1 Том: ГЛАВА XIV – Царство Божье

ГЛАВА XIV

ЦАРСТВО БОГА

 Важность этой темы – Характер Царства – Царство в период Евангельского века – Ложные взгляды, исправленные ап. Павлом – Последствия ложных идей Царства – Две фазы Царства Бога – Духовная фаза и ее дело – Земная фаза и ее дело – Их слаженное взаимодействие – Слава земной фазы – Слава небесной фазы – Корень завета, из которого вырастают эти ветви – Земная фаза Царства будет израильской – Потерявшиеся колена – Небесный Иерусалим – Израиль как образный народ – Упадок и восстановление Израиля – Избранные классы – Наследники Царства – Железное правление – Иллюстрация цели тысячелетнего царствования – Царство, переданное Отцу – Полное осуществление первоначального замысла Бога

Не исследовавшие внимательно этот вопрос (с конкордансом и Библией в руках), – поступив так, будут удивлены, увидев, какое важное место занимает он в Священном Писании. Ветхий Завет полон обетований и пророчеств, в которых Царство Бога и его Царь, Мессия, занимают центральное место. Каждый израильтянин надеялся (Лук. 3:15), что Бог воздвигнет, как народ, их нацию под властью Мессии, и когда Господь пришел к ним, то пришел как Царь, чтобы установить долгообещанное Царство Бога на земле.
Иоанн, предвестник, оповестивший о нашем Господе Иисусе, начал свою миссию обращением:“Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное” (Мат. 3:2). Господь начал Свою службу точно теми же словами (Мат. 4:17), и апостолы были посланы возвещать ту же весть (Мат. 10:7; Лук. 9:2). Тема царства не только была темой, послужившей началом публичного служения Господа, но и оказалась на деле главной темой Его проповедования (Лук. 8:1; 4:43; 19:11). Другие темы упоминались только в ее контексте или же давали этому вопросу объяснение. Большинство притч Господа было или же иллюстрациями царства с разных точек зрения и с различными подробностями, или служило цели обратить внимание на полное посвящение Богу, как неотъемлемый шаг к участию в этом царстве, и исправить неверное представление иудеев, будто бы царство принадлежит им только потому, что они являются родными детьми Авраама, а значит, естественными наследниками обетований.
Наш Господь Иисус в беседах со Своими последователями укреплял и поддерживал их ожидания приходящего царства, говоря:“И Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, чтобы вы ели и пили за трапезою Моею в Царстве Моем. И сядете вы на престолах и будете судить (направлять) двенадцать колен Израилевых” (Лук. 22:29, 30, НП). И еще:“Не бойся, малое стадо, ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство” (Лук. 12:32). Когда вместо коронации и возведения на престол признанный ими царь был распят, Его ученики горько разочаровались. Как высказались после воскресения Господа двое из них по дороге в Эммаус человеку, которого они приняли за странника, что “мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля” – освободить их от римского гнета и сделать Израиль Царством Бога в силе и славе. Однако они сильно разочаровались событиями нескольких последних дней. Тогда Иисус открыл их разум, показывая из Священного Писания, что прежде, чем могло быть установлено Царство, требовалась Его жертва (Лук. 24:21, 25-27).
Иисус мог получить от Бога власть над землей, не искупляя человека, ибо “Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет” (Дан. 4:22). Однако у Бога имелся значительно более величественный замысел, нежели тот, который можно было осуществить посредством такого плана. Такое царство сумело бы принести благословения, которые, однако, при всей их благотворности, носили бы исключительно временный характер, поскольку все человечество находилось бы под осуждением смерти. Чтобы сделать благословения Своего царства вечными и неисчерпаемыми, человечеству требовалось сперва быть искупленным от смерти и таким путем легально освобожденным от приговора, перешедшего на всех в Адаме.
То, что, объясняя пророчества, Иисус оживил в учениках надежду грядущего царства, видно из факта, что после, когда Он оставлял их, они спросили:“Не в сие ли время, Господи, восстанавливаешь Ты царство Израилю?” Хотя и не до конца понятный, Его ответ все же не противоречил их надеждам. Иисус сказал:“Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти” (Деян. 1:6, 7).
Правда, вначале ученики вместе со всем иудейским народом имели несовершенное понятие о Царстве Бога, полагая, что царство будет исключительно земным, также как сегодня многие, заблуждаясь, попадают в иную крайность, полагая, что царство будет исключительно небесным. Многие из притч и неясных сказаний нашего Господа Иисуса как раз имели целью исправить в свое время эти неверные представления. Однако Господь всегда держался идеи царства, правления, установленного на земле для господства между людьми. Он не только вселял в них надежду участия в этом царстве, но также учил молиться о его установлении:“Да придет Царствие Твое, да будет воля Твоя и НА ЗЕМЛЕ, как на небе”.
Для тех иудеев, кто был мудр по-светски, наш Господь казался самозванцем и фанатиком, а Его ученики – простыми жертвами обмана. Его ум, такт и Его чудеса они не могли ни отрицать, ни как-то приемлемо объяснить; тем не менее, с точки зрения их неверия Его слова, что Он является наследником мира и установит обещанное царство, которое должно править миром, и что Его последователи, каждый из которых в повседневной жизни отличается смирением, будут делить вместе с Ним правление в Его царстве, казались слишком нелепыми, чтобы о них вспоминать. Рим, с его обученными воинами, талантливыми полководцами и грандиозным богатством, был властелином мира и становился изо дня в день все более могущественным. Кем, в таком случае, был этот Назарянин? И кем были эти рыбаки, без денег и влияния, со столь незначительной поддержкой среди неимущего народа? Кем были позволявшие себе говорить о установлении Царства, давно обещанного быть величайшим и наиболее могущественным из всех когда-либо известных на земле?
Фарисеи, надеясь, как они полагали, показать слабость высказываний нашего Господа и таким путем открыть глаза Его последователей, потребовали ответа на вопрос:“Когда царство, Тобою проповедуемое, станет видимым? Когда придут твои воины? Когда это царство Бога явится?” (Лук. 17:20-30). Не имей они против Господа предубеждения и не окажись слепыми от собственной мнимой мудрости, ответ нашего Господа дал бы новое направление их мыслям. Господь ответил, что Его царство никогда не явится так, как они того ожидают. Проповедуемое им царство, к которому, как сонаследников, Он призывал Своих учеников, является царством невидимым, а значит, не надо надеяться его увидеть. “Он отвечал им:не придет Царство Божие приметным образом (во внешнем проявлении); и не скажут:вот оно здесь или:вот там. Ибо царство Божие (должно быть) внутри вас 1*”. Словом, Он показал, что когда настанет черед на приход Его царства, оно везде будет присутствовать, везде будет иметь полноту власти, но нигде не будет видимым для глаз. Вот так Он представил для них идею проповедываемого Им духовного царства. Они, однако, не были к нему готовы и не приняли его. В ожиданиях иудеями обещанного царства имелась определенная доля истины, которая, как будет показано, в свое время станет осознанной, тем не менее, в этом месте наш Господь обращается к духовной невидимой фазе царства. С самого начала, как только эта фаза царства будет установлена, ее присутствие окажется невидимым и какое-то время незамеченным. Привилегия сонаследства в этой духовной фазе Божьего Царства была единственной, предложенной в то время, и единственной надеждой нашего вышнего звания за весь начавшийся тогда Евангельский век. Вот почему Иисус говорил исключительно о нем (Лук. 16:16). Более подробно мы ознакомимся с этим в дальнейшем.

