишними, искусными сектантскими утверждениями, не представляющими никакой ценности, которые не несут помощи верующему, чтобы его призвание и избрание сделать твердыми. Мы говорим о тех, которые не могут понять духовных вещей. Сердце, которое слышит и замечает Божью благодать и которое по-настоящему ее принимает, должно в свое время настолько восхититься тем, что слышало и видело, что не может удержаться от выражения внешней манифестации своей радости, мира, надежды, доверия и благодарности. Как заявил Апостол: «Мы не можем не говорить того, что видели и слышали». Все христиане, которые получили свет Истины, заметили благодать Бога, объявленную в Божественном Плане, испытали, что Господь добр и слышали прекрасные вещи о «столь великом спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, было в нас утверждено слышавшими от Него» – не должны, не могут молчать или прятать свой свет под сосуд. Если они так сделают, это будет обозначать угасание их света, торможение их роста, а пребывание в таком состоянии на протяжении всего Тысячелетия будет, в конце концов, обозначать их уничтожение второй смертью; те, которые избирают зло и стыдятся Господа и Его Слова, после того, как ясно увидели благословения Царства, не только не пригодны к будущим Векам после Тысячелетия, но таких Господь будет стыдиться и примет решение, чтобы не продлевать их жизни ни в каком значении, что будет наилучшим решением для них и всех заинтересованных (Лук. 9:26)

 

BS ’06,85-89: SB’ 06, 85-89

Библейское Знамя

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.