Самооценка (часть 1)

САМООЦЕНКА

“По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил” (Рим. 12:3).

Самооценка является первым из низших первостепенных качеств. Первостепенные качества характера являются свойствами, которые возникают вследствие прямого использования органов чувств нашего мозга. Например, когда мы используем орган чувства решительности, то развиваем самоконтроль как качество, которое она формирует; терпение развивается в результате прямого использования нашего органа постоянства, как свойства этого органа. Таким же образом надлежащая самооценка развивается в результате использования умственного органа чувства собственной ценности.

 РАЗВИТИЕ ХАРАКТЕРА

Если ты хочешь быть лучше, то таким образом может произойти преобразование. Оно может быть совершено путем развития характера, подобного Христову. Именно об этом вся наша тема – поэтому просим вас, прочитайте ее.

Что такое характер, и что такое склонность? Склонность – это сосуд, в котором содержится характер. Мы рождаемся со склонностью, в то время как характер должен быть развит. Характер развивается тогда, когда человек поглощен различными жизненными испытаниями и реагирует на них позитивно или негативно; благодаря этому в мозге формируются устойчивые впечатления, которые по самой нашей природе могут оказывать доброе или плохое влияние на человека, поскольку далее они сохраняются в памяти, формируя характер. Поэтому сформированный таким образом характер определенным образом укрепляется и его уже трудно изменить. Для общего обновления характера требуется совместное усилие со стороны человека сильной воли и поддержка со стороны Господа, Истины и ее Духа.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМООЦЕНКИ

Самооценка может быть определена как признание себя, отношение к себе и чувство собственной ценности.Она обозначает мнение, оценку и признание, которое мы имеем к себе самим.

Приведем пример: самооценка является мнением, которое спортсмены имеют о своих собственных возможностях, когда задействуют себя в спортивную деятельность, такую как футбол, американский футбол или баскетбол; это может быть признание со стороны общественности, которое в свою очередь они имеют к себе, по причине показанных ими выдающихся способностей в их дисциплинах. С другой стороны, чувство собственной ценности может быть результатом отличительных умственных способностей, а именно памяти или способности наблюдения, понимания, лингвистических способностей, красноречия, таланта в области музыки, скульптуры и т.п.

В других случаях это также может быть признание, с каким некоторые смотрят на себя по причине моральных достоинств, которыми они обладают, по причине их любви к мужу или жене, родителям или детям, друзьям, отчему дому, отчизне, по причине их благотворительности и т.п. И, наконец, это может быть похвала, которую некоторые братья принимают для себя как следствие определенных религиозных качеств, таких как их вера, надежда и любовь к Богу, поддержка ими религиозной деятельности, использование молитвы, участие в богослужениях и т.п. Поэтому самооценка действует очень широко, охватывая физическую, умственную, моральную и религиозную сферы.

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ САМООЦЕНКИ

Наш стих говорит о самооценке, как качестве, которым можно как злоупотреблять, так и применять правильно. Злоупотребление самооценкой может угрожать и на самом деле вредить всем – даже посвященному народу Господа, о чем говорит Апостол в титульном стихе, “всякому из вас”. Главной чертой и основным злоупотреблением является подпитывание нашего собственного я и нашей гордости похвалой и поздравлениями, выходящими далеко за пределы разумного и правильного. Человеческий опыт подтверждает мысль, что злоупотребление самооценкой является размышлением о нас самих с преувеличенным чувством, выходящим за пределы того, на что указывает разумная оценка.

Однако есть еще и другое злоупотребление самооценкой, которому мы можем быть подвержены. Мы можем думать о себе слишком пренебрежительно. Хотя это злоупотребление самооценкой не настолько губительно или часто, как описанное выше, однако вызывает плохие последствия. Когда мы читаем Наш стих в версии ASV, то он наводит на мысль о том, что правильное чувство собственной ценности находится между этими двумя крайностями: “но так размышляя, чтобы мыслить скромно”, чтобы формировать непреувеличенную, осторожную, уравновешенную, всестороннюю и настоящую самооценку. Такая самооценка является достоинством, и ее мы имеем в виду, когда говорим о самооценке как качестве.