    Вероятно из-за враждебных настроений в обществе, и особенно среди фарисеев, Никодим пришел к Иисусу ночью, очень надеясь разрешить волнующую его тайну и, очевидно, стыдясь признаться публично, что подобные слова как-то повлияли на его мысли. Разговор между Господом и Никодимом (Иоан. 3), хотя записанный только вкратце, в определенной мере дает возможность более глубоко вглядеться в характер Божьего царства. Скорее всего упоминаются лишь наиболее важные моменты разговора, чтобы мы могли без труда понять сущность сказанного. Попытаемся логично перефразировать это:
Никодим:- “Равви, мы знаем, что Ты – Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие творишь Ты, никто не может творить, если не будет с ним Бог”. Но некоторые Твои слова, на мой взгляд, слишком непоследовательны, и я пришел за объяснением. Например, Ты и Твои ученики ходите везде, проповедуя:“Царство Небесное приблизилось”, – но у вас нет ни армии, ни богатства, ни влияния, и ваши слова, судя по всему, неправдивы; этим вы, кажется, вводите народ в заблуждение. Фарисеи в большинстве своем считают Тебя самозванцем, но я верю, что в Твоих учениях должна быть какая-то истина, “ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог”. Я пришел узнать, каким образом, когда и откуда придет то царство, которое Ты проповедуешь? Когда и как оно должно быть установлено?
Иисус:- Стремясь иметь полное представление о царстве небес, ты не можешь получить удовлетворительного для себя ответа. Не потому, что Я о нем не знаю всего, а потому, что таковому, как сейчас, тебе его не понять и не оценить – даже если Я все объясню. “Если кто не родится2* свыше, не может увидеть (гр. eidon3*– знать, быть ознакомленным) Царства Божия”.

    Даже Мои ученики имеют пока очень неясное представление о характере проповедываемого ими царства. Я не могу рассказать им по той же причине, по какой не могу рассказать тебе, и по той же причине они не могут понять. Однако, Никодим, есть одна особенность Божьих деяний – прежде, чем будет дано больше света, Он требует послушности для уже имеющегося, а также обязывает тех, кто будет посчитан достойным участия в царстве, проявлять веру. Они должны охотно следовать Божьим наставлениям, шаг за шагом, иногда различая лишь один последующий. Они ходят верою, а не видением.
Никодим:- И все-таки я Тебя не понимаю. Что Ты имеешь ввиду? “Как может человек родиться, будучи стар? Неужели он может второй раз войти в утробу матери своей и родиться?” Или, по-Твоему, покаяние, проповедываемое “Иоанном Крестителем” и представленное в водном крещении, каким-то образом является символическим рождением? Я вижу Твои ученики проповедуют и крестят похожим образом. В этом ли новом рождении нуждаются те, кто хотел бы увидеть или же войти в Твое царство?
Иисус:- Наш народ – посвященный, пребывающий в завете. Когда он оставлял Египет, все были крещены в Моисея в море и в облаке. Бог принял их в Моисее – посреднике их завета при Синае, но они позабыли свой завет, многие живут откровенно как мытари и грешники, а многие другие – это стремящиеся оправдать себя лицемеры. Поэтому Иоанн и Мои ученики проповедуют покаяние, возвращение к Богу и признание заключенного завета, а крещение Иоанна как раз подразумевает покаяние и исправление сердца и жизни, а вовсе не новое рождение. Но если ты не сделаешь более этого, ты никогда не увидишь царства. Если кроме преобразования, символом которого является крещение Иоанна, ты не получишь зачатия и рождения от Духа, ты не сможешь увидеть Моего царства. Покаяние вернет тебя обратно к состоянию оправдания. В таком состоянии ты сможешь с готовностью узнать во Мне Мессию – образного Моисея. Посвятившись для Меня, ты будешь зачат от Отца к новой жизни и божественной природе, которая, если будет развита и оживлена, обеспечит твое рождение, как Нового Творения, духовного существа в первом воскресении, и таким ты не только увидишь, но и разделишь участь в этом царстве.
Никодим, перемена, совершаемая таким новым рождением от Духа, воистину велика, ибо рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Поэтому, не удивляйся Моим первым словам, что прежде, чем сможешь понять, узнать и оценить вещи, о которых спрашиваешь, ты должен быть зачат свыше. “Не удивляйся тому, что Я сказал тебе:должно вам родиться свыше”. Разница между тобою, каким ты являешься сегодня, рожденным от плоти, и теми, кто рожден от Духа, кто войдет, то есть станет частью проповедуемого Мною царства, воистину велика. Позволь дать тебе иллюстрацию, из которой ты возьмешь определенное понятие о существах, которые, родившись от Духа, будут составлять это царство:“Ветер, где хочет, веет, и голос его слышишь и не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Так – каждый рожденный от Духа” (НП). Ветер дует туда и сюда, и все же увидеть его нельзя, хотя он и влияет на все вокруг; и ты не знаешь откуда он пришел и куда направляется. Эта иллюстрация хороша тем, что ею Я могу показать рожденных от Духа в воскресении – тех, кто “войдет” и разделит участь в проповедуемом Мною ныне царстве. Все они будут невидимы, как ветер, поэтому люди, не рожденные от Духа, не будут знать откуда они приходят и куда идут.
Никодим:- Как такое возможно? Невидимые существа!
Иисус:- “Ты учитель Израилев, и этого не знаешь?” – что духовные существа могут присутствовать и в то же время быть невидимыми? Неужели ты, который пытаешься учить других, никогда не читал об Елисее и его слуге или о Валаамовой ослице и многих других примерах Священного Писания, иллюстрирующих этот принцип, – что духовные существа могут присутствовать среди людей, будучи одновременно невидимыми? Более того, ты из фарисеев, которые, по собственному признанию, верят в ангелов, как в духовные существа. Это говорит о том, что Я рассказывал тебе вначале:что если человек не будет зачат свыше, он не может увидеть (узнать, быть ознакомленным, познать, как разумное) Царство Бога и всего, что с ним связано.
Если хочешь войти и стать Моим сонаследником в царстве, Мною оглашаемом, ты должен следовать свету – шаг за шагом. Если сделаешь так, света будет еще больше, притом так быстро, как ты будешь к нему готов. Я проповедую то, что наступает и что ты способен понять; Я делаю чудеса и ты признал во Мне учителя, пришедшего от Бога, но ты не проявил веры и не стал открыто Моим учеником и последователем. Ты не должен надеяться увидеть более, пока твоя жизнь не будет отвечать увиденному тобою. Затем Бог даст тебе больше света и доказательств для последующего шага. “Истинно, истинно говорю тебе:Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели; а вы (фарисеи) свидетельства нашего не принимаете. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, как поверите, если буду говорить вам о небесном?” Было бы бесполезно с Моей стороны пытаться рассказать тебе о небесном, так как это тебя не убедит, и Мое проповедование может показаться тебе еще более неразумным. Если то, чего Я учил, что носило земной характер и было показано в земных вещах, которые ты мог понять и понял, не убедило тебя достаточно в твоем уме и не заставило открыто стать моим учеником и последователем, тем более не убедит тебя, если Я расскажу о вещах небесных, о которых ты не знаешь ничего, ибо никто никогда из людей не взошел на небо, а, значит, никто не может подтвердить Мое свидетельство. Только Я, сошедший с неба, понимаю небесное. “Никто не восходил на небо, как только сошедший с неба Сын Человеческий4*.” Знание небесного может быть получено только после зачатия от Духа, а знание того, что на самих небесах – после рождения от Духа, духовным существом.

