Вера Из Дел

ВЕРА ИЗ ДЕЛ

«я покажу тебе веру мою из дел моих» (Иак. 2:18)

Многие предполагают, что существует проти­воречие между учением Апостола Павла и учением Апостола Иакова относительно веры и дел (Рим. 4; Иак. 2). Однако, когда эти учения правильно понимаются, они показывают полное соответствие. Еврейский Завет Закона был, прежде всего, в корне заветом дел, зато осно­вой принятия под воздействие благодати (Рим. 6:14) является вера. Закон говорил: делай, чтобы жить; Евангелие говорит: веруй, чтобы жить.

Апостол Павел, обращаясь к тем, которые зна­ли Закон, которых побуждали поступать согласно его принципам, и которых воспитывали в ожида­нии жизни вечной как награды за верное выпо­лнение требований Закона, был обязан показать им, что абсолютное повиновение этому Закону падшей расой Адама является невозможным. Отсюда следует, что „… делами закона не оправ­дается пред Ним [Богом] никакая плоть” (Рим. 3:20). Итак, если никто не может приобрести оп­равдание и жизнь вечную через дела Закона, как можно их приобрести? Апостол в дальнейшем по­казывает, что наш Господь Иисус выполнил весь Закон безупречно, и таким образом обеспечил себе все награды, обещанные каждому „исполнив­шему его”, а именно награду жизни вечной и все связанные с ней Божьи благословения.

Далее Апостол показывает, что никто из пад­шего человеческого рода не может иметь надеж­ды на приобретение вечной жизни посредством соблюдения Закона, но все могут иметь на­дежду и приобрести её другим образом — не че­рез дела, которые в свете Завета Закона были бы совершенными, но через обладание такой веры, из дел моих” (Иак. 2:18),которая позволила бы им ощутить воздей­ствие Божьей благодати (Рим. 5:2; Еф. 2:8) и быть прикрытыми Христовой справедливостью в такой мере, в какой это необходимо для уравновешения всех несовершенств и недостатков падшей натуры, которая не позволяет выполнить все требования Закона. Итак, Апостол говорит, что оправдание Закона исполняется в нас – в тех из нас, которые поступают не по плоти, но по Духу (Рим. 8:4).

Произнося эти слова, Апостол Павел не подра­зумевал, что достаточно лишь умственного согла­сия. Его учение остается в полной гармонии с утверждениями Иакова, упомянутыми в этой лек­ции, что вера, которая не являлась бы причиной некоторых усилий или дел помогающих справед­ливости и праведности, была бы мёртвой и ни­чего не стоящей верой, или, что еще хуже — осуждающей верой.

Мы не должны также подразумевать, что Иаков игнорировал веру и учил тому, что дела Закона имеют силу или достаточны, чтобы оправдать грешников или сделать их наследниками жизни вечной. Воз­можно, некоторые личности из ранней Цер­кви осознающие, что конец Закона — Христос, к праведности всякого верующего (Рим. 10:4) и, что „мы оправданы через веру в Его кровь”, пришли к противоположной крайности – как это некото­рые делают и сегодня – утверждая, что поведение в жизни является несущественным, если только поддерживается (может быть сохраняется?) вера. Вероятно, Иаков имел в ви­ду этот класс людей, когда писал свое послание. Поэтому он предостерегает нас, что ничего хоро­шего не принесло бы мышление, что только веро­вание, которое не влияет на сердце, а также на жизнь, и которое не сопровождается никакими усилиями, чтобы вести жизнь, которая бы нрави­лась Богу, могло бы быть верой имеющей ка­кую-либо жизненность или важность.   Это такая вера, которую даже и бесы имеют (Иак. 2:19).

ВЕРА АВРААМА, ПОКАЗАННАЯ В ДЕЛАХ

Авраама называют отцом верующих. Апостол Павел отмечает (Рим. 4:2,3): „Если Авраам оправ­дался делами, он имеет похвалу, но не перед Богом. Ибо что говорит Писание? « поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность »”. За­то Апостол Иаков (2:21) говорит, „не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жер­твенник Исаака, сына своего?”. С виду кажется, что эти тексты Священного Писания противоре­чат друг другу, но в действительности это не так.