Наш стих говорит нам также, чем является мышление о нас самих. Делает он это в словах: “по мере веры, какую каждому Бог уделил”. Слово вера не означает здесь наших религиозных убеждений или достоинства, благодаря которому мы верим в них, но скорее верность, которая происходит от нашего полного доверия Божественным инструкциям, взятым из учений Священного Писания. Согласно этому, выражение “мера веры” означает чью-то способность к верности. В этой способности Божий народ отличается друг от друга, как дает понять Апостол в пяти стихах, следующих после нашего стиха, где сказано, что мы верим, насколько, благодаря Божьей благодати, имеем возможность верно исполнять обязанности и привилегии служения, которые Он нам уделил, но знаем, что у нас нет возможностей или полномочий выполнить обязанности, данные Господом для Его особых слуг, например тех, которые принадлежат Апостолам, ни таких функций, которые не были нам предложены – например, привилегии надзора над Словом Господа во время Жатвы, которую Бог уделил верному и благоразумному Рабу во время Парусии (Мт. 24:45-47). Как Своему посвященному народу, Бог поручает нам работу, обязанности и привилегии которой мы в состоянии выполнить, подчиняясь Его воле.

Бог определяет место каждого из Своих слуг по собственному благоволению (1Кор. 12:18). Это не означает случайности со стороны Бога в совершении таких распределений, поскольку Бог никогда не действует случайно. Бог признает правильным только такие действия, которые согласны с Его мудростью, справедливостью, любовью и силой. Поэтому Бог благоволит дать каждому такое место, которое соответствует распоряжениям Его мудрости, справедливости, любви и силы. Уделяя положение каждому посвященному, Божественные атрибуты берут во внимание три критерия, и согласно Его оценке каждого из них отдельно, а также их общей важности по отношению к остальным, каждому из нас Бог дает наше место в Царстве. Этими тремя критериями являются: (1) глубина нашего начального посвящения, (2) наши квалификации для того положения, которое Он имеет для нас, а также (3) провиденциальная ситуация для данного человека. Сумма относительной ценности каждого из этих трех критериев по отношению к остальным является нашей способностью к верности; а в соответствии с этой способностью к верности Бог дает нам, как владельцам этих полей для деятельности, способность правильно исполнять обязанности и привилегии, гарантирующие наше место в Царстве. Это именно то, что мы понимаем под определением: “думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил”. Если мы внимательно исследуем Рим. 12:3-8, то поймем, что “самооценка” вместе с самоуважением является значением рассматриваемого выражения.

Поэтому Бог реально оценивает каждого из нас как Учеников Христа, и согласно этой оценке определяет наше место в Царстве. Этот Божий суд обязательно берет во внимание время и условия, а также класс, к которому идет призвание в то время, когда мы посвятились (Рим. 12:1). Поэтому верные Ветхого Завета, Древние Достойные, которые были призваны от Авеля, на протяжении более 4000 лет до времен Христа, не могли иметь надежды на участие в прославленной Церкви Века Евангелии, поскольку возможность жизни на небесном уровне не была открыта для Древних Достойных. Те из нас, которые посвятились после закрытия двери к высокому призванию, также не могут иметь в нем участия. Согласно Священному Писанию, это призвание завершилось в 1914 году (Откр. 7:1-8). Все, что мы должны сделать в связи с тем, чтобы думать о себе скромно, это узнать, где хронологически есть наше место в гармонии с Божьим планом, и какое призвание открыто сейчас, что выясняется на основании знаков времени и библейских инструкций, а также определить свое место в согласии с ними. Если мы сделаем это, то будем мыслящими скромно, и в результате этого будем иметь непреувеличенную, осторожную, уравновешенную, всестороннюю и правильную самооценку. Иметь и удерживать такую самооценку – значит иметь правильную самооценку и обладать ею как достоинством, а не как недостатком.