    Таким образом, требовалось Господнее терпение рассказать о природе царства тем, чьи предубеждения и образованность не могли позволить на что-то иное, кроме искаженных понятий о его земной фазе. Тем не менее, выбор нужного класса для участия в царстве Мессии продолжался, хотя на протяжении семи лет, когда выбор был предложен исключительно Израилю, избранными оказались только некоторые. Как и было предвидено Богом, неготовность Израиля, их невозможность осознать и подчиниться предложенным условиям, послужила тому,что привилегия участия в царстве Мессии перешла от них, как народа – из числа которого воспользовался ею лишь остаток, – к язычникам, чтобы из них также выбрать “народ во имя Свое”. Да и среди них исключительно остаток, “малое стадо”, оценивает привилегию и поэтому считается достойным сонаследия в Его царстве и славе.
Серьезным оказалось также заблуждение, привнесенное в номинальную христианскую церковь и неверно истолковывающее обещанное царство, как исключительно номинальную церковь в ее нынешнем виде, а ее дело – как исключительно дело милости в сердцах верующих. Это заблуждение обосновалось до такой степени, что нынешний грешный союз и царствование номинальной церкви с миром считается, как веруют многие, властью Божьего царства на земле. Несомненно, в определенном значении церковь является сегодня царством Бога, и дело милости продолжается в сердцах верующих, однако понимать все это и одновременно противоречить подлинности будущего царства Бога, которое должно быть установлено под всеми небесами и в котором воля Бога будет такой же, как и на небе, значило бы сделать бесполезными и лишенными всякого смысла самые яркие и убедительные обетования, упоминаемые нашим Господом, апостолами и пророками, и предназначенные для нашей поддержки и помощи в одолении мира.
В притчах нашего Господа Церковь часто именуется царством, и апостол говорит о ней, как о царстве, над которым ныне царствует Христос, и что Бог перенес нас из царства тьмы в царство Своего возлюбленного Сына. Мы, которые принимаем Христа, признаем купленное Им право на властвование и воздаем Ему благодарную и добровольную послушность еще до того, как Он насильно установит ее в мире. Для нас ясна разница между законами праведности, которые Он будет насильно проводить в жизнь, и царством тьмы, поддерживаемым узурпатором, нынешним князем мира сего. Таким путем вера в Божьи обетования меняет наше подданство, и мы считаем себя поддаными нового Князя и, по Его милости, сонаследниками с Ним в царстве, которое еще будет воздвигнуто в силе и великой славе.
Однако этот факт ни в коей мере не упраздняет обетований, что окончательно Христово царство будет “от моря до моря и от реки до концов земли” (Пс. 71:8), что все народы будут Ему служить и повиноваться, и что перед Ним склонится всякое колено на небе и на земле (Дан. 7:27; Фил. 2:10). Скорее наоборот – нынешний выбор “малого стада” только подтверждает эти обетования.
Если внимательно исследовать притчи нашего Господа, то обнаружится доступность их поучения, что приход, то есть установление царства Бога во власти, принадлежит будущему и, надо понимать, не наступит до прихода Царя. Таким образом, притча о молодом человеке знатного рода, отправляющемся в дальнюю страну принять царство, чтобы затем вернуться и т.д. (Лук. 19:11-15), четко определяет установление царства на время возвращения Христа. Много лет спустя, послание Господа к Церкви гласило:“Будь верен до смерти и дам тебе венец жизни” (Отк. 2:10). Из этого явствует, что цари, которые будут с Ним царствовать, не будут коронованы и не будут царствовать при этой жизни.
Поэтому сегодня Церковь является царством Бога, установленным не в силе и славе, а в его начальном, зарождающемся виде. Так, по крайней мере, учат все имеющие к нему отношение выражения Нового Завета. Царство небес ныне терпит насилие от рук мира, его Царь в свое время перенес глумление и был распят, и всякий ступивший в Его следы похожим образом будет преследован и притесняем. Это, как увидим, верно только в случае истинной, а не номинальной, Церкви. Однако обетование гласит, что если мы (Церковь, царство в зачатии) переносим теперь страдания вместе с Христом, то в свое время, когда Он возьмет в Свои руки всю власть и царствование, будем также вынесены к славе и будем царствовать вместе с Ним.
Ап. Иаков (2:5), находясь в согласии с учением нашего Господа, говорит нам, что Богом выбраны, в понятии мира сего, бедные и униженные – притом не чтобы царствовать уже сейчас, а как “наследники Царства, Им обещанного”. Господь говорит:“Как трудно имеющим богатство войти в Царство Божие!” (Мар. 10:23). Очевидно, Он не имел ввиду ныне царствующей с миром номинальной Церкви, к которой стремятся богатые. Ап. Петр призывает наследников царства к терпению, стойкости, проявлению добродетели и веры, говоря:“Поэтому, тем более, постарайтесь, братья, делать твердым ваше звание и избрание; ибо, делая это, вы не споткнетесь никогда. Ибо так будет вам щедро предоставлен вход в вечное царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа” (2 Пет. 1:10, 11, НП).
Некоторым кажется, что написанное ап. Павлом к Римлянам 14:17 имеет отношение к образному царству, тем не менее, при рассмотрени в контексте, становится очевидным, что данное предложение означает буквально следующее:“Мы, братья, перенесены в царство возлюбленного Божьего Сына и, если речь идет о еде и т.д., имеем некоторую свободу, которой, как иудеи, мы не имели под Законом (стих 14); однако лучше такой свободой не пользоваться, если для братьев, еще того не осознающих, она дает повод для преткновения и попирания их совести. Пусть наша свобода в отношении пищи не губит наших братьев, за которых умер Христос, а лучше нам помнить, что привилегии царства – и ныне, и в будущем – состоят из несравненно больших благословений, нежели свобода есть пищу. Это – наша свобода делать добро, наш мир с Богом через Христа и наша радость участия в Святом Божьем Духе. Эти свободы царства (ныне и навсегда) столь велики, что свободы поменьше – как, например, потребление пищи – вполне могут быть принесены сегодня в жертву, для блага наших братьев.
Вот так, независимо от избранной нами точки зрения Священного Писания, идея, что обетования царства – это только мифический обман, или что эти обетования находят свое выражение в нынешних условиях, полностью опровержима.
В случае ранней Церкви, при существовавших в то время трудностях и гонениях, которых, по предсказанию, следовало ожидать, обетования чести и сонаследия с Учителем в царстве сильно побуждали к верности. Из всех находящихся в Апокалипсисе и данных семи церквям слов утешения и поддержки, ни одно не сияло более ясно и внушительно, чем гласящее:“Побеждающему дам сесть со мною на престоле Моем, как и Я победил, и сел с Отцом Моим на престоле Его”; и “Побеждающему дам власть над язычниками”.
Пользуясь здравым смыслом, эти обетования нельзя истолковать, как относящиеся к сегодняшней работе милости в сердцах или царствованию над народами при этой жизни, ибо те, кто победит, должны сделать это через смерть в своей службе и тем самым обрести царские почести (Отк. 20:6).
Но природа человека ищет путей избежания страданий и всегда готова ухватиться за величие и власть. Мы видим, что даже во дни апостолов некоторые в Церкви имели склонность приспособить обетования будущей славы и власти к тогдашней жизни и начинали поступать так, словно для мира пришло время окружить церковь почестями и даже оказать ей послушность. Апостол Павел писал с целью исправить эту неточность, понимая, что подобные идеи будут иметь пагубное влияние на церковь, культивируя в ней спесь и уводя прочь от пожертвования. Он говорит им иронически:“Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас”. А затем добавляет с настоянием:“О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам (апостолам, преследуемым) с вами царствовать” (1 Кор. 4:8). Те пользовались христианством, чтобы извлечь из него, а также вместе с ним, столько почестей, сколько было возможным. Апостол прекрасно понимал, что в случае их верности, как последователей Господа, они не оказались бы в таком положении. Поэтому он напоминал им, что если столь долго ожидаемое царствование действительно началось, он царствовал бы не меньше их, и если в своей верности он переносил терпения ради истины, то это было доказательством преждевременности их притязаний на царствование и было скорее силком, чем славою. Затем, с оттенком иронии, он добавляет:“Мы (апостолы и верные слуги) безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии”. Я пишу не чтобы устыдить вас, у меня цель лучше и благороднее – ВАС ПРЕДОСТЕРЕЧЬ, ибо путь нынешних почестей не ведет к славе и чести, которые явятся, потому как к сонаследию в царстве, к славе, чести и бессмертию ведет путь нынешних страданий и самоотречения. Поэтому, умоляю вас, будьте моими последователями. Переносите страдания, ругань и будьте преследуемы, чтобы вместе со мною вам разделить корону жизни, какую Господь, праведный судья, даст мне в тот день, и не только мне, но и всем, кто возлюбил Его явление (1 Кор. 4:10-17; 2 Тим. 4:8).
Однако после того, как ранняя Церковь стойко перенесла большую часть гонений, начали распространяться теории, имеющие целью убедить, что миссией Церкви является завоевание всего мира, установление на земле небесного царства и царствование над народами до повторного прихода Господа. В Церкви это положило начало светским интригам, помпе, спеси, парадным зрелищам и церемониям, предпринятым с целью произвести впечатление, пленить и держать весь мир в благоговейном страхе, а также привело шаг за шагом к огромным притязаниям папства, что как Божье царство на земле оно имеет право требовать от каждого племени, нации и народности уважения и послушности к своим законам и служителям. Опираясь на такие фальшивые суждения, папство (оно, кажется, ввело в заблуждение как самого себя, так и других) какое-то время короновало и свергало королей Европы, да и в дальнейшем посягает на авторитет, который сегодня уже нельзя установить силой.
Та же идея перешла от папства к протестантизму, также утверждающему, хотя и более неопределенно, что так или иначе царствование Церкви прогрессирует, и, как коринфяне, ее приверженцы “сыты”, “богаты” и царствуют “как цари”, о чем наглядно высказался Господь (Отк. 3:17, 18). Сложилось так, что зовущие себя членами Церкви – те, кто на самом деле не обращен, кто не является истинной пшеницей, а только плевелами, простой имитацией пшеницы – многократно превышают число настоящих учеников Христа. Они откровенно противопоставляют себя всякому действительному пожертвованию и самоотречению, не переносят преследований ради праведности (истины), и, вместо этого, в большинстве своем придерживаются исключительно формального поста и т.п. Они на самом деле царствуют вместе с миром и не готовы к участию в истинном царстве, которое должно быть установлено нашим Господом при Его втором пришествии.
Всякому внимательному наблюдателю очевидно несоответствие между таким подходом и учением Иисуса и апостолов. Они учат, что до прихода Царя о царстве не может быть и речи (Отк. 20:6; 3:21; 2 Тим. 2:12). Поэтому, царство небес до тех пор должно терпеть насилие, пока не наступит время на его установление в славе и могуществе.