Сначала мы должны обратиться к Быт. 15:1-6; текстам Священного Писания, приведенных Пав­лом, которые рассказывают о том, как Бог обещал Аврааму (ст.4), что он будет иметь сына и наслед­ника, а также, что (ст.5) семя его, его потомство будет как звезды на небе. Затем следует этот текст (ст.6), цитированный Павлом: „Авраам пове­рил Господу, и Он вменил ему это в правед­ность”.

Именно благодаря вере Авраама, благодаря то­му, что он поверил в великие Божьи обетования, благословятся в нём и семени его все народы земли (Быт. 12:2,3; 15:5), а он лично стал оправ­данным верой и причислен Богом к праведным.

Теперь рассмотрим цитированные выше слова Апостола Иакова (2:21). Обратим внимание, на то, что довольно долго после событий с Быт. 15 и веры Авраама, благодаря которой,,…Он вменил ему это в праведность”, „Бог искушал [испытывал] Авраама” приказывая ему принести Исаака в жертву на жертвеннике устроенном на горе Мория (Быт. 22:1). Через готовность выпол­нения Божьих приказов Авраам доказал среди суровых испытаний, что его вера была верой живой, приносящей плод хороших дел, а также послушания, и поэтому могла быть принята Богом. Иаков говорит, „Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? (Иак. 2:22).

Вера и дела должны взаимодействовать в каж­дом случае, иначе вера не будет приемлема. Так было и в случае Раав. Иаков говорит: “Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, при­нявши соглядатаев и отпустивши их другим пу­тём?,, (ст. 25; Ис. Нав.2).

Выводы, которые нужно запо­мнить из этой лекции, следующие:

(1) Никакие дела, совершаемые падшими людьми не будут совершенными, а в результате ни одно из этих дел не будет принято Богом. (2) Христиа­нин принят Богом на основе веры в заслугу крови Христа, при условиях распоряжений Божьей благодати. Именно эта вера в заслугу крови Христа имеет значение для принятия его Богом, потому что будучи несовершенным, христианин не в сос­тоянии совершать дела достойные принятия. (3) Христианин должен доказать свою приемлемую веру в заслугу Христовой крови предпринимая усилия для выполнения воли Божьей по мере возможности. (4) Сами дела как несовершенные не могут оправдывать, потому что вера оправды­вающая должна предшествовать добрым делам, прежде чем они станут приемлемыми (может быть, принятыми?). Добрые дела принимаются не потому, что они совер­шенны, но по причине оправдывающей веры, ко­торая делает возможным их принятие. Поэтому из этого следует, что именно вера оправдывает нас, зато дела не в состоянии этого совершить, хотя они не исключают веры, а только подтверждают её истинность.

В Послании к Ефесянам 2:8-10 Апостол Павел тоже указывает на факт, что оправдывающая вера должна предшествовать добрым делам, “Ибо благодатию вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на [но не через] добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять. Добрые дела под­тверждают истинность веры.

Это замечательный урок для всех тех, кто желает нравиться Богу. Это именно наша вера Ему нравится;  сначала мы не имеем ничего кроме неё, но если будем иметь только веру не подкреплённую усилиями приносящими плоды справедливости и святости в этой жизни, она станет мёртвой вещью, разлагающейся, оскорбля­ющей как Бога, так и человека. Тот, кто живет в грехе и самодовольствии вредит и позорит веру, которую исповедует.

Кроме того, по собственному опыту человек знает, что каждый, кто не сумеет жить в соответ­ствии со своей верой, не сможет сохранить ее слишком долго. Многие из тех, которые заявля­ют, что имеют сильную веру, не имеют „любви истины” и полного посвящения себя Богу, кото­рое посредством добрых дел показывает истинную веру — это тот вид веры, который Бог приказал иметь, и который одобряет. А к тем, ко­торые имеют некоторую меру веры , но не под­крепляют её соответственными усилиями, чтобы совершать добрые дела, Господь посылает  дей­ствие заблуждения, так — чтобы они верили лжи” (2 Фес. 2:10.11).

Мы должны помнить, что народ Божий это „живое письмо, узнаваемое и читаемое всеми чело­веками”, и что люди скорее читают наши дела, чем веру, отсюда важность основного текста, ко­торый должен все более выражать намерение ка­ждого последователя Христа — „я покажу тебе веру мою из дел моих”.

 

ВS \’81:85;

ТР \’83:126-128.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.