ЭЛЕМЕНТЫ САМООЦЕНКИ

Понимая, что значит самооценка как достоинство, мы готовы к рассмотрению ее элементов или частей. Она состоит из определенных элементов, которые могут быть образно представлены как соответствующие категории. Этими элементами являются: уверенность в себе, удовлетворение собой и уважение к себе.

Уверенность в себе, как часть достоинства, является верой в свою способность делать то, в чем кто-то убежден, что Бог желает, чтобы он это делал. Это не вера в чью-то способность делать все, что кто-то представляет себе, что может сделать, или то, к чему его склоняют глупые люди, чтобы он верил, что может это сделать, но чтобы верил, что может сделать то, чего требует от него то положение, которое было дано ему с Божьего распоряжения. Когда мы обладаем такой уверенностью в себе, которая регулируется Божьим Словом, то она находится в гармонии со скромным мышлением, в согласии с Божьей оценкой нашей способности к верности. Мы имеем ее как основную часть самооценки, низшего первостепенного качества. Поэтому будет правильно думать и практиковать такую уверенность в себе.

Удовлетворение собой является вторым элементом или категорией самооценки. Но по причине нашего несовершенного тела, а также неразвитости нашего сердца, ума и воли, в настоящее время мы не можем правильно практиковать его, поскольку это означало бы удовлетворение нашими плотскими и духовными несовершенствами, что, очевидно, было бы неэтично и ошибочно. Да, это было бы гордостью, и то в такой форме, которая сделала бы невозможным прогресс, необходимый для развития и победы. Кто из нас стремился бы к развитию самого себя, если бы мы были довольны собой?

Кто-то может спросить: Если мы сейчас не можем развивать удовлетворения собой, как тогда оно может быть частью качества самооценки? Отвечаем на этот вопрос так: мы будем иметь привилегию проявлять его, когда получим новые, совершенные тела, и тогда удовлетворение собой будет частью качества самооценки. Но теперь, когда мы охвачены разными видами несовершенства, то его практикование, очевидно, не было бы в пору, поскольку мы не можем быть удовлетворены собой в нашем несовершенстве и продолжать думать о себе скромно. Когда Божий народ достигнет полного совершенства, он больше не найдет в себе вины, потому что будет непорочным (Иуды 24), поэтому будет очень доволен собой, как Бог, Христос, воскресшие святые, а также святые ангелы очень довольны собой, не находя в себе ничего, кроме того, что идеально и достойно признания.

Поэтому мы понимаем, что когда в Царстве мы будем совершенны, то будем практиковать удовлетворение собой как часть правильной самооценки, в то время как сейчас, по причине наших недостатков, вины и слабостей, мы не можем надлежащим образом быть довольны собой. Поэтому мы будем ожидать, пока не придет наше искренне желаемое совершенство, когда мы сможем проявлять удовлетворение собой с физической, умственной, моральной и религиозной точек зрения.

Третьим элементом самооценки является уважение к себе, которое, когда правильно практикуется, является склонностью, которая мыслит о признании и совершении только того, что хорошо с физической, умственной, моральной и религиозной точек зрения, и поэтому достойно признания нас детьми Бога, в то время как отказывается мыслить и делать то, что грешно и недостойно детей Всемогущего. Только такое уважение к себе является частью достоинства самооценки. Существуют формы уважения к себе, которые не являются частями этого достоинства. Они являются частями слишком высокого мнения о нас самих, поэтому являются частями недостатка, гордости, которая является преувеличенной самооценкой в виде слишком высокого уважения к себе. Как может быть преувеличено уважение к себе, так может проявляться и слишком низкое мнение о себе – в таком случае это также недостаток. Итак, уважение к себе, подобно как и уверенность в себе, может быть правильным или неправильным. Если говорить о неправильном, то оно может иметь две упомянутые выше крайности.