Две фазы Божьего Царства

     Хотя, как сказал наш Господь, Царство Бога не придет – не будет в своих первых проявлениях – с внешной видимостью, однако в свое время оно должно быть открыто для всех с внешне видимыми, очевидными и безошибочными признаками. Полностью установленное, царство Бога будет состоять из двух частей, двух фаз – духовной или небесной и земной или человеческой. Духовная навсегда останется для людей невидимой, поскольку составляющие ее будут божественной, духовной природы, которую никто не видел и видеть не может (1 Тим. 6:16; Иоан. 1:18); однако ее присутствие и власть будет явлена самым могущественным образом – прежде всего посредством ее представителей между людьми, составляющих земную фазу Божьего царства.
Духовную фазу царства будут составлять побеждающие святые Евангельского века – прославленный Христос, Глава и тело. Их воскресение и возвышение к власти предваряет те же события для всех других, поскольку через этот класс все иные должны получить благословение (Евр. 11:39, 40). Это и есть первое воскресение (Отк. 20:5 5*). Огромное дело, предстоящее этому полному славы помазанному обществу – Христу, – требует его возвышения к божественной природе:ничто, кроме божественной силы, не способно осуществить подобное. Их дело имеет отношение не только к сему миру, но и ко всему, что на небе и на земле – среди духовных и человеческих существ (Мат. 28:18; Кол. 1:20; Ефес. 1:10; Фил. 2:10; 1 Кор. 6:3).

    Деятельность земной фазы Божьего царства будет ограничиваться настоящим миром и человечеством. Те, кто удостоится столь высокой чести разделить в нем участие, будут наиболее возвышенными и почитаемыми Богом между людьми. Этот класс упоминается в Главе VIII (стр. 138), как класс, день суда которого миновал в предверии Евангельского века. Испытанные и признанные верными, они, пробудившись, не будут приведены снова на суд, а тут же получат награду за свою верность – мгновенное воскресение к человеческому совершенству. (Остальные – кроме них и духовного класса – будут подняты к совершенству постепенно, на протяжении Тысячелетнего века.) Таким образом, этот класс, как человеческие представители Христа в деле обновления и благословения остального человечества, с самого начала будет готов к огромному делу, которое ему предстоит. Как духовная природа обязательна для выполнения дела Христа, так и совершенная природа человека приспособлена для будущего дела между людьми. Они будут выполнять службу и будут видны глазам людей, в то же время слава их совершенства будет постоянным примером и стимулом для тех, кто пожелает прийти к аналогичному совершенству. То, что эти достойные люди прошлого будут принадлежать к человеческой фазе царства и будут видны глазам людей, сполна подтверждено словами Иисуса к отвергавшим Его неверующим иудеям. Он сказал:“Увидите Авраама, Исаака и Иакова, и всех пророков в царствии Божьем”. Следует, однако, заметить также, что Учитель не упомянул, будто бы с Авраамом увидят Его Самого или апостолов. На деле же, находясь в ней, люди будут видеть земную фазу царства, а не духовную, к тому же некоторые будут крайне разочарованы, узнав, что они отвергли столь большую честь.
У нас нет подробных сведений о том, каким именно образом этим двум фазам небесного царства удастся действовать слаженно. Однако мы имеем иллюстрацию того, каким образом они могут действовать:на примере общения Бога с Израилем через его представителей – Моисея, Аарона, Иисуса Навина, пророков и т.д., – хотя грядущее проявление божественного могущества будет намного выше, чем в образном веке, поскольку дело грядущего века включает пробуждение всех мертвых и восстановление послушных к совершенству. Это дело потребует установления между людьми совершенного правления во главе с совершенными людьми, чтобы они могли правильно организовать государственные дела. Потребуется решение вопроса разного рода образовательных мероприятий и благотворительных начинаний. Столь замечательное дело приподнятия человеческого рода путем уверенных, твердых шагов (под руководством невидимых духовных участников того же царства) является высокой честью, к которой эти достойные мужи древности определены, и к которой они выйдут приготовленными вскоре после окончательного развала царств этого мира и связания их князя – сатаны. Как представители небесного царства, наделенные от Бога почестями, они за короткое время удостоятся уважения и взаимности всех людей.
Занять место в земной фазе Божьего царства будет равнозначно удовлетворению каждого желания и стремления совершенного человеческого сердца. С первого шага это станет чудесным и приятным уделом, однако слава будет приумножаться только со временем и успехами в благословенном деле. И когда под конец тысячи лет Христос завершит грандиозное дело реституции (в огромной мере благодаря посредству этих благородных людей-тружеников), когда весь человеческий род (за исключением непоправимых – Мат. 25:46; Отк. 20:9) предстанет в присутствии Иеговы с похвалою, без пятен, морщин или чего-либо подобного, тогда те, которые являлись орудиями в этом деле, будут сиять между своими собратьями, а также перед Богом, Христом и ангелами, “как звезды во веки, навсегда” (Дан. 12:3). Их труд, их дело любви никогда не будут забыты их признательными собратьями. Они навсегда останутся в памяти (Пс. 111:6).
Как бы не была велика вся слава совершенных людей, составляющих земную фазу царства, небесная слава будет превосходнее. Если первые будут навеки сиять, как звезды, то сияние последних будет подобно яркому сиянию небосвода – подобно солнцу (Дан. 12:3). Почести небес, а также земли, будут возложены к стопам Христа. Человеческий ум может только приблизиться к пониманию, но не способен отчетливо понять славы, которая будет явлена в Христе сквозь нескончаемые времена вечности (Рим. 8:18; Еф. 2:7-12).
Именно посредством этих двух фаз царства будет подтверждено данное Аврааму обетование:“В тебе и в семени твоем благословятся все народы земли”. “Умножу семя твое, как песок на берегу моря и как звезды небесные” – семя земное и семя небесное, оба как орудия Бога в благословении мира. С самого начала Богу были известны и находились в Его мыслях обе фазы обетований, причем Авраам мог видеть только земную. Хотя Бог выбрал из естественного семени ведущие лица духовного класса (апостолов и других) и предложил наибольшие, духовные благословения всем тем из упомянутого народа, кто жил в пору вышнего звания, однако все это было непомерно выше того, чего Авраам когда-либо надеялся от завета – было милостью за милостью.
Ап. Павел (Рим. 11:17) говорит о завете Авраама, как о корне, из которого Израиль по плоти вырос естественным путем, но в который, после того, как естественные ветви были выломаны по причине неверия, были привиты верующие из язычников. Это аргументирует двойное выполнение обетования о развитии двух видов семени – земного (человеческого) и небесного (духовного), – которые будут составлять две фазы царства. Этот завет-корень удерживает два различных вида ветвей, каждая из которых принесет в воскресении свой вид совершенных плодов – человеческий и духовный классы во власти царства. В порядке развития первыми оказались естественные (земные), а затем небесные правители, но в порядке знатности положения и времени установления первыми будут духовные, а только затем естественные. Итак, последние будут первыми, а первые последними (Матф. 19:30; Луки 16:16).
Данное Аврааму обетование, о котором упомянул Стефан (Деян. 7:5) и в которое верил Израиль, было земным, касалось земли. Стефан сказал , что Бог “обещал дать ему ее во владение”. Бог сказал Аврааму:“Возведи очи твои, и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу, и к югу, и к востоку, и к западу. Ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки. И сделаю потомство твое как песок земной; если кто может счесть песок земный, то потомство твое сочтено будет. Встань, пройди по земле сей в долготу и в ширину ее; ибо тебе дал ее” (Быт. 13:14-17). Стефан говорит, что этому обетованию еще предстоит выполниться, ведь, по его словам, Бог не дал Аврааму “на ней (на земле) наследства на стопу ноги”.
Вспоминая этот класс достойных мужей древности, а среди них Авраама, апостол подтверждает сказанное Стефаном, что данное Аврааму обетование еще не получило своего выполнения. Продолжая, он показывает, что те земные обетования не могут быть выполнены и не будут, пока не выполнятся более возвышенные небесные обетования, касающиеся Христа (Главы и тела). Апостол говорит, что все они умерли в вере, не получив (не имея возможности получить исполнения) обетования, потому что Бог предвидел лучшее для нас (Христа), дабы они не без нас достигли совершенства (Евр. 11:13, 39, 40). Вот так еще раз показано, что Искупитель и Восстановитель является духовным, отдавшим человеческое жертвой за всех, и что от этого духовного класса после его возвышения к славе должны прийти все благословения – независимо от того, кто будет удостоен чести быть для этого орудием или посланником (Рим. 12:1; Гал. 3:29).
Так вот, оказывается, что земная фаза царства будет израильской, и вокруг этого факта сосредоточены многочисленные пророчества, относящиеся к видному положению этой нации в Божьем Плане грядущего благословения мира, когда их скиния, падшая в прах, будет восстановлена, а Иерусалим станет славою всей земли. Найденные нами высказывания пророков и апостолов недвусмысленно показывают, что во времена реституции Израиль, как нация, будет первым среди народов, пришедшим к согласию с новым порядком вещей; что земной Иерусалим будет возведен заново на старых грудах, и что его государственность будет, как вначале, под надзором князей, то есть судей (Ис. 1:26; Пс. 44:16; Иер. 30:18). Чего еще можно ожидать с большим основанием, нежели радости Израиля, что он самым первым должен распознать пророков и патриархов, и что знание и долгий путь повиновения Закону несомненно должны были приготовить его к сговорчивости и послушанию авторитету царства? И если Израиль будет первым среди народов, признанным и получившим благословения, то о Израиле написано также, что “спасет Господь сначала шатры Иуды”.
Мы не считаем столь важным входить в дискуссию, где именно следует искать “потерянные колена” Израиля. Может верно, а может и нет, что, как утверждают некоторые, следы “потерянных колен” ведут к тем или иным цивилизованным народам наших дней. И хотя некоторые из предлагаемых доказательств не лишены смысла, однако, в целом, это всего лишь большей частью предположения и догадки. Даже при наличии четких доказательств, что некоторые из цивилизованных народов являются потомками утерянных колен, это не принесло бы им никакой пользы под “небесным”, “вышним званием”, ибо оно, после их отвержения, как народа, не признает различия между иудеем и язычником, свободным и рабом. В случае, если б подобный факт когда-нибудь оказался очевидным (а пока еще не стал), он будет в совершенстве гармонировать с пророчествами и обетованиями, имеющими отношение к этому народу, однако еще ожидающими своего выполнения в земной фазе царства.
Естественная взаимная привязанность, уцелевшая мера доверия к невыполненным пока обетованиям, а также все присущие им предубеждения будут благоприятствовать всеобщему и быстрому принятию новых правителей, тогда как приученость к частичному повиновению Закону также будет благоприятствовать быстрому восприятию ими принципов нового правления.
Будучи центром империи в период образного Божьего царства, Иерусалим снова займет это место и будет “городом Великого Царя” (Пс. 47:2, 3; Мат. 5:35). Город является символом царства, символом власти. Похожим образом Божье царсто символически представлено Новым Иерусалимом, новой властью, нисходящей с небес на землю. Вначале она будет состоять только из духовного класса – Невесты Христа, – который, как видел ап. Иоанн, будет постепенно сходить на землю, то есть будет постепенно усиливать свою власть по мере того, как в дне Господа нынешние империи будут распадаться на части. В свое время будет, наконец, установлена земная часть этого города, этого правления, составными или членами которой будут достойные мужи древности. Это не будут два города (правления), а лишь один город, одно небесное правление, за которым высматривал Авраам, “ожидая града, имеющего твердые основания” – ожидая правления, заложенного в праведности, на твердом скалистом основании праведности Христа, Искупителя, давшего цену искупления за человека, и на нерушимости божественной справедливости, которая более не может осуждать искупленных, как прежде не могла оправдывать виновных (Рим. 8:31-34; 1 Кор. 3:11).
Славный Город Мира! Его стены вещают о спасении, защите и благословении для всех в него входящих; его основание, положенное в праведности, никогда не может быть сдвинуто с места, а его Строителем и Архитектором является Сам Бог! В сияньи света этого славного города (царства) Бога народы (люди) будут ступать по пути святости к совершенству и полному согласию с Богом (Отк. 21:24).6*

Когда в конце Тысячелетнего века человечество придет к совершенству, оно, как было показано, сможет полноправно войти в Божье царство, получив полный контроль над землей – как при первоначальном замысле, когда каждый человек будет властелином, царем. Это ясно показано в символическом пророчестве ап. Иоанна (Отк. 21:24-26). В видении ему были показаны не только люди, ходящие в его свете, но и входящие в его славу цари. Однако же, никто не мог в него войти, кто бы мог его осквернить. Никто не сможет связать свою жизнь с этим городом (царством), если прежде не будет полностью испытан, если примется за обман и неправедность или хотя бы пожелает этого. Ими будут исключительно те, кого Агнец впишет, как достойных вечной жизни, кому Он скажет:“Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство уготованное вам”.