Надлежащее уважение к себе сдерживается от таких крайностей и выбирает золотую середину, такое уважение к себе, которое должно иметь Божье дитя; признавая себя слишком благородным, чтобы унижаться до подлых, недостойных и полных позора, но достойным думать о себе, что наделен большой привилегией быть Божьим дитем – все это требует мыслить о себе надлежащим образом. Таким образом, мы понимаем, что, будучи в нашем нынешнем состоянии, мы не должны быть довольны своими нынешними достижениями, оставляя практикование нашего самодовольства на наше будущее совершенное состояние, а теперь мы имеем привилегию практиковать надлежащую уверенность, а также уважение к себе, как было объяснено выше. Если мы так делаем, то проявляем и развиваем низшее первостепенное достоинство, самооценку.

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ САМООЦЕНКИ

Наша тема будет более понятна, когда мы посмотрим на ее противоположности. Противоположностью самооценки является слишком низкое уважение к себе, черта, которая приводит к тому, что данная личность не имеет уважения к себе, а также доверия к себе в определенных условиях. Недооценка себя обычно неправильна. Но есть ситуации, в которых, делая так, мы можем получить пользу. Причиной, по которой мы не должны недооценивать себя, за исключением случая, который мы сейчас представим, является то, что такая оценка не является достоинством.

Низкое мнение о нас самих содержит три элемента: недоверие, недовольство и отсутствие уважения к себе. Кротость играет роль в недоверии, когда делает так, что нам не хватает уверенности в наших способностях выполнить задания, которые превосходят наши возможности – в их выполнении. Поэтому было бы правильно, если бы мы смотрели на себя с низкой оценкой, поскольку она приводит к тому, что мы не доверяем нашим собственным способностям, а вместо этого полагаемся на Божьи инструкции в связи с тем, что Он желает, чтобы мы делали. Все же мы должны быть осторожны, чтобы не иметь преувеличенного или заниженного мнения о наших собственных взглядах и достижениях, поскольку оно будет ослаблять нас и должно быть отвергнуто как что-то плохое, что вероятно приведет к тому, что мы упадем в нашем призвании, если поддадимся ему. Каждая черта, которая характерна отсутствием веры в себя, которую, согласно поручениям нашего стиха, мы должны иметь, является плохой, и мы должны ее избегать и противостоять ей.

Хотя в настоящее время мы не должны проявлять удовлетворения достижениями в нашем характере, однако должны бодрствовать над тем, как используем неудовлетворение, которое, подобно, как и отсутствие доверия, может быть правильно использовано, а также способно к большим злоупотреблениям. Неудовлетворение используется надлежаще, если проявляется настолько, насколько правильно оно находит вину в нас самих, как часть смирения, так необходимого для победы. Когда оно использовано таким образом, то оказывает помощь в победе. С другой стороны, мы можем использовать его до такой степени, что оно станет недостатком характера. Хотя неудовлетворение нашими достижениями должно быть использовано в целях побуждения нас к большей верности, однако оно часто вызывает охлаждение, и даже ведет к разочарованию. Поэтому преувеличенное унижение себя самого является злом, и его нужно избегать, а также противостоять ему. Оно ведет к тому, что кто-то осуждает себя слишком сурово, что делает его болезненно сверхчувствительным и ослабляет в беге к Царству, а в некоторых случаях приводит к тому, что человек сдается. В наихудших формах оно часто ведет к самоубийству, и в каждом случае его очень трудно преодолеть на христианском пути.

Отсутствие уважения к себе является противопоставлением здравой точки зрения о наших достижениях в посвященной жизни; оно склоняет нас к пренебрежению нашей позицией перед Господом. Все его применения являются злом, за исключением того случая, когда через него мы считаем себя слишком малозначительными и недостойными перед Богом, и часто перед своими друзьями, по причине нашей грешности, недостатков и слабостей. Когда выступает крайнее отсутствие уважения, оно приводит к чрезмерному отвращению, к слишком большому самопренебрежению, ничтожности, подлости, выслуживанию, угодничеству и чрезмерному самоунижению. Впоследствии это ведет к охлаждению, отчаянию, а иногда и к самоубийству. Все это относится к преувеличенному смирению, черте, до которой некоторые монастыри и ордены более или менее побуждают своих членов и которую практикуют отшельники.

 

Библейское Знамя № 30, январь-март 2009; BS’ 08,56-59; SB’ 08,57-61

Продолжение в следующем номере журнала.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.