    Следует помнить, что хотя буквальный Иерусалим обязательно будет отстроен и, очевидно, станет столицей мира, однако многие пророчества, упоминающие Иерусалим и его будущую славу, подразумевают под этим символом царство Бога, установленное с большим величием.
Если вести речь о будущей славе представленной в Иерусалиме земной фазы царства, то пророки в своих пламенных высказываниях говорят следующее:“Торжествуйте, пойте вместе, развалины Иерусалима; ибо утешил Господь народ Свой, искупил Иерусалим веселием и народ его радостью”. “Ибо вот, я творю Иерусалим веселием и народ его радостью”. “Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем,.. чтобы вам упиваться и наслаждаться преизбытком славы его, ибо так говорит Господь:Вот, Я направлю к нему мир как реку, и богатство народов как разливающийся поток”. “В то время назовут Иерусалим престолом Господа; и все народы ради имени Господа соберутся в Иерусалиме”. “И пойдут многие народы и скажут:Придите и взойдем на гору (царство) Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям; и будем ходить по стезям Его. Ибо от Сиона (духовной фазы) выйдет закон и слово Господнее из Иерусалима” – земной фазы (Ис. 52:9; 65:18; 66:10-12; Иер. 3:17; Ис. 2:3).
Рассматривая многочисленные драгоценные обетования будущих благословений для Израиля и надеясь их своевременного выполнения для этого народа, хорошо бы помнить, что Израиль, как народ, является одновременно образным и вполне реальным. В определенном аспекте он является образом всего мира человечества. Их Завет Закона послушания и жизни был образом Нового Завета, который будет установлен с миром в Тысячелетнем веке и в будущих веках.
Кровь примирения под упомянутым образным Заветом и священство, применявшее эту кровь для народа, представляли кровь Нового Завета и Царское Священство, которое на протяжении Тысячелетия использует ее для очищения и благословения всего мира. Таким образом, их священство символизировало Христа, а сам народ символизировал всех тех, за кого была дана подлинная жертва, и к кому придут подлинные благословения – к “каждому человеку”, ко “всему миру”.
Далее, будем помнить, что хотя грядущие благословения, как и прошлые, будут прежде всего для иудеев и только затем для язычников, однако превосходство в обретении иудеями божественной милости будет исключительно делом времени, а это, как мы показали, будет естественным следствием их воспитания Законом и в свое время послужит цели привести их ко Христу. Хотя благодаря этому при первом пришествии приведен был только остаток, однако во втором пришествии они будут приведены как народ, и как народ будут первоплодом среди народов. В конце концов всякое благословение, обещанное Израилю – за исключением принадлежащих избранным классам, – осуществится в этом народе не только на деле, но и образно осуществится во всех народах земли. Под этим правлением “Он (Бог) воздаст каждому по делам его”, “слава же и честь и мир – каждому, делающему доброе:как Иудею, первому, так и Еллину. Ибо нет лицеприятия у Бога” (Рим. 2:6, 10, 11, НП).
Апостол Павел обращает наше внимание прежде всего на достоверность в будущем Божьих обетований для Израиля, показывая, какие именно милости они утратили из-за неверия, а какие остались обязательными. Он говорит, что гордость, непримиримость сердца и неверие не позволили Израилю, как народу, получить то, чего он искал – главенствующего места в божественной милости и служении. Здесь слова ап. Павла не относятся ко всем родам Израиля – со времен Авраама, – а только к поколениям7, жившим в период первого пришествия. Его слова касаются всех его родов, живших в продолжение Евангельского века, когда была предложена наибольшая милость – вышнее звание к божественной природе и сонаследию с Иисусом. Израиль как народ не сумел распознать и ухватиться за эту милость. И хотя Бог навестил язычников и многих из них призвал через Евангелие, они так же, как Израиль по плоти, не смогут получить небесной награды. Однако есть класс, остаток, “малое стадо” из числа всех призванных, которое внимает зову и благодаря своему послушанию и самопожертвованию делает это звание и избрание твердым. Таким образом, то, чего не удалось получить Израилю, как народу, а также номинальной христианской церкви, дано избранному, выбранному классу, верным – “телу Христа”, – избранным, выбранным (исходя из знания Богом наперед) посредством освящения Духом и веры в истину (2 Фес. 2:13; 1 Пет. 1:2).
Хотя отрекшись Мессии, Израиль, бесспорно, полностью потерял особую милость, однако ап. Павел утверждает, что это вовсе не свидетельствовало об их окончательном отторжении от милости. У них все еще оставалась упомянутая привилегия быть привитыми к Христу и к духовным милостям, которыми пользовалось остальное человечество, если бы в то время, когда было дано призвание, они приняли его верою. Ведь, аргументирует ап. Павел, Бог способен привить их снова – но уже привить как дикие ветви – и силен это сделать, если только они не пребудут в неверии (Рим. 11:23, 24).
Более того, ап. Павел доказывает, что хотя Израиль утратил самое важное благословение, “которое искал” – главенствующее место в Божьем царстве, – однако осталось неизменным, что великие обетования для этого народа будут все-таки выполнены, поскольку, рассуждает апостол, Божьи дары, Божьи призвания, заветы и обетования не возвратятся невыполненными. Бог ведал о конце с самого начала; Он знал, что Израиль отвергнет Мессию; в свете такого знания Его недвусмысленные обетования для них дают уверенность, что Израиль еще обязательно послужит Господу, как Его орудие в благословении мира, хотя “Израиль не получил того, чего искал” – главной милости. Далее, ап. Павел открывает, что обетования Божественного завета с Израилем были такого характера, что оставляли открытым и неопределенным будут ли они, как народ, духовным или земным семенем – унаследуют ли они и будет ли в них выполнено более значимое служение, упомянутое в обетованиях, или менее значимое. Более важную, духовную милость Бог держал до определенного времени в тайне, а данные для них обетования говорили только о земной милости, хотя Бог оказал им благосклонность, первым предложив духовные милости, дав таким образом больше, чем когда-либо обещал. Словом, небесные обетования были скрыты в земных. Эти обетования, говорит ап. Павел, не могут не осуществиться, и предложенная вначале скрытая милость и неприятие этой милости ослепленным Израилем ни в коей мере не лишают законной силы и не аннулируют другой черты обетования. И еще апостол говорит, что хотя Израиль, как нация, отстранен от милости на время, когда из иудеев и язычников избирается Невеста Христа, однако наступит время, когда после укомплектования Освободителя (Христа, Главы и тела) божественная милость вернется к Израилю по плоти, и полный славы Освободитель отвратит нечестие от Иакова8, и так весь Израиль будет спасен (возвращен к милости), как пишет о том пророк. Вот слова апостола:
“Ибо не хочу оставить вас, братья, в неведении о тайне сей, (полагаясь на свой собственный ум), что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников (пока будет завершен выбор полного числа из язычников); и таким образом весь Израиль спасется, как написано:придет от Сиона Избавитель (Христос, Глава и тело) и отвратит нечестие от Иакова. И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи. В отношении к БЛАГОВЕСТИЮ, они враги ради вас; а в отношеннии к избранию (все еще) возлюбленные Божии ради отцов. Ибо дары и призвание Бога непреложны. Как и вы (язычники) некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы (из рук прославленной Церкви). Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать (Сравни Рим. 5:17-19). О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия” (Рим. 11:25-33).

Наследники Царства

     “Кто взойдет на гору (буквальная гора является символом царства) Господню (Иеговы), или кто станет на святом месте (в храме) Его? Тот, у кого руки неповинны и сердце чисто” (Пс. 23:3, 4).
Город Иерусалим был возведен на вершине горы – двойной вершине, – разделенной долиной Тиропеон на две части. Тем не менее, он был одним городом, окруженным одной стеной, с мостами, соединяющими обе части. На одной из этих вершин был построен Храм. Это можно понять как символ единства царских и священнических качеств прославленной Церкви или как одно царство Бога в двух фазах – духовный храм не земного происхождения, а новой духовной, небесной природы (Евр. 9:11), разделенный и одновременно соединенный с земной фазой.
Давид, кажется, упоминает оба эти места. Вообще-то, жить в городе было честью, но еще большей честью было подняться в святой храм, в священные окрестные места, куда было разрешено входить исключительно священникам. Поэтому Давид обращает внимание, что безупречность жизни и правдивость сердца нужны всякому, кто пожелает достичь той или иной почести. Как полон чистоты Первосвященник нашего исповедания, так и призваны быть чистыми стремящиеся принадлежать к Царскому Священству, – если только они окажутся достойными сонаследия с Ним. Тот, кто имеет в себе эту надежду, очищает себя, как и Он чист. Чистота – это, как удалось показать, есть чистота намерений, почитаемая нам, как абсолютная, действительная, приписываемая нам Христовая чистота, заполняющая наши неизбежные недостатки и компенсирующая наши неизбежные слабости – пока мы ходим по духу, а не по плоти.
Однако не следует забывать, что чистота, искренность и полное посвящение Богу одинаково неотъемлемы для всех, кто войдет в Божье царство на обоих уровнях. Так было с достойными мужами древности, которые унаследуют земную фазу царства под правлением Христа. Они возлюбили праведность и возненавидели зло, и горестно печалились и раскаивались, когда оказывались виновными или спотыкались в своих слабостях и недостатках. Так было и с верными Евангельского века и так будет со всеми в Тысячелетии, когда Божий Дух, Дух истины будет излит на всякую плоть. Победители того века также будут нуждаться в стремлении к чистоте сердца и жизни, чтобы на условиях Божьего распоряжения получить право войти в этот город – царство, приготовленное для них от основания мира, в возрожденное первоначальное владычество.

Железное Правление

    Многие ошибочно полагают, что когда Тысячелетнее царство Христа начнет свою деятельность, каждый будет доволен его правлением. Не тут то было. Его требования будут гораздо более взыскательными, нежели любого иного предыдущего правления, а свободы людей будут ограничены до такой степени, что это вызовет раздражение тех многих, кто сегодня ратует за их расширение. Будет положен конец своеволию обманывать, представлять в ложном свете, требовать сверх положенного и злоупотреблять чужим доверием. Всем также будет отказано в беспрепятственном нанесении себе и другим вреда путем злоупотребления едой и напитками, а также во всяких вольностях портить хорошие нравы. Никому не будет дано свободы и права делать какое бы то ни было зло. Единственной свободой, данной всякому, будет истинная и полная хвалы слава сыновей Бога – свобода всевозможными способами делать добро себе и другим. В то же время будет поставлена преграда делать вред или убивать во всем Святом Царстве (Ис. 11:9; Рим. 8:21). В конце концов для многих такое право покажется очень уж суровым, руша все их прежние привычки и обычаи, а также ломая нынешние институции, покоящиеся на тех же ложных привычках и неверных представлениях о свободе. Из-за своей твердости и действенности оно символически названо железным правлением:“И будет (Он) пасти их жезлом железным” (Сравни Отк. 2:26, 27; Пс. 2:8-12; 48:15). Так выполнятся слова:“И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом (праведным судом) истребится убежище лжи, и воды (истина) потопят место укрывательства”, и всякая укрытая вещь будет явлена на свет (Ис. 28:17; Мат. 10:26).
Многие будут питать откровенную неприязнь к этому совершенному и беспристрастному правлению, так как в прошлом, под властью нынешнего князя, привыкли помыкать своими смертными собратьями и жить полностью за счет других, не удосуживаясь воздать им взамен. Нынешняя жизнь, полная попустительства своим желаниям и самодовольству, вполне естественно потребует и на деле получит многие и суровые наказания – прежде чем удастся выучиться урокам этого царства – равенству, беспристрастию и праведности (Пс. 88:33; Лук. 12:47, 48). Сначала этот урок будет преподнесен живущему поколению и притом очень скоро (Иак. 5).
Но, блаженная мысль! Когда Князь Жизни железным правлением введет в действие законы праведности и равноправия, тогда массы человечества поймут, что “Правда возвышает народ, грех же поношение народам”. Они познают, что в конечном счете Божий план и законы являются для них наилучшими, и под конец научатся любить праведность и ненавидеть зло (Пс. 44:8; Евр. 1:9). Все, кто под этой властью не научатся любить добро, будут признаны недостойными продолжительной жизни и будут истреблены из народа (Деян. 3:23; Отк. 20:9; Пс. 10:5-7).

Вечное Царство

     “Иегова будет царем над всею землею в тот день” (Зах. 14:9). Царство, которое Иегова установит под властью Христа в период Тысячелетия, будет царством Иеговы, тем не менее, оно будет под непосредственным контролем Христа, как Его наместника – почти таким же образом, как правительство Соединенных Штатов после завершения гражданской войны ведало делами южных штатов страны. На какое-то время южным штатам было запрещено управлять собственными территориями путем избрания своих должностных лиц, дабы они приспособились к конституционным законам Соединенных Штатов. На их место были назначены губернаторы, имеющие полную свободу действий, с целью реконструировать правительства этих штатов и вернуть их обратно к полному взаимопониманию с центральным правительством. Подобным образом особое правление Христа над земными делами будет на ограниченное время и с определенной целью, и завершится, когда эта цель будет достигнута. Взбунтовавшись, человек утратил свои, прежде данные ему Богом, права, – в том числе умение управлять собою согласно законам Иеговы. Бог через Христа искупляет все эти права и гарантирует человеку право не только самому вернуться к прежнему состоянию, но и вернуться к его прежней роли царя земли. Однако, чтобы вернуть человека обратно – как задумано Богом, – наиболее благоприятным образом запечатлев нынешний опыт, то есть склоняя человека применить для собственного возрождения свои собственные усилия, – потребуется сильное, совершенное правительство. Эта честь довести до конца возрождение человека, это право, за которое Он умер, передано Христу; и “Ему надлежит царствовать, доколе (Он) низложит всех врагов под ноги Свои” – пока не будет никого, кто бы не признал Христа и не отдал Ему чести и послушания. После этого, завершив Свою миссию восстановления, реституции человечества, Он передаст царство Богу, самому Отцу, и, как вначале, человечество напрямую будет иметь дело с Иеговой – после того как посредническая роль человека Христа Иисуса полностью и окончательно завершит грандиозное дело примирения (1 Кор. 15:25-28).
Царство, переданное Отцу, по-прежнему будет царством Бога, да и законы его всегда будут теми же. Все человечество, совершенным образом возродившееся к тому времени, будет способно воздать совершенное послушание в букве и в духе. Все, на что способен человек сегодня, это лишь дух послушания и стремление следовать закону Бога. Полная буква совершенного закона сразу осудила бы людей на смерть (2 Кор. 3:6). Мы же сегодня приняты исключительно через искупление Христа.
Пока не пришло действительное совершенство, “страшно впасть в руки Бога Живого!” (Евр. 10:31). Ныне и вплоть до истинного совершенства никто не может устоять перед законом строгой справедливости. Все нуждаются в милости, даром предложенной Христовой заслугой и жертвой. Но когда Христос передаст царство Отцу, Он представит Богу всех без единого порока, подобающих и способных воспользоваться вечным блаженством совершенного права Иеговы. В то время исчезнет всякая боязнь, а Иегова и Его возрожденные творения будут, как и вначале, находиться в полном согласии.
Когда в конце Тысячелетнего века Христос передаст Отцу властвование над землей, Он это сделает путем передачи его человечеству, как представителям Отца – тем, кому эта честь была уготована с самого начала (1 Кор. 15:24; Мат. 25:34). Итак, царство Бога будет длиться вовеки. Узнаем об этом из слов нашего Господа:“Тогда скажет Царь тем, кто по правую сторону Его (кто путем согласия и послушания получит милость в период Тысячелетнего царствования):придите, благословенные Отца Моего (которых Отец намерен благословить), наследуйте Царство, уготованное ВАМ от основания мира” (НП).
Это царство и честь, приготовленные для человека, не следует ошибочно принимать за еще более возвышенное царство и честь, приготовленные для Христа, которые “Бог предназначил прежде веков к славе нашей” (1 Кор. 2:7), и к которым мы были избраны в Христе прежде основания мира. И хотя, как было показано, особое вмешательство и царствование Христа над землей в свое время завершится, однако нам не следует делать вывод, будто слава, владычество и могущество Христа на этом прекратятся. Вовсе нет, Христос навсегда соединен со всею божественной славой и могуществом по правую руку милости Иеговы, а Его Невеста и сонаследница будет навсегда делить Его возрастающую славу. О том, какие удивительные деяния в иных мирах ожидают могущества высокопоставленного посланника Иеговы, мы можем догадываться не больше, чем о безграничности и действенности божественного всевластия и безграничности вселенной.
Воистину, на какой бы фазе царства не концентрировалось наше внимание, это царство является “желанием всех народов”, поскольку с ним все обретут благословение. Поэтому, все могут с нетерпением ожидать того времени и разумно молиться:“Да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя как на небе, так и на земле”. Вот почему все творение столь долго стонало и ожидало в неведении – ожидало откровения Сынов Бога, ожидало царства, которое сокрушит зло, а также благословит и исцелит все народы (Рим. 8:19; 16:20).


1* В переводах Diaglott и Ротергема находим слова “между вами” как синонимы слов “посреди вас”. Это, естественно, не согласуется с какой бы то ни было теорией, утверждающей, что царство, о близком установлении которого говорил Иисус, находилось в сердцах фарисеев, которых Он именовал лицемерами и побеленными гробами. Это царство, когда будет установлено, будет “между” или “посреди” всех классов, властвуя и свершая суд.

2* Греческое “gennao” и его производные, иногда переведенные на “зачатый”, иногда на “рожденный”, на деле содержат в себе оба значения и должны переводиться одним из двух русских слов, в зависимости от смысла выражения, в котором они встречаются. Оба значения – зачатие и рождение – всегда взаимозависимы, то есть когда упоминаеться одно, то всегда подразумевается и другое, ведь рождение – это естественное последствие зачатия, а зачатие – естественная предпосылка рождения. Если главный член предложения, к которому относится слово “gennao”,  мужского рода, его следует переводить как “зачатый”, если женского – “рожденный”. Так, например, в 1 Иоан. 2:29; 3:9; 4:7; 5:1, 18 “gennao”  следует переводить на “зачатый”,  так как слово “Бог” мужского рода.

Тем не менее, иногда перевод зависит от рода действия – мужского или женского. Используемое с приставкой “ek”, имеющей значение “от” или “из”, его следует переводить как “рожденный”. Так в 1 Иоан. 3:5, 6 “gennao” следует переводить на “рожденный”, как на то указывает слово “ek” – из воды, из плоти, из Духа.

3* Это же греческое слово переведено на “рассмотреть” в Деян. 15:6:“И собрались апостолы и пресвитеры рассмотреть (понять, изучить) это дело”. Оно же переведено на “учти” в Рим. 11:22:“Итак, учти  (познай, пойми) благость и строгость Бога” (НП). Также в Иоан. 3:1:“Посмотрите (рассудите, познайте, поймите), какую любовь дал нам Отец”.

4* Слова “сущий в небесах” (стих 13) не находятся в древних, наиболее достоверных манускриптах.

5* В этом стихе слова:“Прочие из умерших не ожили, доколе не окончится  тысяча  лет”, –  не  являются  подлинными.  Их нет в наиболее древних и достоверных манускриптах – Греческом, Синайском, Ватиканских N1209, N1160 и Сирийском. Следует помнить, что многие отрывки современных изданий добавлены и, строго говоря, не принадлежат Библии. Имея наставление ничего не добавлять к Божьему Слову, мы считаем своим долгом избавляться от подобных добавок, если только установлен их поддельный характер. Вполне возможно, что упомянутые слова проникли в текст случайно – где-то в пятом веке. Ни один из более древних манускриптов (Греческий или Сирийский) не содержит подобного предложения. Возможно, вначале это было только примечание читателя, сделанное на полях рукописи, выражающее собственное толкование и внесенное в подлинник одним из последующих переписчиков, не уловившим различия между текстом и комментарием.
    Тем не менее, непризнание этого предложения не имеет существенного влияния на изложенный здесь “План”, ибо прочие из умерших – весь мир – не “оживут” сразу в том полном, совершенном смысле, как жил Адам до того как согрешил и попал под приговор “умирая умрешь”. Совершенная жизнь без недостатков и умирания – вот то единственное, что Бог подразумевает под словом жизнь. С Его точки зрения весь мир уже потерял жизнь, умирает, и сейчас может быть назван скорее мертвым, чем живым (2 Кор. 5:14; Мат. 8:22).
    Слово “воскресение” (гр. “anastasis”) означает поднятие. В случае человека оно означает поднятие человека к тому состоянию, от которого он отпал – к утраченному Адамом полному совершенству человеческой природы. Совершенство, от которого отошел наш человеческий род, – это совершенство, к которому он должен постепенно подняться в Тысячелетнем веке реституции, воскресения (поднятия). Век Тысячелетия – это не только век испытаний, но и век благословений, а посредством воскресения, реституции к жизни все утраченное будет возвращено тем, кто, узнав об этом и имея возможности, выразит готовность послушания. Процесс воскресения будет постепенным, требующим для своего завершения целого века, хотя простое пробуждение, к такой как сегодня частичной мере жизни и сознания, будет делом мгновения. Окончательно, пока не закончится тысяча лет, человеческий род не обретет всей меры жизни, потерянной в Адаме. И если частичная смерть – это частичный отход от совершенной жизни, – то, даже если вышеприведенные слова не являются частью вдохновенного текста, следует прямо сказать, что прочие из “умерших не оживут” снова (снова не обретут полноты утерянной жизни), пока не завершится тысяча лет реституции и благословений.

6* Слова “спасенные” и “честь”, приведенные в этом стихе, в наиболее достоверных, древних манускриптах не находятся. Этих слов нет также в стихе 26.

7* “поколений” в смысле генераций, а не племен.

8* “Иаков” относится здесь к Израилю по плоти.


в Библиотеку…

читать 13 главу…

читать 15 главу…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.